Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования
RUDN Journal of Informatization in Education
2018 Том 15 № 1 54-62
http://journals.rudn.ru/informatization-education
DOI 10.22363/2312-8631-2018-15-1-54-62 УДК 378
АДАПТИВНОСТЬ СЕТЕВЫХ СООБЩЕСТВ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ
В современных условиях увеличение доли дистанционных технологий, роль сетевых сообществ в системе повышения квалификации педагогов становится весьма значимой. Процессы глобализации, предполагающие взаимную интеграцию культур, укрепление взаимосвязей между государствами и их отдельных структур, зачастую реализуются путем внутренней информатизации отдельных компонентов системы. В данной статье представлены результаты исследований, связанных с проблемами развития системы повышения квалификации в современных условиях, рассмотрены основные составляющие принципов повышения квалификации на протяжении всей жизни (Lifelong Learning). Приведены основные свойства и преимущества использования адаптивных сетевых сообществ в профессиональном развитии педагогов. Предложенные в статье положения о непрерывном образовании могут иметь значение для развития теории сетевого взаимодействия и использования в практике при построении адаптивных систем. Приводятся основные идеи непрерывного повышения квалификации, реализуемые в разрабатываемой модели адаптивного сетевого сообщества. Непрерывное образование помогает педагогу поддерживать и повышать свой профессиональный уровень, овладевать различными компетенциями на протяжении всей педагогической деятельности. В современных условиях лучшим инструментом для организации обучения на протяжении всей жизни являются адаптивные сетевые сообщества.
Ключевые слова: непрерывное образование, развитие педагога на протяжении всей жизни, адаптивные сетевые сообщества, педагог, повышение квалификации
Одним из приоритетных направлений исследования в области организации повышения квалификации педагогов в сети Интернет можно назвать онлайн сетевые сообщества. В частности, актуально рассмотрение выбранного объекта исследования — онлайн педагогических сообществ как одного из эффективных инструментов при использовании в системе повышения квалификации педагогических кадров. В современных условиях увеличение доли дистанционных технологий, роль сетевых сообществ в системе повышения квалификации педагогов становится весьма значимой. При правильной организации работы онлайн сетевое взаимодействие становится продуктивным и способствует личностному развитию ее участников [4]. Другими словами, формирование единой саморазвивающейся информационной среды — важнейший инструмент на пути реализации подхода обучения через всю жизнь в системе повышения квалификации педаго-
Р.Г. Рамазанов
Московский городской педагогический университет Шереметьевская ул., 29, Москва, Россия, 127521
Ramazanov R.G. RUDN Journal of Informatization in Education, 2018, 15 (1), 54—62
гов. Ранее этот вопрос рассматривался в работах ряда современных исследователей, таких как А.Ю. Уваров, Л.В. Обыденкина, А.П. Журбенко, О.Ю. Тушинская, С.В Коровина, Г.Т. Салимжанова и др.
Роль и значение сетевых сообществ с точки зрения современных исследователей, работающих в данном направлении. В работе [11] приводится ряд общих характеристик и целей для успешного функционирования и развития сетевых сообществ в условиях глобализации. Современный этап развития технологий характеризуется повсеместной информатизацией и процессами глобализации во всех сферах жизнедеятельности, что порождает большое количество возможностей и проблем [3]. Сегодня для профессионального развития педагогу необходимо постоянно быть в тренде и взаимодействовать с коллегами посредством различных инструментов, таких как сетевые сообщества, форумы, порталы и др.
Процессы глобализации, предполагающие взаимную интеграцию культур, укрепление взаимосвязей между государствами и их отдельных структур, зачастую реализуются путем внутренней информатизации отдельных компонентов системы. Благодаря современным информационным технологиям многие процессы стали более доступны и открыты для взаимодействия, в результате прогресса которых интеллектуальный труд постепенно вытесняет материальное производство. Происходит быстрое обновление содержания образования и устаревание методов и форм обучения. Современные темпы развития требуют пересмотра сложившихся укладов и понятийного аппарата, необходим осознанный переход к формированию потребности в личном самообразовании каждого человека, где каждый сам в ответе за качество полученных знаний. Сетевые сообщества имеют ключевое значение в условиях внедрения дистанционных форм повышения квалификации педагогов, они способны трансформировать и объединить в себе все необходимые условия качественного повышения квалификации.
В работе [12] приводится цитата профессора и эксперта в области международных исследований в сфере образования Майкла Барбера, которая очень четко характеризует масштаб и необходимость профессионального развития учителей — «Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей». Очень значимо заключение самого автора — «Индивидуализация учебной работы школьников невозможна без индивидуализации профессионального развития их учителей. Нельзя требовать от учителя создать школьникам условия для индивидуализации учебной работы, если сам учитель не имеет таких условий...». С данной цитатой трудно не согласится, в действительности, говоря об уровне знаний учащихся, их условий обучения, оценивания и др., порой забывают об учителях.
В методическом пособии [8] рассматривается апробированная модель построения работы сообществ учителей, которая доказала свою успешность как сетевая система коллаборативного решения проблем разного уровня. В частности, автор продемонстрировал структуру сетевого сообщества, которое в итоге трансформируется в образовательный портал.
Другой уровень реализации сетевых сообществ продемонстрирован в работе [6], в которой представлены рекомендации для модераторов сетевых сообществ
Рамазанов Р.Г. Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2018. Т. 15. № 1. С. 54—62
по вопросам создания и поддержки эффективной работы онлайн сетевых сообществ.
Отличительная черта исследования А.П. Журбенко заключается в организации работы сетевого сообщества внутри уже существующих сервисов Google. Конечно же, в данном случае есть определенные ограничения на возможности сетевого взаимодействия, тем не менее, это отличный пример использования сторонних инструментов сетевого взаимодействия [5].
Работа педагогов в онлайн сетевых сообществах — это повышение ИКТ-компетенции, профессиональный и личностный рост участников. Работа онлайн стоится на принципах открытости и доверия, что благоприятно сказывается на формировании неформальной коллаборативной среды, способной мотивировать ее участников к самообразованию. В последнее время большое внимание уделяется развитию идей профессионального сообщества в образовательной среде и это не удивительно, ведь современные тенденции развития системы образования ставят перед педагогической общественностью все новые и новые требования и учителю уже трудно справиться с ними в одиночку. Тушинская О.Ю. и Конрад Дж. в методических рекомендациях [10] отмечают значимость создания профессиональных сообществ обучающих, приводят мировой опыт их построения.
Профессиональные объединения учителей являются одним из самых мощных средств поддержки педагогической деятельности. В рамках различных профессиональных сообществ учитель, общаясь с коллегами, постоянно развивается и растет как профессионал, решает актуальные для себя вопросы. В работе [10] отмечается, что профессиональное объединения — это то, что позволяет специалисту избежать «варки в собственном соку. Общаясь с коллегами, профессионал начинает чувствовать себя частью чего-то явно большего, чем просто место его работы, расширяются горизонты его профессионального видения. Многие проблемы решаются быстрее за счет «коллективного разума» членов профессионального объединения, поскольку кто-то уже их решал и готов поделиться опытом.
Несмотря на видимое обилие научных и популярных статей, методических пособий, руководств и др., освещающих те или иные стороны феномена сетевых сообществ и сетевого взаимодействия, педагогические исследования во многом отстают от развития современных информационно-коммуникационных технологий. Сфера новых технологий, связанных с Интернетом, развивается быстрыми темпами и зачастую для полного философского понимания функционирования и анализа всех сторон влияния тех или иных процессов требуется достаточное время. В связи с чем, большинство материалов обращены к рассмотрению отдельных составляющих теории сетевого взаимодействия, что создает неполную картину взаимодействий и требует полного исследования в философско-педаго-гическом аспекте. Из-за недостаточного количества научных исследований по вопросам социализации инструментов сетевого взаимодействия, формирования функциональных сетевых сообществ, с помощью которых возможна реализация принципа обучения на протяжении всей жизни, требуются дополнительные исследования по изложенным вопросам.
Идея улучшения практики школ с использованием адаптивных профессиональных сообществ обучающих в настоящее время очень значима. Исследования
Ramazanov R.G. RUDN Journal of Informatization in Education, 2018, 15 (1), 54—62
онлайн адаптивных сетевых сообществ и их возможностей весьма актуальны, поскольку позволяют упростить многие процессы взаимодействия между пользователями и управления системой в целом [9]. Одним из факторов существенного влияния на форму и содержание педагогической деятельности можно назвать процессы информатизации и глобализации. Увеличение роли ученика в классе, развитие новых способов взаимодействия, способствуют появлению ряда проблем, связанных с коммуникацией и построением эффективной работы. Это, в свою очередь, влияет на качество образования.
В качестве предмета проводимых исследований рассматриваются вопросы организации и построения эффективных адаптивных онлайн сетевых сообществ, которые позволяют:
— развить новые навыки, необходимые для работы в условиях информатизации и глобализации;
— осуществить возможность массового управления обновлениями и внедрения новых технологий. Благодаря совместному доступу и адаптивности системы каждая ступень образования в равномерном соотношении получает новые знания и инструменты, что позволяет сократить имеющийся разрыв;
— организовать индивидуальную подборку полезных ресурсов и материалов по интересам пользователей;
— поддерживать продуктивное и продолжительное обучение в рамках сетевого сообщества;
— производить учет психофизиологических особенностей пользователей, тем самым, индивидуализировать процесс обучения со стороны системы;
— участникам сетевых сообществ самостоятельно выбирать собственную траекторию профессионального роста и повышать уровень профессиональной культуры, работая и общаясь со своими коллегами;
— организовать систематическую рефлексию учебного процесса и работы в рамках сетевого сообщества;
— сформировать эффективную коллаборативную среду и атмосферу сотрудничества для успешного взаимодействия.
Одним из факторов повышения значимости принципов адаптивного обучения на протяжении всей жизни является быстрое устаревание знаний и навыков. Особенно это влияние ощутимо в образовательной сфере, где происходит постоянное обновление содержания, инструментов и методов обучения, а также форм и критериев оценивания качества знаний.
Следует отметить, что попытка обоснования актуальности обучаемости поколений приведена с акцентом на современность. Другими словами, приведен отчетливый пример возможного поведения будущего поколения в новых условиях, которые пока никому не известны, но уже сейчас могут быть спрогнозированы. И залогом успешного вливания в новую среду служат жажда и потребность самостоятельного повышения квалификации на протяжении всей жизни.
Современные технологии позволяют реализовать успешные сетевые сообщества с помощью набора эффективных инструментов для организации совместной работы, правильное комбинирование которых позволяет упростить работу педа-
Рамазанов Р.Г. Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2018. Т. 15. № 1. С. 54—62
гогов в сети Интернет [2]. Синергия глобализации в ее широком значении и процессов информатизации привносят ряд значимых изменений в сферу образования, которые должны быть реализованы в соответствии с требованиями времени:
— увеличение академической мобильности всех участников образовательного процесса;
— обеспечение открытого бесплатного доступа к онлайн образовательным ресурсам и библиотекам;
— пересмотр методики и механизмов обучения с учетом внедрения новых форм онлайн обучения;
— изменение и переориентация целей и задач обучения, направленных на воспитание и развитие личности, обладающей навыками XXI века;
— обновление содержания образования и оценки качества знаний;
— внедрение онлайн форм обучения и постепенный переход к дистанционным технологиям.
В учебнике [7] приводится очень точное содержательное значение понятия «непрерывное образование» — это интенсивная самостоятельная работа учащегося, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте, а также лично. Цель непрерывного образования не в том, чтобы учить человека всю жизнь, а в том, чтобы он учился сам. Также автор учебника приводит структуру непрерывного образования (рисунок), которая в современном значении может быть представлена в виде сетевого сообщества, включающего основные составляющие образования педагога.
Рисунок. Структура непрерывного образования (по Н.Г. Милорадовой) [7]
В педагогическом энциклопедическом словаре Б.М. Бим-Бада приводится следующее определение непрерывного образования — это организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества процесс роста образовательного потенциала личности в течение жизни. Целью является развитие и становление личности в периоды ее физического и социально-психологического созревания и стабилизации жизненных сил и способностей, а также и в периоды угасания организма [1].
Ramazanov R.G. RUDN Journal of Informatization in Education, 2018, 15 (1), 54—62
Главное условие профессионального развития педагога — осознание необходимости повышения собственной компетентности. Это подразумевает обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их компетентности. Как считал А. Дистерверг, как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием.
Таким образом, профессиональное развитие педагога в рамках непрерывного образования осуществляется как самим педагогом, так и обществом, которое диктует условия и предоставляет возможности для этого. Непрерывное образование помогает педагогу поддерживать и повышать свой профессиональный уровень, овладевать различными компетенциями на протяжении всей педагогической деятельности. В современных условиях лучшим инструментом для организации обучения на протяжении всей жизни служат адаптивные сетевые сообщества, полноценное функционирование которых приведет к появлению новой педагогической культуры и приведет к трансформации институтов повышения квалификации в онлайн порталы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2002, 460 с.
[2] Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Реморенко И.М. «Умная аудитория»: от интеграции технологий к интеграции принципов // Информатика и образование. 2013. № 10. С. 3—8.
[3] Гриншкун В.В., Димов Е.Д. Принципы отбора содержания для обучения студентов вузов технологиям защиты информации в условиях фундаментализации образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования». 2012. № 3. С. 38—45.
[4] Гриншкун В.В., Реморенко И.М. Фронтиры «Московской электронной школы» // Информатика и образование. 2017. № 7 (286). С. 3—8.
[5] Журбенко А.П. Организация работы сетевого сообщества с использованием сервисов Google: учеб.-метод. пособие. Астана: Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2014. 42 с.
[6] Коровина С.В. Виртуальное методическое объединение: пособие для модераторов сетевых сообществ учителей. Астана: Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2014. 44 с.
[7] Милорадова Н.Г. Психология и педагогика: учебник. М.: Гардарики, 2005. 335 с.
[8] ОбыденкинаЛ.В. Моделирование и поддержка устойчивости профессиональных сообществ учителей. Проблемно-методические порталы: учеб.-метод. пособие. Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2015. 54 с.
[9] Рыбаков Д.С., Кузнецов А.А., Губкин В.А. Edunetwork.ru — информационное пространство взаимодействия вузов с абитуриентами // Информатика и образование. 2012. № 5. С. 7—13.
[10] Тушинская О.Ю., Конрад Дж. Методические рекомендации по организации PLC — профессиональных сообществ. Астана: Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2014. 36 с.
Корнилов В.С. Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2018. Т. 15. № 1. С. 63—72
[11] СалимжановаГ.Т. Роль сетевых профессиональных педагогических сообществ в условиях глобализации // Школьная педагогика. 2016. № 1. С. 27—29.
[12] Уваров А.Ю. Трансформация школы и сетевые профессиональные педагогические сообщества. Высокое качество и лидерство в образовании — 2013 / сб. докл. Межд. науч.-практ. конф. Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2013. С. 37—41
© Рамазанов Р.Г., 2017
История статьи:
Дата поступления в редакцию: 13 сентября 2017 Дата принятия к печати: 30 октября 2017
Для цитирования:
Рамазанов Р.Г. Адаптивность сетевых сообществ как фактор успешного профессионального развития педагога на протяжении всей жизни // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2018. Т. 15. № 1. С. 54—62. DOI 10.22363/2312-8631-2018-15-1-54-62
Сведения об авторе:
Рамазанов Ринат Гинаятович, соискатель кафедры информатизации образования Московского городского педагогического университета. Контактная информация: е-шаИ: [email protected]
ADAPTIVITY OF NETWORK COMMUNITIES AS A FACTOR OF THE TEACHER'S SUCCESSFUL PROFESSIONAL DEVELOPMENT FOR THE PROTECTION OF THE LONG LIFE
R.G. Ramazanov
Moscow city pedagogical university Sheremetyevskaya str., 29, Moscow, Russia, 127521
In modern conditions, increasing the share of distance technologies, the role of network communities in the system of raising the qualifications of pedagogues becomes very significant. The processes of globalization, involving the mutual integration of cultures, the strengthening of interrelations between states and their individual structures, are often realized through internal informatization of the individual components of the system. This article presents the results of studies related to the development of the system of advanced training in modern conditions, the main components of the principles of lifelong learning. The basic properties and advantages of using adaptive network communities in the professional development of teachers are presented. The provisions on continuous education proposed in the article may have significance for the development of the theory of network interaction and use in practice in the construction of adaptive systems. The main ideas of continuous professional development implemented in the development model of an adaptive network community are presented. Continuous
Kornilov V.S. RUDN Journal of Informatization in Education, 2018, 15 (1), 63—72
education helps the teacher to maintain and improve his professional level, to master various competencies throughout his pedagogical activity. In modern conditions adaptive network communities are the best tool for organizing lifelong learning.
Key words: continuous education, development of the teacher for the whole life, adaptive network communities, teacher, advanced training
REFERENCES
[ 1] Bim-Bad B.M. Pedagogicheskij jenciklopedicheskijslovar'[Pedagogical encyclopedic dictionary], M.: Bol'shaja rossijskaja jenciklopedija, 2002, 460 p.
[2] Grigor'ev S.G., Grinshkun W, Remorenko I.M. «Umnaja auditorija»: ot integracii tehnologij k integraciiprincipov ["Smart audience": from the integration of technologies to integrate the principles of]. Informatika i obrazovanie [Informatics and education]. 2013. No. 10. Pp. 3—8.
[3] Grinshkun V.V., Dimov E.D. Principy otbora soderzhanija dlja obuchenija studentov vuzov tehnologijamzashhity informacii v uslovijah fundamentalizaciiobrazovanija [Principles of selection of contents for teaching students the technologies of information protection in the conditions of fundamentalization of education]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija «Informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Russian university of friendship of the people. "Education Informatization" series]. 2012. No. 3. Pp. 38—45.
[4] Grinshkun W, Remorenko I.M. Frontiry «Moskovskoj jelektronnoj shkoly» [Frontiers "of the Moscow e-schools"]. Informatika iobrazovanie [Informatics and education]. 2017. No. 7 (286). Pp. 3—8.
[5] Zhurbenko A.P. Organizacija raboty setevogo soobshhestva s ispol'zovaniem servisov Google [organization ofwork of the community network, using Google services]: uchebno-metodicheskoe posobie. Astana: Centr pedagogicheskogo masterstva AOO «Nazarbaev Intellektual'nye shkoly», 2014. 42 p.
[6] Korovina S.V Virtual'noe metodicheskoe ob#edinenie [Virtual methodical Association]: posobie dlja moderatorov setevyh soobshhestv uchitelej. Astana: Centr pedagogicheskogo masterstva AOO «Nazarbaev Intellektual'nye shkoly», 2014. 44 p.
[7] Miloradova N.G. Psihologija i pedagogika [Psychology and pedagogy]: uchebnik. M.: Gardariki, 2005. 335 p.
[8] Obydenkina L.V. Modelirovanie ipodderzhka ustojchivostiprofessional'nyh soobshhestv uchitelej. Problemno-metodicheskie portaly [Modeling and support sustainability of professional communities of teachers. Problem-methodological portals]: uchebno-metodicheskoe posobie. Astana: AOO «Nazarbaev Intellektual'nye shkoly» Centr pedagogicheskogo masterstva, 2015. 54 p.
[9] Rybakov D.S., Kuznecov A.A., Gubkin V.A. Edunetwork.ru — informacionnoe prostranstvo vzaimodejstvija vuzov s abiturientami [Edunetwork.ru — information space of interaction of universities with applicants]. Informatika i obrazovanie [Informatics and education]. 2012. № 5. Pp. 7—13.
[ 10] Tushinskaja O.Ju., Konrad Dzh. Metodicheskie rekomendacii po organizacii PLC—professional'nyh soobshhestv [Methodical recommendations on the organization of the PLC — professional communities]. Astana: Centr pedagogicheskogo masterstva AOO «Nazarbaev Intellektual'nye shkoly», 2014. 36 p.
[11] Salimzhanova G.T. Rol' setevyh professional'nyh pedagogicheskih soobshhestv v uslovijah globalizacii [As a network professional teaching communities in the context of globalization]. Shkol'naja pedagogika [pedagogy]. 2016. No. 1. Pp. 27—29.
[12] Uvarov A.Ju. Transformacija shkoly i setevyeprofessional'nyepedagogicheskie soobshhestva. Vysokoe kachestvo i liderstvo v obrazovanii — 2013 [Transformation of the school network and the professional education community. High quality and leadership in education 2013]: sbornik dokladov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Astana: AOO «Nazarbaev Intellektual'nye shkoly», 2013. Pp. 37—41
Рамазанов Р.Г. Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2018. Т. 15. № 1. С. 54—62
Article history:
Received: 13 September, 2017 Accepted: 30 October, 2017
For citation:
Ramazanov R.G. (2018) Adaptivity of network communities as a factor of the teacher's successful professional development for the protection of the long life. RUDN Journal of Informatization of Education, 15 (1), 54-62. DOI 10.22363/2312-8631-2018-15-1-54-62
Bio Note:
Ramazanov Rinat Giniyatovich, applicant of the chair of Informatization of education Moscow city pedagogical University. Contact information: e-mail: [email protected]