Научная статья на тему 'Адаптивно-эволюционная концепция информации и информационных ресурсов'

Адаптивно-эволюционная концепция информации и информационных ресурсов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
500
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗНАНИЕ / ЯЗЫК / РЕЧЬ / СМЫСЛ / ЗНАК / АДАПТАЦИЯ / ЭВОЛЮЦИЯ / АДАПТИВНО-ЭВОЛЮЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ВТОРИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ / ФУНКЦИИ ИНФОРМАЦИИ / CONSCIOUSNESS / LANGUAGE / SPEECH / MEANING / SIGN / ADAPTATION / EVOLUTION / ADAPTIVE-EVOLUTIONAL CONCEPT / INFORMATION THEORY / INFORMATION / INFORMATION RESOURCES / SECONDARY INFORMATION / INFORMATION FEATURES / INFORMATION FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Берестова Татьяна Федоровна

Представлена авторская адаптивно-эволюционная концепция информации и информационных ресурсов. Выявлены свойства информации, включающие информацию в число адаптивных средств; разграничены понятия «информация» и «информационные ресурсы»; умозрительно восстановлен генезис информации, определена ее природа (родовые характеристики); обозначены видовые свойства и функции информации, выделяющие ее из других средств адаптации человека; произведено сущностное дефинирование семантической информации и информационных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The adaptive-evolutionary concept of information and information resources

The article is based on the report made at the conference devoted to the 100th anniversary of the State Public Scientific Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences. The author compares different information concepts, characterizes them constructively and considers achievements of information study based on such approaches as «reflected variety», «stored choice», «sense expressed by means of communicative signs», which are regarded as obligatory procedures of information appearance/creation. The author presents own concept of information and information resources called adaptive-evolutionary one. While working out the concept, the author reveals the features of information including it into adaptive tools as well as properties formed this phenomenon. The paper shows the distinction between the concepts of «information» and «information resources» from the positions of gnoseology and onthology, in addition a functional approach to study the information phenomena is applied. Thus, based on a complex of scientific procedures the author restores speculatively the information genesis; defines its nature (generic characteristic); determines the information species properties and functions, which point it out of other facilities of human adaptation to material and social environment. Multilateral consideration of information and information resources allowed the author to make an essential definition of semantic information and information resources.

Текст научной работы на тему «Адаптивно-эволюционная концепция информации и информационных ресурсов»

БИБЛИОСФЕРА, 2018, № 4, с. 11-17 / BIBLIOSPHERE, 2018, no. 4, pp. 11-17

Библиографоведение

Материалы международной научно-практической конференции «Наука, технологии и информация в библиотеках (LIBWAY-2018)»

УДК 001.102+002 ББК 78.65

DOI 10.20913/181 5-3186-2018-4-11 -17

АДАПТИВНО-ЭВОЛЮЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

© Т. Ф. Берестова, 2018

Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия; e-mail: berestova.home@mail.ru

Представлена авторская адаптивно-эволюционная концепция информации и информационных ресурсов. Выявлены свойства информации, включающие информацию в число адаптивных средств; разграничены понятия «информация» и «информационные ресурсы»; умозрительно восстановлен генезис информации, определена ее природа (родовые характеристики); обозначены видовые свойства и функции информации, выделяющие ее из других средств адаптации человека; произведено сущностное дефинирование семантической информации и информационных ресурсов.

Ключевые слова: сознание, язык, речь, смысл, знак, адаптация, эволюция, адаптивно-эволюционная концепция, информация, информационные ресурсы, вторичная информация, свойства информации, функции информации

Для цитирования: Берестова Т. Ф. Адаптивно-эволюционная концепция информации и информационных ресурсов // Библиосфера. 2018. № 4. С. 11-17. DOI: 10.20913/1815-3186-2018-4-11-17.

The adaptive-evolutionary concept of information and information resources T. F. Berestova

Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia; e-mail: berestova.home@mail.ru

The article is based on the report made at the conference devoted to the 100th anniversary of the State Public Scientific Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences. The author compares different information concepts, characterizes them constructively and considers achievements of information study based on such approaches as «reflected variety», «stored choice», «sense expressed by means of communicative signs», which are regarded as obligatory procedures of information appearance/creation. The author presents own concept of information and information resources called adaptive-evolutionary one. While working out the concept, the author reveals the features of information including it into adaptive tools as well as properties formed this phenomenon. The paper shows the distinction between the concepts of «information» and «information resources» from the positions of gnoseology and onthology, in addition a functional approach to study the information phenomena is applied. Thus, based on a complex of scientific procedures the author restores speculatively the information genesis; defines its nature (generic characteristic); determines the information species properties and functions, which point it out of other facilities of human adaptation to material and social environment. Multilateral consideration of information and information resources allowed the author to make an essential definition of semantic information and information resources.

Keywords: consciousness, language, speech, meaning, sign, adaptation, evolution, adaptive-evolutional concept, information theory, information, information resources, secondary information, information features, information functions

Citation: Berestova T. F. The adaptive-evolutionary concept of information and information resources. Bibliosphere. 2018. № 4. P. 11-17. DOI: 10.20913/1815-3186-2018-4-11-17.

В современной науке превалируют технократические подходы, а в технических науках очень часто информацию определяют через перечисление форм ее существования. Один из известных российских информатиков В. М. Тютюнник считает, что в процессе коммуникации в качестве элементарных частиц функционируют сигналы, данные, сведения, сообщения, и для обозначения совокупности всех этих элементов используется термин «информация» как обобщающее понятие [19]. Можно ли обобщающее понятие признать дефиницией того или иного феномена? Думается нет, потому что в этом

случае остается неясной сущность изучаемого объекта. Определение феномена информации, данное В. М. Тютюнником, фактически раскрывает объем понятия через перечисление явлений в него входящих и при этом не дает содержательную характеристику объектов, объединенных понятием «информация». На статус философского, то есть самого общего определения претендует дефиниция Д. А. Урсула: «Информация - отраженное разнообразие, как разнообразие, которое отражающий субъект содержит об отражаемом» [20, с. 153]. Противоречие этой дефиниции уже в том, что если признается существование

информации в неживой природе, то как может идти речь о субъекте, субъектность - характеристика, используемая только для социальных феноменов, в первую очередь для человека. В науке широко распространена практика создания дефиниций через описание процесса или производимого действия. Примером такой дефиниции можно назвать определение информации, данное Г. Кастлером. Это определение наиболее признанно в биологии и звучит оно так: «Информация есть случайный и запомненный выбор одного варианта из нескольких возможных и равноправных» [7, с. 29]; его использует и Д. Чернавский [23], родоначальник динамической концепции информации. Очень распространенной стала абстрактно-математическая (статистическая) теория информации К. Шеннона [24], который создал формулу количества информации и определил ее как «снятую неопределенность». Безусловно, все эти теории, направленные на доказательство наличия у информации свойства атрибутивности материи, обогатили знания о феномене «информация», но не достигли своей цели. Анализ названных концепций показывает, что их авторы постоянно «соскальзывают» в зону информационных процессов, протекающих в человеческой деятельности, в первую очередь в мыследеятельности. А. В. Соколов, представив результаты изучения феномена и понятия «информация», вскрыл противоречия, которые есть в ряде информатических концепций. Он подверг сомнению существование информации вне человеческого мышления: «...информация только тогда может иметь какое-то значение. если кто-то или что-то ее воспринимают и на нее как-то реагируют. Можно рассматривать механистические, тепловые, гравитационные, электромагнитные взаимодействия в качестве информационных процессов. и даже моделировать их в виде уравнений. Но это будут знания о физической реальности, добытые людьми, а вовсе не атрибут материи, то есть это будет социальная, а не материальная информация» [17, с. 166]. Социальная информация создается в социуме, изначально эта информация была симбиозом смыслов и знаков, последние в подавляющей своей части были знаками естественного языка. Впоследствии люди создали и искусственные языки, среди которых особо надо выделить поисковые и машинные. И машинная, и так называемая биологическая информация, с точки зрения А. В. Соколова, является по сути семантической информацией, и эта информация выражает смыслы1, которые создаются человеком, а по содержанию смыслы могут быть биологическими, духовными, а могут быть и средством имитации соответствующих процессов в технических устройствах. Я присоединяюсь к его оценке.

Давайте разберемся, как возникала информация у перволюдей и как возникает у нас; сразу отметим, что по структуре первородный информационный процесс остался фактически неизменным. Схему инфо-

1 Под смыслами понимаются знания, умения, эмоции, волевые побуждения, фантазии, то есть продукты индивидуальной психической деятельности, которые могут быть сообщены другим людям.

процесса дал новосибирский ученый В. З. Коган [6], я лишь внесла ряд дополнений и уточнений в обозначенные им фазы. Начинается инфопроцесс со столкновения индивида с реальностью - это предфаза, в нее входит созерцание и восприятие, через которые происходит отражение фрагментов действительности (реальности) в сознании с помощью органов чувств, и таким образом формируются чувственные образы, которые, к сожалению, не могут долго существовать. Формирование образа открывает фазу производства информации, в ней выделяются следующие процедуры: представление, формирование смыслов и установление взаимосвязей между ними; так на основе чувственного отражения (образа) формируется понятийный образ. Важнейшим элементом производства информации является обозначение явления, кодирование предмета знаками, которые в социуме возникают в результате договоренности. Фаза производства информации заканчивается созданием информационного продукта, который может сохраняться в памяти человека и передаваться другим индивидам. Фаза передачи и есть начало коммуникационной деятельности. За фазой передачи следует фаза потребления информационного продукта другим субъектом инфопроцесса, которая включает восприятие знака и процесс его распознавания, раскодирования, то есть теперь осуществляется обратное действие - перевод знака в смысл. Постфаза инфопроцесса - это использование информации, постфаза информационного процесса - это начало других, чаще всего неинформационных видов деятельности. В постфазе происходит метаморфоза: созданный информационный продукт превращается в информационный ресурс, который наряду с сырьем, инструментом используется человеком во всех видах деятельности. Создание информационного продукта/ресурса и есть цель любого информационного процесса.

А. В. Соколов настаивает на том, что информацию может создать только человек, потому что только он обладает развитым сознанием, и это всегда будет смысловая (семантическая) информация. А. В. Соколов определяет феномен информации следующим образом: «.информация в сущности - амбивалентный феномен, выражающий смыслы в форме коммуникабельных знаков» [17, с. 257]. Важнейшей характеристикой информации он считает амбивалентность, то есть существование информации в качестве единства материального и идеального: идеальны смыслы, они созданы сознанием, но они могут быть явлены миру через материальность коммуникационных знаков. «Единство материальных и идеальных элементов свидетельствует о реальности феномена информации» [17, с. 160]. В определение информации он вводит в качестве обязательного элемента знак, снимая тем самым отождествление информации и смысла.

(Равенство между смыслом и информацией провозглашалось очень многими информатиками. Например, Р. С. Гиляревский пишет: «Информатика -наука об информации, которая является содержанием, смыслом сообщений, передаваемых людьми друг другу» [6, с. 30].) Итак, из всех представленных

выше определений информации наиболее убедительно звучит дефиниция А. В. Соколова.

Среди наиболее частых характеристик информации используется понятие «отражение». Отража-тельность свойственна всем живым организмам, ее истоки в «зеркальном» отображении материальных объектов (явлений) через органы чувств. Отража-тельность возникает как предтеча сознания, которое может определяться как «психическая функция, имеющая биологическую ценность» [25, с. 1103]. У животных, которые находятся на очень высокой ступени эволюции, возникают сенсорные образы, которые есть не что иное как отражение фрагментов среды обитания, и это есть форма связи/коммуникации высокоорганизованного животного с миром, в котором оно проживает. Отражательность как функция мозга и как одна из самых важных его характеристик признана философами, биологами, нейрофизиологами, культурологами и представителями многих других научных специальностей, но опыт познания показал: создать сущностную дефиницию феномена «информация», опираясь только на процесс отражения, нельзя. Думается, что отражательность - это первая процедура, ведущая к формированию информации.

В биологии и в математической теории информации часто приводят определение информации как запомненного выбора одного варианта из нескольких возможных и равноправных, иногда подчеркивается случайность выбора. Выбор того или иного варианта действий (реакций), конечно, направлен на обеспечение выживания живого организма; выбор производится на основе реакции живого организма на внешнее воздействие, эта реакция выражает стремление живого организма к установлению динамического равновесия со средой обитания. Установление динамического равновесия становится возможным благодаря свойству раздражимости, проявление раздражимости обеспечивает изменение состояния живого организма или смену его местоположения. Можно ли этот процесс назвать информационным? Думается, что «запомненный выбор» - тоже еще не информация, это - положительная или отрицательная маркировка внешнего воздействия и изменений состояния организма, которая дополняет картины отраженных фрагментов мира. Отрицательные или положительные изменения, происходящие в организме, как те или иные реакции живого существа сохраняются в его памяти за счет условных и безусловных рефлексов, и это обеспечивает адаптацию живого организма к среде обитания. В дальнейшем действия этого живого организма опираются на уже сформировавшийся рефлекс (на уже имеющийся опыт) и процесс выбора происходит уже не случайно: выбор регулируется на основе оценки возможных и наиболее реальных последствий на те или иные воздействия внешней среды.

Безусловно, подобными реакциями обладает и человек: у него, как у всякого живого организма, есть первоначальные реакции/ответные действия на воздействия внешнего мира, их первоначальный выбор также может быть случайным, но впоследствии при повторении подобной ситуации человек чаще всего

осуществляет выбор уже осознанно. В процессе эволюции живой материи свойство раздражимости перерастает в психические процессы; у Ьюто sapiens это обусловлено физиологическими особенностями строения нервной системы и головного мозга. Однако этих заключений, сделанных биологами и нейрофизиологами, недостаточно для создания дефиниции феномена «информация». Сущностная дефиниция явления должна раскрыть природу определяемого феномена, вскрыть причину его появления, отразить механизм, обеспечивающий его встроенность в более обширную систему. Причины появления феномена чаще всего находятся вне системы, в которой функционирует изучаемое явление. При создании определения изучаемого феномена, кроме указаний на причины его появления, очень важно раскрыть отличие дефинируемого явления от исходного, родового; с этой целью вводятся видовые отличия.

Более обширной системой (метасистемой), в рамках которой зарождается и функционирует феномен информации, является система «человек - окружающий мир (среда обитания/бытования)». Первоначально феномен «информация» появляется в этой дуальной системе как посредник, обеспечивающий связь индивида с реальным миром, и его предназначение -обеспечить выживание индивида. Один из родоначальников информатики Н. Винер писал, что информация - это «обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших органов чувств» [5, с. 191]. Я, как и Н. Винер, пришла к выводу, что информация сначала являлась средством/инструментом, обеспечивающим выживание людей, но потом через информацию проходило освоение ими территорий проживания. В процессе эволюции человека информация используется для адаптации не только к материальному миру, но и к миру, произведенному социумом и сознанием индивида, то есть к миру идей и фантазий, эмоций и волевых побуждений, которые являются продуктами индивидуальной психической деятельности и которые обозначаются термином «смыслы». Адаптация может быть биологической и социальной. «Человек - адаптивно-адаптирующее существо. Адаптация человека - процесс двусторонний»: индивид приспосабливается к условиям проживания и/или приспосабливает условия к своим нуждам и потребностям [25, с. 23], и при идеальном взаимодействии достигается равновесность между человеком и средой его обитания.

Важно заметить, что любой субъект, адаптируясь к материальной и духовной (интеллектуальной) среде своего обитания и адаптируя их к себе, вступает в процессы развития, а на основе развития индивидов формируется социальный, в том числе и научно-технический прогресс. Постоянная обновляемость реалий природного и социального мира обусловливает непрерывность процессов адаптации всех живых организмов, но человек справляется с задачей функционирования в постоянно обновляющемся мире более успешно, чем другие организмы, в первую очередь из-за того, что он преобразует окружающую среду, создает «мир под себя».

Как видите, мне пришлось покинуть рамки информационных наук. Кроме этого, чтобы разгадать загадки феномена «информация», необходимо проанализировать глубокую укорененность информационных явлений в биологические и социальные процессы. Понять, как информация возникает, становится возможным только через экскурсы к самым ранним этапам эволюции животного мира и к истории социума; без этого невозможно сформулировать сущностную дефиницию феномена «информация» и выявить свойства и функции этого чрезвычайно сложного явления. Все вышесказанное позволяет уточнить дефиницию феномена «информация», предложенную А. В. Соколовым. Уточнение дефиниции вызвано необходимостью указать на причины возникновения информации и желанием показать механизм ее возникновения.

За 7-8 млн лет существования человечества природа создала немало адаптационных механизмов, но нам важно выявить специфику информационной адаптации, указать на ее видовое отличие от других способов приспособления людей к среде обитания, только в этом случае будет схвачена и выражена сущность информации. В нашей формулировке сущностное определение информации выглядит так: информация - это средство адаптации субъекта к окружающему миру (природному и социальному) через созданные/присвоенные смыслы, выраженные коммуникативными знаками.

Определяя информацию как средство адаптации, мы должны сказать, что самым главным и наиболее эффективным средством адаптации стала преобразовательная деятельность человека. Под влиянием развития индивидов и социума деятельность дифференцируется и при этом происходит дифференциация информации, которая является обязательным инструментом деятельности. Все информационные процессы, сопровождающие деятельность, могут быть охарактеризованы по-разному в зависимости от целей и содержания деятельности, но, по сути, они адаптационны, информация - это средство/инструмент приспособления человека не только к среде его обитания, но и к той или иной деятельности, создание и использование информации - обязательный элемент эволюции человека и эволюции ко многому из того, что он производит и использует.

Понятие «функция» применительно к информационным феноменам. Умозрительно воссоздав условия, предшествующие появлению информации, можно выявить объективность и органичность формирования родовых характеристик/свойств информации, которые она получает от феноменов, предшествующих ее зарождению2. Далее эти родовые свойства будут присутствовать во всех явлениях, производных от информации, хотя не всегда это будет явно (нередко свойства информации проявляются опосредованно, скрыто). Свойства, проявленные вовне, диагностируются как функции. При этом функция определяется

2 О присутствии в каждом явлении свойств и функций, наследуемых от предшествующих явлений, я подробно писала [3, 4, 27, 28].

как «.внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений» [22, с. 719]. Такое понимание функций и свойств вполне правомерно позволяет рассматривать их во взаимосвязи. Повторяемость ситуации приводит к закреплению свойств-качеств, проявляющихся в виде функций феномена, и в дальнейшем это может стать сущностью нового, относительно самостоятельного явления, и в этом кроется объяснение процесса эволюции [3, 4, 27, 28]. Например, именно так возникла вторичная информация и ее разновидности - библиографическая и вторично-семантическая информация; это были механизмы адаптации к информационной среде и к многообразию информационных явлений.

У любого вида информации возможно появление производных функций, опирающихся на ее сущностные функции [18]. Производные функции могут выступать в качестве и внутренних или технологических функций явления, выросшего на базе информации, таковыми, например, являются функции информационно-коммуникационного учреждения [13, с. 156]. Итак, мы выяснили: природа или родовые функции информации формируются на основе родовых свойств феномена, а сами свойства наследуются феноменом от его предшествующих состояний; видовая функция, возникающая при рождении нового феномена, объясняет причину его появления и его предназначение. Совокупность родовых и видовых свойств - это и есть сущностная характеристика исследуемого феномена.

Свойства информации, включающие ее в число адаптивных средств. Информация обладает свойством коммуникативности. Во-первых, благодаря органам чувств и особому свойству мозга - отражатель-ности - через информацию осуществляется связь (коммуникация) индивида с миром природы, социума. Связь живого организма со средой обитания - это обязательное условие его выживания, у всех живых организмов эта связь лежит в основе их адаптации к среде обитания и обеспечивается свойством раздражимости. Таким образом, связь человека с окружающим миром наследуется им от предшествующих форм эволюции живой материи, эта связь становится основой для формирования адаптационных механизмов в его поведении, и у человека это неразрывно связано с осмыслением окружающего мира через возникновение мыследеятельности.

Во-вторых, коммуникативность проявляется еще и в том, что человек передает информацию, - так формируется коммуникационная деятельность человека. У информации есть вспомогательное предназначение, она - инструмент взаимосвязи индивида и среды его обитания, инструмент осмысления и обозначения явлений окружающего мира. В начале эволюции процессы адаптации через осмысление распространяются только на природную среду, затем этот подход переносится на социальную среду, на духовную жизнь индивида и социума. Создание смысла -важнейшая процедура инфопроцесса, и именно смысл, как обязательная характеристика семантической информации, позволяет этой информации быть одним из ресурсов деятельности человека.

Как средство адаптации, информация обладает и свойством оценочности, это свойство есть у всякого живого организма. Нейрофизиологи и нейро-психологи утверждают, что даже самые «...простые субъективные характеристики сложных физических явлений окружающего мира обладают высокой адаптивной ценностью, поскольку позволяют организму быстро и адекватно реагировать на события в окружающей среде» [16, с. 34]. «Отбор сенсорных признаков начинается на уровне рецепторов и завершается ощущением, образом или простым символьным отображением в коре головного мозга» [15, с. 42]. Создавая информацию, отбирая и сохраняя ее, человек вырабатывает способы сохранения себя как индивида, как члена социума и как биологического существа. Свойство ценности, объективно существующее в информации, в документально-коммуникационных науках выступает как оценочность и селективность. У человека, в отличие от других живых существ, оценка становится многомерной, многовариантной, осмысленной, расцвеченной всеми характеристиками, отражающими индивидуальность и социальность субъекта. У человека весь мир сохраняется (присутствует) в сознании в виде информационного аналога, иногда верного, иногда искаженного.

Свойства информации, полученные в процессе формирования феномена. Информационный аналог мира позволяет индивиду проводить мыслительные операции, используя знаково-смысловое обозначение реальных объектов как модели: так формируется модельность информации. Создание модели невозможно без упорядоченности, организационности, структуризации [14], которые мы находим и в последующих формах эволюции информации (например, в биб-лиографоведении эти явления осознаны как функции библиографической информации [26; 9, с. 57-59], производные от сущностной - поисковой). При возникновении сознания и мыслительной деятельности коммуникативность у человека осуществляется уже не только на основе сенсорных (чувственных) образов, но и посредством мысленных (идеальных) образов, которые представляют собой схемы объектов, выражающие их основной смысл; смысл закрепляется соответствующими символами, знаками - кинематикой, жестами, ономатопоэтической, звукоподражательной предречью, возгласами, а затем мифо-семантическими, интеллектуальными образами, в том числе словами.

Знаковые системы рассматриваются в первую очередь как естественные и искусственные языки. Означенность образов через слово приводит к возникновению семантики, смысла, а слово без смысла является лишь набором звуков [11, 21]. Преобразование образа в слово, которое происходит постоянно, может рассматриваться как процесс кодирования, при котором осуществляется перевод отражения реальной действительности в специальный код (элемент языка), возникающий как особая договоренность между индивидами. Появление развитой информационной языковой коммуникации стало определяющим фактором конечного выживания людей, и оказалось, что на Земле выжил только один вид

человека - homo sapiens, у которого был самый развитый речевой аппарат.

Сегодня с помощью языка проходят все виды социальной коммуникации. Электронная коммуникация тоже использует язык, и она может осуществляться с использованием технических средств в рамках любой из коммуникаций: невербальной, устной вербальной, документальной. Сущностное свойство (природа) семантической информации как материально-духовного феномена - это ее «знаковость», «языковость», неотрывность смыслов (семантики) от коммуникативных знаков. Языковость как осмысленность присуща только социальной, то есть семантической информации. Смысл и знак - это элементарная структура (строение) информации, а по словам О. П. Коршунова, строение объекта можно рассматривать «...как развернутое выражение сущности сложного явления через его внутреннюю форму» [9, с. 170]. Язык формируется как необходимый элемент мысли в тот момент, когда человек создает (или использует) имя/название для явлений, отражаемых его сознанием. Именно язык в последующем становится основой эволюционирования информации, языковость, как родовое свойство информации, обеспечивает появление разных видов информации и обусловленных включением информации в разные виды постоянно дифференцирующейся деятельности.

Язык - это средство мышления, а речь - средство передачи смысла через звук или иной знак. Через речь происходит распространение смыслов. Семантическую информацию создает человек, он же задает ее функции, во всех случаях человек использует информацию как адаптивное средство и, используя ее таким образом, преобразует информацию, порождает ее новые виды. Информационная коммуникация возможна только в материальной форме, поэтому устная речь вместе с информационным тезаурусом, созданным с помощью естественного языка, являются обязательными простейшими компонентами (то есть элементами, выступающими в сочетании и единстве) вербальной устной формы информационного процесса. При распространении (передаче) информации происходит процесс ее отчуждения от носителя. Знаковость семантической информации приводит к разделению информации по знаковому признаку. Речь как процесс передачи смыслов через слова/знаки порождает такое свойство, как мобильность информации (распространение), из нее вытекает свойство рассеянности. Диалектически противоположной характеристикой этим свойствам является концентрация информации и ее статика.

Мобильность и знаковость/языковость семантической информации обуславливает появление у нее свойства повторяемости, которое в свою очередь закладывает основания для непрерывности информации и взаимосвязи всех информационных явлений. Это объясняется тем, что один из элементов, составляющих семантическую информацию, - смыслы (семантика) - отражает явления единого мира, и уже потому все смыслы взаимосвязаны, а их постоянное создание и воспроизведение ведет к непрерывности информационного процесса. Непрерывность

информации обеспечивает преемственность процесса познания и становится основанием социальной коммуникации, в проявлении непрерывности информационного процесса особая роль отводится и вторичной информации. В противоположность непрерывности существует дискретность (прерывность) семантической информации, она обусловлена тем, что содержание (семантика) распространяется через раздельные (отдельные) знаки (слова-номены).

Все эти свойства сохраняются и имеют специфичность проявления в разных эволюционных формах информации, в том числе и документальной, и библиографической, и вторично-семантической (ана-литико-синтетически переработанной) информации.

Дефинирование понятия «информационные ресурсы». От понятия «информация» производным является понятие «информационные ресурсы». Считаю, что правильнее использовать понятие «информация» в гносеологическом аспекте, а информационные ресурсы - это одна из форм бытования информации, то есть информационные ресурсы - это онтологическое понятие. При отвлеченных (умозрительных) рассуждениях об информационных процессах очень редко используется термин «информационный ресурс», чаще обращаются к слову «информация». Понятие «информация» сегодня возводится в ранг философской и общенаучной категории, и, думается, именно в таком качестве оно и должно функционировать в теоретических построениях; отсюда логично заключить, что все другие понятия - «данные», «знания», «сведения» - могут соотноситься с понятием «информация» как соотносятся целое и часть. Понятие «информационные ресурсы», производное от общего понятия «информация», чаще всего используется практиками, работающими в самых разных сферах социума, и учеными, представителями самых разных наук, занимающимися прикладными практико-ориентированными научными исследованиями.

Целенаправленно созданная информация, то есть информационный ресурс, может быть теоретическим и/или практическим знанием. Первый вид знания содержит в себе факты, концепции и другие результаты научных поисков и рефлексии, во втором в качестве знания транслируются научно-технические раз-

Список источников

1. Берестова Т. Ф. Законы формирования многоуровневой структуры информационного пространства и функции разных видов информации // Библиография. 2009. № 5. С. 32-47.

2. Берестова Т. Ф. Документ: методологические основания изучения, предыстория возникновения, сущность и явление // Научные и технические библиотеки. 2011. № 10. С. 42-54.

3. Берестова Т. Ф. Свойства информации как потенциал ее иерархического функционирования и видового многообразия // Научно-техническая информация. Серия 1, Организация и методика информационной работы. 2013. № 3. С. 1-7.

4. Берестова Т. Ф. Функции разных видов информации как основа многоуровневой структуры информационного пространства // Научно-техническая информация. Серия 1, Организация и методика информационной работы. 2009. № 8. С. 3-12.

5. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и в машине. Москва : Советское радио, 1958. 216 с.

работки, программы и алгоритмы, описания технологий, методик, обобщение опыта и многое другое. Первый вид ресурса будет использоваться в дальнейшей познавательной деятельности, целью которой может быть преобразование среды обитания или преобразование деятельности, второй вид будет использован в качестве непосредственного ресурса наряду с сырьем, материалами, орудиями труда в разных сферах и направлениях материально-продуктивной и социально-ориентированной деятельности. Целенаправленность создания информации в процессе подготовки ресурса нужно подчеркнуть особо. В реальности информация нередко создается как побочный продукт учета или других процедур, и такую информацию надо отличать от информации, созданной целенаправленно. Информация, созданная «по ходу не информационной деятельности» не может быть полноценным информационным ресурсом, потребительская ценность такой информации невелика, для использования такой информации требуется ее специальная доработка. При этом сущностная инструментальная функция информации в информационном ресурсе конкретизируется до уровня узкоприкладной функции, происходит и конкретизация цели создания/использования информационного ресурса, и его назначения. В моем представлении дефиниция информационных ресурсов может быть такой: информационный ресурс - это целенаправленно созданная информация, обладающая потребительской ценностью и реализующая адаптивную инструментальную функцию через ее использование в качестве средства/инструмента определенного вида деятельности или преобразователя среды обитания индивида и социума.

В заключение можно сказать, что удалось закрыть некоторые лакуны в познании феномена «информация» и производного от него явления «информационные ресурсы», а результаты, полученные при разработке адаптивно-эволюционной концепции информации, будут востребованы широким научным сообществом, куда входят философы науки, информатики, библиографоведы, библиотековеды и другие представители сферы социально-коммуникационного знания.

6. Гиляревский Р. С., Залаев Г. З., Родионов И. И., Цветкова В. А. Информатика как наука об информации. Москва : Гранд-Фаир, 2006. 592 с.

7. Кастлер Г. Возникновение биологической организации. Москва : Мир, 1967. 89 с.

8. Коган В. З. Теория информационного воздействия : филос.-со-циол. очерки. Новосибирск : Изд-во Новосиб. ун-та, 1991. 320 с.

9. Коршунов О. П. Библиография: теория, методология, методика. Москва : Книга, 1986. 285 с.

10. Кун Т. Структура научных революций. Москва : АСТ, 2009. 317 с.

11. Мельников Г. П. Информатика, язык и речь // Теория и практика НТИ (системные методы в информации и информационной практике). Москва, 1973. С. 21-37.

12. Моргенштерн И. Г. Общее библиографоведение : учеб. пособие. Санкт-Петербург, 2006. 208 с.

13. Мотульский Р. С. Библиотека как социальный институт. Минск : БГУК, 2002. 374 с.

14. Нестеров А. В. Философия информации // Научно-техническая информация. Серия 1, Организация и методика информационной работы. 2000. № 2. С. 1-5.

15. Серьгин В. Я. Природа сознания: нейронные механизмы и смысл // Открытое образование. 2009. № 2. С. 33-47.

16. Серьгин В. Я. Субъективное отражение мира: нейробиологи-ческие механизмы и смысл // Открытое образование. 2009. № 1. С. 33-44.

17. Соколов А. В. Философия информации : проф.-мировоззренч. учеб. пособие. Санкт-Петербург : СПб ГУКИ, 2010. 362 с.

18. Соколов А. В. Социальные функции библиотечной и библиографической деятельности // Научные и технические библиотеки СССР. 1984. № 6. С. 19-27.

19. Тютюнник В. М. О новом взгляде на природу информации в социальной коммуникации // Информационные системы и процессы. Тамбов [и др.], 2003. Вып. 1. С. 25-30.

20. Урсул А. Д. Информация: методологические аспекты. Москва : Наука, 1971. 293 с.

21. Урсул А. Д. Природа информации. Философский очерк. 2-е изд. Челябинск, 2010. 230 с.

22. Философский энциклопедический словарь / под. ред. В. С. Мо-рева. 2-е изд. Москва : Советская энцикл., 1989. 816 с.

23. Чернавский Д. С. Синергетика и информация. Динамическая теория информации. Москва : Либроком, 2009. 304 с.

24. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. Москва : Иностр. лит., 1963. 832 с.

25. Энциклопедия эпистемологии и философии науки / гл. ред. и сост. И. Т. Касавин. Москва : КАНОН, 2009. 1147 с.

26. Berestova T. F. «Information» and «information resources» -primary theoretical notions of information resource studies // Global Journal of Computer Science and Technology. 2017. Vol. 17, № 4. P. 5-15.

27. Berestova T. F. The properties of information as a potential of its hierarchic functioning and diversity of its types // Scientific and Technical Information Processing. 2013. Vol. 40, № 1. P. 39-45.

28. Berestova T. F. Functions of various information types as a basis for multilevel information space // Scientific and Technical Information Processing. 2009. Vol. 36, № 4. P. 219-228.

References

1. Berestova T. F. Laws of formation of many-level structure of infosphere and functions of different kinds of information. Biblio-grafiya, 2009, 5, 32-47. (In Russ.).

2. Berestova T. F. Document: methodological grounds of study, appearance background, content and phenomenon. Nauchno-tekh-nicheskie biblioteki, 2011, 10, 42-54. (In Russ.).

3. Berestova T. F. Properties of information as a potential hierarchical functioning and species diversity. Nauchno-tekhnicheskaya informatsiya. Seriya 1. Organizatsiya i methodologiya informatsi-onnoi raboty, 2013, 3, 1-7. (In Russ.).

4. Berestova T. F. Functions of different types of information as the basis for the multilevel structure of information space. Nauchno-tekhnicheskaya informatsiya. Seriya 1. Organizatsiya i methodologiya informatsionnoi raboty, 2009, 8, 3-12. (In Russ.).

5. Viner N. Kibernetika, ili upravleniye i svyaz' v zhivotnom i v ma-shine [Cybernetics or management and link in an animal and a car.]. Мoscow, Sovet. Radio, 1958. 216 p. (In Russ.).

6. Gilyarevsky R. S., Tsvetkova V. A., Zalayev G. Z., Rodionov I. I. In-formatika kak nauka ob informatsii [Information scienceas a sci-

ence about information]. Moscow, Grand-Fair, 2006. 592 p. (In Russ.).

7. Kastler G. Vozniknovenie biologicheskoi organizatsii [Formation of a biological organization]. Moscow, Mir, 1967. 89 p. (In Russ.).

8. Kogan V. Z. Teoriya informatsionnogo vozdeistviya: filos.-sotsiol. ocherki [Theory of information influence: philosoph.-sociolog. sketches]. Novosibirsk, Novosib. Univ., 1991. 320 p. (In Russ.).

9. Korshunov O. P. Bibiliografiya: teoriya, metodologiya, metodika [Bibliography: theory, methodology and methods]. Moscow, Kniga, 1986. 285 p. (In Russ.).

10. Kun T. Struktura nauchnykh revolyutsii [Structure of scientific revolutions]. Moscow, AST, 2009. 317 p. (In Russ.).

11. Mel'nikov G. P. Information science, language and speech. Teoriya i praktika NTI (sistemnye metody v informatsii i informatsionnoi praktike). Moscow, 1973, 21-37. (In Russ.).

12. Morgenshtern I. G. Obshchee bibliografovedenie : ucheb. posobie [General bibliography science : a manual]. Saint Petersburg, 2006. 208 p. (In Russ.).

13. Motulsky R. S. Biblioteka kak sotsial'nyi institute [Library as a social institution]. Minsk, BGUK, 2002. 374 p. (In Russ.).

14. Nesterov A. V. Philosophy of information. Nauchno-tekhniche-skaya informatsiya. Seriya 1. Organizatsiya i methodologiya informatsionnoi raboty, 2000, 2, 1-5. (In Russ.).

15. Ser'gin V. Ya. Nature of consciousness: neuron mechanisms and denotation. Otkrytoe obrazovanie, 2009, 2, 33-47. (In Russ.).

16. Ser'gin V. Ya. Subjective reflection of the world: neuro-biological mechanisms and denotation. Otkrytoe obrazovanie, 2009, 1, 33-44. (In Russ.).

17. Sokolov A. V. Filosofiya informatsii : prof.-mirovozzrench. ucheb. posobie [Philosophy of information : a profess.-ideol. textbook]. Saint Petersburg, SPbgGUKI, 2010. 362 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Sokolov A. V. Social function of library and bibliography activity. Nauchnye i tekhnicheslie biblioteki SSSR, 1984, 6, 19-27. (In Russ.).

19. Tyutyunnik V. M. A new look at the nature of information in social communication. Informatsionnye sistemy i protsessy. Tambov etc., 2003, 1, 25-30. (In Russ.).

20. Ursul D. A. Informatsiya: metodologicheskie aspekty [Information: methodological aspects]. Moscow, Nauka, 1971. 293 p. (In Russ.).

21. Ursul A. D. Priroda informatsii. Filosofskii ocherk [Nature of information. Philosophical review]. 2nd ed. Chelyabinsk, 2010. 230 p. (In Russ.).

22. Morev V. S. (ed.). Filosofskii entsiklopedicheskii slovar' [Philosophical encyclopedic dictionary. 2nd ed. Moscow, Sovet. entsikl, 1989. 816 p. (In Russ.).

23. Chernavsky D. S. Sinergetika i informatsiya. Dinamicheskaya teoriya informatsii [Synergetics and information. Dynamic information theory]. Moscow, Librokom, 2009. 304 p. (In Russ.).

24. Shannon K. Raboty po teorii informatsii i kibernetike [Works on information theory and cybernetics]. Moscow, Inostr. lit., 1963. 832 p. (In Russ.).

25. Kasavin I. T. (ed.). Entsiklopediya epistemologii i filosofii nauki [Encyclopedia of epistemology and philosophy of science]. Moscow, CANON, 2009. 1147 p. (In Russ.).

26. Berestova T. F. «Information» and «information resources» - primary theoretical notions of information resource studies. Global Journal of Computer Science and Technology, 2017, 17(4), 5-15.

27. Berestova T. F. The properties of information as a potential of its hierarchic functioning and diversity of its types. Scientific and Technical Information Processing, 2013, 40(1 ), 39-45.

28. Berestova T. F. Functions of various information types as a basis of multilevel information space structure. Scientific and Technical Information Processing, 2009, 36(4), 219-228.

Mатериал поступил в редакцию 12.10.2018 г.

Сведения об авторе: Берестова Татьяна Федоровна - доктор педагогических наук, профессор ЧГИК, ORCID: 0000-0003-4694-3365

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.