Научная статья на тему 'Административная ответственность в сфере несостоятельности (банкротства)'

Административная ответственность в сфере несостоятельности (банкротства) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2010
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Слепышев Виталий Алексеевич

Рассматривается правовой институт административной ответственности в сфере несостоятельности (банкротства); анализируется состав административного правонарушения, определяются понятие и основные признаки данного института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Административная ответственность в сфере несостоятельности (банкротства)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 31 (169).

Право. Вып. 21. С. 87-90.

В. А. Слепышев

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В сфере НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)

Рассматривается правовой институт административной ответственности в сфере несостоятельности (банкротства); анализируется состав административного правонарушения, определяются понятие и основные признаки данного института.

Ключевые слова: административная ответственность, административное правонарушение, несостоятельность (банкротство).

Законодательную основу административной ответственности образует система нормативных правовых актов, содержащих устанавливающие ее правовые нормы.

Административное и административнопроцессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с Конституцией РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не должны противоречить федеральным законам. В связи с этим не подлежит применению любой нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации по вопросам административного и административно-процессуального законодательства, если он противоречит какому-либо федеральному закону1.

В соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях2 акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до их принятия. Акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства об административной ответственности, действующего во время и по месту совершения правонарушения. Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела о правонарушении (ст. 9 КоАП РСФСР).

Принятие нового Кодекса Российской Федерации об административных правонаруше-

ниях3 стало своеобразной революцией в административном праве. Кодекс установил много новых правонарушений, нормы об ответственности юридических лиц, ввел в качестве санкции такую меру, как дисквалификация. Такими нормами являются также закрепленные в гл. 14 нормы административной ответственности в сфере несостоятельности (банкротства).

Необходимо отметить, что некоторые нормы, регулирующие данные отношения, создают ряд проблем в процессе их применения. Долгое время за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве) наступала только уголовная ответственность и только при причинении потерпевшей стороне крупного ущерба, то есть ущерба, превышающего 500 МРОТ или больше 50 000 р.; лица, причинившие меньший ущерб, никакой ответственности не несли. Установив ответственность за такие правонарушения, законодатель обеспечил неотвратимость привлечения лиц, совершивших неправомерный поступок, к административной ответственности.

Следует отметить, что Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»4 менялся уже три раза, и каждый раз рамки Закона сужались, что позволило более конструктивно относиться к деяниям, имеющим характер правонарушения или преступления. Введение статей о банкротстве обусловлено установлением охраны интересов государства, законных прав и интересов собственников коммерческих организаций кредиторов при несостоятельности (банкротстве), а также направлено на обеспечение стабильности предпринимательских отношений. Итак, составы, устанавливающие ответственность за нарушение законодательства о банкротстве, в административном праве просто необходимы, причем ответственность за данные правонарушения следует увеличить.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что в КоАП РФ для пресечения правонарушений при банкротстве введены такие виды административной ответственности, как:

1) административная ответственность за фиктивное банкротство, то есть заведомо ложное объявление руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несостоятельности данного юридического лица или индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности (ст. 14.12 КоАП РФ). Такая ответственность применяется вне зависимости от уголовной ответственности за фиктивное или преднамеренное банкротство, установленной ст. 196, 197 Уголовного кодекса РФ5;

2) административная ответственность за неправомерные действия при банкротстве, которые выражаются:

в сокрытии имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе; передаче имущества в иное владение; отчуждении или уничтожении имущества, а равно сокрытии, уничтожении, фальсификации бухгалтерских и иных учетных документов, если эти действия совершены при банкротстве или в предвидении его;

неисполнении обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве);

невыполнении правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, заключения и исполнения мирового соглашения и иных процедур банкротства, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) (ст. 14.13 КоАП РФ). Отметим также, что эта ответственность применяется вне зависимости от уголовной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, установленной ст. 195 УК РФ;

3) административная ответственность за воспрепятствование должностными лицами кредитной организации осуществлению функций временной администрации (ст. 14.14 КоАП РФ). Этот состав наиболее интересен, на наш взгляд, тем, что уголовная ответственность за такое нарушение не предусмотрена, и зачастую руководители организации могли воздействовать на временную администрацию.

И хотя введение данных норм в административное законодательство положительно скажется на институте банкротства, применение их в законодательной практике остается под вопросом.

В юридической литературе ответственность обычно связывается с правонарушением. Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (ст. 10 КоАП РСФСР). Всякое правонарушение есть, прежде всего, определенное действие либо бездействие. Действие в данном случае представляет собой акт активного противоправного поведения — активное невыполнение обязанности, нарушение запрета и т. д. Например, занятие предпринимательской деятельностью, в отношении которой имеется специальное запрещение; включение искаженных данных в декларацию о доходах; искажение бухгалтерского отчета юридического лица; сокрытие (занижение) прибыли (дохода); воспрепятствование должностным лицам федеральных органов налоговой полиции в реализации их права на вход и обследование любых производственных, складских, торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов (прибыли).

Бездействие признается противоправным деянием, если представляет собой пассивное невыполнение обязанности, требуемой законодательством. Например, непредставление гражданином декларации о своих доходах в случае, когда законодательство требует ее представления; непредставление юридическим лицом компетентным органам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет.

Зачастую одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием. Например, продажа подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов в случаях, когда эта маркировка обязательна; продажа юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями товаров без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике иди продавце. Административная

ответственность за правонарушения наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности (ст. 10 КоАП РСФСР).

Как следует из определения административного правонарушения, одним из его обязательных признаков является наличие вины правонарушителя (право регулирует только волевое поведение людей и рассчитано на ситуации, в которых у человека есть выбор поведения). При этом законодательство различает административные правонарушения, совершенные умышленно и по неосторожности, хотя виновность деяния присутствует в обоих случаях. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало их наступление. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 11, 12 КоАП РСФСР).

Административное взыскание — это мера административной ответственности, применяемая к правонарушителю за совершение им административного правонарушения. При рассмотрении дела о совокупности административных правонарушений надлежит выяснить, действительно ли имеют место несколько административных правонарушений, или же имеет место лишь одно административное правонарушение, но продолжаемое или длящееся.

Правонарушение оценивается как продолжаемое, если состоит из ряда сходных по содержанию действий, направленных к общей цели и образующих в совокупности единое правонарушение. Такое правонарушение оценивается как длящееся, если оно непрерывно осуществляется в течение более или менее продолжительного периода времени. Например, неисполнение руководителем требований налоговой инспекции об устранении выявленных нарушений налогового законодательства.

Если же выяснилось, что имеется несколько административных правонарушений, то надле-

жит выяснить, имеют место несколько самостоятельных правонарушений или это повторение одного и того же правонарушения.

Длящееся правонарушение характеризуется непрерывным осуществлением состава определенного преступного деяния, оно начинается с какого-либо преступного действия или с акта преступного бездействия. Следовательно, длящееся преступление можно определить как действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой уголовного преследования. Оно начинается с момента совершения преступного действия (бездействия) и кончается вследствие действия самого виновного, направленного к прекращению преступления, или наступления событий, препятствующих совершению преступления (например, вмешательство органов власти). Срок давности уголовного преследования в отношении длящихся преступлений исчисляется со времени их прекращения по воле или вопреки воле виновного (добровольное выполнение виновным своих обязанностей, явка с повинной, задержание органами власти и т. д.).

Продолжаемое правонарушение складывается из ряда тождественных преступных действий, направленных к общей цели и составляющих в своей совокупности единое преступление. Его началом считается совершение первого действия из числа нескольких тождественных действий, составляющих одно продолжаемое преступление, а концом — момент совершения последнего преступного действия. Срок давности в отношении продолжаемых преступлений исчисляется с момента совершения последнего преступного действия из числа составляющих это преступление.

Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее двух месяцев со дня его обнаружения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо его прекращения, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении. Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не со-

вершило нового административного правонарушения, то это лицо считается вообще не подвергавшимся административному взысканию. То есть срок погашения административного взыскания — один год, причем этот срок отсчитывается не со дня вынесения постановления о наложении взыскания, а со дня фактического окончания исполнения наложенного взыскания. Для административного взыскания в виде штрафа таким днем является день полной выплаты суммы штрафа; для административного взыскания в виде предупреждения срок отсчитывается со дня его наложения. По истечении указанного срока совершенное тем же лицом аналогичное административное правонарушение не может быть квалифицировано как повторное. Для всех административных правонарушений и административных взысканий установлен единый срок погашения административного взыскания.

Факт погашения административного взыскания не требуется оформлять каким-либо специальным документом, поскольку он наступает автоматически — по истечении срока погашения, если в течение этого срока не совершено новое административное правонарушение.

Примечания

1 Конституция Российской Федерации // Рос. газ. 2009. 21 янв.

2 Кодекс РСФСР об административных правонарушениях // Ведомости Верхов. Совета РСФСР. 1984. № 27. Ст. 909.

3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Рос. газ. 2001. 31 дек.

4 Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.

5 Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.