АДАПТАЦИЯ РЕБЁНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
© Шевенько Г.А.*
Митрофановская средняя общеобразовательная школа, Воронежская область, Кантемировский район, с. Митрофановка
Статья предназначена для работы учителей 1-х классов, педагогов-психологов и родителей. В ней говорится об адаптации и дезадаптации ребёнка к школе: уровни школьной адаптации, причины дезадаптации. Даются советы психолога родителям: «Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки».
Ключевые слова школьная адаптация, школьная дезадаптация, кризис 7 лет, советы психолога родителям.
Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается. Они разочарованы. И это естественно.
Начало школьного обучения приходится на кризис 7 лет. Родители отмечают, что не то чтобы ребенок становится непослушным, скорее, он становится непонятным и все это совпадает с началом школьного обучения [1].
Адаптация к школе - это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
Основными особенностями систематического школьного обучения являются:
Во-первых, с поступлением в школу ребёнок начинает осуществлять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность - учебную деятельность. Во-вторых, особенностью систематического школьного обучения является то, что оно требует обязательного выполнения ряда для всех одинаковых правил, которым подчинено всё поведение ученика во время его пребывания в школе.
Оценка уровней школьной адаптации состоит из следующих блоков:
1. Показатель интеллектуального развития - уровень развития высших психических функций, о способности к обучению и саморегуляции интеллектульной деятельности ребёнка.
2. Показатель эмоционального развития - отражает уровень эмоци-онльно-экспрессивного развития ребёнка, его личностный рост.
3. Показатель сформированное™ коммуникативных навыков (самооценка и уровень притязаний).
4. Уровень школьной зрелости ребёнка в дошкольный период.
* Педагог-психолог.
Исходя из этого можно выделить три уровня социально-психологической адаптации к школе [5].
1. Высокий уровень адаптации.
- первоклассник положительно относится к школе;
- предъявляемые требования воспринимаются адекватно;
- учебный материал усваивается легко;
- глубоко и полно овладевает программным материалом;
- решает усложнённые задачи;
- прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя;
- выполняет поручения без внешнего контроля;
- проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе;
- общественные поручения выполняет охотно и добросовестно;
- занимает в классе благоприятное статусное положение. Эти характеристики подходят к детям пережившим кризис 7 лет. Шестилетний первоклассник как правило не может относится к высокому уровню в силу неразвитости таких аспектов адаптации. Как готовность к школьному обучению (способность к обобщению, учебная мотивация и т.д.), несформированность личностных новообразований кризиса 7 лет (самооценка и уровень притязаний) без необходимого вмешательства педагогов и психологов.
2. Средний уровень адаптации.
- первоклассник положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний;
- понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно;
- усваивает основное содержание учебных программ;
- самостоятельно решает типовые задачи;
- сосредоточен и внимателен при выполнении заданий,
- готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда;
- общественные поручения выполняет добросовестно;
- дружит со многим одноклассниками.
3. Низкий уровень адаптации.
- первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе;
- нередки жалобы на нездоровье;
- доминирует подавленное настроение;
- наблюдаются нарушения дисциплины;
- объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно;
- самостоятельная работа с учебником затруднена;
- при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса;
- к урокам готовится не регулярно, необходим постоянный контроль со стороны учителя и родителей;
- сохраняет работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха;
- для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь учителя и родителей;
- общественные поручения выполняет под контролем без особого желания, пассивен;
- близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников [3].
Причины дезадаптации. Дезадаптация и дезадаптационные стили
Школьная дезадаптация - психогенное заболевание или псигогенное формирование личности ребёнка, которое нарушает его объективный и субъективный статус в школе и семье и затрагивает учебную и внеучебную активность ученика.
Школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребёнка к школе в форме нарушений учёбы, поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Можно выделить три дезадаптационных стиля:
1. Аккомодационный стиль отражает стремление ребёнка к полному подчинению своего поведения требованиям среды. Ученик с таким поведением соответствует типичному образу «хороший ученик», с готовностью подчиняется всем правилам и нормам школьной жизни. Положительные оценки со стороны учителя благодаря их высокому авторитету, способствуют формированию позитивной «Я-кон-цепции» детей и повышению их социметрического статуса.
2. Ассимиляционный стиль - стремление ребёнка подчинить социальную среду своим потребностям, т.е. неспособность его принятия новой социальной ситуации развития. Такие дети игнорируют новые для них школьные правила или же выполняют их только в присутствии учителя. Негативные оценки учителя в присутствии одноклассников ведут к ещё большему снижению их авторитета, тем самым, затрудняя их адаптацию.
3. Незрелый стиль, обусловлен недостаточным развитием воли. Такие дети неспособны коорденировать своё поведение в соответствие с правилами и нормами школьной жизни.
Главная причина школьной дезадаптации в младших классах, связана с характером семейного воспитания. Если ребёнок приходит в школу из семьи, где он чувствовал переживания «мы», он и в новую социальную общность - школу - входит с трудом [4].
Существуют ещё такие понятия, как «школьная фобия», «школьный невроз». Как правило школьный невроз проявляется в беспричинной агрес-
сивности, боязни ходить в школу, отказе посещать уроки и т.д. Чаще наблюдается состояние школьной тревожности, которая проявляется в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.
Другой причиной возникновения дезадаптивного поведения может быть чрезмерное переутомление и перегрузка. Само поступление в школу - переломный момент в жизни ребёнка. Успешность его обучения зависит от особенностей воспитания в семье, его уровня подготовленности к школе.
Основной причиной школьной дезадаптации являются не сами промахи в учебной деятельности или отношения ребёнка с учителем, а переживания по поводу этих промахов и отношений.
Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый ребёнок:
- режимные трудности (низкий уровень регуляции поведения);
- коммуникативные трудности (малый опыт общения, новое место и т.д.);
- проблемы взаимоотношений с учителями;
- проблемы, связанные с изменением семейной обстановки.
Несколько советов психолога «Как прожить хотя бы один день без нер-
вотрёпки».
- Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос.
- Не торопитесь. Умение рассчитать время - Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.
- Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.
- Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит - не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.
- Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.
- После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.
- Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий -10 минут перерыв.
- Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь - наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.
- В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то...».
- Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку.
- Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педтактики решайте без него.
- Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления [5].
Т.о. школьная адаптация - процесс перестройки познавательной, моти-вационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому, организованному школьному обучению. Успешность такого обучения, с психологической точки зрения, зависит от уровня развития интеллектуальных функций, эмоционально-волевой сферы, сформированности коммуникативных навыков и т.д. Незрелость какой-либо из указанных сфер является одной из причин, которая может привести к той или иной форме дезадаптации.
Они могут проявляться в виде:
- несформированности элементов учебной деятельности;
- несформированности мотивации учения;
- неспособности произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности;
- неумения приспособиться к темпу школьной жизни.
Поэтому:
- Помогать преодолевать детям адаптационный период.
- Оказывать детям поддержку.
- Обеспечить ребёнку достойные условия проживания и обучения.
Список литературы:
1. Корнеева Е.Н. Ох уж эти первоклашки!.. - Ярославль: «Академия развития», 2000.
2. Баркан А. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребёнка. - М.: «Аст-Пресс», 2000.
3. Алоева М.А. Лучшие родительские собрания в начальной школе. -Ростов-н/Д.: Феникс, 2007.
4. Зайцева В. 7 лет - не только начало школьной жизни. - М.: «Первое сентября», 2008.
5. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2008.