Научная статья на тему 'Административная ответственность за экологические правонарушения'

Административная ответственность за экологические правонарушения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3713
574
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА / СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ ВЫБРОСЫ / ПРОТОКОЛЫ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАРУШЕНИЯХ / ЛАБОРАТОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРОБЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА / ПЛАТА ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ / ENVIRONMENT POLLUTION / ATMOSPHERIC AIR POLLUTION / SOCIO-HYGIENIC MONITORING / ENVIRONMENTAL OFFENCES / ADMINISTRATIVE OFFENCES / ADMINISTRATIVE LIABILITY / ENVIRONMENTAL SAFETY / ADMINISTRATIVE INFLUENCE MEASURES / NATURE PROTECTION MEASURES / MAXIMUM ALLOWABLE EMISSIONS / ADMINISTRATIVE OFFENCE PROTOCOLS / LABORATORY RESEARCH / AIR POLLUTION SAMPLES / PAYMENT FOR A NEGATIVE ENVIRONMENTAL IMPACT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михайлова Елена Сергеевна

На материалах Оренбургской области рассмотрены вопросы, связанные с применением мер административной ответственности за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха. Отмечается важность данной темы, обусловленная как многочисленностью таких нарушений, так и существенной опасностью, которую они представляют для здоровья населения и сохранности природной среды. На основе анализа регионального законодательства и судебной практики показано, что остается немало проблем как в области нормотворчества, так и в правоприменительной сфере, не позволяющих в полной мере использовать санкции законодательства об административных правонарушениях для эффективного воздействия на организации и физических лиц, наносящих ущерб окружающей среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Михайлова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative responsibility for environmental offenses

The Orenburg Region materials served as a basis for considering issues associated with application of administrative liability measures for violating atmospheric air protection legislation. The author emphasizes importance of this topic shaped by multiple cases of such violation and high threat they pose to the population health and environmental protection. Based on an analysis of regional legislation and judicial practices, the author argues that there are many problems both in the law-making area and law enforcement field preventing full imposition of sanctions stipulated by laws on administrative offences for an efficient impact on the organization and individuals damaging the environment.

Текст научной работы на тему «Административная ответственность за экологические правонарушения»

Административная ответственность за экологические правонарушения

Е.С. Михайлова

На материалах Оренбургской области рассмотрены вопросы, связанные с применением мер административной ответственности за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха. Отмечается важность данной темы, обусловленная как многочисленностью таких нарушений, так и существенной опасностью, которую они представляют для здоровья населения и сохранности природной среды. На основе анализа регионального законодательства и судебной практики показано, что остается немало проблем как в области нормотворчества, так и в правоприменительной сфере, не позволяющих в полной мере использовать санкции законодательства об административных правонарушениях для эффективного воздействия на организации и физических лиц, наносящих ущерб окружающей среде.

Ключевые слова: загрязнение окружающей среды, загрязнение атмосферного воздуха, социально-гигиенический мониторинг, экологические правонарушения, административные правонарушения, административная ответственность, экологическая безопасность, меры административного воздействия, природоохранные мероприятия, предельно допустимые выбросы, протоколы об административных нарушениях, лабораторные исследования, пробы загрязнения воздуха, плата за негативное воздействие на окружающую среду.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в 20% факторы окружающей среды определяют состояние здоровья человека, оказывая непосредственное или провоцирующее влияние. Поэтому снижение негативного воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения является приоритетным направлением деятельности любого государства.

Загрязнение окружающей среды различными химическими веществами приводит к неблагоприятным сдвигам в состоянии здоровья населения (особенно детского), которые выражаются в изменениях физиологических показателей; к сдвигам физического развития; возникновению заболеваний и появлению других негативных факторов.

В Оренбургской области в структуре первичной заболеваемости населения, как и в прежние годы, значительный удельный вес занимают болезни органов дыхания, составив в 2010 г. 28,6% общего числа заболеваний (как индикатор повышенной антропогенной нагрузки). Особенно выделяются по данным негативным показателям города, среди которых печальное лидерство принадлежит Орску, Бузулуку, Новотроицку, Бугуруслану, Оренбургу.

Кроме заболеваний органов дыхания, показателями неблагоприятной экологической обстановки в области является рост числа злокачественных новообразований, который за год увеличился на 3,6%, а за последние 10 лет -на 33,4%! [1, с. 137-138].

По данным Регионального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга управления Роспотребнадзора по Оренбургской области, более половины населения области (56 %) подвергаются воздейст-

вию повышенного содержания загрязнителей в атмосферном воздухе и питьевой воде систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Под воздействием химического загрязнения воздуха проживает 980 тыс. 363 человека [1, с. 138]. Уровень загрязнения атмосферного воздуха в значительной мере определяет состояние здоровья населения. Неблагоприятное влияние оказывает значительное загрязнение атмосферного воздуха различными химическими веществами в концентрациях, превышающих ПДК или на уровне ПДК и обладающих не только общетоксическим, но и специфическим действием.

На состояние загрязненности атмосферного воздуха обращают внимание властей и простые жители области. Анализ работы с обращениями граждан в природоохранные органы показывает, что основными темами таких обращений были нарушения требований природоохранного законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха в городах Оренбурге, Орске, Ново-троицке (49%).

Основными объектами на территории Оренбургской области, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду и такой ее компонент, как атмосферный воздух, являются предприятия топливно-энергетического комплекса, горно-перерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии, машиностроения, транспорта и дорожного хозяйства. В городах приоритетное значение как источник загрязнения атмосферного воздуха имеет автомобильный транспорт. Он максимально приближен к человеку, выбросы осуществляются в приземном слое не только в непосредственной близости, но и внутри дворовых территорий городов. Положение усугубляется ежегодным существенным увеличением количества автомобильного транспорта, использованием некачественного топлива, эксплуатации устаревших или неисправных автотранспортных средств.

Противоправное поведение лиц, как эксплуатирующих такие источники загрязнения, так и ответственных за их надлежащее использование, безусловно, должно влечь со стороны государства применение мер юридической ответственности. Все правонарушения, в зависимости от содержания применяемых за их совершение мер ответственности, можно разделить на преступления, административные правонарушения, дисциплинарные проступки и гражданские деликты.

Самыми распространенными среди правонарушений, совершаемых в области охраны атмосферного воздуха, являются административные правонарушения, которые из-за своей многочисленности наносят большой вред окружающей среде, здоровью человека. Кроме того, многие административные правонарушения тесно граничат с уголовными преступлениями. Так, например, нарушение правил охраны атмосферного воздуха, предусмотренное ст. 8.21 КоАП РФ, нередко может перерасти в преступление, которое предусмотрено ст. 251 УК РФ «Загрязнение атмосферного воздуха». Поэтому при-

Михайлова Е.С. Административная ответственность за экологические правонарушения

менение мер административной ответственности к правонарушителям является еще и своеобразной профилактической мерой, направленной на недопущение совершения более тяжких экологических преступлений.

Применение административной ответственности в области охраны атмосферного воздуха выражается в наложении компетентным органом государственной власти мер административного наказания за совершение административного правонарушения в области охраны атмосферного воздуха. При определении понятия такого правонарушения необходимо опираться на существующее определение административного правонарушения как более общей правовой категории.

Административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Исходя из данного определения, можно сформулировать понятие административного правонарушения в области охраны атмосферного воздуха: это противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, посягающее на общественные отношения в сфере охраны и рационального использования атмосферного воздуха, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Соответственно, составы экологических правонарушений и санкций за их совершение должны быть четко сформулированы: на федеральном уровне -в Кодексе об административных правонарушениях РФ, а на уровне субъектов РФ - в соответствующем законе об административных правонарушениях, принятом и действующем на территории конкретного субъекта РФ.

Согласно ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В рамках нормотворчества субъектов РФ можно (а в ряде случае и необходимо) решать те экологические проблемы, которые имеют региональный или местный характер.

В Оренбургской области 17 сентября 2003 г. принят Закон «Об административных правонарушениях в Оренбургской области». К сожалению, в нем не содержится норм, устанавливающих ответственность за совершение административных правонарушений в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха на территории Оренбургской области. В данном Законе нашлось место только одному составу административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (несмотря на выделение отдельной пятой главы для таких правонарушений) -

уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений (ст. 19 Закона). Видимо, по мнению законодателя, с другими компонентами окружающей среды ситуация в Оренбургской области складывается неплохо.

Такое игнорирование негативных процессов в области охраны атмосферного воздуха и его рационального использования, возможно, обусловлено тем, что согласно ст. 1.1 указанного Закона к ведению Оренбургской области в сфере законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов Оренбургской области, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Однако закона, регулирующего вопросы охраны атмосферного воздуха на территории Оренбургской области, до сих пор нет.

Вместе с тем, согласно ст. 2 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха состоит из указанного Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Законодательство субъектов РФ в области охраны атмосферного воздуха вправе предусматривать введение дополнительных экологических требований охраны атмосферного воздуха. Следовательно, ничто не мешает областному законодательному органу принять соответствующий закон, устанавливающий дополнительные меры, направленные на улучшение состояния атмосферного воздуха в Оренбургской области, а также ввести новые составы административных правонарушений за несоблюдение данных норм.

В этом вопросе можно воспользоваться существующей практикой других субъектов РФ: в Самарской области действует Закон «Об охране атмосферного воздуха от загрязнения выбросами двигателей автомототранспорт-ных средств на территории Самарской области», в Краснодарском крае принят Закон «Об охране атмосферного воздуха на территории Краснодарского края», в Иркутской области - Закон «Об охране атмосферного воздуха в Иркутской области» и т.д.

Анализируя практику привлечения к административной ответственности на территории Оренбургской области лиц, загрязняющих атмосферный воздух, можно отметить, что применяемые меры оказываются недостаточно эффективными для правонарушителей. В 2010 г. из выявленных 95 нарушений в области охраны атмосферного воздуха устранено только 41, из 83 выданных предписаний выполнено 41. Около 2 из 10 хозяйствующих субъектов являются «злостными нарушителями», к которым уже ранее были применены меры административного воздействия.

Михайлова Е.С. Административная ответственность за экологические правонарушения

Основными причинами, приводящими к нарушениям требований действующего законодательства в области охраны атмосферного воздуха, являются: финансовая нестабильность работы предприятий, значительный процент износа технологического и пылегазоочистного оборудования, низкий процент утилизации попутного нефтяного газа или его полное сжигание на факельных установках и др. Проблемным вопросом в данной сфере является невыполнение и срыв сроков выполнения предприятиями природоохранных мероприятий [1, с. 188].

Чаще других в сфере охраны атмосферного воздуха совершаются правонарушения, предусмотренные ст. 8.21 «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха» и ст. 8.41 «Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду» КоАП РФ. Рассмотрим подробнее данные составы.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 8.21 КоАП РФ, являются отношения в области охраны окружающей среды и порядок природопользования. Виновный при этом нарушает нормы законов об охране окружающей среды и об охране атмосферного воздуха. Ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ устанавливает ответственность за выброс и вредное физическое воздействие на атмосферный воздух без специального разрешения.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством РФ. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Состав ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ является формальным, наступление ответственности не зависит от количества показателей выбросов вредных веществ в воздух. Вместе с тем в протоколах об административных нарушениях обязательно должны находить отражение наличие замеров, иных документов, зафиксировавших поступление вредных веществ в атмосферу в результате деятельности правонарушителя. Это необходимо для установления вредности вещества, поступившего в атмосферный воздух.

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь указанных веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.

В этой же статье закреплено и понятие вредного физического воздействия на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизи-

рующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха на здоровье человека и окружающую природную среду. Однако на практике должностные лица, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, нередко не указывают сведения о виде стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, времени выбросов, то есть данных, подтверждающих наличие в действиях правонарушителя события административного правонарушения.

Обратим особое внимание на то, что для привлечения лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 необходимо доказать конкретные факты выбросов данным лицом вредных веществ в атмосферный воздух. Обратимся к практическому примеру.

Признавая директора ООО «К» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, судья исходил из того, что факт выброса вредных веществ в атмосферный воздух газовым котлом, используемым обществом без специального разрешения в период отопительного сезона, подтверждается материалами дела. Между тем заключение проверки, на основании которой был составлен протокол об административном правонарушении, не содержит сведений о времени выбросов, количестве и (или) концентрации загрязняющих веществ, выброс которых производится, а также данных о нормативах содержания этих веществ в атмосферном воздухе и факте их превышения. И хотя такие концентрации устанавливать не нужно (из смысла ст. 8.21 КоАП РФ), на практике доказать сам факт выбросов иным способом бывает очень трудно.

В приведенном примере из представленного суду дела усматривается, что какие-либо лабораторные исследования на определение степени концентрации вредных веществ не проводились, пробы загрязнения атмосферного воздуха не изымались. Само по себе наличие стационарного источника - газового котла - не свидетельствует о том, что ООО «К» осуществляет выброс вредных веществ в атмосферный воздух.

Как следует из ст. 14 Закона «Об охране атмосферного воздуха», Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного П Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31 октября 2008 г. № 288, п. 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 404, административному органу, помимо факта выброса, необходимо также подтвердить, что источник выбросов отнесен к источнику вредных выбросов, требующих получения специального разрешения.

Михайлова Е.С. Административная ответственность за экологические правонарушения

Таким образом, наличие источника вредных выбросов или выброс в атмосферный воздух веществ сам по себе еще не свидетельствует о наличии состава административного правонарушения - выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.

Как уже было сказано, помимо административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.21 КоАП РФ, в сфере охраны атмосферного воздуха достаточно часто совершаются правонарушения, подпадающие под действие ст. 8.41 КоАП РФ. Данной статьей предусмотрена ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. В соответствии со ст. 16 указанного закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на атмосферный воздух можно отнести: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно п. 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников и другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 г. № 557 установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду - по итогам отчетного периода (календарного квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физические и юридические лица только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе «Об охране окружающей среды».

В силу ч. 1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к администра-

тивной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Поэтому важно в протоколе об административном правонарушении указывать сведения, относящиеся к событию совершенного правонарушения, а также сведения, касающиеся объективной стороны административного правонарушения: какие объекты и как эксплуатируются правонарушителем, связана ли его деятельность с воздействием на окружающую среду, если связана, то какой вид негативного воздействия осуществляется.

Таким образом, деятельность государственных органов и их должностных лиц по привлечению к административной ответственности за правонарушения в области охраны атмосферного воздуха требует дальнейшего совершенствования. Это касается как создания эффективной правовой базы для такой деятельности, так и улучшения правоприменительной практики.

Литература

1. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Оренбургской области в 2010 году» // URL: ecoindustry.ru/gosdoklad /view/188.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.