Научная статья на тему 'Адаптивная модель интегрированной бухгалтерской отчетности как эффективное средство коммуникации со стейкхолдерами'

Адаптивная модель интегрированной бухгалтерской отчетности как эффективное средство коммуникации со стейкхолдерами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
407
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕГРИРОВАННОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЗАПРОС / ГРУППЫ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаговская Е.А.

Предложен комплексный подход к информационному обеспечению групп заинтересованных лиц, основанный на совершенствовании процедуры формирования расширенного спектра учетной информации и выбора модели ее представления на базе адаптивной модели интегрированной отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптивная модель интегрированной бухгалтерской отчетности как эффективное средство коммуникации со стейкхолдерами»

I*

УДК 657.1

АДАПТИВНАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕГРИРОВАННОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ СО СТЕЙКХОЛДЕРАМИ

Е. А. ЛАГОВСКАЯ,

кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры бухгалтерского учета E-mail: lagovskaya1@meta. ua Житомирский государственный технологический университет

Предложен комплексный подход к информационному обеспечению групп заинтересованных лиц, основанный на совершенствовании процедуры формирования расширенного спектра учетной информации и выбора модели ее представления на базе адаптивной модели интегрированной отчетности.

Ключевые слова: адаптивная модель интегрированной бухгалтерской отчетности, информационный запрос, группы заинтересованных лиц.

Правильный выбор средства коммуникации со стейкхолдерами является важным источником создания конкурентных преимуществ для хозяйствующих субъектов. Информация о деятельности подавляющего большинства украинских компаний раскрывается в форме финансовой отчетности, что является недостаточным для удовлетворения информационных потребностей пользователей. Лишь незначительная часть крупных украинских компаний и компаний, занимающихся внешнеэкономической деятель-

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Житомирском государственном технологическом университете.

ностью либо имеющих иностранных инвесторов, осуществляют подготовку нефинансовых отчетов. При этом можно отметить:

1) неудовлетворительный уровень полезности существующих моделей бухгалтерской отчетности (индекс прозрачности отчетности украинских компаний по состоянию на 01.01.2012 составил 59,8 % [1]). Наиболее прозрачные и подотчетные ведущие компании в Украине по состоянию на 01.01.2012 представлены на рис. 1;

2) описательный характер нефинансовых отчетов украинских компаний (рис. 2) (35 % инвестиционных решений принимаются на основе нефинансовой информации [3]).

В связи с этим необходимо усовершенствовать подход к раскрытию информации внешним пользователям, применяемый в украинской практике хозяйствования, с целью повышения уровня прозрачности украинских компаний и, соответственно, улучшения их деловой репутации и инвестиционной привлекательности.

Проведенный анализ мировых тенденций раскрытия информации зарубежными компаниями дает основания констатировать положительное реагирование рынка на получение информации, сформированной в информационном запросе к

%

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

10

Рис. 1. Значение индекса прозрачности и подотчетности ведущих компаний в Украине по состоянию на 01.01.2012 [1]: 1 - «ДТЕК»; 2 - «Метинвест»; 3 - «Оболонь»; 4 - «АрселорМиттал Кривой Рог»; 5 - «Систем Кэпитал Менеджмент»; 6 - «Киевстар»; 7 - «Интерпайп»; 8 - «Эрнст энд ЯнгУкраина»;9- «МЕТРО,Кеш эндКэрриУкраина»;10- «Галнафгогаз»

«СКМ» ГК «<Фокстрот»» BDO «Юболонь»» ««Астелит»» (оператор ««Лайф»>) «<Галнафтогаз»» «<Киевстар»» ««Интертайп»» ««Метинвест Холдинг»» «АрселорМиттал Кривой Рог»»

ШШ13Ш v УМ 16

в Ш2ШШШ 1 Я 7ИШ

2 .V.V.V Ы2'<тш

TP

«i» шт шш

ш 5 4 <<<<•! 5 ЩЩШ

^ 7 ШШх0<<< 12 v>v>v* шаш юшш

0 Человеческий капитал В Организационный капитал

□ Социальный капитал В Внешний капитал

Рис. 2. Информативность нефинансовых отчетов ведущих украинских компанийв разрезе нематериальныхсоставляющихихстоимости на01.01.2012:

1-7, 10, 12, 13 - количество показателей в нефинансовой отчетности в разрезе капиталов

компанишм, что всвою очередьсказывается hei уровне их рыночной капитализации.

При этом необходимо учесть серьезные изменения в методах ведения бизнеса. Эти изме-

нения взаимосвязаны и отражают следующие тенденции:

1) глобализации;

2) усиления политической активности в мире в ответ на экономические, финансовые и другие кризисы;

3) повышения ожидания прозрачности деятельности компаний и правильности ведения учета;

4) фактического и предполагаемого в будущем дефицита ресурсов;

5) роста населения;

6) усиления экологических проблем [2, с. 15].

В связи с этим и исходя из необходимости решения заявленной проблемы коммуникационного взаимодействия украинских компаний с субъектами информационного запроса как основы формирования механизма повышения их инвестиционной привлекательности в условиях глобального финансового рынка необходимо решение следующих задач:

1) совершенствования методологии формирования учетной информации и выбора моделей ее представления в бухгалтерской отчетности, обеспечивающих развитие финансового рынка, в том числе и рынка капитала;

2) формирования в масштабах отдельных хозяйствующих субъектов системного подхода к управлению компанией на базе учетной информации, представленной за

архитектоникой ее стоимости;

3)фор мирования в масштабах групп заинтересованных лиц принципов раскрытия учетной информации на запрос внутренних и внешних

1

2

3

4

5

6

7

пользователей как существующих и потенциальных поставщиков капитала в разрезе стоимости компании как объекта запроса и ее персонифицированного прироста в разрезе каждой из групп.

Зарубежными профессиональными организациями, аудиторскими компаниями и учеными разработано более 10 новых моделей отчетности, ориентированных на повышение уровня прозрачности бизнес-единицы путем раскрытия не только финансовой, но и широкого спектра нефинансовой информации. В частности, разработаны модели: «Отчет Дженкинса», «Отчет компании будущего», «Годовой отчет XXI века», «Неизбежная смена», «Совершенная отчетность», «Отчетность о стоимости», «Отчетность об устойчивом развитии», «Отчетность Бруклинского учреждения», «Динамика стоимости», «Усовершенствованная отчетность», «Интегрированная отчетность».

Разработчиками подавляющего большинства указанных моделей являются профессиональные бухгалтерские организации, в частности Американский институт общественных бухгалтеров, Институт присяжных бухгалтеров Шотландии, а также специально созданные комитеты: London-based RSA (Royal Society for Encouragement of Art, Manufactures & Commerce - Королевское общество поощрения искусств, промышленности и коммерции), Консорциум усовершенствованной отчетности, Международный комитет интегрированной отчетности, Глобальная инициатива по отчетности, Вашингтонское отделение Бруклинского учреждения.

Кроме того, новые модели формирования отчетности предложили аудиторская компания PricewaterhouseCoopers (модель «Отчетность о стоимости»), а также группа ученых: Р. Боултон (R. Boulton), Б. Либерт (B. Libert) и С. Самек (S. Samek) (модель «Динамика стоимости»).

Общим для данных подходов является то, что они носят необязательный характер, а сформированная отчетность является дополнением к финансовой отчетности, кроме интегрированной отчетности, предусматривающей интеграцию финансовой отчетности с нефинансовой. В то же время отсутствие требований об обязательном использовании рассмотренных выше моделей значительно усложняет:

1) возможность сравнения информации, раскрываемой различными компаниями;

2) возможность адаптации авторских методик разработчиков моделей отчетности к специфике конкретной компании;

3) процедуру проверки достоверности представленной информации;

4) процедуру осуществления аналитических исследований информации, сгруппированной хозяйствующими субъектами с использованием разных моделей.

Учитывая это, считаем целесообразным применение разработанной автором адаптивной модели интегрированной отчетности, учитывающей лучший мировой опыт, особенности национальных условий хозяйствования и ориентированной на удовлетворение информационных потребностей основных групп стейкхолдеров.

При этом, как отмечает М. Ф. Фомин, необходимо учитывать следующий парадокс: «Стремление к достижению большей прозрачности путем большего раскрытия приводит к появлению большего количества форм и снижению прозрачности деятельности компании» [2, с. 14].

Предложенная адаптивная модель интегрированной отчетности нацелена на устранение данного парадокса. Данная модель является средством интеграции финансовых и нефинансовых показателей через формирование оптимальной информационной панели показателей, ориентированной на обеспечение информационных запросов различных групп заинтересованных лиц.

Адаптивная модель интегрированной отчетности, исходя из ее названия, ориентирована на сочетание финансовой информации с широким спектром информации нефинансового характера, а также на учет информационных потребностей основных групп заинтересованных лиц по экологической, социальной, экономической деятельности в рамках концепции устойчивого развития и реализации концепции стоимостно ориентированного управления.

Прежде всего стоит отметить, что предлагаемая автором модель отчетности не является заменой традиционной финансовой отчетности, а лишь средством интеграции с ней, в том числе и с трансформируемой ее частью.

Основной целью подготовки адаптивного интегрированного отчета являются обобщение и предоставление внешним пользователям ин-

формации о фактической стоимости компании, величине ее прироста за отчетный период, а также о способности организации формировать стоимость для основных групп заинтересованных лиц, что позволит:

1) повысить уровень прозрачности компании и, как следствие, улучшить ее репутацию и инвестиционную привлекательность;

2) обеспечить возможность более адекватной оценки текущей стоимости компании и ее потенциала создавать стоимость в будущем;

3) обеспечить возможность концентрации внимания управленческого персонала на ключевых факторах стоимости;

4) наладить взаимоотношения со стейкхол-дерами путем обеспечения удовлетворения их информационных потребностей, что позволит привлекать к сотрудничеству лучших специалистов и построить надежные отношения с поставщиками и клиентами;

5) повысить уровень полезности финансовой отчетности в процессе оценки стоимости компании.

Использование адаптивной модели интегрированной отчетности позволит пользователям получить информацию о:

1) перспективах развития компании и, соответственно, о ее способности создавать стоимость в будущем;

2) макроэкономических и отраслевых факторах формирования стоимости компании;

3) внутреннем потенциале компании формировать стоимость;

4) фактическом размере стоимости и способности компании создавать стоимость для разных групп стейкхолдеров.

Информационные потребности основных в разрезе составляющи

При разработке данной модели отчетности учтены информационные потребности основных групп стейкхолдеров в разрезе составляющих стоимости компании (табл. 1).

Предусмотрено, в частности, что собственников интересует информация о всех составляющих стоимости компании, при этом, однако, первостепенное значение для данной группы стейкхолде-ров имеет величина прироста показателя стоимости, поскольку данный показатель свидетельствует о максимизации их благосостояния. Кроме того, данный показатель является критериальным при оценке эффективности работы наемных менеджеров и оценке эффективности функционирования компании в целом.

Инвесторов также интересует информация обо всех составляющих стоимости компании, но в первую очередь - величина прироста данного показателя, размер начисленных дивидендов и наличие у компании достаточного объема финансовых ресурсов для их выплаты.

Потенциальные инвесторы, как и иные группы стейкхолдеров, нуждаются в получении информации обо всех составляющих стоимости компании, поскольку такая информация является основой для определения инвестиционной привлекательности организации, ее способности создавать стоимость в будущем. Это, соответственно, является гарантом того, что субъект инвестирования сможет вернуть инвестированный капитал и получить желаемый уровень инвестиционного дохода.

Работников в первую очередь интересует информация о величине финансового капитала в части наличия достаточного объема ресурсов, необходимых для обеспечения надлежащего уровня

Таблица 1

групп стейкхолдеров (субъектов запроса) х стоимости компании

Составляющие стоимости компании Собственники Инвесторы Потенциальные инвесторы Работники Поставщики Кредиторы Клиенты Органы государственной власти

Физический капитал + + + - - + - +

Финансовый капитал + + + + + + - +

Человеческий капитал + + + + - - - -

Социальный капитал + + + + - - - +

Организационный капитал + + + - - - + -

Внешний капитал + + + - - + + +

оплаты труда, а также информация о размере человеческого капитала, а именно наличие программ повышения квалификации и перспективы участия в них. Кроме того, данную группу стейкхолдеров интересует информация о социальном капитале в части социальных программ, реализуемых компанией для работников, а также в части уровня безопасности условий их труда.

Клиентов интересует информация о внешнем капитале, а именно сложившаяся репутация, являющаяся основным критерием оценки надежности партнера, а также информация об организационном капитале в части способности компании эффективно наладить бизнес-процессы - способность обеспечить своевременность выполнения заказов и надлежащее качество продукции (услуг).

Поставщикам необходима информация о величине финансового капитала в разрезе наличия достаточного объема денежных средств для своевременного погашения задолженности по договорным обязательствам.

Кредиторов также интересует информация о размере финансового капитала, а именно достаточность его объема для погашения задолженности по полученным кредитам и по начисленным процентам. Кроме того, для данной группы стейкхолдеров важна информация о материальной составляющей стоимости компании, которая может выступать в качестве залога при получении кредитов.

Органы государственной власти заинтересованы в получении информации о финансовом капитале. Их также интересует информация о стоимости материального капитала, в случае если активы выступают объектами налогового залога. Кроме того, данная группа стейкхолдеров запрашивает информацию о социальном капитале в части безопасности условий труда, относительно внешнего капитала в части внешних социальных и экологических программ, реализуемых хозяйствующим субъектом.

В связи с вышеизложенным стоимость компании может иметь разное значение для разных групп стейкхолдеров, поэтому информационная панель предложенной модели отчетности должна включать показатели, позволяющие наиболее полно охарактеризовать величину прироста данного

показателя для каждой группы заинтересованных лиц (табл. 2).

В частности, о приросте стоимости компании свидетельствует положительное значение показателя экономической добавленной стоимости, позволяющего владельцам оценить результаты деятельности организации с учетом стоимости использования как привлеченного, так и собственного капитала. Для инвесторов (существующих и потенциальных) первостепенное значение будут иметь показатели экономической добавленной стоимости и совокупной акционерной доходности, последний из которых отражает прирост величины выплаченных дивидендов в течение отчетного периода. Создание стоимости для работников организации оценивается исходя из величины выплаченной заработной платы, суммы расходов на повышение квалификации, на реализацию социальных программ и обеспечение безопасных условий труда; для поставщиков -исходя из суммы понесенных расходов на приобретение различных активов; для кредиторов -исходя из суммы уплаченных процентов; для органов государственной власти - исходя из суммы уплаченных налогов, величины расходов на реализацию внешних социальных программ и охрану окружающей среды.

Выше были рассмотрены финансовые показатели, с помощью которых отражается способность компании создавать стоимость для основных групп стейкхолдеров. Характерной особенностью адаптивной модели интегрированной отчетности является сочетание финансовой информации с широким спектром информации нефинансового характера.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация, представленная в адаптивном интегрированном отчете, систематизируется по следующим разделам: общая информация об организации, перспективы развития, внешние факторы формирования стоимости организации, внутренние факторы формирования стоимости организации и прирост стоимости (рис. 3). При этом информация по каждому разделу приводится во взаимосвязи, а в приложениях предусмотрена необходимость представления финансовой отчетности организации, подготовленной согласно требованиям действующего законодательства и скорректированной с целью повышения ее полезности в процессе оценки стоимости организации.

Таким образом, приведенная структура адаптивного интегрированного отчета призвана интегрировать все аспекты деятельности организации в единую информационную систему с возможностями ее адаптации к антагонистическим запросам соответствующих пользователей, обеспечив при этом простоту восприятия информации и возможность демонстрации способности организации создавать стоимость для разных групп заинтересованных лиц.

Основной целью подготовки первого раздела «Общая информация о компании» адаптивного интегрированного отчета является ознакомление пользователя с общими особенностями и спецификой деятельности компании.

Во втором разделе «Перспективы развития компании» раскрывается информация о стратегии развития организации, стратегических и тактических целях ее деятельности. При этом достаточно важными являются определение и раскрытие

количественных и качественных параметров реализации выбранной стратегии и тактики. Кроме того, в рамках данного раздела следует приводить информацию об ожиданиях относительно будущей деятельности в виде совокупности прогнозных показателей, охватывающих ключевые сферы функционирования организации и ключевые факторы формирования ее стоимости.

Включение раздела «Перспективы развития компании» в адаптивный интегрированный отчет имеет особо важное значение, поскольку представленная в нем информация является основой для формирования вывода группами заинтересованных лиц о способности компании продолжать создавать стоимость в будущем, что способствует повышению ее инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности в борьбе за привлечение инвестиционных ресурсов.

Раздел «Внешние факторы формирования стоимости компании» отражает информацию об

Таблица 2

Ключевые финансовые показатели прироста стоимости компании в разрезе групп заинтересованных лиц

Субъекты запроса Физический капитал Финансовый капитал Человеческий капитал Социальный капитал Организационный капитал Внешний капитал

Собственники Экономическая добавленная стоимость

Инвесторы Совокупная акционерная доходность, экономическая добавленная стоимость

Потенциальные инвесторы Совокупная акционерная доходность, экономическая добавленная стоимость, потенциальные возможности и угрозы в деятельности (условные социальные и экологические активы, условные социальные и экологические обязательства)

Работники Сумма выплаченного вознаграждения Расходы на повышение квалификации Расходы на социальные мероприятия и безопасность труда

Поставщики Расходы на оплату стоимости приобретенных активов

Кредиторы - Доход - - - -

Клиенты Сумма уплаченных процентов

Органы государственной власти Сумма уплаченных налогов Расходы на реализацию социальных и экологических программ, уровень условных экологических и социальных обязательств

АДАПТИВНЫМ ИНТЕГРИРОВАННЫМ ОТЧЕТ

Название раздела

Общая информация о компании

Цепь подготовки

Ознакомить пользователя с

общими данными и спецификой деятельности компании

Составляю щие

2 Перспективы развития

компании

3

Внешние факторы формирования стоимости компании

Раскрытие информации о стратегических и тактических целях деятельности компании

Внутренние факторы формирования стоимости компании

Раскрытие информации о макроэкономических и отраслевых факторах влияния на формирование стоимости компании

Раскрытие информации о внутреннем потенциале создания стоимости компанией

Отчет о перспективах развития компании

Отчет о внешних факторах формирования стоимости компании

Прирост стоимости

Раскрытие информации о способности компании создавать стоимость для

разных групп заинтересованных лиц

О

6

Приложения

Повышение уровня полезности финансовой отчетности в процессе оценки стоимости компании

Отчет о внутренних факторах формирования стоимости компании

Отчет об экономической добавленной стоимости, отчет о совокупной акционерной доходности, отчет о

добавленной стоимости для работников, отчет о добавленной стоимости для поставщиков, отчет о добавленной стоимость для других контрагентов, отчет о добавленной стоимости для клиентов, отчет о

добавленной стоимости для кредиторов, отчет о добавленной стоимости для органов государственной

власти, отчет об альтернативных издержках, отчет об условных активах и обязательствах, отчет о стоимости компании

Баланс, отчет о финансовых результатах (в том числе трансформированные)

чень показателей может дополняться показателями, которые, по мнению управленческого персонала, имеют существенное влияние на способность компании создавать стоимость для разных групп стейк-холдеров.

Кроме того, в примечаниях к отчету необходимо приводить анализ влияния внешних факторов на деятельность компании. В частности, необходимо раскрывать информацию о стабильности политической ситуации, уровне налоговой нагрузки, изменениях законодательных норм, оказавших влияние на способности компании создавать стоимость, измене-

Рис. 3. Структура адаптивного интегрированного отчета

основных внешних факторах, имеющих наиболее существенное влияние на формирование стоимости компании. Информация, представленная в данном разделе, позволяет идентифицировать место организации во внешней среде, уровень ее зависимости от факторов, не поддающихся непосредственному контролю со стороны руководства. В частности, в данном разделе необходимо определить экономические, политические, экологические, социальные и отраслевые факторы влияния.

Информация о данных факторах раскрывается в виде отчета о внешних факторах формирования стоимости компании. Данный отчет состоит из двух разделов: первый - о макроэкономических факторах влияния; второй - об отраслевых факторах влияния. При этом приведенный в отчете пере-

ниях экологической ситуации в стране или отдельном регионе и, соответственно, ее влиянии на деятельность компании (уменьшение или увеличение экологических квот, сборов за загрязнение окружающей среды и т. д.).

Изменения социальных факторов, в частности платежеспособности населения, следует приводить в вышеуказанном отчете в том случае, если данное изменение сказывается на результатах деятельности компании; изменение демографической ситуации в стране или отдельном регионе -если это приводит к уменьшению предложения рабочей силы, что может проявиться в неспособности компании в полной мере укомплектовать штат работников.

Также необходимо раскрывать информацию об уровне конкуренции в отрасли, барьерах вхождения и выхода из отрасли, опасности появ-

1

4

5

ления новых конкурентов, опасности появления товаров-заменителей или диверсификации групп товаров-конкурентов.

Раскрытие вышеприведенной информации позволяет значительно снизить влияние субъективного фактора при оценке результатов деятельности хозяйствующего субъекта.

В разделе «Внутренние факторы формирования стоимости компании» раскрывается информация о внутренннм потенциале создания стоимости. Включение данного раздела в адаптивный интегрированный отчет обусловлено необходимостью представления внешним пользователям информации о том, за счет каких ресурсов сформирована стоимость компании, имеет ли компания достаточно ресурсов для сохранения или увеличения ее уровня в будущем, учитывая стадию жизненного цикла, в котором она пребывает.

Информация в рамках данного раздела представляется в форме отчета о внутренних факторах формирования стоимости компании, содержащего перечень показателей, систематизированных по следующим разделам: физический, финансовый, человеческий, социальный, организационный и внешний капиталы, что соответствующим образом позволит пользователям оценить вклад каждой составляющей в формирование стоимости компании.

В примечаниях к отчету о внутренних факторах формирования стоимости компании необходимо раскрытие информации о корпоративной культуре, стиле управления, организационной структуре, других аспектах деятельности компании, если они, по мнению управленческого персонала, оказывают существенное влияние на способность компании создавать стоимость в долгосрочном периоде.

В разделе «Прирост стоимости» раскрывается информация о способности компании создавать стоимость для разных групп стейкхолдеров. Кроме того, данный раздел содержит информацию о влиянии прироста стоимости, созданной компанией для основных групп заинтересованных лиц, на прирост стоимости для владельцев.

Данный раздел включает: отчет об экономической добавленной стоимости, отчет о совокупной акционерной доходности, отчет о

добавленной стоимости для работников, отчет о добавленной стоимости для поставщиков, отчет о добавленной стоимости для других контрагентов, отчет о добавленной стоимости для клиентов, отчет о добавленной стоимости для кредиторов, отчет о добавленной стоимости для органов государственной власти, отчет об альтернативных издержках и отчет о стоимости компании.

Вышеупомянутые отчеты ориентированы на ликвидацию проблемы избыточной информации, устранение коммуникационных барьеров, особенно внешнего уровня (организационных, технических и субъектных), поскольку каждый отчет предназначен для конкретной группы стейкхолдеров и учитывает их информационные потребности, что позволяет упростить процесс обработки информации и повысить уровень ее полезности для каждой из идентифицированных групп.

Так, отчет об экономической добавленной стоимости направлен на обеспечение удовлетворения информационных потребностей собственников и инвесторов. Данный отчет предоставляет информацию о приросте стоимости компании с учетом стоимости как привлеченного, так и собственного капитала. Отчет включает три раздела:

1) «Средневзвешенная стоимость капитала» (содержит расчет стоимости использования собственного и привлеченного компанией капитала);

2) «Финансовые результаты деятельности» (содержит информацию о размере чистой прибыли, генерируемой компанией);

3) «Экономическая добавленная стоимость» (включает расчет показателя экономической добавленной стоимости).

Отчет о совокупной акционерной доходности раскрывает информацию о величине прироста суммы выплаченных дивидендов и прироста курса акций за отчетный период.

Отчет о добавленной стоимости для работников включает информацию о суммах выплаченных в течение отчетного периода заработной платы, премий, других компенсационных выплат, расходов на обучение и повышение квалификации работников, на реализацию социальных программ для работников, а также расходов на обеспечение безопасных условий труда.

Отчет о добавленной стоимости для поставщиков содержит информацию о величине

расходов на приобретение оборотных и внеоборотных активов; отчет о добавленной стоимости для других контрагентов - о расходах компании на оплату стоимости полученных услуг; отчет о добавленной стоимости для клиентов - о величине доходов от реализации продукции (товаров, работ, услуг), полученных компанией в течение отчетного периода; отчет о добавленной стоимости для кредиторов - о стоимости использования привлеченного капитала компанией; отчет о добавленной стоимости для органов государственной власти - о сумме начисленных и уплаченных налогов, сборов, других обязательных платежей в течение отчетного периода, сумме штрафов, пени, начисленных за неправильное определение размера налогов или за несвоевременность их уплаты, сумме расходов, понесенных на реализацию внешних социальных программ и в разрезе экологической деятельности; отчет об альтернативных издержках - о стоимости использования собственного капитала компанией.

Каждая из вышеупомянутых статей расходов отражает величину стоимости, созданной компанией для соответствующей группы стейкхолде-ров. Кроме того, отчеты позволяют определить влияние прироста стоимости, сформированной компанией в течение периода для соответствующей группы заинтересованных лиц, на общий прирост стоимости.

В рамках данного раздела приводится отчет о стоимости компании, содержащий информацию о стоимости чистых активов, величине добавленной стоимости, созданной существующими активами в течение отчетного периода и прогнозируемой величине прироста стоимости, которая, как ожидается, будет создана существующими активами и будущими инвестициями в течение следующих отчетных периодов.

В приложениях к адаптивному интегрированному отчету приводится скорректированная финансовая отчетность компании в составе формы № 1 «Баланс» и формы N° 2 «Отчет о финансовых результатах».

При подготовке вышеуказанных форм отчетности следует учитывать качественные характеристики информации, которым она должна соответствовать (достоверность, точность, полнота, полезность, объективность, своевременность

(актуальность) и т. д., что в совокупности делает ее пригодной для процесса принятия соответствующих решений различными группами заинтересованных лиц) и позволяет придерживаться принципов формирования отчетности (принцип периодичности, ориентированный на разделение деятельности предприятия на определенные периоды времени с целью составления отчетности; принцип управляемости рисками, согласно которому процесс управления должен обеспечиваться информационной базой, способной спрогнозировать, оценить и минимизировать риски в разрезе функционирования объектов управления).

В целом предложенная модель отчетности обеспечит удовлетворение информационных потребностей групп заинтересованных лиц, представленных в табл. 3.

Представленная модель отчетности не является заменой финансовой отчетности. Она создает возможность интеграции с ней, что призвано повысить уровень прозрачности компании с це-

Таблица 3 Значение адаптивной модели интегрированной отчетности для различных

групп заинтересованных лиц

Субъект запроса Значение адаптивной модели интегрированной отчетности

Собственники Ориентирована на обеспечение информацией для оценки эффективности управленческих действий, исходя из стадии жизненного цикла, на котором находится компания, и возможностей создавать стоимость в будущем на основе сбалансирования антагонистических интересов других пользователей отчетности в ходе экономической, социальной и экологической деятельности

Инвесторы и потенциальные инвесторы Является механизмом повышения инвестиционной привлекательности компании через обеспечение роста уровня информационной прозрачности перед данной группой пользователей, которая на основе представленной информации может оценить потенциальные возможности и угрозы в деятельности выбранного или потенциального объекта инвестирования

Окончание таблицы

Субъект запроса Значение адаптивной модели интегрированной отчетности

Работники Является основой для оценки эффективности социальных и мотивационных программ относительно данной группы заинтересованных лиц как поставщиков ресурса соответствующего типа

Поставщики Позволяет повысить уровень надежности контрагента и оценки возможности сотрудничества с ним в перспективе

Клиенты Обеспечивает повышение уровня деловой репутации, значения деятельности компании для общества через реализацию соответствующих внешних программ, выступает основой для увеличения объемов закупок и оценки возможности сотрудничества с компанией в перспективе

Кредиторы Является информационной базой для оценки потенциальных возможностей и угроз деятельности компании как объекта кредитования

Органы государственной власти Служит основой для оценки реального и потенциального вклада компании в развитие региона и государства в целом, что является основанием для применения льготных условий со стороны правительства к данной бизнес-единице

лью налаживания взаимоотношений с группами заинтересованных лиц и, соответственно, повысить ее инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность в борьбе за привлечение дополнительных ресурсов. Преимущества данной модели отчетности заключаются в следующем:

1) повышении уровня прозрачности компании для каждой из групп заинтересованных лиц;

2) возможности осуществления анализа эффективности реализации намеченной стратегии развития на основе оценки сложившейся бизнес-модели компании;

3) представлении информации для оценки потенциальных возможностей и угроз деятельности;

4) отслеживании цепочки создания стоимости и возможности оценки эффективности управления ее составляющими.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предложенный комплексный подход к информационному обеспечению групп заинтересованных лиц основан на совершенствовании подхода к формированию расширенного спектра учетной информации и выборе модели ее представления на базе адаптивной модели интегрированной отчетности. Описанная модель обеспечивает формирование системного подхода к управлению организацией с использованием учетной информации, представленной как структура ее стоимости в масштабах отдельных хозяйствующих субъектов. При этом также обеспечивается раскрытие учетной информации по запросу внутренних и внешних пользователей как существующих и потенциальных поставщиков капитала в разрезе стоимости организации, являющейся объектом запроса, прироста стоимости в разрезе каждой из групп (в масштабах групп заинтересованных лиц).

Это достигается через сочетание финансовой информации с широким спектром информации нефинансового характера, использование положений концепции устойчивого развития и концепции стоимостно ориентированного управления. Такой подход позволит обеспечить простоту восприятия информации пользователями и демонстрацию способности компании создавать стоимость для разных групп заинтересованных лиц в перспективе.

Список литературы

1. Официальный сайт Центра «Развитие корпоративной и социальной ответственности». URL: http://www. csr-ukraine. org/rezultati_indeksu_ prozorosti. html.

2. Фомин М. В. Формирование новой модели бизнес-отчетности // Аудиторские ведомости. 2012. № 1-2. С. 13-21.

3. Measures That Matter. URL: http://www. valuementors. com/pdf/Measures %20that %-0Matter. pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.