Научная статья на тему 'Адаптивность как фактор склонности к девиантному поведению'

Адаптивность как фактор склонности к девиантному поведению Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
566
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / АДАПТИВНОСТЬ / АДАПТИРОВАННОСТЬ / ДЕЗАДАПТИРОВАННОСТЬ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Арцимович Ирина Владимировна

Статья посвящена изучению адаптивности как фактору склонности к девиантному поведению. Осуществлен анализ процесса социализации личности, ее поведенческих паттернов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптивность как фактор склонности к девиантному поведению»

№ 2 (31), 2009

"Культурная жизнь Юга России"

— 45

И. В. АРЦИМОВИЧ

АДАПТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР СКЛОННОСТИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Изучается фактор склонности к девиантному поведению. Осуществлен анализ процесса социализации личности, ее поведенческих паттернов.

Ключевые слова: адаптированность, дезадаптированность, девиантное поведение, социализация.

Современная психология изучает природу и внутренние закономерности человеческой индивидуальности, ее бытия в мире, в том числе и факторы склонности к девиантному поведению - поступкам и действиям, не соответствующим общепринятым нормам. Симптомы общесистемного кризиса российского общества повысили актуальность изучения данной проблемы. Возникла необходимость более тщательного исследования причин и форм отклоняющегося поведения, его динамики. Ведется поиск эффективных профилактических, коррекционных, реабилитационных и других мер социального контроля применительно к подростковому возрасту. Этот переходный период жизни человека и определяет в большинстве случаев отклонения в поведении, общении, деятельности. Формы девиаций различны: аддиктивная, деликвентная, мелкое хулиганство, аутоагрессивная и т. д.

В отечественной психологии существуют разные подходы к изучению и пониманию данного феномена (Ю. А. Клейберг, М. И. Рожков, Е. В. Змановская и др.). Криминальная психология рассматривает правовой и профилактический аспект девиантного и деликвентного поведения подростков (А. В. Баженов, Е. Г. Зигун и др.). Медицинская психология занимается изучением принципов аддиктивного поведения и психопатических отклонений в развитии вплоть до клинических аномалий. В педагогической психологии ряд работ направлен на выявление детерминант девиантного поведения, возможностей профилактики, коррекции и реабилитации (И. С. Кон, В. Е. Каган, Б. М. Алмазов, Н. Ю. Максимов и др.).

Как свидетельствуют результаты исследований (Ю. А. Клейберг, А. Е. Личко, В. В. Гульдан, Е. В. Змановская и др.), основу генезиса девиант-ного поведения составляют следующие внешние и внутренние факторы:

- социальные - обусловленные нестабильностью общества, отсутствием позитивных социальных и культурных традиций, снижением качества жизни, высоким уровнем миграции;

- социально-психологические - связанные с ослаблением связей в семьях, общественных корпорациях и группах, с отсутствием должной организации досуга и т. д.;

- психологические - указывающие на незрелость личности, слабое развитие эмоционально-волевой сферы, низкий уровень сознания и самосо-

знания, неадекватно сформированный образ «Я», недостаточный интеллектуальный багаж и др.;

- психофизиологические - к которым относят психопатии и акцентуации характера, неврозы, минимальные мозговые дисфункции, задержку умственного развития (ЗУР) и задержку психического развития (ЗПР), нейропсихофизиологи-ческие отклонения и т. д.

- биологические - обусловленные генетической наследственностью, которая отягощает социальную адаптацию [1].

Следует отметить, что в литературе по психологии и педагогике данная проблема решается неоднозначно.

Мы исходим из того, что поведение представляет собой процесс взаимодействия среды и личности, опосредованный ее индивидуальными особенностями и внутренней активностью, но выраженный в форме преимущественно внешней (поступки человека). В первую очередь следует отметить, что поведение человека социально обусловлено - оно формируется и реализуется в обществе. Другой важной особенностью поведения является то, что оно тесно связано с речевой регуляцией и целеполаганием.

Развитие личности - это освоение общественно выработанных способностей: каждое новое поколение овладевает такими способностями, осуществляя себя в деятельности, адекватной опыту предшествующих поколений, который задан как результат и практика самореализации. Действенная выработка программ человеческого поведения происходит только в определенной среде - путем практического воспроизведения ее опыта, в процессе социализации (посредством обучения и воспитания с опорой на психологические механизмы).

В ходе онтогенетического развития ребенок подражает действиям окружающих его людей, пытаясь тем самым выразить себя как личность. В том, какие средства самовыражения и как именно употребляет он в собственном опыте, сказывается его индивидуальность. И справиться с комплексом проблем социального, психологического, педагогического характера, безусловно, помогают общая воспитанность человека, его мировоззрение, установки, мотивы, ценностные ориентации.

Действия и поступки составляют ценностно-нормативный комплекс - своего рода образец, модель, паттерн социального поведения, фор-

"Культурная жизнь Юга России"

46 —

№ 2 (31), 2009

мируемый по определенным закономерностям. Исходной формой является внешняя материальная деятельность (любой вид социального опыта усваивается через адекватную ему практику). Процесс усвоения всех видов опыта проходит те же этапы, что и овладение интеллектуальными знаниями и умениями.

В ходе воспитания и обучения ребенок осваивает «азбуку» морали и поведения, начиная с внешних, отчасти принудительных, форм. Постепенно требования становятся ориентировочной основой поведения ребенка и в моменты, когда его никто не контролирует и не наказывает за нарушения. Выступая вначале как внешние (исходящие от окружающих), «слова-приказы» (определение Л. С. Выготского) становятся требованиями по отношению к самому себе. Однако слова-приказы принимаются человеком как значимые, только если они имеют личностный смысл и совпадают с его точкой зрения на правила отношений с другими людьми. В противном случае подобная форма принуждения не воспринимается индивидом как желаемая.

Личное принятие ориентировочной основы выполняемых действий составляет специфическую особенность усвоения морального опыта и формирования адекватных форм поведения. Опираясь на позицию Е. В. Змановской, эти формы можно описать посредством следующих общих характеристик:

- мотивированность - внутренняя готовность действовать, направляемая потребностями и целями личности;

- адаптивность - приспособление к ведущим требованиям социальной среды, способность индивида к адаптации;

- аутентичность - соответствие поведения человека его индивидуальности, естественности;

- продуктивность - результативность реализации сознательных целей;

- адекватность - согласованность с конкретной ситуацией.

Не менее важными с точки зрения автора являются и такие признаки поведения, как:

- уровень активности (энергичность-инициативность);

- эмоциональная выразительность (интенсивность проявления аффектов);

- динамичность (темп);

- стабильность (постоянство проявлений в ситуациях и во времени);

- осознанность (степень понимания своего поведения, способность объяснять его словами);

- произвольность / непроизвольность (наличие самоконтроля);

- гибкость (изменчивость поведения в зависимости от ситуации).

Поведение человека выступает, с одной стороны, внешним выражением его внутреннего мира, всей системы его жизненных установок, ценностей и идеалов, а с другой - определяется уровнем адаптированности. Раскрытие механизмов адап-

тации в условиях интегральных психологических трансформаций дает не только ключ к пониманию новых форм отношений человека с обществом, природой и самим собой, но и возможность прогнозировать психическое развитие и типы активности индивида.

Основополагающая функция психики, адаптация при успешном ее протекании оптимизирует жизнедеятельность, а в противном случае усложняет условия существования. Адаптационные возможности проявляются на всех уровнях функционирования (организмическом, психологическом, социальном) и обнаруживаются во всех модусах человеческого бытия (индивидуальном, личностном, деятельностном, коммуникативном, когнитивном). На организмическо-психологичес-ком уровне механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции общества, позволяют человеческому роду выжить биологически. В процессе адаптации достигается оптимальное функционирование не только всех систем «организма». Сбалансированность отношений «человек - среда» позволяет поддерживать социально-психологические основы функционирования человеческого сообщества.

Изменения в социальном, культурном, предметном, природном окружении ставят психологов перед необходимостью изучать адаптацию как поиск личностью необходимых ей способов самораскрытия. Это отмечают Г. А. Балл, Е. В. Виттенберг, Е. К. Завьялова, А. Г. Маклаков, С. Т. Посохова и другие отечественные и зарубежные специалисты. Это прежде всего заставляет признать индивида способным к обретению собственной стратегии взаимодействия с обновляющейся реальностью. Базисом данного подхода является постулат о потребности человека в самости (самопознание, самооотношение, самоприятие), в самореализации, самовыражении, актуализации личности субъекта.

Одной из актуальных проблем является исследование влияния адаптивности на уровень адап-тированности (эффективное приспособление индивида к условиям окружающей действительности) или дезадаптированности (результат девиан-тности).

Судьба человека во многом зависит от уровня его адаптивности, т. е. врожденной или приобретенной способности к адаптации. В. И. Гарбузов относит к врожденным основам адаптивности инстинкты, темперамент, конституцию, эмоции, уровень одаренности, специальные способности, половую принадлежность, физическое состояние организма. Приобретенными основами адаптивности он считает формирующиеся или сформировавшиеся личностные особенности, ориентации, иерархию ценностей, цели, потребности, притязания и т. д. [2].

Если врожденные особенности индивид получает генетически, то приобретенные - в процессе социализации. С одной стороны, они зависят от обучающих и воспитывающих воздействий об-

№ 2 (31), 2009

"Культурная жизнь Юга России" ^

щества, от специфики образовательного и жизненного пространства, включая фоновые факторы (СМИ, коммуникация в составе социальных групп и т. д.). С другой - от внутренних индивидуальных потенций и способности субъекта усваивать, перерабатывать, использовать и осмысливать информационный поток.

Индивиду важно отрефлексировать получаемую информацию и при когнитивной переработке выбрать приемлемые для него варианты и способы действий. Результаты этого проявляются прямо и косвенно: в вегетативных и поведенческих реакциях, действиях, поступках, движениях, в выражении эмоций и многом другом, визуально наблюдаемом окружающими людьми. Решение действовать тем или иным образом (индивидуальный поведенческий паттерн) определяется имманентными факторами: направленностью и индивидуально-психологическими свойствами, уровнем развития самосознания, особенностями эмоционально-волевой сферы личности, степенью сформированности образа «Я».

Другими словами, адаптивность - это потенциальные возможности и способности, которые определяют успешность или неуспешность протекания адаптации (в частности, и социально-психологической). В реальности адаптирован-ность личности выступает как степень фактического приспособления человека к его социальному статусу и проявляется через самоощущения (удовлетворенность либо неудовлетворенность человека своей жизнью). При высокой или нормальной адаптивности человек достаточно легко, быстро и эффективно приспосабливается к окружающей среде. Напротив, признаки дисгармонии проявляются как дезадаптивное поведение.

К критериям, определяющим эффективность адаптивности, мы относим активность и высокую работоспособность, выносливость, благоприятные психофизиологические данные (тип конституции, тип высшей нервной деятельности, врожденный уровень интеллекта), стрессотолерант-ность, благополучный социальный статус, психическое и физическое здоровье, удовлетворенность жизнью, выполняемой деятельностью и т. д.

Человек - биосоциальное существо, наделенное сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать и использовать орудия труда, заниматься общественно-полезной деятельностью. В свете теории деятельности феномен адаптивности / неадаптивности определен В. А. Петровским как состояние активности, выявляющее соответствие / несоответствие между целями и результатами действий человека. Адаптивность выражается в согласовании, а неадаптивность - в рассогласовании целей и результатов. Ученый указал на то, что неадаптивность человека (проявление негативных форм) отражает противоречивые отношения между намерениями и итогами действий, замыслом и воплощением. Данные противоречия неизбежны. Если человек достигает меньшего, чем хотел (цель не

достигнута), действие продолжается в заданном направлении; если результаты превосходят намеченную цель, активность может быть оценена как избыточная по отношению к задаче.

Адаптивность / неадаптивность как феномен социализации определяется системой внешних по отношению к личности факторов. Так, в сфере педагогической деятельности и общения неадаптивность приводит к тому, что результаты намеченных мероприятий зачастую не соответствуют прогнозам и предварительным расчетам. Например, педагог ставит перед воспитанником цели и задачи, которые, на его взгляд, должны привести к позитивным результатам; а действительность не дает ожидаемого.

Неадаптивность нередко определяют как особый поведенческий мотив, направляющий развитие личности: человек предпринимает действия с неопределенным исходом. Такие пограничные ситуации мотивированы в сферах познания (известное / неизвестное) и творчества (возможное / невозможное), они создают атмосферу риска (благополучие / угроза), игры (воображаемое / реальное) и актуализируют при контактах между людьми проблему открытости / закрытости участников общения. Перечисленные моменты суммируются в оценке поведения (адекватное / неадекватное, нормативное / ненормативное).

При работе с детьми и подростками одной из основных задач таких специалистов, как дет-ско-подростковый психотерапевт и практический психолог, является помощь в приобретении качеств нормальной адаптивности (и достаточной адаптированности).

Адаптивность человека формируется всю жизнь. Даже пребывание в детском саду и учеба в школе - испытание этого качества. Кроме того оно проверяется неблагоприятными природно-климатическими условиями, экстремальными ситуациями - при преодолении трудностей, конкурентной борьбе и пр. Лучший тест на уровень адаптивности - сама жизнь.

Итак, индивид может быть гармоничен и адаптирован либо дисгармоничен и дезадаптирован. Дезадаптация в большинстве случаев имеет психосоматическую подоплеку и протекает в трех формах: невротической (неврозы), агрессивно-протестной (или капитулятивно-депрессивной) и психосоциальной. В их симптоматику входят конфликтность, агрессивность, депрессивность, склонность к уходу от социальных контактов и др. Дезадаптация влечет за собой девиантность.

Иерархия потребностей и ценностей, определяющая смысл жизни человека, его отношение к себе и окружающим, самооценку и социально-статусные качества, как и врожденные особенности натуры, влияет на эффективность процесса адаптации, определяя тем самым адаптивность и адапти-рованность. На наш взгляд, исследования в данном направлении позволят решить следующие задачи:

- раскрыть проблемы адаптации и определить их причину;

^^ "Культурная жизнь Юга России"

№ 2 (31), 2009

- охарактеризовать адаптивность как способность к построению продуктивных стратегий поведения;

- разработать необходимую для девиантоло-гии концепцию возникновения дезадаптивности, определяющую виды и динамику протекания тех или иных поведенческих отклонений, в частности, в подростковом возрасте;

- прогнозировать кризисные моменты поведения личности еще на этапе раннего онтогенеза и проводить соответствующую психолого-педаго-

гическую деятельность, направленную на профилактику и коррекцию стратегий поведения несовершеннолетних.

Литература

1. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. М., 2001; Змановская Е. В. Девиантоло-гия (психология отклоняющегося поведения). М., 2006.

2. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. СПб., 1994.

I. V. ARTSIMOVICH. ADAPTABILITY AS A FACTOR OF INCLINATION FOR DEVIANT BEHAVIOR

The article deals with the adaptability as a factor of inclination for deviant behavior. The analysis of the process of person's socialization behavior is carried out.

Key words: adaptability, inadaptability, deviant behavior, socialization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.