Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ'

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
200
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
Административная ответственность / органы местного самоуправления / обращение с отходами / несанкционированные свалки / Administrative responsibility / local government / waste management / unauthorized landfills

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бондаренко Владислав Сергеевич

Исследованы особенности административной ответственности органов местного самоуправления за совершение правонарушений в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Отмечено, что в настоящее время не редким является привлечение местных администраций к административной ответственности за нарушение правил обращения с отходами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY OF LOCAL GOVERNMENT BODIES FOR OFFENSES IN THE FIELD OF ENVIRONMENTAL PROTECTION AND ENVIRONMENTAL USE

The features of administrative responsibility of local governments for offenses in the field of environmental protection and use of natural resources are investigated. Here it is noted that nowadays it is not uncommon to bring local administrations to administrative responsibility for violating the rules of waste management.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №12/2020

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY OF LOCAL GOVERNMENT BODIES FOR OFFENSES IN THE FIELD OF ENVIRONMENTAL PROTECTION AND

ENVIRONMENTAL USE

Бондаренко Владислав Сергеевич, Студент Крымского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия»

Bondarenko Vladislav Sergeevich, Student Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian State University of Justice" (the Crimean branch)

Аннотация. Исследованы особенности административной ответственности органов местного самоуправления за совершение правонарушений в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Отмечено, что в настоящее время не редким является привлечение местных администраций к административной ответственности за нарушение правил обращения с отходами.

Abstract. The features of administrative responsibility of local governments for offenses in the field of environmental protection and use of natural resources are investigated. Here it is noted that nowadays it is not uncommon to bring local

1882

administrations to administrative responsibility for violating the rules of waste management.

Ключевые слова. Административная ответственность, органы местного самоуправления, обращение с отходами, несанкционированные свалки

Keywords. Administrative responsibility, local government, waste management, unauthorized landfills.

Глубинные социально-экономические преобразования в России нуждаются в понимании того, что сохранение природных богатств страны становится крайне важной проблемою, от решения которой зависит судьба нынешних и будущих поколений. Однако, организационные проблемы и законодательные пробелы в сфере охраны окружающей природной среды приводят к росту как масштабов, так и спектра экологических правонарушений.

Органы местного самоуправления несут ответственность за состояние и охрану окружающей среды на территории муниципальных образований. Однако, в современный период они сами не редко привлекаются к ответственности за экологические правонарушения.

Административная ответственность в области охраны окружающей среды и природопользования является видом юридической ответственности, которая предусматривает меры административного воздействия за противоправные и виновные деяния, нарушающие установленный порядок использования природных ресурсов и охраны окружающей среды (окружающей среды).

Согласно предоставленного определения можно выделить признаки административной ответственности за совершение правонарушений в сфере охраны окружающей природной среды и природопользования.

1883

Во-первых, административная ответственность за указанные правонарушения характеризуется тем, что она является средством охраны установленного государством правопорядка; является нормативно -определенной и состоит в применении (реализации) санкций правовых норм; является следствием виновного антиобщественного, противоправного деяния; сопровождается государственным и общественным осуждением правонарушителя и совершенного им деяния; связана с принуждением, с отрицательными для правонарушителя последствиями (морального, материального, личного, организационного характера), который он должен претерпеть и фактически испытывает; реализуется в соответствующих процессуальных формах [4, с.59]. Эти признаки характерны для всех видов юридической ответственности.

Во-вторых, административная ответственность за совершение правонарушений в сфере охраны окружающей природной среды имеет специфические, присущие только этому виду ответственности признаки. Прежде всего, именно совершение административного правонарушения в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, предусмотренного в главе 8 КоАП РФ, является основанием для наступления административной ответственности.

Поскольку, в соответствии с действующим законодательством, административным проступком (правонарушением) считается противоправное виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которое законом предусмотрена административная ответственность, то административное правонарушения в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, можно рассматривать как виновное, противоправное действие (или бездействие), которое нарушает установленный порядок охраны окружающей среды, использования

1884

природных ресурсов, наносит вред здоровью человека и природе и по которое законом предусмотрена административная ответственность [4, с. 60].

В особенности часто встречаются случаи привлечения администраций муниципальных образований за несанкционированные свалки. При выявлении на территории муниципальных образований несанкционированных свалок органы местного самоуправления обязаны принять меры для установления лиц, осуществивших складирование отходов производства и потребления вне специально определённых мест без разрешений соответствующих органов, и ликвидации указанных свалок. В случае бездействия органов местного самоуправления руководители муниципальных образований (т.е. их главы) и администрации как юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ.

Субъектом административного правонарушения является лицо, которое наносит своими противоправными действиями вред объекту посягательства. При совершении деяния органом муниципального образование существует двоякий подход к определению субъекта ответственности.

В некоторых случаях к ответственности привлекается местная администрация. Например, постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране природы, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ульяновской области N от 24 октября 2019 года Администрация муниципального образования "Барышский район" была привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400000 рублей [2].

В других случаях субъектом административной ответственности за совершение правонарушений в области охраны окружающей среды и

1885

использования природных ресурсов является Глава администрации. Например, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края привлечен к административной ответственности глава АМО Архиповского с/с по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов) в виде штрафа 20000 рублей. В результате проведенной плановой документарной и выездной проверки были выявлены нарушения обязательных требований ст. 7,51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 8,13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» [1].

Здесь мы сталкиваемся с проблемой, которая уже давно обсуждается в юридической науке: насколько правомерным является привлечение к ответственности администрации муниципального образования как юридического лица? Заметной при этом есть тенденция от полного отрицания такой ответственности до ее полного признания. В ч. 2 ст. 3.8 проекта одной из редакций КоАП РФ (законопроект № 957581-6) было закреплено принципиально важное положение о том, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные статусом юридического лица, казенные учреждения не подлежат административной ответственности. Вместе с тем указанный законопроект был отклонен Государственной Думой при рассмотрении его в первом чтении 25 июля 2018 г. [1].

Следовательно, в настоящее время администрации муниципальных образований правомерно привлекаются к административной ответственности как юридические лица. Считаю данное положение при совершении правонарушений в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов оправданным в связи с тем, что административная

1886

ответственность для юридических лиц значительно выше, чем для должностных лиц муниципальных органов.

Необходимо отметить, что административная ответственность является действенным средством охраны окружающей природной среды, его объектов и ресурсов, а также жизни и здоровья граждан. Преимущества этого вида юридической ответственности заключаются прежде всего в направленности на предупреждение и недопущение причинения значительного ущерба окружающей среде и жизни и здоровью человека, а также в оперативности реагирования на правонарушения, что особенно важно в сфере охраны окружающей среды. Но, несмотря на оперативность административной ответственности в области охраны окружающей среды, существуют факторы, которые определенным образом влияют на ее эффективность. Так, на эффективность административной ответственности органов местного самоуправления за совершение правонарушений в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов влияют:

-неадекватность наказания за содеянное;

-необъективное определение размера штрафа за административное правонарушение.

Например, Петровский районный суд посчитал возможным снизить административное наказание в виде штрафа для местной администрации со 100 тыс.руб. до 10 тыс.руб. При этом указав, что «с учетом объема проведенных мероприятий администрацией Прикалаусского сельсовета, направленных на прекращение работы свалки (договоры на вывоз мусора, постановление о закрытии свалки, организации дежурства с целью предотвращения несанкционированного вывоза ТБО, направление запросов в Минприроды через Петровский МР о порядке действия), суд считает возможным снизить размер применяемого наказания, применив п. 3.2 ст.4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до 10000 руб.» [3]. По моему мнению, подобная практика является не

1887

дальновидной. При привлечении к ответственности местных администраций можно говорить о грубых нарушениях законодательства, либо, в целом, о нелегитимной деятельности органа, пренебрегающего требованиями закона. Представляется, что привлечение к административной ответственности в установленном в законе размере будет способствовать предупреждению совершения правонарушений в будущем. Безусловно, за перечисленные нарушения должно назначаться наказание, предусмотренное законом.

Итак, административная ответственность органов местного самоуправления за совершение правонарушений в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов сегодня является действующим и значимым институтом. Однако, важным является назначение справедливого и объективного административного наказания, только тогда будет эффект формирования у органа власти как организации (единого субъекта, объединенного внутренними организационными взаимосвязями) внутренней убежденности в недопустимости совершения повторного правонарушения.

Список литературы:

1. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края / официальный сайт [электронный ресурс] — режим доступа: http://www.mpr26.ru/mLnisterstvo/svedeniya-o-mLnisterstve/

2. Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 29.06.2020 N 16-3507/2020 [электронный ресурс] — режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=KSQJ006&n=1 7233#00004384362787974716

3. Решение № 12-19/2017 от 7 апреля 2017 г. по делу № 12-19/2017 Петровский районный суд (Ставропольский край) [электронный ресурс] — режим доступа: https: //sudact.ru/regular/doc/4Ak2THE6FgWR/

4. Соловьев А.А. Об административной ответственности должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления //

1888

Административное право и процесс. 2012. N 4. С. 59-60

References:

1. Ministry of Natural Resources and Environmental Protection of Stavropol Krai / official website [electronic resource] - access mode: http://www.mpr26.ru/ministerstvo/svedeniya-o-ministerstve/

2. Resolution of the Sixth Court of Cassation of general jurisdiction from 29.06.2020 N 16-3507/2020 [electronic resource] - access mode: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=KSÜJ006&n=1 7233#00004384362787974716

3. Decision No. 12-19/2017 of April 7, 2017 in case No. 12-19/2017 Petrovsky District Court (Stavropol Territory) [electronic resource] - access mode: https://sudact.ru/regular/doc/4Ak2THE6FgWR/

4. Soloviev A.A. Ün the administrative responsibility of officials of state authorities and local self-government // Administrative law and process. 2012. N 4.S. 59-60

1889

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.