Научная статья на тему 'Адаптивная физическая культура в формировании здоровья у подростков с ограниченными возможностями здоровья'

Адаптивная физическая культура в формировании здоровья у подростков с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
704
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПОДРОСТКИ / КОРРЕКЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ADAPTED PHYSICAL EDUCATION / CHILDREN WITH DISABILITIES / CORRECTION / PHYSICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова Ирина Дмитриевна

В статье рассматриваются условия для всестороннего гармонического развития и социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья посредством адаптивной физической культуры. Адаптивная физическая культура рассматривается как комплекс упражнений, направленных на повышение уровня социальной активности лиц с ограниченными возможностями здоровья. Адаптивная физическая культура одно из средств социальной интеграции и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Двигательная активность является одним из ключевых факторов, определяющих преодоление психологических комплексов, связанных с ограничениями здоровья молодых людей.The article discusses the conditions for comprehensive harmonious development and socialization of students with disabilities through adaptive physical education. Adaptive physical education is considered as a set of exercises aimed at increasing the level of social activity of people with disabilities. Adaptive physical education is one of the means of social integration and rehabilitation of persons with disabilities. Motor activity is one of the key factors determining the overcoming of psychological complexes associated with health restrictions of young people.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фролова Ирина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптивная физическая культура в формировании здоровья у подростков с ограниченными возможностями здоровья»

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ У ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Фролова И.Д. Email: Frolova688@scientifictext.ru

Фролова Ирина Дмитриевна - преподаватель, кафедра специального и инклюзивного образования, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ессентуки

Аннотация: в статье рассматриваются условия для всестороннего гармонического развития и социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья посредством адаптивной физической культуры. Адаптивная физическая культура рассматривается как комплекс упражнений, направленных на повышение уровня социальной активности лиц с ограниченными возможностями здоровья. Адаптивная физическая культура - одно из средств социальной интеграции и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Двигательная активность является одним из ключевых факторов, определяющих преодоление психологических комплексов, связанных с ограничениями здоровья молодых людей.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки, коррекция, физическая активность, социализация.

ADAPTED PHYSICAL EDUCATION IN SHAPING THE HEALTH OF ADOLESCENTS WITH DISABILITIES Frolova I.D.

Frolova Irina Dmitrievna - Teacher, DEPARTMENT OF SPECIAL AND INCLUSIVE EDUCATION, STAVROPOL STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, ESSENTUKI

Abstract: the article discusses the conditions for comprehensive harmonious development and socialization of students with disabilities through adaptive physical education. Adaptive physical education is considered as a set of exercises aimed at increasing the level of social activity ofpeople with disabilities. Adaptive physical education is one of the means of social integration and rehabilitation of persons with disabilities. Motor activity is one of the key factors determining the overcoming of psychological complexes associated with health restrictions of young people.

Keywords: adapted physical education, children with disabilities, correction, physical activity.

УДК 612

На сегодняшний день в России насчитывается более 13 млн людей, имеющих инвалидность, из них 540 тысяч приходится на детей, 2 миллиона - дети с ограниченными возможностями здоровья. Лица с ограниченными возможностями имеют различные отклонения психического или же физиологического характера, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Понятие "ограниченные возможности здоровья" (ОВЗ) употребляется по отношению к лицам с минимальными органическими или же функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также долговременно оказавшимся в условиях социальной депривации. Для них свойственны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной активности. Основная проблематика детей с ОВЗ:

1. Отсутствие или недоразвитие навыков общения;

2. нарушение двигательных и речевых функций;

3. слабая физическая активность;

4. маленький запас о представлении окружающего мира;

5. социально - психологическая ограниченность;

6. затрудненный процесс социализации.

Нередко такие дети ограничены в общении со сверстниками, выходят в мир совершенно неподготовленными, остро чувствуют недоброжелательность находящихся вокруг как сверстников, так и лиц более старшего возраста, давая болезненную отрицательную реакцию на это. Дети абсолютно не социализированы, им непросто проходить данный этап, так как это сложный динамический процесс. Как станет протекать процесс социализации зависит не только от ребенка, но и людей, которые находятся в его близком окружении, ведь именно они помогают узнать о социальных ролях, нормах и ценностях, а также о стереотипах поведения принятых в данном обществе. На сегодняшний день ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе обучения детей с ОВЗ. Получение образования считается одним из ведущих и обязательных критериев успешной социализации, это позволяет гарантировать полноценное участие в жизни общества, самореализацию в различных обликах профессиональной и социальной деятельности.

Инклюзивная форма обучения дает возможность максимального включение детей в работу. Учебный процесс протекает как у нормотипичных детей, но родители ребенка могут выбрать наиболее приемлемую форму обучения. Ребёнок с ОВЗ не испытывает чувства ущемленности, адаптируется в обществе, получает возможность завести новых друзей среди сверстников. У нормотипичных детей развиваются чувства милосердия, взаимовыручки, толерантности. Существуют различные категории детей с ОВЗ:

1. Дети с нарушениями зрения.

2. Дети с нарушениями слуха.

3. Дети с тяжелыми нарушениями речи.

4. Дети с нарушениями опорно - двигательного аппарата.

5. Дети с задержкой психического развития.

6. Дети с нарушением интеллекта.

7. Дети с расстройствами аутистического спектра.

Следовательно, можно сделать вывод, что из-за различных заболеваний, у детей будет отличаться состояния здоровья. Для поддержания физической формы и реабилитации, разработана адаптивная физическая культура (АФК).

АФК - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде инвалидов и преодоление психологических барьеров. Иными словами, это реализация себя как личности с помощью спорта. АФК позволяет сконструировать ведущую установку деятельности как занимающихся, так и педагога.

Цель АФК:

1. Способность развития жизнеспособности человека.

2. Реализация творческих возможностей.

3. Поддержания психофизического состояния.

4. Достижение высоких результатов.

Спорт является неразделимым элементом в формировании здоровья. Занятия спортом благоприятно влияют на здоровье человека, и сами люди решают, необходимы им занятия либо нет.

В подростковом возрасте, занятия спортом более эффективно влияет на физическое и психологическое здоровье. Ребенок начинает:

1. Быстрее развивается

2. Становится более эмоционально устойчивым

3. Становится крепче и меньше болеет

4. Легче ориентируется в пространстве

5. Формируется характер и сила воли

6. Улучшается дисциплинированность

В процессе проведения занятий по АФК тренеру, либо педагогу следует проявлять повышенную осторожность при использовании физических упражнений. Так же необходимо дозировать физическую нагрузку, и исключать упражнения, которые противопоказаны ребенку. Принципиально смотреть, как ребенок делает упражнения и за его состоянием здоровья. Если упражнение производится некорректно то, состояния здоровья может усугубиться либо привести к серьёзным травмам.

Подростки, занимающиеся АФК, улучшают не только состояния здоровья, но и повышают физическую активность, получают внутреннюю уверенность в себе, лояльней воспринимают критику со стороны других людей. Можно сделать вывод, что дети занимаются спортом не только с целью укрепления своего здоровье и прохождения реабилитации, но и хотят удивить окружающих своими возможностями. Эффективный способ для проведения спортивных занятий является игра, так как ее любят люди всех возрастов. С помощью игры у подростков с ОВЗ развивается координация, волевая и психическая часть характера. При выборе игры необходимо учитывать физические индивидуальные особенности, а также двигательные возможности обучающегося.

Особенности здоровья у подростков (и людей с ОВЗ в целом) будут различны, так как их заболевания подразделяются на разные категории. Сейчас разберем некоторые из них:

1. Дети с нарушением зрения воспринимают окружающий мир благодаря слуху и осязания. Им сложно определять расстояние, местоположение объектов и свое. Их процесс обучения происходит в первую очередь с помощью речи, но речевые навыки они преобладают позже своих здоровых сверстников. Такие дети бывают, конфликтны и несдержанные. Психологические особенности детей данной категории:

1.2 Повышенная внушаемость, зависят от мнения окружающих

1.3 Обидчивы, замкнуты, капризны;

1.4 Опасаются новых ситуаций;

1.5 Любые конфликты и не удачи вызывают невротические реакции.

Для таких детей разработаны специальные физические упражнения. В основном это - передвижения (ходьба, бег), общеразвивающие упражнения (с предметами и без), упражнения на развитие дыхательной и сердечно - сосудистой систем, равновесия и координации, лазанье и пере лазание, упражнения для развития моторики рук.

2. Дети с тяжелыми нарушениями речи - это особая категория детей с отклонениями в развитии. У них не нарушен интеллект и слух, но есть речевые дефекты, которые влияют на психику. Такие дети часто неуверены в себе, агрессивны, наблюдается повышенная раздражительность, им трудно общаться с окружающими. Психологические особенности:

2.1. Пониженная наблюдательность.

2.2. Сниженная мотивация.

2.3. Трудно установления контакта со сверстниками.

У таких детей нарушена мелкая моторика, недостаточное развитие чувства ритма, замедлен процесс освоения новых движений, так же нарушена пространственная ориентировка.

Для рассматриваемой категории детей ставятся следующие задачи по АФК:

• Укрепить здоровья, повысить сопротивляемость организма к неблагоприятным условиям внешней среды;

• Обучить основам техники движений;

• Развивать двигательные способности.

3. Дети с задержкой психического развития, осложненной выраженными нарушениями поведения - у данной категории детей наблюдается замедленный темп психического развития, незрелость мышления, низкая интеллектуальная целенаправленность. Дети с задержкой психического развития имеют более благоприятный прогноз на будущее, чем другие дети с проблемами в развитии.

Психологические особенности личности подростка с ЗПР:

У подростков с ЗПР недостаточно развита познавательная активность, быстрая утомляемость и истощаемость. Им свойственны частые фазы перехода настроения. Допускаются срывы в поведении из-за их характера, так как они очень обидчивы и вспыльчивы. Сложно переключаться с одного вида деятельности на другой. Наиболее нарушенной у подростков с ЗПР является эмоционально-личностная сфера и общие характеристики деятельности

АФК способствует формированию:

1. 1 Преодоления психологических и физических барьеров;

1.2 Способности преодолевать физические нагрузки, необходимые для дальнейшего существования;

1.3 Желания улучшить свои личностные качества.

Для развития подростков с ЗПР существует масса упражнений. В основном упражнения на месте, как с предметами, так и без них.

На основе вышеперечисленного можно сделать вывод, что работа с подростками с ОВЗ является достаточно сложным и динамическим процессом и требует большого внимания педагога. От того как построит работу педагог будет зависеть, какой путь выберет подросток. Именно подростковый возраст считается стартом во взрослую жизнь. На данном этапе подросток может принять себя таким, кокой он есть, но неправильно поставленная работа с таким человеком может стать и основой для его углубленного психического отклонения, выращенного на фоне основного заболевания и отношения с окружающими. Основная задача родных и педагогов оказывать правильное влияние, помогать в принятии решений, и давать рекомендации по жизнестойкости. Важно на данном этапе сформировать жизненные приоритеты подростка, они могут заключаться в следующем:

• В понимании окружающих;

• В стремлении развиваться на протяжении всей жизни;

• В принятии себя, таким, какой есть;

• В развитии моральных качеств;

• В патриотизме.

Таким образом, трудности лиц о ОВЗ могут коснуться каждого, ведь в жизни могут случиться разные ситуации. Число людей, которые испытывают те или иные проблемы со здоровьем, к сожалению, год от года возрастает как в нашей стране, так и во всем мире в целом. Они нуждаются в заботе и внимании, не стоит отталкивать и стыдиться таких людей.

АФК также играет огромную роль в развитии, как физических, так и моральных качеств у людей с ОВЗ. Максимально раннее начало физической реабилитации позволяет добиться существенных результатов: дети полноценно социализируются, развиваются физически, личностно, приобретают профессию.

Список литературы /References

1. Кирпиченков А.А. Оздоровительно-развивающие занятия на основе комплексного

применения физических упражнений. Смоленск, 2012. 21 с.

2. Социально-биологические аспекты оздоровительной и адаптивной физической культуры. Новосибирск: НИПКиПРО, 2007. 120 с.

3. Толмачев Р.А. Адаптивная физическая культура и реабилитация слепых и слабовидящих. М.: Советский спорт, 2004. 108 с.

ПЕРСПЕКТИВЫ БУДУЩИХ ПРОФЕССИЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В БИЗНЕС-СФЕРЕ Бульба Т.А. Email: Bulba688@scientifictext.ru

Бульба Тарас Александрович - магистрант экономических наук, кафедра менеджмента, Алматы менеджмент университет, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: процесс обучения не может быть рассчитан только по классам, но необходимо учитывать некоторые другие показатели; которые деликатно измеряют его эффективность в отношении изменений в поведении человека, адаптации к растущим потребностям в информационном возрасте и применимости навыков на развивающихся рынках труда. В данной работе мы рассматриваем возможности, перспективы будущих профессий Республики Казахстан и возможности качественного бизнес-образования. Образование становится все более сложным делом, что заставляет задуматься над тем, как подойти к этой проблеме. Рассказывать о числах и статистике, о будущем и последствиях становится недостаточным. Перспективы и качество образования - вот что сегодня важно. Ключевые слова: бизнес-образование, обучение предпринимательству, учебная программа, университеты, экономика, Казахстан.

PROSPECTS FOR FUTURE PROFESSIONS OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN IN THE BUSINESS SPHERE Bulba T.A.

Bulba Taras Aleksandrovich - Master's in economics degree, MANAGEMENT DEPARTMENT, ALMATYMANAGEMENT UNIVERSITY, ALMATY, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: only class cannot calculate the learning process, but some other indicators must be taken into account; which delicately measure its effectiveness in relation to changes in human behavior, adaptation to growing needs in the information age and the applicability of skills in emerging labor markets. In this paper, we consider the prospects for future professions of the Republic of Kazakhstan and the possibility of high-quality business education. Education is becoming more and more complicated, which makes us think about how to approach this problem. Talking about numbers and statistics, about the future and consequences, it becomes insufficient. The prospects and quality of education are important today.

Keywords: business education, entrepreneurship training, curriculum, universities, economy, Kazakhstan.

Прежде чем обсуждать вопрос образования, давайте проанализируем термин качество образования. Слово «качество» подразумевает значения для рынка, вещей; продукты, услуги, класс статуса и т.д., хотя оно имеет несколько значений, но вряд ли используется для процессов. Таким образом, можем сказать, что слово качество не подходит для образования, потому что образование - это процесс, а не продукт. Мы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.