Научная статья на тему 'Адаптивная активность субъекта жизнедеятельности: от соционормированной к автономноориентированной регуляции'

Адаптивная активность субъекта жизнедеятельности: от соционормированной к автономноориентированной регуляции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
528
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Колпакова Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптивная активность субъекта жизнедеятельности: от соционормированной к автономноориентированной регуляции»

Л. М. Колпакова

Адаптивная активность субъекта жизнедеятельности: от соционормированной к автономноориентированной регуляции

С каких бы позиций ни исследовалась личность: философских, социальных или психологических, на ее способность действовать «автономно, эффективно, самостоятельно» указывается как на важнейшие индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями активности субъекта жизнедеятельности. При этом разные методологические позиции и эмпирические подходы к изучению поведения личности порождают существенные различия в представлениях исследователей относительно факторов и механизмов, обеспечивающих адаптивную активность. В настоящее время намечается поворот к исследованию внутренней организации личности. Это означает, что психология поворачивается лицом к самому человеку, учитывая прежде всего то, что человек не просто подчиняется внешним обстоятельствам, его поведение внутренне детерминировано и несет в себе «заряд» активного, творческого начала. Ориентация на парадигму субъектного подхода представлена в работах таких психологов, как Абульханова-Славская К.А., Ананьев Б.Г., Анциферова Л.И., Божович Л.И., Брушлинский А.В., Журавлев А.Л., Знаков В.В., Петровский В.А., Сергиенко Е. А. и др.

По мнению Б.Ф. Ломова (1984), человек как сложнейшая из самоорганизующихся систем обладает уникальными характеристиками и прежде всего способностями к саморегуляции. В человеке заложены потенциальные возможности бесконечных линий творческого процесса жизни (Асмолов А.Г., 2001), благодаря которым личность на определенном уровне развития становится субъектом жизни (Абульханова К.А., 2001), характеризирующимся качественно новым способом самоорганизации и саморегуляции. На этом уровне возникают такие интегративные психические явления, как понимание (Знаков В.В.), ответственность (Прыгин Г.С.), рефлексия (Карпов А.В.), личностный выбор (Леонтьев Д.А.) и др., обусловленность которых, по Брушлинскому А.В., представлена тем, что природное и социальное выступают не как два компонента психики человека, а единый субъект с его живым психическим процессом саморегуляции всех форм активности.

Для объяснения механизмов этого процесса в психологии до сегодняшнего времени применяются понятия «активность» и «саморегуляция», «организация» и «самоорганизация», по-разному дифференцирующие индивидуально-типические (природно,

типологически обусловленные) типы поведения человека (Лей-тес Н.С. и др.), содержательно опирающиеся на представления о

264

неравнозначности биологических систем, в которых происходит автоматическое регулирование. В то же время в современной психологии при анализе механизмов регуляторного процесса выделен особый уровень - осознанная саморегуляция (О.А. Конопкин). Однако в конкретных исследованиях описываются закономерности операционально-технического уровня без должной конкретизации онтологического содержания условий, в качестве которых применяются понятия «личностное» и «субъектное», часто используемые как синонимы. Причиной, на наш взгляд, является не до конца осознанная социальная значимость задачи. Психология пока не приняла задачу исследования самоактуализации (Галажинский Э.В., 2010) как глобальную гуманитарную проблему по выявлению роли психического в обеспечении условий, дающих человеку свободу от наличной стимуляции, но детерминирующих адаптивную активность как основы самодертерминации личности. Это ставит проблему выявления специфики механизмов адаптивной регуляции на уровне закономерностей функционирования в целом как субъекта жизнедеятельности.

Адаптивность мы рассматриваем как одно из важнейших интегративных свойств личности, отражающее ее целостность и специфичность в единстве противоречивых проявлений ее универсальных динамических характеристик - «приспособление» и «преодоление». Как системное свойство адаптивность, отражая определенную степень сформированности системы психической регуляции личности, может проявляться в двух функциональных формах - как «личностная» и как «субъектная» адаптивность, что связано, во-первых, со спецификой структурных составляющих сознания в виде когнитивно-эмоциональной, рефлексивно-оценочной репрезентаций и мотивационно-смысловых образований, и, во-вторых, закономерностями динамики функционирования в целом.

Следует особо подчеркнуть, что эти две формы проявления адаптивности характеризуют и два качественно разных уровня развития личности. На уровне регуляции активности человека, обусловленной механизмами «социоориентированной

направленности», т. е. внешне задаваемыми социальными факторами, проявляется феномен «личностной» адаптивности. На уровне «автономноориентированной направленности», т. е. обусловленной фактором собственной активности, обнаруживается феномен «субъектной» адаптивности. Эти функциональные уровни различаются спецификой организации способов разрешения противоречий, возникающих между личностью (цели, мотивы, притязания) и требованиями внешних условий для достижения генеральной цели - установить утраченное равновесие в системе «человек-среда». Способы разрешения противоречий, возникающих в проблемно-

265

конфликтных ситуациях, выбираются самой личностью, но отражают разный тип ее активности и определяют специфику «заряда» динамических тенденций - «приспособление» и/или «преодоление». В онтогенезе в ходе реализации «личностной» адаптивности характерны способы и стратегии в соотнесенности с социальной нормативностью, требованиями социально-культурных рамок поведения. «Субъектная» адаптивность есть результат более высокого уровня развития личности, функциональный уровень которой позволяет совершать действия не по заданной модели, а на основе самостоятельного творческого разрешения возникающих проблемноконфликтных ситуаций, обеспечивающих динамику «восходящего равновесия». Представляется, что «восходящее равновесие» может рассматриваться и как функционально-динамическое проявление характеристик адаптивной активности личности, и как функциональный механизм, мера выраженности которого представляет циклический переход от состояния динамического равновесия к состоянию «неравновесного напряжения» (Э.С. Бауэр, А.Б. Леонова, А.О. Прохоров) и снова к равновесному, определяя возможности достижения оптимума функционирования по восходящей (развивающей) траектории.

Подобный угол зрения на адаптивную активность субъекта жизнедеятельности позволяет выделить способ проявления все новых и новых качеств личности в виде способности к «восходящему равновесию», что, с одной стороны, указывает на отсутствие границ саморазвития личности, а с другой - подчеркивает специфичность адаптивной активности по показателю субъектности, в котором заложены не только гомеостатические (стремление к равновесию), но и динамические (стремление к изменению) тенденции.

Такое понимание адаптивной активности сближает ее с концептом субъектности и связано со спецификой «самоорганизации» и «самоосуществления», образующих контур регуляции процессов социоориентированной направленности (личностная адаптивность) и автономноориентированной направленности (субъектная адаптивность), который, выступая как объяснительный принцип универсального основания бытия человека в создаваемом им самим мире, интегрируюет представления о жизни человека как процессе самодетерминации в ходе практического преобразования собственной жизнедеятельности.

В дальнейшем это предположение получило эмпирическое подтверждение по критерию сформированности симптомокомплекса качеств личности с «субъектной» и «личностной» адаптивностью, что стало основанием для типологизации активности личности по признаку «социоориентированной» и «автономноориентированной»

направленности. Полученные факты эмпирических исследований

266

показали, что чем более выражена «субъектная» адаптивность, тем выше вероятность формирования условий функциональной устойчивости уровня «восходящего равновесия» и, наоборот, чем более развита «личностная» адаптивность, тем выше вероятность возникновения поведенческих симптомов по невротическому типу.

Т. Е. Моргунова, В. А. Нуждин

Учебно-воспитательный процесс в вузе глазами студентов-первокурсников факультета физической культуры

Обучение в вузе является одним из наиболее важных этапов становления личности педагога. Значимость данного периода в развитии профессионального самосознания личности огромно. Особенно отмечается значимость ценностных ориентаций, установок, мотивов, профессионально важных качеств для педагогической деятельности. Их развитие невозможно без изучения творческого потенциала и раскрытия индивидуальности студентов.

Специфика высшей школы определена тем, что именно в ней закладываются основы будущей профессиональной деятельности личности. В процессе обучения студент реализует себя в различных видах деятельности во взаимодействии с окружающей действительностью. Начальное формирование студенческого коллектива оказывает определенное воздействие на эмоциональную сферу молодых студентов.

Адаптация первокурсника представляет собой процесс интегрирования его в студенчество как социальную группу, что означает принятие им норм, ценностей, стандартов, стереотипов и требований. Впервые попадая в студенческий коллектив, многие юноши и девушки адаптируются в нем недостаточно быстро и легко. Причина этого - факторы, характерные только для обучения в вузе. Во-первых, в данный период происходит процесс адаптации, связанный с перестройкой режима труда и отдыха, новыми формами общения с окружающими людьми, повышенными требованиями к функциональному состоянию организма и т. д. Во-вторых, начальный период формирования студенческого коллектива отличается значительным расширением объема новой информации и необходимостью ее усвоения в ограниченные сроки. В-третьих, необходимость обязательного выполнения всего объема учебных заданий на фоне резкой интенсификации учебной деятельности обусловливает повышенную нервно-психическую напряженность студенческой молодежи.

Совокупное воздействие этих и других факторов может приводить к определенным функциональным и психическим расстройствам организма молодых людей. Функциональные изменения в

267

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.