Научная статья на тему 'Адаптация студентов к учебно-профессиональной деятельности'

Адаптация студентов к учебно-профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
300
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ / УЧЕБНАЯ АДАПТАЦИЯ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горькая Ж.В., Горький А.С.

Рассмотрено влияние особенностей целеполагания студентов профессионального колледжа на успешность учебной адаптации. Обосновано разделение стратегий адаптации на пассивные, направленные на подчинение внешним обстоятельствам, и активные, ориентированные на развитие и преобразование ситуации. Выделены индивидуальные особенности постановки целей и построения временных перспектив, способствующих успешной учебно-профессиональной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация студентов к учебно-профессиональной деятельности»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-4/2016 ISSN 2410-6070_

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.922 159.9.072

Ж.В. Горькая

к. пс. н., доцент Самарский национально-исследовательский университет им. академика С.П. Королева г. Самара, Российская Федерация А.С. Горький к. э. н., доцент

Самарский национально-исследовательский университет им. академика С.П. Королева г. Самара, Российская Федерация

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Рассмотрено влияние особенностей целеполагания студентов профессионального колледжа на успешность учебной адаптации. Обосновано разделение стратегий адаптации на пассивные, направленные на подчинение внешним обстоятельствам, и активные, ориентированные на развитие и преобразование ситуации. Выделены индивидуальные особенности постановки целей и построения временных перспектив, способствующих успешной учебно-профессиональной адаптации.

Ключевые слова

Социальная ситуация развития, учебная адаптация, среднее профессиональное образование, мотивация, временная перспектива, целеполагание.

Z.V.Gorkaya

Phd of Psychology, assistant professor, Department of Psychology, Samara University, Russian Federation

A.S. Gorkiy Phd of Economy, assistant professor, Department of Economics of Innovation, Samara University, Russian Federation

ADAPTATION OF STUDENTS TO TEACHING AND PROFESSIONAL ACTIVITIES

The influence of the features of a professional college students in the goal-setting success of educational adaptation. Substantiated division of adaptation strategies to passive aimed at subordination to external circumstances, and active, focused on the development and transformation of the situation. Allocated individual characteristics of goal setting and building time perspectives, contributing to successful educational and professional adaptation.

Keywords

Social situation of development, adaptation training, vocational education, motivation,

time perspective, goal-setting.

Успешность адаптации к учебно-профессиональной деятельности является первой ступенью на долгом пути овладения профессией. Поэтому важность адаптации трудно переоценить. Она влияет на возможность или не возможность овладения профессиональными умениями в новой социальной ситуации и, по сути,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-4/2016 ISSN 2410-6070_

является основой будущей профессионализации.

Учащиеся профессиональных колледжей, поступившие на первый курс после девятого класса средней школы, приобретают новый социальный статус «студента», а вместе с ним, и большую степень свободы и ответственности. Самостоятельность, активность и инициативность становятся необходимым условием успешного обучения, поскольку, в отличие от школы, занятия проводятся не только разными преподавателями, но и в разных группах и корпусах. В процессе адаптации у студентов ломаются сложившиеся представления и школьные привычки. Им нужно быстро перестраивать свое поведение и деятельность. При выполнении проектных заданий учащиеся имеют возможность посещать лаборатории колледжа, ходить на дополнительные занятия по предметам, организованные студентами старших курсов. При этом особенностью учебной программы первого года обучения является доминирование «базовых» предметов и дисциплин общего профиля. Практика по выбранной специальности для первокурсников не предусмотрена. Учащиеся, с одной стороны, чувствуют себя более взрослыми и самостоятельными, а, с другой стороны - для успешной адаптации и хорошей успеваемости требуется еще больше исполнительности и дисциплины, чем было в школе. Поэтому выявление индивидуально-психологических особенностей, влияющих на процесс учебно-профессиональной адаптации, является актуальной проблемой профессионального обучения.

Целью нашего исследования было определение индивидуальных особенностей, обеспечивающих успешность обучения и адаптации в новой учебно-профессиональной ситуации.

В самом общем виде, под учебно-профессиональной адаптацией мы понимаем процесс активного приспособления учащего к условиям социальной среды. Основное содержание данного процесса проявляется в активном взаимодействии индивида или социальной группы с социальным окружением, включающее как усвоение норм и ценностей среды, так и её преобразование в соответствии с новыми условиями и целями деятельности [Кузьмина В.Е., Беляков В.И., 2013]. Таким образом, активность личности проявляется в двух формах - адаптивной и адаптирующей.

Учебно-профессиональная адаптация является частью процесса социализации. Кроме того, она не может рассматриваться вне контекста профессионализации. Профессионализация - процесс усвоения профессиональных норм, овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, и активного его воспроизводства при развитии профессиональных связей и отношений.

Проблема адаптации рассматривается в работах Ананьева Б.Г., Агаджанян Н.А., Березина Ф.Б., Вершининой Т.И., Даниловой Н.Н., Зотовой О.И., Кузнецова П.В., Леоновой А.Б., Леонтьева А.Н., Медведева В.И., Меерсона Ф.З., Налчаджяна А.А., Петровского А.В., Платонова А.В., Ромм М.В. и др. Общей идеей в понимании адаптации является анализ процесса с точки зрения возможных и получаемых результатов. Одним из основных результатов учебно-производственной адаптации признается приобретение учащимся таких характеристик и свойств, которые обеспечат его нормальное функционирование в профессии.

В рассмотрении адаптации как процесса, можно выделить два основных подхода: 1 - социальный подход - рассматривающий приспособление человека к требованиям общества и профессии; 2 - социально-психологический подход - рассматривающий адаптацию как процесса взаимного приспособления и изменения систем отношений человека и социума.

Социальный подход продолжает традиции, заложенные концепцией Ф. Гидденса, считавшего, что для успешной адаптации необходимо обладать «социально желательными» чертами. Прежде всего, это ответственность, независимость суждений, стремление принести пользу обществу.

Социально-психологический подход, оценивая успешность адаптационного процесса, выделяет, как правило, взаимосвязанные критерии: потребности человека-интересы общества, мотивы человека -возможности общества и т.д. При рассмотрении адаптации как процесса приспособления к социальным изменениям, [Платонов Ю.П., 2006] выделяет три ряда факторов:

1. Способность к изменению ценностных ориентаций и Я-концепции;

2. Нахождение баланса между ценностными ориентациями и социальной ролью;

3. Ориентация на универсальные ценности, а не на частные конкретные требования.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-4/2016 ISSN 2410-6070_

В целом, социально-психологический подход рассматривает человека как активного участника адаптационного процесса. В своих действиях и поступках он ориентируется не только на требования ситуации, но и выходит «за рамки» текущего момента, определяя перспективу для развития своих способностей, возможностей и интересов.

Учитывая позицию и установки человека по отношению к осваиваемой деятельности, можно выделить четыре адаптационных стратегии: прогрессивно-творческую, адаптивно-репродуктивную, адаптивно-активационную, адаптивно-деформирующую [Реан, 2006].

Митина Л.И., опираясь на выводы Рубинштейна С.Л. о двух способах жизни, выделяет две основные адаптационные стратегии:

1. Профессиональное функционирование, проявляющееся в пассивной тенденции, направленной на приспособление и подчинение внешним обстоятельствам;

2. Профессиональное развитие, направленность на творчество, рост и активное стремление к самовыражению и самореализации.

Основываясь на данном понимании, для определения успешности учебно-профессиональной адаптации студентов колледжа, мы использовали два типа критериев:

1- Педагогический критерий - показатель успеваемости учащихся;

2- Социально-психологический критерий - показатель активности, определяющий степень вовлеченности студентов в учебную и профессиональную деятельность.

Объектом исследования выступал процесс учебно-профессиональной адаптации студентов колледжа.

Предмет исследования: влияние индивидуально-психологических особенностей на успешность учебно-профессиональной адаптации.

Основная гипотеза исследования: успешность учебно-профессиональной адаптации зависит от степени осознанности, ответственности и целеустремленности учащихся.

Для ответа на поставленные вопросы использовались методики: тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Леонтьева Д.А.; модификация метода мотивационных индукций Нюттона Дж. «Компас времени»; методы математической статистики.

Тест СЖО Леонтьева выявляет уровень интернальности и осознанности в конкретный жизненный период. Методика «Компас времени», основанная на методе мотивационной индукции, представляет собой незаконченные предложения, выявляющие особенности постановки целей, определяющих «содержание» временной перспективы личности.

В исследовании приняли участие 60 студентов первого курса ГБОУ СПО «Поволжского государственного колледжа». Возраст учащихся - 15-16 лет. Из них 33 мужчины и 27 женщин. Участие в работе было добровольным, все студенты были готовы не только заполнить тесты, но и отвечать на вопросы в дополнительное время. Это говорит о высокой заинтересованности подростков в получении ответов на вопросы о себе, успехе, профессии, стремлению к обучению и взаимодействию.

На основании учебной успеваемости и экспертных оценок педагогов, работающих со студентами, было выделено две группы: А - учащиеся с низким уровнем адаптации; В - учащиеся с высоким уровнем адаптации к учебно-профессиональной деятельности.

Результаты теста смысложизненных ориентаций, определяющие уровень удовлетворенности жизнью, локус контроля, наличие или отсутствие целей в будущем, которые придают осмысленность жизни, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Особенности смысложизненных ориентаций студентов с низким и высоким уровнем адаптации к учебно-профессиональной деятельности

Шкала А (низкий уровень адаптации) В (высокий уровень адаптации)

Среднее а Среднее а

1 - Цели 33,46 6,10 32,57 6,01

2. - Процесс 31,20 6,49 33,74 6,45

Продолжение таблицы 1

3. - Результат 26,93 4,82 26,71 4,61

4. - ЛК-Я 22,73 4,60 22,35 4,26

5. - ЛК-жизнь 32,66 5,85 32,23 5,92

Общий ОЖ 103,86 22,30 106,74 22,47

Для определения значимости различий в полученных результатах, использовали t-критерия Стьюдента. Полученные значения tэмп = 0,23 не попадают в зону значимости, что говорит об отсутствии существенных различий в осмысленности, эмоциональной насыщенности, уровне ответственности и интереса у студентов с разным уровнем учебно-профессиональной адаптации.

Для определения качественных отличий в целях и особенностях построения планов использовался опросник «Компас времени». Продолжения неоконченных предложений оценивались на основании источника активности и значимости для общества. Все ответы были разделены на восемь групп: S (Self) -личные цели и интересы; SR (Self-realization) - цели саморазвития и самоактуализации; R (Realization) -профессиональные цели; С (contact) - цели, связанные с другими людьми; Е (exploration) - интеллектуальная активность; Т (Transcendental) - цели или ценности, имеющие религиозную, экзистенциальную или трансцендентальную природу; Р (Possessions) - желание приобретать вещи и предметы; L (Leisure) - отдых, досуг, или любая активность, не связанная с работой.

Таблица 2

Мотивационные объекты студентов с низким и высоким уровнем учебно-профессиональной адаптации

Мотивационные категории А (низкий уровень адаптации), % В (высокий уровень адаптации), %

1 C(contact) 12,5 11,5

2 S(Self) 11,5 15,3

3 R(Realization) 9,5 14,7

4 SR(Self-realization) 17 21,6

5 L(Leisure) 7,5 12,5

6 E(exploration) 5,5 4,4

7 T(Transcendental) 1,2 1,5

8 P(Possessions) 24,5 12,5

9 Другие 10,8 6

Итого: 100 100

Значимость полученных различий определялась на основании коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Полученное значение ^ = 0,821 попадает в зону значимости при р<0,05. Это позволяет утверждать, что успешность адаптации к учебно-профессиональной деятельности отличаются по выделенным категориям. Существенные различия между двумя группами мы наблюдаем в таких категориях как: желание приобретать вещи, стремление отдыхать, направленность на самореализацию и достижение личных целей. При анализе предложений было замечено, что практически для всех семья, близкие и родные люди, обладают высокой значимостью. В ответах очень часто встречались предложения: «Я хочу, чтобы моя семья была здорова», «Я не хочу, чтобы кому из моих родных было плохо» и т.п. Интересно, что мотивационные объекты группы А редко преследуют цели, в перспективе значимые для других людей. Отнесенность к целям «исторического будущего» выше в группе с успешной адаптацией. Для всех студентов характерна установка на успех в обучении «Я хочу хорошо учиться», при этом в группе В цели больше касались не только профессиональных дисциплин, но и учебы в целом.

На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:

1. Студенты разного уровня учебно-профессиональной адаптации не различаются по степени осмысленности жизни, уровню интернальности, удовлетворенности и самореализации.

2. Студенты разного уровня учебно-профессиональной адаптации отличаются особенностью постановки целей во временной перспективе:

- преобладание целей текущего момента, отражающих личные интересы и приоритеты, ориентация на «историческое будущее» способствует успешной учебно-профессиональной адаптации;

- преобладание целей, не имеющих четкой локализации во времени будущего, доминирование переживаний текущего момента и очень отдаленных ожиданий, не связанных с текущей ситуацией, характерно для студентов с низким уровнем учебно-профессиональной адаптации. Список использованной литературы:

1. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст]/Березин/.- М.: Наука, 1988. - 270 с.

2. Кузнецов П.С. Адаптация как фактор развития личности [Текст]/Кузнецов/.- Саратов: СГУ, 1991.85 с.

3. Кузьмина В.Е., Беляков В.И. Основы адаптологии: учебное пособие. Самара: Изд-во Самарский университет, 2013. 236 с.

4. Медведев В.И. Адаптация человека [Текст]/Медведев/.- СПб., Изд-во Института мозга человека РАН, 2003.584 с.

5. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: учебное пособие [Текст]/Платонов/.- СПб: Питер, 2006. 464 с.

6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе [Текст]/Равен/.- М.: Когито Центр, 2002. 395 с.

7. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме[Текст]/Ромм/.- Новосибирск, 2002.

© Горькая Ж.В., Горький А.С., 2016

УДК 1

А.В.Платонова

аспирант, ФГБОУ ВПО УргПУ, г.Екатеринбург, Российская Федерация

ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АРТТЕРАПИИ

Аннотация

В статье раскрываются возможности применения арттерапии в работе с детьми и взрослыми. Стороны применения психологического воздействия при использовании арртерапии. Использование многих других методов коррекции входящих в раздел арртерапии.

Ключевые слова

Арттерапия, песочная терапия, директивная, недерективная, игровая терапия.

Одной из главных целей арттерапии является гармонизация личности при формировании и развитии способностей самовыражения, принятия себя и самопознания. Расширение возможностей самовыражения и самопознания в искусстве, связано с созданием индивидуальных продуктов, объективирующих в себе чувства, собственного переживания, и при этом помогая ребёнку облегчить процесс коммуникации с окружающими людьми.

Изначально арттерапию применяли в психиатрических клиниках, больницах для постановки диагноза и лечения больных с выраженными эмоциональными и психическими нарушениями. На данный момент возможности артерапии существенно расширились и арттерапия отдалилась от своей психоаналитической первоосновы и выделилась в самостоятельную.

Арттерапию используют для исследования и коррекции эмоциональных состояний детей, взрослых и внутрисемейных проблем. Членам семьи и родственникам предлагается взаимодействовать между собой и работать над художественными проектами изображая свои представления состояния отношений в их семье.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Искусство артерапии дает более свободный и непринужденный выход внутренним конфликтам и сильным эмоциями, помогает при интерпретации вытесненных переживаний, способности осознать и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.