Научная статья на тему 'Административная ответственность за нарушение горного законодательства'

Административная ответственность за нарушение горного законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
392
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
ГОРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / MINING LEGISLATION / ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ / LAW ENFORCEMENT / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Килижекова Полина Павловна, Гринберг Светлана Николаевна

В данной статье рассмотрены проблемы правоприменения норм административной ответственности за нарушение горного законодательства. Приведены статистические данные, в области правонарушений горного законодательства. Откуда следует вывод, что эффективность привлечения к ответственности за нарушения в области использования недр, напрямую зависит от качества, установленного в государстве земельного правопорядка. Устранение коллизий в законодательстве об ответственности за горные нарушения и ужесточение санкций за них, позволит создать эффективный механизм обеспечения охраны недр и недропользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Килижекова Полина Павловна, Гринберг Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE LIABILITY FOR VIOLATION OF MINING LEGISLATION

In this article, problems of enforcement of the norms of administrative responsibility for violation of mining legislation are considered. Statistical data are given in the field of offenses of mining legislation. Whence comes the conclusion that the effectiveness of bringing to responsibility for violations in the field of subsoil use directly depends on the quality established in the state of land law and order. Elimination of conflicts in the legislation on liability for mountain violations and tightening of sanctions for them, will create an effective mechanism for ensuring the protaection of subsoil and subsoil use.

Текст научной работы на тему «Административная ответственность за нарушение горного законодательства»

УДК 349.41

DOI 10.1555/2409-3203-2017-0-12-40-43

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ГОРНОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Килижекова Полина Павловна

магистр кафедры земельного права и экологических экспертиз ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Россия, г. Красноярск kilizhekova1994@mail.ru Гринберг Светлана Николаевна к.и.н., доцент кафедры земельного права и экологических экспертиз ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Россия, г. Красноярск

Аннотация: В данной статье рассмотрены проблемы правоприменения норм административной ответственности за нарушение горного законодательства. Приведены статистические данные, в области правонарушений горного законодательства. Откуда следует вывод, что эффективность привлечения к ответственности за нарушения в области использования недр, напрямую зависит от качества, установленного в государстве земельного правопорядка. Устранение коллизий в законодательстве об ответственности за горные нарушения и ужесточение санкций за них, позволит создать эффективный механизм обеспечения охраны недр и недропользования.

Ключевые слова: Горное законодательство, Правоприменение, Ответственность.

ADMINISTRATIVE LIABILITY FOR VIOLATION OF MINING LEGISLATION

Kilizhekova Polina Pavlovna

Master of the Department of Land Law and Environmental Expertise FGBOU VO Krasnoyarsk GAU Russia, Krasnoyarsk kilizhekova1994@mail.ru Grinberg Svetlana Nikolaevna

Associate Professor of the Department of Land Law and Environmental Expertise

FGBOU VO Krasnoyarsk GAU Russia, Krasnoyarsk

Annotation: In this article, problems of enforcement of the norms of administrative responsibility for violation of mining legislation are considered. Statistical data are given in the field of offenses of mining legislation. Whence comes the conclusion that the effectiveness of bringing to responsibility for violations in the field of subsoil use directly depends on the quality established in the state of land law and order. Elimination of conflicts in the legislation on liability for mountain violations and tightening of sanctions for them, will create an effective mechanism for ensuring the protaection of subsoil and subsoil use.

Keywords: Mining legislation, Law enforcement, Responsibility.

Недра земли, как источник минерально-сырьевой базы служит важной составляющей всей природоресурсной базы человечества.

Так, согласно ст.9 п.1 Конституции РФ: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Особое место среди природных ресурсов, занимают запасы недр, так как располагают большим объемом ценных свойств. [1]. Поэтому важно точное разграничение правовой ответственности за нарушение горного законодательства.

Классификация ответственности в отрасли использования и охраны недр подразделяется по следующим видам: 1) уголовной 2) дисциплинарной 3) административной 4)гражданско-правовой . Наряду с этим, та или иная конфигурация правовой ответственности напрямую обуславливается от степени, характера, тяжести исхода, а так - же размера причиненного вреда. Закон РФ «О недрах» служит фундаментом, регламентирующим все области горного дела, в том числе исполнения ответственности за несоблюдение горного законодательства.^] Так же, в Федеральном Законе РФ «О континентальном шельфе Российской Федерации», уголовном кодексе РФ и кодексе «Об административных правонарушениях», затронуты вопросы юридической ответственности в области недропользования.

Значимую роль в недропользовании играет административная ответственность. Исходя из сложившегося мнения юристов, административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения, то есть противоправного, виновного деяния, посягающего на государственный, общественный строй, на собственность, на жизнь и здоровье граждан. [6]

Необходимо обозначить, что, несмотря на формальное закрепление в КоАП РФ серий статей, регулирующих ответственность в сфере недропользования, санкции их не очень строги и не могут в полном масштабе, создать условия, обеспечивающие надлежащего влияния на правонарушителей [3]. В виду того что нормы об ответственности, в силу своей мягкости, не имеют достаточного влияния, для предупреждения и пресечения правонарушений недропользования, субъекты нарушившие это право, просто уплачивают штраф в бюджет, и продолжают выходить за рамки закона. Выходит замкнутый круг. Переступая закон, субъект понимает, что заплатив незначительный штраф, сможет возобновить свое дело в дальнейшем, из-за слабо развитой системы ответственности.

Так ст. 7.3 КоАП РФ закрепляет ответственность за недропользование без лицензии, или с нарушением обстоятельств, предусмотренных лицензией на обращение с данными недрами, и (или) требований, установленных в системе технических проектов[3]. Лицензирование недропользования осуществляется в соответствии с Законом РФ «О недрах», а также Приказом Минприроды РФ от 29.09.2009 № 315 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр" [4].

В данное время, все действия, связанные с подготовкой, рассмотрением, выдачей или отказом в выдаче лицензии реализуется органом управления государственным фондом недр (Федеральное агентство по недропользованию), а также его территориальными подразделениями. Таким образом, если субъект использует природные ресурсы без разрешения (лицензии), предоставленным данным органом, и/ или не осуществляет условия, предусмотренные данным разрешением, он должен нести

правовую ответственность. Так, штрафы варьируются в зависимости от субъектов, максимальный штраф для должностного лица пятьдесят тысяч рублей, для физического лица пять тысяч рублей, а для юридического лица миллион рублей. Данная мера нуждается в корректировке и крайне мягка. Действия по использованию недр, без специального разрешения, влияют на окружающую среду и на экологическую обстановку в целом, в совокупности неся за собой тяжелые последствия, поэтому следует, что за данное правонарушение должна быть уголовная ответственность, а не административная.

Проанализировав практику судебных решений, за привлечение к

административной ответственности по ст. 7.3 КоАП по Красноярскому краю, за последний год выявлено 127 правонарушений, значительное количество которых, занимает ч.2 ст. 7.3 КоАП, Стоит отметить, что большинство организаций, которые были привлечены к административной ответственности, подают апелляционную жалобу на решение суда. При этом, преимущественно, дела остаются без изменений а жалобу оставляют без удовлетворения. Так, по статистике вынесенных решений, сумма которую должны возместить организации, в большинстве эпизодов, не превышает 300000 тысяч рублей. Сумма небольшая, для такого вида правонарушения. [9]

Подводя итоги, можно отметить, что в Российской Федерации ответственность за экологические правонарушения, в области использования недр, является непропорциональной нанесенному урону природе и обществу, так как при оценке последствий данных действий не принимаются во внимание последствия для здоровья, и жизни человека и окружающей среды в целом. Для повышения уровня ответственности за преступления в сфере горного законодательства требуется массовое усиление системы государственного управления и контроля в сфере недропользования, усиления прокурорского надзора.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Информационно-поисковая система: Консультант Плюс (дата обращения: 20.10.2017).

2. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 30.09.2017) "О недрах" // Информационно-поисковая система: Консультант Плюс (дата обращения: 20.10.2017).

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2017) // Информационно-поисковая система: Консультант Плюс (дата обращения:20.10.2017).

4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136- ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2017) // Информационно-поисковая система: Консультант Плюс (дата обращения:20.10.2017).

5. Федеральный закон от 30.11.1995 № 187 - ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 49 // Информационно-поисковая система: Консультант Плюс (дата обращения: 20.10.2017).

6. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об охране окружающей среды" // Информационно-поисковая система: Консультант Плюс (дата обращения: 20.10.2017).

7. Приказ Минприроды России от 29 сентября 2009 г. № 315 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия,

в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр" (с изменениями и дополнениями) // Информационно-поисковая система: Консультант Плюс (дата обращения: 20.10.2017).

8. Советское право: учебник // З.Г. Андропова, В.Г. Вердников, А.Д. Воробьева др. // под ред. Н.А. Тепловой. 3 -е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1987. С. 92.

9. РосПравосудие. URL: htt://www. rospravosudie.com/ (дата обращения: 20.10. 2017 года).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.