Научная статья на тему 'АДЕКВАТНОСТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ'

АДЕКВАТНОСТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
728
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ФУНКЦИЯ / РЕГУЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯ / ПОДСИСТЕМА НОМИНАТИВНЫХ СРЕДСТВ / СИТУАЦИЯ РЕЧЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / FUNCTIONAL LITERACY / FUNCTION / REGULATORY FUNCTION / SUBSYSTEM OF NOMINATIVE MEANS / SITUATION OF SPEECH INTERACTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Маркина-Гурджи Мария Геннадиевна

Введение. В статье рассматривается проблема формирования функциональной грамотности на уроках русского языка. Целью исследования является характеристикаадекватности получаемых и приобретаемых обучающимися лингвистических знаний как обязательного условия овладения функциональной грамотностью на уроках русского языка. Утверждение об адекватности лингвистических знаний в качестве непременного условия успешного формирования функциональной грамотности при изучении русского языка демонстрирует новый подход к решению первоочередной задачи современного образования. Материалы и методы. В качестве объекта исследования рассматривается процесс формирования функциональной грамотности, представленный в образовательной программе, учебнике и реализуемый на уроках по русскому языку. Исследование проводится на основе функционального подхода, в рамках которого язык рассматривается как инструмент социального взаимодействия и взаимовлияния, а также с использованием методов контент-анализа образовательных программ, учебной литературы. Результаты исследования. Утверждается, что функциональная грамотность - способность применять знания о системе русского языка, его нормах для достижения своих целей в ходе речевого взаимодействия, то есть умение использовать язык согласно его назначению. Сделан вывод: непременным условием формирования данного умения является получение адекватных современной лингвистической науке знаний о языке, его законах, устройстве. На конкретных примерах проиллюстрирована реализация принципа формирования у учащихся адекватных современному состоянию науки о языке знаний, определены эффективные формы и методы работы по применению полученных знаний в реальных ситуациях речевого взаимодействия. Заключение. Результаты исследования ориентируют на необходимость отражения в программе по русскому языку и учебниках функционального описания языка и его единиц, в рамках которого формируются адекватные знания о языке как системе, устройство которой подчинено выполнению функции - быть инструментом взаимовлияния в условиях социального взаимодействия. Усвоение знаний о языке, не противоречащих его сущности, позволяет разработать систему работы по овладению навыком применять полученные знания в конкретной практике использования языка - сформировать функциональную грамотность на уроках русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Маркина-Гурджи Мария Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ADEQUACY OF LINGUISTIC KNOWLEDGE AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY

Introduction. The paper considers the formation of functional literacy in the lessons of the Russian language. The study aims to characterize the adequacy of the linguistic knowledge acquired by students as a prerequisite for mastering functional literacy in the Russian language lessons. The adequacy of linguistic knowledge as an indispensable condition for the successful formation of functional literacy in the lessons of the Russian language is confirmed by a new approach to fulfilling the priority task of modern education. Materials and Methods. The object of the research is the process of the formation of functional literacy presented in the educational program and textbook and implemented in the lessons of the Russian language. The study employs the functional approach, which views the language as an instrument of social interaction and mutual influence; and the methods of content analysis of educational programs and educational literature. Results. The research indicates that functional literacy is the ability to apply knowledge about the Russian language system and its norms to achieve the goals in the course of speech interaction, i.e., the ability to use the language according to its purpose. It is concluded that the adequate knowledge of the language, its laws, and structure is an indispensable condition for the formation of this skill. The concrete examples are used to illustrate the principle of the formation of knowledge of the language science, which is adequate to the current state, and determine the effective forms and working methods for applying the knowledge gained in real situations of speech interaction. Conclusion. The results of the research focus on the need to reflect a functional description of the language and its units in the program for the Russian language and textbooks. This description will contribute to the formation of adequate knowledge of the language as a system whose function is to be an instrument of mutual influence in the context of social interaction. The acquisition of knowledge about the language, which does not contradict to its essence, allows developing a system of work on mastering the skill to apply the acquired knowledge in the specific practice of using the language, i.e., to form functional literacy in the Russian language lessons.

Текст научной работы на тему «АДЕКВАТНОСТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

УДК 372.881.116.11

Адекватность лингвистических знаний как условие формирования функциональной грамотности

М. Г. Маркина-Гурджи

Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования, Республика Крым, г. Симферополь

Аннотация. Введение. В статье рассматривается проблема формирования функциональной грамотности на уроках русского языка. Целью исследования является характеристика адекватности получаемых и приобретаемых обучающимися лингвистических знаний как обязательного условия овладения функциональной грамотностью на уроках русского языка. Утверждение об адекватности лингвистических знаний в качестве непременного условия успешного формирования функциональной грамотности при изучении русского языка демонстрирует новый подход к решению первоочередной задачи современного образования. Материалы и методы. В качестве объекта исследования рассматривается процесс формирования функциональной грамотности, представленный в образовательной программе, учебнике и реализуемый на уроках по русскому языку. Исследование проводится на основе функционального подхода, в рамках которого язык рассматривается как инструмент социального взаимодействия и взаимовлияния, а также с использованием методов контент-анализа образовательных программ, учебной литературы.

Результаты исследования. Утверждается, что функциональная грамотность - способность применять знания о системе русского языка, его нормах для достижения своих целей в ходе речевого взаимодействия, то есть умение использовать язык согласно его назначению. Сделан вывод: непременным условием формирования данного умения является получение адекватных современной лингвистической науке знаний о языке, его законах, устройстве. На конкретных примерах проиллюстрирована реализация принципа формирования у учащихся адекватных современному состоянию науки о языке знаний, определены эффективные формы и методы работы по применению полученных знаний в реальных ситуациях речевого взаимодействия.

Ключевые слова:

Для

цитирования:

Заключение. Результаты исследования ориентируют на необходимость отражения в программе по русскому языку и учебниках функционального описания языка и его единиц, в рамках которого формируются адекватные знания о языке как системе, устройство которой подчинено выполнению функции - быть инструментом взаимовлияния в условиях социального взаимодействия. Усвоение знаний о языке, не противоречащих его сущности, позволяет разработать систему работы по овладению навыком применять полученные знания в конкретной практике использования языка - сформировать функциональную грамотность на уроках русского языка.

функциональная грамотность, функция, регулятивная функция, подсистема номинативных средств, ситуация речевого взаимодействия.

Маркина-Гурджи М. Г. Адекватность лингвистических знаний как условие формирования функциональной грамотности // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 3 (48). С. 357-374. DOI: 10.32343/2409-50522020-14-3-357-374

Дата поступления статьи в редакцию: 4 мая 2020 г.

Введение

Содержание образования, выдвигаемые требования к результатам обучения выпускников всегда должны ориентироваться на происходящие в окружающем мире процессы и учитывать социальный запрос на специалистов с определённым набором компетенций. Быстро изменяющаяся реальность требует от выпускников новых знаний, умений и навыков. Современное образование, в том числе и лингвистическое, стремится отвечать глобальным изменениям в мире, что находит отражение в смене основных задач и целей образовательного процесса в сторону формирования функциональной грамотности как условия становления активной и успешной личности, способной к саморазвитию, самореализации, активному взаимодействию в обществе. В настоящее время «формирование функционально грамотной личности является одной из целей образования» [8, с. 36]. Функциональная грамотность - понятие метапредметное, включающее в себя целый комплекс умений и навыков, в том числе информационную, читательскую, математическую, коммуникативную грамотность и др., исследование уровня которых у современных школьников и выпускников входит в перечень самых актуальных задач мирового (PISA, PIRLS) и

отечественного образования [3; 26; 27]. И если следовать высказыванию академика А. А. Леонтьева: «.. .функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач <...>» [13, с. 35], - то можно сделать вывод, что функциональная грамотность - способность применять полученные знания, умения и навыки для решения разнообразных жизненных задач. Соответственно, формирование функциональной грамотности как навыка практического применения полученных знаний оказывается первоочередной задачей каждого учебного предмета. Поэтому особую актуальность приобретает разработка основных путей формирования функциональной грамотности, выявление непременных условий овладения ею современными школьниками.

В связи со сказанным цель настоящей работы - охарактеризовать адекватность получаемых и приобретаемых обучающимися знаний о языке как непременное условие формирования функциональной грамотности на уроках русского языка.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- определить содержание понятия «функциональная грамотность» на уроках русского языка;

- охарактеризовать понятие «адекватность лингвистических знаний» и обосновать получение и приобретение обучающимися адекватных знаний о системе русского языка как непременное условие формирования функциональной грамотности;

- продемонстрировать на конкретных примерах реализацию принципа формирования у обучающихся адекватных лингвистических знаний;

- разработать систему упражнений, заданий и рекомендаций к ним, выполнение которых обеспечит эффективное формирование функциональной грамотности на уроках русского языка.

Обзор литературы

В последние годы увеличивается количество работ, посвящённых вопросам формирования функциональной грамотности на уроках русского языка [5; 11; 14 и др.]. Однако разные методологические позиции исследователя определяют разные направления решения задачи по формулированию условий развития функциональной грамотности на уроках русского языка: в основе исследования оказываются образовательные подходы, методы, принципы обучения (то есть главным вопросом является «Как обучать?») или содержание обучения (то есть во главу угла ставится вопрос «Чему обучать? Какими знаниями обеспечивать?»). В зависимости от того, в каком порядке исследователь задаёт себе данные вопросы и отвечает на них, определяются разные непременные условия формирования функциональной грамотности. Так, если определяющим становится вопрос «Как обучать?», то утверждается, что функциональная грамотность обеспечивается системно-деятельностным подходом как основой федерального государственного образовательного стандарта [4, с. 12]. Таким образом, основное внимание уделяется применяемым образовательным технологиям, способам и формам организации учебной деятельности, используемым единицам обучения (упражнениям и заданиям), последовательности их подачи и особенностям формулировок [11]. Несомненно, роль способов,

форм учебной деятельности и единиц обучения в формировании тех или иных навыков неоспорима и от выбранного образовательного подхода зависит степень успешности в овладении определёнными компетенциями. Однако если функциональная грамотность предполагает применение полученных знаний, то, по нашему убеждению, в первую очередь необходимо обеспечить учащихся адекватными знаниями, сформировать адекватное представление об изучаемом объекте и только после этого обучать использованию этих знаний.

Предлагается и точка зрения, согласно которой успешное развитие функциональной грамотности школьников предполагает соблюдение разных условий: содержательных, в основе которых обеспечение учащихся практическими знаниями; технологических, предполагающих использование учебных заданий, разработанных в рамках технологий проблемного и развивающего обучения; организационных условий, направленных на вовлечение учащихся в деятельность по созданию функциональной грамотности. А составляющими компонентами функциональной грамотности на уроках русского языка выступают языковая, коммуникативная и лингвистическая компетенции [5].

Важным условием формирования функциональной грамотности предлагается рассматривать развитие читательской грамотности на уроках русского языка, в основе которой - овладение навыком работы с текстом с целью понимания и осмысления, извлечения необходимой информации для достижения поставленных целей. В центре внимания в этом случае оказываются также различные формы и методы работы с текстовым материалом, виды учебных заданий [14].

Материалы и методы

Анализ ключевых положений федерального государственного образовательного стандарта [24], метапредметных, предметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы предмета «Русский язык», основного содержания предмета на всех уровнях общего образования свидетельствует об утверждении коммуникативной направленности современного языкового образования. Признание коммуникативной направленности в качестве приоритетной указывает на функциональную ориентацию предмета «Русский язык»: весь процесс обучения подчинён формированию умений практического использования языка согласно его назначению. Это не только является требованием времени, но и отражает очевидную закономерность: при изучении языка и обучении языку содержание образовательной программы и применяемые лингвометодические подходы должны основываться, прежде всего, на функции, которую язык призван выполнять и которая обусловила возникновение в мире Человека этого уникального инструмента. Весь процесс изучения языка в таком случае должен быть направлен на формирование умений и навыков пользоваться им так, чтобы язык максимально эффективно обеспечивал взаимодействие своих носителей в конкретном месте и в конкретное время, выполнял свою функцию наилучшим образом. Однако коммуникация как «сообщение или передача средствами языка содержания высказывания» [17, с. 170] не может быть признана назначением языка, обусловившим его возникновение и существование. Язык предназначен не для передачи информации. Любая коммуникация предполагает «корректирование» (регуляцию) картины мира собеседника, или, как отмечал Р. Блакар, «всякое использование языка

предполагает такой структурирующий эффект» [2, с. 92] (см. об этом также [6, с. 195; 7, с. 78 и др.]). По мнению Л. К. Латышева, содержание каждого продукта речевой деятельности функционально по своей природе, поскольку текст определённого содержания порождается «не ради его п е р е д а ч и адресату, а ради в о з д е й с т в и я на адресата этим содержанием <.> содержание несёт и осуществляет определённые (заданные отправителем) функции воздействия на адресата» [9, с. 28].

Необходимость использовать язык для осуществления коррекции понятийной системы собеседника отстаивается и В. М. Сергеевым, который говорит о том, что «суть коммуникации состоит в построении в когнитивной системе реципиента концептуальных конструкций, «моделей мира», которые определённым образом соотносятся с «моделями мира» говорящего, но не обязательно повторяют их», а также в том, что «язык выступает как социальная сила, как средство навязывания взглядов» [23, с. 7].

Таким образом, основной функцией языка следует признавать регулятивную функцию как целенаправленное преобразование системы знаний (картины мира), поведения, эмоций и чувств собеседника. Именно эта функция и является системообразующей для языка, определяет его знаковую природу и устройство. Функция регуляции и обусловила возникновение и существование человеческого языка в виде знаковой системы, поскольку для того, чтобы язык соответствовал своей функции, он должен иметь возможность хранить и передавать информацию, а это возможно только в знаковом оформлении [18, с. 86]. Коммуникация в этом случае является только формой осуществления воздействия. Воздействие на сознание собеседника невозможно без передачи регуля-тивно предназначенной и организованной информации - текстов. Подробное изложение данной теории представлено в работах А. Н. Рудякова [18; 19; 20].

Исходя из вышесказанного эффективное пользование языком проявляется в развитии навыка создавать собственные тексты в соответствии с поставленной целью и параметрами ситуации речевого взаимодействия. Овладение навыком создания текстов является компонентом функциональной грамотности [25]. Соблюдение всех языковых норм в данном случае будет играть важнейшую роль.

Признание регулятивной функции в качестве системообразующей для языка даёт основание пересмотреть точку зрения относительно приоритетной компетенции, на развитие и совершенствование которой направлено изучение русского языка. В Примерной основной образовательной программе среднего общего образования, как и на уровне основного общего образования, в качестве ведущей компетенции обозначена коммуникативная [16, с. 218-219]. В Программе указано, что «Коммуникативная компетенция - владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения (выделено мною - М. М.-Г.), соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы» [15, с. 228-229]. В рамках принятой нами методологической позиции для обозначения ведущего направления при изучении русского языка предпочтительнее использовать термин «функциональная грамотность». Данное выше определение функциональной грамотности применительно к изучению русского язы-

ка можно конкретизировать следующим образом: это способность применять знания о системе русского языка, его нормах для достижения своих целей в ходе речевого взаимодействия, то есть способность использовать язык согласно его назначению. В таком понимании функциональная грамотность выступает комплексной компетенцией, обязательными компонентами которой являются языковая и лингвистическая компетенции. Функциональная грамотность как способность владеть языком в соответствии с его функцией проявляется в умении осуществлять выбор наиболее оптимального (обеспечивающего планируемое говорящим воздействие на собеседника) варианта выражения мысли для конкретной ситуации речевого взаимодействия - вербального оформления мысли и способа её организации, отвечающего всем языковым нормам. То есть участникам речевого взаимодействия «важно осознавать зависимость между функциональным назначением высказываний и отбором языковых средств» [8, с. 37].

Выбор языковых средств, адекватных конкретной ситуации, основывается на овладении номинативной (традиционно - лексической) подсистемой языка, усвоении сходств и различий между содержательными компонентами слов. При этом овладение лексической подсистемой языка предполагает не только расширение словарного запаса, усвоение различий между однозначными/многозначными словами, словами с прямым и переносным значением, знание различных групп лексики с точки зрения происхождения, сферы употребления, активного и пассивного запаса, а, прежде всего, овладение системой вариантов реализации языковых понятий и позициями номинации (ситуациями) для каждого из вариантов. По справедливому замечанию И. Г. Милославского, «всю работу следует строить на фундаменте, разъясняющем устройство содержательной стороны слова» [10], то есть работать с семантическими компонентами языковых понятий, определять, какой содержательный компонент отличает один вариант реализации понятия от другого, в какой позиции (ситуации речевого взаимодействия) следует употреблять тот или иной вариант.

Формирование функциональной грамотности в указанном выше понимании оказывается возможным при условии получения адекватных знаний о языке, его законах, устройстве. В философских словарях адекватность (от лат. adaequatus - приравненный) определяется как соответствие, равенство, эквивалентность представления той вещи, к которой оно относится [12]. В теории познания адекватность означает соответствие отображения (образа, знания) оригиналу-объекту. Таким образом, адекватность представляет собой соответствие характеристик содержания образа, знания характеристикам (качествам) оригинала, среди которых основной выступает функция.

Адекватные знания, следуя приведённому выше определению, понимаются как знания, соответствующие функциональной сущности языка, языковых подсистем и единиц. В результате получения таких знаний у учащихся формируется целостное представление о языковой системе, устройство и законы которой обусловлены необходимостью выполнить определённую социально значимую роль. Однако, несмотря на декларируемую в Стандарте и Примерной программе функциональную направленность школьного курса «Русский язык», содержание Программы, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции, как и теоретический материал учебников о

языке, подсистемах языка и его единицах, противоречат функциональной сущности изучаемых явлений: основное внимание уделяется не содержанию, а характеристике их формальных, структурных особенностей и свойств. Таким образом, учащиеся получают знания, которые «не работают» в реальной жизни. Группу таких «знаний» формируют знания, которые получают современные школьники о языке, его подсистемах и о единицах языка, их классификациях. Так, в большинстве учебников, входящих в Федеральный перечень, язык определяется как средство общения (УМК «Русский язык. Л. М. Рыбченкова, и др. (5-9)», УМК А. Д. Шмелева. «Русский язык (5-9)», УМК М. М. Разумовской. «Русский язык (5-9)»), в определении словосочетания, предложения, текста в первую очередь отмечаются структурные особенности этих единиц: словосочетание - сочетание двух самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически (УМК «Русский язык. Рыбченкова Л. М., и др. (5-9)», УМК

A. Д. Шмелева «Русский язык (5-9)», УМК М. М. Разумовской «Русский язык (5-9)», УМК «Русский язык. «Сферы» (5-9)», УМК «Русский язык. Т. А. Ладыженская / С. Г. Бархударов. Русский язык (5-9)»); предложение - «слово или несколько слов, выражающих сообщение, вопрос или побуждение» (УМК «Русский язык. Т. А. Ладыженская / С. Г. Бархударов. Русский язык (5-9)»); текст - несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (УМК «Русский язык. Л. М. Рыбченкова и др. (5-9)», УМК «Русский язык. Т. А. Ладыженская / С. Г. Бархударов. Русский язык (5-9)»). В современных учебниках согласные звуки русского языка классифицируются как звонкие и глухие, а звуки [л, м, н, р, й] называются звонкими непарными (УМК «Русский язык. Л. М. Рыбченкова и др. (5-9)», УМК «Русский язык. «Сферы» (5-9)», УМК

B. В. Бабайцевой «Русский язык (5-9)», УМК М. М. Разумовской «Русский язык (5-9)»), что не отражает их лингвистическую сущность, так, по образованию эти звуки отличаются от звонких: в звонких шум преобладает над голосом, а в звуках [л, м, н, р, й] голос преобладает над шумом, - поэтому их необходимо отнести в отдельную группу звуков - сонорных. Сонорные как отдельная группа согласных выделены в учебниках, входящих в УМК «Русский язык. Т. А. Ладыженская / С. Г. Бархударов. Русский язык (5-9)», УМК А. Д. Шмелева. «Русский язык (5-9)», учебном пособии авторского коллектива под руководством А. Н. Рудякова [21]. При этом такое распределение имеет и практическую направленность: перед звонкими и глухими все согласные звуки стоят в слабой позиции и написание букв, обозначающих эти звуки, требует проверки, а перед сонорными - в сильной, поэтому написание букв, обозначающих согласные звуки перед буквами, обозначающими сонорные, вопросов не вызывает. Трансляция учащимся неадекватных знаний не только приводит к утрате интереса и снижению мотивации к изучению предмета «Русский язык», но и ограничивает возможности учащихся овладеть коммуникативной, орфографической, пунктуационной грамотностью, которая «не может быть достигнута без грамотности языковедческой» [20, с. 40].

Результаты исследования Необходимость обеспечить функциональное восприятие учащимися языка требует обновления как содержания теоретического материала по всем темам программы «Русский язык», так и методического аппарата учебников (системы упражнений и заданий), направленного на усвоение правил эффективного

использования языка при изучении каждой темы. При обновлении содержания теоретического материала особое внимание необходимо уделить распределению языковых единиц по подсистемам языка в соответствии с их функциональной принадлежностью, а не на основе структурного сходства, а также формулировке определений языковых единиц. Определение языковой единицы должно осуществляться с позиции выполняемой ею в языке функции, а не с позиции материальных характеристик описываемого явления - структурных особенностей, строения и т. д.

Например, анализ функций языковых единиц даёт основание распределить их по функциональным подсистемам языка так: фонемы и морфемы выполняют строительную функцию - строительная подсистема; слова и словосочетания выполняют номинативную функцию - номинативная подсистема языка; предложения выполняют функцию передачи информации - коммуникативная подсистема языка; тексты служат для преобразования картины мира партнёра по речевому взаимодействию - регулятивная подсистема.

Как уже отмечалось, в изложении теоретических сведений о языке и его единицах ведущая роль в формировании адекватных лингвистических знаний отводится определениям. Дефиниции языка и основных языковых единиц следует формулировать, исходя из принятой методологической позиции - «примата функции над субстанцией», то есть в первую очередь характеризовать функцию (основное предназначение, а не использование, применение), которую выполняет данная единица в языке, а далее - перечислять её материальные характеристики (что собой представляет, каково строение и т. д.). Также для функционального восприятия языка важно осознать, что каждая функциональная единица представляет собой единство функционального инварианта и конкретных вариантов его выражения. Все варианты, различающиеся по своим субстанциональным характеристикам, функционально тождественны: представляют инвариант в различных позициях. Например, фонема как единство эталонного звука и ряда позиционно чередующихся звукотипов, реализующих фонему в конкретных позициях; или семантема как единство языкового понятия и реализующего это языковое понятие микрополя слов и словосочетаний.

Необходимо обеспечить понимание языка как инструмента воздействия на собеседника, а язык-речь-текст характеризовать не как разные явления, а как разные формы существования этого инструмента на том или ином уровне. И эффективность усвоения данных лингвистических постулатов, отражающих адекватное восприятие языка, будет зависеть от реализуемых образовательных подходов, используемых форм и средств обучения. Самыми эффективными формами работы для восприятия важных лингвистических явлений и законов на уроках русского языка окажутся не традиционные - классические в виде теоретического материала параграфа, а проблемные упражнения и задания (анализ различных ситуаций речевого взаимодействия, проблемные вопросы и др.), выполнение которых ориентировано на самостоятельную аналитическую работу, формулирование вывода, а также упражнения, предполагающие активную работу с текстовым материалом, содержащим изложение теоретических сведений в доступной форме. Например, в пособиях «Русский язык» авторского коллектива под руководством А. Н. Рудякова [21; 22] сформулированный выше принцип реализуется следующим образом:

модель конструктора от деталей

Изучаем новый материал

1. Рассмотрите иллюстрации. Чем I

2. Прочитайте текст упражнения. Что можно сравнить с коыструктором в коробке, а что — с моделями, сделанными из его деталей?

3. Кто больше? Назовите «детали», из которых строится текст.

в виде отдельных деталей, которые лежа >бранных из этих деталей моделей.

и всем-всем, кто говорит с нам

сти слова (приставки, корни, суффиксы, окончания). Части слова складываются в слова — различные части речи, с помощью которых признаки, называем действия. , предложения — в текст. И та-

эбра

рае*

отдельных деталей языка языка для взаимодействия

ную

СПо А. Рудакову)

Подумайте над следующими вопросами и обменяйтесь мнением с товарищем. 1. Может ли человек полноценно развиваться без языка? Какую роль выполняет язык (речь) в жизни человека?

Это интересно!

В истории человечества встречались случаи, когда животные (волки, собаки, обезьяны) воспитывали детей. В результате дети внешне были похожи на человека, но их поведение нельзя было назвать человеческим. У них были повадки животных, они издавали звуки животных, а человеческий язык не знали.

Что вы будете делать, если захотите, чтобы: 1) на завтрак вам испекли блинчики; 2) ваш друг поменял свое мнение и согласился с вами; 3} ваша бабушка или дедушка научились пользоваться мобильным телефоном или компьютером; 4) ваш собеседник испытал радость, удивление, восхищение и т. д.? Можно ли во всех случаях использовать какое-то одно средство? Что это может быть? При каком условии каждый из нас с помощью речи может добиться своей цели? Можно ли это сделать, если не вступать в речевое взаимодействие?

Рис.1

Рис.2

Работа с текстом

© '

Прочитайте текст и определите его основную ственны следующие признаки научного стиля: ность, конкретность, использование терминов I окрашенных слов.

Докажите, что тексту свой-научных фактов, логич-I, отсутствие эмоционально

Речь отличает человека от животного, выступает инструментом формирования Человека. Овладевая языком и осознанно используя язык в своей жизни, ребёнок получает возможность всесторонне

Речь позволяет нам добиться самых разных целей: осуществить воздействие на систему знаний собеседника (так происходит познавательная деятельность), на его представления, взгляды, вкусы, воздействовать на поведение, управлять действиями друг друга, воздействовать на эмоции, чувства. Речь — единственный универсальный инструмент, с помощью которого можно воздействовать на собеседника в самых разных коммуникативных ситуациях в зависимости от поставленной цели.

Добиться своей цели с помощью речи возможно при условии вступления в речевое взаимодействие. Только в этом процессе речь может выполнить свою функцию воздействия.

(По А. Рудакову)

2. Укажите информацию, которая является для вас: 1) известной; 2) новой; 3) непо-

3. Сопоставьте содержание " дущего упражнения. В ка какие условия необходим

гветами, данными вами при выполнении преды->| вы хотели бы внести изменения? Вспомните, э, чтобы речевое взаимодействие •

Рис.3

Перечитайте текст предыдущего упражнения, назовите цели, ради которых мь

вступаем в речевое взаимодеиствие. 2. Рассмотрите таблицу и скажите, какие варианты выражения каждой цели существуют. Дополните таблицу своими вариантами выражения каждой цели.

Мы вступаем в речевое взаимодействие, чтобы...

воздействовать на мысли собеседника, систему его знаний, представлений: воздействовать на поведение собеседника, управлять его действиями: воздействовать на эмоции, чувства собеседника:

• рассказать о том, что неизвестно собеседнику; • рассказать, что представляют собой окружающие вещи, предметы, явления; • доказать свою точку зрения на то или иное явление • попросить что-то дать, рассказать, объяснить; • попросить что-то сделать; • сделать замечание о поведении; • дать инструкцию, как пользоваться какой-либо вещью; • объяснить дорогу • похвалить; • утешить; • рассказать смешную историю, анекдот; • вызвать сочувствие; • сформировать хорошее впечатление о себе

3. Вспомните ситуации речевого взаимодействия, участниками которых вы сегодня были. С какой целью вы воздействовали на собеседника(ов) в каждой ситуации?

4. Приведите примеры ситуаций, в которых собеседник одновременно воздействует: 1) на мысли, систему знаний и поведение; 2) на систему знаний и на чувства, эмоции; 3) на эмоции и поведение.

Рис.4

Таким образом, учащиеся должны не получать знания о языке, его функции, формах существования и т. д. в готовом в виде, а самостоятельно добывать их посредством выполнения конкретных заданий - системная и последовательная реализация деятельностного образовательного подхода.

Особого внимания требует формирование у учащихся адекватных знаний о тексте, так как методика чтения, понимания текста, работы с текстом основывается на том толковании, которое было принято в качестве основного. Общепринятое в учебниках русского языка понимание текста как совокупности предложений, связанных по смыслу и грамматически (УМК «Русский язык. Л. М. Рыбченкова и др. (5-9)», УМК «Русский язык. Т. А. Ладыженская / С. Г. Бархударов. Русский язык (5-9)», УМК «Русский язык. «Сферы» (59)»), приводит к искажению получаемых лингвистических знаний. Учащиеся в результате признают текстом не то, что постоянно создают и воспринимают от партнёров по речевому взаимодействию - продукт речевой деятельности, призванный преобразовать систему знаний, чувства, эмоции, поведение собеседника, а только то, что состоит из нескольких предложений. Поскольку

в определении любой реалии заложены «инструкции» по её использованию, то приведённое выше определение текста ориентирует учащихся анализировать тексты, выделяя в них предложения как составляющие компоненты. При этом не учитывается, что текст может быть формально выражен и однословно («Стой», «Не курить!»), и одним предложением («Сегодня будет дождь -не забудь взять зонт»). В связи с этим необходимо обеспечить в современных учебниках по русскому языку понимание текста как средства воздействия на партнёра по речевому взаимодействию, средства, которым каждый из нас ежедневно пользуется и которое в зависимости от цели говорящего и условий коммуникативной ситуации может иметь разное формальное воплощение (однословное, в форме предложения или совокупности предложений). Соответственно, анализ и интерпретация текста предполагают восприятие его как целого и направлены на выявление основного смысла (воздействующей части в тексте) и определение механизма его формирования.

Важное для функционального восприятия языка положение о том, что каждая функциональная единица представляет собой единство функционального инварианта и конкретных вариантов его выражения, может найти своё отражение при изучении отдельных подсистем языка.

Например, информацию о фонеме как строительной единице для создания звуковой оболочки слов можно дать под рубрикой «За пределами школьной программы», а в определении слова и словосочетания обязательно отразить их функциональную принадлежность быть средствами именования, подчеркнуть их тождество, несмотря на то, что изучаются они, согласно действующей программе, в разных разделах.

Важная роль в формировании функциональной грамотности, при условии обеспечения адекватных лингвистических знаний, принадлежит разработке содержания и подачи материала в учебниках и учебных пособиях по русскому языку. Все программные теоретические языковые, речеведческие темы, темы, ориентированные на формирование орфографической и пунктуационной грамотности, на развитие речи как формирование умения осуществлять речевое взаимодействие в различных ситуациях, творческих способностей, должны быть связаны воедино. Это позволит не только повысить эффективность усвоения материала, но и сформировать у учащихся мотивацию к работе над конкретной темой, реализовать принцип практической направленности полученных знаний. Кроме того, задания к традиционным упражнениям на развитие речи (разные виды сочинений, изложений, пересказов) должны носить стиму-лятивно-мотивационный характер: содержать параметры ситуации речевого взаимодействия, в которой тот или иной текст может быть создан. Таким образом, необходимо создать условия, при которых становится возможным многократно повторить и закрепить изученные языковые нормы в конкретной практике использования языка, сформировать умение выбирать в зависимости от ситуации содержание и вербальное оформление высказывания (оптимальные языковые средства и способ их организации) для обеспечения эффективности речевого взаимодействия.

Формирование вышеназванных умений зависит от организованной в учебнике или учебном пособии системы упражнений и заданий, которые последовательно вводятся в каждый параграф.

Первая группа упражнений должна включать в себя такие, выполнение которых предполагает анализ (текста, ситуации речевого взаимодействия, языковых средств, высказываний) и моделирование (определение компонентов ситуации речевого взаимодействия, типа речи текста и принадлежности к определённой функциональной разновидности языка). Например:

1. Объясните смысл пословиц и определите, в какой ситуации каждая из них может быть употреблена.

2. Проанализируйте средства выражения понятия «...». Какими компонентами значения они отличаются друг от друга? Укажите ситуации употребления каждого из них.

3. Найдите в тексте вариант выражения понятия «...». Какие средства выражения этого понятия вы ещё знаете? Для каких ситуаций речевого взаимодействия они предназначены?

4. Рассмотрите варианты выражения мысли «...». В какой ситуации речевого взаимодействия уместно использовать каждый вариант? Обоснуйте свой ответ.

Другая группа упражнений должна быть направлена на формирование умения анализировать ситуацию речевого взаимодействия и выбирать наиболее уместный вариант выражения понятия или идеи с ориентацией на варианты, данные в материалах для справок, или только на свой языковой опыт. Проиллюстрировать такие задания могут следующие примеры:

1. Какое понятие выражают слова/словосочетания, данные в скобках/материалах для справки? Какой вариант следует выбрать на месте пропуска в приведённом предложении/тексте? Объясните свой выбор.

2. Восстановите пропущенные варианты выражения понятия (слова, словосочетания) в предложении/тексте. Объясните свой выбор.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следующая группа упражнений может включать в себя такие, при выполнении которых требуется составить как можно больше вариантов выражения смысла исходного высказывания. По справедливому замечанию Е. В. Архиповой и Л. В. Лагуновой, «.перифрастическая способность как способность к выражению одной и той же мыли различными языковыми средствами является залогом эффективного общения и точности» [1, с. 16]. При выполнении этих упражнений необходимо определить смысл исходного высказывания и предложить несколько своих вариантов его выражения. При этом желательно, чтобы учитель смоделировал параметры ситуации речевого взаимодействия или учащиеся самостоятельно указали, в какой ситуации будет использован тот или иной предложенный ими вариант. Необходимо объяснить, чем обусловлен выбор языковых средств в предложенных вариантах высказывания для каждой ситуации речевого взаимодействия. Такие упражнения наилучшим образом формируют умение осознанного выбора оптимальных языковых средств в процессе их употребления в речи. Задания в этих упражнениях могут быть представлены тремя вариантами:

1. Проанализируйте варианты выражения смысла следующего высказывания: «...». Составьте и запишите варианты выражения смысла высказывания «...» по предложенному образцу.

2. Выразите разными вариантами смысл высказывания «...», используя приведённые ниже начальные фрагменты предложений.

3. Предложите как можно больше вариантов выражения смысла высказывания «...». Охарактеризуйте ситуации речевого взаимодействия, в которых следует употребить каждый вариант.

Особое место в учебниках по русскому языку должно быть отведено упражнениям или отдельным заданиям, при выполнении которых необходимо выразить содержание текста упражнения в другой форме (в другой функциональной разновидности языка, другим типом речи и т. д.), создать свой текст на основе предложенного. Традиционно такие упражнения называют пересказами или изложениями, а иногда используют обозначение «Трансформация текста». В этом случае важно задать параметры ситуации, в условиях которой текст должен быть создан, с тем чтобы выбор учащимися средств языка был ситуативно-ориентированным, а не произвольным.

Завершают блок характеризуемых упражнений такие, выполнение которых предполагает создание учащимися собственного текста или высказывания в заданных условиях.

Включение в параграф охарактеризованных выше упражнений должно осуществляется с учётом требования обязательной соотнесённости с изучаемой программной языковой темой. То есть, если упражнение вводится в параграф, то его выполнение должно быть направлено на закрепление умений и навыков, которые формируются при изучении конкретной языковой темы, то есть на применение полученных знаний в конкретных ситуациях использования языка.

Заключение

Таким образом, формирование функциональной грамотности на уроках русского языка проявляется в использовании языка в соответствии с его функцией и согласно всем нормам. Основным условием формирования функциональной грамотности является усвоение адекватных знаний о языке как системе, устройство и законы которой обусловлены необходимостью выполнить конкретную социально значимую роль - преобразовать картину мира собеседника, повлиять на его поведение, эмоции и чувства. Используемые образовательные подходы, формы и средства обучения должны обеспечить максимально эффективное усвоение лингвистических знаний и применение их в практике использования языка, то есть выполнить роль инструмента, средства овладения функциональной грамотностью, а не её непременного условия. Функциональная грамотность не может быть сформирована, если получаемые знания неадекватны, не работают, даже если были использованы ведущие образовательные подходы и методы, направленные на овладение навыком практического использования полученных знаний.

Следовательно, необходима последовательная и системная реализация в современных учебных программах и учебниках функционального описания языка и его единиц, что позволит сформировать у учащихся знания, не противоречащие сущности языка и его назначения, - обеспечить необходимые условия для овладения функциональной грамотностью.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Список литературы

1. Архипова Е. В., Лагунова Л. В. Дискурс учебника русского языка в рамках коммуникативной парадигмы языкового образования XXI века // Русский язык в школе. 2018. Т. 79. № 8. С. 15-21. DOI: https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-8-15-21.

2. Блакар Р. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального взаимодействия. М. : Прогресс, 1987. С. 88-126.

3. Вершловский С. Г. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. 2007. № 5. С. 140-144.

4. Воителева Т. М. Учебник как средство реализации содержания предмета «Русский язык» в школе // Русский язык в школе. 2018. Т. 79. № 8. С. 11-14. DOI: https://doi. org/10.30515/0131-6141-2018-79-8-11-14.

5. Козлова В. Ю. Методика развития функциональной грамотности у учащихся средней школы [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2019/08/25961 (дата обращения: 06.05.2020).

6. Красных В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М. : Гнозис, 2003. 375 с.

7. Красных В. В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? (Человек. Сознание. Коммуникация). М. : Диалог-МГУ, 1998. 352 с.

8. Кузнецова М. И. Потенциал учебника русского языка в формировании коммуникативной грамотности младшего школьника // Русский язык в школе. 2018. Т. 79. № 8. С. 35-40. DOI: https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-8-35-40.

9. Латышев Л. К. Перевод : теория, практика и методика преподавания : учебное пособие. М. : Академия, 2003. 192 с.

10. Милославский И. Г. Развитие речи как цель и как содержание школьного предмета «Русский язык» [Электронный ресурс]. URL: http://www.gramota.ru/biblio/ magazines/gramota/education/28_152 (дата обращения: 10.04.2020).

11. Низенькова М. Г. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка [Электронный ресурс]. URL: https://rosuchebnik.ru/material/formiro-vanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokakh-russkogo-yazyka-article/ (дата обращения: 03.05.2020).

12. Новейший философский словарь ; 3-е изд., испр. М. : Книжный Дом, 2003. 1280 с.

13. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сб. мат-лов / под ред. А. А. Леонтьева. М. : Баласс, Издательский дом РАО, 2003. 368 с.

14. Палжанова М. Ш. Развитие функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы // Теория и практика образования в современном мире : мат-лы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). Казань, 2016. С. 60-65. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10869/ (дата обращения: 03.05.2020).

15. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru/registry/primemaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/ (дата обращения: 07.04.2020).

16. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya/ (дата обращения: 07.04.2020).

17. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов. М. : ОНИКС ; Мир и образование, 2003. 623 с.

18. Рудяков А. Н. Язык, или Почему люди говорят (опыт функционального

определения естественного языка). Киев : Грамота, 2004. 224 с.

19. Рудяков А. Н. Топоры и тексты. Лингвистическая инструментология : учебное пособие. М. : Флинта : Наука, 2013. 312 с.

20. Рудяков А.Н. Учительские университеты: русский язык вчера и сегодня. Учебное пособие. Симферополь : КРИППО, 2014. 44 с.

21. Русский язык. 5 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / А. Н. Рудяков и др. М. : Просвещение, 2019. 192 с.

22. Русский язык. 6 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / А. Н. Рудяков и др. М. : Просвещение, 2019. 160 с.

23. Сергеев В. М. Когнитивные методы в социальных исследованиях // Язык и моделирование социального взаимодействия. М. : Прогресс, 1987. С. 3-20.

24. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru (дата обращения: 07.04.2020).

25. Popovic Dusanka Functional Literacy and Text Creation [Электронный ресурс] // European Journal of Social Sciences Education and Research Vol. 1. No. 1 2014. Pp. 95105. URL: https://www.researchgate.net/publication/318539002_Functional_Literacy_and_ Text_Creation (mode of access: 03.05.2020). (In Eng.).

26. Functional literacy : Theoretical issues and educational implications / Edited by Ludo Verhoeven. John Benjamins Publishing Company. 1994. 493 p. (In Eng.).

27. T. Skott Murray Functional literacy and numeracy: Definitions and options for measurement for the SDG Target 4.6 2017. 43 p. [Электронный ресурс]. URL: http://uis.un-esco.org/sites/default/files/documents/gaml4-functional-literacy-numeracy.pdf (mode of access: 03.05.2020). (In Eng.).

References

1. Arkhipova E.V., Lagunova L.V. Diskurs uchebnika russkogo yazyka v ramkakh kom-munikativnoi paradigmy yazykovogo obrazovaniya XXI veka [Discourse of the Russian language textbook in the framework of the communicative paradigm of language education of the XXI century]. Russkii yazyk v shkole. [Russian Language at school]. 2018. no. 8. pp. 15-21. (in Russian)

2. Blakar R. Yazyk kak instrument sotsial'noi vlasti / R. Blakar // Yazyk i modelirovanie sotsial'nogo vzaimodeistviya. M. : Progress Publ., 1987. P. 88-126. (in Russian)

3. Vershlovskii S.G. Funktsional'naya gramotnost' vypusknikov shkol [Functional literacy of school graduates] Sotsiologicheskie issledovaniya. 2007. no. 5. pp. 140-144. Available at: http://ecsocman.hse.ru/data/012/635/1219/Vershlovski_19.pdf (accessed 25.04.2020). (in Russian).

4. Voiteleva T.M. Uchebnik kak sredstvo realizatsii soderzhaniya predmeta «Russkii yazyk» [The textbook as a means of implementing the content of the subject "Russian language"]. Russkii yazyk v shkole. [The Russian Language at school]. 2018. no. 8. pp. 11-14. (in Russian)

5. Kozlova V.Yu. Metodika razvitiya funktsional'noi gramotnosti u uchashchikhsya sred-nei shkoly [Methodology for the development of functional literacy in high school students]. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. [Humanities scientific research]. 2019. no. 8. Available at: http://human.snauka.ru/2019/08/25961 (accessed 06.05.2020). (in Russian)

6. Krasnykh V V. "Svoi» sredi «chuzhikh": mif ili real'nost'? M.: ITDGK «Gnozis», [Limited Liability Company "Publishing and Trading House of the Humanities Book" GNOSIS"]. 2003. 375 p. (in Russian)

7. Krasnykh V V. Virtual'naya real'nost' ili real'naya virtual'nost'? (Chelovek. Soznanie. Kommunikatsiya) [Person, Consciousness, Communication]. M.: Dialog-MGU Publ., 1998. 352 p. (in Russian).

8. Kuznetsova M.I. Potentsial uchebnika russkogo yazyka v formirovanii kommunikativ-noi gramotnosti mladshego shkol'nika [The potential of the Russian language textbook in the formation of communicative literacy of a primary school student]. Russkii yazyk v shkole. [The Russian Language at school]. 2018. no. 8. pp. 35-40. (in Russian).

9. Latyshev L. K. Perevod: Teoriya, praktika i metodika prepodavaniya: uchebnoe poso-bie. M.: Publishing House Akademiya, 2003. 191 p. (in Russian).

10. Miloslavskii I.G. Razvitie rechi kak tsel' i kak soderzhanie shkol'nogo predmeta «Russkii yazyk» [The development of speech as a goal and as the content of the school subject "Russian language"]. Available at: http://www.gramota.ru/biblio/magazines/gramota/ education/28_152 (accessed 10.04.2020). (in Russian)

11. Nizen'kova M.G. Formirovanie funktsional'noi gramotnosti na urokakh russkogo yazyka [The formation of functional literacy in the lessons of the Russian language]. Available at: https://rosuchebnik.ru/material/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-uroka-kh-russkogo-yazyka-article/ (accessed: 03.05.2020). (in Russian).

12. Noveishii filosofskii slovar.[ The latest philosophical dictionary]. 3rd ed. M.: Knizhnyi Dom, [Book House]. 2003. 1280 p. (in Russian).

13. Obrazovatel'naya sistema «Shkola 2100». Pedagogika zdravogo smysla: sb. mat-lov [The educational system "School 2100". The pedagogy of common sense] /ed. by A.A. Le-ont'eva. M.: Ballas, Izdatel'skii dom RAO, [Ballas Publishing House of RAE]. 2003. pp. 368. (in Russian).

14. Palzhanova M.Sh. Razvitie funktsional'noi gramotnosti shkol'nikov na urokakh russkogo yazyka i literatury [The development of functional literacy of students in the lessons of the Russian language and literature]//Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy IX Mezhdunar. nauch. konf. [Theory and practice of education in the modern world: Proceedings of the X international conference (St. Petersburg, July 2016). Saint Petersburg: Svoe izdatel'stvo Publ., 2016. pp. 60-65. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/ archive/192/10869/ (accessed 03.05.2020). (in Russian).

15. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma osnovnogo obshchego obrazo-vaniya [Approximate basic educational program of basic general education]. Available at: https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovno-go-obshhego-obrazovaniya-3/ (accessed 7.04.2020). (in Russian).

16. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma srednego obshchego obrazovaniya [Approximate basic educational program of secondary general education]. Available at: https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-sredne-go-obshhego-obrazovaniya/ (accessed 7.04.2020). (in Russian)

17. Rozental' D.E. Spravochnik po russkomu yazyku. Slovar' lingvisticheskikh terminov [Reference book on the Russian language. Dictionary of linguistic terms] / ed. by D.E. Rozental', M.A. Telenkova. M.: Publishing House ONIKS, 2003. 623 p. (in Russian).

18. Rudyakov A. N. Yazyk, ili Pochemu lyudi govoryat (opyt funktsional'nogo opre-deleniya estestvennogo yazyka) [Language, or why people speak (experience of functional identification of a natural language).]. K. : Gramota Publ., 2004. p. 224. (in Russian).

19. Rudyakov A.N. Topory i teksty. Lingvisticheskaya instrumentologiya: uchebnoe posobie [Axes and texts. Linguistic Instrumentation: A Training Manual]. M. : Nauka, 2013. p. 312. (in Russian)

20. Rudyakov A.N. Uchitel'skie universitety: russkii yazyk vchera i segodnya [Teaching universities: the Russian language yesterday and today]. Uchebnoe posobie [Textbook]. Simferopol: CRIPPE, 2014. p. 44. (in Russian)

21. Russkii yazyk. 5 klass: ucheb. posobie dlya obshcheobrazovat. organizatsii. V 2 ch. Ch. 1. [Russian language. Grade 5: textbook for general educational organizations in two parts. Part 1.] [A.N. Rudyakov a.o.]. M.: Prosveshchenie Publ., 2019. 192 p. (in Russian)

22. Russkii yazyk. 6 klass: ucheb. posobie dlya obshcheobrazovat. organizatsii. V 2 ch.

Ch. 2 / [Russian language. Grade 6: textbook for general educational organizations in two parts. Part 2.] [A.N. Rudyakov a.o.]. M.: Prosveshchenie Publ., 2019. 160 p. (in Russian)

23. Sergeev V. M. Kognitivnye metody v sotsial'nykh issledovaniyakh / V M. Sergeev // Yazyk i modelirovanie sotsial'nogo vzaimodeistviya. [Cognitive Methods in Social Research // Language and Modeling of Social Interaction]. M.: Progress Publ., 1987. P. 3-20. (in Russian)

24. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart srednego obshchego obrazo-vaniya [Federal State Educational Standard of Secondary General Education]. Available at: https://fgos.ru (accessed 7.04.2020). (in Russian).

25. Popovic Dusanka. Functional literacy and text creation. /European Journal for Social Sciences, Education and Research, vol.1, no. 1 2014. Available at: https://www.researchgate. net/publication/318539002_Functional_Literacy_and_Text_Creation (accessed 03.05.2020).

26. Functional literacy: Theoretical issues and education implications/Ed. by Ludo Ver-hoeven 1994 John Benjamins Publishing Company. 493 p.

27. T. Skott Murray. Functional literacy and numeracy: Definitions and options for measurement for the SDG Target 4.6 2017. Available at: http://uis.unesco.org/sites/default/files/ documents/gaml4-functional-literacy-numeracy.pdf (accessed 03.05.2020).

The Adequacy of Linguistic Knowledge as a Condition for the Formation of Functional Literacy

Mariya G. Markina-Gurdzhi

Crimean Republican Institute of Postgraduate Pedagogical Education, Republic of Crimea, Simferopol

Abstract. Introduction. The paper considers the formation of functional literacy in the lessons of the Russian language. The study aims to characterize the adequacy of the linguistic knowledge acquired by students as a prerequisite for mastering functional literacy in the Russian language lessons. The adequacy of linguistic knowledge as an indispensable condition for the successful formation offunctional literacy in the lessons of the Russian language is confirmed by a new approach to fulfilling the priority task of modern education.

Materials and Methods. The object of the research is the process of the formation of functional literacy presented in the educational program and textbook and implemented in the lessons of the Russian language. The study employs the functional approach, which views the language as an instrument of social interaction and mutual influence; and the methods of content analysis of educational programs and educational literature.

Results. The research indicates that functional literacy is the ability to apply knowledge about the Russian language system and its norms to achieve the goals in the course of speech interaction, i.e., the ability to use the language according to its purpose. It is concluded that the adequate knowledge of the language, its laws, and structure is an indispensable condition for the formation of this skill. The concrete examples are used to illustrate the principle of the formation of knowledge of the language science, which is adequate to the current state, and determine the effective forms and working methods for applying the knowledge gained in real situations of speech interaction.

Conclusion. The results of the research focus on the need to reflect a functional description of the language and its units in the program for the Russian language and textbooks. This description will contribute to the formation of adequate knowledge of the language as a system whose function is to be an instrument of mutual influence in the context of social interaction. The acquisition of knowledge about the language, which does not contradict to its essence, allows developing a system of work on mastering the skill to apply the acquired knowledge in the specific practice of using the language, i.e., to form functional literacy in the Russian language lessons.

Keywords: functional literacy, function, regulatory function, subsystem of nominative means, situation of speech interaction.

Маркина-Гурджи Мария Геннадиевна

кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии

ORCID https://orcid.org/ 0000-0003-4611-6503

Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования

295000, Россия, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Ленина, 15

тел.: +7(3652)274515 e-mail: magoni1@yandex.ru

Mariya G. Markina-Gurdzhi

Candidate of Sciences (Philology), Associate Professor of the Department of Philology

ORCID https://orcid.org/ 0000-0003-4611-6503

Crimean Republican Institute of Postgraduate Pedagogical Education

15 Lenin St, Simferopol, Republic of Crimea, Russia, 295000

tel.: +7(3652)274515 e-mail: magoni1@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.