УДК 371.3
Волкова Любовь Альбертовна
Костромской областной институт развития образования
АДАПТАЦИЯ РЕБЁНКА К ИЗМЕНЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ КАК ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В статье рассматриваются вопросы организационного и содержательного обеспечения адаптации ребенка при переходе с одной ступени образования на другую с максимально эффективным использованием имеющихся ресурсов.
Ключевые слова: образовательная ситуация, адаптация, ступени образования, преемственность.
Развитие педагогической теории и практики привело к четкой фиксации и нормативному оформлению ступеней (этапов) образования (дошкольное, начальное, основное, среднее и т.д.), что породило проблему перехода ребенка из одних условий функционирования, из одной образовательной реальности в другую. Сталкиваясь со сложностями адаптации, многие дети испытывают дискомфорт, ослабевает их мотивация к обучению, ухудшается успеваемость и другое.
Решая задачи педагогического обеспечения перехода ребенка с одной ступени образования на другую в разные периоды, были концептуально разработаны и внедрены в массовую практику такие программы как «профильное обучение», «допрофессиональная подготовка», «пред-школьное образование». В муниципальных образовательных системах развертывание названных программ вызвало содержательные и организационные трудности, так как потребовало в каждом случае особой схемы управления значительным количеством ресурсов.
Однако во многих российских регионах муниципалитеты не обладают дополнительными возможностями для решения отдельных задач, более того благодаря управленческой практике, термин «оптимизация» воспринимается зачастую как сокращение бюджетных расходов на образование. Отсюда возникает необходимость организационно и содержательно обеспечить адаптацию ребенка при переходе с одной ступени образования на другую с максимально эффективным использованием имеющихся ресурсов.
В то же время, для разработки такого рода схем управления ресурсами, имеется ряд теоретических предпосылок, созданных отечественными исследованиями: управление ресурсами при решении проблем непрерывного образования (Г.В. Мухаметзянова, А.М. Новиков); развитие
систем образования и их структур (В.П. Беспалько, В.С. Лазарев, И.П. Подласый, В.А. Сластенин); вопросы педагогического обеспечения в исследованиях А.В. Волохова, М.И. Рожкова, А.И. Ти-монина, Н.М. Филипповой, других.
Актуальность изучения организационно-педагогического обеспечения адаптации ребёнка к изменению образовательной ситуации детерминирована и наличием передового опыта интеграции образовательных учреждений в рамках отдельной территории (муниципального района, городского округа), а также возможностями для реализации той или иной образовательной программы, призванной обеспечить наиболее безболезненный переход ребенка на следующую ступень образования (Мордовская республика, Московская, Омская, Ульяновская, Ярославская области и ряд других регионов).
Тем не менее, имеющийся в практике опыт муниципалитетов обобщен и изучен в рамках отдельных образовательных программ, рассмотрению же их как разновидностей более крупного явления - обеспечения адаптации ребенка к изменению образовательной ситуации, уделяется недостаточно внимания.
В настоящее время признанной тенденцией является гуманизация отечественного образования, которая предусматривает обращение к индивидуальным обстоятельствам развития ребенка и педагога. Именно поэтому в научной педагогической литературе широкое отражение нашло понятия «учебная ситуация», «педагогическая ситуация», «образовательная ситуация». Руководствуясь основными идеями, сформулированными в работах В.П. Беспалько, С.М. Годника, С.Ю. Головина, В.В. Давыдова, В.Н. Князевой, Е.Ю. Коржовой, Ю.Н. Кулюткина, А.В. Мудрика, М.И. Рожкова, В.В. Серикова, Л.Ф. Спирина, М.А. Степинского, М.Л. Фрумкина, Д.И. Фельдштейна Г. А. Цукерман, Д.Б. Эльконина, измене-
20
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
© Волкова Л.А., 2010
ние образовательной ситуации ребенка представляется возможным позиционировать как совокупность условий и обстоятельств, в которые попадает ребенок при переходе от одной ступени образования к другой. Исходя из избранного подхода, изменением образовательной ситуации ребенка называются типичные (проявляющиеся в массовом порядке) обстоятельства, которые связаны со значительными для детей изменениями - переходными периодами между относительно стабильными ступенями образования (дошкольное, общее, профессиональное). Изменение образовательной ситуации фактически означает разрыв между двумя порядками вещей «прошлого» и «будущего». Разными детьми (ввиду разных личностных характеристик и способностей к преодолению возникающих трудностей) изменение ситуации образования на переходах от одной ступени образования к другой воспринимаются как ситуации различного уровня сложности при одинаковых внешних образовательных ситуативных характеристиках. В создавшихся условиях необходима адаптация ребёнка к изменению образовательной ситуации.
Основываясь на исследованиях Я.А. Амвро-сьева, Д.А. Голодка, И.А. Гусевой, А.Ф. Дранич-никова, Т.Е. Коровкиной, Г.П. Кузиной, Н.К. Ма-яцкой, Т. А. Мерцаловой, И. В. Протасовой, А.И. Тимонина, В.В. Федорова, С.В. Филимонова, Н.М. Филипповой, Н.Ю. Шепелевой, Г.П. Ше-реметовой, предложивших модели «педагогического обеспечения», «социально-педагогического обеспечения», опираясь на подходы М.В. Воропаева, И.А. Колесниковой, В.В. Краевского, А.А. Остапенко, В.В. Серикова в трактовке педагогической реальности, исходя из понимания А.А. Поповым человеческого потенциала (как способности человека выстраивать рефлексивное отношение к собственным наличным качествам и ресурсам, формировать проект своего настоящего и будущего), представляется возможным определить организационно-педагогическое обеспечение адаптации ребенка к изменению образовательной ситуации как комплекс мер по использованию возможностей педагогической реальности для наиболее безболезненного перехода ребенка к субъективно новым для него обстоятельствам образования (в связи с переходом на новую ступень обучения).
Осмысление основных нормативно-правовых документов, регламентирующих современное
отечественное образование, дает право рассматривать организационно-педагогическое обеспечение адаптации ребенка к изменению образовательной ситуации в рамках осуществления образовательных программ предшкольного образования, профильного обучения и совокупности мероприятий, обеспечивающих преемственность между начальной и основной ступенями школьного образования.
Обобщение сложившихся образовательных практик приводит к определению совокупности функций организационно-педагогического обеспечения адаптации ребёнка к изменению образовательной ситуации. Анализ передового отечественного опыта, результатов опытно-экспериментальной работы позволяют утверждать, что содержание организационно-педагогического обеспечения включает такую функцию как развитие возможностей детей, родителей, педагогов. Следуя логике, предложенной А.А. Поповым и И.Д. Проскуровской, к развивающимся возможностям участников образовательного процесса, изменяющейся образовательной ситуации, относятся: рефлексия и понимание, техники действий и коммуникаций, возможности интерпретации и мышления, способности к самоопределению, целеполаганию, организации, самоорганизации. Развитие возможностей детей призвано обеспечить успешность в освоении образовательной программы следующей ступени, а родители и педагоги призваны содействовать этому. Следует отметить в качестве функции организационно-педагогического обеспечения усиление образовательного потенциала семьи. Как показало исследование, участие родителей в процессе обеспечения адаптации их ребёнка к изменению образовательной ситуации характеризуется недостатком житейского и педагогического опыта, стремлением минимизировать затраты собственных ресурсов, использовать наиболее простые, малозатратные способы участия, пренебрегая интересами ребенка. Важной функцией организационно-педагогического обеспечения является замещение ресурсов одного социального института ресурсами другого института. Изучение массового опыта и результаты опытно-экспериментальной работы обнаружили недостаточность внутренних возможностей отдельных муниципальных образовательных учреждений для обеспечения адаптации ребёнка к изменению образовательной ситуации, либо фик-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
21
сировались проблемы с доступностью образовательных программ и возможностей их изучения для детей. В названных обстоятельствах, недостающие ресурсы замещаются ресурсами другого социального института (семьи), либо потенциалом иных образовательных учреждений. Организационно-педагогическое обеспечение адаптации ребёнка к изменению образовательной ситуации предусматривает в условиях муниципального образования (городского округа, муниципального района) объединение ресурсов образовательных учреждений и концентрацию их для решения приоритетных задач. Основанием для объединения и концентрации ресурсов становится партнёрство образовательных учреждений, поддержанное муниципальными органами власти.
Обобщая основные итоги исследования, можно констатировать, что результаты теоретической и опытно-экспериментальной работы подтверждают правомерность первоначально
выдвинутой гипотезы и позволяют сделать следующие выводы:
1. Сущность организационно-педагогического обеспечения адаптации ребенка к изменению образовательной ситуации состоит в использовании возможностей педагогической реальности для наиболее «безболезненного» перехода ребенка к субъективно новым для него обстоятельствам образования (в связи с переходом на новую ступень обучения).
2. Функциями организационно-педагогического обеспечения адаптации ребёнка к изменению образовательной ситуации являются: развитие возможностей детей, родителей, педагогов; замещение ресурсов одного социального института ресурсами другого института; усиление образовательного потенциала семьи, детских коллективов, профессиональных сообществ; концентрация ресурсов для решения приоритетных задач; интеграция возможностей образовательных учреждений.
УДК 373.41
Зенцова Инна Михайловна
Соликамский государственный педагогический институт
ПРИМЕНЕНИЕ ФАСЕТНОГО МЕТОДА К ПОСТРОЕНИЮ КЛАССИФИКАЦИИ КУРСОВ ПО ВЫБОРУ (на примере дисциплины физика)
В статье приведена классификация курсов по выбору, выполненная фасетным способом. Данный метод построения классификации позволяет предложить большое разнообразие видов курсов по выбору. Статья будет полезна практикующим и будущим учителям в разработке курса предпрофильной подготовки для учащихся девятых классов общеобразовательной школы.
Ключевые слова: курс по выбору, предпрофильная подготовка учащихся, фасетный метод.
В современных условиях профильного образования важное значение имеет предпрофильная подготовка, которая направлена на самоопределение учащихся в отношении выбора профиля обучения. Рассмотрим классификации курсов по выбору и элективных курсов в условиях профильного обучения.
В «Рекомендациях об организации предпро-фильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003/2004 учебный год» и в «Рекомендациях директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием для использования в экс-
перименте по предпрофильной подготовке (2003/2004 уч. год) указано на два основных вида курсов по выбору: предметно-ориентированные (пробные) и межпредметные (ориентационные) [3, с. 175, 193-194]. В направлении, предлагаемом представленными документами, проводятся исследования, которые направлены на увеличение числа оснований для классификации и количества курсов по выбору в рамках той или иной классификации.
Классификации курсов по выбору представлены в работах Р.Я. Симонян [9, с. 135-137] (по физике), Л.Л. Куулар [6, с. 68] (по химии), ГА. Ворониной [2, с. 13] (по биологии и экологии), О.Е. Аверчинковой [1, с. 12] (по биологии).
22
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
© Зенцова И.М., 2010