Научная статья на тему 'Адаптация русскоязычной версии опросника "Большая пятерка - детский вариант"'

Адаптация русскоязычной версии опросника "Большая пятерка - детский вариант" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2414
368
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ / "БОЛЬШАЯ ПЯТЕРКА" / ОПРОСНИК-САМООТЧЕТ / МЛАДШИЙ И СРЕДНИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малых С.Б., Тихомирова Т.Н., Васин Г.М.

В статье представлены результаты адаптации русскоязычной версии опросника «Большая пятерка детский вариант» («Big Five Questionnaire Сhildren Version: BFQ-C»), предназначенного для измерения личностных черт у детей младшего и среднего школьного возраста. Подтверждена пятифакторная структура опросника: выделены пять факторов высшего порядка, соответствующие основным чертам личности: «Нейротизм», «Экстраверсия», «Открытость опыту», «Дружелюбность» и «Добросовестность». Выявлена удовлетворительная внутренняя согласованность шкал опросника. По результатам психометрического анализа делается вывод о возможности применения в исследовательских целях адаптированной русскоязычной версии опросника на выборках детей младшего и среднего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Малых С.Б., Тихомирова Т.Н., Васин Г.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация русскоязычной версии опросника "Большая пятерка - детский вариант"»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9

АДАПТАЦИЯ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ВЕРСИИ ОПРОСНИКА «БОЛЬШАЯ ПЯТЕРКА - ДЕТСКИЙ ВАРИАНТ»

С.Б. МАЛЫХ*, Т.Н. ТИХОМИРОВА, Г.М. ВАСИН ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия

В статье представлены результаты адаптации русскоязычной версии опросника «Большая пятерка - детский вариант» («Big Five Questionnaire - Children Version: BFQ-C»), предназначенного для измерения личностных черт у детей младшего и среднего школьного возраста. Подтверждена пятифакторная структура опросника: выделены пять факторов высшего порядка, соответствующие основным чертам личности: «Нейротизм», «Экстраверсия», «Открытость опыту», «Дружелюбность» и «Добросовестность». Выявлена удовлетворительная внутренняя согласованность шкал опросника. По результатам психометрического анализа делается вывод о возможности применения в исследовательских целях адаптированной русскоязычной версии опросника на выборках детей младшего и среднего школьного возраста.

Ключевые слова: личностные черты, «Большая пятерка», опросник-самоотчет, младший и средний школьный возраст, психометрический анализ.

Введение

Пятифакторная структура личности является на сегодняшний день одним из немногих психологических конструктов, существование которых стабильно воспроизводится во многих десятках исследовательских работ, выполненных на различных культурных выборках взрослых людей и старших школьников (Fiske, 1949 [11]; Norman, 1963 [18]; McCrae, Costa, Martin et al., 2004 [15]; McLarnon & Carswell, 2013 [16]; Низамова, Птуха, Лобаскова, 2013 [3]; Малых, Воронин, Исматуллина, Захаров, Тихомирова, 2014 и др. [1]). Несмотря на незначительные расхождения между исследователями, касающиеся, в первую очередь, названий некоторых факторов (см. подробнее обзор Малых, Тихомирова, 2015

© Малых С.Б., Тихомирова Т.Н., Васин Г.М., 2015.

* Для корреспонденции:

Малых Сергей Борисович академик РАО

лаборатория возрастной психогенетики ФГБНУ «Психологический институт РАО» 125009 Москва, ул. Моховая, 9, стр. 4 E-mail: malykhsb@mail.ru

[2]), в целом достигнуто согласие о существовании «Большой пятерки» личностных черт - нейротизма, экстраверсии, открытости опыту, дружелюбности и добросовестности (Costa, McCrae, 1992) [7].

Каждая из перечисленных выше пяти личностных черт включает в себя ряд качеств более низкого порядка. В частности, нейротизм ассоциируется с такими личностными качествами, как тревожность, импульсивность, ранимость и склонность к рефлексии. Экстраверсия объединяет общительность, активность, позитивные эмоции и сердечность. Открытость опыту включает в себя умение генерировать идеи, проявлять воображение, быть восприимчивым к новым знаниям. Дружелюбность подразумевает доверие, прямоту, альтруизм, скромность и непредубежденность, а добросовестность - организованность, компетентность, стремление к достижениям и самодисциплину.

Поиск наиболее точных методов измерения личностных черт осуществлялся в контексте двух психометрических подходов: 1) создания опросников-самоотчетов и 2) конструирования объективных тестов.

Так, опросники-самоотчеты измеряют типичный способ выполнения или то, что человек обычно делает. Напротив, объективные тесты измеряют наилучшее выполнение или то, что человек может сделать (Малых, Тихомирова, 2015) [2]. Несмотря на отдельные попытки объективного тестирования личности (Eysenck, 1997 [10]; Schmidt, 1988 [19]), в качестве индикаторов личностных черт рассматриваются результаты заполнения опросников-самоотчетов.

Наиболее известным и получившим широкое применение на российской выборке является NEO-PI-R (Costa, McCrae, 1992) [7], адаптация русскоязычной версии которого была проведена В.Е. Орлом и И.Г. Сениным (Орел, Сенин, 2008) [4]. Этот опросник, состоящий из 240 утверждений, предназначен для измерения черт личности на выборке взрослых людей и детей старшего школьного возраста. Согласно исследованиям, «взрослый» психологический конструкт «Большая пятерка» личностных черт может быть применен к анализу структуры личности в подростковом и младшем школьном возрасте (например, Digman & Inouye, 1986 [9]; Mervielde & De Fruyt, 1999 [17]; De Fruyt, Mervielde, Hoekstra, & Rolland, 2000 [8]). Вместе с тем опросник личностных черт «Большая пятерка», предназначенный для исследования структуры личности взрослых людей, не может быть использован в младшем школьном и подростковом возрасте ввиду целого ряда причин (Орел, Сенин, 2008) [4].

В то же время потребность в надежной методике, измеряющей выраженность личностных черт у ребенка школьного возраста, велика. В ряде исследований показано, что в школьном возрасте личностные черты являются значимыми предикторами целого спектра психологических признаков - от академической успешности до поведенческих расстройств (Leeson, Ciarrochi, Heaven, 2008 [14]; Kuncel, Hezlett, Ones, 2004 [13]; Chamorro-Premuzic, Furnham, 2003 и др. [6]). В 2003 году был разрабо-

тан опросник-самоотчет личностных черт «Большая пятерка - детский вариант», предназначенный для исследования структуры личности у детей в возрасте от 9 до 14 лет (БагЬагаиеШ, Саргага, КаЬаэеа, Раз1;огеШ, 2003) [5].

Целью настоящей работы является адаптация русскоязычной версии опросника «Большая пятерка - детский вариант» [5]. Для достижения этой цели изучена факторная структура опросника и определена внутренняя согласованность шкал опросника на выборках детей младшего и среднего школьного возраста.

Методика

Выборка. В исследовании приняли участие две группы школьников: 1) обучающиеся младшего школьного возраста и 2) обучающиеся подросткового возраста. В первую группу вошло 250 детей, из них 51,4% девочек, 48,6% мальчиков. Среднее значение возраста младших школьников составило 9,47 лет (стандартное отклонение = 0,64). Школьники вторых классов составили 29 человек, третьих - 79, четвертых - 142.

Группу подростков составили 280 учеников, из которых 52,8% девушек и 47,2% юношей. Среднее значение возраста подростков - 13,21 (стандартное отклонение = 1,31). Школьники шестых классов составили 150 человек, седьмых - 41, восьмых - 89.

На участие детей в настоящем исследовании получены индивидуальные письменные согласия от родителей участников. Сбор данных осуществлялся анонимно -каждому участнику присваивался персональный идентификационный номер.

Методика. Оригинальная (англоязычная) версия опросника «Большая пятерка - детский вариант» (БагЬагапеШ, Саргага, ЯаЬаэеа, Раз1;огеШ, 2003) [5] содержит 65 утверждений, сформулированных в доступной для понимания детьми форме. Авторы сообщают об удовлетворительных

психометрических характеристиках опросника: на выборках младшего и среднего школьного возраста четко выделено пять факторов, диагностирующих личностные черты «Большой пятерки». Кроме того, для всех шкал были выявлены умеренные статистически значимые корреляции между данными опросников, заполненных ребенком, матерью и учителем [5].

Согласно оригинальной версии опросника, черты личности должны рассматриваться как количественные показатели шкал опросника: 1) «Экстраверсия», 2) «Нейротизм», 3) «Открытость опыту», 4) «Дружелюбность» и 5) «Добросовестность». Каждая шкала опросника (как для младших школьников, так и для подростков) состоит из 13 утверждений. При этом предполагается, что ребенок младшего школьного возраста должен выразить свое отношение к каждому утверждению выбором ответа из трех пунктов: «Редко», «Иногда» или «Часто», а в подростковом возрасте ответ выбирается из пяти пунктов: «Почти никогда», «Редко», «Иногда», «Часто» или «Почти всегда».

Утверждения были переведены методом обратного перевода сотрудниками Лаборатории возрастной психогенетики ФГБНУ «Психологический институт РАО». Финальные формулировки утверждений были получены после первой итерации перевода благодаря простоте и четкости изложения материала в оригинальной версии опросника.

Так, первая шкала «Экстраверсия» оценивает активность, энтузиазм, уверенность в себе (например, «Мне нравится двигаться и вести активную деятельность»). Вторая шкала «Нейротизм» направлена на измерение эмоциональной неустойчивости, тревоги, недовольства и гнева (например, «Я беспокоюсь по пустякам»). Третья шкала «Открытость опыту» связана с измерением широты познавательных интересов, способности искать и усваивать новые знания, стремления к творчеству (например, «Мне нравится узнавать и изучать новое»).

Четвертая шкала «Дружелюбность» оценивает способность сопереживать другим людям, стремление помочь и проявить заботу (например, «Если у одноклассника трудности, я помогаю ему/ей»). Пятая шкала «Добросовестность» направлена на оценку таких качеств, как организованность, пунктуальность и умение выполнять взятые на себя обязательства (например, «Я играю только после того, как закончу домашнюю работу»). Все утверждения сформулированы в доступной для понимания детьми школьного возраста форме.

Алгоритм статистического анализа. Структура опросника изучалась при помощи конфирматорного факторного анализа (статистический пакет Mplus). Для расчета параметров модели был применен оптимальный для порядковых данных эстима-тор WLSMV (Yu & Muthén, 2002) [20].

Надежность шкал опросника определялась с помощью коэффициентов внутренней согласованности альфа Кронбаха и методом расщепления с коррекцией по формуле Спирмена - Брауна.

Результаты и обсуждение

Анализ структуры опросника

Структура опросника изучалась при помощи конфирматорного факторного анализа, в ходе которого тестировалась гипотеза о соответствии теоретически подразумеваемой пятифакторной структуры эмпирическим данным. В качестве критериев соответствия моделей эмпирическим данным использовались следующие индексы: CFI - сравнительный индекс соответствия, TLI - индекс Тьюкера - Льюиса, RMSEA - квадратный корень ошибки приближения, WRMR - взвешенный корень среднеквадратичного остатка. Значения CFI и TLI выше 0,9, значение RMSEA ниже 0,05, а также значение WRMR, близкое к 1, указывают на хорошее соответствие (Geiser, 2012) [12].

В ходе анализа было удалено три проблемных утверждения. В частности, утверждения № 39 и 56 (согласно оригинальной версии опросника [5]) были отрицательно нагружены на соответствующие факторы, а нагрузка утверждения № 9 была статистически не значима. Эти результаты были получены на обеих возрастных группах. Таким образом, финальная модель содержит 5 латентных факторов, соответствующих пяти личностным чертам, 62 наблюдаемые переменные (утверждения) и 320 свободных параметров.

В таблице 1 приведены индексы соответствия пятифакторной модели опросника «Большая пятерка - детский вариант».

Таблица 1

Индексы соответствия пятифакторной модели опросника «Большая пятерка -детский вариант»

ТЫ СИ ЯМ8ЕА WRMR

Обучающиеся 2-4-х классов 0,86 0,86 0,031 1,1

Обучающиеся 6-8-х классов 0,86 0,86 0,045 1,4

Согласно таблице 1, значения индексов соответствия, полученные на двух возрастных группах, оказались похожими. В частности, значения квадратного корня ошибки приближения (КМБЕА) 0,031 (на младшей возрастной группе) и 0,045 (в подростковой группе) свидетельствуют об удовлетворительном согласии теоретической модели с эмпирическими данными. Однако значения сравнительного индекса соответствия и индекса Тьюкера - Льюиса оказались ниже критического уровня, а взвешенный корень среднеквадратичного остатка - чуть выше. Вместе с тем следует отметить, что значения ниже критических были получены и при исследовании оригинала опросника: СП=0,87 для младших

школьников и СБ1=0,9 для подростков (см. подробнее [5]).

Анализ надежности шкал опросника

Надежность шкал опросника определялась, во-первых, с помощью коэффициентов внутренней согласованности альфа Кронбаха. Во-вторых, из-за изменения количества утверждений внутренняя согласованность рассчитывалась методом расщепления с коррекцией по формуле Спир-мена - Брауна. Коэффициенты надежности, значения которых выше 0,7, считаются удовлетворительными, а выше 0,6 - достаточными.

В таблице 2 представлены коэффициенты надежности шкал опросника «Большая пятерка - детский вариант», рассчитанные методом альфа Кронбаха и методом расщепления.

Таблица 2 Коэффициенты надежности шкал опросника «Большая пятерка -детский вариант»

2-4-е классы 6-8-е классы

Шкала а Кронбаха Расщепление а Кронбаха Расщепление

«Экстраверсия» 0,60 0, 64 0,76 0,72

«Дружелюб- 0,75 0,72 0,72 0,78

ность»

«Добросовест- 0,77 0,75 0,80 0,76

ность»

«Нейротизм» 0,84 0,84 0,80 0,79

«Открытость 0, 70 0,72 0,74 0,73

опыту»

Согласно таблице 2, коэффициенты надежности, полученные на выборке подростков, для всех шкал опросника находятся в оптимальном для психологического теста интервале 0,70-0,84.

На выборке младшего школьного возраста для таких шкал, как «Дружелюбность», «Добросовестность», «Нейротизм» и «Открытость опыту», коэффициенты на-

дежности достигают удовлетворительных значений: от 0,70 до 0,84. Исключением является шкала «Экстраверсия» - на выборке младших школьников значения коэффициентов надежности по методу расщепления и альфа Кронбаха достигают соответственно 0,60 и 0,64.

Заключение

Таким образом, согласно полученным в данной работе психометрическим показателям, опросник «Большая пятерка -детский вариант» может использоваться для изучения черт личности детей в возрасте от 9 до 14 лет. Найдено, что опросник имеет пятифакторную структуру, в которой выделяются шкалы, соответствующие пяти основным чертам личности: 1) «Экстраверсия», 2) «Нейротизм», 3) «Открытость опыту», 4) «Дружелюбность» и 5) «Добросовестность». В целом, в ходе психометрического анализа продемонстрирована удовлетворительная надежность шкал. Следует отметить, что в настоящей работе не приведены данные о конвергентной валидности результатов опросника по причине отсутствия психодиагностических инструментов, измеряющих структуру личности в младшем и среднем школьном возрасте.

Следовательно, адаптированная русскоязычная версия опросника «Большая пятерка - детский вариант» является надежным и удобным в применении инструментом, который позволяет в исследовательских целях проводить анализ личностных черт на выборках детей младшего и среднего школьного возраста.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского научного фонда, соглашение № 14-18-03764.

Литература

1. Малых С.Б., Воронин И.А., Исматуллина В.И., Захаров И.М., Тихомирова Т.Н. Поло-

вые различия во взаимосвязях личностных черт «Большой пятерки» и интеллекта // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2014. - Т. 7. - № 4. - С. 17 -35.

2. Малых С.Б., Тихомирова Т.Н. Личностные черты и интеллект: взаимосвязи и их природа // Вопросы психологии. - 2015. - № 2.

- С. 147-160.

3. Низамова Е.С., Птуха М.В., Лобаскова М.М. Кросс-культурное близнецовое исследование личностных черт «Большой пятерки» // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2013. - Т. 6. - № 4. - С. 86-91.

4. Орел В.Е, Сенин И.Г. Личностные опросники NEO-PI-R и NEO-FFI. Руководство по применению. 2-е изд. - Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 2008. - 39 с.

5. Barbaranelli С., Caprara G.V., Rabasca A., Pastorelli C. A questionnaire for measuring the Big Five in late childhood // Personality and Individual Differences. - 2003. - Vol. 34.

- P. 645-664.

6. Chamorro-Premuzic T., Furnham A. Personality predicts academic performance: Evidence from two longitudinal university samples // Journal of Research in Personality.

- 2003. - Vol. 37 (4). - P. 319-338.

7. Costa P.T., Jr, & McCrae. The revised NEO Personality Inventory (NEO PI-R) and NEO Five-Factor Inventory (NEO-FFI). Professional manual. - Odessa, FL: Psychological Assessment Resources, 1992. -101 p.

8. De Fruyt F., Mervielde I., Hoekstra H.A. & Rolland J.P. Assessing adolescents' personality with the NEOPI-R // Assessment. - 2000. -Vol. 7. - P. 329-345.

9. Digman J.M. & Inouye J. Further specification of the five robust factors of personality // Journal of Personality and Social Psychology.

- 1986. - Vol. 50. - P. 116-123.

10. Eysenck H.J. Personality and experimental psychology: The unification of psychology and the possibility of a paradigm // Journal of Personality and Social Psychology. - 1997. -Vol. 73(6). - P. 1224-1237.

11. Fiske D.W. Consistency of the factorial structures of personality ratings from different sources // Journal of Abnormal and Social Psychology. - 1949. - Vol. 44(3). - P. 329-344.

12. Geiser С. Data Analysis with Mplus. - New York: Guilford, 2012.

13. Kuncel N.R., Hezlett S.A., Ones D.S. Academic performance, career potential, creativity, and job performance: Can one construct predict them all? // Journal of Personality and Social Psychology. - 2004. - Vol. 86 (1). - P. 148161.

14. Leeson P., Ciarrochi J., Heaven P.C.L. Cognitive ability, personality, and academic performance in adolescence // Personality and Individual Differences. - 2008. - Vol. 45. - P. 630-635.

15. McCrae R.R., Costa P., Jr., Martin T.A. et al. Consensual validation of personality traits across cultures // Journal of Research in Personality. - 2004. -Vol. 38(2). - P. 179-201.

16. McLarnon M.J., Carswell J.J. The personality differentiation by intelligence hypothesis: A measurement invariance investigation // Personality and Individual Differences. -2013. - Vol. 54 (5). - P. 557-561.

17. Mervielde I. & De Fruyt F. Constructions of the Hierarchical Personality Inventory for Children (HiPIC) / In: I. Mervielde, I. Deary, F. De Fruyt, & F. Ostendorf (Eds.). Personality psychology in Europe. Proceedings of the Eight European Conference on Personality Psychology. - Tilburg, The Netherlands: Tilburg University Press, 1999. - P. 107-127

18. Norman W.T. Toward an adequate taxonomy of personality attributes: Replicated factor structure in peer nomination personality ratings // Journal of Abnormal and Social Psychology. - 1963. - Vol. 66(6). - P. 574-583.

19. Schmidt F.L. The problem of group differences in ability scores in employment selection // Journal of Vocational Behavior. - 1988. - Vol. 33. - P. 272-292.

20. Yu C.-Y. & Muthen B. Evaluation of model fit indices for latent variable models with categorical and continuous outcomes. Paper presented at the annual meeting of the American Educational Research Association. - New Orleans, LA, 2002.

References

1. Malykh SB, Voronin IP, Khismatullina VI, Zakharov IM, Tikhomirova TN. Polovyye ra-zlichiya vo vzaimosvyazyakh lichnostnykh chert «Bol'shoy pyaterki» i intellekta. Teore-

ticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya 2014; 7(4):17-35.

2. Malykh SB, Tikhomirova TN. Lichnostnyye cherty i intellekt: vzaimosvyazi i ikh priroda. Voprosy psikhologii 2015; 2:147-160

3. Nizamova ES, Ptukha MV, Lobaskova MM. Kross-kul'turnoye bliznetsovoye issledovaniye lichnostnykh chert «Bol'shoy pyaterki». Teore-ticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya 2013; 6(4):86-91.

4. Orel VE, Senin IG. Lichnostnyye oprosniki NEO.PI-R i NO.FFI. Rukovodstvo po prime-neniyu. 2-ye izd. - Yaroslavl': NPC «Psikhodi-agnostika» 2008: 39.

5. Barbaranelli C, Caprara GV, Rabasca A, Pa-storelli C. A questionnaire for measuring the Big Five in late childhood. Personality and Individual Differences 2003; 34:645-664.

6. Chamorro-Premuzic T, Furnham A. Personality predicts academic performance: Evidence from two longitudinal university samples. Journal of Research in Personality 2003; 37(4):319-338.

7. Costa PT, Jr, & McCrae. The revised NEO Personality Inventory (NEO PI-R) and NEO Five-Factor Inventory (NEO-FFI). Professional manual. Odessa, FL: Psychological Assessment Resources 1992: 101.

8. De Fruyt F, Mervielde I, Hoekstra HA & Rolland JP. Assessing adolescents' personality with the NEOPI-R. Assessment 2000; 7:329345.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Digman JM & Inouye J. Further specification of the five robust factors of personality. Journal of Personality and Social Psychology 1986; 50:116-123.

10. Eysenck HJ. Personality and experimental psychology: The unification of psychology and the possibility of a paradigm. Journal of Personality and Social Psychology 1997; 73(6):1224-1237.

11. Fiske DW. Consistency of the factorial structures of personality ratings from different sources. Journal of Abnormal and Social Psychology 1949; 44(3):329-344.

12. Geiser C. Data Analysis with Mplus. New York: Guilford 2012.

13. Kuncel NR, Hezlett SA, Ones DS. Academic performance, career potential, creativity, and job performance: Can one construct predict them all? Journal of Personality and Social Psychology 2004; 86(1):148-161.

14. Leeson P, Ciarrochi J, Heaven PCL. Cognitive ability, personality, and academic performance in adolescence. Personality and Individual Differences 2008; 45:630-635.

15. McCrae RR, Costa P, Jr, Martin TA et al. Consensual validation of personality traits across cultures. Journal of Research in Personality 2004; 38(2):179-201.

16. McLarnon MJ, Carswell JJ. The personality differentiation by intelligence hypothesis: A measurement invariance investigation. Personality and Individual Differences 2013; 54(5):557-561.

17. Mervielde I & De Fruyt F. Constructions of the Hierarchical Personality Inventory for Children (HiPIC). In I. Mervielde, I. Deary, F. De Fruyt, & F. Ostendorf (Eds.). Personality psychology in Europe. Proceedings of the

Eight European Conference on Personality Psychology. Tilburg, The Netherlands: Tilburg University Press 1999: 107-127.

18. Norman WT. Toward an adequate taxonomy of personality attributes: Replicated factor structure in peer nomination personality ratings. Journal of Abnormal and Social Psychology 1963; 66(6):574-583.

19. Schmidt FL. The problem of group differences in ability scores in employment selection. Journal of Vocational Behavior 1988; 33:272292.

20. Yu C-Y & Muthen B. Evaluation of model fit indices for latent variable models with categorical and continuous outcomes. Paper presented at the annual meeting of the American Educational Research Association. New Orleans, LA 2002.

ADAPTATION OF THE RUSSIAN VERSION OF THE «BIG FIVE QUESTIONNAIRE - CHILDREN (BFQ-C)»

S.B. MALYKH, T.N. TIKHOMIROVA, G.M. VASIN Psychological Institute of RAE, Moscow, Russia

The article presents the results of adaptation of the Russian version of the questionnaire «Big Five Questionnaire - Children (BFQ-C)», designed to measure personality traits in children of primary and secondary school age. The five-factor structure of the questionnaire was confirmed: five factors of higher order corresponding to the main personality traits were identified: «Neuroticism», «Extraversion», «Openness», «Agreeableness» and «Conscientiousness». The internal consistency of the questionnaire scales was satisfactory. According to the results of psychometric analysis, the adapted Russian version of the questionnaire can be applied to a sample of children of primary and secondary school age for research purposes.

Keywords: personality traits, «Big Five», self-report questionnaire, primary and secondary school age, psychometric analysis.

Address:

Malykh Sergey, Sc.D. (psychology)

Academician RAE

head of age psychogenetic laboratory,

Psychological Institute of RAE

9-4 Mokhovaya str., Moscow, 125009, Russia

E-mail: malykhsb@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.