Научная статья на тему 'Адаптивная система автоматического управления технологическим процессом непрерывной подготовки водотопливной эмульсии'

Адаптивная система автоматического управления технологическим процессом непрерывной подготовки водотопливной эмульсии Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
175
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Ганигин С. Ю., Шигин С. В.

Рассматриваются подходы к построению систем управления технологическим процессом непрерывной подготовки водотопливных эмульсий для энергетических установок. Предлагаются алгоритмы определения оптимального компонентного состава эмульсии и приводится упрощенная структура адаптивной системы управления для их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Ганигин С. Ю., Шигин С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптивная система автоматического управления технологическим процессом непрерывной подготовки водотопливной эмульсии»

УДК 621. 396. 6

С.Ю. Ганигин, С.В. Шигин

АДАПТИВНАЯ СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОДОТОПЛИВНОЙ ЭМУЛЬСИИ

Рассматриваются подходы к построению систем управления технологическим процессом непрерывной подготовки водотопливных эмульсий для энергетических установок. Предлагаются алгоритмы определения оптимального компонентного состава эмульсии и приводится упрощенная структура адаптивной системы управления для их реализации.

Известен опыт применения эмульгированных дизельных топлив. При этом заметно увеличивается экономичность двигателей, снижаются дымность, температура и токсичность выпускных газов [1]. Существует две возможности использования водотопливной эмульсии (ВТЭ): использование подготовленной заранее эмульсии с фиксированным компонентным составом и непрерывная подготовка эмульсии непосредственно перед применением в процессе функционирования энергетической установки. Во втором случае возникает задача автоматического управления компонентным составом ВТЭ по показателям сгорания и в зависимости от режима работы двигателя. Решение этой задачи классическими методами теории управления затруднено тем, что параметры объекта управления часто бывают неизвестны заранее и изменяются с течением времени как в процессе функционирования, так и на протяжении всего времени эксплуатации (износ, ремонтные работы и т.д.), т.е. процесс изменения этих параметров является нестационарным. Обойти указанные трудности можно, применяя современные методы теории управления. В частности, решить задачу управления при ограниченной априорной информации позволяют адаптивные системы управления с самонастраивающимися моделями. При этом

Система сбора данных и принятия решения

Р и с. Структурная схема адаптивной системы управления компонентным составом ВТЭ

можно использовать наиболее простые модели вход-выход, параметры которых не отражают сути физических явлений в объекте управления.

Рассмотрим упрощенную структурную схему системы управления компонентным составом ВТЭ, представленную на рисунке. В состав системы входит: регулятор расхода воды, устройство подготовки ВТЭ, датчики концентрации воды в ВТЭ, расхода ВТЭ, скорости вращения вала, крутящего момента на валу, измерители показателей токсичности (КОх, СО), система сбора данных и принятия решения (ССДПР).

К устройству подготовки ВТЭ топливо поступает непосредственно, а вода - через управляемый регулятор расхода. Полученная эмульсия подается в топливную аппаратуру двигателя. Требуемый расход воды определяется в ССДПР на основе информации о показателях сгорания и режима работы, поступающей с датчиков.

Целью управления является обеспечение такой оптимальной концентрации воды в ВТЭ, при которой достигается снижение показателей токсичности (при возможности ниже соответствующих предельно допустимых концентраций (ПДК)) и минимизация удельного расхода топлива при заданном нагрузочном режиме.

В работе рассматриваются подходы к построению адаптивных систем управления для решения поставленной задачи.

Достижение цели управления адаптивными методами связано [2] с минимизацией функционала Q при заданных ограничениях

2 = |д[Г,и(0, ),у^), г(V)]Ж, (1)

го

где и - сигнал управления; w - наблюдаемые возмущающие воздействия; V - вектор выходных сигналов объекта; г - желаемое значение выхода; д[*] - заданная неотрицательная функция; Х0 и Хк - моменты начала и конца функционирования системы соответственно.

В нашем случае и - сигнал, подаваемый на регулятор расхода воды; w - концентрация воды в ВТЭ, расход ВТЭ; V - показатели токсичности, относительные параметры нагрузочного режима, удельный расход топлива; г - наилучшее достижимое значение элементов вектора V.

Алгоритм управления должен обеспечить получение

и * (V) = аг§ шт 2 [и 11 (V)] . (2)

иеО

Здесь О - заданная область допустимых сигналов управления;1(Х) - имеющаяся в текущий момент времени апостериорная информация о функционировании объекта в промежутке времени (Х0, 1): 1(1) = {ц(т), и(т), у(т); те(Х0,Х)}; 2\и 11(V)] - имеющийся в момент X прогноз (оценка) q[•], которая может быть получена при данной 1(1) и при условии, что в будущем (в проме-

жутке те (10,1к)) будет реализован данный сигнал управления и(т).

В общем случае алгоритм управления может быть сконструирован в виде

и *(0 = и[V,а, 1(1)], " Vе (^, 1к). (3)

Здесь и[*| - некоторый детерминированный оператор; а - конечномерный вектор параметров, уточняющийся в процессе функционирования системы.

При выбранной заранее структуре оператора И[^] задача конструирования алгоритма (3)

сводится к отысканию вектора а , обеспечивающего выполнение условия (2).

В рассматриваемой задаче структура функционала (1) строится в соответствии с целями управления (улучшение показателей токсичности и снижения удельного расхода топлива при заданных частоте вращения и крутящем моменте на валу двигателя), причем выбор того или иного показателя токсичности в качестве аргумента осуществляется в зависимости от нагрузочного режима двигателя. В частности, при пониженном нагрузочном режиме используется концентрация СО и дымность ОГ, а при повышенном - концентрация КОх. Критерий снижения показателей токсичности в данной системе является приоритетным. Таким образом, при определении оптимального входного воздействия в первую очередь находится интервал входных воздействий, в котором выбранный показатель токсичности не превышает предельно допустимых концентраций (ПДК) или делается вывод о том, что такая ситуация недостижима. Указанный прогноз осуществляется по уточненной модели по показателям токсичности. Далее в найденном интервале, в соответствии с уточненной моделью, по показателям экономичности определяется единственное значение входного воздействия, при котором достигается минимальное

значение удельного расхода топлива. Такой алгоритм осуществим в случае однозначных характеристик объекта управления по показателям токсичности и разрабатывается на основе анализа исследований по вопросам применения ВТЭ. Действительно, как показано в [1], зависимости показателей токсичности от концентрации воды в ВТЭ монотонны, а зависимости удельного расхода имеют одну точку экстремума в допустимом диапазоне изменения концентраций воды.

В качестве функции q[•] при численном моделировании системы использовался квадрат невязки соответствующих элементов векторов г и V.

Выбор оператора И[^] обусловлен мощностью вычислительных средств и при решении данной задачи в качестве этого оператора использовалась кусочно-линейная аппроксимация

модели вход-выход объекта управления. Параметры вектора а уточняются методами идентификации. В данном случае при проведении численного эксперимента использовался метод наискорейшего спуска с минимизацией вдоль направления движения [4]. В алгоритме адаптации вводится заранее определенная величина запаздывания, обусловленная динамикой объекта управления.

Распространенным подходом к определению элементов вектора г (желаемое значение выхода в области достижимых значений) является использование тестовых сигналов [3], которые подаются в некоторые моменты времени на вход объекта управления. В данной задаче необходимо уменьшить использование тестовых сигналов. Для этого, в качестве элементов вектора г использовались нечеткие множества. При построении реальной системы функции принадлежности этих нечетких множеств могут быть заданы на основе априорной информации о функционировании объекта управления и соответствующими стандартами. Использование нечетких множеств при задании вектора г упрощает оценивание управляемости объекта и качества функционирования системы управления по значению функции принадлежности.

Результаты моделирования рассматриваемой системы управления показывают, что система работоспособна для широкого класса моделей объектов управления. Время сходимости процесса адаптации и достижение цели управления зависят в основном от удачного построения оператора И[^], и в данном случае, при аппроксимации нелинейных характеристик объекта управления кусочно-линейными моделями, от выбора узлов аппроксимации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Лебедев О.Н., Сомов В.А., Сисин В.Д. Водотопливные эмульсии в судовых дизелях. Л.: Судостроение, 1988.

2. Перельман И.И. Непосредственная адаптация и адаптация путем идентификации. М.: Институт проблем управления, 1980.

3. Хартман К. Планирование эксперимента в исследовании технологических процессов. М.: Мир, 1977.

4. Эйкхофф П. Основы идентификации систем управления. М., Мир, 1975.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.