Научная статья на тему 'АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП'

АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
32
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / HEALTH / PHYSICAL CULTURE / ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION / MOTOR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Минёнок Е.В., Лутковская О.Ю.

Представлены результаты оценки двигательной активности без учета обязательных занятий по физическому воспитанию у студентов специальной медицинской группы Полоцкого государственного университета . Предложена схема разработки программы регуляции физического состояния «для себя», предполагающая реализацию совместного с преподавателем проекта как одного из направлений личностно-деятельностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Минёнок Е.В., Лутковская О.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION AS A MEANS TO STRENGTHEN HEALTH OF STUDENTS SPECIAL MEDICAL GROUPS

The results of the assessment of physical activity without compulsory classes are presented in physical education for students of a special medical group of Polotsk State University. A scheme is proposed for developing a physical state regulation program for oneself, which implies the implementation of a joint project with the teacher as one of the areas of a personal-activity approach.

Текст научной работы на тему «АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. Физкультура и спорт

№ 15

УДК 370(09)(476)

АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП

Е.В. МИНЁНОК, О.Ю. ЛУТКОВСКАЯ (Полоцкий государственный университет)

Представлены результаты оценки двигательной активности без учета обязательных занятий по физическому воспитанию у студентов специальной медицинской группы Полоцкого государственного университета. Предложена схема разработки программы регуляции физического состояния «для себя», предполагающая реализацию совместного с преподавателем проекта как одного из направлений лич-ностно-деятельностного подхода.

Ключевые слова: здоровье, физическая культура, адаптивное физическое воспитание, двигательная активность.

Введение. Структурные и социальные изменения последних десяти лет привели к фундаментальным экономическим утратам и катастрофическому снижению человеческого потенциала. Коэффициент жизнеспособности населения, по данным Всемирной организации здравоохранения ЮНЕСКО, составляет в Беларуси 1,7 балла по 5-балльной шкале (в Сомали, Гаити, Бирме - 1,6) [1]. При этом особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей и подростков, половина которых имеет хронические заболевания.

В Концепции государственной молодежной политики в Республике Беларусь одним из приоритетных направлений является «всестороннее воспитание молодежи, содействие ее духовному, нравственному, профессиональному и физическому развитию» [2].

Учебно-трудовая деятельность студенческой молодежи характеризуется постоянным увеличением объема научной информации, повышением интеллектуальной и нервно-психической нагрузок, снижением физической активности - все это неблагоприятно влияет на здоровье молодежи [3, 5, 7, 8].

В последние годы в образовательном пространстве нашей страны усилился интерес ученых и практиков к вопросу, как давать образование студентам, имеющим отклонения в состоянии здоровья? Эта проблема касается всех типов образовательных учреждений. Ее выдвижение в число приоритетных задач общественного и социального развития обусловливает актуальность теоретической и практической разработок.

Физическая культура является наиболее эффективным средством социальной адаптации и физической реабилитации людей с ограниченными возможностями (с ослабленным здоровьем). В связи с этим главная цель - привлечение их к регулярным занятиям физической культурой и спортом, восстановление утраченного контакта с окружающим миром, создание необходимых условий для воссоединения с обществом.

Адаптивное физическое воспитание - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями (с ослабленным здоровьем), преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. Двигательная активность является важнейшим элементом здорового образа жизни и предусматривает устранение гипокинезии в режиме быта и учебы, в т. ч. и у студенческой молодежи [6, 10, 11].

Тема создания эффективного комплекса педагогических условий адаптивного физического воспитания студентов с ограниченными возможностями (с ослабленным здоровьем), на наш взгляд, заслуживает более пристального внимания и связана с разрешением противоречия между освобождением студентов от занятий физической культурой и укреплением здоровья ее средствами.

Основная часть. Оценка двигательной активности без учета обязательных занятий по физическому воспитанию у студентов специальных медицинских групп показала, как на протяжении учебного года у них менялось отношение к физической подготовке. Анализ годовой среднесуточной двигательной активности у студентов специального медицинского отделения Полоцкого государственного университета свидетельствует о том, что высокую двигательную активность имеют 45,5%, в зоне низкой находятся 54,5% обследованных. Значительное снижение двигательной активности отмечается в период окончания семестра - по сравнению с периодом занятий она уменьшилась на 12%.

2019

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия Е

Выполнение физических упражнений оздоровительного характера, повышение двигательной активности (что является основой для развития кондиционной физической подготовленности) самым непосредственным образом оказывают оздоровительное влияние на организм человека. Подтверждение тому -результаты проведенного анкетирования, в котором приняли участие 100 студентов Полоцкого государственного университета (из них 80 девушек и 20 юношей).

На вопрос Занимались ли Вы до поступления в вуз физической культурой 40% респондентов ответили, что были освобождены от занятий физической культурой; 10% вообще не занимались физической культурой; 20% занимались только до 5-6-го классов; а 30% - изредка самостоятельно.

На вопрос Как Вы попали в специальную медицинскую группу 80% опрошенных сказали, что пришли в группу после углубленного врачебного педагогического контроля; 10% - зачислены в группу из-за слабой физической подготовленности; только 10% после окончания реабилитационного курса.

На вопрос Что является причиной Вашего заболевания 30% опрошенных указали в качестве основной причины перенесенные в детстве сердечно-сосудистые заболевания, давшие различные отклонения в здоровье; 55% - заболевания опорно-двигательного аппарата; 8% указали на наследственные заболевания; 7% - миопии.

На вопрос Какие физические упражнения предпочитаете ? Выберите, пожалуйста, не более 3 упражнений треть опрошенных выбрала гимнастические и дыхательные упражнения; у 24% респондентов «набор» следующий: спортивная игра, подвижные игры, работа на тренажерах; 21% - назвали медленный бег, ходьбу на лыжах, пешие прогулки с быстрой ходьбой; 16% респондентов отдали предпочтение ходьбе на лыжах, пешей прогулке с быстрой ходьбой и однодневному турпоходу; 15% - выбрали катание на велосипеде, на коньках, дыхательные упражнения и плавание в бассейне или водоемах.

Ответы респондентов на вопрос Что нужно делать для нормального развития Вашего организма 28% опрошенных залог успеха видят в осознанном выполнении всех рекомендаций преподавателя-тренера; 21% - убеждены в том, что нужно проявить волю, желание подавить свой недуг; 17% - к числу обязательных условий нормального развития причисляют хорошее калорийное питание; 14% - понимают, что нужно отказаться от вредных привычек (табакокурение, спиртные напитки, наркотики), не совместимых со здоровым образом жизни; 12% - отдают должное поддержке родных, близких и друзей; взаимоотношению и сотрудничеству воспитателя и воспитуемого отдали только 8%; 21% - прямо указали, что в плане физического развития они окрепли; 17% - выразили уверенность в стабильности достигнутого состояния; 11% - за весь период занятий не ощутили физических улучшений; 7% - констатировали, что качественных изменений не произошло; 5% - уверены в том, что занятия не прошли даром,наблюдается улучшение физического состояния.

На вопрос Устраивают ли Вас формы занятий, применяемые средства даны следующие ответы: 36% опрошенных устраивают формы и структура занятий; 20% - жалуются на нехватку времени для занятий; 26% - считают, что нужно дать больше самостоятельности занимающимся; 10% студентов вообще не устраивают занятия в специальной медицинской группе; 8% - затруднились дать четкий и осмысленный ответ на вопрос.

Как видно из анкет, студенты специальных медицинских групп имеют большое желание улучшить свое здоровье. В стенах вуза это возможно за счет повышения двигательной активности, поэтому важно не только создать оптимальный двигательный режим на основе средств оздоровительной физической культуры, но и сформировать у студентов потребность в самостоятельных занятиях физическими упражнениями посредством поиска оптимального арсенала средств реабилитации и самооздоровления организма.

Одна из таких возможностей заключается в привлечении студентов к разработке программ регуляции физического состояния «для себя», которые предполагают реализацию совместного с преподавателем проекта как одного из направлений личностно-деятельностного подхода.

Этот подход позволяет соотнести средства и методы физического воспитания, определить приоритеты и систему их реализации, исходя в большей мере из персональных возможностей и предпочтений студентов, т.е. не вообще, а для себя. Чтобы процесс достижения результата оздоровления был персонально значимым для студентов, и была сформирована установка на личную ответственность и результат [7, 9, 10].

В самостоятельной части учебного занятия студентам предоставляется возможность выбрать вид, форму занятий и способ выполнения упражнений. Таким образом преподаватель формирует навыки самостоятельной деятельности занимающихся [4, 5].

При организации самостоятельных занятий необходимо соблюдать следующие условия:

- задания по физической культуре студенты получают после ознакомления с учебным материалом на занятии;

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. Физкультура и спорт

№ 15

- каждое задание подробно объясняется так, чтобы студенты ясно представляли себе содержание и технику выполнения упражнения;

- необходимо стремиться к объяснению цели каждого задания;

- по времени выполнения задания делятся на кратковременные и долговременные и задаются индивидуально и по группам;

- задания контролируются фронтальным способом, где проверяется правильность выполнения упражнений, оценивается динамика контролируемых показателей;

- с учетом изменения уровня физической подготовленности задания со временем усложняются.

Для формирования позитивного отношения студентов специального медицинского отделения

к самостоятельному выполнению физических упражнений необходима постоянная положительная мотивация к занятиям физической культурой.

В процессе разработки программ регуляции физического состояния «для себя» возникает потребность в получении необходимых для этого знаний, что способствует саморазвитию, стимулирует самостоятельное изучение литературы.

Выводы.

- Высокие требования современной жизни к состоянию здоровья усиливают значение физической культуры как оздоровительного фактора особенно для тех молодых людей, которые в связи с перенесенными заболеваниями не могут в полной мере использовать возможности общепринятой системы физического воспитания.

- Разнообразие отклонений в состоянии здоровья, различный уровень физической подготовленности предъявляют особые требования к проведению занятий со студентами медицинских групп, предполагают индивидуальный подход в занятиях физическими упражнениями.

- Сложившаяся к настоящему времени методика занятий оздоровительной направленности эффективна далеко не для всех, поскольку в специальных медицинских группах объединены студенты с различными заболеваниями, разным уровнем физической подготовленности и работоспособности.

- В связи с этим выдвигается задача разработки и обоснования дифференцированного подхода к выбору оптимальных нагрузок и направленности упражнений в занятиях с учетом мотивационных установок к физическому совершенствованию во взаимосвязи с психоэмоциональными особенностями организма студентов. Процесс коррекции физического состояния студентов специальной медицинской группы должен быть личностно значимым для них. Личностно-деятельностный подход может осуществляться с помощью персональных программ, составленных по заданному преподавателем алгоритму [3, 5, 8, 12].

ЛИТЕРАТУРА

1. Алисов, Н.В. Экономическая и социальная география мира (общий обзор) : учеб. / Н.В. Алисов, Б.С. Хорев. -М. : Гардарики, 2003. - 704 с.

2. Концепция Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года [Электронный ресурс] // Сайт М-ва экономики Респ. Беларусь. - Режим доступа: https://www.economy.gov.by/uploads/files/ObsugdaemNPA/Kontseptsija-na-sajt.pdf. -Дата доступа: 20.08.2019.

3. Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента : учеб. пособие / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. -2-е изд., перераб. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 336 с.

4. Алексеев, С.В. Гигиена труда / С.В. Алексеев, В.Р. Уселко. - М. : Медицина. 1988. - 576 с.

5. Организация здорового образа жизни студентов / Е.В. Миненок [и др.] // Вестн. Полоц. гос. ун-та. Сер. Е, Пед. науки. - 2015. - № 15. - С. 175-178.

6. Минёнок, Е.В. Двигательная активность и ее роль в жизни обучающихся / Е.В. Минёнок, О.Ю. Лутковская, Е.Н. Борун // Здоровье для всех : Междунар. науч.-практ. конф., Пинск, 18-19 мая 2017 г. / Полес. гос. ун-т. -Пинск : ПГУ, 2017. - С. 167-171.

7. Минёнок, Е.В. Здоровье студенческой молодежи как ценность / Е. В. Минёнок // Ценности, традиции и новации современного спорта : материалы Междунар. науч. конгресса, Минск, 18-20 апр. 2018 г. В 2 ч. - Минск : БГУФК, 2018. - Ч. 2. - С. 145-146.

8. Минёнок, Е.В. Здоровье и его значение для студенческой молодежи / Е.В. Минёнок // Материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 25-летию каф. физ. реабилитации, Минск, 29 марта 2018 г. / Белорус. гос. ун-т физ. культуры ; под общ. ред. Т.Д. Поляковой и М.Д. Панковой. - Минск : БГУФК, 2018. - С. 98-102.

9. Минёнок, Е.В. Студенческая молодежь и состояние ее здоровья / Е.В. Минёнок // Материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 25-летию каф. физ. реабилитации, Минск, 29 марта 2018 г. / Белорус. гос. ун-т физ. культуры ; под общ. ред. Т.Д. Поляковой и М.Д. Панковой. - Минск : БГУФК, 2018. - С. 96-98.

10. Соловьёв, В.Н. Физиологические механизмы адаптации студентов к физической нагрузке / В.Н. Соловьёв // Тез. докл. XVIII съезда физиолог. общества им. И.П. Павлова, Казань, 25-28 сент. 2001 г. - Казань, 2001. -С. 578.

2019_ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия E

11. Соловьёв, В.Н. Физическое здоровье студентов как фактор адаптации к образовательному процессу в вузе / В.Н. Соловьёв // Вестн. Урал. гос. техн. ун-та. - 2003. - № 10 (30). - С. 119.

12. Любаев, А.В. Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов и их взаимосвязь / А.В. Любаев // Молодой ученый. - 2015. - № 18. - С. 423-425.

Поступила 20.09.2019

ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION AS A MEANS TO STRENGTHEN HEALTH OF STUDENTS SPECIAL MEDICAL GROUPS

E. MINYONOK, O. LUTKOVSKAYA

The results of the assessment of physical activity without compulsory classes are presented in physical education for students of a special medical group of Polotsk State University. A scheme is proposed for developing a physical state regulation program for oneself, which implies the implementation of a joint project with the teacher as one of the areas of a personal-activity approach.

Keywords: health, physical culture, adaptive physical education, motor activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.