Научная статья на тему 'Адаптивные способности студентов вузов'

Адаптивные способности студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
173
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковшилова С. Н.

В статье показан анализ литературы, который позволяет заключить, что многие вопросы, связанны с адаптацией личности. Проблема развития личности и ее свойств всегда была и остается одной из актуальнейших проблем психологической науки и практики. В современном мире интерес к личности человека, ее свойствам, обеспечивающим эффективность различных видов деятельности, значительно возрос.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптивные способности студентов вузов»

22

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

5. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. -352 с.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

7. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб: Социально-психологический центр, 1996. - 352 с.

8. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. / Под ред. И.П. Волкова. - СПб.: Питер, 2002. - 384 с.

АДАПТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

© Ковшилова С.Н.*

Филиал Дагестанского государственного университета, г. Кизляр

В статье показан анализ литературы, который позволяет заключить, что многие вопросы, связанны с адаптацией личности. Проблема развития личности и ее свойств всегда была и остается одной из актуальнейших проблем психологической науки и практики. В современном мире интерес к личности человека, ее свойствам, обеспечивающим эффективность различных видов деятельности, значительно возрос.

Адаптивные способности - это индивидуально-психологические особенности личности, которые в единстве сознания и деятельности проявляются в успешности и качественном своеобразии приспособительного поведения личности.

Адаптивные способности определяют изменение поведения и отношений личности к социальной среде. В основе такой смены лежат рефлек-сивно-мотивационные процессы, которые преобразуют содержание смысла адаптации студента: от ориентировки на приспособление, к сознанию, направленному на преодоление и преобразование.

Проблему адаптации в образовательных системах следует отнести к одной из наиболее серьёзных социальных проблем современности, требующих углубленного изучения, поисков продуктивного решения на практическом уровне. Социальная адаптация студента к различным условиям жизни и деятельности достаточно остро заявляет о себе на переломных этапах развития общества. Показателем успешной адаптации является высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом.

Показателем неуспешной социальной адаптации является перемещение индивида в иную социальную среду либо отклоняющееся поведение [5].

* Старший преподаватель кафедры Гуманитарных наук, аспирант кафедры Общей психологии Пятигорского государственного лингвистического университета.

Общая психология и психология личности

23

Адаптация молодых людей в высшем учебном заведении является важным составным элементом в системе учебной деятельности. Процесс адаптации чрезвычайно динамичен, и его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния и так далее.

Изучение механизмов и закономерностей адаптации студента в разнообразных учебных условиях приобретает фундаментальное значение. В исследованиях A.B. Мудрика, А.Г. Харчева социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автономизация - реализация совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, её самооценки.

Согласно исследованиям В.П. Прусова [4], выявлено, что на процесс адаптации к новой культурной среде влияет ряд факторов:

- индивидуальные характеристики- демографические и личностные;

- ситуативные.

К личностным относятся устойчивые свойства, черты личности или характера человека, которые могут влиять на состояния, вызванные той или иной ситуацией. Примером может служить такая черта, как тревожность.

К ситуативным факторам, отрицательно влияющим на адаптацию человека, относят лимит времени; состояние стресса; состояние повышенной тревожности; желание быстро найти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами; страх; повышенная самоцензура.

Естественно на адаптацию к учебной деятельности влияют индивидуально-личностные характеристики студентов (развитие коммуникативных свойств, эмоциональн-волевые особенности) и средовые факторы.

Отрицательное влияние может заключаться в том, что если адаптация к учебной деятельности протекает медленно и появляются проблемы (отсутствие друзей среди одногруппников, чувство отверженности, дискомфорт и т.д.), то это затрудняет адаптацию студента в высшем учебном заведении (Д.А. Покачалова, 2009 г.).

В практическом отношении решение теоретических проблем может способствовать разработке рекомендаций по учету свойств темперамента и свойств личности, привести к необходимому соответствию выбираемых приемов и методов воспитательного воздействия психологической природе этих важных образований (А.И. Крупнов, 2009 г.).

Список литературы:

1. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. - 1989. - № 1. - С. 92-100.

2. Емельянова В.В. Студенты об адаптации в вузовской жизни // Социология образовании. - 2001.

24

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

3. Мудрик A.B. Социализация и «смутное время». - М., 1991.

4. Прусов В.П. Социальные и психологические проблемы целевой интенсивности подготовки специалистов. - Л., 1989.

5. Крупнов А.И. Личность в межкультурном пространстве // Часть № 1. - 2009. - С. 523.

6. Андреева И.Н. Тендерные различия в структуре эмоционального интеллекта у студентов // Материалы 7-й международной дисциплинарной научно-практической конференции 10-11 декабря 2004 г. - Мн., 2004. -С. 282-285.

7. Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни / Пер. с англ. - М.: Когито-центр, 1996. - 16 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.