Научная статья на тему 'Адаптация ребёнка к обучению в школе'

Адаптация ребёнка к обучению в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1275
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / КРИЗИС 7 ЛЕТ / СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевенько Г. А.

Статья предназначена для работы учителей 1-х классов, педагогов-психологов и родителей. В ней говорится об адаптации и дезадаптации ребёнка к школе: уровни школьной адаптации, причины дезадаптации. Даются советы психолога родителям: «Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация ребёнка к обучению в школе»

АДАПТАЦИЯ РЕБЁНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

© Шевенько Г.А.*

Митрофановская средняя общеобразовательная школа, Воронежская область, Кантемировский район, с. Митрофановка

Статья предназначена для работы учителей 1-х классов, педагогов-психологов и родителей. В ней говорится об адаптации и дезадаптации ребёнка к школе: уровни школьной адаптации, причины дезадаптации. Даются советы психолога родителям: «Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки».

Ключевые слова школьная адаптация, школьная дезадаптация, кризис 7 лет, советы психолога родителям.

Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается. Они разочарованы. И это естественно.

Начало школьного обучения приходится на кризис 7 лет. Родители отмечают, что не то чтобы ребенок становится непослушным, скорее, он становится непонятным и все это совпадает с началом школьного обучения [1].

Адаптация к школе - это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.

Основными особенностями систематического школьного обучения являются:

Во-первых, с поступлением в школу ребёнок начинает осуществлять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность - учебную деятельность. Во-вторых, особенностью систематического школьного обучения является то, что оно требует обязательного выполнения ряда для всех одинаковых правил, которым подчинено всё поведение ученика во время его пребывания в школе.

Оценка уровней школьной адаптации состоит из следующих блоков:

1. Показатель интеллектуального развития - уровень развития высших психических функций, о способности к обучению и саморегуляции интеллектульной деятельности ребёнка.

2. Показатель эмоционального развития - отражает уровень эмоци-онльно-экспрессивного развития ребёнка, его личностный рост.

3. Показатель сформированное™ коммуникативных навыков (самооценка и уровень притязаний).

4. Уровень школьной зрелости ребёнка в дошкольный период.

* Педагог-психолог.

Исходя из этого можно выделить три уровня социально-психологической адаптации к школе [5].

1. Высокий уровень адаптации.

- первоклассник положительно относится к школе;

- предъявляемые требования воспринимаются адекватно;

- учебный материал усваивается легко;

- глубоко и полно овладевает программным материалом;

- решает усложнённые задачи;

- прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя;

- выполняет поручения без внешнего контроля;

- проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе;

- общественные поручения выполняет охотно и добросовестно;

- занимает в классе благоприятное статусное положение. Эти характеристики подходят к детям пережившим кризис 7 лет. Шестилетний первоклассник как правило не может относится к высокому уровню в силу неразвитости таких аспектов адаптации. Как готовность к школьному обучению (способность к обобщению, учебная мотивация и т.д.), несформированность личностных новообразований кризиса 7 лет (самооценка и уровень притязаний) без необходимого вмешательства педагогов и психологов.

2. Средний уровень адаптации.

- первоклассник положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний;

- понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно;

- усваивает основное содержание учебных программ;

- самостоятельно решает типовые задачи;

- сосредоточен и внимателен при выполнении заданий,

- готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда;

- общественные поручения выполняет добросовестно;

- дружит со многим одноклассниками.

3. Низкий уровень адаптации.

- первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе;

- нередки жалобы на нездоровье;

- доминирует подавленное настроение;

- наблюдаются нарушения дисциплины;

- объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно;

- самостоятельная работа с учебником затруднена;

- при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса;

- к урокам готовится не регулярно, необходим постоянный контроль со стороны учителя и родителей;

- сохраняет работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха;

- для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь учителя и родителей;

- общественные поручения выполняет под контролем без особого желания, пассивен;

- близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников [3].

Причины дезадаптации. Дезадаптация и дезадаптационные стили

Школьная дезадаптация - психогенное заболевание или псигогенное формирование личности ребёнка, которое нарушает его объективный и субъективный статус в школе и семье и затрагивает учебную и внеучебную активность ученика.

Школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребёнка к школе в форме нарушений учёбы, поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Можно выделить три дезадаптационных стиля:

1. Аккомодационный стиль отражает стремление ребёнка к полному подчинению своего поведения требованиям среды. Ученик с таким поведением соответствует типичному образу «хороший ученик», с готовностью подчиняется всем правилам и нормам школьной жизни. Положительные оценки со стороны учителя благодаря их высокому авторитету, способствуют формированию позитивной «Я-кон-цепции» детей и повышению их социметрического статуса.

2. Ассимиляционный стиль - стремление ребёнка подчинить социальную среду своим потребностям, т.е. неспособность его принятия новой социальной ситуации развития. Такие дети игнорируют новые для них школьные правила или же выполняют их только в присутствии учителя. Негативные оценки учителя в присутствии одноклассников ведут к ещё большему снижению их авторитета, тем самым, затрудняя их адаптацию.

3. Незрелый стиль, обусловлен недостаточным развитием воли. Такие дети неспособны коорденировать своё поведение в соответствие с правилами и нормами школьной жизни.

Главная причина школьной дезадаптации в младших классах, связана с характером семейного воспитания. Если ребёнок приходит в школу из семьи, где он чувствовал переживания «мы», он и в новую социальную общность - школу - входит с трудом [4].

Существуют ещё такие понятия, как «школьная фобия», «школьный невроз». Как правило школьный невроз проявляется в беспричинной агрес-

сивности, боязни ходить в школу, отказе посещать уроки и т.д. Чаще наблюдается состояние школьной тревожности, которая проявляется в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

Другой причиной возникновения дезадаптивного поведения может быть чрезмерное переутомление и перегрузка. Само поступление в школу - переломный момент в жизни ребёнка. Успешность его обучения зависит от особенностей воспитания в семье, его уровня подготовленности к школе.

Основной причиной школьной дезадаптации являются не сами промахи в учебной деятельности или отношения ребёнка с учителем, а переживания по поводу этих промахов и отношений.

Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый ребёнок:

- режимные трудности (низкий уровень регуляции поведения);

- коммуникативные трудности (малый опыт общения, новое место и т.д.);

- проблемы взаимоотношений с учителями;

- проблемы, связанные с изменением семейной обстановки.

Несколько советов психолога «Как прожить хотя бы один день без нер-

вотрёпки».

- Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос.

- Не торопитесь. Умение рассчитать время - Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.

- Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.

- Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит - не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.

- Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.

- После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.

- Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий -10 минут перерыв.

- Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь - наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.

- В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то...».

- Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку.

- Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педтактики решайте без него.

- Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления [5].

Т.о. школьная адаптация - процесс перестройки познавательной, моти-вационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому, организованному школьному обучению. Успешность такого обучения, с психологической точки зрения, зависит от уровня развития интеллектуальных функций, эмоционально-волевой сферы, сформированности коммуникативных навыков и т.д. Незрелость какой-либо из указанных сфер является одной из причин, которая может привести к той или иной форме дезадаптации.

Они могут проявляться в виде:

- несформированности элементов учебной деятельности;

- несформированности мотивации учения;

- неспособности произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности;

- неумения приспособиться к темпу школьной жизни.

Поэтому:

- Помогать преодолевать детям адаптационный период.

- Оказывать детям поддержку.

- Обеспечить ребёнку достойные условия проживания и обучения.

Список литературы:

1. Корнеева Е.Н. Ох уж эти первоклашки!.. - Ярославль: «Академия развития», 2000.

2. Баркан А. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребёнка. - М.: «Аст-Пресс», 2000.

3. Алоева М.А. Лучшие родительские собрания в начальной школе. -Ростов-н/Д.: Феникс, 2007.

4. Зайцева В. 7 лет - не только начало школьной жизни. - М.: «Первое сентября», 2008.

5. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.