Научная статья на тему 'Адаптация учащихся медицинского колледжа к учебному процессу проживающих в экологически неблагоприятных районах'

Адаптация учащихся медицинского колледжа к учебному процессу проживающих в экологически неблагоприятных районах Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
112
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Смагулов Н. К., Естемесова К. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация учащихся медицинского колледжа к учебному процессу проживающих в экологически неблагоприятных районах»

АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ ПРОЖИВАЮЩИХ В ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ РАЙОНАХ

Смагулов Н.К., Естемесова К.А.

Карагандинский государственный университет им.Е.А.Букетова, кафедра физиологии, г.Караганда, Казахстан

Воздействие факторов окружающей среды разной природы и характера (социальные, экономические, биологические, природно-климатические, химические, физические и др.) приводит к развитию неблагоприятных эффектов в состоянии здоровья населения, что выражается в увеличении смертности, заболеваемости, ухудшении физического развития и росте распространенности преморбидных состояний. Роль тех и иных факторов в развитии неблагоприятных эффектов в состоянии здоровья населения различна в зависимости от пола и возраста. Величина вклада факторов окружающей среды в развитие этих неблагоприятных эффектов в значительной степени зависит от возраста изучаемого контингента, характера заболевания. Таким образом, проблема учебной адаптации студентов актуальна как с точки зрения их состояния здоровья, так и в аспекте совершенствования учебного процесса.

Цель работы: оценка адаптации учащихся 1 курса медицинского колледжа к учебному процессу, в зависимости от уровня экологического благополучия по месту жительства.

Материалы и методы исследования: Объект исследования - учащиеся 1 курса медицинского колледжа, обучающиеся на базе 9 и 11 классов, проживающие в районах с различной степенью экологической нагрузки: 1 - городские студенты, проживающие в Майкудуке, т.е. зоне экологического напряжения, условно обозначенной как «грязный» район; 2 - городские студенты, проживающие на Юго-Востоке г.Караганды, зоне относительного экологического благополучия, условно обозначенной как «чистый» район; 3 - студенты из сельской местности, условно обозначенные как «село». Физиологические исследования включали: 1) измерение показателей сердечно-сосудистой системы - САД и ДАД, ЧП, индекс Руфье, математический анализ вариабельности сердечного ритма; 2) измерение показателей функционального состояния ЦНС (СМР, ЗМР, таблица Анфимова); 3) оценка нервно-эмоциональной активности (таблицы САН, определение реактивной тревожности). Статистическая обработка данных проводилась с помощью стандартного и доработанного пакетов статистических программ (Сепетлиев, 1964).

Результаты и их обсуждение: Одним из важнейших показателей личностных особенностей индивидуума является тревожность, термин, характеризующий определенное состояние индивида в ограниченный момент времени или устойчивое свойство любого человека. По показателям реактивной тревожности и САН выявлено негативное влияние неблагоприятной экологической обстановки по месту жительства. Более выраженное напряжение нервно-эмоциональной активности отмечалась у группы учащихся проживающих в «грязном» районе, особенно у групп обучающихся на базе 9 классов. В данной группе более адаптировано реагировали на учебный процесс учащиеся «чистого» района, у которых отмечались низкие значения реактивной тревожности и высокие показатели САН. В группе обучающихся на базе 11 классов существенных различий между сельскими учащимися и «чистого» района не отмечалось.

Анализ показателей рефлексометрических реакций также не выявил выраженного влияния негативной экологической обстановки на уровень функционального напряжения ЦНС. Учебный процесс оказывал более выраженное влияние на сельских студентов, у которых он сопровождался более высоким уровнем функционального напряжения ЦНС, по сравнению с остальными группами. Также уровень функционального напряжения не зависит от степени экологического неблагополучия по месту жительства, а скорей от степени подготовленности к образовательному процессу, чем раньше студент включается в новый образовательный процесс (колледж), тем выраженные степень функционального напряжения ЦНС. Следовательно, учебный процесс в колледже у сельских студентов сопровождается низкими значениями умственной работоспособности, не отражаясь на ее качестве, о чем свидетельствует число допущенных ошибок при выполнении корректурной пробы.

Уровень артериального давления является одним из основных показателей гемодинамических приспособлений к потребностям организма. При этом, высота его определяется в основном количеством крови, нагнетаемым сердцем в артериальную систему в единицу времени, и сопротивлением, которое встречает кровоток в сосудах, которые между собой взаимосвязаны и подвержены влиянию сложных регулирующих механизмов. Поэтому показатели пульса и артериального давления дают наиболее общее впечатление о функциональном состоянии системы кровообращения.

Как показал анализ результатов, учебный процесс в колледже оказывает влияние на степень функционального напряжения сердечно-сосудистой системы и более выражено в плане достоверности различий в группе учащихся обучающихся на базе 11 классов. В данной группе было выявлено негативной влияние и экологической обстановки по месту жительства, где наиболее высокие значения отмечались у студентов «грязного» района. Так, уровень систолического и диастолического артериального давления в данной группе в среднем составлял 113,3 ± 3,7 и 73,3 ± 2,31 мм.рт.ст. соответственно (против 103,8 ± 1,0 и 68,3 ± 0,71 у «чистого» района) (р<0.05). У частоты пульса динамика имела аналогичную картину, исключение составляли группы, проживающие в «чистом» районе и из сельской местности, где отсутствовали достоверные различия. Напряженность труда у

студентов «грязного» района, обучающихся на базе 9 и 11 классов, оцениваемая по частоте пульса, соответствовала уровню удовлетворительной напряженности. У остальных групп напряженность труда по частоте пульса соответствовала уровню «хорошая». Сопоставляя средние значения индекса Руфье, следует отметить, что у учащихся «грязного района размах колебаемости данного индекса находится в диапазоне удовлетворительная работоспособность (5,9^6,14 усл.ед.), у остальных групп - хорошая.

Следовательно, эффективность процессов адаптации сердечно-сосудистой системы учащихся к особенностям учебного процесса медицинского колледжа напрямую зависит от уровня экологического неблагополучия по месту жительства, при этом, чем выше уровень этого неблагополучия, тем выше уровень функционального напряжения сердечно-сосудистой системы, и как следствии, выше «цена» адаптации, что естественно, может отразиться в дальнейшем на успеваемости, снижении работоспособности и росте заболеваемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.