Научная статья на тему 'АДГЕЗИОННЫЕ СОСТАВЫ ДЛЯ СТЫКОВОЧНЫХ БИТУМНО-ПОЛИМЕРНЫХ ЛЕНТ'

АДГЕЗИОННЫЕ СОСТАВЫ ДЛЯ СТЫКОВОЧНЫХ БИТУМНО-ПОЛИМЕРНЫХ ЛЕНТ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стыковочные битумно-полимерные ленты / бутадиен-стирольный термоэластопласт / полимерно-битумное вяжущее / joint bitumen-polymer tapes / styrene-butadiene thermoplastic / polymer modified bitumen.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Д Ю. Небратенко

Проблема стабильности эксплуатационных показателей верхних слоев асфальтобетонных и полимерасфальтобетонных покрытий является решающей для вопросов транспортной безопасности. Однако при решении указанных вопросов исследователи часто ограничиваются брутто-эффектами и не уделяют должного внимания первопричинам выявленных закономерностей. В данном исследовании рассматриваются вопросы совершенствования нового для российского рынка дорожностроительного материла – стыковочной битумно-полимерной ленты – не только с практической точки зрения, но и с привлечением теоретических обоснований. Оценивается целесообразность применения различных по составу адгезивов для обеспечения кратковременной прочности крепления ленты при пониженных температурах на боковой поверхности субстрата до момента укладки горячей асфальтобетонной смеси и образования монолитного шва сопряжения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Д Ю. Небратенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADHESIVE COMPOSITIONS FOR JOINT BITUMEN-POLYMER TAPES

The problem of stability of the performance of the upper layers of asphalt concrete and polymerase concrete coatings is crucial for transport safety issues.However, when considering these issues, researchers often limit themselves to gross effects and do not pay due attention to the root causes of the patterns identified. This study considers the issues of improvement of the new road-building material for the Russian market connecting bitumen-polymer tape not only from a practical point of view, but also with the help of theoretical justifications. They provide a long-term durability of joining the surface layers of asphalt concrete or polymer asphalt concrete, including those formed in different periods of time. The possibility of increasing the adhesive strength of tapes attachment to the side surface of asphalt concrete when forming the conjugate joint at low temperatures was studied. Domestic brands of butadiene styrene thermoplastic elastomers (SBSpolymers) have been considered as a polymeric basis of the mortar adhesion composition. The expediency of application of various adhesive compositions for providing short-term strength of the tape fastening on the sloping surface of the substrate until the hot asphalt-concrete mixture is laid and the monolithic conjugate joint is formed has been considered

Текст научной работы на тему «АДГЕЗИОННЫЕ СОСТАВЫ ДЛЯ СТЫКОВОЧНЫХ БИТУМНО-ПОЛИМЕРНЫХ ЛЕНТ»

2.1.5 - СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИЗДЕЛИЯ (ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ)

DOI 10.53980/24131997_2022_4_45

Д.Ю. Небратенко, канд. хим. наук, доц., e-mail: nebratenko@mail.ru Российский университет транспорта (МИИТ), МИРЭА - Российский технологический университет, г. Москва

УДК 665.775.4: 678.029.5

АДГЕЗИОННЫЕ СОСТАВЫ ДЛЯ СТЫКОВОЧНЫХ БИТУМНО-ПОЛИМЕРНЫХ ЛЕНТ

Проблема стабильности эксплуатационных показателей верхних слоев асфальтобетонных и полимерасфальтобетонных покрытий является решающей для вопросов транспортной безопасности. Однако при решении указанных вопросов исследователи часто ограничиваются брутто-эффек-тами и не уделяют должного внимания первопричинам выявленных закономерностей. В данном исследовании рассматриваются вопросы совершенствования нового для российского рынка дорожно-строительного материла - стыковочной битумно-полимерной ленты - не только с практической точки зрения, но и с привлечением теоретических обоснований. Оценивается целесообразность применения различных по составу адгезивов для обеспечения кратковременной прочности крепления ленты при пониженных температурах на боковой поверхности субстрата до момента укладки горячей асфальтобетонной смеси и образования монолитного шва сопряжения.

Ключевые слова: стыковочные битумно-полимерные ленты, бутадиен-стирольный термоэла-стопласт, полимерно-битумное вяжущее.

D.Yu. Nebratenko, Cand. Sc.Chemistry, Assoc. Prof. ADHESIVE COMPOSITIONS FOR JOINT BITUMEN-POLYMER TAPES

The problem of stability of the performance of the upper layers of asphalt concrete and polymerase concrete coatings is crucial for transport safety issues.However, when considering these issues, researchers often limit themselves to gross effects and do not pay due attention to the root causes of the patterns identified. This study considers the issues of improvement of the new road-building material for the Russian market -connecting bitumen-polymer tape - not only ^ from a practical point of view, but also with the help of theoretical justifications. They provide a long-term durability ofjoining the surface layers of asphalt concrete or polymer asphalt concrete, including those formed in different periods of time. The possibility of increasing the adhesive strength of tapes attachment to the side surface of asphalt concrete when forming the conjugate joint at low temperatures was studied. Domestic brands of butadiene styrene thermoplastic elastomers (SBS- polymers) have been considered as a polymeric basis of the mortar adhesion composition. The expediency of application of various adhesive compositions for providing short-term strength of the tape fastening on the sloping surface of the substrate until the hot asphalt-concrete mixture is laid and the monolithic conjugate joint is formed has been considered.

Key words: joint bitumen-polymer tapes, styrene-butadiene thermoplastic, polymer modified bitumen.

Введение

Асфальтобетон (АБ) давно уже стал привычным дорожно-строительным материалом, преобладающим на большей части автомобильных дорог и аэродромов по всей территории России. Однако битумы нефтяные дорожные вязкие окисленные, являющиеся в таком случае основным вяжущим, переходят в хрупкое состояние, в зависимости от марки, уже при температурах -8 —16 °С, что регламентируется требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ 33133-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные

вязкие. Технические требования». При этом на более чем 90 % территории Российской Федерации минимальный температурный уровень составляет -28 - -36 °С [1]. Именно это несоответствие свойств традиционно используемых вяжущих реальным условиям эксплуатации дорожного полотна и является одной из основных причин образования уже в течение первых двух лет низкотемпературных трещин в поверхностных слоях асфальтобетонных покрытий на 98 % территории России. Наметившийся в последние годы переход на использование полимерас-фальтобетонов положительно сказывается на увеличении межремонтного срока службы покрытий (в 1,5-4 раза), но и это полностью не решает данную проблему, особенно в местах швов сопряжений на таких покрытиях [2, 3].

В данном исследовании рассматриваются технологические сопряжения различных полос асфальтобетонных покрытий, возникающие как в продольном, так и в поперечном направлениях, швы и соединения параллельных полос дорожных покрытий, места примыканий к металлическим, бетонным и железобетонным конструкциям и т. п. При обычных условиях проведение процесса укладки горячего слоя асфальтобетонной (АБС) или полимерасфальтобе-тонной смеси (ПАБС) ведется встык к ранее сформированному слою покрытия. Известно, что в ряде случаев применяются определенные технологические способы формирования стыка, такие как широкая нисходящая укладка и обрезка краев перед укладкой следующего слоя, устройство клиновидных швов и нагрев зоны примыкания, эмульсионная обработка зоны стыка и т. п. [4, 5].

В ходе сооружения автомобильной дороги при формировании зоны контакта на имеющемся слое покрытия протекают сложные процессы, зависящие от состава и свойств переходного слоя (вяжущего или битумно-полимерной ленты) и АБ/АБС:

- адсорбция высокомолекулярных компонентов органического вяжущего поверхностью тонкодисперсных частиц АБС/АБ;

- фильтрация низкомолекулярных компонентов вяжущего вглубь тонкопористых компонентов АБ;

- заполнение пустот между частицами АБ объемным (свободным) вяжущим, дополнительно поступающим из состава ленты;

- склеивание отдельных частиц и агрегатов АБС вяжущими из состава ленты и т. д., и

т. п.

В ранее проведенных исследованиях зарубежных научных дорожных школ было показано [6, 7], что наиболее частыми причинами возникновения дефектов являются недостаточная плотность и избыточная пористость АБ в зоне швов сопряжения. Например, в работе [6] отмечается, что даже при проведении дополнительных мероприятий по повышению надежности швов сопряжения итоговая плотность асфальтобетонного покрытия на отмеченных участках остается ниже, чем на остальном дорожном покрытии. По данным отечественных исследователей [8], минимальные значения плотности практически для всех конструкций наблюдались со стороны неограниченной кромки устраиваемой полосы покрытия и непосредственно в шве (рис. 1).

Следовательно, преждевременное разрушение продольного шва на месте стыка двух полос АБ или полимерасфальтобетона (ПАБ), часто наблюдаемое на дорогах разного уровня подчиненности, является результатом сочетания низкой плотности, значительной проницаемости и существенной сегрегации сложного многокомпонентного смесевого материала покрытия.

Решением указанных вопросов является формирование на границе раздела ранее уложенного слоя АБ и горячего слоя АБС переходной зоны крепления, способной обеспечить монолитность итогового покрытия в течение всего гарантийного срока эксплуатации автомобильной дороги [9].

А

В

С

Б

£

горячая зона

холодная зона

£ 134 | 133 -132 -

£ 131 1

В §

129 А

130 -

А Н

0

1

О

ч С

128 -127 -126 -125 -124

средний

стык

1 ирякт Кри \1К<1

холодная кромка

неограниченная кромка

о

10 12 14

Расстояние от края, фут

Рисунок 1 - Зависимость плотности слоя асфальтобетона от места расположения до оси покрытия: А - неограниченная кромка; В - слой АБ, прилегающий к кромке; С - основной ход;

Б - ось покрытия; Е - ограниченная кромка (при наличии холодного слоя или ограничителя);

Б - шов сопряжения; О - ослабленная зона, ранее сформировавшаяся в более холодном слое;

А / Б - горячая зона, Б / О - холодная зона [8]

В качестве адгезионно-активного композита для создания шва сопряжения подобного рода предложено использовать битумные или битумно-полимерные ленты, обеспечивающие надежную стыковку двух слоев асфальтобетонных покрытий, в том числе характеризующихся разницей температур в 80-100 оС.

Из рисунка 2 видно, что в случае наличия в поверхностном слое 8 % воздушных пустот предполагаемый период службы покрытия может составить до 98 % от максимально возможного. С другой стороны, плотность продольных швов, которая обычно составляет от 88 до 90 % от максимальной (при наличии от 10 до 12 % воздушных пустот), позволяет обоснованно утверждать, что срок службы в таком случае будет составлять только от 64 до 83 % от ожидаемого срока службы [10]. Таким образом, недоуплотнение в зоне шва сопряжения сокращает безремонтный срок службы покрытия на 17-36 % (рис. 2).

ы

бж

у

л с к

о р

О о^ й ы н т я

о р

е В

100

90

80

70

60

10 11 Воздушные поры, %

9

Рисунок 2 - Влияние количества внутренних воздушных пустот на ожидаемый срок службы покрытия [10]

Одним из способов устранения отмеченных недостатков является регулирование в указанной зоне реологических свойств битумно-минерального композита, в том числе путем дополнительного введения битумно-полимерных компонентов, что повышает прочностные характеристики зоны шва и препятствует его разрушению.

Важно отметить, что реологические свойства компонентов стыковочных лент сильно зависят от температуры окружающей среды. Текучесть массива ленты существенно снижается при проведении технологических операций в условиях, близких к 0 °С, поскольку возникающего незначительного температурного градиента недостаточно для повышения реологической подвижности вяжущего до необходимого уровня, а иногда он просто отсутствует.

Поэтому для обеспечения надежности первоначального крепления ленты к боковой поверхности холодного, а иногда и влажного АБ целесообразно еще на этапе производства нанести на внутреннюю поверхность стыковочной ленты адгезионный слой, способный удерживать массив ленты в период проведения последующих технологических операций.

Цель данного исследования - изучение возможности влияния на адгезионные свойства битумно-полимерных стыковочных лент и разработка варианта растворного клеевого состава на основе бутадиен-стирольных термоэластпластов (СБС-полимеров) российского производства.

Материалы и методы исследования

В течение последних 20 лет в качестве полимерной основы адгезионных композиций различного назначения в нашей стране широко применяются бутадиен-стирольные термоэла-стопласты отечественного производства [11]. В данном исследовании рассмотрены три марки термоэластопластов, выпуск которых освоен на АО «Воронежсинтезкаучук» [12].

Бутадиен-стирольные термоэластопласты ДСТ Л 30-01 выпускаются давно и наиболее широко применяются в качестве полимерного модификатора битумных композиций. Это полимер линейного строения с минимально возможным показателем текучести расплава. Линейное строение обеспечивает удовлетворительную подвижность макромолекул в битумной среде, что позволяется при достаточно невысоком содержании (порядка 3-5 %) обеспечивать необходимый уровень свойств полимерно-битумных вяжущих, соответствующий ГОСТ Р 52056-2003 «Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия».

Термоэластопласт марки СБС Л 7322 также является блоксополимером линейного строения, отличающимся от типовой марки ДСТ Л 30-01 меньшей молекулярной массой и характеризующийся меньшей вязкостью. Полимер обладает отличной эластичностью и высокими значениями относительного удлинения. При этом наличие двухблочного сополимера (12-22 %) оказывает существенное влияние на когезионную прочность полимера и снижает прочностные характеристики клеевого шва, способного изменить показатели конечного адгезионного соединения (табл. 1). При таком соотношении диблочник является в некотором роде полимерным пластификатором. Однако в данном случае это незначительно влияет на когези-онные свойства, оказывая при этом существенное положительное воздействие на технологичность и перерабатываемость смесей.

Полимер марки СБС Л 7417 отличается особо повышенным содержанием диблочных структур (до 75 %) и в комплексе с достаточно низкими значениями молекулярной массы (Mw), обеспечивает низкие значения вязкости и высокий показатель текучести расплава. Такая макроструктура (высокий диблочник, низкая молекулярная масса) обеспечивает снижение когезионных свойств, гарантированно повышая при этом адгезионные свойства. Повышенное содержание стирольных звеньев (содержание связанного стирола - 37 %) является причиной повышения жесткости для полимера указанной марки, что положительно сказывается на креплении к твердым поверхностям (см. табл. 1).

Таблица 1

Физические характеристики использованных СБС-полимеров

№ п/п Наименование показателя ДСТ Л 30-01 СБС Л 7322 СБС Л 7417

1 Молекулярная масса, Mw 103 80 60 47

2 Содержание 1.2-звеньев, % 11-15 11-15 11-15

3 Содержание диблока, % 13-17 12-22 67-75

4 Содержание связанного стирола, % 30 30 37

5 Температура размягчения, °С 75 74 73

6 Температура плавления, °С 195 192 190

7 Показатель текучести расплава при 190 °С, 5 кг 0-1 6 21

С целью обеспечения высокой скорости нанесения клеевого слоя на поверхность битумного субстрата и равномерного распределения компонентов в объеме клея была выбрана растворная технология производства и применения адгезионного состава.

Учитывая ранее проведенные исследования и современную тенденцию на применение растворных клеев на основе малотоксичных компонентов, в качестве основного растворителя в данной работе выбрали метиленхлорид [13]. Использование в качестве растворителя мети-ленхлорида, являющегося одновременно селективным растворителем для полистирольной и полибутадиеновой фаз термоэластопласта, обеспечивает адгезиву указанного состава негорючесть за счет наличия в его составе атомов хлора. При этом токсикологические показатели метиленхлорида существенно лучше толуола, традиционно используемого в данном качестве.

С целью снижения стоимостных показателей композиции и для формирования устойчивой пленки на стадии нанесения клея, а также обеспечения возможности визуальной фиксации сплошности наносимого клеевого слоя, в составе промышленно изготавливаемой адгезионной композиции в незначительных количествах может быть использован минеральный наполнитель со средним диаметром частиц 10-40 мкм.

В качестве агента липкости в составе адгезива используется талловый пек, образующийся при фракционной перегонке натурального природного сырья с целью получения тал-лового масла (СТО 16217983-006-2018). В качестве компонента, совместимого с полибутадиеновой фазой термоэластопластов, в состав часто входит глицериновый эфир канифоли (ТУ 13-0281078-78-89 «Эфир канифоли глицериновый. Технические условия»).

В данной работе клеевые композиции изготавливались в соответствии с традиционной методикой для растворных клеев на основе термоэластопластов [14-17]. Базовая рецептура клея представляла собой раствор компонентов в метиленхлориде в соотношении 8-10 масс. % бутадиен-стирольного термоэластопласта, 2-3 масс. % таллового пека и 2-3 масс. % глицеринового эфира канифоли. Гомогенизацию раствора и распределение частиц полимеров и других компонентов адгезива проводили с применением лабораторного диспергатора ULTRA TURRAX IKA T18 basic с высоким усилием сдвига. Смешение осуществляли в одну стадию в течение 30 мин при нормальных условиях.

В качестве модельного субстрата был использован массив вулканизата резиновой смеси повышенной твердости на основе бутадиен-метилстирольного каучука марки СКМС-30РП, традиционно применяемой для изготовления уплотнительных деталей, предназначенных для эксплуатации в воздухе, воде, слабых растворах кислот и щелочей (до 20 %) [18].

При проведении натурных испытаний в качестве эластичной битумосодержащей подложки использовалась битумно-полимерная лента «Свенская» (СТО 22346590.001-2019

«Лента стыковочная битумно-полимерная «Свенская». Технические условия»). Твердые контактные поверхности были представлены бетонным бортовым камнем (бордюром) по ГОСТ 6665-91 и металлическими закладными деталями ограждений (ГОСТ 25772-2021).

Прочность связи на расслаивание и отслаивание определяли в соответствии с требованиями ГОСТ 6768-75 и ГОСТ 411-77.

Результаты исследования и их обсуждение

Оценка влияния рассматриваемых марок бутадиен-стирольных термоэластопластов на свойства клеевых соединений проводилась на основе модельных систем (табл. 3), позволяющих проводить технологические испытания в соответствии с требованиями существующих национальных стандартов на резины и резинотехнические изделия. Указанное обстоятельство объясняется отсутствием регламентированных требований по определению и классификации показателей лент битумно-полимерных стыковочных, обладающих при этом определенными эластическими свойствами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Компонентный состав клеевой композиции

Марка Содержание компонентов, масс. %

полимерной основы бутадиен-стирольный талловый пек, глицериновый эфир канифоли,

адгезива термоэластопласт, % масс. % масс. %

СБС Л 7322 8 2 2

ДСТ Л 30-01 8 3 2

СБС Л 7417 10 2 2

В случае использования марки СБС Л 7417 с учетом повышенного содержания диблока количество полимера было увеличено на 2 %. Повышение содержание пластификатора для марки ДСТ Л 30-01 объясняется его большей молекулярной массой (почти в 2 раза) в сравнении с остальными исследуемыми полимерами.

Результаты определения прочности связи модельных адгезионных систем приведены на рисунке 3.

е

о о к

V о

£

1,5

0,5

ДСТ Л 30-01 СБС Л 7322 СБС Л 7417

Марки бутадиен-стирольных термоэластопластов

Рисунок 3 - Прочностные показатели модельного клеевого шва на основе трех марок бутадиен-стирольных термоэластопластов

За счет введения смол разных типов, способных взаимодействовать с разными фазами бутадиен-стирольного термоэластопласта, указанные составы позволили обеспечить конфекционную клейкость стыковочной битумно-полимерной ленты на этапе ее размещения в зоне

1

0

шва сопряжения. При этом клеевая пленка обладает высокой когезионной прочностью, обеспечивающей сохранение вертикального положения ленты до момента размещения горячей асфальтобетонной смеси в зоне шва.

Растворные клеевые композиции обеспечивают устойчивое проникание при нанесении адгезива на поверхность реальных субстратов: внутреннюю часть широкой плоскости би-тумно-полимерной ленты «Свенская» размером 50x5. Однако при повышении температуры окружающей среды в зоне контакта до 50-70 оС были отмечены незначительные очаги отслоения адгезионного слоя, что может быть объяснено температурной миграцией низкомолекулярных битумных компонентов из объема вяжущего и нарушением структур, образовавшихся в приповерхностном слое битумно-полимерной ленты.

В случае крепления к высокопористым бетонным бордюрам и шерохованным металлическими закладными деталями ограждений прочностные показатели крепления модельных систем клеями на основе трех марок бутадиен-стирольных термоэластопластов соответствовали традиционному уровню (табл. 3).

Таблица 3

Прочность связи модельного субстрата с подложками различной природы, кН/м

Материал поверхности для нанесения адгезива Ма жа полимера-основы

ДСТ Л 30-01 СБС Л 7322 СБС Л 7417

Битумно-полимерная лента «Свенская» 2,5 1,8 1,4

Высокопористый бетон 2,0 1,5 1,6

Шерохованный металл 1,25 0,85 0,75

Важным фактором обеспечения высоких адгезионных характеристик клеевых композиций при соединении субстратов различной природы является не только обогащение поверхности клеевой пленки диеновой фазой бутадиен-стирольных термоэластопластов, но и коге-зионная прочность самих блоксополимеров. Поэтому стоит полагать, что именно повышенное содержание стирольных доменов в составе марки СБС Л 7417 является причиной удовлетворительной прочности при креплении к металлическим шерохованным поверхностям (см. табл. 3).

Важно отметить и то обстоятельство, что речь идет о так называемом конфекционном креплении ленты на поверхности субстрата, выражающемся в достаточно краткосрочном обеспечении вертикального положения профиля битумно-полимерной ленты относительно боковой поверхности асфальтобетона или полимерасфальтобетона до момента укладки и при-катки горячей смеси.

Существенный вклад деформационной составляющей в величину прочности связи неотделим от межфазных молекулярных связей, так как очевидно, что, чем прочнее связи адгезива с подложкой, тем больше затрачивается усилий на деформацию клеевого соединения к моменту его разрушения. Таким образом, повышение интенсивности молекулярного взаимодействия приводит к росту деформационной составляющей адгезионной прочности. Кроме того, величина деформационной составляющей зависит от свойств компонентов адгезионного соединения. Особенности деформационно-прочностных свойств компонентов адгезионного соединения, являющиеся косвенным проявлением влияния молекулярных сил, оказывают, в свою очередь, влияние на прочность связи. Вероятно, это является причиной близкой по величине прочности связи для различных по своей природе подложек (высокопористый бетон и шерохованный металл), образованной столь разными по составу и структуре полимерными основами (СБС Л 7322 и СБС Л 7417).

Заключение

Рассмотренные в данном исследовании составы на основе разных марок бутадиен-сти-рольных термоэластопластов показали удовлетворительные свойства в качестве адгезионной композиции для обеспечения конфекционной клейкости битумно-полимерных лент.

Обращая внимание на безусловное превосходство ДСТ Л 30-01 как полимерной основы адгезива универсального состава для подложек различных типов, стоит отметить целесообразность продолжения исследований в области применения новых отечественных марок СБС-полимеров для нужд дорожной отрасли.

Например, в южных регионах России, где природно-климатические условия эксплуатации дорог характеризуются минимальными температурами на уровне 0 оС, можно рекомендовать в качестве полимерной основы адгезионного слоя битумно-полимерных лент бутадиен-стирольный термоэластопласт СБС Л 7417 с повышенным содержанием стирола.

Интересным направлением дальнейших исследований представляется изучение эксплуатационных показателей клеев на основе смесевых композиций различных марок бута-диен-стирольных термоэластопластов, обладающих разным сродством к компонентной массе битумного вяжущего.

Только совместная работа химиков-синтетиков, технологов-разработчиков эластомер-ных композиций и дорожников-практиков способна подтвердить эффективность и целесообразность широкого применения современных достижений науки для решения важных повседневных задач.

Автор выражает благодарность за помощь в проведении эксперимента и подготовке материалов статьи Центру Эластомеры АО «Воронежсинтезкаучук» ПАО «Сибур Холдинг» и лично главному эксперту службы развития применения СБС-полимеров Сергею Михайловичу Данилову.

Библиография

1. Гохман Л.М. Комплексные органические вяжущие материалы на основе блоксополимеров типа СБС. - М.: Экон-Информ, 2004. - 584 с.

2. Гохман Л.М. Дорожный полимерасфальтобетон. - М.: Экон-Информ, 2017. - 480 с.

3. Ахмадова Х.Х. Хадисова Ж.Т., Махмудова Л.Ш. и др. Основные способы модификации битумов различными добавками // Вестник ГГНТУ. Технические науки. - 2019. - Т. XV, № 3 (17). - С. 42-56.

4. Brown E.R., Bognacki C.J., Troxler W.F. et al. Factors Affecting Compaction of Asphalt Pavements (Longitudinal Joint Density). Transportation Research Circular E-C105, Transportation Research Board of the National Academies, Washington, DC, 2006. - URL: http://onlinepubs.trb.org/onlinepubs/circu-lars/ec105.pdf (дата обращения: 03.09.2022).

5. Buncher M., Rosenberger C. Best Practices for Constructing and Specifying HMA Longitudinal Joints. Asphalt Institute. - URL: http://www.asphaltinstitute.org/engineering/longitudinal-joint-information (дата обращения: 20.01.2022).

6. MallickR.B., KandhalP.S., Ahlrich R et al. Improved performance of longitudinal joints on asphalt airfield. Asphalt Pavement Technology Program, December 2007. - P. 22-26.

7. Huber G., Wielinski J., Campbell C. et al. SuperPave5: Relationship of In-Place Air Voids and Asphalt Binder Aging // Journal of Association of Asphalt Paving Technologists. - 2019. - N 88. - P. 183-215.

8. Барковский Д.В., Высоцкая М.А. Технология устройства продольных швов сопряжения асфальтобетонных покрытий. Мировой опыт // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. - 2016. - № 6. - С. 16-24.

9. Sanakulov A.B., Lukjanets P.A., Nebratenko D.Y. Improvement of adhesive layer composition for bituminous tapes Bulletin of the South Ural State University. Ser. Construction Engineering and Architecture. - 2022. - Vol. 17, N 3. - P. 40-53.

10. Buncher M.S., Rosenberger C. Best Practices for Constructing and Specifying HMA Longitudinal Joints. Final Report // Asphalt Institute, USA. - 2012. - N 6. - P. 14-21.

11. Левченко С.И., Гаврилова Н.А., Субоч Г.А. и др. Исследование химической модификации клеевой композиции и самоклеящегося материала на ее основе // Актуальные проблемы авиации и космонавтики.- 2019. - № 1. - С. 376-378.

12. Москвитина Н.В., Садыкова И.Р. Новая мощность и марки СБС СИБУРа - 2020. - М.: Интерпластика, 2020. - 16 с.

13. Isakov A.M., Polonik V.D., Nebratenko D.Yu. Method for improvement of reliability of expansion joints in bridgeworks Road construction materials, structures and methods // Roads and Bridges. - 2020. -N 1 (25). - P. 57-64.

14. ЛюсоваЛ.Р., Ильин А.А., ШибряеваЛ.С. и др. Влияние растворителя на свойства растворов и получение из них пленок термоэластопластов // Материалы 27 Междунар. симпозиума «Проблемы шин, РТИ и эластомерных композитов». - М., 2016. - С. 156-163.

15. Люсова Л.Р., Селина А.Ю., Хлюстина М.В. и др. Исследование влияния растворителей на свойства клеевых композиций на основе изопрен-стирольных термоэластопластов // Промышленное применение и использование эластомеров. - 2013. - № 2. - С. 46-48.

16. Иванов С.А. Оценка адгезионной способности битума, модифицированного резиновой крошкой // Вестник ВСГУТУ. - 2018. - № 7 (71). - С. 49-54.

17. Евтушенко В.А., Дорохова Т.Н., Небратенко Д.Ю. и др. Свойства клеевых композиций на основе термоэластопластов ДСТ-30-01 и ДСТ-30Р-01 // Каучук и резина. - 2010. - № 4. - С. 29-31.

18. Жесткие и трудногорючие резиновые смеси [Электронный ресурс]. - URL: https://slyusar-as.uaprom.net/ua/a141488-trudnogoryuchaya-rezinovaya-smes.html (дата обращения: 17.05.2022).

Bibliography

1. Gokhman L.M. Complex organic binders based on block copolymers of the SBS type. - M.: Ekon-Inform, 2004. - 584 p.

2. Gokhman L.M. Road polymer asphalt concrete. - M.: Ekon-Inform, 2017. - 480 p.

3. Akhmadova Kh.Kh., Khadisova Zh.T.,. Makhmudova L.Sh. et al. The main methods of modifying bitumen with various additives // Herald of GSTOU. Technical Sciences. - 2019. - Vol. XV, N 3 (17). -P.42-56/

4. Brown E. R., Bognacki C. J., Troxler W.F. et al. Factors Affecting Compaction of Asphalt Pavements (Longitudinal Joint Density). Transportation Research Circular E-C105, Transportation Research Board of the National Academies, Washington, DC, 2006. - URL: http://onlinepubs.trb.org/onlinepubs/circu-lars/ec105.pdf (date of access: 03/09/2022).

5. Buncher M., Rosenberger C. Best Practices for Constructing and Specifying HMA Longitudinal Joints. Asphalt Institute. - URL: http://www.asphaltinstitute.org/engineering/longitudinal-joint-information (date of access: 01/20/2022).

6. Mallick R.B., KandhalP.S., Ahlrich R. et al. Improved performance of longitudinal joints on asphalt airfield. Asphalt Pavement Technology Program, December 2007. - P. 22-26

7. Huber G., Wielinski J., Campbell C. et al. SuperPave5: Relationship of In-Place Air Voids and Asphalt Binder Aging // Journal of Association of Asphalt Paving Technologists.- 2019. - N 88. - P. 183-215.

8. Barkovsky D.V., Vysotskaya M.A. Technology for the device of longitudinal seams for mating asphalt concrete pavements. World experience // BSTU named after V.G. Shukhov. - 2016. - N 6. -P. 16-24.

9. Sanakulov A.B., Lukjanets P.A., Nebratenko D.Yu. Improvement of adhesive layer composition for bituminous tapes Bulletin of the South Ural State University. Ser. Construction Engineering and Architecture. - 2022. - Vol. 17, N 3. - P. 40-53.

10. Buncher M.S., Rosenberger C. Best Practices for Constructing and Specifying HMA Longitudinal Joints. Final Report // Asphalt Institute, USA. - 2012. - N 6. - P. 14-21.

11. Levchenko S.I., Gavrilova N.A., Suboch G.A. et al. Study of the chemical modification of the adhesive composition and self-adhesive material based on it // Actual problems of aviation and cosmonautics. -2019. - N 1. - P. 376-378.

12. Moskvitina N.V., Sadykova I.R. New capacity and brands of SBS SIBUR - 2020. - M.: Interplas-tica, 2020. - 16 p.

13. Isakov A.M., Polonik V.D., Nebratenko D.Yu. Method for improvement of reliability of expansion joints in bridgeworks Road construction materials, structures and methods // Roads and Bridges. - 2020. -N 1 (25). - P. 57-64.

14. Lyusova L.R., Ilyin A.A., Shibryaeva L.S. et al. Influenc e of the solvent on the properties of solutions and the production of thermoplastic elastomer films from them // 27th International Symposium «Problems of tires, rubber goods and elastomeric composites». - М., 2016. - P. 156-163.

15. Lyusova L.R., Selina A.Yu., Khlyustina M.V. et al. Study of the influence of solvents on the properties of adhesive compositions based on isoprene-styrene thermoplastic elastomers // Industrial application and use of elastomers. - 2013. - N 2. - P. 4-49.

16. Ivanov S.A. Evaluation of the adhesive ability of bitumen modified with crumb rubber // Bulletin of the ESSTUM. - 2018. - N 7 (71). - P. 49-54.

17. Evtushenko V.A., Dorokhova T.N., Nebratenko D.Yu. et al. Properties of adhesive compositions based on thermoplastic elastomers DST-30-01 and DST-30R-01 // Kauckuk I Rezina. - 2010. -N 4. -P. 29-31.

18. Rigid and slow-burning rubber compounds. - URL: https://slyusar-as.uaprom.net/ua/a141488-trudnogoryuchaya-rezinovaya-smes.html (date of access: 05/17/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.