Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕУПЛАТУ НАЛОГОВ ГРАЖДАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕУПЛАТУ НАЛОГОВ ГРАЖДАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
255
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАЛОГИ / НЕУПЛАТА НАЛОГОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лещина Анастасия Сергеевна

В данной статье пойдет речь о правовой сущности обязанности граждан уплачивать налоги, исследована ответственность, которая возникает у граждан РФ в случае неисполнения данной конституционной обязанности, в частности будет подробно проанализирована административная ответственность за неуплату налогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR NON-PAYMENT OF TAXES BY CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article will discuss the legal nature of the obligation of citizens to pay taxes, examine the responsibility that arises from citizens of the Russian Federation in the event of failure to fulfill this constitutional obligation, in particular, administrative responsibility for non-payment of taxes will be analyzed in detail.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕУПЛАТУ НАЛОГОВ ГРАЖДАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №3/2022

Научная статья Original article УДК 342.9

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕУПЛАТУ НАЛОГОВ ГРАЖДАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR NON-PAYMENT OF TAXES BY CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Лещина Анастасия Сергеевна, студентка, ФГБОУ ВО «Российский Государственный Университет Правосудия Крымский филиал» (295006, Южный федеральный округ, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Павленко, 5),

тел. +7 (3652) 66-84-41, a.leshina00@mail.ru

Leshchina Anastasia Sergeevna, student, Russian State University of Justice Crimean subsidiary" (295006, Southern Federal District, Republic of Crimea, Simferopol, Pavlenko St., 5), tel. +7 (3652) 66-84-41, a.leshina00@mail.ru

Аннотация. В данной статье пойдет речь о правовой сущности обязанности граждан уплачивать налоги, исследована ответственность, которая возникает у граждан РФ в случае неисполнения данной конституционной обязанности, в частности будет подробно проанализирована административная ответственность за неуплату налогов.

Abstract. This article will discuss the legal nature of the obligation of citizens to pay taxes, examine the responsibility that arises from citizens of the Russian

1550

Federation in the event of failure to fulfill this constitutional obligation, in particular, administrative responsibility for non-payment of taxes will be analyzed in detail. Ключевые слова: административная ответственность, налоги, неуплата налогов.

Keywords: administrative responsibility, taxes, non-payment of taxes.

В Определении от 12. 07. 2006 г. № 267-О четко выражена правовая позиция Конституционного суда РФ, согласно которой, «...федеральное законодательство о налогах и сборах призвано создать надлежащие условия исполнения налоговой обязанности» [7].

Конституционная обязанность платить установленные государством сборы и налоги, согласно содержанию Определения от 27.12.2005 № 503-0, носит публично-правовой характер [6].

Также стоит отметить, что ст. 57 Конституции РФ [1] устанавливает, что уплата налогов - это одна из ключевых конституционных обязанностей организаций и граждан России.

Обратимся к определению, которое содержится в п .1 ст. 8 Налогового кодекса РФ: налог - это индивидуальный безвозмездный платеж. Именно в уплате налога, в конечном счете, выражается исполнение налоговой обязанности. И, с точки зрения известно научного деятеля В. Е. Кузнеченковой, «сущность обязанности по уплате налога заключается в определенных лишениях» [4,20].

В налоговом законодательстве, в силу 2 п. 2 ст. 1 НК РФ [2], должны быть установлены порядок исполнения обязанностей по уплате сборов и налогов, а также причины их возникновения, изменения или прекращения. Таким образом, обязанность гражданина по налоговой обязанности не может нести абстрактный характер, так как закрепляется законодательно.

«Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные

1551

настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом» - определено в п. 5 ст. 3 НК РФ.

Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить - п. 6 ст. 3 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 3 НК РФ, налоговая обязанность возникает при наличии законно установленных налогов. В п. 27 ст. 3 НК РФ указаны основополагающие принципы, которые всегда должны соблюдаться при установлении налогов. В ст. 17 НК РФ указаны элементы налогообложения, наличие которых является обязательным условием для того, чтобы налог считался законно установленным.

Пункт 2 ст. 44 НК РФ раскрывает условия возникновения обязанности по уплате конкретного налога, устанавливая, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Говоря про ответственность за неуплату налогов, следует обратиться к понятию «ответственность», которое закреплено в ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации. Речь идет о невыполнении обязательств, возложенных на налогоплательщиков. За это предусмотрена ответственность в соответствии с законодательством РФ [2].

На данный момент уклонение от уплаты налогов является наиболее распространенным правонарушением в экономической деятельности. За него предусмотрена серьезная ответственность:

1) налоговая (то есть финансовая, применяемая ко всем налогоплательщикам);

2) административная (в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП) в отношении должностных лиц и, в некоторых случаях, граждан);

1552

3) уголовная (по статьям Уголовного кодекса РФ (УК), в отношении граждан и представителей организаций) [5,35].

Налоговая ответственность за правонарушения предусмотрена для организаций и граждан с 16 лет (ст. 107 НК).

Лица, совершившие налоговые правонарушения, могут быть освобождены от ответственности при таких обстоятельствах, как:

- отсутствие состава налогового нарушения;

- истечение срока давности для налоговых преступлений;

- не виновное поведение нарушителя налоговых обязательств (ст. 109

НК).

Кроме того, в Налоговом кодексе существует две формы вины за нарушение налогового законодательства: преднамеренная вина и небрежность.

Преднамеренная вина (умышленная) рассматривается как нарушение, при котором нарушитель понимал незаконность своих действий или желал опасных последствий. Ответственность за такие деяния наступает в соответствии с налоговым законодательством (ст. 122 НК РФ).

Если гражданин не знал о незаконности своих действий, нарушение считается совершенным по небрежности, даже если он мог его осознавать. Ответственность за такое правонарушение предусмотрена ст. 122 НК. В то же время не указано, какие именно действия (бездействие) имели негативные последствия. Это выражается в занижении налогооблагаемой базы и простом ошибочном определении налога.

Важным моментом для правосудия является соблюдение срока исковой давности, который не должен превышать трех лет (ст. 113 НК). Срок давности восстановлению не подлежит [8].

Анализируя отдельно административную ответственность, стоит сказать, что к данной ответственности привлекаются налогоплательщики на основе протокола о нарушении. По нему начинается производство в соответствии с КоАП.

1553

Согласно КоАП, только должностные лица несут ответственность за правонарушения, граждане же в данный список не входят (по главе 15) [3]. Рассмотрим подробнее одни из наиболее распространенных налоговых правонарушений.

A) В соответствии со статьей 15.3 КоАП, фирмы обязаны стать на налоговый учет в течение десяти дней с момента регистрации; несоблюдение данного требования влечет за собой штраф от 500 до 1000 рублей. Применение этих санкций не исключает ответственности и для самой компании в соответствии со ст. 116 НК.

Б) В соответствии со статьей 15.5 КоАП, если не соблюдены сроки представления отчетов и деклараций в ИФНС, то наступает ответственность в виде предупреждения или штрафа от 300 до 500 рублей. Граждане подлежат ответственности за действия аналогичного характера в соответствии со ст. 119 НК.

B) На основании статьи 15.6 КоАП, за отказ в представлении документов в ИФНС для проверки правильности производства расчета платежей, как должностные лица, так и предприниматели и граждане привлекаются к ответственности. При этом налогоплательщику вручается требование о предоставлении отчетных документов в течение 10 дней. После этого периода налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей в случае отсутствия информации. Для граждан размер штрафа составляет от 100 до 300 рублей.

Г) В статье 15.11 КоАП, за нарушение ведения бухгалтерского учета, регулируемого ФЗ «О бухгалтерском учете» [5,37], а также за нарушение экономических показателей учета, выраженных в искажении информации более чем на 10 процентов, к ответственности в виде штрафа от 5 до 10 тысяч рублей привлекаются бухгалтера. Если это происходит повторно, штраф будет удвоен.

В результате налогового контроля выявляются различные нарушения налогового законодательства, которые приводят к ответственности в виде

1554

штрафных санкций (ст. 114 НК), налагаемых компетентным налоговым органом в принудительном порядке.

Для основных видов налоговых правонарушений по Налоговому кодексу предусматриваются меры ответственности. В их основе лежит недополучение финансовых средств в бюджет. Это следующие противоправные нарушения:

A) Статья 116 Налогового Кодекса предусматривает обязательство по ведению предпринимательской деятельности с обязательной постановкой на налоговый учет. За нарушения этой обязанности предусмотрен штраф в размере 10 % от дохода за неучтенный период.

Б) Статья 120 НК за несоблюдение условий расчета налоговых поступлений предусматривает штраф от 10 до 30 тыс. рублей.

B) В статье 119 НК за не предоставление декларации в ФНС для налогового контроля предусмотрен штраф в размере 5 % от не задекларированной суммы.

Г) В соответствии со статьей 123 НК, за несоблюдение налоговыми агентами своих обязанностей, на них за это налагаются штрафы в размере 20 % от суммы налога.

Д) Статья 122 НК предусматривает за неполную уплату налога наложение штрафа в размере до 20 % от суммы налога из-за занижения налоговой базы.

Все вышеупомянутые нарушения налогового законодательства связаны с неуплатой налогов и, следовательно, являются основанием для применения административной ответственности к неплательщикам.

Резюмируя вышесказанное, стоит отметить, что как граждане РФ, так и юридические лица обязаны производить уплату налогов своевременно и в полном объеме, так как это является их основной конституционной обязанностью. Налоговое законодательство также закрепляет данное правило. В случаях, когда гражданин ошибочно или намеренно игнорирует данную обязанность, он является правонарушителем и должен понести

1555

ответственность в соответствии с Кодексом об Административных нарушениях, С Налоговым кодексом, а, в отдельных случаях - в соответствии с Уголовным кодексом.

В современных экономических условиях усиливается соблюдение требований налогового законодательства относительно полноты и своевременности взимания налогов и сборов. Для этого необходимо перманентно улучшать налоговое законодательство и решать все возникающие практические налоговые проблемы, в отдельно вопросы административной ответственности, как основного вида юридической ответственности за неуплату налогов.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. - 2020. -Федеральный выпуск № 144. - Ст. 8198.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.11.2021) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3824.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.03.2022) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.

4. Кузнеченкова В.Е. Процессуально-правовые гарантии исполнения налоговой обязанности // Финансовое право. - 2007. - № 6. - С. 19 - 23.

5. Пашков К. Ю. Привлечение к налоговой ответственности за неуплату налогов: процессуальные аспекты // Налоговые споры: теория и практика. - 2017. - № 1. - С. 34 - 40.

6. Определение Конституционного Суда РФ от 27.12.2005 № 503 -О «По жалобе федерального государственного унитарного предприятия «123 Авиационный ремонтный завод" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем первым пункта 4 статьи 79 Налогового кодекса

1556

Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2006. -№ 2.

7. Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 № 267-О «По жалобе открытого акционерного общества «Востоксибэлектросетьстрой» на нарушение конституционных прав и свобод положениями частей третьей и четвертой статьи 88, пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2006. - № 6.

8. Постановление Президиума ВАС РФ от 12.11.2013 № 7473/13 // Вестник ВАС РФ. - 2012. - № 11.

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12/12/1993 with changes approved during the nationwide vote on 07/01/2020) // Rossiyskaya Gazeta. - 2020. - Federal issue No. 144. - Art. 8198.

2. The Tax Code of the Russian Federation (part one) dated July 31, 1998 N 146-FZ (as amended on November 29, 2021) // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 1998. - No. 31. - Art. 3824.

3. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses dated December 30, 2001 No. 195-FZ (as amended on March 4, 2022) // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2002. - No. 1 (part 1). - Art. one.

4. Kuznechenkova V.E. Procedural and legal guarantees for the fulfillment of tax obligations // Financial Law. - 2007. - No. 6. - P. 19 - 23.

5. Pashkov K. Yu. Attraction to tax liability for non-payment of taxes: procedural aspects // Tax disputes: theory and practice. - 2017. - No. 1. - P. 34 - 40.

6. Determination of the Constitutional Court of the Russian Federation of December 27, 2005 No. 503-0 "On the complaint of the federal state unitary enterprise "123 Aircraft Repair Plant" on violation of constitutional rights and freedoms by the first paragraph of paragraph 4 of Article 79 of the Tax Code

1557

of the Russian Federation" // Bulletin of the Constitutional Court of the Russian Federation . - 2006. - No. 2.

7. Determination of the Constitutional Court of the Russian Federation of July 12, 2006 No. 267-O "On the complaint of the open joint-stock company "Vostoksibelektrosetstroy" on violation of constitutional rights and freedoms by the provisions of parts three and four of Article 88, paragraph 1 of Article 101 of the Tax Code of the Russian Federation and part 4 of Article 200 of the Arbitration Procedure Code of the Russian Federation" // Bulletin of the Constitutional Court of the Russian Federation. - 2006. - No. 6.

8. Resolution of the Presidium of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation of November 12, 2013 No. 7473/13 // Bulletin of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation. - 2012. - No. 11.

© Лещина А.С. 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №3/2022

Для цитирования: Лещина АС. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕУПЛАТУ НАЛОГОВ ГРАЖДАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ// Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей №3/2022.

1558

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.