Научная статья на тему 'Адаптация системы региональных счетов к отражению хозяйственных процессов научно-образовательной подсистемы'

Адаптация системы региональных счетов к отражению хозяйственных процессов научно-образовательной подсистемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА / СИСТЕМА РЕГИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ / ИНФОРМАТИВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ / ПРОСТРАНСТВЕННО ЛОКАЛИЗОВАННЫЕ ПОДСИСТЕМЫ / RESEARCH AND EDUCATION SUBSYSTEM / THE REGIONAL ACCOUNTS SYSTEM / INFORMATIVE DEVELOPMENT TOOLS / SPATIALLY LOCALIZED SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Томшинская Ирина Николаевна

Современная научно-образовательная подсистема как объект исследования многомерна. Для нее характерны: исторически сложившийся приоритет научно-образовательной подсистемы в регионе; инвестиционная привлекательность подсистемы; конкурентное взаимодействие с другими функциональными подсистемами, процессы дифференциации и интеграции во внутренней и внешней среде. Однако как сами региональные власти, так и субъекты научно-образовательной подсистемы вынуждены работать в среде постоянной информационной недостаточности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern scientific and educational subsystem as the object of study is multidimensional. It is characterized by a: historically, the priority of scientific and educational subsystem within the region; the investment attractiveness of the subsystems; processes of integration and differentiation in the external and internal environment; competitive interactions with other functional subsystems. However, how do the regional authorities and subjects of scientific and educational subsystem are forced to work in an environment of constant information failure.

Текст научной работы на тему «Адаптация системы региональных счетов к отражению хозяйственных процессов научно-образовательной подсистемы»

АДАПТАЦИЯ СИСТЕМЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ К ОТРАЖЕНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЫ

Аннотация. Современная научно-образовательная подсистема как объект исследования многомерна. Для нее характерны: исторически сложившийся приоритет научно-образовательной подсистемы в регионе; инвестиционная привлекательность подсистемы; конкурентное взаимодействие с другими функциональными подсистемами, процессы дифференциации и интеграции во внутренней и внешней среде. Однако как сами региональные власти, так и субъекты научно-образовательной подсистемы вынуждены работать в среде постоянной информационной недостаточности.

Ключевые слова. Научно-образовательная подсистема, система региональных счетов, информативные инструменты развития, пространственно локализованные подсистемы.

Tomshinskaya I.N.

ADAPTATION OF THE SYSTEM OF REGIONAL ACCOUNTS TO REFLECT THE BUSINESS PROCESSES OF SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL SUBSYSTEM

Abstract Modern scientific and educational subsystem as the object of study is multidimensional. It is characterized by a: historically, the priority of scientific and educational subsystem within the region; the investment attractiveness of the subsystems; processes of integration and differentiation in the external and internal environment; competitive interactions with other functional subsystems. However, how do the regional authorities and subjects of scientific and educational subsystem are forced to work in an environment of constant information failure.

Keywords. Research and education subsystem, the regional accounts system, informative development tools, spatially localized systems.

Информационная недостаточность приводит к общественной потребности в региональном счетоводстве. По мнению М.В. Зелинской, различают два уровня потребностей [1]: потребность в учетно-аналитической информации самого региона как интегрального субъекта и собственника всех нематериальных активов, находящихся в составе системы региональных счетов (СРС); потребности в учет-но-аналитической информации многообразных ее пользователей, которые получают к ней доступ на основе трансакций (купли-продажи) - при этом не имеет значения, находятся ли такие пользователи на федеральном уровне или на других уровнях. Для развития научно-образовательной подсистемы необходима полная и достоверная информация о ресурсах, факторах и результатах развития, а также о барьерах развития, для чего необходима система субрегиональных счетов (ССРС), адекватно обеспечивающих систему информационных потребностей.

ГРНТИ 06.61.23 О Томшинская И.Н., 2017

Ирина Николаевна Томшинская - кандидат экономических наук, доцент Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Контактные данные для связи с автором: 190000, Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29 (Russia, St. Petersburg, Polytechnic str., 29). Тел.: +7 911 297 07 48. E-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 06.06.2017 г.

Официальные информационные ресурсы регионального уровня формируются региональными комитетами государственной статистики на основе средств электронной обработки данных с последующей загрузкой в региональные базы данных, регистры и субрегистры по основным направлениям статистики. Объективная оценка состояния системы субрегиональных счетов предполагает ее тестирование на комплементарность информации о регионе в виде совокупности сведений экономического характера, которые можно собирать, анализировать, передавать, хранить и использовать в процессе контроллинга.

Экономическая информация ССРС отражает состояние функциональной подсистемы в пространстве и во времени, поэтому одним из важных критериев для пользователя является адекватность информации. Под адекватностью информации мы понимаем соответствие образа, создаваемого с помощью полученной информации об исследуемой подсистеме с меньшей степенью неопределенности. Адекватность информации влияет на принятие решений. В теории информационных систем адекватность экономической информации выражается в трех аспектах [2]:

1) синтаксический - отображает формально-структурные характеристики информации, означает ее исследование без анализа смысла и полезности в целом как однородного потока, который измеряется количественно. Он способствует восприятию внешних структурных характеристик или способа представления информации;

2) семантический - предполагает исследование смысла сообщения. Он определяет степень соответствия образа объекта и самого объекта. На этом уровне анализируются те сведения, которые отражает информация, рассматриваются смысловые связи;

3) прагматический - заключается в оценке полезности сообщения для принятия конкретных решений. Прагматическая (потребительская) адекватность отражает отношение информации и ее потребителя, соответствие информации цели управления, которая на ее основе реализуется. Проявляются прагматические свойства информации только при наличии единства информации (объекта), пользователя и цели управления. Прагматический аспект рассмотрения связан с ценностью, полезностью использования информации при выработке потребителем решения для достижения своей цели.

Именно прагматический аспект адекватности информации связан с практическим применением ССРС. Но первоначальной базой для ССРС является статистическая отчетность, на основе которой и происходит построение ССРС. Система региональных счетов является региональной составляющая системы национальных счетов. Идея СРС сводится к созданию таких показателей развития экономики региона на различных стадиях процесса воспроизводства, которые были бы информативны и взаимоувязаны между собой. Разработка СРС связана с рядом проблем, среди которых выделяют:

• порядок межрегионального распределения затрат и результатов, не имеющих четкой территориальной привязки (услуги внешней торговли, банков и т.п.), или видов деятельности, присущих только национальной экономике в целом (оборона, центральное управление, денежная эмиссия и т.п.);

• четкое определение на мезоуровне понятий «резидент», «центр экономического интереса», «подсистема», «экономическая территория», «региональная экономика» и др.;

• учет экспорта и импорта товаров и услуг, а также перемещения денег и финансовых инструментов. Статистика межрегионального обмена значительно уступает статистике внешней торговли, что обусловлено природой региональной экономики и методологией учета [1];

• ограниченность или отсутствие достоверной информации.

Адаптация СРС к особенностям научно-образовательной подсистемы также сталкивается с трудностями. Выделим в данном отношении оценку потоков товаров и услуг и финансовых потоков между подсистемами региональной экономики, которые, как правило, играют определяющую роль. Недостаток информации о них становится существенным препятствием для построения системы субрегиональных счетов. Для достижения целей нашего исследования оценим научно-образовательную подсистему с помощью СРС. Сбор и анализ показателей для построения СРС может быть произведен только по состоянию на 2015 год, так как статистические данные носят запаздывающий характера на два года.

Первоначально построим счет «Производство» научно-образовательной подсистемы Санкт-Петербурга (табл. 1). Счет производства в СРС представлен достаточно полно. Данный счет отражает

операции, относящиеся непосредственно к процессу производства резидентов подсистемы. Характерной особенностью валового продукта подсистемы является то, что он содержит повторный счет стоимости товаров и услуг, которые были израсходованы в процессе производства других товаров и услуг -промежуточное потребление. Данный показатель по статистическим данным невозможно рассчитать, поэтому для анализа использована расчетная доля потребляемых товаров и услуг, использованных в процессе производства (за исключением основных средств, использование которых учитывается как потребление основного капитала).

Таблица 1

Структура счета производства научно-образовательной подсистемы Санкт-Петербурга

Год Использование Ресурсы

Промежуточное потребление Валовая добавленная стоимость Выпуск в основных ценах, млн руб.

млн руб. % млн руб. %

2008 31978 25 95933 75 127911

2009 35911 25 107734 75 143645

2010 35535 23 118965 77 154500

2011 39532 22 140158 78 179690

2012 38964 20 155856 80 194820

2013 52 095 23 174 598 77 226 693

2014 59 126 22 209 493 78 268 619

2015 64 699 22 229 508 78 294 207

Таблица 1 заполнялась по следующему алгоритму: по статистическим данным получен показатель «Валовая добавленная стоимость» (тождественен валовому региональному продукту, характеризует результат производства товаров и услуг в исследуемой подсистеме). Затем методом экспертных оценок определилась доля валовой добавленной стоимости в выпуске, что позволило определить показатель стоимости произведенных товаров и услуг (выпуск). На последнем этапе рассчитано промежуточное потребление как разница между выпуском в основных ценах и валовой добавленной стоимости. Данные, представленные в таблице 1, дают представление о доли валовой добавленной стоимости, а также о размерах данной подсистемы в общей системе региона. Но так как данные рассчитаны неточно, то конкретные выводы будет сделать сложно.

Для того, чтобы конкретизировать выводы об исследуемой подсистеме, рекомендуется составить ее отчетность, что позволит достаточно объективно оценить позиции данной подсистемы в регионе. Для дальнейшего углубления анализа необходимо сгруппировать показатели счета «Производство» региона по видам экономической деятельности, что невозможно сделать при наличии современных статистических данных. Это связано с тем, что составляющие научно-образовательной подсистемы находятся внутри разных видов деятельности: образование, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуги др.

Счет образования доходов Санкт-Петербурга, а тем более научно-образовательной подсистемы, в полном объеме в настоящее время не составляется. Методология его построения находится в разработке. Поэтому с помощью методов экспертных оценок можно оценить структуру счета доходов (таблица 2). Из таблицы 2 видно, что большая часть доходов уходит на покрытие оплаты труда наемных работников (включая отчисления работодателями страховых взносов, а также налоги на доходы и другие выплаты). Налоги научно-образовательной подсистемы составляют примерно 3%.

Таблица 2

Примерная структура счета образования доходов научно-образовательной подсистемы Санкт-Петербурга, %

Год Использование Ресурсы

Оплата труда наемных работников Налоги на производство, всего Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы Валовой региональный продукт

2015 95 3 2 229 508

Достаточно низкий показатель характеризуется льготами, представленным данной подсистеме: налог на добавленную стоимость не взимается с образовательной и научной деятельности. Налог на имущество научно-образовательные организации, находящиеся на территории Санкт-Петербурга, не платят. Подсистема демонстрирует достаточно низкий показатель валовой прибыли, представляющей собой ту часть добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычета чистых налогов и расходов, связанных с оплатой труда наемных работников. Указанное обстоятельство обусловлено действующими правовыми ограничениями на формирование прибыли, которые создают условия для постоянного инвестиционного дефицита и формирования скрытых внелегальных доходов учредителей и менеджмента. Соответственно, счет образования доходов не раскрывает всей картины обеспечения интересов.

Отметим, что, помимо представленных выше двух основных счетов, неразвитость методик, процедур и инструментов учета на мезоуровне не позволяет сформировать остальные счета научно-образовательной подсистемы. Но с помощью СРС можно оценить динамику статьи «Распределение инвестиций в основной капитал по источникам финансирования», являющуюся элементом счета операций с капиталом Санкт-Петербурга (таблица 3). По результатам анализа таблицы 3 видно, что преимущественную долю в распределении инвестиций в основной капитал Санкт-Петербурга занимали привлеченные средства (2012 г. - 55,7%, 2013 г. - 52,8%, 2014 г. - 57,1%). Но 2015 год стал переломным в этом смысле, доля собственных средств и привлеченных сравнялась и стала одинаковой (50%). Привлеченные средства в данном контексте - это кредиты банков, инвестиции из-за рубежа, бюджетные средства (средства консолидированного бюджета (26,9%), включая средства федерального бюджета (12,6%); бюджета субъекта РФ (14,2%); средства внебюджетных фондов) и прочие средства.

Таблица 3

Распределение инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, %

Источники финансирования 2012 2013 2014 2015

Собственные средства (включая прибыль оставшуюся в распоряжении организации и амортизацию) 44,3 47,2 42,9 50,0

Привлеченные средства (включая средства бюджета) 55,7 52,8 57,1 50,0

Существующая система счетов недостаточно развита на региональном уровне и практически не развернута на субрегиональном уровне, что оставляет все пространственные локализации региональной экономики без инструментов учета и возможностей анализа ресурсов и результатов своей деятельности. В частности, применительно к научно-образовательной подсистеме невозможно отслеживать движение инвестиций, формирование сбережений, отток и приток ресурсов и другие позиции, что оставляет подсистему вне прогнозных построений и стратегических планов.

Существование научно-образовательной подсистемы ставит в повестку дня вопрос о составлении ее баланса, в основу которого правомерно положить метод «затраты - выпуск» В. Леонтьева. В модели межотраслевого баланса Леонтьева - четыре основных квадранта, отражающих определенные стадии производственного процесса: первый квадрант - объемы потребления на нужды производства; группировка продукта по использованию - второй квадрант; включение добавленной стоимости товара - третий квадрант; структура распределения дохода - четвертый квадрант.

Для составления баланса научно-образовательной подсистемы выделим три блока квадрантов. В I и II квадрантах отражаются, соответственно, промежуточный (производственный) и конечный спрос на ресурсы, в III квадранте - добавленная стоимость научно-образовательной подсистемы. Таким образом, по столбцам I и III квадрантов сумма промежуточного потребления и денежных средств представляет собой затраты на производство, а по строке I и II квадрантов сумма промежуточного и конечного спроса характеризует использование ресурсов. Определим возможности, которые предоставляет построение такого баланса исследуемой подсистемы совместно с предложенными счетами: анализ развития подсистемы; прогнозирование развития подсистемы; оценка ресурсоемкости подсистемы; определение направлений развития подсистемы.

Использование модели межотраслевого баланса позволяет решить ряд задач развития научно-образовательной подсистемы [3]: потребность в инвестициях, в том числе, в частных и государствен-

ных вложениях (для этого необходимо определить структуру создаваемых благ); потребность в трудовых ресурсах, которая возникает при увеличении конечного спроса на отдельные виды услуг подсистемы, учитывая не только прямые затраты, но и косвенные, индуцированные в смежных сферах; потребность в рабочей силе при сокращении спроса в научно-образовательной подсистеме с учетом снижения спроса на продукцию (услуги) смежных отраслей и, соответственно, снижение потребности в рабочей силе, что необходимо в условиях кризиса. Межотраслевой баланс является также отправным пунктом для анализа межотраслевых зависимостей цен. Такие расчеты позволят оценить научно-образовательную подсистему с точки зрения аффилированное™ к изменению регулируемых величин: транспортных и энергетических тарифов, тарифов на услуги ЖКХ и т.д.

Таким образом, в целях трансформации системы региональных счетов применительно к разработке соответствующего информативного инструмента развития пространственно локализованных подсистем научно-образовательного профиля, нами предложены: методика многомерного статистического анализа развития данных подсистем; составление их баланса на основе использования модели «затраты -выпуск»; адекватный учет интеллектуального капитала данных подсистем при составлении счета операций с капиталом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зелинская М.В. Интегрированные информативные инструменты развития региональных экономических систем. Краснодар: ЮИМ, 2010.

2. Избачкое Ю.С., Петров В.Н. Информационные системы. СПб.: Питер, 2006.

3. Muxeeea H.H. Таблицы «затраты - выпуск»: новые возможности экономического анализа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.berezovsky.krskstate.rU/statisnab/artide/0/id/8316 (дата обращения 11.11.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.