Научная статья на тему 'Адаптация студентов подготовительной, основной и специальной групп к занятиям по физическому воспитанию в вузе'

Адаптация студентов подготовительной, основной и специальной групп к занятиям по физическому воспитанию в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
607
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ЗДОРОВЫЙ СТИЛЬ ЖИЗНИ / ADAPTATION / INDIVIDUALIZATION / HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Киекпаева О. В.

Рассмотрены вопросы адаптации студентов как основной, так и подготовительной и медицинской групп к занятиям по физическому воспитанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Киекпаева О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation of students of preparatory, primary and special medical groups to engage in physical education

The article deals with issues of adaptation of students of primary, preparatory and medical groups to engage in physical education.

Текст научной работы на тему «Адаптация студентов подготовительной, основной и специальной групп к занятиям по физическому воспитанию в вузе»

УДК 796

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ, ОСНОВНОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУПП К ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ВУЗЕ

О.В. Киекпаева

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Рассмотрены вопросы адаптации студентов как основной, так и подготовительной и медицинской групп к занятиям по физическому воспитанию.

Ключевые слова: адаптация, индивидуализация, здоровый стиль жизни.

В последние десятилетия развития учения об адаптации стало общепринятым понятие резервов адаптации, которое расширило наши представления о потенциальных возможностях человеческого организма, проявляющихся в необычных, иногда несовместимых с самой жизнью ситуациях. Такое понимание адаптации в полной мере отвечает ее содержанию как приспособительного общебиологического и психофизического акта жизнедеятельности спортсменов в условиях тренировочной и соревновательной деятельности [4].

Адаптация к физическим нагрузкам сочетается с изменениями психоэмоционального состояния, которое может быть решающим в достижении спортивного результата. Систематическая мышечная деятельность, спортивная тренировка приводят к повышению индивидуальных возможностей адаптации и повышению физиологической устойчивости организма к воздействию сопутствующих факторов среды.

Преимущества тренированного организма достаточно хорошо изучены и характеризуются тремя основными чертами:

• тренированный организм может выполнять мышечную работу такой продолжительности или интенсивности, которая не под силу нетренированному;

• тренированный организм отличается более экономным функционированием физиологических систем в покое и при умеренных нагрузках и способностью достигать при максимальных нагрузках весьма высокого уровня функционирования этих систем, который недоступен для нетренированного организма;

• у тренированного организма повышается резистентность к повреждающим воздействиям и неблагоприятным факторам окружающей среды.

Первые две черты представляют значительный интерес в физиологии труда и спорта, тогда как третья черта имеет непосредственное значение для медицины, как средства профилактики заболеваний здоровых людей и как средства лечения и реабилитации больных.

В настоящее время изменившиеся социально-

экономические условия и система высшего образования в целом требуют новых подходов к физическому воспитанию студентов. Необходима реконструкция не только предмета «физическое воспитание», но и значительное расширение этого понятия в единстве социально-экономического, педагогического, двигательного и интеллектуального компонентов [1,3].

Накопленный большой научный и методический материал все же не выходил за рамки доминирующей унитарной идеологической политики в сфере высшего образования, в том числе в области физической культуры.

По существу эффективность всех форм, средств и методов физического воспитания доказывалось и достигалось путем увеличения физических нагрузок: интенсивности, объемов, моторной плотности и числа занятий в неделю. Все это является очевидным, но рамки Государственного стандарта, материальная база вузов и кафедр физического воспитания в частности, уже давно вошли в противоречие со значительно выросшим уровнем знаний молодежи в области спорта и совершенно новых видов физических упражнений. В этой связи мотивация на уроках физического воспитания значительно уменьшилась и преобладающим стимулом обязательных уроков являются требования семестровых зачетов и экзамена.

На основании опыта работы и проведенных исследований была предложена и внедрена схема многоуровневой, многовариантной системы физического воспитания в университете. Суть ее заключается в следующем. После прохождения медицинского осмотра и распределения студентов на основную, подготовительную и специальную медицинскую группы в каждой из них проводятся беседы с постановкой целей и задач прохождения предмета «Физическое воспитание». На протяжении длительного времени в основную группу зачисляются 70-85 %, в подготовительную и специальную медицинскую группы по 10-15 % студентов.

Следует отметить, что в большинстве вузов в специальные медицинские группы объединяются лица с различными заболеваниями, хотя глубокие

отличия в этиологии и патогенезе перенесенных заболеваний, различные локализации, характер и выраженность развившихся процессов нарушений требуют разного подхода к проводимым занятиям. Теоретически необходимы не одна, а несколько специальных групп с различными методиками проведения занятий. Естественно, что многие вопросы занятий физическими упражнениями разработаны не полностью. Однако благодаря исследованиям педагогов, физиологов, гигиенистов, клиницистов и специалистов по лечебной физической культуре ряд наиболее существенных положений теории и методики в этой области достаточно обоснован [1, 2, 3]. В то же время материально-техническая база оставляет желать лучшего. Поэтому студентам специальной группы ставятся локальные, но в большинстве своем выполнимые задачи под руководством преподавателей, имеющих многолетний опыт работы со студентами. Хотя в группы по-прежнему объединяются студенты с различными заболеваниями, условия занятий позволяют осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход к каждому. Так, на занятиях преподаватели подразделяют студентов на подгруппы с использованием различного спортивного инвентаря и осуществляют руководство каждой подгруппой в соответствии с целями и задачами урока. Приблизительно такая же форма уроков используется на занятиях на открытом воздухе.

В целом для студентов специальной медицинской группы ставятся две главных задачи:

а) поддержание имеющегося уровня здоровья адекватным объемом двигательной активности;

б) воспитание осознанной необходимости в физических упражнениях на фоне приобретения знаний о физической культуре современного человека.

Студенты основной группы выбирают вид физических упражнений исключительно по интересам из 22 видов спорта (спортивные игры, единоборства, атлетическая и женские виды гимнастики, плавание, фехтование, ролики-коньки и мн. др.). Цели и задачи в этих группах также ставятся реальные: продолжение имеющейся спортивной

подготовки или овладение основами техники вида, полноценный активный отдых, а также все, что декларируется в требованиях Государственного образовательного стандарта, т.е. формирование физической культуры личности здорового человека.

Для студентов основной группы предлагается обязательная программа из видов, культивируемых на кафедре физического воспитания университета. Это доступные виды легкой атлетики в первую очередь связанные с развитием выносливости, общеразвивающие гимнастические и силовые упражнения, лыжная подготовка, спортивные игры, плавание. Эти виды приходятся на 1-2 семестры по циклам и заканчиваются зачетом-тестом. Предполагается, что в 3-6 семестрах эти студенты смогут перейти к занятиям по программам основного отделения.

Подготовительная группа формируется из студентов практически здоровых, но слабо физически подготовленных и не имеющих навыков систематического занятия физическими упражнениями. Вот поэтому для таких студентов важно предложить программу занятий, состоящую из обязательных видов физических упражнений наиболее близко воспроизводящую традиционную -базовую учебную программу. Она состоит из дисциплин легкой атлетики (кроссовой подготовки, бега на короткие дистанции, некоторых видов метания, прыжков), силовых видов гимнастики, лыжной подготовки, плавания, спортивных и подвижных игр. Для девушек используются некоторые виды гимнастики - аэробика, шейпинг и др. Эти виды физических упражнений распределяются в соответствии с возможностями материальной базы кафедры по циклам, например в сентябре-октябре используются упражнения из арсенала легкой атлетики в первую очередь связанные с развитием выносливости, в ноябре-декабре - плавание, в январе-марте - лыжи.

Теоретическая и методическая подготовка студентов всех отделений проводится в соответствии с государственной программой по физическому воспитанию и заканчивается итоговым экзаменом в конце 6 семестра. Как показал пятилетний опыт работы - переход на многоуровневую систему занятий значительно повышает их эффективность за счет высокой мотивации (добровольный выбор специализации обусловлен только интересами студентов), а элементы принуждения отсутствуют. Кроме того, студенты имеют возможность в течение семестра менять вид занятий-специализаций.

Адаптация к физическим и психоэмоциональным нагрузкам в современном спорте достаточно полно изучается физиологией спорта. Устойчивая адаптация к физическим нагрузкам студентов может сохраняться в течение многих лет. Образ жизни человека - это, безусловно, та точка опоры, с помощью которой можно и нужно коренным образом улучшать состояние здоровья. Научно-техни-ческое и социальное развитие привело к качественному изменению самого процесса биологической адаптации человека к окружающей среде.

Следует отметить, что, несмотря на актуальность и значимость, проблема укрепления здоровья студентов в силу своей сложности и динамичности далека от разрешения. Многообразие факторов формирующих здоровье студентов, преимущественно социальная обусловленность их определяют необходимость всестороннего, комплексного подхода к коррекции и устранению основных факторов риска при условии государственных гарантий по охране здоровья этой категории населения [2,3,4].

В динамике учебного процесса изучались основные морфометрические и функциональные характеристики: анализ проводился среди юношей 1-3-го курсов.

Интегративная физиология

Анализ результатов представленных в табл. 1 свидетельствует, что длинотные характеристики тела по курсам обучения в начале и конце учебного года существенно не изменились. Можно полагать, что к 17-18 годам ростовые процессы у юношей в основном завершились. Что касается массы тела студентов, то она от начала 1-го года обучения и к концу учебного года несколько увеличилась. Различия были достоверны между значениями у студентов 1-го курса и студентов 3-го курса (Р < 0,05).

Однако различия показателей массы тела остаются на уровне тенденции. Значение индекса Кетле от начала к концу года незначительно повышались. Величина окружности грудной клетки также была относительно стабильной на 1-2 курсах и несколько увеличилась на 3-м. Индекс тела от начало году к концу на протяжении всех трех лет незначительно уменьшался, соответственно составляя 2,48 и 2,45; 2,43 и 2,42; 2,41 и 2, 39 у.е. Это связано с нарушением режима питания, функциональным и энергетическим несоответствием расходов.

Частота сердечных сокращений у студентов 1-3 курсов, занимающихся физической культурой 3 раза в неделю, снизился на 2,5 уд./мин. На 2-м курсе существенных изменений ЧСС не выявлено, и на 3-м курсе наблюдались аналогичные данные. Следует отметить, что студенты 1 курса добросовестно посещали учебные занятия в семестре, и у них функциональное состояние миокарда значительно улучшилось. У студентов 2 и 3 курсов эф-

Результат исследования

фект от занятий физической культурой был незначительный, что не позволяло поддерживать стабильное состояние показателей ЧСС.

Далее представляем реакции ЧСС на функциональную пробу (табл. 2).

Исследование ЧСС на 1-м и 3-м курсах обучения не выявило существенных различий. Исследуемые показатели находились в границах возрастной физиологической нормы. Применение теста Купера (12 минутный бег) показал, что через 10 мин реституции на 1-м курсе показатели соответственно уменьшились на 18,6 уд./мин (начало года) до 19,8 уд./мин (конец года).

На 2-м курсе показатели несколько увеличились, соответственно 20,7 уд./мин (на начало года) и 20,90 уд./мин (конец года), а к началу 3-го курса показатели составили, соответственно 21,00 уд./мин (начало года) и 21,50 уд./мин (конец года).

После функциональной пробы (20 приседаний) % повышения ЧСС в начале и конце учебного года по курсам обучения соответственно составил 44,6 % и 46,0 %;45,9 % и 46,3 %; 47,0 % и 48,5 % соответственно.

Из полученных данных можно заключить, что значительных изменений функционального состояния юношей 1-3-х курсов под воздействием занятий по физическому воспитанию (начало и конец уч. года) не наблюдалось. Однако нагрузка на занятиях по физическому воспитанию позволила поддерживать функциональное состояние организма студентов на оптимальном уровне.

Анализ результатов табл. 3 позволил заюпо-

Таблица 1

1ей 1-3-х курсов обучения

Показатели 1 курс і [п = 15) 2 курс (п = 15) 3 курс (п = 15)

начало конец начало конец начало конец

Длина, см 180,8 ± 12,3 181,0 ± 11,4 181,3 ±10,3 181,4 ±9,9 181,6 ±8,9 181,7 ± 11,3

Масса, кг 72,8 ± 0,73 73,6 ±1,02 74,5 ± 1,23 74,8 ± 1,22 75,2 ± 1,25 75,9 ± 1,27

Индекс тела 24,8 24,5 24,3 24,2 24,1 23,9

Индекс Кетле 403,1 ± 14,2 406,8 ± 12,9 411,2 ± 13,6 412,3 ± 14,9 413,2 ± 14,5 414,5 ± 15,1

Окр. гр. клетки, см 95,0 ±6,9 95,8 ± 7,2 96,2 ± 7,8 96,5 ±7,1 98,3 ± 6,9 98,6 ±6,4

ЧСС в покое, уд./мин 78,8 ± 9,8 76,3 ± 8,6 76,7 ±9,1 77,9 ±6,9 76,8 ± 1,12 77,02 ± 1,14

Таблица 2

Реакции частоты сердечных сокращений на функциональную пробу

Показатели 1 курс < (п = 15) 2 курс 1 (п = 15) 3 курс (п = 15)

начало конец начало конец начало конец

ЧСС в покое, уд/мин 76,70 ± 6,4 75,70 ±5,2 76,00 ± 5,4 76,20 ±6,1 76,20 ±5,3 76,80 ±5,8

Снижение ЧСС в восстановительный период 18,60 ± 1,1 19,80 ± 1,6 20,70 ± 1,7 20,90 ± 1,4 21,00 ± 1,7 21,50 ± 1,9

Функциональная проба (% повышения ЧСС после 20 приседаний) 44,60 ± 3,4 46,00 ±3,9 45,90 ±4,1 46,30 ± 3,8 47,00 ± 4,0 48,50 ±4,3

Таблица 3

Уровень физической подготовленности студентов 1-3-х курсов в начале и конце учебного года

Показатели 1 курс (п= 15) 2 курс (п = 15) 3 курс (п= 15)

начало конец начало конец начало конец

Челночный бег (ЗхЮ), с 15,52 ± 2,3 15,38 ± 2,4 15,58 ± 1,9 15,66 ±2,1 16,0 ±2,4 16,8 ±2,4

12 мин. бег 2320 ±28,7 2400 ±31,2 2506 ±29,1 2566 ±28,3 2568 ± 30,9 2600 ±31,6

Отжимание юноши, кол-во раз 27,0 ±3,1 30,0 ±4,1 32,0 ±4,9 33,0 ± 3,6 35,0 ±3,4 37,0 ±3,2

Прыжки в длину, см 209,0 ±19,4 212,0 ± 17,6 214,0 ± 18,8 218,0 ±19,6 220,0 ±20,3 220,0 ±20,3

чить, что в тесте «челночный бег» (3x10) существенных различий не наблюдалось в начале и конце учебного года. При этом показатели на 1-м курсе незначительно снижались, что свидетельствовало о некотором улучшении скоростно-силовых и координационных способностей. На 2-м и 3-м курсах показатели незначительно ухудшались.

В тесте Купера (12 минутный бег) показатели значительно увеличились. На 2-м и 3-м курсах также наблюдалось некоторое увеличение значений. Следует сказать, что общая выносливость улучшалась на всех курсах обучения. Однако, в процессе учебы (1-3 курсы) темпы ее изменения несколько снижались.

В тесте «сгибание-разгибание рук в упоре лежа» в начале и конце учебного года существенных различий не наблюдалось. Однако отмечался положительный рост силовой выносливости от курса к курсу обучения. Аналогичное положение наблюдалось и в тесте «прыжок в длину с места».

Таким образом, исследования показали, что занятия, проводимые 3 раза в неделю со студентами 1-3 курсов малоэффективны, т.к. они позволяют лишь на 50 % выполнять возрастной двигательный режим.

В табл. 3 представлены результаты исследования физической подготовленности студентов в динамике учебного процесса. Таким образом, результаты исследования позволили заключить, что в процессе физического воспитания решались основные задачи адаптации студентов к нагрузкам программы по физическому воспитанию в вузе.

Однако основные морфометрические и функциональные показатели более ощутимо изменились от 1-го ко 2-му курсу, а затем эффект адаптации относительно устойчиво сохранялся при сравнении данных у студентов 2-го и 3-го курсов.

Исходя из этого, можно сделать следующий

вывод, что программные занятия по физическому воспитанию не разрешают в полной мере необходимые потребности в двигательной активности и не совершенствуют функциональное и физическое состояние студентов. Необходимы дополнительные 2-3-разовые занятия в группах общей и специальной подготовки.

На этапе адаптации происходит реализация личностного интереса и приобретенных знаний, умений и навыков в избранной будущей профессиональной деятельности. А также приспособление к организационным, физическим, социальнопсихологическим условиям, в которых протекает деятельность. Готовность студента к успешным действиям в учебной деятельности складывается из его личностных особенностей, уровня подготовленности и полноты информации.

Литература

1. Булкин, В.А. Теоретические концепции управления тренировочным процессом в спорте высших достижений / В.А. Булкин // Сб. науч. тр. / сост. Б.Н. Шустин. - М.: ЦНИИС, 1993. - С. 57-62.

2. Исаев, А.П. Психофизиологический потенциал и уровень здоровья студентов / А.П. Исаев, Р.У. Гаттаров. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005.

3. Рыбаков, В.В. Особенности адаптации организма высококвалифицированных спортсменов к высоким нагрузкам / В.В. Рыбаков, А.П. Исаев // XРеспуб. науч.-практ. конф. «Пути оптимизации физического воспитания и спортивной тренировки в республике»: тез. докл. Ташкент, 12-13 дек. 1988 г. - Ташкент: УзбГИФК\ 1988. - С. 181-183.

4. Фомин, H.A. Адаптация: общебиологические и психологические основы / H.A. Фомин. - М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2003. - 383 с.

Поступила в редакцию 11 февраля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.