Научная статья на тему 'АДАПТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

АДАПТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
547
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / АДАПТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кухтина Яна Валерьевна, Филипская Анастасия Вадимовна

В статье рассматриваются особенности концепции адаптивного обучения в рамках электронного обучения студентов вузов. Проанализирован ряд психологических факторов и трудностей, свой ственных возрастному диапазону от восемнадцати до двадцати пяти лет, которые следует учитывать при адаптивном обучении студентов. Рассмотрены такие ключевые составляющие адаптивного обучения, как адаптивное содержание, адаптивная оценка, адаптивная последовательность, используемые новыми технологиями для успешного обучения студентов с учетом их индивидуальных особенностей. В ходе анализа авторы приходят к выводу, что адаптивное обучение может стать серьезной поддержкой традиционному обучению в вузе, т.к. вовлеченность и мотивация студентов при такой форме обучения значительно повышаются, а это, в свою очередь, способствует решению такой широко обсуждаемой в наши дни проблемы, как повышение качества обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTIVE LEARNING OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE SYSTEM OF ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article deals with the features of the adaptive learning concept in the framework of e-learning of university students. A number of psychological factors and difficulties, which are typical in the age range from eighteen to twenty-five years, and which should be taken into account in the students’ adaptive learning, are analyzed. The key components of adaptive learning, such as adaptive content, adaptive assessment, adaptive sequence, used by new technologies for successful teaching of students, taking into account their individual characteristics, are considered. In the course of the analysis, the authors have come to the conclusion that adaptive learning can become a serious support for traditional university training, since the students’ involvement and motivation significantly increase by this form of teaching, and this, in turn, contributes to solving such a widely discussed problem today as improving the quality of education.

Текст научной работы на тему «АДАПТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

Адаптивное обучение студентов вузов в системе электронной образовательной среды

Кухтина Яна Валерьевна,

старший преподаватель, кафедра иностранных языков, МИРЭА - Российский технологический университет E-mail: kukhtina@mirea.ru

Филипская Анастасия Вадимовна,

старший преподаватель, кафедра иностранных языков, МИРЭА - Российский технологический университет E-mail: filipskaya@mirea.ru

В статье рассматриваются особенности концепции адаптивного обучения в рамках электронного обучения студентов вузов. Проанализирован ряд психологических факторов и трудностей, свойственных возрастному диапазону от восемнадцати до двадцати пяти лет, которые следует учитывать при адаптивном обучении студентов. Рассмотрены такие ключевые составляющие адаптивного обучения, как адаптивное содержание, адаптивная оценка, адаптивная последовательность, используемые новыми технологиями для успешного обучения студентов с учетом их индивидуальных особенностей. В ходе анализа авторы приходят к выводу, что адаптивное обучение может стать серьезной поддержкой традиционному обучению в вузе, т.к. вовлеченность и мотивация студентов при такой форме обучения значительно повышаются, а это, в свою очередь, способствует решению такой широко обсуждаемой в наши дни проблемы, как повышение качества обучения.

Ключевые слова: адаптивное обучение, адаптивные технологии, персонализация обучения, цифровизация обучения, электронная образовательная среда.

о с

U

см см о см

<3

На сегодняшний день современными трендами образования являются его цифровизация и персо-нализация. Проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» был утвержден Правительством РФ в 2016 году [1]. С 2019 Министерство просвещения РФ поддерживает распространение персонализированного образования. Программа «Цифровая платформа персонализированного образования для школы» реализуется в рамках нацпроекта «Образование» по поручению Президента Рф от 30.01.2019 г. [2]. Однако, данная концепция актуальна для всех уровней образования, в том числе и высшего, т.к. она способствует решению проблемы вовлеченности обучающихся в образовательный процесс, их мотивации, и тем самым повышает качество образования.

В наши дни процесс обучения студентов тесно связан с цифровой образовательной средой, где реализация образовательных программ осуществляется посредством электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Использование цифровых технологий в свою очередь тесно связано с подходом персонализации обучения.

В данной работе мы рассмотрим особенности концепции адаптивного обучения студентов вуза в рамках электронной образовательной среды.

В нашей работе мы проанализируем психологические особенности обучения студентов (влияющие факторы, трудности, результативность), которые следует учитывать при адаптивном обучении и рассмотрим ключевые составляющие адаптивного обучения, которые задействуют новые технологии для успешного обучения студентов с учетом их индивидуальных особенностей.

Цифровизация и персонализация образования взаимосвязаны и дополняют друг друга. Не случайно персонализацию образования рассматривают как «ядро» цифровой трансформации образования России [3] В высшем образовании наряду с достаточно широким использованием цифровых технологий в образовательном процессе присутствие персонализированного обучения сегодня небольшое [4].

Под персонализацией понимают образовательную технологию, которая учитывает индивидуальные образовательные потребности, персональные цели, познавательные интересы, индивидуальные характеристики обучающихся [5].

Исследованиям персонализации посвящены работы Л.В. Байбородовой, Ю.В. Крупнова, А. Кондратенко, В.В. Грачёва и др.

Исследователи, занимающиеся изучением пер-сонализации, выделяют следующие подходы, спо-

собствующие персонализации образовательного процесса: расширение автономности обучающегося, дифференцированное обучение, самообразование и адаптивное обучение.

Труды П. Брусиловского, И.П. Норенкова, А.Ю. Уварова, Г.В. Рыбина, Л.А. Растригина лежат в основе современных исследований темы адаптивного обучения.

Под адаптивным обучением понимают одну из форм персонализированного обучения, в которой важную роль играют адаптивные технологии, представляющие собой совокупность ресурсов, которые включают в себя платформы, приложения и др. Адаптивные технологии предполагают гибкую систему организации учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся, центральное место отводится обучающемуся, его деятельности и качествам его личности [6].

Учет психологических особенностей при адаптивном обучении играет важную роль. Особенности памяти, мышления и внимания, присущие именно студенческому возрастному периоду, должны быть учтены при адаптивном обучении в вузе.

По данным теоретической и прикладной психологии в возрасте 18-25 лет (что соответствует студенческой поре) память (логическая память) более совершенна, чем у обучающихся школы, т.к. она тесно связана с мышлением. Зачастую наиболее распространённой является смешанный тип памяти, представляющий собой комбинацию слуховых и зрительных представлений. При этом процент визуалов встречается почти в два раза больше, чем аудиалов, и к более высоким результатам запоминания приводит именно зрительная память. В связи с этим при обучении студентов целесообразно представлять материал с широкой опорой на зрительное восприятие.

Для мышления в этом возрасте свойственны образность и вербальность. Мышление в этом возрасте уже отличается критичностью и самостоятельностью, особенно в знакомых сферах деятельности.

Объем внимания обучающихся данного возрастного периода уже в 2-3 раза больше, чем объем внимания школьников. Произвольное внимание уже хорошо развито в этом возрасте и позволяет обучающимся длительное время сосредотачиваться на учебном материале.

Следует отметить, что обучение студентов должно быть включено в активную мыслительную деятельность, так как, при работе со взрослой аудиторией, мы сталкиваемся с развитым интеллектом. При активизации дополнительных знаний студентов, в первую очередь, важно снять трудности, которые мешают им при обучении, то есть, низкую внушаемость обучающегося (например, при участии в ролевых играх и применением ситуативных масок на уроке). Затем, следует «усилить» то, чего не хватает студентам, а именно, эмоциональность, которая сдерживается из-за возраста. Согласно исследованиям, 28,6% студентов 3-4 кур-

са являются плохо внушаемыми людьми, но при этом, среди обучающихся 1-2 курсов, их процент составляет 49,7% [4]. Такое личностное качество как эмоциональность меняется под влиянием статуса и возраста: частота эмоциональных реакций уменьшается с возрастом. Между тем эмоции играют важную роль в процессе обучения.

Все факторы, упомянутые выше, а именно: особенности мыслительных процессов, внимания, работы памяти, внушаемость, значительно влияют на весь процесс обучения студентов и, для достижения наибольшей эффективности, особенно в овладении иностранными языками, их следует обязательно учитывать при его организации.

Следует отметить, что результативность обучения может быть обеспечена лишь педагогом с высоким уровнем профессиональной компетентности, которому студенты могут доверить часть своей судьбы. Исходя из этого, одним из дополнительных стимулирующих факторов успешного обучения студентов является осуществление обучения высокопрофессиональным преподавателем. Все компоненты профессиональной компетенции педагога, который работает со студентами, он тестирует на себе, дает им оценку, которая определяет выбор преподавателя и процесс обучения. Такие составляющие как свободное владение базовыми научными умениями и знаниями, педагогическое мастерство, общая эрудиция, стиль общения с обучающимися являются авторитетными в глазах студента. Только от преподавателя зависит, сможет ли он утвердить веру студента в самого себя и разбудить его скрытые возможности. Взрослые обучающиеся чувствуют его высокий уровень личной ответственности за достижение результата, достижение которого происходит добровольным и не превышающим уровень возможностей студента путем. Все эти компоненты профессиональной компетентности подвергаются оцениванию со стороны не только педагога или эксперта, но и студента, что делает их отношения сотрудническими.

Помимо вышеперечисленных критериев, преподавателю необходимо вызвать интерес к обучаемому предмету, обеспечить принцип персонализации обучения и новизны. В этом нам и помогут адаптивные технологии. Напомним, что адаптивное обучение - это методика обучения, которая разработана для обеспечения персонализированного обучения, целью которого является обеспечение эффективных, действенных и индивидуальных траекторий обучения для вовлечения каждого обучающегося в образовательный процесс. Технологии, которые включают принципы адаптивного обучения, применяют подход, который основывается на данных для изменения траектории обучения, а также его темпа для отдельных студентов с персонализированным обучением. Адаптивное обучение является концепцией, которая задействует новые технологии для улучшения знаний студента, учитывая его индивидуальные особенности.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Специалисты одной из ведущих компаний в области инноваций в образовании «EdSurge» [8] разделяют адаптивное обучение на адаптивное содержание (adaptive content), адаптивную оценку (adaptive assessment) и адаптивную последовательность (adaptive sequence). Давайте остановимся на каждом из этих компонентов поподробнее.

Адаптивное содержание. Когда студент допускает ошибку, инструменты с адаптивным содержанием дают обратную связь, основанную на конкретных ошибках и недопонимании учащегося, предоставляя дополнительные материалы по теме. Они также фокусируются на отдельных навыках и разбивают их на более мелкие части в зависимости от ответов учащегося, не меняя общую последовательность навыков. В инструментах с адаптивным содержанием существуют две составляющие: просмотр конкретного ответа учащегося и отзыв с уникальными подсказками и ресурсами по определенной теме.

Так что же делает содержание адаптивным? Существует много критериев, необходимых для создания хорошо продуманного и эффективного содержания обучения для студентов. Вовлеченность и мотивация студентов являются одними из ключевых факторов для успешного осуществления процесса обучения. Содержание, которое визуально привлекательно и интерактивно, с большей вероятностью привлечет внимание студентов. Кроме того, содержание, которое предлагает учащимся некий контроль, позволяя выбирать свой тип работы и устанавливать свой собственный темп, с большей вероятностью приведет к высокому уровню мотивации и достижений.

Адаптивная оценка. Данный инструмент заключается в том, что он изменяет вопросы, которые видит учащийся, на основе ответа на предыдущий вопрос. Сложность вопросов возрастает по мере того, как студент точно отвечает на них. Если учащийся испытывает трудности, вопросы становятся проще.

Что делает оценку адаптивной? Обычно оценки разрабатываются двумя способами: в фиксированной форме или в адаптивной. Оценка по фиксированной форме - это оценка, при которой предметы выбираются заранее, и каждый студент проходит тестирование по одному и тому же набору вопросов (например, итоговый тест). При адаптивной оценке материал меняется в зависимости от того, как отдельные учащиеся отвечают на каждый вопрос. Это изменение часто является результатом уровня сложности материала. Например, если ученик правильно ответит на простой вопрос, следующее задание, которое он получит, будет немного сложнее, и так далее.

Адаптивная последовательность. Данный инструмент работает пассивно. Он постоянно соби-5 рает данные студентов и анализирует их, чтобы § автоматически изменять то, что учащийся видит й дальше; от порядка навыков, над которыми рабо-° тает студент, до содержания, которое он получает. i! Адаптивная последовательность является самым

сложным компонентом из трех. Этот инструмент часто использует алгоритмы и прогностическую аналитику, которые непрерывно собирают данные и используют их для изменения того, что видит учащийся.

Что делает последовательность адаптивной? Инструмент с адаптивной последовательностью отличается от инструмента, который просто предоставляет студентам дифференцированное содержание. Эти инструменты могут не собирать данные в реальном времени и не использовать эти данные для изменения последовательности того, что студент изучает дальше. Например, платформа обучения назначает отдельным учащимся для работы группу материалов на тему «Past Simple». Когда студент отвечает на вопросы, использует виртуальные подсказки, система сохраняет эту информацию о действиях учащегося. Когда он завершает задание, система анализирует его успеваемость и поведение в учебе, прежде чем начать обучать его новому набору навыков, основанному на его успеваемости. Затем платформа автоматически назначает студенту новую группу материала. Адаптивная последовательность - это возможность непрерывно собирать данные об успеваемости в режиме реального времени и использовать их для автоматического изменения учебного опыта студента.

Далее мы бы хотели остановиться на некоторых платформах для адаптивного обучения.

EdApp. Данное приложение является мобильной системой управления обучением (LMS), которая разработана для того, чтобы быть не только простой в использовании для учителей, но и увлекательной для студентов.

Содержание разделено, что позволяет предложить обучение на дому, а также секционное обучение в рамках урока. Система предлагает встроенный инструмент разработки, который позволяет учителям создавать уроки с нуля по мере необходимости. В нем также есть функция, которая фактически доставляет эти уроки студентам на их устройства.

Платформа использует прием геймификации, чтобы сделать эти уроки увлекательными для студентов. Тот факт, что каждое упражнение рассчитано на небольшую продолжительность, делает его идеальным для тех студентов, у которых меньше внимания или трудности с обучением. Это также может быть полезно в качестве средства групповой работы, в которой различные части класса работают в различных областях.

Smart Sparrow. Данная платформа обучения позволяет создавать интерактивные и адаптивные учебные курсы. Smart Sparrow использует алгоритмы, которые анализируют только самые последние ответы студента для определения следующего вопроса.

Педагог может наладить обратную связь со студентами в виде своевременных подсказок при затруднении ответа на вопрос (дополнительный материал, видео), варьирование количества попыток выполнения задания и времени бездействия.

С 2020 года, владельцем платформы является компания Pearson Education.

Stepik. В 2015 году в России была предпринята попытка создать данную адаптивную платформу. Предполагалось, что она будет подбирать образовательный материал, отталкиваясь от уровня знаний студента и советовать наиболее важный материал для данного этапа обучения.

На сегодняшний день платформа Stepik существует как конструктор платных и бесплатных онлайн-курсов и уроков с адаптивными рекомендациями. С ее помощью также можно создавать интерактивные обучающие уроки с автоматической проверкой и обратной связью.

Следует отметить, что данная образовательная платформа не является полностью интеллектуальной адаптивной платформой.

Таким образом, приходим к выводу, что адаптивное обучение, учитывающее индивидуальные образовательные потребности и индивидуальные характеристики обучающихся, может стать серьезной поддержкой традиционному обучению в вузе, т.к. вовлеченность и мотивация студентов при такой форме обучения значительно повышаются. Ключевыми составляющими адаптивного обучения являются адаптивное содержание, адаптивная оценка и адаптивная последовательность. Отмечено, что адаптивное обучение является наиболее эффективной формой персонали-зации в электронной образовательной среде. К сожалению, в России пока нет собственной адаптивной образовательной платформы. В связи с этим актуальность приобретает создание адаптивных электронных обучающих курсов. Это направление активно изучается и развивается сегодня, т.к. развитие персонализации обучения в электронной среде будет способствовать раскрытию личностного потенциала каждого обучающегося и тем самым будет обеспечивать повышение качества подготовки будущих специалистов.

Литература

1. Современная цифровая образовательная среда в РФ. [Электронный ресурс]. URL: http:// neorusedu.ru/about (дата обращения: 27. 01. 2022.).

2. Перечень поручений по итогам заседания наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив. Президент России. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/ assignments/orders/59758 (дата обращения: 27. 01. 2022.).

3. Уваров А.Ю., Фрумин И.Д. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2019. - 344 с. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.yandex.ru/docs/vi ew?tm=1643193344&tld=ru&lang=ru&name=Cif ra_text.pdf&text (дата обращения: 27. 01. 2022).

4. Кречетов И.А., Романенко В.В. Реализация методов адаптивного обучения // Вопросы образования. - 2020. - № 2. - С. 252-277

5. Вайнштейн Ю.В., Шершнева В.А. Адаптивное электронное обучение в современном образовании // Педагогика. - 2020. - № 5. - С. 48-57

6. Добрица В.П., Горюшкин Е.И. Применение интеллектуальной адаптивной платформы в образовании// Auditorium «Курский государственный университет». - 2019. - № 1 (21)

7. Ливер Б.Л. Методика индивидуализированного обучения иностранному языку с учетом влияния когнитивных стилей на процесс его усвоения: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2002.

8. Decoding adaptive. [Электронный ресурс]. URL: http://d3btwko586hcvj.cloudfront.net/static_ assets/PearsonDecodingAdaptiveWeb.pdf (дата обращения: 27.01.2022).

ADAPTIVE LEARNING OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE SYSTEM OF ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Kukhtina Y.V., Filipskaya A.V.

MIREA - Russian Technological University

The article deals with the features of the adaptive learning concept in the framework of e-learning of university students. A number of psychological factors and difficulties, which are typical in the age range from eighteen to twenty-five years, and which should be taken into account in the students' adaptive learning, are analyzed. The key components of adaptive learning, such as adaptive content, adaptive assessment, adaptive sequence, used by new technologies for successful teaching of students, taking into account their individual characteristics, are considered. In the course of the analysis, the authors have come to the conclusion that adaptive learning can become a serious support for traditional university training, since the students' involvement and motivation significantly increase by this form of teaching, and this, in turn, contributes to solving such a widely discussed problem today as improving the quality of education.

Keywords: adaptive learning, adaptive technologies, personalization of education, digitalization of education, electronic educational environment.

References

1. Modern digital educational environment in the Russian Federation. [Electronic resource]. URL: http://neorusedu.ru/about (date of application: 27. 01. 2022.).

2. List of instructions following the meeting of the Supervisory Board of the Agency for Strategic Initiatives. The President of Russia. [Electronic resource]. URL: http://kremlin.ru/acts/as-signments/orders/59758 (date of application: 27. 01. 2022.).

3. Uvarov A. Yu., Frumin I.D. Difficulties and prospects of digital transformation of education. - Moscow: HSE, 2019. - 344 p. [Electronic resource]. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?t-m=1643193344&tld=ru&lang=ru&name=Cifra_text.pdf&text (date of application: 27. 01. 2022).

4. Krechetov I.A., Romanenko V.V. Implementation of adaptive learning methods // Education issues. - 2020. - No. 2. - p. 252277

5. Weinstein Yu.V., Shershneva V.A. Adaptive e-learning in modern education // Pedagogy. -2020. -No. 5. - p. 48-57

6. Dobritsa V.P., Goryushkin E.I. Application of the intellectual adaptive platform in education// Auditorium "Kursk State University". - 2019. - № 1 (21)

7. Leaver B.L. Methodology of individualized foreign language teaching taking into account the influence of cognitive styles on the process of its assimilation: dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences. - M. - 2002.

8. Decoding adaptive. [electronic resource]. URL: http:// d3btwko586hcvj.cloudfront.net/static_assets/PearsonDecodin-gAdaptiveWeb.pdf (accessed: 27.01.2022).

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.