Научная статья на тему 'Административная ответственность за нарушения трудового законодательства'

Административная ответственность за нарушения трудового законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3197
576
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТОДАТЕЛЬ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ОХРАНА ТРУДА / ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВА / EMPLOYER / ADMINISTRATIVE LIABILITY / OFFENSE / VIOLATION OF LABOUR LAWS / LABOUR PROTECTION / FOREIGN CITIZEN / STATELESS PERSON

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Адриановская Татьяна Леонидовна

Ответственность работодателя и его представителей за нарушения трудового законодательства предусмотрена в ТК РФ, но регулируется административным законодательством: КоАП РФ содержит немалое количество статей, касающихся ответственности работодателей. Отсылочный характер норм об ответственности в ТК РФ приводит к трудностям правоприменения. Административная ответственность работодателя и его представителей наступает за различные правонарушения в сфере охраны труда. В некоторых случаях КоАП РФ регулируются вопросы ответственности за нарушения, предусмотренные федеральными законами, а не ТК РФ, касающиеся не общих вопросов, а прав отдельной группы субъектов: иностранного гражданина или лица без гражданства. Противоречия неминуемо возникают, когда однородные отношения регулируются нормами различных отраслей права. Добавляются трудности в связи с тем, что вопросы административной ответственности за правонарушения в области труда и занятости населения регулируются не только федеральным, но и региональным законодательством (на примере Краснодарского края). По результатам проверки Государственной инспекции труда в Краснодарском крае выявляются многочисленные нарушения требований трудового законодательства, что приводит к возбуждению дел об административном правонарушении. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с нарушением трудового законодательства, осуществляется комплексно: трудовым и административным законодательством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE LIABILITY FOR VIOLATIONS OF LABOUR LAWS

Liability of an employer and its representatives for violations of the labor laws is stipulated by the Labour Code of the Russian Federation, but is regulated by the administerative law: the Administrative Code includes a considerable number of articles concerning the liability of employers. Reference nature of the enactments on liability in the Labour Code leads to difficulties in law enforcement. The employer and its representatives are brought to the administrative liability for various violations of labour safety. In some cases, the Administrative Code regulates liability for the violations stipulated by federal laws, and not the Labour Code, regarding not common issues, but the rights of a particular group of subjects: a foreign citizen or a stateless person. Contradictions inevitably arise when the same relations are regulated by the laws of the various branches of law. There are also difficulties determined by the fact that the issues of administrative responsibility for offenses in the field of labour and employment are regulated by not only federal, but also local laws (for example, in the Krasnodar Territory). The audit carried out by the State Labour Inspectorate in the Krasnodar Territory revealed numerous violations of the labour law, which leads to the initiation of administrative proceedings. Legal regulation of relations arising on the grounds of the violation of the labour laws is exercised on an integrated basis: by the labour and the administrative legislation.

Текст научной работы на тему «Административная ответственность за нарушения трудового законодательства»

УДК 349.22:35.088.8 Адриановская Татьяна Леонидовна

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского процесса и международного права Кубанского государственного университета

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Adrianovskaya Tatiana Leonidovna

PhD in Law, Assistant Professor, Civil Procedure and International Law Subdepartment,

Kuban State University

ADMINISTRATIVE LIABILITY FOR VIOLATIONS OF LABOUR LAWS

Резюме:

Ответственность работодателя и его представителей за нарушения трудового законодательства предусмотрена в ТК РФ, но регулируется административным законодательством: КоАП РФ содержит немалое количество статей, касающихся ответственности работодателей. Отсылочный характер норм об ответственности в ТК РФ приводит к трудностям правоприменения. Административная ответственность работодателя и его представителей наступает за различные правонарушения в сфере охраны труда. В некоторых случаях КоАП РФ регулируются вопросы ответственности за нарушения, предусмотренные федеральными законами, а не ТК РФ, касающиеся не общих вопросов, а прав отдельной группы субъектов: иностранного гражданина или лица без гражданства.

Противоречия неминуемо возникают, когда однородные отношения регулируются нормами различных отраслей права. Добавляются трудности в связи с тем, что вопросы административной ответственности за правонарушения в области труда и занятости населения регулируются не только федеральным, но и региональным законодательством (на примере Краснодарского края). По результатам проверки Государственной инспекции труда в Краснодарском крае выявляются многочисленные нарушения требований трудового законодательства, что приводит к возбуждению дел об административном правонарушении. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с нарушением трудового законодательства, осуществляется комплексно: трудовым и административным законодательством.

Ключевые слова:

работодатель, административная ответственность, правонарушение, нарушение трудового законодательства, охрана труда, иностранный гражданин, лицо без гражданства.

Summary:

Liability of an employer and its representatives for violations of the labor laws is stipulated by the Labour Code of the Russian Federation, but is regulated by the administerative law: the Administrative Code includes a considerable number of articles concerning the liability of employers. Reference nature of the enactments on liability in the Labour Code leads to difficulties in law enforcement.

The employer and its representatives are brought to the administrative liability for various violations of labour safety. In some cases, the Administrative Code regulates liability for the violations stipulated by federal laws, and not the Labour Code, regarding not common issues, but the rights of a particular group of subjects: a foreign citizen or a stateless person. Contradictions inevitably arise when the same relations are regulated by the laws of the various branches of law. There are also difficulties determined by the fact that the issues of administrative responsibility for offenses in the field of labour and employment are regulated by not only federal, but also local laws (for example, in the Krasnodar Territory). The audit carried out by the State Labour Inspectorate in the Krasnodar Territory revealed numerous violations of the labour law, which leads to the initiation of administrative proceedings.

Legal regulation of relations arising on the grounds of the violation of the labour laws is exercised on an integrated basis: by the labour and the administrative legislation.

Keywords:

employer, administrative liability, offense, violation of labour laws, labour protection, foreign citizen, stateless person.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) содержит статьи, предусматривающие ответственность на нарушения в сфере трудовых прав. В данном случае мы наблюдаем пересечение двух отраслей права: административного и трудового. Последнее не имеет в своем арсенале достаточного количества способов защиты трудовых прав. Юридическая ответственность наступает в случаях нарушений, и трудовое законодательство в рамках отрасли имеет только два способа защиты: материальная ответственность виновного лица и дисциплинарная ответственность. Правонарушения в некоторых случаях влекут серьезные последствия и требуют более серьезной ответственности. В этих случаях происходит применение норм административного законодательства. Так, нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27 КоАП РФ) предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц (от одной тысячи до пяти тысяч рублей); на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

суток); на юридических лиц (от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток).

Если должностное лицо уже подвергалось административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, ответственность усиливается (дисквалификация на срок от одного года до трех лет).

В данном случае аналогичным правонарушением является совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз не был произведен расчет при увольнении работника, а позднее - при увольнении другого работника) [1].

Статьей 15.34 КоАП РФ предусматривается административная ответственность за сокрытие страхового случая (наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний). Необходимо при применении данной статьи учитывать ст. 17 Федерального закона № 125-ФЗ [2], в которой устанавливаются права и обязанности страхователя. Согласно п. 6 ч. 2 указанной статьи страхователь обязан сообщать о нем страховщику в течение суток со дня наступления страхового случая.

Обязанности, которые возложены на работодателя при несчастном случае, предусмотрены ст. 228 ТК РФ, а порядок извещения о несчастных случаях - ст. 228.1 ТК РФ.

Ответственность за сокрытие страхового случая варьируется для граждан, должностных лиц и юридических лиц, но во всех случаях - это административный штраф (для граждан в размере от трехсот до пятисот рублей, для должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей, для юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей).

Дешевая рабочая сила всегда была востребована на рынке труда и очень часто ее использование проводилось с нарушением закона. Привлечение к труду иностранцев и лиц без гражданства в настоящее время лимитировано государством с целью контроля и урегулирования. Привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 18.15 КоАП РФ) считается противоправным, если имел место фактический допуск иностранного гражданина или лица без гражданства в какой-либо форме к труду без соответствующего разрешения. Данная позиция согласуется с Постановлением Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 11 [3].

Если у иностранного гражданина (или лица без гражданства) нет разрешения на работу или патента (когда разрешение или патент требуются в соответствии с законодательством), наступает административная ответственность в виде административного штрафа (для граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; для должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей). Возможно также административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток. Если имело место привлечение к труду данных лиц без получения необходимого разрешения об использовании иностранных работников, применяется административный штраф (для граждан от двух тысяч до пяти тысяч рублей; для должностных лиц -от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей). Также возможно административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Все работодатели, имеющие вакантные места, ищут работников различными способами. Среди них весьма распространенными являются объявления в СМИ, которые, как правило, содержат требования дискриминационного характера, что запрещено ст. 3 ТК РФ. В 2013 г. КоАП РФ был дополнен ст. 13.11.1, которая предусмотрела ответственность за распространение информации, содержащей ограничения дискриминационного характера о свободных рабочих местах или вакантных должностях.

Работодатель при подборе кадров имеет право выбора, но только по деловым качествам претендента. Требования, которые он предъявляет к полу или возрасту будущего работника, его семейному положению, ограничивают право граждан на труд. Такие незаконные требования влекут за собой административную ответственность в виде штрафа (для граждан от пятисот до одной тысячи рублей; для должностных лиц от трех тысяч до пяти тысяч рублей; для юридических лиц от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей) [4].

Региональным законодательством также предусматривается административная ответственность за правонарушения в области труда и занятости населения. Например, если не рассчитано количество рабочих мест для квотируемых категорий в Краснодарском крае, это может обернуться штрафом как для руководителя (три тысячи - десять тысяч рублей), так и для компании (до пятидесяти тысяч рублей) [5].

В соответствии со ст. 4.1.1 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ, непредоставление в орган труда и занятости населения Краснодарского края информации или ее несвоевременное предоставление в соответствии с Постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 марта 2004 г. № 258 [6], а также предоставление в орган труда и занятости населения Краснодарского края такой информации в неполном объеме или в искаженном виде влечет за собой наступление административной ответственности в виде штрафа (для должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей, для юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей).

Примером нарушений в сфере труда являются результаты проверки Государственной инспекции труда в Краснодарском крае. Так, было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «Коноковский молочный завод № 1» [7].

Указанное предприятие осуществляло деятельность с нарушением требований трудового законодательства:

- в нарушение ч. 2 ст. 103 ТК РФ при составлении графиков сменности за март и апрель 2012 г. работодатель не учел мнение представительного органа работников;

- в нарушение ч. 4 ст. 103 ТК РФ графики сменности на март и апрель 2012 г. не доведены до сведения работников не позднее, чем за один месяц до их введения в действие;

- в нарушение ч. 6 ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается реже, чем каждые полмесяца.

Ранее за аналогичное административное правонарушение директор указанного Общества был привлечен к административной ответственности в виде штрафа по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи директор ООО «Коноковский молочный завод № 1» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде дисквалификации сроком на 1 год.

Таким образом, можно сделать общий вывод о соотношении норм трудового и административного законодательства по вопросу ответственности. Правовое регулирование отношений в данных случаях осуществляется комплексно. Ответственность работодателя (представителей работодателя) за нарушения трудовых прав предусмотрена не только в трудовом законодательстве, но и в административном. Это свидетельствует о социальной значимости трудовых отношений и опасности неблагоприятных последствий в случае нарушения трудовых прав.

Ссылки:

1. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях : постановление Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 19.12.2013 г. № 40) // Бюллетень Верховного суда РФ. 2005. № 6.

2. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний : Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 28.12.2013 г. № 358-ФЗ) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3803.

3. О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях : постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 11 (ред. от 25.01.2013 г) // Вестник ВАС РФ. 2011. № 5.

4. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 02.07.2013 № 162-ФЗ // СЗ РФ. 2013. № 27. Ст. 3454.

5. Об административных правонарушениях : Закон Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ (ред. от 23.07.2014 г. № 3007-КЗ) // Информационный бюллетень ЗС КК. 2003. № 11 (82). Ч. 1.

6. Об утверждении Положения о предоставлении работодателями информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в органы труда и занятости населения Краснодарского края : постановление главы администрации Краснодарского края от 18.03.2004 № 258 (ред. от 23.03.2012 г. № 322) // Кубанские новости. 2004. № 50-51. 27 марта.

7. За нарушение законодательства о труде судом принято решение о дисквалификации директора ООО «Коноковский молочный завод № 1» [Электронный ресурс]. URL: http://git23.rostrud.ru/news.shtml/xPages/entry.28267.html (дата обращения: 09.09.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.