Научная статья на тему 'АДАПТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ВУЗЕ'

АДАПТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / АДАПТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / SOFT SKILLS / УРОВЕНЬ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / АДАПТИВНАЯ СИСТЕМА / ВЫРАВНИВАЮЩИЙ КУРС / СТУДЕНТЫ-БАКАЛАВРЫ ПЕРВОГО КУРСА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зарипова Зульфия Филаритовна

В статье с опорой на научно-методические основы адаптивных технологий и опыт апробации онлайн-системы Plario адаптивного обучения математике описаны оптимальные условия выравнивания уровня математической подготовки студентов-бакалавров первого курса, приступающих к изучению высшей математики в образовательной среде вуза. Plario рассматривается в качестве организационно-педагогического средства, обеспечивающего восполнение пробелов в математической подготовке студентов-бакалавров первого курса, приступающих к изучению математических дисциплин в вузе. Показано, что использование Plario позволяет актуализировать знания, умения, навыки элементарной математики студентов-бакалавров первого курса, сущностно меняя позицию обучающихся, превращая их из пассивных в активных слушателей, глубоко погруженных в процесс актуализации вне рамок учебного процесса. Обосновано, что цифровой репетитор Plario является активизатором и регулятором познавательной деятельности студентов-бакалавров первого курса, воздействует на резервы мотивации личности обучающихся. Быстрое повторение материала по элементарной математике происходит за счет глубокого погружения в предмет. Цель статьи - представление о возможностях и проблемах, связанных с использованием онлайн-системы адаптивного обучения Plario в рамках актуализации уровня математической подготовки студентов первого курса. Результаты могут быть использованы в качестве руководства для понимания и осмысления, разработки и планирования образовательных мероприятий в рамках повышения качества математической подготовки студентов-бакалавров первого курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зарипова Зульфия Филаритовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING MATHEMATICS AT THE UNIVERSITY

The article, based on the scientific and methodological foundations of adaptive technologies and the experience of testing the Plario online system of adaptive mathematics teaching, describes the optimal conditions for leveling the level of mathematical training of first-year bachelor students starting to study higher mathematics in the educational environment of the university. Plario is considered as an organizational and pedagogical tool that ensures filling in the gaps in the mathematical training of first-year bachelor students starting to study mathematical disciplines at the university. It is shown that the use of Plario makes it possible to actualize the knowledge, skills, and skills of elementary mathematics of first-year bachelor students, essentially changing the position of students, turning them from passive into active listeners, deeply immersed in the process of actualization outside the educational process. It is proved that the Plario digital tutor is an activator and regulator of the cognitive activity of first-year bachelor students, affects the motivation reserves of the students' personality. Rapid repetition of the material in elementary mathematics occurs due to deep immersion in the subject. The purpose of the article is to present the possibilities and problems associated with the use of the online adaptive learning system Plario in the framework of updating the level of mathematical training of first-year students. The results can be used as a guide for understanding and comprehending, developing and planning educational activities within the framework of improving the quality of mathematical training of first-year bachelor students.

Текст научной работы на тему «АДАПТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ВУЗЕ»

- визуальные образы быстрее обрабатываются мозгом, чем текстовая информация, что способствует облегчению процесса запоминания. В то же время, извлечение из памяти и воспроизведение учебного материала также не вызывает трудностей при правильном использовании методики в педагогическом процессе.

Можно выделить основные правила применения способов визуализации:

- объектами визуализации должны выступать 2-3 ключевых момента урока;

- выбранные способы визуализации должны четко соответствовать теме и цели урока;

- для высокой продуктивности необходим грамотный тайм-менеджмент;

- соблюдать баланс между обыденностью и яркостью;

- необходимо провести предварительную подготовку обучающихся, включая в традиционные уроки элементы визуальной подачи информации;

- учитывать индивидуальных особенностей учеников;

- демонстрационные объекты должны иметь удобный для наблюдения и восприятия размер, цвет и так далее.

- поощряется совмещение средств зрительной наглядности с другими инструментами обучения;

- учитывать мнение обучающихся и стимулировать их активность на уроке.

Литература:

1. Абрамов, А. Интеллект-карты: как правильно составить наглядный план для любой задачи / А. Абрамов. - Текст: электронный // РБК: [сайт], 2021. - URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/602e8b029a79479cc9e27696 (дата обращения 27.04.2023).

2. Ушакова, Г.Г. Развитие навыков самостоятельной работы на уроках химии посредством интеллектуальных карт / Г.Г. Ушакова, Е.Н. Скударнова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 48 (338). - С. 450-452. - URL: https://moluch.ru/archive/338/75631/ (дата обращения: 27.04.2023).

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Зарипова Зульфия Филаритовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Альметьевский государственный нефтяной институт» (г. Альметьевск)

АДАПТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье с опорой на научно-методические основы адаптивных технологий и опыт апробации онлайн-системы Plario адаптивного обучения математике описаны оптимальные условия выравнивания уровня математической подготовки студентов-бакалавров первого курса, приступающих к изучению высшей математики в образовательной среде вуза. Plario рассматривается в качестве организационно-педагогического средства, обеспечивающего восполнение пробелов в математической подготовке студентов-бакалавров первого курса, приступающих к изучению математических дисциплин в вузе. Показано, что использование Plario позволяет актуализировать знания, умения, навыки элементарной математики студентов-бакалавров первого курса, сущностно меняя позицию обучающихся, превращая их из пассивных в активных слушателей, глубоко погруженных в процесс актуализации вне рамок учебного процесса. Обосновано, что цифровой репетитор Plario является активизатором и регулятором познавательной деятельности студентов-бакалавров первого курса, воздействует на резервы мотивации личности обучающихся. Быстрое повторение материала по элементарной математике происходит за счет глубокого погружения в предмет. Цель статьи - представление о возможностях и проблемах, связанных с использованием онлайн-системы адаптивного обучения Plario в рамках актуализации уровня математической подготовки студентов первого курса. Результаты могут быть использованы в качестве руководства для понимания и осмысления, разработки и планирования образовательных мероприятий в рамках повышения качества математической подготовки студентов-бакалавров первого курса.

Ключевые слова: адаптация, адаптивные технологии обучения, soft skills, уровень математической подготовки, адаптивная система, выравнивающий курс, студенты-бакалавры первого курса.

Annоtation. The article, based on the scientific and methodological foundations of adaptive technologies and the experience of testing the Plario online system of adaptive mathematics teaching, describes the optimal conditions for leveling the level of mathematical training of first-year bachelor students starting to study higher mathematics in the educational environment of the university. Plario is considered as an organizational and pedagogical tool that ensures filling in the gaps in the mathematical training of first-year bachelor students starting to study mathematical disciplines at the university. It is shown that the use of Plario makes it possible to actualize the knowledge, skills, and skills of elementary mathematics of first-year bachelor students, essentially changing the position of students, turning them from passive into active listeners, deeply immersed in the process of actualization outside the educational process. It is proved that the Plario digital tutor is an activator and regulator of the cognitive activity of first-year bachelor students, affects the motivation reserves of the students' personality. Rapid repetition of the material in elementary mathematics occurs due to deep immersion in the subject. The purpose of the article is to present the possibilities and problems associated with the use of the online adaptive learning system Plario in the framework of updating the level of mathematical training of first-year students. The results can be used as a guide for understanding and comprehending, developing and planning educational activities within the framework of improving the quality of mathematical training of first-year bachelor students.

Key words: adaptation, adaptive learning technologies, soft skills, level of mathematical training, adaptive system, leveling course, first-year bachelor students.

Введение. Проблема интеграции адаптивных технологий в образовательный процесс в условиях компетентностного подхода не теряет актуальности. Это объясняется снижением уровня преемственности между школой и вузом, что непосредственно сказывается на качестве высшего образования. На фоне этого разворачиваются процессы повсеместной цифровизации, вызывающие изменение требований производства к выпускнику вуза. Работодателя на современном этапе интересует не формальный документ об образовании, а реальные компетенции и soft skills, которые начинающий специалист должен с уверенностью демонстрировать в профессиональной области. На первый план выходят два конкурентных преимущества выпускника вуза: интеллект и умение учиться. Однако практика показывает, что в большинстве своем выпускники вузов недостаточно готовы к жестким требованиям работодателя, клиентов, заказчиков и потребителей услуг, рынка труда. Ситуацию усложняет внутрифирменная конкуренция, обусловливающая комплекс требований к лидерским качествам работников, их мобильности, гибкости мышления. Выпускник вуза уже на первоначальном этапе должен обладать способностью и готовностью к непрерывному обучению и самообучению,

самоуправлению знаниями, умением проектировать эффективную модель самоменеджмента, должен предвидеть перспективы роста, понимать направления своего профессионального развития, осваивать новые процессы на основе принципа активного участия. Поэтому система образования должна не только развивать знания, умения, навыки, но и мягкие компетенции: работать в команде над совместными проектами, демонстрировать умение работать с инструментами визуализации, критическое мышление, быстро перестраиваться, находить инновационное решение в условиях неопределенности. Перечисленные умения по существу относятся к soft skills и компетенциям, востребованным цифровизацией.

Использование цифровых средств для обучения на фоне преобладания традиционных образовательных средств в современных условиях недостаточно. Поэтому приступая к апробации системы адаптивного обучения математике Plario, мы хотели получить ответ на вопрос: «Способствует ли Plario устранению разрыва между степенью готовности первокурсников к изучению математических дисциплин в вузе и требуемым уровнем математической подготовки, обеспечивающим их эффективное изучение?».

Изложение основного материала статьи. Многолетняя практика преподавания математических дисциплин в вузе, методический опыт кафедры показывают, что для первокурсников требуется особое методическое, информационное, учебно-методическое сопровождение, входящее в учебно-методический комплекс кафедры, опирающееся, в том числе, на адаптивные технологии обучения. На учебно-методическое сопровождение возлагаются задачи обеспечения адаптации студентов первого курса к вузовским требованиям. С первых дней новоиспеченные студенты неизбежно сталкиваются с высоким темпом изложения на лекционных занятиях, большим объемом информации, высокой насыщенностью практических занятий, гибкой вариативностью при выполнении контрольных точек, разнообразием видов контроля, требованиями к систематическому выполнению внеаудиторной самостоятельной работы, особенностями модульной организации обучения и т.д. Преподаватель во время проведения занятий со студентами первого курса сталкивается с неоднородным уровнем математической подготовки обучающихся. В связи с этим, одна из важнейших задач -выравнивание уровня математической подготовки студентов на первых этапах обучения математике в вузе.

Как правило, практика показывает, что современные первокурсники отличаются неоднородностью математической подготовки, не обладают навыками учебного труда, достаточными для эффективного изучения математики в вузе. Расслабившись после сдачи ЕГЭ по математике, находясь не в лучшей «спортивной» форме, забыв многие теоретические факты и формулы, они затрудняются в решении простейших уравнений и неравенств, не справляются с решением геометрических задач.

Многие исследователи подчеркивают общее снижение уровня математической подготовки школьников [4], [6], [8], [9]. "Вузовская программа по математике предполагает свободное владение школьным материалом, поэтому студенты первых курсов, имеющие проблемы по каким-либо разделам из школьной программы по математике, испытывают заметные трудности [6, C. 146].

В таких условиях повышение качества математического образования может быть достигнуто за счет комплекса мер, предусматривающих применение новых форм и методов организации педагогических процессов и систем, структурирования материала, внедрение адаптационных методик по коррекции начальных базовых знаний [9, C. 136]. Например, Н.А. Мамаева считает, что важно внедрять в учебный процесс педагогическую модель коррекции математических знаний первокурсников в техническом вузе [9, С. 135-137]. Т.Ю. Горбаенко, О.Н. Евтуха уверены, что при изложении материала нужно учитывать индивидуальные особенности математического интеллекта учащихся, используя различные формы представления знаний [6, С. 41]. Е.А. Яровая, А.А. Варжавин полагают, что необходимо внедрение адаптивно-интенсивной технологии, которая снизит остроту проблемы включения студентов в активную деятельность по освоению математической дисциплины [13, C. 379].

В АГНИ, как и в большинстве вузов, с первых дней обучения для студентов первого курса в авральном порядке вне учебного расписания организовывается интенсивное повторение школьного материала. Кроме того, ежегодно решается еще одна задача: как в этот период, организовать эффективное обучение высшей математики без потери фундаментальности?

В период с 2015 г. по 2020 г. года кафедра математики и информатики АГНИ в организовывала адаптационные курсы, что было ресурсоемкой деятельностью, и представляло дополнительную нагрузку для преподавателя, становилось по сути одним из барьеров для качественного выполнения научно-исследовательской, методической, организационной видов работ. Опыт моделирования и проведения адаптационных курсов описан в научной литературе [3], [4, C. 35-39], [5], [7].

Анализ современных педагогических исследований показывает рост интереса к вопросам адаптивности и адаптации в обучении, в том числе в условиях применения ИКТ. Отметим, что идеи адаптивного обучения и контроля заложены в конце XIX - начале XX [1, C. 103].

Адаптивность определяется как способность объекта к адаптации (от лат. adaptatio-приспособление). Хрисанфова Е.Н., И.В. Перевозчиков полагают, что под адаптацией можно считать способность любой системы (живой или неживой природы) получать новую информацию для приближения своего поведения и структуры к оптимальным. Адаптацию как состояние можно рассматривать как стабильность (устойчивость). Стабильные системы, выведенные из равновесия и предоставленные сами себе, возвращаются в него [11, C. 339]. Стабильность, по мнению Р. Эшли (1962 г.) -эмерджентное свойство. Системы адаптивны, если при изменении в их окружении или внутреннем состоянии, снижающем их эффективность в выполнении своих функций, они реагируют или откликаются, изменяя свое собственное состояние или состояние окружающей среды так, чтобы их эффективность увеличилась. Термин адаптация в научной литературе принято рассматривать в следующих аспектах:

1) адаптация как свойство системы приспосабливаться к возможным условиям функционирования - система адаптации;

2) адаптация как процесс приспособления адаптивной системы - собственно, адаптация;

3) адаптация как метод, основанный на обработке поступающей информации и приспособленный для достижения некоторого критерия оптимизации - адаптационные алгоритмы [1, C. 100].

В учебе адаптация есть способность обучаемого к гибкой переориентации относительно содержания, форм и методов обучения, которые используются в образовательном учреждении. Способность к адаптируемости связана с тем, что мир меняется постоянно и изменения, которые должны быть внесены в системы, должны выполняться в ограниченные сроки, а это означает, что система должна обладать характеристиками настраиваемости на предметную область [12].

В 2020 году в АГНИ было принято решение организовать повторение школьного курса математики посредством онлайн-платформы адаптивного обучения математике Plario. Специфика Plario описана в [5].

Перед началом апробации изучены научная литература об адаптивных технологиях, выделены задачи использования онлайн-системы адаптивного обучения математике Plario:

- внедрение в учебный процесс цифрового ресурса в рамках выравнивания уровня математической подготовки;

- использование онлайн-системы адаптивного обучения для обеспечения преемственности математической подготовки;

- организации самостоятельной работы в рамках повторения школьного курса математики и обеспечения контроля результатов обучения;

- формирование навыков самостоятельной работы с цифровым ресурсом в рамках внеаудиторной деятельности;

- восполнение пробелов в знаниях, умениях, навыках математической деятельности студентов-бакалавров первого курса;

- обеспечение наиболее оптимальных условий самообучения (обучение в любом месте, в любое удобное время).

Система адаптивного обучения Р1апо построена на принципах: непрерывности, гранулированности, адаптивности,

социализированности. Механизм системы включает: граф навыков (онтологию), микро контент (теория+задачи), алгоритмы адаптивного обучения, аналитику на данных, игровую составляющую [5, С. 167]. Использован алгоритм байесовской трассировки знаний, который оценивает скорость обучения (ВКТ).

В пилотном эксперименте в 2020 г. участвовали иностранные студенты ближнего зарубежья. К сожалению, результаты не оправдали ожиданий, несмотря на старания студентов. Анализ причин результатов обучения иностранных студентов на платформе Р1апо выявил, что неудачный опыт связан с тем, что таким студентам приходится параллельно получать опыт адаптации в трех контекстах: образовательного пространства вуза, студенческой среды, другой страны. Процесс адаптации динамичен, мы исходим из того, что его успех зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния, социального опыта, жизненного опыта, опыта математической деятельности, ресурсов мотивации, и других факторов [2, С. 11]. Таким образом, в ходе пилотного эксперимента выявлено, что не для всех категорий обучающихся платформа Р1апо является оптимальным инструментом актуализации уровня математической подготовки.

В 2021 году в апробации онлайн-платформы приняли участие 50 студентов студентов-бакалавров 1 курса. Обучающиеся были поделены на две группы по 25 человек. Отбор производился в рамках входного контроля. Методическую поддержку оказывали тьюторы преподаватели кафедры, читающие лекции по высшей математике на соответствующих потоках. Результаты обучения: 54% достигли целевого состояния 90%, заложенного системой.

На следующем этапе, в 2022 году приняли участие 100 студентов. Отбор проходил в два этапа: по базе тестирования, созданной преподавателями кафедры и в рамках диагностического тестирования на платформе Р1агю. Для обучения были отобраны наиболее проблемные студенты. Дефициты математической подготовки обучающихся студентов-бакалавров как правило концентрировались вокруг сквозных математических содержательных линий: преобразования выражений, тригонометрия, геометрия, функция, уравнения и неравенства. Наиболее проблемные темы: тригонометрия и геометрия. Результаты второго потока обучающихся: 51% достигли состояния 85%, не достигнув целевого состояния 90%, тем не менее, положительные сдвиги в уровне математической подготовки были очевидными. Обучающиеся стали демонстрировать на занятиях более высокую скорость при решении заданий, требующих различных преобразований, применения свойств функций, построения графиков, применения формул тригонометрии при вычислении пределов и т.д. По мнению самих обучающихся, у них возник интерес к изучению высшей математики, они стали понимать теоретический материал.

При реализации обучения в онлайн-системе адаптивного обучения возникают определенные организационные и методические сложности:

- управление вовлеченностью обучающихся в рамках обучения с помощью Р1агю требует немалых усилий преподавателя-тьютора;

- обучающиеся, имея доступ к Р1агю в любой момент времени, не всегда правильно распределяют время при работе в системе;

- наиболее проблематичные разделы (тригонометрия, метанавыки) могут существенно оказывать влияние на мотивацию обучающихся, снижая их скорость работы над материалом;

- обучение с помощью системы Р1агю требует ежедневного взаимодействия обучающихся с тьютором по проблемным вопросам на уровне консультирования в режиме 24/7;

- для обеспечения систематичности важно строго придерживаться плана обучения, необходим постоянный контроль со стороны тьютора;

- преподавателю-тьютору необходимо постоянно моделировать мотивирующий фактор независимо от уровня школьной подготовки обучающихся;

- на определенных этапах возникает перегрузка обучающихся, в связи с этим у них падает интерес к освоению следующих модулей.

Цифровой репетитор Р1апо является активизатором и регулятором познавательной деятельности студентов-бакалавров первого курса, так как дидактическая модель индивидуального обучения обеспечивает управление познавательной и учебной деятельностью на основе управляющих воздействий и алгоритма системы, поддерживающего индивидуальность образовательной траектории.

Выводы. Система адаптивного обучения математике Р1апо, основанная на индивидуализации образовательной траектории, оказывает положительное влияние на уровень усвоения материала, в том числе в формате повторения, что проявляется в повышении коэффициента усвоения материала по высшей математике после изучения модулей адаптационного курса, повышении осведомленности первокурсников о сквозных содержательных математических линиях, повышении активности на учебных занятиях, в оптимизации времени на закреплении материала, в возрастающей самостоятельности при выполнении заданий. Интеграция Р1апо в образовательный процесс обогащает его новыми дидактическими возможностями.

Литература:

1. Багина, В.А. Современные образовательные технологии: монография. Книга 5 / В.А. Багина, С.А. Баляева, О.А. Боровкова и [др.]. - Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2017. - 228 с.

2. Балымова, И.В. Особенности самоорганизации субъекта учебной деятельности в условиях социально-психологической адаптации (в период вузовской подготовки) / И.В. Балымова // Образование и саморазвитие. - 2007. - №3. - С. 8-15

3. Белько, Е.С. Технология обучения математике с синергетическим эффектом в процессе освоения адаптационных курсов / Е.С. Белько, Т.В. Зыкова, А.А. Кытманов, [ и др.] // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 4. -С. 118-121

4. Берникова, И.К. Корректировка математической подготовки первокурсников для освоения математики в вузе / И.К. Берникова // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе: материалы второй межвузовской научно-методической конференции. - Омск: Полиграфический центр КАН, 2012. - 188 с.

5. Бубнов, Д.В. Система адаптивного обучения математике Plario.ru / Д.В. Бубнов // EdCrunch Томск: материалы международной конференции по новым технологиям, г. Томск, 29-31 мая 2019 г. - Томск: ИД Томского государственного университета, 2019. - С. 164-169

6. Горбаенко, Т.Ю. Адаптивная технология обучения математике в техническом вузе / Т.Ю. Горбаенко, О.Н. Евтуха // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе. - 2017. - №5. - С. 40-44

7. Кочеткова, Т.О. Адаптивный модуль как эффективное средство обучения математике первокурсников с разным уровнем математической подготовки / Т.О. Кочеткова, О.А. Карнаухова, В.Р. Майер // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2019. - № 3 - С. 71-82

8. Макаров, С.И. Адаптация студентов с пороговым уровнем подготовки к образовательной среде вуза / С.И. Макаров, С.А. Севастьянов, М.В. Курганова, Л.И. Уфимцева // Современные наукоемкие технологии. - 2017. - №4. -С.94-99; URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36647 (дата обращения: 27.04.2023).

9. Мамаева, Н.А. Разработка педагогической модели коррекции математических знаний первокурсников в техническом вузе / Н.А. Мамаева // Вестник АГТУ. - 2012. - №2(54). - С. 135-140

10. Тертычный-Даури, Ю.В. Проблемы преподавания математики в современном техническом вузе / Ю.В. Тертычный-Даури, В.И. Камоцкий, С.Н. Максимова [и др.]. - 2019. - №4. - С. 145-148

11. Хрисанфова, Е.Н. Антропология: учебник / Е.Н. Хрисанфова, И.В. Перевозчиков. - 4 изд. - М.: Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2005. -400 с.

12. Черняк, Л. Адаптируемость и адаптивность / Л. Черняк // Открытые системы. - 2004. - №9. - С. 30-35

13. Яровая, Е.А. Адаптивно-интенсивная технология обучения математическим дисциплинам в педагогическом вузе / Е.А. Яровая, А.А. Варжавин // Педагогический журнал. - 2022. - Т. 12. - № 3А. - С. 379-391. DOI: 10.34670/AR.2022.71.65.019.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Зимина Евгения Константиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Гречухина Мария Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

АКТИВИЗАЦИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ДИЗАЙНЕРСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные вопросы активизации социализации личности будущих профессионалов в сфере дизайна в образовательном процессе освоения дизайнерской деятельностью. Проведен анализ таких понятий как социализация, дизайн, личностное развитие. Уточнены потенциальные возможности влияния образования в области дизайна на активизацию социализации личности студента в процессе дизайнерской деятельности. Проанализированы такие процессы, как социализация личности и транспозиция профессиональных навыков проектирования в сферу дальнейшей профессиональной деятельности дизайнера. В процессе проектирования, создания и преобразования предметного мира будущий дизайнер отражает и раскрывает в своих работах свою личность и социальную позицию, осознает ответственность перед обществом. Выявлено, что социализация и образование являются важными элементами поддержания социальной стабильности социума, что нашло подтверждение в исследовательских работах ученых: воспитание и социализация относятся к фактору, посредством которого приобретаются способности эффективного функционирования в социуме, и являются основой дальнейшего процесса развития на протяжении всей жизни. Система образования - один из основополагающих факторов социализации личности способной поддерживать стабильность общества в его прогрессивном развитии. Дизайнерский подход внедряется практически во все сферы деятельности, что требует оптимизации процесса обучения для подготовки профессионально грамотных специалистов в сфере дизайна. Автор приходит к заключению, что в перспективе подготовка будущих специалистов в процессе дизайнерской деятельности должна быть сосредоточена на исследовании профессиональной деятельности и методов мышления.

Ключевые слова: дизайн, проектирование, дизайнер, социализация, воспитание, профессиональное образование.

Annotation. This article discusses topical issues of activating the socialization of the personality of future professionals in the field of design in the educational process of mastering design activities. The analysis of such concepts as socialization, design, personal development is carried out. The potential possibilities of the influence of education in the field of design on the activation of the socialization of the student's personality in the process of design activity are clarified. Processes such as the socialization of personality and the transposition of professional design skills into the sphere of further professional activity of the designer are analyzed. In the process of designing, creating and transforming the object world, the future designer reflects and uncovers his personality and social position in his works, realizes his responsibility to society. It is revealed that socialization and education are important elements of maintaining the social stability of society, which has been confirmed in the research works of scientists: education and socialization are a factor through which the ability to function effectively in society is acquired, and are the basis for further development throughout life. The education system is one of the fundamental factors of socialization of a person capable of maintaining the stability of society in its progressive development. The design approach is being implemented in almost all areas of activity, which requires optimizing the learning process to train professionally competent specialists in the field of design. The author comes to the conclusion that in the future, the training of future specialists in the process of design activity should be focused on the study of professional activity and methods of thinking.

Key words: design, designing, designer, socialization, education, professional education.

Введение. Современное профессиональное образование решает важные задачи, включающие в себя традиционный образ (воспитание, социализация, обучение), актуальный образ (компетентность), а также современный (развитие человека в мировом информационном обществе, обучение на протяжении всей жизни).

Важнейшей задачей образования является социализация личности, которая обеспечивает интеграцию в социум, позволяет добиваться высоких результатов в своей деятельности, успешно реализовать свои способности, социально адаптироваться и стать достойным членом общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.