И.Н. Немыкина, Н.С. Сумарокова
Адаптивные возможности певческой деятельности в музыкальном воспитании
статья посвящена теоретическому анализу проблемы реализации адаптивных возможностей певческой деятельности в музыкальном воспитании младших школьников. обосновывается роль певческой деятельности в создании оптимальной музыкально-образовательной среды, активизации мотивации к обучению, формировании коммуникативных навыков, интенсификации музыкального и физиологического развития младшего школьника.
Ключевые слова: хоровое искусство, музыкальное воспитание, певческая деятельность, адаптивные возможности певческой деятельности, развивающие возможности певческой деятельности, музыкально-образовательная среда.
Хоровое пение (певческая деятельность) обладает огромными возможностями для развития музыкальных способностей, подготовки подлинных ценителей музыки и воспитания у детей лучших человеческих качеств. Хоровое пение является наиболее доступной формой музыкального исполнительства и способствует активному вовлечению детей в творческий процесс. Поэтому его рассматривают как средство воспитания вкусов учащихся, повышения их общей музыкальной культуры, проникновения песни в быт российской семьи. певческая деятельность
педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
обладает неограниченными адаптивными возможностями как в плане музыкального воспитания и развития музыкальных способностей, так и в плане создания культурно-образовательной среды, формирования коммуникативных навыков в плане межличностного общения, умения владеть собой - уметь слушать себя и слышать других. Совершенно объективно мы можем отнести певческую деятельность к одному из ведущих копинг-ресурсов, позволяющих формировать поведение и предсказывать поведенческие реакции детей.
Среди множества задач, стоящих перед музыкальным воспитанием, одной из основополагающих является адаптация школьников к образовательной среде, направленная на развитие гармоничной личности, умеющей ориентироваться в социокультурном пространстве и контактировать со своими сверстниками. Поэтому проблема реализации адаптивных возможностей певческой деятельности сегодня особенно актуальна и важна в организации музыкального воспитания.
В психологии адаптивность рассматривают как согласование целей и результатов деятельности. С точки зрения психофизиологии адаптивность раскрывается как способность приспосабливаться к изменяющимся условиям и характеру деятельности и факторам внешней среды. Высокая адаптивность характеризуется выносливостью, высоким уровнем работоспособности, устойчивостью к болезням.
В педагогике под термином «адаптивность» понимают способность обучающихся встраивать свою деятельность в реальные условия обучения. Некоторые исследователи определяют данное понятие также как средство достижения поставленных целей; как качественную характеристику системы; как свойство, присущее личности. Другие же подчеркивают, что в одних и тех же ситуациях люди адаптируются в зависимости от способности к адаптации, т.е. адаптивности, которая обладает ярко выраженными индивидуальными различиями [2].
Можно сделать вывод, что адаптивность - это свойство личности, которое выражает возможности к адаптации, а адаптированность понимается как некое психическое состояние, достигнутое в результате реализации личностного адаптационного потенциала.
Адаптивность личности выражается в степени взаимодействия индивидуума со средой, в способности к адаптации и приспособлении к существующим в обществе требованиям, критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества. поэтому адаптивность выражается не только в способности к переменам, но и в желании приспособиться к ним. Благодаря адаптивности личность обладает более высокой эмоциональной устойчивостью.
Адаптивные возможности певческой деятельности заключаются, прежде всего, в создании воспитательно-образовательной среды певческой деятельности, в которой будет происходить дальнейшее развитие детей. Воспитательно-образовательная среда является одним из внешних факторов формирования адаптивности к будущей учебной деятельности.
поэтому одним из важных условий певческой деятельности является создание воспитывающей и развивающей среды, которая помогает максимальному раскрытию задатков ребенка, создает условия для создания интереса к учебе, помогает формированию творческой самостоятельности, но прежде всего она помогает адаптироваться к определенной среде жизнедеятельности.
процесс музыкального развития и воспитания должен осуществляться с учетом индивидуальных особенностей, характерных для младшего школьного возраста. В этот период происходит интенсивное умственное развитие ребенка, память приобретает познавательный характер, восприятие носит ярко выраженный эмоциональный характер, преобладает наглядно-образное мышление и повышенная утомляемость.
Но прежде всего происходит формирование самооценки и становление себя как личности. Школьник наиболее психологически уязвим и находится в зависимости от положительной оценки себя не только учителем, но и сверстников. появляются и проблемы в сфере общения, отсутствует мотивация к обучению. Все эти психические процессы и функции происходят на ведущем этапе деятельности - учебной [1].
Если говорить об развивающих возможностях пения, то оно помогает развить музыкальный вкус, музыкальный слух - умение слушать себя и слышать других, чувство ритма и музыкальную память, сформировать образное мышление, навыки синхронности (пение в хоре).
В процессе певческого обучения также идет работа над навыками дикции и артикуляции, в итоге улучшаются речь и четкость произношения слов. Дети, имеющие дефекты речи, тоже могут улучшить свою речь. Работа над певческой установкой способствует развитию умения организовать себя, появляется дисциплина.
Дети, которые занимаются музыкой, превосходят в умственном развитии своих ровесников, показывают лучшие результаты в навыке чтения, меньше скованны в речи.
В процессе певческой деятельности дети приобретают навыки общения, что позволяет воспитать чувство команды, чувство локтя. Это очень актуально в связи с невниманием и потерей навыков естественной коммуникации. В данной ситуации значение хорового пения как вида коллективной деятельности значительно увеличивается, т.к. помогает
педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
школьнику сформировать дружеские отношения и при этом улучшить навыки общения.
певческая деятельность, таким образом, позволяет сформировать и воспитать поведенческие реакции и поведенческие комплексы - дети учатся владеть собой. Этот процесс достигается благодаря копинг-пове-дению - поведению, приводящему к приспособлению к стрессовым факторам. В российской психолого-педагогической литературе рассматривают совладающее или адаптивное поведение - это и есть копинг.
при защитном поведении дети опираются на свойства личности, которые характерны для каждого отдельного индивида. Личностные качества делятся на два типа: первые - это врожденные свойства темперамента, вторые формируются в течение всей жизни. Таким образом, дети используют характерные для каждого свойства личности в качестве орудия защиты от внешних факторов стресса [4].
Адаптивные возможности певческой деятельности заключаются в поддержании физического и психического здоровья школьников, что очень важно в период школьного обучения, требующего повышенного уровня работоспособности, внимания и эмоционального напряжения.
правильно подобранная музыка успокаивает, помогает снять стресс, а с другой стороны - поднимает настроение. Громкая музыка с ярко ритмом является раздражительным фактором нервной системы и вредна не только для слуха, но и дает противоположный эффект. Особое влияние классическая музыка оказывает на человека. Ученые говорят, что классические произведения лечат физически и духовно. Таким образом, музыка способствует психологической разгрузке. Адаптивные же возможности певческой деятельности следует рассматривать и как элемент социализации - становления личности ребенка. Музыка улучшает общую культуру школьника, формирует его моральные нормы и ценности.
В методике вокально-певческой работы существуют специфические методы, которые могут существенно повысить эффективность реализации адаптивных возможностей певческой деятельности в период обучения и способствуют созданию положительной мотивации к музыкальному обучению. Обозначим некоторые из них.
Вокалотерапия основана на правильном певческом дыхании с использованием специально подобранных дыхательных и голосовых упражнений. Разные звуки, произнесенные протяжно и многократно, с улыбкой, способствуют лечению разных органов [6]. Данный метод рекомендуют в лечении речевых дефектов и детям с болезнями органов дыхания.
Ритмотерапия включает в себя разнообразные музыкально-ритмические упражнения. Это помогает расслабиться эмоционально, снимает
утомление и умственную нагрузку. Головной мозг воспринимает ритм упражнений, снимается нервное напряжение, при этом улучшается речь ребенка.
Музыкальная логоритмика является набором физических упражнений под музыкальное сопровождение, в них используются все группы мышц. В результате такой двигательной гимнастики снимается напряженность в конце учебного дня, а внимание и память повышаются.
Улыбкотерапия позволяет создать благоприятную эмоционально-психологическую обстановку, повысить уровень усвоения знаний и стимулировать учебную деятельность, снять утомление и установить дружеский контакт, за счет чего сам звук при пении становится светлым и свободным [5].
Таким образом, адаптивные возможности певческой деятельности заключаются в создании оптимальной музыкально-образовательной среды и активизации положительной мотивации к обучению; воспитании чувства коллективизма; формировании коммуникативных навыков и умения владеть собой; интенсификации музыкального (музыкальные способности) и физиологического (становление и организация голосового аппарата) развития младшего школьника. Благодаря этому певческая деятельность может рассматриваться как ведущий элемент социализации младшего школьника в процессе музыкального воспитания.
Библиографический список
1. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М., 2006.
2. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. М., 2010.
3. Немыкина И.Н., Саргина И.В. Эстрадная стрессоустойчивость как профессионально-значимое качество вокалиста // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2013. № 2. С. 92-96.
4. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб., 2000.
5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. 1-4 классы. М., 2007.
6. Шушарджан С.В. Здоровье по нотам: практикум пути к духовному совершенству и бодрому долголетию. М., 1994.
педагогика и психология