Научная статья на тему 'Адаптация российского малого бизнеса к вступлению в ВТО'

Адаптация российского малого бизнеса к вступлению в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ МСП / SMALL BUSINESS / WORLD TRADE ORGANIZATION / AGRICULTURE / COMPETITIVENESS / SME SUPPORT PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлов В.Н.

В статье рассмотрены проблемы адаптации малого бизнеса к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО), особо подчеркнута его роль для развития предпринимательства в сфере АПК. Проанализированы результаты первых лет вступления в ВТО для малых предприятий. Сделан вывод о необходимости государственной поддержки малых предприятий в сельском хозяйстве для роста эффективности их деятельности и повышения конкурентоспособности на мировых рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF SMALL BUSINESSES TO JOIN WTO

The problems of adaptation of small businesses to join the World Trade Organization (WTO) particularly stressed its role for the development of entrepreneurship in the field of agriculture. The results of the first years of WTO accession for small businesses. The conclusion about the necessity of state support of small enterprises in agriculture to increase their efficiency and competitiveness in world markets.

Текст научной работы на тему «Адаптация российского малого бизнеса к вступлению в ВТО»

На наш взгляд, наиболее удачным примером освоения и использования туристско-рекреационного потенциала является город Эссен в Германии. В повышение уровня жизни населения региона и перепрофилирование территории были вложены большие средства: проведены мероприятия по экологической очистке, переобучению и подготовке кадров, развитию инфраструктуры. В результате там стали развиваться туристический бизнес, познавательный и промышленный туризм, в то время как металлургия и угольная промышленность перестали доминировать в данном регионе.

Российским примером перепрофилирования территории и переориентированности экономики на туризм является монопрофильный город Байкальск, в котором после закрытия градообразующего предприятия по производству целлюлозно-бумажной продукции стал активно развиваться туристический бизнес. В городе действует горнолыжная база, базы отдыха, развлекательные заведения, рестораны, спортивно-оздоровительные сооружения.

Таким образом, исследовав современное состояние монопрофильных городов Саратовской и Ростовской областей, можно сделать вывод, что такие города нуждаются в постоянном контроле и своевременной оценке экономической ситуации.

Стратегия диверсификации экономики, на наш взгляд, применима к большинству монопрофильных поселений России. Главная цель подобных мероприятий должна состоять, прежде всего, в снижении зависимости от градообразующего предприятия путем развития дру-

гих отраслей и прихода в город других видов бизнеса. При этом происходит полипрофилизация экономики города, что делает его в перспективе более устойчивым и экономически конкурентоспособным по отношению к другим городам России.

1. В список моногородов России попали Вольск и Петровск. URL: http://stroysar.ru (дата обращения: 01.08.2014).

2. Глобальные системы городов // И.И. Абылгазиев и др. / под ред. И.И. Абыглазиева, И.В. Ильина, А.В. Иванова. М.: МАКС Пресс, 2012.

3. Ивашина Н.С., Улякина Н.А. Монопрофильный город: теоретические аспекты определения категории // Вектор науки ТГУ. Серия «Экономика и управление». 2011. № 4 (7).

4. Каткова М.А. Институциональные аспекты регионального стратегического планирования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 1 (40). С. 26-29.

5. Ларионов А.А. Монопрофильные города России: современные проблемы и вызовы // Геологи XXI века: мат. XV Все-росс. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых специалистов. Саратов: Изд-во «СО ЕАГО», 2014. С. 76-77.

6. Малый В.И., Гусев В.В. Моногорода Саратовской области: конструирование перспектив развития // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 1 (13).

7. Пасынков А.Ф. Долгосрочное прогнозирование социально-экономического развития монопрофильных городов сырьевого типа: дис. ... д-ра экон. наук. Екатеринбург, 2006.

8. Резникова Е.В. Роль малого и среднего бизнеса в социально-экономическом развитии монопрофильных муниципальных образований // Развитие монопрофильных населенных пунктов в Российской Федерации: сб. науч. тр. / отв. ред. А.В. Турков. М.: Финансовый университет, 2012.

Валерий Николаевич Павлов,

аспирант кафедры менеджмента, Поволжский институт управления им. П. А. Столыпина

РАНХиГС при Президенте РФ

АДАПТАЦИЯ РОССИЙСКОГО МАЛОГО БИЗНЕСА К ВСТУПЛЕНИЮ В ВТО

В статье рассмотрены проблемы адаптации малого бизнеса к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО), особо подчеркнута его роль для развития предпринимательства в сфере АПК. Проанализированы результаты первых лет вступления в ВТО для малых предприятий. Сделан вывод о необходимости государственной поддержки малых предприятий в сельском хозяйстве для роста эффективности их деятельности и повышения конкурентоспособности на мировых рынках.

Ключевые слова: малый бизнес, Всемирная торговая организация, сельское хозяйство, конкурентоспособность, программы поддержки МСП.

V.N. Pavlov

ADAPTATION OF SMALL BUSINESSES TO JOIN WTO

The problems of adaptation of small businesses to join the World Trade Organization (WTO) particularly stressed its role for the development of entrepreneurship in the field of agriculture. The results of the first years of WTO accession for small businesses. The conclusion about the necessity of state support of small enterprises in agriculture to increase their efficiency and competitiveness in world markets.

Keywords: small business, the World Trade Organization, agriculture, competitiveness, SME support program.

fiSp valera342013@yandex.ru

УДК 338

Современная кризисная ситуация как на макро-, так и на микроуровне развития экономики обусловливает усиление интересов к проблемам АПК России с точки зрения методологических основ его функционирования, а также в плане практического совершенствования его организационно-экономической системы. Проблемы развития российского АПК требуют комплексного, системного решения множества производственно-экономических, организационных, экологических, социальных и правовых вопросов.

Агропромышленный комплекс, являясь составной частью национальной экономики страны, подчиняется общим законам экономического развития и в то же время отличается специфическими чертами, обусловленными высокой социальной значимостью производимой продукции. По этой причине помимо общеэкономических проблем агропромышленному комплексу страны присущи особые, специфические проблемы, обусловленные несовершенством производственно-экономических отношений в агропродовольственной сфере и адаптации малого бизнеса к вступлению в ВТО.

В декабре 2011 г. Россия стала 156 страной - участницей Всемирной торговой организации (ВТО). Условия вступления России в ВТО прописаны в ряде соглашений, особое внимание уделено наиболее актуальной проблеме регулирования сельского хозяйства. Ввозные пошлины в среднем сократились с 10 до 7,8% по всем товарам, ввозимым в Россию, на сельхозпродукцию - с 13,2 до 10,8% и промышленные товары - с 9,5 до 7,3%. Примерно на треть всех ввозимых в Россию товаров пошлина была снижена сразу после вступления в ВТО, остальные тарифы на товары, которые оговорены соглашением, будут снижаться в течение трех последующих лет (самый длинный срок, 8 лет, - на куриное мясо).

Важно отметить, что Россия в рамках присоединения к ВТО взяла на себя обязательство вдвое снизить размер субсидий сельскохозяйственным предприятиям за время перехода. Однако в современных условиях сельхоздо-тация в ЕС составляет 300 евро на 1 га, а в России -всего 30 евро. Сумма, которую Россия закладывает в бюждет как помощь агропромышленному комплексу, снизится с 9 млрд долл. в 2015 г. до 4,4 млрд долл. в 2018 г. Во избежание излишней господдержки РФ до 2018 г. будет направлять на эти цели не более 30% от общей суммы субсидий. Предполагается, что некоторые продукты питания существенно подорожают, так как цена на них будет формироваться на рыночных условиях.

По соглашению с ВТО установлены тарифные квоты для говядины, свинины, мяса птицы. Для говядины импортная пошлина внутри квоты составит 15%, за рамками квоты - 55%, для свинины - 0 и 65% (с 2020 г. - 25%), для мяса птицы - 25 и 80%. Пошлины на ввоз молочных продуктов будут сокращены до 14,9% с нынешних 19,8%, злаков - до 10 с 15,1%, семян подсолнечника, масел и жиров - до 7,1 с 9%. Условия вступления в ВТО подразумевают также, что Россия снизит пошлину на импорт сахара с 243 до 223 долл. за тонну [3].

На основе анализа сложившейся ситуации можно сформулировать некоторые плюсы и минусы для развития малого сельхозбизнеса в России.

Возможные плюсы от вступления в ВТО:

• свободный выход малых и средних предприятий на мировые рынки - новые рынки сбыта;

• снятие барьеров ведения бизнеса на российском рынке в результате реализации права на защиту от несправедливой конкуренции и торговой дискриминации на мировых рынках;

• развитие конкурентной среды и снижение коррупционных рисков;

• приток иностранных инвестиций в предприятия малого и среднего бизнеса, создание дополнительных рабочих мест;

• перспективные зарубежные рынки для высокотехнологической продукции - результатов НИОКР малого инновационного бизнеса;

• доступный кредит для малых и средних предприятий в результате повышения конкуренции в банковской сфере;

• повышение международного имиджа страны и относительной безопасности ведения бизнеса.

Возможные минусы от вступления в ВТО:

• массовое банкротство и закрытие российских малых и средних предприятий в связи с либерализацией доступа зарубежных фирм на российский рынок;

• резкое снижение конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства в сфере производства и сельского хозяйства ввиду изношенности основных фондов, низкой технической оснащенности, возможного повышения издержек производства в результате нивелирования внутренних цен на энергоносители и транспортные тарифы с уровнем мировых цен;

• дефицит ресурсов, в том числе и нехватка квалифицированных кадров;

• вероятное увеличение налогового бремени, что связано с возможной отменой экспортных пошлин.

По данным общественной организации «Опора России», выявлены следующие проблемы для малого и среднего бизнеса (рис. 1).

Необходима системная работа в направлении защиты от дешевого импорта. Меры по подготовке российского малого бизнеса к растущей конкуренции на внутренних рынках и успешного выхода на международные рынки включают:

• техническое перевооружение предприятия, модернизацию производства, внедрение современных производственных технологий для повышения производительности труда;

• разработку и внедрение инноваций;

• защиту прав на объекты интеллектуальной собственности;

• внедрение системы менеджмента качества и сертификацию по международным стандартам;

• внедрение принципов МСФО и развитие финансовой прозрачности предприятий для привлечения международных инвестиций;

• повышение квалификации кадров предприятия, особенно в области внешнеэкономической деятельности;

• переход на современные информационные технологии и технологии управления с целью снижения затрат и повышения эффективности;

• участие в работе международных выставок, ярмарок для поиска партнеров;

• активное использование мер государственной поддержки малого бизнеса [2].

Трудности при привлечении финансирования (л=58)

Трудности при поиске партнера/покупателя (п=85)

Отсутствие информации о преференциях и возможностях для ВЭД в странах ЕС (п=70)

Недостаточные знания требований и регламентов в области экспорта/импорта (п=62)

Недостаточные знания делового английского и делового этикета (п=2)

45% 36% 19%

41% 45% I 14%

39% 27% 34%

шл 42%

12% 16% 71% I

■ наиболее важный Ыважный ы менее важный Рис. 1. Основные трудности российских МСП при выходе на европейские рынки [4]

Рис. 2. Расходы федерального бюджета на программу Минэконоразвития и участие регионов [1]

Программа адаптации малого бизнеса к условиям ВТО должна включать следующие меры:

- постоянную оценку последствий присоединения к ВТО для крупных, средних, малых предприятий и российского рынка труда;

- защиту интересов российских производителей в рамках мер поддержки, не запрещенных правилами ВТО (это так называемая «зеленая корзина» внутренней поддержки: субсидии на частичную компенсацию процентных ставок по кредитам, налоговые льготы, лизинговые программы с введением обязательных квот для малого и среднего бизнеса, система преференций при госзакупках, поддержка экспорта и т.д.);

- подготовку кадров, способных защищать интересы российских предпринимателей в новых условиях и активно участвовать в работе ключевых структур ВТО;

- мониторинг конъюнктуры внешних рынков посредством усиления роли:

а) российских торговых представительств в изучении недружественных действий в отношении российских компаний,

б) Минэкономразвития России, Минпромторга России, МИД России в устранении дискриминационных санкций в отношении российских производителей.

В заключение можно сделать следующие выводы.

Во-первых, на наш взгляд, членство РФ в ВТО будет оказывать негативное воздействие на малый бизнес, ориентированный на внутренний рынок - в выигрыше окажутся лишь малые предприятия-экспортеры.

Во-вторых, на переходном этапе вступления РФ в ВТО необходимо разработать программу адаптации отдельных отраслей экономики к условиям ВТО.

В-третьих, следует учесть опыт функционирования малого бизнеса и трансформации его государственного регулирования в странах, вступивших в ВТО до РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.