Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ ПРИЕЗЖИХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ'

АДАПТАЦИЯ ПРИЕЗЖИХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
147
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранные студенты / иногородние студенты / социокультурная адаптация / российские вузы / академическая мобильность студентов / foreign students / students from other cities / sociocultural adaptation / Russian universities / academic mobility of students

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кадырова Эльвира Исмагиловна

В статье рассматривается процесс социокультурной адаптации иностранных и иногородних студентов, ее роль в процессе обучения в российских вузах. Сформулированы основные критерии социокультурной адаптации. Изложены теоретико-методологические подходы к изучению адаптации студентов, раскрывающие данный аспект. Рассмотрены результаты исследований авторов по изучению адаптации иностранных студентов в российских вузах, реализуемые практики и статистические данные. Сформулированы основные выводы, касающиеся процесса адаптации и организационной среды вуза, в которой происходит данный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кадырова Эльвира Исмагиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF VISITING STUDENTS IN RUSSIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article discusses the process of socio-cultural adaptation of foreign and non-resident students, its role in the learning process in Russian universities. The main criteria of socio-cultural adaptation are formulated. Theoretical and methodological approaches to the study of students' adaptation, revealing this aspect, are outlined. The results of the authors' research on the study of the adaptation of foreign students in Russian universities, implemented practices and statistical data are considered. The main conclusions concerning the process of adaptation and the organizational environment of the university in which this process takes place are formulated

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ ПРИЕЗЖИХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ»

Кадырова Э.И.

АДАПТАЦИЯ ПРИЕЗЖИХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ

РО!: 10.26907/2079-5912.2023.1.36-40

Аннотация. В статье рассматривается процесс социокультурной адаптации иностранных и иногородних студентов, ее роль в процессе обучения в российских вузах. Сформулированы основные критерии социокультурной адаптации. Изложены теоретико-методологические подходы к изучению адаптации студентов, раскрывающие данный аспект. Рассмотрены результаты исследований авторов по изучению адаптации иностранных студентов в российских вузах, реализуемые практики и статистические данные. Сформулированы основные выводы, касающиеся процесса адаптации и организационной среды вуза, в которой происходит данный процесс.

Ключевые слова: иностранные студенты, иногородние студенты, социокультурная адаптация, российские вузы, академическая мобильность студентов.

Динамика последних нескольких лет демонстрирует интенсивность академической мобильности студентов в российские высшие учебные учреждения. Это является следствием как проводимой политики в рамках научно-образовательного направления, так и заинтересованностью самих студентов в получении образования в российских вузах.

Стоит отметить, что увеличился как поток иностранных студентов, так и внутренняя академическая миграция студентов среди регионов и городов России. Вузы также заинтересованы в привлечении иногородних, а что еще более важно - иностранных студентов, так как одним из главных показателей оценки эффективности деятельности вузов в последние годы является количество иностранных обучающихся.

Так, по данным Министерства образования и науки Российской Федерации в 2022 году количество иностранных студентов, обучающихся в российских вузах увеличилось на 8,4% по сравнению 2021 годом и составило 351 448 человек [1].

Интернализация студенческого сообщества является одним из показателей, который учитывается в рейтинге лучших университетов в мире, составляемом британской компанией Quаcquаrelli Symonds ^3).

Представленные количественные показатели актуализируют для вузов и их организационных систем проблему адаптации иногородних и иностранных студентов как вну-

три вуза, так и за его пределами - в регионе, городе и в целом в социокультурном пространстве. Важно не только привлечь и организовать процесс обучения иностранных и иногородних студентов, а также выстроить эффективный процесс адаптации, который в свою очередь оказывает влияние на полученное в итоге образование и репутацию того или иного российского вуза.

Адаптация в свою очередь - это сложный, многоуровневый процесс, длящейся на протяжении всех лет обучения. Как известно, только на третьем курсе у студента формируются важные навыки самоконтроля, организованности и ответственности [2]. Существуют активная и пассивная социальные адаптации [3]. Успешной социальная адаптация является в том случае, когда сочетаются адекватный статус студента в вузовской среде и его собственная удовлетворенность вузовской средой. Неуспешная адаптация характеризуется сдвигом интересов студентам в другую среду или девиантное поведение. Например, неуспеваемость студента и его последующее отчисление [4].

Кроме того, изучение студенческой молодежи в целом представляет особый интерес. В том числе и потому, что студенты являются особой социальной группой молодежи, которой характерны собственные специфические условия жизни и социальное поведение. Так, на студентов влияют в той или иной степени различные факторы, в том числе, «неравные возможности и положение студентов, острая дифференциация социально-экономических условий

жизни и учебы, что может привести к формированию деви-антного поведения» [5].

Исследование адаптации студентов в российских вузах широко раскрыто в работах отечественных социологов и является весьма актуальным. С точки зрения актуальности для нашей работы интересными являются следующие исследовательские работы:

Социологическое исследование лаборатории социологических исследований Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета, проведенное в 2015 году [6].

Исследование, проведенное в качественной стратегии, среди иностранных студентов КФУ позволило сформулировать следующие выводы: необходимо выделять группы иностранных студентов, так как проблемы адаптации внутри этих групп различны, основной проблемой, объединяющей все группы иностранных студентов, является - уровень знания русского языка.

Т.К. Фомина в работе «Иностранные студенты в медицинском вузе России: интериоризация профессиональных ценностей» подчеркивает, что процесс адаптации длится в течение всего периода обучения студента, а на эффективность этого процесса влияют агенты социализации, тип личности студента, этносоциальная комплементарность российской социальной среды [7].

Н.Г. Маркова, исследуя формирование культуры межнациональных отношений студентов, формулирует принципы данного процесса: принцип политолерантности, принцип инкультурации, принцип аккультурации [8].

В.Н. Аргунова и Т. Лондаджим, исследуя барьеры социокультурной адаптации иностранных студентов подчеркивают, что адаптация для них является важным условием, которая влияет на успешность из обучения. Препятствиями же являются языковой барьер и национально-культурные различия [9].

Нижегородский социолог И.А. Савченко анализируя интеграцию индийцев, китайцев и африканцев, делает вывод, что межнациональные отношения в процессе адаптации иностранных студентов оказывают важное значение [10].

Галимова Ф.Т. в своем социологическом исследовании, посвященном социокультурной адаптации иностранных студентов Казанского Федерального университета, взяв за основу научную концепцию социолога Дж. Берри «Стресс аккультурации» выделяет группы иностранных студентов в зависимости от того, какой стратегии адаптации они следуют. Таким образом, автор выделила: иностранных студентов дальнего зарубежья, следующих стратегии интеграции; иностранных студентов ближнего зарубежья, следующих стратегии ассимиляции; иностранных студентов дальнего зарубежья, следующих стратегии сепарации и иностранных студентов, следующих стратегии маргинализации [11].

Концепция «стресса аккультурации» была использована при изучении иностранных студентов вузов г. Саратова [12]. Было установлено, что стратегии «интеграция» и «сепарация» связаны с желанием сохранить собственную культурную идентичность, а также с принятием других; стратегия «маргинализация» рассматривается как переходная; стратегия «ассимиляция» связана с высоким уровнем конформности и переживаемой ностальгией.

Исследования социокультурной адаптации иностранных студентов в российских вузах носят по большей части локальный характер, описывая опыт, выявляя особенности адаптации групп студентов в конкретном вузе.

Исследование В. Н. Петрова, В. Н. Ракачева, Я. В. Ра-качевой и А. В. Ващенко посвящено изучению адаптации иностранных студентов г. Краснодар. Исследователи указывают на языковые, бытовые сложности, а также трудности взаимодействия с местными жителями, которые расценивают студентов как «чужих» [13].

Интерес представляет исследование, проведенное Н.В. Сомовой среди студентов Российского государственного гидрометеорологического университета. Были выявлены различия в адаптации разных групп студентов, определяемыми национально-культурными особенностями. [14]. Исследователи отмечают необходимость при построении учебного процесса использовать индивидуальный подход к каждому конкретному студенту.

Обобщив исследования российских авторов, можно отметить, что особенности социокультурной адаптации иностранных студентов во многом определяется местом, откуда приезжают обучающиеся. Обычно исследователи выделяют группы иностранных студентов: обучающиеся из ближнего зарубежья и студенты из дальнего зарубежья. Касаемо иногородних студентов вопрос изучен довольно поверхностно, не выявлено типологий и групп, которые могли бы характеризоваться едиными особенностями, важными для выстраивания в вузе процесса адаптации.

Анализируя работы, посвященные социокультурной адаптации иностранных студентов, становится очевидным, что не менее важным является определить стратегии «вписывания» иностранных студентов в новую для них социокультурную среду, установить, что именно в большей степени влияет на этот процесс - выстроенная и функционирующая организационная среда вуза или неформальные практики, позволяющие выстроить собственные траектории поведения.

Говоря о «приезжающих» в российский вуз студентах, мы имеем ввиду и иностранных и иногородних студентов в контексте чуждости для них имеющейся вузовской и городской среды. Можно говорить, как о близости таких групп студентов, так и о различии. Главными объединяющими признаками безусловно выступают как сам факт при-

езда в новую социокультурную среду, так и необходимое «встраивание» в нее. Однако сам процесс адаптации для этих групп студентов различается, так, иностранным студентам, очевидно, необходимо прилагать намного больше усилий в части изучения русского языка, на котором зачастую осуществляется обучение и который является основополагающим в процессе адаптации. Кроме того, для иногородних студентов различия в повседневных практиках будут не настолько радикальными, как для иностранных студентов, которым часто приходится менять свой образ жизни, ввиду имеющихся социокультурных особенностей.

В основе нашей работы изучение социокультурно адаптации иностранных и иногородних студентов Казанского федерального университета. Данный вуз выбран для изучения не случайно. КФУ входил во всероссийский проект «5-100», где важным показателем эффективной деятельности являлось количество иностранных студентов, обучающихся в вузе, а по итогам приема в 2019 году вуз занял первое место по числу обучающихся из-за рубежа среди всех вузов России. Кроме того, являясь федеральным вузом, находящимся в столице Республики Татарстан КФУ каждый год, привлекает большое количество иногородних студентов, в том числе молодежь из самой республики, а также студентов со всех уголков России.

На наш взгляд, процесс адаптации в большой степени зависит от организационной структуры вуза. Так, в КФУ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

можно выделить четыре уровня структуры организации процесса социокультурной адаптации приезжих студентов: отдел адаптации иностранцев, входящий в Департамент внешних связей КФУ, который реализует программы, мероприятия по поддержке иностранных обучающихся, занимается как оформлением документов, так и адресной поддержкой студентов; работа в рамках институтов, входящих в вуз, которая включает образовательную и социально-воспитательную деятельность, каждое подразделение осуществляет работу самостоятельно, исходя из своей специфики; кураторы академических групп, работа ими ведется индивидуально, отсутствуют какое-то нормативные документы по работе с иностранными студентами, студенческие группы могут быть смешанными либо полностью состоящими из иностранных студентов; уровень общежития - осуществляется социально-бытовая адаптация и социально-воспитательная работа.

Таким образом, эффективная социокультурная адаптация иностранных и иногородних студентов зависит не только от близости культурной среды, знания русского языка, но и особенностями организационной структуры вуза и решением этого вопроса на административном уровне, а также сложившимися практиками неформальной поддержки и помощи среди обучающихся, объективными и субъективными характеристиками самого студента.

1. Число иностранных студентов в России в 2022 году выросло на 8,4% [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ obschestvo/16453991 (дата обращения: 27.12.2022).

2. Кузьмишкин А. А., Кузьмишкина Н. А., Забиров А. И., Гарькин И. Н. Адаптации студентов первого курса в вузе // Молодой ученый. - 2014. - № 3. - С. 933-935

3. Петров В. Н., Ракачев В. Н., Ракачева Я. В., Ващенко А. В. Особенности адаптации иностранных студентов // Социологические исследования. 2009. №2. C. 117-121.

4. Калугина Татьяна Алексеевна. Социальная адаптация иногородних студентов к вузовской среде // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.nj/artide/n/sotsialnaya-adaptatsiya-inogorodnih-studentov-k-vuzovskoy-srede (дата обращения: 27.12.2022).

5. Ефлова М.Ю., Фурсова В.В., Маслова Л.П. Девиации в студенческой среде в условиях информационного общества // Сборник статей международного социологического конгресс Тюркского мира. 2020 С. 355-365. [Электронный ресурс]. URL: https://kpfu.ru/staff_files/F1025494318/Eflova_statya_kongress.pdf (дата обращения: 27.12.2022).

6. Ишкинеева Ф.Ф., Озерова К.А., Кавеева А.Д., Ахметова С.А., Фурсова В.В. Интернациональный характер современного образования: адаптация иностранных студентов в российском вузе // Вестник Института социологии. - 2017. - № 20. -С.48 - 51.

7. Иностранные студенты в медицинском вузе России: интериоризация профессиональных ценностей. [Электронный ресурс]. URL:https://new-disser.ru/_avtoreferats/01002638485.pdf

8. Маркова Н.Г. Формирование культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве ВУЗА. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. -Казань: 2010. [Электронный ресурс] - URL: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00089802_2.html (дата обращения: 27.12.2022).

9. Аргунова В. Н., Лондаджим Т. Барьеры социокультурной адаптации иностранных студентов, обучающихся в российских вузах //Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2008. - №4. -С. 7-12.

10. Савченко И.А. Иностранный студент в России: условия и барьеры интеграции // Вестник ОГУ. - 2010. - №4 (110). Апрель. - С. 25-31.

11. Стратегии социокультурной адаптации иностранных студентов (на примере Казанского федерального университета) [Электронный ресурс] URL:https://kpfu.ru/student_diplom/10.160.178.20_QFDNQEM8SCMFYG7NBSADBL7JGM9L56YUGIN 6FBBFQ67NFWJMDR_Galimova_md.pdf (дата обращения: 27.12.2022).

12. Рягузова Е.В. Адаптационный сценарий иностранных студентов, обучающихся в России // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2018. - Т. 18, вып. 1. - C.63-73.

13. Репьёва Н. Г. Проблема адаптации студентов первого курса к обучению в вузе. URL:http://elib.altstu.ru/elib/disser/ conferenc/2010/02/pdf/275repyeva.pdf (дата обращения: 27.12.2022).

14. Сомова Н.В. Анализ особенностей социокультурной адаптации иностранных студентов на этапе предвузовской подготовки // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 1. - С. 235 - 238.

Информация об авторе

Кадырова Эльвира Исмагиловна, соискатель, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, кафедра общей и этнической социологии.

E-mail: Elvira-kadyrova@bk.ru

Kadyrova E.I.

ADAPTATION OF VISITING STUDENTS IN RUSSIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Abstract. The article discusses the process of socio-cultural adaptation of foreign and non-resident students, its role in the learning process in Russian universities. The main criteria of socio-cultural adaptation are formulated. Theoretical and methodological approaches to the study of students' adaptation, revealing this aspect, are outlined. The results of the authors' research on the study of the adaptation of foreign students in Russian universities, implemented practices and statistical data are considered. The main conclusions concerning the process of adaptation and the organizational environment of the university in which this process takes place are formulated.

Keywords: foreign students, students from other cities, sociocultural adaptation, Russian universities, academic mobility of students

Literature

1. Argunova V. N., Londajim T. Barriers of socio-cultural adaptation of foreign students studying in Russian universities // Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N. I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. - 2008. - No. 4. - Pp. 7-12

2. Eflova M.Yu., Fursova V.V., Maslova L.P. Deviations in the student environment in the conditions of the information society // Collection of articles of the International Sociological Congress of the Turkic world. 2020 pp. 355-365. [Electronic resource]. URL: https://kpfu.ru/staff_files/F1025494318/Eflova_statya_kongress.pdf (accessed: 27.12.2022)

3. Foreign students in a medical university in Russia: internalization of professional values. [Electronic resource]. URL: https:// new-disser.ru/_avtoreferats/01002638485.pdf (accessed:27.12.2022).

4. Ishkineva F.F., Ozerova K.A., Kaveeva A.D., Akhmetova S.A., Fursova V.V. The international character of modern education: adaptation of foreign students in a Russian university // Bulletin of the Institute of Sociology. 2017. No. 20. P. 48-51.

5. Kalugina Tatyana Alekseevna Social adaptation of nonresident students to the university environment // Izv. Sarat. University Nov. ser. Ser. Sociology. Political science. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-inogorodnih-studentov-k-vuzovskoy-srede (accessed:27.12.2022).

6. Kuzmishkin A. A., Kuzmishkina N. A., Zabirov A. I., Garkin I. N. Adaptation of first-year students at the university // Young scientist. 2014. No. 3. P. 933-935.

7. Markova N.G. Formation of the culture of interethnic relations of students in the multicultural educational space of the university. Abstract of the dissertation for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences. - Kazan: 2010. [Electronic resource] -URL: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00089802_2.html (accessed: 27.12.2022).

8. Petrov V. N., Rakachev V. N., Rakacheva Ya. V., Vashchenko A. V. Features of adaptation of foreign students // Sociological research. 2009. No. 2. C. 117-121.

9. Repyova N. G. The problem of adaptation of first-year students to study at a university. URL: http://elib.altstu.ru/elib/disser/ conferenc/2010/02/pdf/275repyeva.pdf (accessed: 27.12.2022).

10. Ryaguzova E.V. Adaptation scenario for foreign students studying in Russia // Izv. Sarat. university New ser. Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2018. Vol. 18, no. 1. C. 63-73.

11. Savchenko I.A. Foreign student in Russia: conditions and barriers to integration // Bulletin of OSU. - 2010. - No. 4 (110). April. - S. 25-31.

12. Somova N.V. Analysis of the features of socio-cultural adaptation of foreign students at the stage of pre-university training // Theory and practice of social development. 2014. No. 1. S. 235 - 238.

13. Strategies for socio-cultural adaptation of foreign students (on the example of Kazan Federal University) [Electronic resource] - URL: https://kpfu.ru/student_diplom/10.160.178.20_QFDNQEM8SCMFYG7NBSADBL7JGM9L56YUGIN6FBBFQ67NFWJM DR_Galimova_md.pdf (accessed: 27.12.2022).

14. The number of foreign students in Russia in 2022 increased by 8.4% [Electronic resource]. URL: https://tass.ru/ obschestvo/16453991 (accessed: 27.12.2022).

Аuthor

Kadyrova Elvira Ismagilovna, applicant, Kazan (Volga Region) Federal University, Institute of Social and Philosophical Sciences and Mass Communications, Department of General and Ethnic Sociology.

E-mail: Elvira-kadyrova@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.