Научная статья на тему 'Адаптивное векторное управление асинхронным электродвигателем'

Адаптивное векторное управление асинхронным электродвигателем Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
364
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНОЕ ВЕКТОРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Опейко О. Ф.

Выполнен синтез адаптивных пропорционально-интегродифференцирующих регуляторов для каналов потокосцепления и скорости системы векторного управления асинхронным короткозамкнутым электродвигателем. Результаты анализа синтезированной системы методом имитационного моделирования показывают, что в условиях параметрических возмущений объекта адаптивный регулятор имеет преимущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Опейко О. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptive Vector Control of Induction Motor

A synthesis of adaptive PID controller has been executed for flux linkage and speed channels of a vector control system for an induction short-circuited motor. While using an imitation simulation method results of a synthesized system analysis show that the adaptive PID controller has some advantages under conditions of parametric disturbances affecting the object.

Текст научной работы на тему «Адаптивное векторное управление асинхронным электродвигателем»

УДК 62.83

АДАПТИВНОЕ ВЕКТОРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АСИНХРОННЫМ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ

Канд. техн. наук, доц. ОПЕЙКО О. Ф.

Белорусский национальный технический университет

Метод векторного управления [1] заключается в формировании канала управления потокосцеплением ротора и канала управления электромагнитным моментом, что позволяет получить высокие показатели качества динамики. Синтез системы управления выполняется во вращающейся системе координат, связанной с потокосцеплением ротора. Оценивание вектора потокосцеп-ления требует точного знания параметров асинхронной машины, которые изменяются в широких пределах в процессе функционирования. Поэтому преимущества векторного управления реализуются лишь при условии робастности системы, т. е. ее низкой чувствительности к возмущениям, что может быть достигнуто методами адаптации [2]. Методы адаптации широко применяются в системах векторного управления [3-5], но в основном для оценивания переменных и параметров двигателя. В последнее время значительное внимание уделяется синтезу регуляторов в основных контурах системы векторного управления с учетом неопределенности параметров [6-8]. От качества регуляторов зависит робастность системы, а значит, и стабильность функционирования в условиях внешних и параметрических возмущений.

Цель проводимых автором исследований заключается в синтезе адаптивных регуляторов каналов потокосцепления и момента при наличии в системе датчика скорости, что способствует формированию структуры робастной системы.

Синтезируемая структура содержит пропорционально-интегрирующие (ПИ) регуляторы потокосцепления и скорости в основных контурах и ПИД-регуляторы в контурах адаптации. Объект управления в синхронно вращающейся системе координат описывается уравнениями:

хс = Ааха + А!с(а)хс + всис; (!)

Хс = Ачс1(ю) Х! + Ас Хс + ВсЫС,

С С

(2)

где ха =(¥, ^ ), х =(ш, г У - векторы переменных в каналах потокосцепления и момента соответственно; ыа, ыд - сигналы управления; Лл, Лад, Ва, Лд, Лда, Вд - матрицы, зависящие от параметров асинхронного электродвигателя, в частности:

Ас =

Вс =

Ас =

0 ас12

' 0"

; в =

' с Ьс _

(3)

Здесь приняты следующие обозначения: а = 1/Г2 = Я2/Ь2; ае = уТе = Яе/Ье;

Ке = К1 + К2^ а21 = к2/ Ае ; к2 = А12 / Ь2; К = А2/А; ° = 1 - ^1^2; Ае =стА ;

^ = УАе; а?12 = 3, где ш, М, J - скорость, электромагнитный момент и

момент инерции электропривода соответственно.

При условии робастности контуров регулирования влиянием перекрестных связей Ад¡¡, Л^д можно пренебречь. Поэтому сигналы управления и¡¡, ид каналов потокосцепления и момента могут быть определены без учета взаимного влияния каналов.

С учетом ошибки еа, ед регулирования в каждом канале и ее интеграла е0а, е0д сигналы управления необходимо определить в форме:

иа = ИТс еа = оеоа + + 2^; и9 = §1 еч = §д0% + ёфеч + §д2*д • (4)

Модель двигателя (1), (2) линеаризуется в предположении постоянства скорости и потокосцепления. Выражения расчетных параметров регулятора можно получить методом минимизации интегральных квадратичных критериев или на основании заданного расположения корней характеристического полинома синтезируемой системы.

На первом этапе синтеза по заданным уравнениям (1), (2) и заданным корням характеристических полиномов каналов определяются параметры регуляторов каждого канала. Матрицы, определяющие динамику каждого канала при наличии ПИ-регуляторов, принимают вид:

"0 1 " " 0 " "0 1" " 0 "

А. = ; = ; - ; В„ =

0 А. _ В _ ' q 0 А _ ' q _ В _

Замкнутая система, содержащая объект управления и регулятор, описана уравнением

Х= Асх + Ву , (5)

где х= (е

е, е Г

переменные состояния системы; у - входная величина, за-

дающая значения потокосцепления и скорости.

Матрицы АС, В, g замкнутой синтезированной системы определяются выражениями:

А =

Ad - Ва§

д.

dq

Aq - В^

Вй 0 " Г §Т 01

; в = ; § = о .

0 В _ ' о 0 §

(6)

Характеристический полином замкнутой системы определяется выражением Nc (*) = ^(Ь - Ac ) = N. (s)Nq (s) + ш2Ndq (s).

Характеристические полиномы ^ (*), N (*) канала потокосцепления и момента синтезируются заданием желаемых значений корней. Полином ^д (*) отображает влияние перекрестных связей между каналами, которое наиболее значительно при больших скоростях ш, ш = zш. Характеристические полиномы синтезируемых контуров потокосцепления и момента определяются выражениями: 30

N(*) = ёе1 (I* - А-с) N (*) = (I* -ЛдС).

Расчет параметров gdi, gqi (/ = 0, 1, 2) регуляторов выполняется так, чтобы характеристические полиномы имели оптимальное распределение корней на комплексной плоскости 2 = -5 ± /V; = -51. Тогда желаемый вид полинома

*) = + (25 + 5) + *(52 + V2 + 255) + 5(52 + V2) (i = -,q).

Векторы gd, gq параметров регуляторов определяются по формуле Аккер-мана [9], где

К- = [>- А-В- А^В- ]; Яд = ^ АдВд А2дВд ];

(7)

gd = К^В^^^А,); g2 = К-'ВтХГд(Ад).

Расчетные значения параметров регулятора могут быть исходными для автоматической настройки (адаптации) регулятора в процессе функционирования [2].

Для замкнутой системы (5) может быть построена функция Ляпунова У(х) = хт Рх + gTЛg. Здесь матрица Р удовлетворяет уравнению Ляпунова

А? + РА + О = 0. Матрица Q, а значит, и матрица Р определяют качество замкнутой системы и имеют блочно-диагональную структуру:

Р =

Р- 0

0 Рд

; Я =

В - В- + 0

0 Р В ВтР + о

2 2 2 2 ^2

Положительная диагональная матрица Л = (Л0, ^, Л2) содержит постоянные, влияющие на интенсивность адаптации. Обозначим = Рх. Тогда производная по времени от функции Ляпунова с учетом (1) и (2) принимает

* / \ т т * т т

вид V(х) = х Б + х Б + ^ Лg + g Лg < 0. Отрицательность этой величины

достаточна для устойчивости системы. После известных преобразований [2] с

учетом системы (5) и, принимая во внимание, что хтБ + хтБ < 0, уравнения

для настройки параметров регулятора g приводятся к виду

Ъ= хтВВтБ. (8)

Выражения (4), (7) позволяют определить структуру и параметры основных контуров системы, а (8) определяет алгоритм адаптации.

Структура системы представлена на рис. 1. Система синтезирована и исследована методом имитационного моделирования на ЭВМ для управления скоростью асинхронного электродвигателя с номинальными данными: 11 кВт, 380 В, 1450 об/мин. Модель содержит адаптивный регулятор, преобразователи координат и числа фаз, модель автономного инвертора напряжения с ши-ротно-импульсной модуляцией и модель асинхронного электродвигателя.

Рис. 1. Расчетная структура системы управления

Моделирование системы при различных настройках регуляторов показывает, что качество динамики в имитационной модели системы зависит от задаваемого при синтезе расположения корней в большей степени, чем для расчетной модели (1), (2) в синхронно вращающихся осях координат. Корни характеристического полинома для канала регулирования потокосцепления должны в 3-4 раза превосходить по модулю корни для канала момента, что способствует качественной стабилизации потокосцепления ротора.

Корни характеристического полинома для канала потокосцепления при синтезе приняты равными: 51,2 = -300 ± 519/; 53 = -600. Для канала момента корни равны: 5123 = -100.

Результаты моделирования процесса пуска и торможения (изменение скорости и момента электродвигателя) представлены на рис. 2. Для системы с неадаптивным ПИД-регулятором - на рис. 2а, б. На рис. 2в, г показан процесс в системе при наличии адаптации. На рис. 2а, в показаны значения потокос-цепления ротора, фактические ¥ и оцениваемые Ч.

1,2 1,0 0,8

ю

Ш 0,6 ^ 0,4 0,2

0 0,2 0,4 0,(6 0,8 1,0 г, с 1,44

200 150 100 50 0

-50 -100 -150 -200 -250 -300

б

0 0,2 0,4 0,6 0,8 1,0 г, с 1,4

1,0 0,9 0,8

0,7 § 0,6

Эн" 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1

200 150 100 50

0 0,2 0,4 0,6 0,8 1,0 г, с 1,4

Рис. 2. Процесс разгона и торможения элек-

вода: а, в - потокосцепление ротора; момент и скорость двигателя при неадаптив-

0 0,2 0,4 0,6 0,8 1,0 г, с 1,4

тропри-

б, г -ном (а,

б) и адаптивном (в, г) управлении

а

в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г

Сравнение процессов показывает, что при наличии адаптации большая погрешность в оценивании потокосцепления не влияет на качество регулирования скорости и момента.

В Ы В О Д Ы

Адаптация путем настройки параметров регулятора позволяет улучшить качество динамики при возмущениях в системе векторного управления электроприводом.

Удаленность корней от мнимой оси определяет быстродействие и запас устойчивости, поэтому для канала управления потокосцеплением следует назначать корни в 3-4 раза большие по модулю, чем для канала управления моментом.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Ф и р а г о, Б. И. Теория электропривода: учеб. пособие / Б. И Фираго, Л. Б. Пав-лячик. - Минск: Техноперспектива, 2004. - 527 с.

2. Ф р а д к о в, А. Л. Адаптивное управление в сложных системах / А. Л. Фрадков. - М., 1990. - 296 с.

3. D y b k o w s k i, M. Influence of the rotor speed adaptation method in the MRAS estimator on the sensorless induction motor drive performance / M. Dybkowski, T. Orlowska-Kowal-ska // Scientific Papers of the Institute of Electrical Machines, Drives and Metrology of the Wroclaw Univercity of Technology. No. 58, Studies and Research, No 25. - Р. 328-340.

4. П е р е с а д а, С. А. Грубое векторное управление моментом и потоком асинхронного двигателя / С. А. Пересада, С. Н. Ковбаса, В. С. Бовкунович // Техн. электродинамика. - 2010. -№ 1. - С. 60-66.

5. Б о н д а р к о, В. А. Адаптивное векторное управление асинхронным электродвигателем на основе метода реккурентных целевых неравенств / В. А. Бондарко / Автоматика и телемеханика. - 2010. - № 9. - С. 120-135.

6. К у з н е ц о в, А. П. Анализ настроек канала регулирования потокосцепления ротора в системе векторного управления / А. П. Кузнецов, А. В. Марков, А. С. Шмарлевский // Доклады БГУИР. - 2008. - № 4. - С. 84-91.

7. П а х о м о в, А. Н. Астатическая система асинхронного электропривода с модальным управлением / А. Н. Пахомов, М. Ф. Коротков, А. А. Федоренко // Изв. вузов. Электромеханика. - 2011. - № 5. - С. 50-54.

8. О п е й к о, О. Ф. Динамика электропривода с векторным адаптивным управлением // Информационные технологии и системы ИТС 2011: материалы Междунар. науч. конф. / БГУИР. - Минск, 2012. - С. 81-82.

9. A c k e r m a n n, J. Parameter Space Design of Robust Control Systems / J. Ackermann // IEEE Trans. On AC. - 1980. - Vol. 25, No 6. - P. 1058-1072.

Представлена кафедрой электропривода и автоматизации промышленных установок

и технологических комплексов Поступила 27.01.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.