Научная статья на тему 'Административная ответственность государственных и муниципальных служащих как способ защиты конституционного права граждан на предпринимательскую деятельность'

Административная ответственность государственных и муниципальных служащих как способ защиты конституционного права граждан на предпринимательскую деятельность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
477
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жукова С. М.

Необходимым условием нормального развития и функционирования любого демократического правового государства является в первую очередь утверждение принципа верховенства закона и строгого его соблюдения в обществе не только гражданами, но и всеми без исключения государственными органами, должностными лицами, а также дальнейшее укрепление гарантий прав человека и гражданина, их охрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative responsibility of state and municipal employees as the way to protect the constitutional right of citizens to undertake business activities

It is pointed out that an essential condition for the normal development and functioning of any democratic law-abiding state is confirmation of the principle of law leadership and its observance not only by all the citizens of the society but by all the state organs and officials and further strengthening and protection of human rights and guarantees.

Текст научной работы на тему «Административная ответственность государственных и муниципальных служащих как способ защиты конституционного права граждан на предпринимательскую деятельность»

Административная ответственность государственных и муниципальных служащих как способ защиты конституционного права граждан на предпринимательскую деятельность

С.М.Жукова, преподаватель, ГОУВПО «МГЮА» свободах граждан, стало «мощным социально-

экономическим явлением» [1].

Современное российское предприниматель- По этой причине оно требует серьезного кон-

ство, основанное на конституционных правах и ституционно-правового механизма защиты от

различных негативных воздействий со стороны отдельных государственных и муниципальных органов, их должностных лиц.

В работах ряда ученых [2] исследуются вопросы взаимодействия бизнеса и государства с точки зрения защиты предпринимателей от незаконного вмешательства государства в их экономическую деятельность, от избыточного государственного регулирования. В.П. Евтушенков определяет эти явления как административные барьеры, т.е. «формально обязательные правила ведения хозяйственной деятельности на рынках товаров и услуг, устанавливаемые органами государственной власти и местного самоуправления, частные издержки, от введения которых для хозяйствующего субъекта, подпадающего под их действие, превышают его частные выгоды» [3]. В.И. Крусс считает, что речь идет о «злоупотреблении правом» [4] и указывает, что «любая власть сопряжена с возможностью (и искушением) использовать право в своих интересах. Такой подход к созданию нормативных правовых актов во всяком случае (если речь не идет о государственной тайне или национальной безопасности) нельзя расценить иначе, как злоупотребление правом» [5]. По нашему мнению, при раскрытии оснований для конституционно-правовой защиты права граждан на свободное осуществление предпринимательской деятельности следует указать и «злоупотребление обязанностями» («ненадлежащее исполнение обязанностей») отдельными государственными и муниципальными служащими [6].

Не умаляя значения таких конституционноправовых форм и методов защиты предпринимателей, как обращение в суд [7], применение права на объединение для защиты общих интересов [8], проведение в этих целях массовых мероприятий [9], автор видит ключевую проблему в оптимизации ответственности государственных и муниципальных служащих за создание, сохранение, применение административных барьеров и необоснованное привлечение к юридической ответственности граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью. При этом одним из основных видов негативной оценки государством поведения государственного (муниципального) служащего нам видится административная ответственность.

Законодательством РФ [10] и ее субъектов об административных правонарушениях уже предусмотрен механизм защиты отдельных конституционных прав граждан мерами административной ответственности (например, нормы гл. 5 КоАП РФ «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» направлены на защиту избирательных, трудовых и иных конституционных прав граждан, нормы гл. 8 КоАП РФ «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования» — на защиту экологических прав граждан).

Нам представляется, что подобный механизм административной ответственности необходимо распространить и на защиту конституционного права гражданина на занятие предпринимательской деятельностью.

В настоящее время КоАП РФ закрепляет 165 составов административных правонарушений, применяемых в отношении предпринимателей, и предусматривает всего 4 состава, за которые могут быть привлечены к административной ответственности должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию, лицензирование, контроль и надзор в сфере предпринимательской деятельности (например, ч. 1 ст. 14.25 КоАП РФ «Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; ст. 19.1 КоАП РФ «Самоуправство» и др.). По-разному эти вопросы решают субъекты Российской Федерации. Так, Закон Оренбургской области от 01.10.2003 г. № 489/55-3-03 «Об административных правонарушениях в Оренбургской области» содержит 48 составов правонарушений, за совершение которых к ответственности могут быть привлечены предприниматели, норм же об ответственности должностных лиц, органов, наделенных контрольно-надзорными функциями, данный закон не предусматривает.

Нам представляется, что подобное положение неминуемо приводит к желанию чиновника из «хороших» побуждений («Радею за государство», «Забочусь о здоровье граждан» и т.п.) или иных личных интересов превратить федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях из инструмента защиты личности, общества и государства в административный пресс на предпринимательство.

Анализ практики применения законодательства об административных правонарушениях в отношении предпринимателей представителями отдельных государственных (муниципальных) органов позволяет систематизировать наиболее характерные из причин, обусловливающих развитие административных барьеров, в три группы: а) отказ от применения института малозначительности при решении вопроса о привлечении предпринимателя к административной ответственности; б) привлечение к административной ответственности без составления протокола; в) нарушение установленных законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ порядка и правил осуществления государственного контроля (надзора).

Поэтому предлагается следующее.

Прежде всего представляется целесообразным законодательно закрепить количественные и качественные характеристики понятия «малозначительность административного правонаруше-

ния» (ст. 2.9 КоАП РФ) и определить этот критерий для назначения административного наказания без составления протокола (ст. 28.6 КоАП РФ), для чего «вспомнить» забытое старое — положения, закрепленные в ст. 237 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Применительно к ним ст. 2.9 КоАП РФ дополнить примечанием: «Примечание. Под малозначительностью совершенного административного правонарушения в настоящем Кодексе следует понимать административное правонарушение, за совершение которого в соответствующих статьях Особенной части настоящего Кодекса или законов субъектов РФ об административных правонарушениях предусмотрены административные наказания в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда, а при нарушении таможенных правил — в размере, не превышающем десяти минимальных размеров оплаты труда». В ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ предлагается внести изменения и изложить ее в следующей редакции:

«1. При малозначительности совершенного административного правонарушения, если в отношении лица, совершившего административное правонарушение, не применяются меры, предусмотренные ст. 2.9 настоящего Кодекса, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается и взимается административный штраф. В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного гл. 12 настоящего Кодекса, постановление о наложении административного штрафа оформляется в порядке, предусмотренном ст. 32.3 настоящего Кодекса, а административный штраф взимается в порядке, предусмотренном ст. 32.2 настоящего Кодекса».

Это позволит по ряду позиций не привлекать граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, к административной ответственности.

Для соблюдения государственными (муниципальными) служащими требований ст. 2 Конституции РФ о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а их «признание, соблюдение и защита» — «обязанность государства», представляется целесообразным дополнить гл. 5 КоАП РФ «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» ст. 5.57 «Воспрепятствование осуществлению предпринимательской деятельности» следующего содержания: «Нарушение должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, их учреждений установленных

федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ порядка и правил проведения государственного (муниципального) контроля (надзора) — влечет наложение административного штрафа в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда».

Это вызовет необходимость ч. 1 ст. 28.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (Собрание законодательства РФ, 2002, № 1, ст. 1) после слов «Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 5.1, 5.7, 5.21, 5.23-5.25, 5.45, 5.48, 5.52,» дополнить словами «5.57,».

Президент РФ в своих ежегодных Посланиях к Федеральному Собранию РФ о положении в стране не раз подчеркивал, что «Россия окончательно станет правовым государством, когда власть в своих решениях и действиях будет связана правом и в то же время сможет эффективно гарантировать безотказное действие права». Данный тезис остается актуальным и в наши дни, так как необходимым условием нормального развития и функционирования любого демократического правового государства является, в первую очередь, утверждение принципа верховенства закона и строгого его соблюдения в обществе не только гражданами, но и всеми без исключения государственными органами, должностными лицами, а также дальнейшее укрепление гарантий прав человека и гражданина, их охрана.

Литература

1. Малый бизнес — мощное социально-экономическое явление // Новости малого бизнеса. № 48(445) от 30.11.2007 г.

2. См., например: Белых, С.В. Свобода предпринимательской деятельности как конституционно-правовая категория в Российской Федерации: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2005.; Поправко Н.В. Конституционно-правовые гарантии обеспечения права на предпринимательскую деятельность в Российской Федерации: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2007 и др.

3. Евтушенков, В.П. Снижение административных барьеров. М., 2004. С. 43.

4. См., напр.: Крусс, В.И. Право на предпринимательскую деятельность — конституционное полномочие личности / отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юристъ, 2003. С. 601.

5. Крусс В.И. Указ. соч. С. 604.

6. См. подр.: Лазуткина, С.М. Некоторые проблемы государственного регулирования предпринимательской деятельности (теорет и ко-правовой аспект) // Труды Оренбургского института (филиала) ГОУ ВПО «МГЮА». Вып. 7. Оренбург, 2006. С. 469-477.

7. В рамках ст. 46 Конституции РФ, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. - «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. № 237 и, например, положений Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ. СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.

8. В рамках ст. 30 Конституции РФ и положений Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

9. В рамках ст. 31 Конституции РФ и положений Федерального закон от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании». СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2485.

10. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. №195-ФЗ. СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 1. (далее по тексту КоАП РФ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.