фотворчества, найти свою дорогу в ми- гократно в истории, а постоянно совершеп-ровом многообразии, не ломать его мио- ствовать.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Лисовский В. Т. Социальные проблемы обучения и воспитания / В. Т. Лисовский, А. А. Козлов, Е. М. Захарова // Российское студенчество на рубеже веков: материалы Всерос. студенческого форума. М., 2001. С. 65 - 90.
2. Скрипник А. П. Моральное зло в истории этики и культуры / А. П. Скрипник. М.: Политиздат, 1992. 351 с.
3. Современная западная социология: слов. М.: Политиздат, 1990. 432 с.
4. Чакбарисов Ш. X. Формирование советской университетской системы / Ш. X. Чикбарисов. М.: Высш. шк., 1988. 256 с.
Поступила 06.05.04.
АДАПТИВНАЯ МОДЕЛЬ БЕСКОНФЛИКТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ СИРОТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СРЕДУ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ ДОМЕ № 23 г. МОСКВЫ)
В. М. ВОЛОХАТОВА, аспирант
Существующая в современной России политическая и социально-экономическая ситуация характеризуется высокой не стабильностью и негативно сказывается на формировании подрастающего поколения. Быстро меняющиеся условия жизни не дают возможности адаптироваться к ней как взрослым людям, так и подросткам. Особо уязвимую группу составляют дети, которые по той или иной причине не могут пребывать со своими родителями. При этом постоянно растет количество тех, чьи родители лишены родительских прав или отказались от них при рождении, недееспособны по болезни, находятся в заключении, бросили ребенка па произвол судьбы, продали жилье и оставили детей без крыши над головой. Таким образом, особенно актуальной становится проблема «социальных сирот» — детей, побывавших в различных тяжелых ситуациях, долгое время находящихся в условиях
эмоциональной, коммуникативной депри-вации, создающих значительные отклонения в поведении и личностном развитии. В первую очередь речь идет о нарушении социализации в широком смысле: отсутствии культуры поведения, санитарно-ги-гиепических навыков; утверждении себя через негативные действия (воровство, лживость, жестокость, агрессивность, леность, потеря интереса к труду, учебе), дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань и др.).
В связи с этим наиболее важная задача детских домов, куда направляются дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей, — восстановление нормальных связей и отношений с окружающим миром, т. е. социальная реабилитация и адаптация воспитанников к обществу. Серьезным аспектом признан уровень подготовки к самостоятельной жизни, а именно
© В. М. Волохатова, 2004
85
бытовая и социальная адаптация. Для российских детей, выходящих из интернатов и детских домов, это одна из главнейших проблем. Государственная опека избавляет их от какой-либо привычки к самообеспечению, позиционированию себя в обществе, общению с новыми людьми. Получив стипендию и квартиру, молодые люди через два дня могут оказаться совершенно без денег и выдворенными на улицу предприимчивыми обманщиками. Если даже этого не произойдет, то, как правило, возникают осложнения бытового характера из-за неумения приготовить пищу, выбрать одежду, заплатить за квартиру,
и
вызвать мастера починить протекающий кран и т. д. Иными словами, выпускники оказываются совершенно не готовыми к самостоятельному существованию.
Таким образом, несмотря на принимаемые государством и общественными
о
структурами меры, ситуация с социальной адаптацией детей-сирот в условиях специальных учреждений продолжает оставаться достаточно острой. В число основных причин входят увеличение детского контингента, дефицит эффективных педагогических технологий адаптации. Указанному вопросу в его различных аспектах уделяется большое внимание многими государственными и общественными организациями, но до сих пор не существует единства методологических подходов к его решению. По сути, он не выступает предметом целенаправленного комплексного исследования, а потому отсутствуют и конкретные практические методики и педагогические технологии подобной работы.
Из сказанного вытекает актуальность разработки специальной программы обучения и воспитания детей-сирот с применением синтеза психолого-медико-социальной помощи. Целями ее должны стать практическая и психологическая подготов-
и
ка их к самостоятельной взрослой жизни, преодоление негативных тенденций в психике, обусловливающих асоциальные варианты адаптации, а также содействие переходу из состояния дезадаптации к более позитивным формам социального приспособления, включению ребенка в социум. Именно эти задачи и стоят сегодня перед коллективами соответствующих учреждений. 86
Рассмотрим пути их реализации в детском доме № 23 Москвы. Он был открыт на базе бывшего приюта в 1998 году. С момента реорганизации изменился не только статус, но также цели его функционирования, стал накапливаться материал для работы педагогического коллектива с использованием передовых технологий в области педагогики и психологии. Дальнейшее развитие названной деятельности позволило перейти от эмпирического приобретения опыта к его теоретическому осмыслению и комплексному анализу.
В результате в рамках направления «Создание комплексной системы коррек-ционио-развивающей работы по социальной реабилитации и адаптации детей» программы «Столичное образование» в детском доме была открыта окружная экспериментальная площадка в рамках темы «Адаптивная модель бесконфликтной интеграции воспитанников сиротских учреждений в среду самостоятельной жизнедеятельности». Для составления экспериментальной программы обучения и воспитания был подобран штат специалистов, использующих новаторский опыт для формирования индивидуальных коррекцион-ных программ и прогноза развития личности или коллектива.
Проведенный психолого-педагогиче-
о
скии анализ позволил выявить следующие важнейшие причины социальной дезадаптации и нарушений в процессе позитивной социализации воспитанников сиротских учреждений:
— недостаточно сформированный уровень развития познавательной деятельности;
— пониженная самостоятельность и инициативность;
— неумение самостоятельно принимать решения и отвечать за них;
— искаженное развитие личностного самосознания;
— социальная инфантильность;
— коммуникативная депривация.
В связи с этим общей целью модели признана практическая и психологическая подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в социуме. Она конкретизируется (наряду с использованием «традиционных» методов психолого-педа-
гогической коррекции) в таких задачах, как:
— развитие психологической готовности к конструктивному общению с различными людьми в разных областях и сферах жизни;
— формирование элементарных навыков самостоятельного ведения домашнего хозяйства (включая его финансовую составляющую);
— формирование понятия «семья»,
и»
и
представлении о внутрисемейных отношениях, распределении прав и обязанностей каждого члена семьи;
— овладение элементарными представлениями об основах гражданского права;
— профориентация и трудоустройство.
В соответствии с современными научными представлениями работа над проблематикой эксперимента построена на ряде центральных принципов, которыми выступают:
1) комплексный подход. Хотя работа разделяется на ряд логических блоков, ее успешность реальна лишь при учете всех аспектов в их неразрывной связи, взаимодействии широкого круга специалистов — психологов, социальных педагогов, медицинских работников, воспитателей, специалистов по социальной адаптации. Рассмотрение проблемы с точки зрения каждого блока и в то же время в комплексе с другими блоками позволяет организо-
и
вать разносторонний воспитательный процесс, служащий выполнению единой педагогической цели;
2) деятельиостпый принцип. Успеш-
о
пость осуществления экспериментальной программы напрямую зависит от того, насколько удастся добиться деятелыю-стиой активности воспитанников — познавательной, творческой, досуговой, бытовой и т. п.;
3) субъект-субъектная педагогическая парадигма. С точки зрения ее воспиту-емый предстает как самостоятельный субъект своего развития, социализации,
и
поэтому ведущей задачей педагога становится обеспечение для пего наиболее адек-
I/
ватных условии.
Экспериментальная работа включает два основных направления, ставших ба-
зисом комплексной программы позитивной социализации детей в детском доме:
а) социально-медико-психолого-педа-гогическое (диагностика, выявление качеств личности, формулирование социальных и психолого-педагогических проблем развития индивидуума);
б) практическая социальная реабилитация и адаптация детей (создание благоприятных условий для успешной адаптации, патронирование выпускников и формирование на этой базе комплексной программы и конкретных методик).
Учитывая предыдущий опыт, коллектив не прекращает совершенствование примерного комплекса требований к воспитаннику — выпускнику детского сиротского учреждения. Согласно им определяются общие задачи деятельности учреждения.
Для решения поставленных задач необходимы подходящие условия. В ходе эксперимента уже выявлено несколько закономерностей, вызывающих необходимость:
— наличия слаженного механизма вза-
о
имодеиствия специалистов и воспитателен, взаимодополняемости в работе на всех этапах;
— психологического консультирования, оказания помощи обратившемуся воспитаннику для самостоятельного решения возникающих проблем при сохранении в тайне полученных от него сведений;
— постоянного совершенствования психологических и педагогических знаний, подбора специальной литературы для научного подхода к вопросам обучения и воспитания;
— осуществления наблюдений за выпускниками, т. е. патронирования с целью расширения представлений о проблемах, ожидающих воспитанников за пределами детского дома, и своевременного их предупреждения. Информация, которую дают выпускники, является наиболее достоверной и позволяет судить о качестве и эффективности адаптации.
Эксперимент предусматривает увели-
и
чеиие количества направлении воспита тельной работы. Ими должны стать:
— социально-бытовая адаптация;
— социально-правовые отношения;
— психологическая поддержка;
— развитие системы дополнительного образования;
— профориентация;
— трудовое воспитание.
Все они выделены в отдельные блоки воспитательной программы.
Важнейшая составляющая — разработка и внедрение принципиально нового комплексного специального курса «Социально-бытовая адаптация».
На первом (завершенном) этапе эксперимента была создана комплексная программа по адаптации воспитанников к условиям самостоятельной жизнедеятельности, начато ее внедрение в учебно-воспитательный процесс. Разработан и находится в стадии апробации специальный курс «Социально-бытовая адаптация».
Современный этап предполагает дальнейшее совершенствование программы с учетом уже имеющихся результатов. В течение 2002/03 учебного года проводилась активная ее реализация в детском доме.
Затем предполагается на основе анализа теоретических и практических итогов сформировать целостную педагогическую технологию и частные методики для достижения заявленных целей в работе с детьми-сиротами.
Как уже отмечалось, нами было предложено ввести курс «Социально-бытовая адаптация» (СБА). Попытки социальной адаптации путем включения отдельных дополнительных учебных тем в уже существующие курсы не вполне удачны, поскольку не удается преодолеть мозаич-ность, отрывочность формируемых знаний, умений и навыков, закрепить у воспитанников целостное представление об окружающем мире и своем месте в нем, сформировать целостную систему отношений к действительности, навыков, умений и способов действия во «взрослой» жизни.
Наш спецкурс предполагает использование комплексного подхода и участие широкого круга специалистов. В связи с этим в СБА вошли такие блоки, как:
— социально-правовые отношения;
— основы домоводства;
— психология семейных отношений;
— основы медицинских знаний;
— культура межличностного общения.
Суть комплексного подхода состоит
также в том, что изучаемая тема рассматривается разными специалистами с точки зрения каждого блока. Это позволяет сохранить принцип коррекционной направленности в обучении и, как следствие, разносторонне влиять на развитие личности.
Каждая тема отражена в воспитательском планировании и имеет целью закрепление полученных знаний в повседневной жизни воспитанников, что выступает предпосылкой их успешной адаптации.
На первом этапе проведения эксперимента нами была разработана единая комплексная программа по данному спец-курсу. В настоящее время (второй этап) она претерпела некоторые изменения. Год работы показал необходимость ее дифференциации в соответствии с возрастными особенностями и уровнем социализации воспитанников. На данный момент занятия по СБА ведутся по двум программам:
1) для воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста;
2) для воспитанников подросткового возраста.
Ввиду специфики занятий основная цель, преследуемая педагогами, — создать воспитанникам оптимальные условия для адекватной оценки своих возможностей и знаний, необходимых для успешного решения конкретной жизненной задачи. Исходя из этого специалисты используют следующие методы обучения (учебной деятельности):
— репродуктивный;
— частично поисковый;
— исследовательский;
— проблемного изложения.
Согласно им выбраны формы занятий,
к которым относятся:
— практические работы;
— экскурсии;
— сюжетно-ролевые игры;
— дидактические игры;
— деловые игры;
— беседы различных типов;
— моделирование проблемных ситуаций (микроситуаций, ситуаций с заданным сюжетом, с неоконченным сюжетом, по заданной теме).
Курс СБА играет в экспериментальной воспитательной программе роль ключевого элемента, ядра, вокруг кото-
poro строится вся остальная система психолого-социальпо-педагогической работы.
Как подчеркивалось, мы считаем ведущей задачей формирование условий для активной деятельности воспитанников как главного фактора их позитивной социализации. В этой связи важное место отводится закреплению тем, изучаемых в курсе «Социально-бытовая адаптация», в повседневной жизни. Оно ведется воспитателями при поддержке психологов, медиков, социальных работников. Это позволяет вывести программу из узких рамок учебного процесса, поднять ее на уровень не только образовательного инструмента, но и средства деятельной организации со-циализационной среды.
Другое важное направление — стимулирование учебно-познавательной активности. Здесь мы широко используем весь набор как традиционных, так и новаторских средств, в том числе экскурсионную работу, деловые и ролевые игры, тренинги и т. п. К этому направлению примыкает профориентация, поскольку выпускникам предстоит дальнейшее трудоустройство. Мы тесно сотрудничаем с московским центром занятости молодежи «Перспектива». Уделяется постоянное внимание профессиональной подготовке воспитанников (зачислению в средние специальные учебные заведения).
Большое место занимает организация досуговой деятельности ребят. В течение учебного года в детском доме они посещают кружки и клубы по интересам: спортивную секцию, занятия в тренажерном зале, театральную студию, танцевальный кружок, музыкальную студию, исторический кружок, кружки кулинарии, домоводства, вышивания, вязания, швейного дела. Организованы занятия лечебной физкультурой, посещение бассейна и физкультурно-оздоровительного комплекса Рональда Мак-Дональда. Педагоги дополнительного образования и специалисты проводят репетиторство по предметам, с воспитанниками младшей группы — работу по развитию речи. Детям помогают
подготовиться по основным предметам к поступлению в техникум в Образовательном центре «ROOF».
Целенаправленно строится организация отдыха воспитанников. Ежегодно реализуется большая экскурсионная программа с поездками по Москве и городам России. Приступили к созданию туристского клуба. В период зимних и летних каникул воспитанники отдыхают в оздоровительных лагерях, пансионатах и санаториях. Поэтому проводится особо тщательный отбор организаторов отдыха, способных обеспечить не только качественные условия проживания и питания, но и досуговую деятельность, позволяющую продолжать работу по теме нашего эксперимента и в каникулярный период.
На текущем и заключительном этапах, как отмечалось, после анализа полученных результатов мы рассчитываем сформировать целостную методику понимаемой в самом широком смысле социальной адаптации детей в условиях сиротского учреждения. Практические результаты нашей работы должны способствовать составлению:
— методических рекомендаций по организации специальных коррекционно-реабилитационных мероприятий для социальной адаптации детей-сирот;
— методических рекомендаций по оптимизации процесса обучения и воспитания в условиях эксперимента с целью недопущения перегрузок и сохранения здоровья воспитанников;
— методических и дидактические материалов к курсам повышения квалификации работников образования по проблеме реабилитации и адаптации воспитанников сиротских учреждений к современным условиям жизни в социуме.
Кроме того, предусматриваются:
а) проведение семинаров для сотрудников сиротских учреждений по исследуемой проблеме;
б) публикация результатов экспериментальной технологии, выработка рекомендаций по ее внедрению в аналогичных учреждениях.
Поступила 15.03.04.