Научная статья на тему 'АДАПТИРУЕМ ИГРАЯ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ'

АДАПТИРУЕМ ИГРАЯ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР / АДАПТАЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколина Лариса Григорьевна, Власкина Татьяна Владимировна

В статье представлены примеры использования интерактивных игровых упражнений на платформах LearningApps. org и Wordwall на уроках русского языка в 5 классе. Игра рассматривается как эффективный способ повышения уровня адаптации воспитанников первого года обучения в довузовских образовательных учреждениях МО РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколина Лариса Григорьевна, Власкина Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLAY TO ADAPT GAME TECHNOLOGIES IN THE LESSONS OF THE HUMANITARIAN CYCLE AS A MEANS OF FIRST-YEAR STUDENTS’ ADAPTATION

The article presents examples of using interactive game exercises on platforms LearningApps. org and Wordwall in Russian language lessons in the 5th grade. The game is considered as an effective way to increase the level of first-year students’ adaptation in pre-university educational institutions of Ministry of Defense of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «АДАПТИРУЕМ ИГРАЯ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ»

Л.Г. СОКОЛИНА, Т.В. ВЛАСКИНА

L.G. SOKOLINA, T.V. VLASKINA

АДАПТИРУЕМ ИГРАЯ

PLAY TO ADAPT

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

GAME TECHNOLOGIES IN THE LESSONS OF THE HUMANITARIAN CYCLE AS A MEANS OF FIRST-YEAR STUDENTS' ADAPTATION

Сведения об авторах: Соколина Лариса Григорьевна - преподаватель русского языка и литературы ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус Министерства обороны РФ», учитель высшей квалификационной категории (г. Омск. E-mail: sokolina.larisa@mail.ru);

Власкина Татьяна Владимировна - преподаватель русского языка и литературы ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус Министерства обороны РФ», учитель первой квалификационной категории (г. Омск. E-mail: vlaskina-t@mail.ru).

Аннотация. В статье представлены примеры использования интерактивных игровых упражнений на платформах LearningApps. org и Wordwall на уроках русского языка в 5 классе. Игра рассматривается как эффективный способ повышения уровня адаптации воспитанников первого года обучения в довузовских образовательных учреждениях МО РФ.

Ключевые слова: игра, игровые технологии, дидактические игры, классификация игр, адаптация, интерактивные упражнения.

Information about the authors: Larisa Sokolina - the Teacher of Russian Language and Literature of FGCOU «Omsk Cadet Military Corps of Ministry of Defence RF» (Omsk. E-mail: sokolina.larisa@mail. ru); Tatiana Vlaskina - the Teacher of Russian Language and Literature of FGCOU «Omsk Cadet Military Corps of Ministry of Defence RF» (Omsk. E-mail: vlaskina-t@mail. ru).

Summary. The article presents examples of using interactive game exercises on platforms LearningApps. org and Wordwall in Russian language lessons in the 5th grade. The game is considered as an effective way to increase the level of first-year students' adaptation in pre-university educational institutions of Ministry of Defense of the Russian Federation.

Keywords: game technologies, didactic games, game classification, adaptation, interactive exercises.

Адаптация пятиклассников в любой общеобразовательной организации - одна из самых острых проблем на этапе перехода обучающихся из начальной школы в основную. Особенно сложно процесс адаптации происходит в довузовских образовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации: отрыв от семьи, строгий распорядок дня, повышенные умственные, фи-

зические, психологические нагрузки - всё это затрудняет процесс приспособления воспитанников к новым условиям жизни. В связи с этим вопрос о выборе наиболее действенных средств успешной социальной и учебной адаптации воспитанников первого года обучения остаётся актуальным.

Одним из самых эффективных средств адаптации в 5 классе, на наш взгляд, является игра. В игре

дети отражают свою реальную жизнь в общении со сверстниками и взрослыми. Л. С. Выготский считал: «Игра ребёнка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка». Роль игры в учебной адаптации обучающихся значительная: в не-

принуждённой игровой обстановке воспитанники раскрепощаются, учатся решать коммуникативные, проблемные, познавательные задачи. Всё это способствует развитию мыслительных процессов, сенсорной, двигательной сферы детей и формированию универсальных учебных действий. Именно поэтому в учебном процессе, особенно на этапе адаптации, целесообразно использовать игровые технологии.

Существуют разные классификации дидактических игр. Л. В. Пе-трановская, психолог, педагог и публицист, в книге «Игры на уроках русского языка» выделяет следующие виды:

1) учебные игры (цель - закрепление и актуализация знаний);

2) комбинаторные игры (цель -активизация и расширение словарного запаса);

3) аналитические игры (цель -развитие логического мышления);

4) ассоциативные игры (цель -развитие ассоциативного мышления);

5) контекстные игры (цель -формирование читательской грамотности);

6) творческие игровые задания (цель - развитие творческого мышления).

В соответствии с данной классификацией нами разработаны интерактивные игры на платформах LearningApps. org и Wordwall. Необходимо отметить, что использование мультимедийных средств обучения целесообразно по следующим причинам:

• во-первых, выполнение игровых учебных упражнений с использованием интерактивной сенсорной панели повышает интерес воспитанников к изучаемому предмету, а значит, способствует учебной адаптации;

• во-вторых, использование мультисенсорных устройств позволяет выполнить требование, изложенное в Приказе Минпро-свещения России от 31 мая 2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного

Рис. 1. Скриншот экрана

образовательного стандарта основного общего образования», о том, что «образовательная организация должна обеспечить возможность использования современных ИКТ в реализации программы основного общего образования, в том числе использование имеющихся средств обучения и воспитания в электронном виде, электронных образовательных и информационных ресурсов».

Приведём примеры игр, используемых на уроках русского языка в 5 классе.

1. Учебная игра «Самолёт»

Выполнение данного интерактивного упражнения на платформе Wordwall способствует достижению следующих предметных результатов: обогащение словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и сферой общения.

В основе интерактивного упражнения лежат вопросы с одиночным выбором правильного ответа. Привлекательность игры для воспитанников обеспечивается ярким интерфейсом и теми эмоциями, которые испытывают пятиклассники при работе с казалось бы самым обычным по содержанию упражнением. На платформе

.Учебная игра «Самолёт»

задания по определению лексического значения фразеологизма приобретают совершенно иной облик. В ситуации азарта у воспитанников достигается максимальная концентрация мышления, когда все мысли и чувства сосредоточены на учебном материале (см. рис. 1).

Описание игры. После старта на фоне голубого неба появляется

• красный самолёт. В нижней части экрана размещён фразеологизм, значение которого, наряду со значениями других устойчивых выражений, указано на выплывающих облаках. Используя касания или стрелки клавиатуры, обучающиеся должны «влететь» в облако, на котором указано верное значение фразеологизма, избегая при этом столкновения с облаками с неподходящими значениями. В случае правильного ответа появляется новый фразеологизм, самолёт продолжает полёт. В случае ошибки из хвоста летательного аппарата идёт чёрный дым. Если допущено более трёх ошибок, самолёт терпит крушение, что вызывает неподдельную досаду у пятиклассников и желание выучить значение фразеологизмов. По окончании игры формируется таблица верных и неверных отве-

• тов, что позволяет подвести итоги, проанализировать результаты, записать фразеологизмы и их значения в тетрадь.

Рис. 2. Скри Комбинаторная игра

В целях учебной и социальной адаптации пятиклассников выполнение данного упражнения особенно актуально в первой декаде сентября при изучении темы «Богатство и выразительность русского языка».

2. Комбинаторные игры «Диктант по картинке», «Разгадайте кроссворд»

Указанный вид дидактических игр очень широко распространён в учебном процессе. Работа с подобными упражнениями на платформе LearningApps. org вызывает активное желание выполнить задание на мультисенсорной панели даже у самых слабых и неуверенных в себе воспитанников, что способствует не только достижению предметных результатов (распознавание слова по значению, вычленение морфем в словах с целью проведения орфографического анализа слова), но и успешной адаптации.

Указанные игры построены на отгадывании слов с орфограммой «Буквы Ы и И после Ц» либо по картинке, либо по лексическому значению. В ходе изучения данной темы мы столкнулись с тем, что пятиклассники не знают многих слов с обозначенной орфограммой. Визуализация - это наглядный

ншот экрана.

«Диктант по картинке»

способ представления любой информации, которая лучше усваивается обучающимися, поскольку есть опора на зрительный образ. Использование такого приёма игровых технологий делает урок более информативным и эффективным, способствует учебной адаптации (см. рис. 2).

Описание игры «Диктант по картинке». На экране размещены несколько картинок, к каждой из которых воспитанникам нужно подобрать слово с орфограммой (демонстрация, цитрус, устрицы, куницы, цимбалы, цитадель и др.), ввести его в соответствующее поле на платформе, записать в тетради, выполнить графическую работу.

Выигрывает тот, кто допустит меньше ошибок. Можно играть и по командам. Вариантов выполнения множество, и зависят они от цели, этапа урока.

Описание игры «Разгадайте кроссворд». Это типовой кроссворд, но возможность работы на муль-тисенсорном устройстве делает игровое упражнение более ярким, вносит элемент соревнования (кто быстрее и правильнее) (см. рис. 3). Приведём примеры заданий из кроссворда:

1. Прыгающее насекомое с прозрачными крыльями, издающее характерный стрекот (цикады).

2. Группа людей, представляющих какое-нибудь государство, коллектив (делегация).

3. Лечебная помощь, выражающаяся в непосредственном механическом воздействии на ткани, органы (операция).

4. Зверьки отряда грызунов с длинными ушами и сильными задними ногами (зайцы).

5. В древнегреческой мифологии мощный и злой великан с одним глазом во лбу (Циклоп).

Другой вариант подобной игры -парад кроссвордов, которые пятиклассники создают по отделениям. В процессе групповой работы формируются универсальные коммуникативные и регулятивные действия, что способствует учебной и социальной адаптации воспитанников.

Рис. 3. Скриншот экрана. Комбинаторная игра «Разгадайте кроссворд»

Рис. 4. Скриншот экрана. Аналитическая игра «Пропорции»

3. Аналитическая игра «Пропорции»

Выполнение данного интерактивного упражнения на платформе LearningApps. org способствует достижению следующих метапред-метных и предметных результатов: выявление закономерностей в рассматриваемых фактах с учётом предложенной задачи, различение глаголов совершенного и несовершенного видов.

В ходе игры участникам необходимо выполнить задания на определение смысловых отношений между членами пропорции и нахождение недостающих элементов. Пропорции могут быть построены на различных отношениях. Приведём пример самой простой грамматической пропорции: рисовать / нарисовать - клеить / Х (ответ: наклеить). Такую пропорцию целесообразно использовать именно на этапе адаптации пятиклассников, чтобы создать ситуацию успеха при выполнении несложных заданий в игровой форме. Перед выполнением упражнения необходимо объяснить, что такое пропорция, привести примеры.

Описание игры «Пропорции». Задания построены по принципу телевизионной передачи «Своя игра», в которой вопросы имеют разную степень сложности. Поскольку это одна из первых ана-

литических игр, предлагаемая воспитанникам, то они не сами формулируют недостающий член пропорции, как это делают опытные игроки, а находят один верный вариант из четырёх предложенных. За каждый правильный ответ начисляется определённое количество баллов, которые в финале игры суммируются. Таким образом определяется победитель. Соревнования могут быть как командные, так и личные (см. рис. 4).

Приведём примеры пропорций из игры на платформе LearningApps. org:

1) шагать / шагнуть - толкать / Х (толкнуть);

2) мелькать / мелькнуть - глотнуть / Х (глотать);

3) делать / сделать - говорить / Х (сказать);

4) победить / побеждать - положить / Х (класть);

5) расстелить / расстилать - заблестеть / Х (заблистать);

6) сверкать / сверкнуть - блистать / Х (блеснуть).

Данное упражнение можно использовать при изучении темы «Буквы Е - И в корнях с чередованием» с целью актуализации знаний о видах глаголов и создания проблемной ситуации, когда обучающийся встаёт перед выбором букв Е - И, но ещё не знает орфограмму.

Другой вариант игры: пятиклассники заранее сами составляют пропорции и под руководством преподавателя оформляют задания на платформе LearningApps. org. Задания такого типа обучающиеся выполняют с большим увлечением, что благоприятно отражается на их адаптации.

4. Ассоциативная игра «Намёки»

Выполнение данного интерактивного упражнения на платформе Wordwall способствует достижению таких предметных и метапредметных результатов, как обогащение словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств, способ-

Рис. 5. Скриншот экрана. Ассоциативная игра «Намёки»

ность формулировать гипотезы о взаимосвязях различных явлений.

Игра состоит из заданий-намёков, которые развивают ассоциативное мышление, интуицию, способность понять ход мысли другого человека. Пример подобного задания: отгадайте фразеологизм по намёку «К - похожи». Поясним: буква «К» - первая буква ключевого слова «капля» из фразеологизма «похожи как две капли воды», «похожи» - слово-намёк, связанное с ключевым словом.

Описание игры «Намёки». Задания построены по принципу телевизионной передачи «Поле чудес» (см. рис. 5). Игроки по очереди вращают барабан и отгадывают фразеологизмы по намёкам. Задания в этой игре непростые, требующие в том числе широкого культурологического кругозора, поэтому играть в «намёки» на этапе адаптации целесообразно лишь после предварительного знакомства с языковым материалом, на котором построено упражнение. Отработку материала можно также организовать в ходе учебной игры (например, «Определите значение фразеологизма»). Ход игры «Намёки» можно выстроить по-разному. Главное, чтобы атмосфера во время выполнения упражнения была максимально

благоприятная, поскольку самый значимый результат ассоциативных игр - развитие индивидуального, яркого, образного восприятия мира, формирование умения доверять интуиции.

Примеры заданий-намёков на фразеологизмы:

1. В - белый (В - ворона; белая ворона).

2. Л - чистота (Л - лист; с чистого листа).

3. Х*2 - бабушка (Х*2 - надвое; бабушка надвое сказала).

4. С - голова (С - снег; как снег на голову).

5. Н - топор (Н - нос; зарубить на носу).

6. Г - нос (Г - голубь; с гулькин нос).

7. 999 - земля (999 - тридевять; за тридевять земель).

8. Т - вода (Т - трава; тише воды, ниже травы).

9. М - ухо (М - медведь; медведь на ухо наступил).

10. С - муха (С - слон; делать из мухи слона).

Данный вариант ассоциативной игры является пассивным, так как задания-намёки разрабатывает преподаватель. На уроках обобщения и систематизации материала можно использовать активный вариант: задания готовят соревнующиеся команды. Такая групповая работа формирует коммуникативные и регулятивные учебные

Рис. 6. Скриншот экрана. Контекстная игра «Найдите слово»

действия, что в целом способствует адаптации пятиклассников к новым условиям обучения и жизни.

5. Контекстная игра «Найдите слово»

Выполнение данного интерактивного упражнения на платформе LearningApps. org направлено на совершенствование речевой деятельности, формирование читательской грамотности, овладение орфографическими нормами современного русского языка.

В основе игры лежат задания, направленные на работу с текстом (понимание текста, восстановление недостающих элементов). Это очень важный этап для достижения не только предметных, но и метапредметных результатов учебной деятельности, поэтому для игры стоит выбирать очень выразительные в стилистическом отношении тексты.

Описание игры «Восстановите текст». Для работы выбран художественный текст-описание, который целесообразно использовать на этапе контроля усвоения знаний по теме «Буквы А -

О в корне -ЗАР---ЗОР-». Текст

с пропусками слов с указанной орфограммой воспроизводится на интерактивной панели и дублируется в раздаточном материале. Игрокам, работу которых можно организовать как индивидуально, так и небольшими группами, предлагается за определённое время (510 минут) восстановить пропуски. По истечении указанного времени участники по очереди называют варианты заполнения пропусков. Выигрывает тот, кто назвал больше правильных вариантов и написал их без орфографических ошибок (см. рис. 6).

Ниже приводится текст интерактивного упражнения. Пропущенные слова приведены в скобках.

Необыкновенно красивы и загадочны в России (зори)! Утренняя (зорюшка) туманна и нежна. Вечерняя (заря) спокойна и ве-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица. Перечень ссылок для доступа к интерактивным упражнениям

Название игры Ссылка

«Самолёт» https://wordwall.net/ru/resource/39120666

«Диктант по картинке» https://leammgapps.org/watch?v=pqyatmj0v22

«Разгадайте кроссворд» https://learningapps.org/watch?v=psda9qacj22

«Пропорции» https://leammgapps.org/watch?v=pgpaxqxk523

«Намёки» https://wordwall.net/ru/resource/43697511

«Найдите слово» https://learningapps.org/watch?v=pd2j57qnn22

«Рассказ на одну букву» https://learningapps.org/watch?v=prqis9bej23

личава. Летними вечерами небо на горизонте часто (озаряется) всполохами (зарницы). Это необыкновенное зрелище! А как чудесно послушать серебряную трель (зарянки) - птички, которая поёт на утренней (зорьке).

Необходимо отметить, что текст размещён на фоновой картинке с изображением летней зари, а процесс выполнения задания сопровождается аудиозаписью «Пение зарянки». Это позволяет создать благоприятную атмосферу на уроке и способствует адаптации воспитанников.

Творческое игровое задание «Рассказ на одну букву»

В ходе игры необходимо составить рассказ, все слова которого начинаются на одну и ту же букву. Выполнение задания направлено на совершенствование речевой деятельности, формирование умения создавать письменные тексты различных стилей, осуществлять отбор языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей.

Описание игрового задания. На этапе адаптации целесообразно давать облегчённый вариант задания. Во-первых, как показывает практика, проще всего составлять рассказ из слов, начинающихся на букву «П». Во-вторых, вначале можно использовать служебные слова не только на

Л

букву «П». В-третьих, на экране мультимедийного устройства можно проецировать картинки, изображающие предметы или явления на букву «П» (см. рис. 7). Можно работать по одному или в мини-группах. Когда время на выполнение задания истечёт, игроки зачитывают тексты вслух. Победителями становятся авторы самых связных, длинных рассказов, написанных в соответствии с нормами построения текстов.

Одна из задач подобных упражнений - осознание обучающимися того, что, кроме «серьёзного» творчества (например, сочинение о нравственных ценностях), есть творчество игровое. Игровые

О

творческие задания благоприятно отражаются на общем процессе адаптации, так как при их выполнении у воспитанников отсутствует страх допустить ошибку, боязнь показаться смешными.

Таким образом, игровые технологии, направленные на овладение системой универсальных учебных познавательных, коммуникативных действий и обеспечивающие сформированность когнитивных, социальных навыков, эмоционального интеллекта, являются эффективным средством адаптации пятиклассников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / Л. С. Выготский / под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского.- М.: Педагогика, 1982. 488 с.

2. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: пути развития / Л. В. Мардахаев, И. А. Лип-ский // Учёные записки: научно-теоретический сборник.- М.: МГСУ, 1996. С. 55-63.

3. Петрановская, Л. В. Игры на уроках русского языка. Пособие для учителя.- М.: МИРОС-МАИК «Наука / Интерпериодика», 2000. 144 с.

4. Шиляева, Н. В. Динамика изменений уровня адаптации современных школьников / Н. В. Шиляева, Е. Е. Ростовцева, Л. Ф. Казначе-ева // Мат-лы Региональной научно-прак-тич. конф. «Психофизиологические аспекты адаптации и реабилитации», г. Екатеринбург, 30-31 марта 2000 г. - Екатеринбург, 2000.

Рис. 7. Скриншот экрана. Творческое игровое задание «Рассказ на одну букву»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.