Научная статья на тему 'Адаптация студентов младших курсов к вузу как основа будущей конкурентоспособности специалиста'

Адаптация студентов младших курсов к вузу как основа будущей конкурентоспособности специалиста Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
151
53
Поделиться
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТЫ МЛАДШИХ КУРСОВ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Земцова Елена Михайловна

Обосновывается, что конкурентоспособность специалистов зависит, в частности, и от успешности адаптации студентов на младших курсах. Выявлены типичные трудности адаптации студентов младших курсов и предложены способы их нивелирования.

ADAPTATION OF FIRST AND SECOND YEAR STUDENTS FOR UNIVERSITY AS A BASIS OF SPECIALIST’S FUTURE COMPETITIVENESS

It is substantiated that specialists’ competitiveness particularly depends on successful adaptation of students in the first and second year of study. Typical difficulties of first and second year students’ adaptation are revealed and ways of their overcoming are suggested.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Адаптация студентов младших курсов к вузу как основа будущей конкурентоспособности специалиста»

УДК 378.141.4 ББК Ч486

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ К ВУЗУ КАК ОСНОВА БУДУЩЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

Е.М. Земцова

Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск)

ADAPTATION OF FIRST AND SECOND YEAR STUDENTS FOR UNIVERSITY AS A BASIS OF SPECIALIST’S FUTURE COMPETITIVENESS

E. Zemtsova South Ural State University (the city of Chelyabinsk)

Обосновывается, что конкурентоспособность специалистов зависит, в частности, и от успешности адаптации студентов на младших курсах. Выявлены типичные трудности адаптации студентов младших курсов и предложены способы их нивелирования.

Ключевые слова: конкурентоспособность, адаптация, студенты младших курсов, дифференциация.

It is substantiated that specialists’ competitiveness particularly depends on successful adaptation of students in the first and second year of study. Typical difficulties of first and second year students’ adaptation are revealed and ways of their overcoming are suggested.

Keywords: competitiveness, adaptation, first and second year students, differentiation.

Конкурентоспособность специалиста-профессионала - это интегративное качество личности, синтезирующее умственные и физические возможности человека, интересы и устремления в предметных областях деятельности, специальные, профессиологические установки, профессионализм деятельности, высокий уровень общего и культурного развития, волевые качества, профессиональную устойчивость, адаптивность и др. Исследования, проведенные по данной проблеме учеными А.Л. Андреевым [1], А.Б. Кулешовой [3], Р.А. Фатхутдиновым [7], И.И. Шевченко [8] и др., показали, что формирование конкурентоспособного специалиста связано с условиями жизнедеятельности, образом жизни, поведением, моралью, природными задатками личности.

Конкурентоспособными могут быть только образованные люди.

Различные авторы, исследующие адаптационные процессы в начальном, среднем,

высшем профессиональном образовании, описывают сходные качества конкурентоспособного специалиста.

Н.А. Кононец сформулировал требования к профессиональной подготовке:

- высокий уровень профессионализма;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- активная мотивирующая умственная деятельность;

- способность овладевать новыми технологиями;

- конструктивная самостоятельность;

- способность решать творчески производственные задачи;

- коммуникативные возможности;

- способность адаптироваться в условиях рынка труда [2].

С.В. Рачина определяет конкурентоспособность выпускника высшего учебного заведения по следующим критериям:

- профессионализм работника (уровень знаний, умений и навыков, способности, профессиональная направленность);

Земцова Е.М.

Адаптация студентов младших курсов к вузу как основа будущей конкурентоспособности специалиста

- психологическая устойчивость (уверенность в своих силах, знание способностей, индивидуальный стиль);

- жизненная перспектива (цели и смысл жизнедеятельности, сопричастность интересам фирмы, производства, государства, народа, социокультурное мировоззрение) [6].

У каждого из этих авторов отмечена важность адаптационных качеств личности в формировании конкурентоспособности специалиста.

Анализ литературы по проблемам адаптации дал основание констатировать, что в настоящее время в педагогической науке нет единства в определении критериев, по которым можно оценить степень приспособления личности к условиям труда и общественной жизни, не установлены критерии и признаки адаптации к профессиональной деятельности.

Основное внимание в подготовке высококвалифицированного специалиста вуз должен уделять развитию у студентов тех интересов, потребностей и навыков, с которыми связано освоение профессии. Выпускник вуза должен обладать системой научно-технических знаний и навыков, с учетом специфики будущей работы, а также быть готовым к постоянному обновлению знаний в соответствии с требованиями времени.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Успех формирования будущего специалиста в вузе во многом зависит от процесса адаптации студента на младших курсах, от того, насколько студент овладеет знаниями и навыками, необходимыми для дальнейшего функционирования в студенческой среде, на какие ценности в области будущей профессиональной и социальной деятельности он будет ориентирован уже в начальный период обучения.

Анализ педагогической литературы и опыт работы в вузе показывает, что можно выделить ряд типичных затруднений, которые испытывают современные младшекурсники в период их адаптации:

1. Значительная часть лиц, поступающих в вузы, имеет недостаточный уровень фактической подготовленности по программе средней школы. По ряду субъективных и объективных причин вчерашние абитуриенты испытывают недостаток знаний по многим курсам школьных дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.

2. Большинство приходящих в вуз молодых людей обладает слабо выраженными навыками учебной работы. Как правило, у многих первокурсников отсутствуют устойчивые

навыки пользования учебной литературой, конспектирования, организации своей самостоятельной работы и ее планирования. У многих студентов слабо выражена волевая установка в преодолении возникающих с первых же дней обучения в вузе учебных трудностей.

3. Значительная часть студентов приходит в вуз с наивным убеждением в том, что их абсолютно всему должен кто-то научить, все показать и объяснить. Такие студенты видят себя в привычной для них пассивной роли ученика средней школы.

4. Слишком многие вчерашние абитуриенты обладают невысоким уровнем культуры, нравственной и трудовой воспитанности, проявляющимися на фоне ограниченного жизненного опыта и социальной зрелости. С такими явлениями приходится сталкиваться в различных проявлениях: недобросовестное отношение к учебному труду, мировоззренческая и социальная инфантильность, отношение к общественной работе и межличностные отношения.

5. Существенно сказывается недостаточная выраженность установки студентов на приобретение профессии (специальности) наряду со слабым проявлением ценностного отношения к знаниям. Поступая в институт по различным причинам, многие только в ходе адаптации начинают осознавать всю серьезность сделанного выбора.

6. Начинающие студенты испытывают неуверенность в том, что им по силам успешное обучение в вузе.

Проблемы адаптации студентов приобретают первостепенное значение как в нашей стране, так и за рубежом. Причинами такого повышенного интереса к проблеме адаптации являются:

- быстрые темпы роста объемов и содержания учебной информации, подлежащей усвоению студентами;

- модернизация высшей школы, происходящая в Российской Федерации и во многих странах мира;

- различия в формах, методах и самой организации процесса обучения в средней и высшей школах;

- недостаточная подготовка выпускников средних школ к обучению в вузе;

- отсутствие необходимых умений самостоятельной работы, которая составляет основу обучения в высшей школе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- адаптация в вузе является основой дальнейшей адаптации специалиста.

Серия «Образование. Педагогические науки», выпуск 17

147

Краткие сообщения

М.У. Пискунов считает необходимым осуществление преемственности в системе обучения между средней и высшей школами.

Такими направлениями, на его взгляд, могут стать: «1) связь программ одноименных курсов школы и университета, их научные и методические уровни; 2) преемственность методов обучения; 3) связь навыков самостоятельности в учебной и воспитательной работе; 4) соблюдение единства требований в школе и вузе; 5) преемственность в привитии умений применять знания на практике» [5, с. 34].

Учет психических особенностей студентов является основой индивидуализации.

С психологической точки зрения индивидуализация обучения должна решать три важные задачи: адаптация процесса обучения к индивидуальным особенностям студентов, без чего обучение становится недостаточно эффективным, а в некоторых случаях и невозможным; управление развитием индивидуальности и помощь в становлении личности каждого студента; управление групповой деятельностью для получения эффективных изменений в установках и поведении, в развитии профессионально важных личностных качеств каждого отдельного студента.

Индивидуализация не существует без дифференциации, взаимообусловливая друг друга, являясь компонентами одной системы.

Дифференциация (от лат. differentia - различие) - это учет различий как между студентами, так и между группами студентов, объединенными по признаку совпадения тех или иных индивидуальных особенностей.

Дифференциацию можно рассматривать как один из путей учета индивидуальных особенностей в случае объединения студентов по признаку совпадения.

В психолого-педагогической литературе указываются следующие основные аспекты дифференциации:

- с психолого-педагогической точки зрения - это индивидуализация, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, способностей и развития интересов будущего специалиста;

- с социальной точки зрения - это целенаправленное воздействие на создание творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом [4].

Итак, проблема адаптации студентов требует к себе самого пристального внимания, теоретического изучения данного процесса и экспериментальной проверки той системы учебно-воспитательных мероприятий, которая способна ускорить вхождение студента в жизнь коллектива высшей школы, в будущую профессиональную деятельность, свести до минимума последствия дезадаптации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, многоэтапный и разносторонний процесс адаптации студентов к профессиональной деятельности требует пристального внимания и всестороннего психо-лого-педагогического обеспечения, исходя из решающего значения его успешности для всей профессиональной деятельности и конкурентоспособности будущего специалиста.

Литература

1. Андреев, А.Л. Конкурентология: учеб. курс для творческого развития конкурентоспособности / А.Л. Андреев. - Казань: Центр инновац. технологий, 2006. - 470 с.

2. Кононец, Н.А. Организационно-педагогические основы формирования конкурентоспособного специалиста в условиях интегрированного учебного заведения «Профессиональный лицей - Региональный учебный центр»: дис. ... канд. пед. наук /Н.А. Кононец. - СПб., 1998. - 327 с.

3. Кулешова, А.Б. Конкуренция в вопросах и ответах /А.Б. Кулешова. - М. : Проспект, 2004. - 321 с.

4. Монахов, Н.И. Изучение эффективности воспитания / Н.И. Монахов. - М. : Педагогика, 1981. -144 с.

5. Пискунов, М.У. Организация учебного труда студентов / М.У. Пискунов. - Минск: БГУ, 1982. - 142 с.

6. Рачина, С.В. Профессиональное воспитание как средство формирования конкурентоспособного рабочего: автореф. дис. . канд. пед. наук / С.В. Рачина. - СПб., 1998. -23 с.

7. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р.А. Фахту-динов. - М. : Смысл, 2002. - 154 с.

8. Шевченко, И.И. Основы становления конкурентоспособности личности: учеб.-метод. пособие / И.И. Шевченко. - М. : Компания Спутник +, 2007. - 25 с.

Поступила в редакцию 10 июня 2012 г.