Научная статья на тему 'АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ'

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
23
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ / СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ / ДЕФИЦИТ ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Джабатырова Б.К., Бегидова С.Н.

В современных условиях развития общества забота о пожилых гражданах страны является одной из важных социальных проблем, и именно обеспечение им комфортной жизни, включение в различные виды социально-полезной деятельности, поддержание их здоровья и жизненной активности является гарантом социальной стабильности страны. Жизненный опыт, профессиональный, социальный являются ценным богатством, которое следует передать будущим поколениям. Социальная востребованность пожилых людей в деле воспитания и формирования молодого поколения неоценима и позволяет осуществлять преемственность между поколениями, сохранять нравственные традиции, культуру и духовные ценности общества. Но для того чтобы пожилые граждане могли выполнять данные функции, они должны быть жизнеспособны, физически и социально здоровы и благополучны. К сожалению, пожилые люди часто, по разным причинам, оказываются отстранёнными от социальной жизни, испытывают чувство ненужности, одиночества, дефицит общения, внимания со стороны как родных и близких, так и социума в целом. Поэтому очень важно восполнить эти пробелы, создать условия для социальной коммуникации, повышения уровня жизнедеятельности пожилых людей. Одним из таких средств является адаптивная физическая культура. Привлечение к организации занятий адаптивной физической культурой медицинских работников повышает у пожилых людей чувство безопасности, надежности и защищенности, что, в свою очередь, способствует регулярности посещений занятий. Новые знакомства, общие интересы расширяют круг их социальных контактов, восполняют дефицит коммуникации. Проведенный педагогический эксперимент подтвердил эффективность такого подхода. Включенные в занятия адаптивной физической культурой пожилые люди отмечают у себя повышение активности, настроения, желание активной деятельности, снижение неудовлетворенности жизненными обстоятельствами, расширение социальных связей, возможности для общения и совместного времяпровождения, а также улучшение физического и психического самочувствия. Таким образом, организация групповых занятий адаптивной физической культурой позволяет расширить социальные связи, создает условия для социальной коммуникации пожилых людей, повышает личностную и социальную активность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Джабатырова Б.К., Бегидова С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE AS A MEANS OF SOCIAL COMMUNICATION FOR OLDER PEOPLE

In modern conditions of the development of society, caring for the elderly citizens of the country is one of the important social problems. It is precisely ensuring their comfortable life, inclusion in various types of socially useful activities, maintaining their health and vital activity that is the guarantor of the country's social stability. Life, professional and social experience is valuable wealth that should be passed on to future generations. The social demand of older people in the education and formation of the younger generation is invaluable and allows us to carry out continuity between generations, preserve moral traditions, culture and spiritual values of society. But, in order for older citizens to perform these functions, they must be viable, physically and socially healthy and prosperous. Unfortunately, older people often, for various reasons, find themselves removed from social life, experience feelings of unnecessariness, loneliness, a lack of communication, attention from both relatives and friends, and society as a whole. Therefore, it is very important to fill these gaps, create conditions for social communication, and increase the standard of living of the elderly. One such means is adaptive physical education. The involvement of medical professionals in the organization of adaptive physical culture classes increases the sense of safety, reliability and security in the elderly, which, in turn, contributes to the regularity of visits to classes. New acquaintances, common interests expand the range of their social contacts, fill the shortage of communication. The conducted pedagogical experiment confirmed the effectiveness of this approach. The elderly included in adaptive physical education activities note an increase in activity, mood, desire for intensive activity, a decrease in dissatisfaction with life circumstances, an increase in social ties, opportunities for communication and joint pastime, as well as an improvement in physical and mental well-being. Thus, the organization of group classes with adaptive physical culture allows older people to expand social ties, create conditions for social communication, increases personal and social activity

Текст научной работы на тему «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ»

Научная статья

УДК [796.035.2:316.77]-057.75 ББК 75.116 Д 40

DOI: 10.53598/2410-3004-2022-2-298-63-72

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

(Рецензирована)

Бэлла Казбековна Джабатырова1Н, Светлана Николаевна Бегидова2

1,2 Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия ш belladza@mail.ru

2begidovasn@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2986-4270

Аннотация. В современных условиях развития общества забота о пожилых гражданах страны является одной из важных социальных проблем, и именно обеспечение им комфортной жизни, включение в различные виды социально-полезной деятельности, поддержание их здоровья и жизненной активности является гарантом социальной стабильности страны. Жизненный опыт, профессиональный, социальный являются ценным богатством, которое следует передать будущим поколениям. Социальная востребованность пожилых людей в деле воспитания и формирования молодого поколения неоценима и позволяет осуществлять преемственность между поколениями, сохранять нравственные традиции, культуру и духовные ценности общества. Но для того чтобы пожилые граждане могли выполнять данные функции, они должны быть жизнеспособны, физически и социально здоровы и благополучны. К сожалению, пожилые люди часто, по разным причинам, оказываются отстранёнными от социальной жизни, испытывают чувство ненужности, одиночества, дефицит общения, внимания со стороны как родных и близких, так и социума в целом. Поэтому очень важно восполнить эти пробелы, создать условия для социальной коммуникации, повышения уровня жизнедеятельности пожилых людей. Одним из таких средств является адаптивная физическая культура. Привлечение к организации занятий адаптивной физической культурой медицинских работников повышает у пожилых людей чувство безопасности, надежности и защищенности, что, в свою очередь, способствует регулярности посещений занятий. Новые знакомства, общие интересы расширяют круг их социальных контактов, восполняют дефицит коммуникации. Проведенный педагогический эксперимент подтвердил эффективность такого подхода. Включенные в занятия адаптивной физической культурой пожилые люди отмечают у себя повышение активности, настроения, желание активной деятельности, снижение неудовлетворенности жизненными обстоятельствами, расширение социальных связей, возможности для общения и совместного времяпровождения, а также улучшение физического и психического самочувствия. Таким образом, организация групповых занятий адаптивной физической культурой позволяет расширить социальные связи, создает условия

для социальной коммуникации пожилых людей, повышает личностную и социальную активность.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, пожилые люди, социальная коммуникация, физическое здоровье, качество жизни, социальные контакты, дефицит общения.

Для цитирования: Джабатырова Б.К., Бегидова С.Н. Адаптивная физическая культура как средство социальной коммуникации пожилых людей // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2022. Вып. 2(298). С. 63-72. DOI: 10.53598/2410-3004-2022-2-298-63-72

Original Research Paper

ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE AS A MEANS OF SOCIAL COMMUNICATION FOR OLDER PEOPLE

Bella K. Dzhabatyrova1H, Svetlana N. Begidova2,

1,2Adyghe State University, Maykop, Russia

1H belladza@mail.ru

2begidovasn@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2986-4270

Abstract. In modern conditions of the development of society, caring for the elderly citizens of the country is one of the important social problems. It is precisely ensuring their comfortable life, inclusion in various types of socially useful activities, maintaining their health and vital activity that is the guarantor of the country's social stability. Life, professional and social experience is valuable wealth that should be passed on to future generations. The social demand of older people in the education and formation of the younger generation is invaluable and allows us to carry out continuity between generations, preserve moral traditions, culture and spiritual values of society. But, in order for older citizens to perform these functions, they must be viable, physically and socially healthy and prosperous. Unfortunately, older people often, for various reasons, find themselves removed from social life, experience feelings of unnecessariness, loneliness, a lack of communication, attention from both relatives and friends, and society as a whole. Therefore, it is very important to fill these gaps, create conditions for social communication, and increase the standard of living of the elderly. One such means is adaptive physical education. The involvement of medical professionals in the organization of adaptive physical culture classes increases the sense of safety, reliability and security in the elderly, which, in turn, contributes to the regularity of visits to classes. New acquaintances, common interests expand the range of their social contacts, fill the shortage of communication. The conducted pedagogical experiment confirmed the effectiveness of this approach. The elderly included in adaptive physical education activities note an increase in activity, mood, desire for intensive activity, a decrease in dissatisfaction with life circumstances, an increase in social ties, opportunities for communication and joint pastime, as well as an improvement in physical and mental well-being. Thus, the organization of group classes with adaptive physical culture allows older people to expand social ties, create conditions for social communication, increases personal and social activity.

Keywords: adaptive physical culture, elderly people, social communication, physical health, quality of life, social contacts, communication deficit.

For citation: Dzhabatyrova B.K., Begidova S.N. Adaptive physical culture as a means of social communication for older people//Bulletin of Adyghe State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2022. No. 2(298). P. 63-72. DOI: 10.53598/2410-3004-2022-2-298-63-72

Старение населения является одной из важнейших общемировых тенденций и одним из серьезнейших вызовов социальному и экономическому развитию нашей страны и мира в целом. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, средняя продолжительность жизни в нашей стране в 2019 году достигла исторического максимума и составила 73,4 года и несколько снизилась - до 72,4 в 2020 году (Федеральная служба государственной статистики).

В целом отмечается положительная динамика в увеличении продолжительности жизни за последние 5 лет как в России, так и за рубежом. На возникновение этого феномена оказывают влияние множество социальных, экономических, экологических, технологических факторов. В частности, развитие системы социальной защиты граждан пожилого возраста, повышение качества медицинского обслуживания населения, оказание высокотехнологичной медицинской помощи и т.д.

Следует также отметить, что за последние годы существенно изменилось и восприятие обществом проблемы старения. Сегодня все чаще наблюдаются конструктивные шаги государства, направленные не только на совершенствование системы пенсионного обеспечения граждан пожилого возраста, организацию помощи в их бытовом и медицинском обслуживании, но и на более эффективное и многоплановое взаимодействие, которое открывает возможности для повышения качества жизни этой категории населения. «В Российской Федерации за последние 5 лет были разработаны и реализуются такие стратегические документы и социальные проекты, как Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, национальный проект «Демография» и Федеральная целевая программа «Старшее поколение» [1].

В этой связи задачи повышения качества жизни граждан старшего поколения, обретение ими большей самостоятельности и независимости, расширение возможностей их участия в различных сферах жизни общества и улучшение благодаря этому социально-экономической ситуации в стране становятся приоритетными направлениями социальной работы с гражданами пожилого возраста. И здесь особое внимание и усилия государства направлены на увеличение продолжительности здоровой, полноценной жизни населения, сохранение и укрепление здоровья, пропаганду здорового образа жизни, улучшение социального и психологического благополучия граждан старшего возраста, профилактическую работу по предупреждению ухудшения состояния здоровья пожилых людей.

Определение основных направлений работы с пожилыми людьми во многом обусловлено социально-психологическим особенностями, присущими данному возрасту. К основным социально-психологическим особенностям людей пожилого возраста относят снижение уровня адаптивных способностей, усиление аффективных реакций, снижение уровня коммуникативной активности, понижение эмоционального фона, тревожность, раздражительность, снижение самооценки.

Физическая культура, являясь одним из компонентов общей культуры человека, представляет собой целостное явление, объединяющее физическое совершенство, психическое здоровье и духовное развитие человека. Физическая культура для пожилых людей имеет особенности, которые заключаются как в содержательном, так и в целевом аспектах. Она, по сути, носит адаптивных характер и направлена на решение задач повышения функциональных возможностей организма, совершенствования эмоционально-волевых качеств человека, формирования

осознанного отношения к здоровью, расширения спектра социальной коммуникации человека.

Среди причин преждевременного старения гиподинамия и адинамия занимают одно из первых мест [2, 3, 4]. ВОЗ относит повышение физической активности к факторам, составляющим суть высокоэффективных геронтотехнологий, осуществление которых не требует существенных материальных ресурсов. Кроме этого, внедрение здоровьесберегающих инноваций, включающих также пропаганду физической активности в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», значительно снизит нагрузку на макроэкономику страны, предотвращая заболевания, которые приводят к преждевременной смертности [5, 6, 7].

Старение и инволюционные процессы, приводящие к снижению адаптационных возможностей организма пожилых людей и повышенной заболеваемости, являются не только медицинской проблемой, но и социальной. Государственная поддержка граждан пожилого возраста связана с созданием системы правовых, организационных и экономических мер, направленных на обеспечение достойного уровня жизни, доступности социальных услуг, развития гериатрической медицинской помощи, лекарственного обеспечения, услуг транспорта, создание условий для культурно-досуговой деятельности, доступности занятий физической культурой и спортом [8].

В этой связи продление активного долголетия, повышение качества жизни и сохранение трудоспособности лиц пожилого возраста является важной социально-педагогической проблемой, разрешение которой возможно благодаря конструктивному взаимодействию таких социальных институтов, как институт семьи,

институт государства, институт СМИ, институт здравоохранения. Организация межведомственного и межинституционального взаимодействия для решения всего комплекса задач обусловлено широким кругом субъектов организации адаптивной физической культуры, в числе которых органы государственного управления, общественные организации, учреждения науки и образования, физкультурно-спор-тивные организации, учреждения здравоохранения и др. Их активное сотрудничество является необходимым условием эффективной социальной работы по организации адаптивной физической культуры для граждан пожилого возраста и обеспечивает системный эффект в виде повышения уровня жизнеспособности пожилых людей, активного включения их в социальные связи и общественную жизнь, расширении спектра социальной коммуникации, обретение новых жизненных смыслов, а также выработку эффективных механизмов конструктивного взаимодействия.

Основные функции субъектов организации адаптивной физической культуры с гражданами пожилого возраста:

1) законодательная "разработка и внедрение законодательной базы для социальной работы по организации адаптивной физической культуры для людей пожилого возраста) и ресурсная ("финансовая, ресурсная, кадровая, организационная поддержка субъектов социальной сферы, данные функции осуществляет институт государства);

2) рекламная "пропаганда здорового образа жизни, двигательной активности в пожилом возрасте, самостоятельного, ответственного поведения, осознанного отношения к здоровью, приоритетно принадлежит институту СМИ);

3) педагогическая "развитие социально ответственной личности, использование продуктивных

стратегий взаимоотношений с людьми пожилого возраста);

4) аксиологическая (приобщение к ценностям жизни, здоровья, активного долголетия);

5) компенсаторная (компенсация неудовлетворенных потребностей пожилого человека в заботе, общении, эмоциональной поддержке - это в основном функции института семьи);

6) диагностическая (диагностика и коррекция состояния здоровья людей пожилого возраста).

Системным эффектом от такой синергии должно стать формирование мотивации у людей пожилого возраста к занятиям физической культурой, повышение их физической активности, улучшение психоэмоционального состояния, снижение уровня тревожности, что повышает уровень физического здоровья, позволяет создать такие условия, в которых пожилые люди могут максимально проявить свои потенциальные возможности.

Привлечение граждан пожилого возраста к занятиям адаптивной физической культурой позволит решить ряд серьезных проблем, прежде всего, компенсацию дефицита общения, развитие осознанного отношения к здоровью, а также расширение возможностей социализации.

С целью выявления наиболее значимых проблем пожилых людей, особенностей их психоэмоционального и физического состояния, а также определения пути их разрешения был проведен констатирующий эксперимент. Респондентами явились пожилые люди в возрасте от 60 до 76 лет в количестве 22 человек. Выборка состояла из мужчин и женщин (41% мужчин и 59% женщин).

Респондентам было предложено ответить на вопросы анкеты относительно их психоэмоционального и физического состояния. Наиболее значимыми в контексте данного исследования были ответы на следующие вопросы: «Как Вы оцениваете

свое физическое здоровье?», «Как часто Вы болеете простудными заболеваниями?» и др.

Так, на вопрос «Как Вы оцениваете свое физическое здоровье?» большая часть респондентов (66,5%) ответили «удовлетворитель-но»,17,2%- хорошо, 16,3% - плохо.

На вопрос «Как часто Вы болеете простудными заболеваниями?» были получены следующие ответы: «болею почти каждый месяц - 9,5%; «1-2 раза в год» - 47,3%; «3-4 раза в год» - 43,2%.

Эти данные свидетельствуют о невысоком уровне субъективного восприятия своего здоровья пожилыми людьми. Причем у женщин уровень субъективного восприятия состояния здоровья выше, чем у мужчин.

На следующий вопрос «Какими из перечисленных ниже средств систематически пользуетесь для улучшения своего физического состояния?» подавляющее большинство респондентов отметили, что систематически принимают лекарства (82,3%), что объясняется инволюционными процессами в организме пожилого человека; разгрузочную диету соблюдают 33,4 % из опрошенных, а двигательная активность, например, оздоровительная ходьба, отмечена только у 15,5% респондентов.

Следующий блок вопросов использовался для уточнения мотивов занятий физической культурой. В качестве основных целей занятий физической культурой респонденты отметили «укрепление здоровья» (74,5%), «желание сохранить работоспособность» (68,7%), что указывает на стремление к сохранению или восстановлению автономности и самодостаточности. «Общение с людьми, близкими по интересам», отметило 67,7% респондентов, а «получение удовольствия и положительных эмоций» значимо у 44,1%, что обусловлено желанием компенсировать недостаток общения

в связи с сужением круга социальных связей.

В ряду факторов, мешающих занятиям физической культурой, пожилые люди отмечают наличие заболеваний, влияющих на общее самочувствие, боязнь травм и падений, отсутствие необходимых физических качеств (выносливость, гибкость, сила, ловкость и др.). Поэтому, отвечая на вопрос «Если бы были организованы группы для занятия адаптивной физической культурой со специалистами физической культуры и медицинскими работниками, приняли бы Вы участие в занятиях», 91,2% респондентов дали положительный ответ. В этой связи при организации занятий физической культурой с гражданами пожилого возраста следует привлекать медицинских работников, которые будут отслеживать динамику физического состояния занимающихся и помогут подобрать оптимальный уровень физической нагрузки.

Одной из причин, влияющих на низкий уровень двигательной активности, респонденты выделили также отсутствие партнеров или друзей для совместных занятий, как следствие, большинство (79,5%) предпочло бы групповую форму занятий.

Наряду с выявлением мотивации была проведена диагностика личностных особенностей пожилых граждан с целью определения предпочтительных видов адаптивной физической культуры, а также в дальнейшем оценки эффективности этих занятий.

Одной из психологических особенностей людей пожилого возраста, оказывающей влияние на общее физическое состояние человека, является уровень тревожности, динамика которого определена в качестве одного из критериев оценки эффективности занятий адаптивной физической культурой.

Результаты диагностики тревожности по методике Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина показали, что у 34,4%

респондентов отмечен высокий уровень тревожности, средний у 51,3%, низкий у 12,5%. Причем более высокий уровень тревожности отмечается у мужчин, что можно объяснить тем, что женщины чаще вовлечены в решение бытовых задач, в вопросы воспитания внуков, поддержание внутрисемейного общения, что придает им больше уверенности в себе, ощущение своей востребованности и чувство сопричастности к активной социальной жизни.

Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы.

1. Основной целью занятий адаптивной физической культурой для пожилого человека является поддержание и повышения уровня здоровья, восстановление и сохранение работоспособности, что служит залогом обеспечения его самостоятельной жизнедеятельности, независимости от окружающих людей и позитивного эмоционального состояния. Кроме этого, для пожилых людей очень важно сохранение и расширение сферы социальных контактов, так как после завершения профессиональной деятельности круг людей, с которыми человек активно общается, с кем его объединяют общие интересы, значительно сокращается.

2. Так как субъективно свое здоровье большинство пожилых людей оценивают как неудовлетворительное, то в качестве поддерживающих инструментов чаще всего используют лекарственные средства и соблюдение диеты. Однако потенциал занятий адаптивной физической культурой не используется в полной мере. Для многих в качестве барьера для занятия физическими упражнениями становится боязнь травм и падений, уже имеющиеся заболевания и общее состояние здоровья, а также отсутствие знаний об оптимальном режиме занятий и допустимом уровне физической нагрузки. Однако многие люди пожилого возраста хотели бы посещать занятия

адаптивной физической культурой, если она будет сопровождаться медицинским контролем.

3) У пожилых людей отмечается достаточно высокий уровень тревожности, причем уровень ситуативной тревожности выше по сравнению с уровнем личностной тревожности. Это во многом объясняется состоянием здоровья, ощущением одиночества, невысокой самооценкой, что характерно для данного контингента.

Анализ полученных данных, а также беседы с пожилыми людьми позволили констатировать, что данный контингент нуждается в организации занятий физическими упражнениями, которые помогут укрепить здоровье, повысить самооценку, а главное, расширить круг знакомств и создать условия для социальной коммуникации, в которой они особенно нуждаются.

Несмотря на имеющийся социальный заказ от государства и актуальность проблемы сохранения здоровья и поддержания активности граждан пожилого возраста, на практике вопросы организации адаптивной физической культуры, являющейся действенным средством оздоровления и социальной интеграции пожилых людей, не получают широкого распространения и должного внимания со стороны специалистов социальной сферы. В этой связи организация занятий адаптивной физической культуры для людей пожилого возраста в имеющихся социокультурных и экономических условиях становится весьма актуальной и своевременной, направленной как на решение проблемы активного долголетия данной категории граждан, заявленной в виде стратегической задачи социального развития государства, так и на оздоровление и улучшение их психоэмоционального состояния.

В ГБУ РА «Комплексный центр социального обслуживания населения в городе Майкопе»

специалистами отделения дневного пребывания и волонтерами, специалистами в сфере адаптивной физической культуры были организованы занятия адаптивной физической культурой для пожилых людей. При проектировании этой работы одной из важных задач стало определение комплекса критериев, позволивших оценить степень ее эффективности и уровень достижения поставленных целей [9]. Критериями оценки эффективности занятий, их влияния на физическое, психоэмоциональное состояние пожилых людей были выбраны: ценностно-мотивацион-ный, когнитивный, поведенческий, личностный.

Ценностно-мотивационный характеризуется преобладанием в иерархии ценностей собственной личности, собственного психического здоровья, духовного и физического здоровья, саморазвития, стремлением к построению конструктивных отношений с окружающими.

Когнитивный представлен адекватными представлениями о функциональных возможностях организма в пожилом возрасте, о способах поддержания состояния здоровья и профилактики соматических заболеваний.

Поведенческий направлен на систематические занятия адаптивной физической культурой, социальную (коммуникативная) активность.

Личностный демонстрирует самооценку, самоуважение, уровень тревожности.

В нашем исследовании адаптивная физическая культура явилась не только средством повышения двигательной активности, укрепления здоровья, но и средством социальной коммуникации пожилых людей. Учитывая низкий уровень физической подготовленности пожилых людей, а также возраст и состояние здоровья, специалисты разработали комплексы физических упражнений, которые не требовали специальной физической

подготовленности. Комплексы физических упражнений были направлены на повышение подвижности тазобедренного, коленного, голеностопного суставов, укрепление мышц спины, рук, снятие напряжения с шейного и грудного отдела позвоночника, осанку, на координацию. Частота занятий -три раза в неделю под наблюдением специалистов. При организации экспериментальной работы акцент был сделан на привитие интереса к занятиям физическими упражнениями, повышение двигательной активности, настроения, возможности коммуникации. В контексте нашего исследования адаптивная физическая культура рассматривалась как эффективный инструмент оздоровления, физической и психологической реабилитации, а также социальной интеграции пожилых людей. Наблюдения за испытуемыми осуществлялись в течение года. Участники эксперимента с удовольствием отвечали на вопросы анкеты, выполняли тестовые задания, беседовали, что позволило получить объективную и достаточно полную информацию о происходящих изменениях в соответствии с выбранными критериями.

Результаты, полученные в конце эксперимента, показали улучшение по всем критериальным показателям.

Оценка личностно-мотиваци-онного критерия осуществлялась по методике М. Рокича. В структуре терминальных ценностей доминирующими стали: активная деятельная жизнь, здоровье (данная ценность была доминирующей и в начале эксперимента), уверенность в себе, продуктивная жизнь, наличие хороших друзей. В показателях - инструментальные ценности - доминирующими стали самоконтроль, жизнерадостность, независимость, смелость. В целом повысилась самооценка, появилось понимание ответственности за свое здоровье не за

счет лекарственных препаратов, а в результате иного отношения к себе и жизни.

Когнитивный критерий: изменилось представление о собственных функциональных возможностях организма, о возможностях и необходимости поддержания состояния здоровья средствами физической культуры, активного образа жизни.

Поведенческий критерий: повысилась работоспособность, физическая активность, улучшилось самочувствие, физические упражнения стали носить регулярный характер, появились новые знакомые, увеличились социальные контакты, что позволило наполнить жизнь новыми впечатлениями, интересами, событиями, исчезло чувство изолированности, ненужности.

Личностный оценивался по методике «Исследование тревожности» (Спилберг-Ханин). Изменились показатели уровней тревожности: высокий уровень тревожности снизился до 13,8%, средний отмечен у 32,3% респондентов, низкий у 53,9%.

Занятия физическими упражнениями, по мнению пожилых людей, способствовали улучшению настроения, снижению уровня тревожности, повысилась активность, работоспособность, улучшилось самочувствие. Занятия начали носить регулярный характер, что не отмечалось на первых этапах экспериментальной работы. Через некоторое время участники эксперимента посчитали комплексы достаточно легкими, и для них были разработаны дополнительные комплексы в соответствии с потребностями и возможностями организма.

Привлечение пожилых людей к регулярным занятиям физическими упражнениями - важная составляющая улучшения физического, психоэмоционального состояния, включения в новые социальные связи.

Несомненно, что для повышения жизнеспособности пожилых людей, улучшения их самочувствия,

настроения, снижения негативных эмоций и чувства ненужности, одиночества требуется комплексный подход, применение не только физических упражнений, но и других средств взаимодействия с данной категорией граждан, именно двигательной активности следует уделять особое внимание.

Регулярные физические упражнения способны восполнить двигательный дефицит, но каждый человек должен сам осознать необходимость в двигательной активности, контролировать объем двигательной нагрузки в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями.

Примечания:

1. Концепция политики активного долголетия: научно-методологический доклад к XXI Апрельской междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2020 г. / под ред. Л.Н. Овчаровой, М.А. Морозовой, О.В. Синявской. М.: Издат. дом Высшей школы экономики, 2020. 40 с.

2. Dahlgren G., Harrington P., Ritsatakis A. The Need for Intersectoral Action for Health // European Health Policy Conference: Opportunities for the Future, Copenhagen, 5-9 December 1994. Vol. II. The Policy Framework to Meet the Challenges - Intersectoral Action for health. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 1995. URL: http://whqlibdoc.who.int/euro/1994-97/EUR_ICP_HFAP_94.01_CN01pdf (date of request: 12.11.2020).

3. Diener E., Suh E.M. Subjective Well-Being and Age: An International Analysis // Annual Review of Gerontology and Geriatrics. Vol. 17. Focus on emotion and adult development. N. Y.: Springer, 1998. P. 304-324.

4. Walker A., Lowenstein A. European perspectives on quality of life in old age // European Journal Ageing. 2009. No 6 (2). P. 61-66.

5. Башкирева А.С. Инновационные геронтотехнологии в развитии стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в РФ // Вестник Росздравнад-зора. 2016. № 4. С. 19-24.

6. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 // ИПС Гарант. М., 2020.

7. Чазов Е.И., Бойцов С.А. Пути снижения сердечно-сосудистой смертности в стране // Кардиологический вестник. 2009. Т. IV, № 1 (16). С. 5-10.

8. Об утверждении плана мероприятий на 2016-2020 годы по реализации первого этапа Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29.11.2016 № 2539-р. URL: http://static.government.ru/media/files/c0Cf0BGkzaw9W5cHAZK. pdf (дата обращения: 08.02.2021).

9. Бегидова С.Н., Джабатырова Б.К., Бегидов В.С. Проектирование образовательных технологий // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 8(151). С. 4-8.

References:

1. The concept of active longevity policy: scientific and methodological report for the XXI April intern. scientific conf. on the problems of development of economy and society, Moscow, 2020 / ed. by L.N. Ovcharova, M.A. Morozova, O.V. Sinyavskaya. M.: Publishing house of the Higher School of Economics, 2020. 40 pp.

2. Dahlgren G., Harrington P., Ritsatakis A. The Need for Intersectoral Action for Health // European Health Policy Conference: Opportunities for the Future, Copenhagen, 5-9 December 1994. Vol. II. The Policy Framework to Meet the Challenges-Intersectoral Action for health. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 1995.

URL: http://whqlibdoc.who.int/euro/1994-97/EUR_ICP_HFAP_94.01_CN01pdf (date of access: 12.11.2020).

3. Diener E., Suh E.M. Subjective Well-Being and Age: An International Analysis // Annual Review of Gerontology and Geriatrics. Vol. 17. Focus on emotion and adult development. N.Y.: Springer, 1998. P. 304-324.

4. Walker A., Lowenstein A. European perspectives on quality of life in old age // European Journal Aging. 2009. No 6 (2). P. 61-66.

5. Bashkireva A.S. Innovative gerontotechnologies in the development of an action strategy in the interests of citizens of the older generation in the Russian Federation // Bulletin of Roszdravnadzor. 2016. No. 4. P. 19-24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024: Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2018 No. 204 // IPS Garant. M., 2020.

7. Chazov E.I., Boytsov S.A. Ways to reduce cardiovascular mortality in the country // Cardiological Bulletin. 2009. Vol. IV, No. 1 (16). P. 5-10.

8. On approval of the action plan for 2016-2020 for the implementation of the first stage of the Strategy of Actions in the Interests of Senior Citizens in the Russian Federation until 2025: Decree of the Government of the Russian Federation dated November 29, 2016 No. 2539-r. URL: http://static.government.ru/media/files/ c0Cf0BGkzaw9W5cHAZK.pdf (date of access: 08.02.2021).

9. Begidova S.N., Dzhabatyrova B.K., Begidov V.S. Designing of educational technologies // Proceedings of Volgograd State Pedagogical University. 2020. No. 8 (151). P. 4-8.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 31.05.2022; одобрена после рецензирования 06.06.2022; принята к публикации 13.06.2022.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 31.05.2022; approved after reviewing 06.06.2022; accepted for publication 13.06.2022.

© Джабатырова Б.К., Бегидова С.Н., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.