УДК/UDC 378
DOI 10.54509/22203036_2022_1_41
Столбова Ирина Дмитриевна
доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой дизайна, начертательной геометрии и графики, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь
Кочурова Людмила Владимировна
старший преподаватель кафедры дизайна, начертательной геометрии и графики, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь
Опарина Елена Александровна
старший преподаватель кафедры дизайна, начертательной геометрии и графики, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь
Stolbova Irina D.
Doctor of Technical Sciences, Head of the Department of Design, Descriptive Geometry and Graphics, Perm National Research Polytechnic University, Perm
Kochurova Lyudmila V.
Senior Lecturer at the Department of Design, Descriptive Geometry and Graphics, Perm National Research Polytechnic University, Perm
Oparina Elena A.
Senior Lecturer at the Department of Design, Descriptive Geometry and Graphics, Perm National Research Polytechnic University, Perm
АДАПТАЦИЯ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ
ADAPTING THE DIGITAL ENVIRONMENT OF SUBJECT TRAINING FOR FOREIGN STUDENTS AT A RUSSIAN UNIVERSITY
Введение. В последние годы в российских вузах увеличивается число иностранных студентов, осваивающих профессиональные образовательные программы, соответствующие научно-техническим и технологическим вызовам четвертой промышленной революции и цифровой экономики. В этой связи актуальны аспекты организации обучения иностранных студентов, их скорейшей адаптации в новой социокультурной и языковой среде. В данной работе рассматривается проблема адаптации цифровой среды предметного обучения иностранного контингента при общетехнической геометро-графической подготовке, реализуемой на младших курсах технического вуза.
Методология. Образовательный процесс в рамках геометро-графической подготовки ведется на основе компетентностного и деятельностного подходов. Уровни первоначальной подготовки студентов-иностранцев в предметной области значительно отличаются. Для решения этой проблемы при освоении дисциплины применяются принципы индивидуализации и персонализации, а также обсуждаются идея коллективного взаимообучения и работа в команде при выполнении проектных заданий. Для продуктивного освоения дисциплин на основе анализа иссле-
дованной литературы и практического опыта авторов выявлены эффективные механизмы адаптации студентов-иностранцев к имеющейся компетент-ностной модели предметной подготовки и к разработанной цифровой среде обучения. Процесс обучения иностранного контингента контролируется на основе результатов статистического исследования мнений студентов по вопросам их адаптации к образовательной среде предметной подготовки.
Результаты. При подготовке адаптированного курса для иностранных студентов учитывается специфика графической дисциплины - наличие большого количества иллюстративного материала, что позволяет при соответствующем представлении облегчить восприятие графической теории на русском языке. В помощь иностранным студентам разработан специальный комплект учебно-методического материала, который помогает эффективнее обучать, достигать требуемых образовательных результатов, выполнять индивидуальные графические задания. Приведены примеры иллюстративного комментария для выполнения требуемых проектных заданий.
Заключение. Достигнутое качество освоения дисциплины демонстрируется с помощью диаграммы
развития компетенций учебной деятельности для «усредненного» студента-иностранца. В целом можно констатировать успешность адаптированной для иностранных студентов модели предметной подготовки. Предложенные подходы адаптации иностранных студентов к среде предметного обучения позволили достичь положительных значений для всех анализируемых показателей геометро-графических компетенций.
Introduction. In recent years, a number of foreign students has been increasing in universities of the Russian Federation, with students mastering professional educational programs that meet the scientific, technical and technological challenges of the fourth industrial revolution and the digital economy. In this regard, the issues of organizing the training of foreign students, their quick adaptation in new socio-cultural and linguistic environments are relevant. In our work, the problem of adaption of foreign students for the digital environment of subject training implemented at junior courses of a technical university in general technical training, as well as geometric and graphic one is considered.
Methodology. The educational process within the framework of geometric and graphic training is carried out on the basis of competent and active approaches. When mastering the discipline, the principles of individualization and personalization are used due to the significant difference in the level of initial training of foreign students in the subject area, as well as the idea of collective mutual training and teamwork in the performance of project tasks are discussed. Effective mechanisms for adapting the existing competent model of subject training and the developed digital learning environment for foreign students have been identified for a productive mastering of disciplines. Such mechanisms were based on the literature researched and practical experience of authors. The process of foreign students' training is monitored on the basis of the results of a statistical study of students' opinions on their adaptation to the educational environment of subject training
Results. When preparing an adaptive course for foreign students, the specifics of the graphic discipline are taken into account - the presence of a large amount of illustrative material, which allows, with appropriate representation, to facilitate the perception of graphic theory in Russian language. To help foreign students, a special set of educational and methodological material has been developed that helps to work more efficiently, achieve the required educational results, and fulfil individual graphic tasks. Examples of an illustrative comment for performing the required project tasks are given.
Conclusion. The achieved quality of discipline development is demonstrated with the help of a chart of competencies' development for educational activities of an average foreign student. In general, we can prove the success of the model of subject training adapted for foreign students. The proposed approaches when adapting the subject learning environment made it possible to achieve positive values for all analysed indicators of geometric and graphical competencies.
Ключевые слова: компетентностная модель предметной подготовки, геометро-графическая подготовка, студенты-иностранцы, адаптация к цифровой среде обучения.
Keywords: competent model of subject training, geometric and graphic training, foreign students, adaptation of digital learning environment.
Введение
В рамках международного сотрудничества высших учебных заведений РФ в последние годы увеличивается контингент иностранных студентов, осваивающих профессиональные образовательные программы, соответствующие научно-техническим и технологическим вызовам четвертой промышленной революции и цифровой экономики [1]. Существующая конкуренция на внешнем и внутреннем рынках образовательных услуг, интенсивное использование информационных и коммуникационных технологий, наличие цифровой среды обучения повышают требования к качеству профессионального образования и обеспечению социальной мобильности студентов [2].
С наступлением цифровой эпохи наметился ряд существенных возможностей для преобразования образовательной среды, позволяющих иметь конкурентное преимущество реализуемым образовательным программам, нацеленным на подготовку высококвалифицированных кадров [3]. В исследованной литературе можно отметить следующие потенциальные возможности для совершенствования процесса обучения:
Высокие темпы обновления информации, быстрая утрата ее достоверности и актуальности требуют инновационных технологий обучения, способствующих выработке навыков не столько «линейной передачи конкретной информации», сколько формирования способности «добывания» требуемой информации, создания новой и оценивания уже имеющейся [4; 5].
Все чаще для передачи учебной информации используется онлайн-формат, который становится
удобным механизмом коммуникации в цифровой среде обучения. Компьютеры и интернет в этом случае обеспечивают одну из важных функций обучения - общение, позволяя субъектам образовательного процесса обмениваться сообщениями, файлами, электронными письмами, участвовать в дискуссиях, видеоконференциях и т. п. Среда онлайн-обучения предлагает разнообразные инструменты управления учебным процессом с целью достижения более высокого уровня подготовки студентов [6; 7].
Цифровая трансформация предметного обучения, сохраняющегося в структуре высшего профессионального образования, неизбежно ведет к переменам содержания, методов и организационных форм учебной работы. Для обеспечения современного уровня профессиональной подготовки встает вопрос о пересмотре и оптимизации наборов учебно-методических и информационных материалов, использовании растущего потенциала цифровых технологий [3; 8; 9].
В рамках действующих образовательных стандартов, основанных на компетентностной парадигме, персонализация и индивидуализация образовательного процесса предполагают достижение всеми обучаемыми запланированных учебных результатов посредством эффективных информационно-коммуникационных технологий и электронных ресурсов цифровой образовательной среды, которая позволяет учитывать индивидуальные запросы, предпочтения обучаемых, а также различный уровень восприятия ими учебного материала [10; 11].
Принцип «идти от обучения всех к обучению каждого» ведет к дифференциации контингента, делению студентов, объединенных общими интересами и предварительным уровнем подготовки в предметной области, на однородные группы [12]. В силу этого имеется потребность в разработке организационных процедур по реализации ряда образовательных маршрутов обучения, обеспечивающих освоение дисциплины всеми обучаемыми в соответствии с требованиями образовательной программы.
Новые возможности цифровых технологий проявляются и при организации коллективного обучения. Активно практикуется работа в команде, организованная в рамках технологии «сотрудничества» и «коллаборативного обучения» [13; 14]. Система кол-лаборативного обучения основана на модели создания знаний, где участники активно взаимодействуют путем обмена опытом и асимметрии ролей. В отличие от принципа индивидуализации, студенты в процессе такого обучения обмениваются информацией, оценивают друг друга, делятся идеями, осуществляют мони-
торинг работы друг друга и т. д. [15]. Диалог между обучаемыми с разным уровнем восприятия учебного материала позволяет добиться большего успеха отстающим студентам и приобрести новый профессиональный опыт успевающим студентам.
Перечисленные тенденции трансформации образовательной среды становятся особенно востребованными в связи с обучением специфических групп, к которым можно отнести и группы иностранных студентов. В данной работе рассмотрен опыт адаптации цифровой среды предметной подготовки (на примере общетехнической геометро-графической подготовки) при обучении иностранных студентов в Пермском национальном исследовательском политехническом университете (ПНИПУ).
Методология
Приток в Россию иностранных студентов диктует необходимость создания условий для получения ими конкурентоспособного высшего образования, способного обеспечить включение России в международную образовательную систему [16]. В этой связи в российских вузах наблюдается рост исследований по вопросам организации обучения иностранных студентов, их скорейшей адаптации к новой социокультурной и языковой среде [16-18]. Можно выделить существенные факторы, оказывающие положительное воздействие на опыт работы со студентами-иностранцами в отдельном вузе:
- административные мероприятия по адаптации студентов в новых условиях их проживания и обучения;
- подготовленный персонал по работе с иностранными студентами;
- корректировка имеющихся специализированных учебных материалов с акцентом на иностранных студентов;
- создание площадок для общения иностранных студентов с преподавателями;
- совместные творческие проекты иностранных и российских студентов.
При анализе сайтов российских вузов можно заметить, что языковая проблема в работе с иностранными студентами является наиболее актуальной. Первостепенное значение имеет изучение русского языка как иностранного в условиях довузовского обучения, т. е. до момента поступления в вуз. От уровня качества ускоренного овладения русским языком зависит эффективность обучения иностранных студентов в российском вузе [19]. Важным аспектом коммуникаций является решение вопроса общения сту-
дентов-иностранцев с преподавателем. Для преодоления языкового барьера необходимо увеличить уровень владения английским языком у профессорско-преподавательского состава [17, с. 105].
Быстрому включению иностранных студентов в учебный процесс, сохранению контингента обучающихся, обеспечению высокой мотивации овладения знаниями, умения и навыками, повышению уровня образованности способствует успешная адаптация студентов к условиям обучения в российской высшей школе [19, с. 144]. Поэтому основной задачей вуза становится успешное управление образовательным процессом, обеспечивающим условия для создания образовательной среды, адаптированной под иностранных студентов. В этом направлении на первоначальном этапе важно своевременное погружение иностранных студентов в среду предметного обучения, знакомство со специфической терминологией предметной области как на русском, так и на английском языках (что особенно значимо для технических дисциплин).
Существенной также является проблема адаптации учебных методических материалов, которые доступны для использования в большей степени на русском языке. Решать эту проблему можно за счет пополнения электронной базы библиотек объяснительными учебными материалами, подготовленными наряду с русским и на английском языке, а также новейшими исследованиями на иностранном языке по отдельным специальностям и дисциплинам [17, с.105].
По сравнению с российскими студентами среди иностранцев различается уровень первоначальной готовности к предстоящему освоению дисциплины, что обусловлено значительным отличием программ довузовского обучения. Поэтому особое внимание необходимо уделять студентам с низким, либо отсутствующим уровнем начальной предметной подготовки.
Для решения коммуникативных проблем с однокурсниками предлагается создание площадок активного общения по возникающим учебно-методическим вопросам, а также для неформального общения клубной направленности со студентами и преподавателями. Такое неформальное общение способствует освоению русского языка более эффективно, чем прочтение учебных материалов и книг [18]. Также действенно наличие общей площадки для выполнения совместных с российскими студентами творческих проектов, что обеспечивает неформальное погружение в проектную деятельность, связанную с изучаемой дисциплиной.
Накопленный в российских вузах опыт подготовки иностранных студентов показывает, что наряду
с уже используемыми технологиями обучения необходимо осваивать новые методы формирования предметных компетенций, дающие более высокий результат в освоении конкретной дисциплины студентами-иностранцами.
Авторы представленной работы в течение длительного времени занимаются геометро-графической подготовкой студентов Пермского национального исследовательского университета и в последние годы приобрели некоторый опыт по улучшению условий освоения данной предметной области студентами-иностранцами. Ранее, при переходе на компетентност-ный формат обучения, была разработана унифицированная компетентностная модель предметной подготовки [20; 21], а при ее реализации широко использовались перспективные информационно-коммуникационные технологии обучения, и к настоящему времени создана цифровая среда геометро-графической подготовки студентов университета. Преподавателями кафедры были разработаны электронные ресурсы, ставшие основой для реализации образовательного онлайн-процесса: дистанционный курс дисциплины на площадке Moodle, а также цифровые материалы, размещенные на сайте кафедры и обеспечивающие сопровождение внеаудиторной самостоятельной работы студентов, главным из которых является автоматизированная система тестирования достигаемых результатов обучения [22; 23]. Указанные ресурсы ранее прошли апробацию и использовались в рамках модели смешанного обучения отечественных студентов. При обучении иностранных студентов цифровая среда геометро-графической подготовки нуждалась в существенном преобразовании.
На основе анализа исследованной литературы и практического опыта авторов на рисунке 1 приведена схема, демонстрирующая выбранные эффективные механизмы адаптации разработанной цифровой среды обучения в рамках компетентностной модели предметной подготовки (КМПП), что создало условия для продуктивного освоения студентами-иностранцами геометро-графической подготовки в российском вузе.
В ходе обучения иностранного контингента по данной дисциплине регулярно учитывались мнения самих студентов по наиболее важным вопросам организации учебного процесса, а также использовались результаты статистического исследования (рис. 2), полученные авторами при адаптации образовательной среды геометро-графической подготовки. Исследовательской группой являлись студенты горно-нефтяного факультета ПНИПУ в количе-
Рис. 1. Механизмы адаптации цифровой среды предметной подготовки для студентов-иностранцев
Удовлетворенность дисциплиной ш......................... низкая средняя высокая
Электронная образовательная среда Illlllllllllllllllllli не нужна желательна необходима
Совместная работа с однокурсниками не нужна желательна необходима
Используемые формы обучения 1 индивидуальная под руководством работа в команде
Важность общения с преподавателем I............ не имеет значения средняя высокая
Знакомство с предметной областью ¡НИР частично нет да
Уровень подготовки по русскому языку недостаточный слабый достаточный
О 10 20 30 40 50 60 70 80 %
Рис. 2. Результаты социологического опроса иностранных студентов
стве 63 человек. В течение двух лет по ходу реализации процесса обучения в группах регулярно проводились социологические опросы, которые позволяли принимать управленческие решения по исправлению выявленных недостатков.
Результаты
Обучение студентов-иностранцев в университете проводится по различным направлениям и специальностям ряда факультетов университета: аэрокосмическом, горно-нефтяном, химико-технологическом и др.
Для обучения по выбранной профессиональной образовательной программе иностранцы включаются как в состав обычных студенческих групп, так и объединяются в отдельные группы. Задача организации успешного обучения студентов-иностранцев по общетехническим дисциплинам, входящим в учебный план осваиваемой программы подготовки, поставлена перед общеобразовательными кафедрами с целью обеспечения скорейшего включения студентов в полноценный творческий процесс изучения конкретной дисциплины. На этапе включения в процесс предмет-
ного обучения иностранные студенты, общаясь с российскими преподавателями-предметниками, совершенствуют свои знания русского языка. Однако практика предметного обучения показывает, что обозначенная выше языковая проблема остается ключевой и решать ее требуется на протяжении всего времени обучения студентов в вузе, но в большей степени ее приходится преодолевать на младших курсах.
Геометро-графическая подготовка относится к общеобразовательному циклу и изучается, как правило, на 1-2-м курсах. За учебный год на кафедре обучаются около 160 студентов-иностранцев по различным направлениям и специальностям. Выявлено, что в данный период для обучаемых актуальны проблемы языкового барьера и незнание специальной терминологии дисциплины на русском языке. Как показывает практика, в преодолении языкового барьера при освоении студентами предметной терминологии помогает владение преподавателем английским языком и, что особенно важно, в терминологической части предметной области.
Анализ представленных на рисунке 2 результатов опросов иностранных студентов по указанной проблеме показал, что число респондентов со слабой и недостаточной подготовкой по русскому языку остается на уровне 50 %. При этом отмечается, что разработка специального комплекта учебно-методического материала в помощь иностранным студентам помогает эффективнее работать, достигать требуемых образовательных результатов, в том числе и при выполнении индивидуальных графических заданий.
Наш опыт показывает, что наиболее действенно на начальном этапе разделять лекции на русском языке для иностранных и отечественных студентов, проводить вводную лекцию для иностранцев, погружающую в терминологию дисциплины, а также использовать специальный словарь терминов с дублированием перевода на английском языке.
На рисунке 3 приведены примеры иллюстративного сопровождения проектной деятельности студентов по некоторым темам дисциплины.
Рисунок 3а демонстрирует иллюстративный комментарий к индивидуальному заданию по конструированию объекта - прямой призмы в соответствии с исходными параметрическими данными и заданной формой основания. Для построения основания имеется библиотека стандартных геометрических форм с указанием их названия на русском и английском языках, а также с обозначенными характерными признаками фигур. Примеры выполнения модели наглядно демонстрируют планируемый результат. Рисунок 3б
демонстрирует комментарий к разделу дисциплины «Поверхности», где аналогичным образом представлены стандартные тела и их применение при проектировании заданной конструкции. Такой подход помогает иностранцам быстрее понять суть задания и успешно его выполнить.
Значительные трудности с адаптацией иностранных студентов связаны также с существенным различием базовых школьных (довузовских) программ по предметам, относящимся к геометро-графическому образованию, а также форм и методов обучения. Так, в начале обучения на вопрос «Были ли вы знакомы с какими-либо разделами дисциплины по инженерной геометрии и компьютерной графики» получены ответы: «Да» - 50 %, «Нет» - 18 %, «Частично» - 23 %. При этом из озвученных разделов: геометрия, черчение, компьютерное моделирование - большая часть положительных ответов (это только 14 %) отводится черчению.
В связи с различным уровнем подготовки студентов преподавателям кафедры приходится проявлять гибкость, использовать принципы персона-лизации и индивидуализации, расширять возможности электронной среды обучения многовариантными по форме графическими заданиями, разными по сложности, а также дополнять ее специальным методическим сопровождением, позволяющим всем студентам-иностранцам достигать запланированных учебных результатов [24; 25].
При оценке условий выполнения самостоятельной работы почти 60 % студентов отмечают необходимость постоянных консультаций с преподавателем. В проведенном исследовании почти 70 % иностранцев отмечают важность изучения дисциплины под руководством преподавателя и только около 5 % не нуждаются в нем.
Положительную роль в эффективности самостоятельной работы играет наличие электронной образовательной среды, что подтвердили почти 70 % обучаемых.
В качестве дополнительных технологий для обучения студентов-иностранцев удачными оказались организационные формы командной работы, когда «каждый говорит с каждым» [5]. В работе «сообща» отдельный студент может выполнять не только роль обучаемого, но и роль учителя, разъясняющего материал. Преподаватель же оказывается консультантом, который предоставляет студентам возможность учиться самостоятельно и друг у друга. В каждой группе находится иностранец-лидер, лучше других владеющий русским языком, у кого уровень довузов-
а)
б)
Рис. 3. Иллюстрационное сопровождение проектной деятельности
ской геометро-графической подготовки выше и кто способен стать «транслятором» информации в такой языковой форме, которая является более доступной для слабо подготовленной части иноязычной студенческой аудитории. С точки зрения авторов, идея коллективного взаимообучения имеет практический интерес и заслуживает дальнейшего развития.
Поскольку геометро-графическая подготовка в большей степени ориентирована на проектную деятельность, командная работа применяется наиболее успешно при выполнении учебных проектов профильной направленности [3; 23]. Совместная работа групп студентов над общим творческим проектом форми-
рует у них прежде всего коммуникативную компетенцию, создает квазипрофессиональную среду проектирования, закладывает внутреннюю мотивацию в процесс обучения.
Студенты, по их высказываниям, работая в группах, становились более мотивированы к поиску необходимого информационного материала, чувствуя ответственность за свой участок работы при выполнении совместного проекта. Работу с одногруппни-ками в одной проектной команде считают важной более 60 % респондентов.
Онлайн-сервисы, широко используемые в последнее время в связи с самоизоляцией и вынужденным
Рис. 4. Диаграмма развития компетенций учебной деятельности для усредненного студента-иностранца
пребыванием иностранцев у себя на родине, показали свою эффективность и при использовании командных форм организации учебной деятельности. Онлайн-площадки обеспечивают и трансформируют удаленный процесс взаимодействия иностранных студентов в созданных командных группах как между собой, так и с преподавателем.
Заключение
Достигнутое качество обучения оценивается на основании сравнения ожидаемых и сформированных результатов учебной программы. Образовательными результатами являются личностные качества, профессиональные знания, умения, компетенции, необходимые для получения профессиональной квалификации. В рамках предметной подготовки оценка подготовленности студента проводится путем сквозного мониторинга планируемых результатов обучения.
С учетом проведенных мер по адаптации цифровой образовательной среды для обеспечения качества геометро-графической подготовки иностранных студентов мониторинг образовательных результатов проводится на всех этапах освоения дисциплины [26]. Положительное заключение по выполнению всех запланированных электронных тестов и иных показателей, предусмотренных программой, фиксирует достижение студентом определенного уровня дисциплинарных компетенций [21].
Для количественной оценки показателей компе-тентностной модели используем процентное значение от максимально возможного результата освое-
ния (100 %). Положительными будем считать значения показателей, лежащих за пределами оценки в 50 %. На рисунке 4 приведена диаграмма развития предметных компетенций «усредненного» студента-иностранца, прошедшего процесс геометро-графической подготовки в ПНИПУ. Штриховая линия показывает начальное состояние составляющих компетентност-ной модели, сплошная - состояние предметных компетенций при завершении программы обучения.
В целом можно констатировать успешность адаптированной для иностранных студентов модели предметной подготовки. Все анализируемые показатели геометро-графических компетенций имеют положительные значения. Наиболее успешно у иностранцев формируются общекультурные качества, необходимые для работы в цифровой среде. Это «добывание» требуемой профессионально ориентированной информации и умение работать в команде. Отметим еще один высокий показатель из ряда общепрофессиональных, который показывает направленную внутреннюю мотивацию студентов и связан с современным процессом инженерного проектирования. Это получение навыков трехмерного компьютерного моделирования технических объектов и конструкций профильной направленности.
Для подводения итогов проведенного исследования необходимо отметить мнения студентов-иностранцев, прошедших геометро-графическую подготовку в нашем университете, согласно которому положительное отношение к организации учебной деятельности в данной предметной области оценивается респондентами в 75 %.
Литература
1. Муха В. Н., Можаева Е. Ю., Лысенко А. И. Особенности первичной адаптации иностранных студентов в российском вузе (на примере КубГТУ) // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. № 2-2. URL: https:// cybeHemnka.ru/article/n/osobennosti-pemchnoy-adaptatsii-mostrannyh-studentov-v-rossiyskom-vuze-na-primere-kubgtu.
2. Шмакова О. В. Педагогическое сопровождение студентов в контексте интернационализации образования // Вестник БГУ 2015. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ pedagogicheskoe-soprovozhdenie-studentov-v-kontekste-internatsionalizatsii-obrazovaniya.
3. Столбова И. Д., Кочурова Л. В., Носов К. Г К вопросу о цифровой трансформации предметного обучения // Информатика и образование. 2020. № 9. С. 53-63.
4. Кисель О. В., Дубских А. И., Бутова А. В. Трудности применения студентоцентрированного подхода в российском высшем образовании // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 8/9. С. 95-103.
5. Бабаева М. А., Голубев Е. Б. «Талгенизм» в эпоху циф-ровизации: отечественная история c MOOC // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 8/9. С. 71-84. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-71-8.
6. Макеева А. В., Ваганова О. И., Смирнова Ж. В. Применение различных форм информационно-коммуникационных технологий в условиях цифрового образовательного пространства // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 6. С. 126-130.
7. Петрова В. Н., Ларионова А. В. Индивидуализация образования в смешанном обучении как предиктор профессионального развития будущего специалиста // Открытое и дистанционное образование. 2018. № 4. С. 32-39. URL: http:// journals.tsu.ru//ou/&journal _page=archive&id=1777.
8. Богословский В. И., Бусыгина А. Л., Аниськин В. Н. Концептуальные основы высшего образования в условиях цифровой экономики // Самарский научный вестник. 2019. Т. 8, № 1 (26). С. 223-230.
9. Омарова С. К. Современные тенденции образования в эпоху цифровизации // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018. № 1 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sovremennye-tendentsii-obrazovaniya-v-epohu-tsifrovizatsii.
10. Зимовина О. А. Индивидуализация обучения студентов в информационно-образовательном пространстве вуза // Вестник УРАО. 2016. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ individualizatsiya-obucheniya-studentov-v-informatsionno-obrazovatelnom-prostranstve-vuza.
11. Михайлов В. М., Путилина Н. В. Восприятие учебного материала как основа информационного обеспечения образовательного процесса // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2015. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospriyatie-uchebnogo-materiala-kak-osnova-informatsionnogo-obespecheniya-obrazovatelnogo-protsessa.
12. Цифровая трансформация образования и драйверы развития. URL: https://www.mgpu.ru/tsifrovaya-transformatsiya-obrazovaniya-i-drajvery-razvitiya.
13. Новгородова Н. Г Опыт внедрения технологии командной работы студентов в образовательный процесс общетехнической дисциплины // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 9-4. С. 592-595. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7552.
14. Вальдман И. А., Мерецков О. В. Методические аспекты организации групповой работы обучаемых при реализации программ повышения квалификации в дистанционном формате // Открытое образование. 2017. № 6. URL: https://
cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-aspekty-organizatsii-gruppovoy-raboty-obuchaemyh-pri-realizatsii-programm-povysheniya-kvalifikatsii-v-distantsionnom.
15. Васючкова Т. С., Каличкин А. O., Борзилова Ю. C. Инструментарий для организации командной учебной деятельности студентов с использованием среды web // Вестник НГУ Серия: Информационные технологии. 2016. № 4. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/instrumentariy-dlya-organizatsii-komandnoy-uchebnoy-deyatelnosti-studentov-s-ispolzovaniem-sredy-web.
16. Специфика обучения иностранных студентов инженерных специальностей в условиях современного технического вуза / Е. В. Тюменцева, Е. С. Ионкина, Н. В. Харламова, О. С. Харламов // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2017. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ spetsifika-obucheniya-inostrannyh-studentov-inzhenernyh-spetsialnostey-v-usloviyah-sovremennogo-tehnicheskogo-vuza.
17. Пимонова С. А., Фомина Е. М. Повышение привлекательности российских вузов для иностранных студентов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 4 (116). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-privlekatelnosti-rossiyskih-vuzov-dlya-inostrannyh-studentov.
18. Ваулина Т. А., Сахарова К. Н. Организационные аспекты адаптации иностранных студентов, обучающихся в российском вузе // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 400. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ organizatsionnye-aspekty-adaptatsii-inostrannyh-studentov-obuchayuschihsya-v-rossiyskom-vuze.
19. Воронин Д. И., Останина С. А., Птицына Е. В. Организация обучения иностранных студентов в вузе на примере преподавания гуманитарных дисциплин // Известия ВГПУ. 2020. № 6 (149). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-obucheniya-inostrannyh-studentov-v-vuze-na-primere-prepodavaniya-gumanitarnyh-distsiplin.
20. Столбова И. Д. Организация предметного обучения: компе-тентностный подход // Высшее образование в России. 2012. № 7. С. 10-20.
21. Столбова И. Д., Александрова Е. П., Крайнова М. Н. Об унификации компетентностно-ориентированного предметного обучения в условиях ФГОС ВПО // Инновации в образовании. 2012. № 12. С. 85-98.
22. Столбова И. Д., Александрова Е. П., Носов К. Г. Функционал информационных технологий в геометро-графической подготовке инженера // Открытое образование. 2017. Т. 21, № 1. С. 59-67.
23. Столбова И. Д., Александрова Е. П., Кочурова Л. В. Организация управления графическим образованием в условиях цифровизации // Информатика и образование. 2019. № 9. С. 47-55.
24. Столбова И. Д. Управление компетенциями на основе индивидуализации образовательного процесса / И. Д. Столбова // Russian Journal of Management. 2016. Т. 4, № 3. C. 291-298. DOI: 10.12737/21956.
25. Столбова И. Д., Александрова Е. П., Носов К. Г. Индивидуализация - неотъемлемый элемент современного высшего образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 11. С. 48-54. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27413766/.
26. Гитман М. Б., Данилов А. Н., Столбов В. Ю. Оценка уровня сформированности компетенций выпускника вуза // Открытое образование. 2014. № 1 (102). С. 24-31.
References
1. Mukha V. N., Mozhaeva E. Yu., Lysenko A. I. Osobennosti per-vichnojadaptacii inostranny'x studentov v rossijskom vuze (na primere KubGTU) [Peculiarities of foreign students primary
adaptation in Russian universities (on example of KubSTU)]. Historical and Socio-Educational Thought, 2018, no. 2-2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7osobennosti-pervichnoy-adaptatsii-inostrannyh-studentov-v-rossiyskom-vuze-na-primere-kubgtu. (In Russian).
2. Shmakova O. V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie studentov v kontekste internacionalizacii obrazovaniya [Pedagogical support of students in the context of internationalization of education]. Bulletin of BSU, 2015, no. 1. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-studentov-v-kontekste-internatsionalizatsii-obrazovaniya. (In Russian).
3. Stolbova I. D., Kochurova L. V., Nosov K. G. K voprosu o cifrovoj transformacii predmetnogo obucheniya [On the issue of digital transformation of subject learning]. Informatics and Education, 2020, no. 9, pp. 53-63. (In Russian).
4. Kisel O. V., Dubskikh A. I., Butova A. V. Trudnosti primeneniya studentocentrirovannogo podxoda v rossijskom vy'sshem obra-zovanii [Difficulties in applying the student-centered approach in Russian higher education]. Higher Education in Russia, 2020, vol. 29, no. 8/9, pp. 95-103. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-298-9-95-103. (In Russian).
5. Babaeva M. A., Golubev E. B. «Talgenizm» v e'poxu cifrovizacii: otechestvennaya istoriya c MOOC ["Talgenism" in the era of digi-talization: Russian history with MOOC]. Higher Education in Russia, 2020, vol. 29, no. 8/9, pp. 71-84. DOI: 10.31992/0869-36172020-29-8-9-71-8. (In Russian).
6. Makeeva A. V., Vaganova O. I., Smirnova Zh. V. Primenenie razlichnyh form informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v uslovijah cifrovogo obrazovatel'nogo prostranstva [Application of various forms of information and communication technologies in the digital educational space]. Innovative Economy: Prospects for Development and Improvement, 2018, no. 6, pp. 126-130. (In Russian.)
7. Petrova V. N., Larionova A. V. Individualizacija obrazovanija v smeshannom obuchenii kak prediktor professional'nogo raz-vitija budushhego specialista [Individualization of education in blended learning as a predictor of the professional development of a future specialist]. Open and Distance Education, 2018, no. 4, pp. 32-39. Available at: http:// journals.tsu.ru//ou/&journal _page=archive&id=1777. (In Russian.)
8. Bogoslovsky V. I., Busygina A. L., Aniskin V. N. Konceptual'ny'e osnovy' vy'sshego obrazovaniya v usloviyax cifrovoj e'konomiki [Conceptual foundations of higher education in digital economy]. Samara Scientific Bulletin, 2019, vol. 8, no. 1 (26), pp. 223-230. (In Russian).
9. Omarova S. K. Sovremenny'e tendencii obrazovaniya v e'poxu cifrovizacii [Modern trends in education in the era of digitalization]. Pedagogy. Questions of Theory and Practice, 2018, no. 1 (9). Available at: https: //cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-obrazovaniya-v-epohu-tsifrovizatsii. (In Russian).
10. Zimovina O. A. Individualizaciya obucheniya studentov v informacionno-obrazovatel'nom prostranstve vuza [Individu-alization of student learning in the information and educational space of university]. Bulletin of the University of the Russian Academy of Education, 2016, no. 2. Available at: https://cyber-leninka.ru/article/n/individualizatsiya-obucheniya-studentov-v-informatsionno-obrazovatelnom-prostranstve-vuza. (In Russian).
11. Mikhailov V. M., Putilina N. V. Vospriyatie uchebnogo materiala kak osnova informacionnogo obespecheniya obrazovatel'nogo processa [Perception of educational material as the basis for information support of the educational process]. Bulletin of Moscow University. Series 20. Pedagogical education, 2015, no. 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/nZ vospriyatie-uchebnogo-materiala-kak-osnova-informatsionnogo-obespecheniya-obrazovatelnogo-protsessa. (In Russian).
12. Cifrovaya transformaciya obrazovaniya i drajvery' razvitiya [Digital transformation of education and development drivers]. Available at: https://www.mgpu.ru/tsifrovaya-transformatsiya-obrazovaniya-i-drajvery-razvitiya. (In Russian).
13. Novgorodova N. G. Opy't vnedreniya texnologii komandnoj raboty' studentov v obrazovatel'ny'j process obshhetexnicheskoj discipliny' [Experience of implementing the technology of teamwork of students in the educational process of general technical discipline]. International Journal of Applied and Fundamental Research, 2015, no. 9-4, pp. 592-595. Available at: https:// applied-research.ru/ru/article/view?id=7552. (In Russian).
14. Valdman I. A., Meretskov O. V. Metodicheskie aspekty' organi-zacii gruppovoj raboty' obuchaemy'x pri realizacii programm povy'sheniya kvalifikacii v distancionnom formate [Methodological aspects of organization of group work of trainees in implementation of training programs in a distance format]. Open Education, 2017, no. 6. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/metodicheskie-aspekty-organizatsii-gruppovoy-raboty-obuchaemyh-pri-realizatsii-programm-povysheniya-kvalifikatsii-v-distantsionnom. (In Russian).
15. Vasyuchkova T. S., Kalichkin A. O., Borzilova Yu. S. Instrumentarij dlya organizacii komandnoj uchebnoj deyatel'nosti studentov s ispol'zovaniem sredy' web [Toolkit for organizing team learning activities of students using the web environment]. Vestnik NSU. Series: Information Technology, 2016, no. 4. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/instrumentariy-dlya-organizatsii-komandnoy-uchebnoy-deyatelnosti-studentov-s-ispolzovaniem-sredy-web. (In Russian).
16. Tyumentseva E. V., lonkina E. S., Kharlamova N. V., Khar-lamov O. S. Specifika obucheniya inostranny'x studentov inzhenerny'x special'nostej v usloviyax sovremennogo texnich-eskogo vuza [Specificity of teaching foreign students of engineering specialties in the conditions of a modern technical university]. Bulletin of Association of Tourism and Service Universities, 2017, no. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-obucheniya-inostrannyh-studentov-inzhenernyh-spetsialnostey-v-usloviyah-sovremennogo-tehnicheskogo-vuza. (In Russian).
17. Pimonova S. A., Fomina E. M. Povy'shenie privlekatel'nosti rossijskix vuzov dlya inostranny'x studentov [Increasing attractiveness of Russian universities for foreign students]. University Management: Practice and Analysis, 2018, no. 4 (116). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-privlekatelnosti-rossiyskih-vuzov-dlya-inostrannyh-studentov. (In Russian).
18. Vaulina T. A., Sakharova K. N. Organizacionny'e aspekty' adap-tacii inostranny'x studentov, obuchayushhixsya v rossijskom vuze [Organizational aspects of adaptation of foreign students studying at a Russian university]. Tomsk State University Journal, 2015, no. 400. Available at: https://cyberleninka.ru/article/nZ organizatsionnye-aspekty-adaptatsii-inostrannyh-studentov-obuchayuschihsya-v-rossiyskom-vuze. (In Russian).
19. Voronin D. I., Ostanina S. A., Ptitsyna E. V. Organizaciya obu-cheniya inostranny'x studentov v vuze na primere prepodavaniya gumanitarny'x disciplin [Organization of teaching foreign students at a university by the example of teaching humanitarian disciplines]. Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University, 2020, no. 6 (149). Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/organizatsiya-obucheniya-inostrannyh-studentov-v-vuze-na-primere-prepodavaniya-gumanitarnyh-distsiplin. (In Russian).
20. Stolbova I. D. Organizaciya predmetnogo obucheniya: kompetentnostny'j podxod [Organization of subject teaching: competence-based approach]. Higher Education in Russia, 2012, no. 7, pp. 10-20. (In Russian).
21. Stolbova I. D., Alexandrova E. P., Krainova M. N. Ob unifikacii kompetentnostno-orientirovannogo predmetnogo obucheniya v
usloviyax FGOS VPO [On unification of competence-based subject learning in the conditions of the Federal State Educational Standard of Higher Professional Education]. Innovations in Education, 2012, no. 12, pp. 85-98. (In Russian).
22. Stolbova I. D., Alexandrova E. P., Nosov K. G. Funkcional informacionny'x texnologij v geometro-graficheskoj podgotovke inzhenera [Functional information technologies in geometric-graphic training of an engineer]. Open Education, 2017, vol. 21, no.1, pp. 59-67. (In Russian).
23. Stolbova I. D., Aleksandrova E. P., Kochurova L. V. Organizaciya upravleniya graficheskim obrazovaniem v usloviyax cifrovizacii [Organization of management of graphic education in the context of digitalization]. Informatics and Education, 2019, no. 9, pp. 47-55. (In Russian).
24. Stolbova I. D. Upravlenie kompetenciyami na osnove individu-alizacii obrazovatel'nogo processa [Competence management based on individualization of the educational process]. Russian Journal of Management, 2016, vol. 4, no. 3, pp. 291-298. DOI: 10.12737/21956. (In Russian).
25. Stolbova I. D., Aleksandrova E. P., Nosov K. G. Individuali-zaciya - neot"emlemyj element sovremennogo vysshego obra-zovaniya [Individualization is an integral element of modern higher education]. Alma mater (Bulletin of higher school), 2016, no. 11, pp. 48-54. Available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=27413766/. (In Russian).
26. Gitman M. B., Danilov A. N., Stolbov V. Yu. Ocenka urovnya sformirovannosti kompetencij vy'pusknika vuza [Assessment of the competence formation level of a university graduate]. Open Education, 2014, no. 1 (102), pp. 24-31. (In Russian).