Сибирская чечевица Carpodacus roseus. На Катунском хребте в поясе верхолесья и ерников на водоразделе между истоками Становой и Малой Громотухи 29 июля 2005 встречались одиночные взрослые и самостоятельные молодые птицы.
Щур Pinicola enucleator. На Катунском хребте по северным склонам ущелий притоков реки Становой 29 июля щуры были обычны в кедро-во-лиственничных лесах. Встречались взрослые птицы с докармливаемыми слётками.
Клёст-еловик Loxia curvirostra. С 23 июля по 6 августа отмечена всего одна группа птиц в районе озера Тальменье (31 июля).
Обыкновенный снегирь Pyrrhula pyrrhula. В долине Катуни близ устья Верхнего Курагана 25 июля отмечен выводок снегирей, державшийся в лиственнично-кедровом лесу. Обычны были снегири 29 июля в старых пихтачах в котловине Тальменьего озера. В других местах Катунского хребта их голоса нередко были слышны из лесных массивов, но самих птиц видно не было.
Полярная овсянка Emberiza pallasi. В долине реки Катуни, имеющей около озера Налимье широкую болотистую пойму с участками зарослей курильского чая, ерников и низкорослых ивняков, 24 июля наблюдалась самка полярной овсянки, проявлявшая беспокойство.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1138: 1553-1555
Адаптивные особенности размещения гнёзд пустынных птиц
Д.О.Елисеев
Второе издание. Первая публикация в 1990*
В литературе неоднократно обращалось внимание на то, что для птиц аридной зоны характерна максимальная оптимизация расположения и устройства гнезда, облегчающая поддержание относительно стабильного и автономного режима развития эмбрионов и птенцов.
Исследования проводились в весенне-летние сезоны 1980-1984, 1988 и 1989 годов на участках закреплённых песков острова Барсакельмес (Аральское море). Подавляющее большинство найденных нами гнёзд располагались так, что большую часть дня они оказывались затенён-
* Елисеев Д.О. 1990. Адаптивные особенности размещения гнёзд пустынных птиц // Материалы Всесоюзного научно-методического совещания зоологов педвузов. Махачкала, 2: 86-88.
ными. Исключения составляли только закрытые гнёзда индийского воробья Passer indicus, почти постоянно освещавшиеся солнцем. Здесь же следует отметить, что входные отверстия в гнёздах этого вида были направлены в разные стороны, вне зависимости от направления господствующих ветров. Для птиц, гнездящихся на земле (козодой Cap-rimulgus europaeus, серый жаворонок Calandrella rufescens), общим правилом было размещение гнёзд с северо-восточной стороны от источника тени, в качестве которого козодои использовали кусты саксаула, джузгуна и курчавки, а жаворонки — кустики полыни, молодые саксаулы, листья ревеня и кучки куланьего навоза. Некоторые гнёзда козодоя, устроенные среди низкой курчавки, подвергались воздействию прямых солнечных лучей в самое жаркое время суток — с 14 до 17 ч. Температура поверхности почвы, измеренная максимальным термометром в непосредственной близости от сидящей на яйцах самки, в некоторые дни достигала 60-64°С.
При анализе собранных нами материалов особое внимание было обращено на изменение высоты расположения гнёзд видов, гнездящихся на деревьях и кустарниках.
Имеющиеся в литературе сведения (Пономарёва 1974; Рустамов и др. 1974), что при повторном гнездовании скотоцерки Scotocerca inquieta располагали гнёзд значительно выше, чем в начале гнездового сезона, побудили нас при анализе собранного материала сравнить у гнездящихся на кустарниках видов птиц высоту расположения весенних (май) и летних (июнь-июль) гнёзд. Средняя высота гнёзд южной бормотушки Hippolais rama, построенных в мае, равна 40.4±3.3 см, а построенных в июне-июле — 68.2±3.8 см, т.е. майские гнёзда располагались на значительно меньшей высоте (P < 0.001), чем более поздние.
Статистически значимые различия (P < 0.05) обнаружены были и в высоте расположения первых (91.4±5.9 см) и вторых (169.6±32.8 см) гнёзд пустынного сорокопута Lanius meridionalis pallidirostris. Вполне определённая тенденция располагать поздние гнёзда выше ранних прослеживалась и у некоторых других видов птиц: жёлчной овсянки Emberiza bruniceps, пустынной славки Sylvia nana, славки-завирушки Sylvia curruca.
Отмеченная закономерность объяснялась вышеназванными авторами тем, что от весны к лету увеличивается влияние нагретой почвы на нижние слои воздуха, и гнездование на большей высоте, во-первых, снижает тепловую нагрузку на содержимое гнезда, а во-вторых, увеличивает вентиляцию лотка за счёт большей подвижности воздуха в верхней части кроны.
Такое объяснение, несмотря на кажущуюся очевидность, страдает некоторыми неточностями. Во-первых, остаётся неясным, что мешает птицам уже весной строить гнёзда выше, тем самым обезопасив их от
наземных хищников. Во-вторых, как показали исследования, температура внутри кроны практически не меняется с высотой. Так, на саксауле на высоте 6, 60 и 100 см температура различается не более, чем на 1-2°, тогда как разница между температурой на поверхности почвы и на высоте 6 см может различаться на 20°. Хотя, конечно, это не исключает воздействия перегретой поверхности почвы на температуру приземных слоёв воздуха. В-третьих, предложенное объяснение не учитывает действия инсоляции.
Анализ собранного нами за 7 полевых сезонов материала позволяет предположить, что при выборе места для гнезда птицы прежде всего стремятся избежать прямого воздействия солнечных лучей, т.е. укрыть гнездо в тени. Так как тень зависит от степени развития вегетативных побегов в момент постройки гнезда, что, в свою очередь, зависит от погодных условий данной весны, то применяемая птицами тактика будет разной в разные по количеству осадков годы.
В годы с ранней и влажной весной, когда к началу гнездового сезона фитомасса вегетативных побегов кустарников достигла достаточного развития, птицы в начале сезона размещают гнёзда без учёта абиотических факторов с равной вероятностью на любой доступной высоте, а по мере нарастания от весны к лету температуры воздуха они постепенно отказываются от нижних частей кроны, где продуваемость гнёзд значительно слабее. Таким образом, к концу гнездового сезона высота расположения гнёзд увеличивается.
В годы с нормальным увлажнением и относительно поздней весной птицы вынуждены размещать гнёзда в начале сезона в нижней части кроны, в тени скелетных ветвей, а по мере того, как увеличивается фитомасса вегетативных побегов, появляется возможность расположить гнёзда повыше, не рискуя при этом оказаться под прямыми лучами солнца.
В особенно сухие и жаркие годы (например, 1984), когда масса вегетативных побегов кустарников была в 2.5 раза ниже среднегодового показателя и редкие просвечивающие кроны кустарников не могли обеспечить достаточно тени даже в конце гнездового сезона, птицы, выбирая между относительно высокой температурой приземных слоёв воздуха и значительно возросшей к середине лета солнечной радиацией в верхних частях кроны, предпочитали строить гнёзда ближе к земле, располагая их в тени нижних скелетных ветвей.