УДК 37 6.3 ББК Ч-439
ГСНТИ 14.29.31
Код ВАК 13.00.03
Ю. С. Чурилов, А. И. Репина
Екатеринбург
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: адаптивная физическая культура; реабилитация; дети с ограниченными возможностями здоровья; коррекция.
АННОТАЦИЯ. Рассматриваются основные причины двигательных расстройств у детей и их реабилитация средствами адаптивной физической культуры.
Y. S. Churilov, A. I. Repina
Ekaterinburg
ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION IN COMPLEX REHABILITATION OF HANDICAPPED CHILDREN IN THE REHABILITATION CENTRE
KEY WORDS: adaptive physical education; rehabilitation; handicapped children; correction.
ABSTRACT: The questions of the main reasons of movement disorders of children and their rehabilitation by means of physical education are discussed.
Актуальной проблемой специального образования является разработка и внедрение программ комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, в которых содержатся мероприятия медико-социального, педагогического, психологического, нравственного содержания. Соответственно в комплексном реабилитационном процессе участвуют профильные специалисты: врач, специалист социальной работы, педагог специального образования, психолог, кинезотерапевт, или инспектор лечебной физической культуры, и др.
Реабилитационные воздействия направлены как на устранение или снижение имеющегося нарушения здоровья ребёнка, так и на функциональную перестройку активности преимущественно структурных элементов двигательного анализатора, включение компенсаторных и адаптивных механизмов организма в целом.
Одной из распространённых причин инвалидности являются детские церебральные параличи (ДЦП), возникающие как следствие органических поражений центрального отдела нервной системы. Особенность этой патологии проявляется преимущественным поражением двигательной сферы с рождения, что существенно нарушает развитие и формирование моторных функций ребёнка.
Форма ДЦП и симптомокомплексы ранних и поздних резидуальных стадий определяют структуру комплексной реабилитации и восстановительного лечения.
В системе деятельности учреждений социально-педагогической реабилитации детей (комплексные центры социального обслуживания населения, центры реабилитации, дома-интернаты и др.) прежде всего необходимо построение комплексной про-
граммы реабилитации, содержащей социально-информационный; социально-педагогический; медико-социальный; социальнопсихологический; социально-бытовой; социально-правовой и другие разделы. На основе комплексной программы формируется индивидуальная программа реабилитационного процесса для группы детей с однородной патологией или для каждого ребенка индивидуально.
Нами проведено исследование на базе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей оздоровительно-образовательного центра Верх-Исетского района г. Екатеринбурга. Работа центра социально-педагогического обслуживания детей с отклонениями в развитии предполагает дневное пребывание их в центре, и соответственно поэтапно реализуется индивидуальная программа. В исследовании приняли участие 46 детей в возрасте 7-10 лет, страдающих ДЦП в поздней резидуальной стадии.
Основное внимание в работе с детьми уделено процессам последовательности овладения возрастными двигательными актами, которые определяют статику и динамику тела, локомоции, навыки самообслуживания, психоэмоциональную сферу, речевые функции. Разработка коррекционных мероприятий, способствующих эффективному развитию двигательной сферы и формирование навыков самообслуживания у детей с церебральными параличами, учитывала индивидуальные особенности каждого ребёнка и особые условия структуры педагогического процесса В основу адаптивной педагогики положены следующие принципы: принцип нормы, исключающий понятие «больной ребенок»; принцип компенсации, вклю-
чающий развитие сохранившихся функций; принцип мотивации в игровой форме; принцип коллективности в форме групповых занятий; принцип индивидуальных дозированных нагрузок в форме особого подхода к каждому ребенку.
С целью реализации программы дети были разделены на три группы: в первую группу вошли 12 детей с гемипаретической формой ДЦП, во вторую группу - 10 детей с атонически-астатической формой ДЦП и в третью группу — 24 ребенка, страдающих спастической диплегией. Все дети с ДЦП в поздней резидуальной стадии посещали занятия в детском оздоровительно-образовательном центре (отделение адаптивной физической культуры) в течение трех лет по три дня в неделю. Два раза в неделю занятия проводились индивидуально, одно занятие в неделю групповое.
Следует отметить, что дети, находящиеся на обучении, два раза в год получают лечение в стационарных условиях в среднем три-четыре недели. Им назначаются массаж, физиопроцедуры, лечебная гимнастика, бальнеотерапия. Недостаточность комплексности мероприятий растягивает по времени процесс реабилитации. Это касается в первую очередь детей с церебральными
параличами в поздней резидуальной стадии, которые находятся на домашнем обучении.
Уровень двигательной подготовленности и степень сформированности навыков самообслуживания у детей с ДЦП оценивались по результатам тестирования. Цикл формирования двигательных функций и навыков самообслуживания в условиях оздоровительно-образовательного центра осуществлялся в четыре этапа: I этап — оценка развития двигательной сферы и навыков самообслуживания ребёнка с ДЦП в поздней резидуальной стадии; II этап — разработка программ комплексного коррекционноразвивающего обучения, направленного на развитие двигательной сферы и формирование навыков самообслуживания; III этап — практическая реализация разработанных программ в условиях интеграции деятельности педагогов-дефектологов, психологов, медицинских работников, специалистов-реабилитологов; IV этап — контроль эффективности реализации программ, их корректировка и начало нового цикла. Структура педагогической технологии формирования и коррекции двигательной сферы и навыков самообслуживания у детей с церебральным параличом в поздней стадии представлена в таблице 1.
____________________________________Таблица 1
Задачи Основные средства
Коррекция основных видов движений Формирование алгоритма движений: детальный разбор двигательного действия (сначала пассивно, а затем активно) ^ выполнение элементов двигательного действия ^ согласованность в движении отдельных звеньев тела; упражнения, направленные на формирование реакций равновесия и защитных реакций рук; упражнения для развития навыка переноса центра тяжести с одной части тела на другую; упражнения с использованием дополнительной опоры: параллельные брусья, костыли, канадские палочки и т. д.
Коррекция соматических нарушений и развитие физических способностей Симметричные и асимметричные упражнения для укрепления мышечного корсета; упражнения для развития силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса; упражнения с сопротивлением; упражнения с отягощением веса собственного тела; маховые и круговые движения для развития подвижности в суставах; общеразвивающие упражнения с гимнастическим инвентарем: палки, кольца, мячи и т.д.; упражнения на коррекцию плоскостопия; упражнения на развитие статической и динамической координации движений; фитбол-гимнастика; упражнения на регуляцию мышечного тонуса (релаксационная гимнастика), общий принцип которых - сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением; статическая и динамическая дыхательная гимнастика, упражнения на развитие брюшного дыхания; упражнения на растягивание; упражнения на раздражение вестибулярного аппарата (повороты, наклоны, вращения и т.д.); мимическая гимнастика
Развитие сенсомоторных систем Упражнения для развития мелкой моторики —пальчиковая гимнастика со звукопроизношением; упражнения на осязание с мелкими предметами; общеразвивающие упражнения, выполняемые с закрытыми глазами; упражнения на развитие крупной моторики, на формирование одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве; игровые упражнения с мячом; упражнения на реагирующую способность (сигналы разной модальности на слуховой и зрительный аппарат); парные и групповые движения, требующие согласованности совместных действий; гимнастика для глаз; самомассаж верхних и нижних конечностей
Коррекция и развитие психических функций Фонетическая ритмика: упражнения на изменение силы и высоты голоса, интонации; упражнения на развитие ритма движений (под музыку, голос, хлопки); подвижные игры на развитие внимания, памяти, мышления, расширение представлений об окружающем мире
Развитие навыков самообслуживания Упражнения с использованием инвентаря для формирования навыков самообслуживания (застегивания пуговиц, молнии, кнопок, завязывания шнурков, приема пищи и т. д.); подвижные игры на развитие согласования движений в парах, группе; оказание помощи друг другу; самостоятельное проведение в группе различных частей урока (разминки, подвижной игры, заключительной части); самостоятельное выполнение домашнего задания
Коррекционная помощь родителям Беседы: о правилах занятий физическими упражнениями и их влиянии на организм детей с ДЦП, о средствах и формах проведения занятий, о технике выполнения пассивных и активных движений, о закаливающих процедурах; непосредственное участие родителей в процессе занятий: выполнение совместных упражнений как со своими, так и с чужими детьми; организация силами родителей соревнований и спортивных праздников; проведение серии совместных игр родителей с детьми — «брейн-ринг» (с использованием мяча); индивидуальное психологическое консультирование родителей об особенностях поведения, развития и обучения детей с ДЦП в поздней резидуальной стадии
Динамика показателей двигательной подготовленности и уровня сформированно-сти навыков самообслуживания у детей с
ДЦП в поздней резидуальной стадии отражена в таблице 2.
______________________________________Таблица 2
Тесты Форма паралича
Спастическая диплегия (п=24) Гемипаретическая форма (п=12) Атонически -астатическая форма (п=10)
М±о М±о М±о
до после до после до после
Динамометрия кистей (кг) прав. 2,01±1,05 7,09±1,25 4,68±0,67 9,28±0,82 1,66*1,1 6,08*1,28
лев. 1,53±О,91 6,18±1,15 4,93±1,14 9,63±1,32 1,14±0,98 5±1,1
Экскурсия грудной клетки (см) 2,91±0,88 7,68±1,61 4,17±0,94 8,92±1,75 3,3±0,95 6,9*0,94
ЖЕЛ (мл) 0,97±0,14 1,51±0,12 1,28*0,13 1,71±0,08 1,17±0,15 1,62±0,12
Силовая выносливость мышц спины (кол-во раз) 3,13±2,05 11,83±2,66 3,67±2,19 9,5*2,71 2,8±1,81 10,6±3,66
Статическая координация (с) 3,07±0,68 7,42±0,8 4,13±1,65 8,73±1,61 2,88±1,75 7,3±2,16
Оценка манипулятивной деятельности рук (мин) прав. 3,58±1,42 1,07±0,6 1,66±0,44 0,58±0,33 3,98±1,53 1,23±0,75
лев. 4,01±1,82 1,62±0,89 |,49±0,39 0,54±0,25 5,08±2,02 2,27*1,19
Оценка зрительно-моторной реакции (кол-во/раз) 0,54±0,88 6,04±1,1 2,92±О,99 7,73*1,27 0,5±0,71 4,5±1,18
Оценка способности к самообслуживанию (баллы) 3,96*0,46 2,17±0,38 2,83±0,6 1,33±О,5 4,7±0,48 2,6±0,52
Коммуникативные способности (баллы) 1,88±0,74 3,67±0,48 2,58±0,52 3,83±0,4 1±0.67 2,8±0,63
Организаторские способности (баллы) 1,21±0,42 3,25±0,44 2±0,43 3,5±О,52 0,7±0,68 2,5*0,53
На основе анализа полученных результатов и данных специальной литературы можно с уверенностью отметить, что адаптивная физкультура способствует существенному улучшению регуляции управления движениями, что подтверждают показатели статической координации. В ходе развития
координационных способностей с помощью специальных упражнений и игр задействуются и адекватно включаются психологические функции и соответственно формируются психологические процессы детей с церебральными параличами.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. О. Л. Алексеев