Научная статья на тему 'Адаптивные возможности певческой деятельности в музыкальном воспитании'

Адаптивные возможности певческой деятельности в музыкальном воспитании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРОВОЕ ИСКУССТВО / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / CHOIR ART / MUSIC EDUCATION / SINGING / ADAPTIVE POTENTIAL OF SINGING / DEVELOPING POTENTIAL OF SINGING / MUSIC-EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Немыкина Ирина Николаевна, Сумарокова Наталья Сергеевна

Статья посвящена теоретическому анализу проблемы реализации адаптивных возможностей певческой деятельности в музыкальном воспитании младших школьников. Обосновывается роль певческой деятельности в создании оптимальной музыкально-образовательной среды, активизации мотивации к обучению, формировании коммуникативных навыков, интенсификации музыкального и физиологического развития младшего школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTIVE POTENTIAL OF SINGING IN MUSIC EDUCATION

The article is devoted to the theoretical analysis of singing in music education of primary school children. The authors point out the role of singing for the creation of optimal music-educational environment, activation of learning motivation, formation of communicative skills, intensification of music and physiological development of school children.

Текст научной работы на тему «Адаптивные возможности певческой деятельности в музыкальном воспитании»

И.Н. Немыкина, Н.С. Сумарокова

Адаптивные возможности певческой деятельности в музыкальном воспитании

статья посвящена теоретическому анализу проблемы реализации адаптивных возможностей певческой деятельности в музыкальном воспитании младших школьников. обосновывается роль певческой деятельности в создании оптимальной музыкально-образовательной среды, активизации мотивации к обучению, формировании коммуникативных навыков, интенсификации музыкального и физиологического развития младшего школьника.

Ключевые слова: хоровое искусство, музыкальное воспитание, певческая деятельность, адаптивные возможности певческой деятельности, развивающие возможности певческой деятельности, музыкально-образовательная среда.

Хоровое пение (певческая деятельность) обладает огромными возможностями для развития музыкальных способностей, подготовки подлинных ценителей музыки и воспитания у детей лучших человеческих качеств. Хоровое пение является наиболее доступной формой музыкального исполнительства и способствует активному вовлечению детей в творческий процесс. Поэтому его рассматривают как средство воспитания вкусов учащихся, повышения их общей музыкальной культуры, проникновения песни в быт российской семьи. певческая деятельность

педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

обладает неограниченными адаптивными возможностями как в плане музыкального воспитания и развития музыкальных способностей, так и в плане создания культурно-образовательной среды, формирования коммуникативных навыков в плане межличностного общения, умения владеть собой - уметь слушать себя и слышать других. Совершенно объективно мы можем отнести певческую деятельность к одному из ведущих копинг-ресурсов, позволяющих формировать поведение и предсказывать поведенческие реакции детей.

Среди множества задач, стоящих перед музыкальным воспитанием, одной из основополагающих является адаптация школьников к образовательной среде, направленная на развитие гармоничной личности, умеющей ориентироваться в социокультурном пространстве и контактировать со своими сверстниками. Поэтому проблема реализации адаптивных возможностей певческой деятельности сегодня особенно актуальна и важна в организации музыкального воспитания.

В психологии адаптивность рассматривают как согласование целей и результатов деятельности. С точки зрения психофизиологии адаптивность раскрывается как способность приспосабливаться к изменяющимся условиям и характеру деятельности и факторам внешней среды. Высокая адаптивность характеризуется выносливостью, высоким уровнем работоспособности, устойчивостью к болезням.

В педагогике под термином «адаптивность» понимают способность обучающихся встраивать свою деятельность в реальные условия обучения. Некоторые исследователи определяют данное понятие также как средство достижения поставленных целей; как качественную характеристику системы; как свойство, присущее личности. Другие же подчеркивают, что в одних и тех же ситуациях люди адаптируются в зависимости от способности к адаптации, т.е. адаптивности, которая обладает ярко выраженными индивидуальными различиями [2].

Можно сделать вывод, что адаптивность - это свойство личности, которое выражает возможности к адаптации, а адаптированность понимается как некое психическое состояние, достигнутое в результате реализации личностного адаптационного потенциала.

Адаптивность личности выражается в степени взаимодействия индивидуума со средой, в способности к адаптации и приспособлении к существующим в обществе требованиям, критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества. поэтому адаптивность выражается не только в способности к переменам, но и в желании приспособиться к ним. Благодаря адаптивности личность обладает более высокой эмоциональной устойчивостью.

Адаптивные возможности певческой деятельности заключаются, прежде всего, в создании воспитательно-образовательной среды певческой деятельности, в которой будет происходить дальнейшее развитие детей. Воспитательно-образовательная среда является одним из внешних факторов формирования адаптивности к будущей учебной деятельности.

поэтому одним из важных условий певческой деятельности является создание воспитывающей и развивающей среды, которая помогает максимальному раскрытию задатков ребенка, создает условия для создания интереса к учебе, помогает формированию творческой самостоятельности, но прежде всего она помогает адаптироваться к определенной среде жизнедеятельности.

процесс музыкального развития и воспитания должен осуществляться с учетом индивидуальных особенностей, характерных для младшего школьного возраста. В этот период происходит интенсивное умственное развитие ребенка, память приобретает познавательный характер, восприятие носит ярко выраженный эмоциональный характер, преобладает наглядно-образное мышление и повышенная утомляемость.

Но прежде всего происходит формирование самооценки и становление себя как личности. Школьник наиболее психологически уязвим и находится в зависимости от положительной оценки себя не только учителем, но и сверстников. появляются и проблемы в сфере общения, отсутствует мотивация к обучению. Все эти психические процессы и функции происходят на ведущем этапе деятельности - учебной [1].

Если говорить об развивающих возможностях пения, то оно помогает развить музыкальный вкус, музыкальный слух - умение слушать себя и слышать других, чувство ритма и музыкальную память, сформировать образное мышление, навыки синхронности (пение в хоре).

В процессе певческого обучения также идет работа над навыками дикции и артикуляции, в итоге улучшаются речь и четкость произношения слов. Дети, имеющие дефекты речи, тоже могут улучшить свою речь. Работа над певческой установкой способствует развитию умения организовать себя, появляется дисциплина.

Дети, которые занимаются музыкой, превосходят в умственном развитии своих ровесников, показывают лучшие результаты в навыке чтения, меньше скованны в речи.

В процессе певческой деятельности дети приобретают навыки общения, что позволяет воспитать чувство команды, чувство локтя. Это очень актуально в связи с невниманием и потерей навыков естественной коммуникации. В данной ситуации значение хорового пения как вида коллективной деятельности значительно увеличивается, т.к. помогает

педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

школьнику сформировать дружеские отношения и при этом улучшить навыки общения.

певческая деятельность, таким образом, позволяет сформировать и воспитать поведенческие реакции и поведенческие комплексы - дети учатся владеть собой. Этот процесс достигается благодаря копинг-пове-дению - поведению, приводящему к приспособлению к стрессовым факторам. В российской психолого-педагогической литературе рассматривают совладающее или адаптивное поведение - это и есть копинг.

при защитном поведении дети опираются на свойства личности, которые характерны для каждого отдельного индивида. Личностные качества делятся на два типа: первые - это врожденные свойства темперамента, вторые формируются в течение всей жизни. Таким образом, дети используют характерные для каждого свойства личности в качестве орудия защиты от внешних факторов стресса [4].

Адаптивные возможности певческой деятельности заключаются в поддержании физического и психического здоровья школьников, что очень важно в период школьного обучения, требующего повышенного уровня работоспособности, внимания и эмоционального напряжения.

правильно подобранная музыка успокаивает, помогает снять стресс, а с другой стороны - поднимает настроение. Громкая музыка с ярко ритмом является раздражительным фактором нервной системы и вредна не только для слуха, но и дает противоположный эффект. Особое влияние классическая музыка оказывает на человека. Ученые говорят, что классические произведения лечат физически и духовно. Таким образом, музыка способствует психологической разгрузке. Адаптивные же возможности певческой деятельности следует рассматривать и как элемент социализации - становления личности ребенка. Музыка улучшает общую культуру школьника, формирует его моральные нормы и ценности.

В методике вокально-певческой работы существуют специфические методы, которые могут существенно повысить эффективность реализации адаптивных возможностей певческой деятельности в период обучения и способствуют созданию положительной мотивации к музыкальному обучению. Обозначим некоторые из них.

Вокалотерапия основана на правильном певческом дыхании с использованием специально подобранных дыхательных и голосовых упражнений. Разные звуки, произнесенные протяжно и многократно, с улыбкой, способствуют лечению разных органов [6]. Данный метод рекомендуют в лечении речевых дефектов и детям с болезнями органов дыхания.

Ритмотерапия включает в себя разнообразные музыкально-ритмические упражнения. Это помогает расслабиться эмоционально, снимает

утомление и умственную нагрузку. Головной мозг воспринимает ритм упражнений, снимается нервное напряжение, при этом улучшается речь ребенка.

Музыкальная логоритмика является набором физических упражнений под музыкальное сопровождение, в них используются все группы мышц. В результате такой двигательной гимнастики снимается напряженность в конце учебного дня, а внимание и память повышаются.

Улыбкотерапия позволяет создать благоприятную эмоционально-психологическую обстановку, повысить уровень усвоения знаний и стимулировать учебную деятельность, снять утомление и установить дружеский контакт, за счет чего сам звук при пении становится светлым и свободным [5].

Таким образом, адаптивные возможности певческой деятельности заключаются в создании оптимальной музыкально-образовательной среды и активизации положительной мотивации к обучению; воспитании чувства коллективизма; формировании коммуникативных навыков и умения владеть собой; интенсификации музыкального (музыкальные способности) и физиологического (становление и организация голосового аппарата) развития младшего школьника. Благодаря этому певческая деятельность может рассматриваться как ведущий элемент социализации младшего школьника в процессе музыкального воспитания.

Библиографический список

1. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М., 2006.

2. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. М., 2010.

3. Немыкина И.Н., Саргина И.В. Эстрадная стрессоустойчивость как профессионально-значимое качество вокалиста // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2013. № 2. С. 92-96.

4. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб., 2000.

5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. 1-4 классы. М., 2007.

6. Шушарджан С.В. Здоровье по нотам: практикум пути к духовному совершенству и бодрому долголетию. М., 1994.

педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.