144 Высшее образование в России • № 10, 2016
АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ К УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ
ГЕБЕЛЬ Елена Сергеевна - канд. техн. наук, доцент, Омский государственный технический университет. E-mail: [email protected]
АннотацияВ статье обсуждается актуальная проблема адаптации молодежи к требованиям высших учебных заведений. Выявлены основные аспекты в развитии и становлении личности студента, которые оказывают решающее влияние на его успешность как в формировании профессиональных компетенций, так и в будущей трудовой деятельности. На основе результатов проведенного социологического исследования предложены тактика и стратегия, обеспечивающие оптимальную адаптацию студента к учебе в вузе.
Ключевые слова: первокурсник, адаптация, личность, образовательная среда
Для цитирования::Гебель Е. С. Адаптация первокурсников к учебно-воспитательному процессу // Высшее образование в России. 2016. № 10 (205). С. 144-147.
Начальный период обучения в вузе для студента связан с социальными переменами, ломкой прежних стереотипов, стрессовыми ситуациями, высокой тревожностью и внутренним напряжением. Вышеперечисленные факторы могут привести к деформации социальной роли «студента », а именно: подмене реального чувства взрослости такими поведенческими действиями, как свобода посещений занятий, внешние формы реализации своего «Я » (курение, вызывающая манера общения).
В основе адаптации личности лежат противоречия между требованиями, предъявляемыми условиями новой среды, и готовностью личности к ним на основе предшествующего опыта [1, с. 58]. Разрешение противоречия происходит путём перестройки деятельности и поведения личности, а также регулирующего влияния объективных факторов на процесс взаимодействия личности и среды, что в совокупности обусловливает динамику процесса адаптации, показателями которой выступают качественные изменения в структуре личности и моделях её поведения в новой ситуации [2; 3]. Средой адаптации студентов выступает образовательная система вуза в целом, которая характеризуется как струк-
турными, так и функциональными компонентами. Адаптивная ситуация вызвана новизной самой деятельности и условий ее протекания, в частности:
• новизной целей студента;
• новизной деятельности, протекающей в рамках учебно-воспитательного процесса вуза;
• новизной ближайшего его социального окружения;
• для тех студентов, которые приехали в город из сельской местности, - новизной более широкой социальной городской среды.
Результаты сплошного опроса первокурсников Омского государственного технического университета и Сибирского института бизнеса и информационных технологий показали, что для части студентов затруднительной оказалась самооценка (16% и 24% соответственно). Это свидетельствует о том, что процесс адаптации к учебному процессу в вузе (независимо от формы собственности образовательного учреждения) для них не является достаточно важной проблемой. Приблизительно одинаковое количество респондентов в обоих высших заведениях выбрали категорию «нетрудно и недолго ». Таким образом,
Социология образования
145
адаптационный процесс на момент проведения опроса протекал без затруднений, что также подтверждается и ежегодным обследованием успеваемости студентов. Так, по итогам зимней сессии по сравнению с аналогичным периодом 2014/2015 учебного года процент студентов, вовремя закрывших сессию, составил в ОмГТУ и СИ-БИТ порядка 70% и 85%, что более чем на 10% превышает прошлогодние показатели. Особо примечателен факт, что значительную долю опрошенных в ОмГТУ, вошедших в группу тех, кто «сразу почувствовал себя студентом», составили респонденты, ранее обучавшиеся в средних профессиональных заведениях (колледжах, училищах).
Итак, большинство студентов-первокурсников адаптировались «успешно » к условиям и требованиям высших учебных заведений, довольны социальными условиями, партнерскими отношениями в группе, работой куратора, деятельностью старост. Анализ анкет студентов, наблюдения и беседы с кураторами групп первокурсников, преподавателями, студентами позволили выявить основные проблемы адаптации первокурсников к обучению в вузе:
• неумение распределять свое время и силы;
• неготовность к выполнению высоких требований преподавателей;
• неготовность работать с большим объемом новой информации;
• отсутствие привычного контроля и опеки со стороны родителей, учителей;
• неготовность к обучению, основанному на полной самостоятельности;
• отсутствие уряда студентов трудолюбия, силы воли и главное - желания учиться.
Адаптивная потребность может быть не осознана студентом, и в результате молодой человек, понимая, что прежние способы деятельности и поведения уже невозможны, ищет другие стихийно, методом проб и ошибок. В результате адаптация
протекает медленно и со значительными трудностями. Различают две степени удовлетворенности адаптивной потребности:
• вузовский уровень, соответствующий созданию необходимых внешних условий реализации адаптивной потребности;
• личностный уровень - в случае, если адаптивная потребность становится движущей силой самовоспитания и саморазвития личности.
Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях, благодаря чему создаются возможности оптимального функционирования личности в новой обстановке. Если же адаптация не наступает, личность испытывает дополнительные затруднения в освоении предмета и условий деятельности. При этом ведущим условием эффективности процесса адаптации является целенаправленное педагогическое управление процессом. При этом возникает задача разработки критериев и показателей для количественной оценки успешности процесса личностной адаптации к условиям обучения в вузе, а также соответствующих подходов.
Обобщая накопленный опыт кураторской работы, можно сформулировать ряд предложений, которые позволят облегчить процесс вхождения студентов-первокурсников в среду высшего учебного заведения:
1) учитывать трудности адаптации первокурсников при построении учебных планов;
2) использовать различные методы обучения, ориентированные не на зазубривание изучаемых дисциплин, а в первую очередь на обучение студентов умению выявлять главные и второстепенные причины, следствия и другие стороны изучаемых проблем;
3) ввести в учебный план дисциплину «Введение в специальность », в рамках которой студенты первого курса должны получить четкое представление о выбранном направлении (специальности), методах и
146 Высшее образование в России • № 10, 2016
формах обучения, видах и формах представления отчётных документов, организации их содержания, периодах сдачи текущего и итогового контроля знаний и др.;
4) использовать для студентов первого курса системы адаптационных тренингов;
5) организовать на первом курсе обучения как спецкурс или проводить на кураторских часах дисциплину «Психология делового общения», способствующую формированию устойчивых навыков конструктивного обучения, развитию социальной компетентности;
6) организовать на кураторских часах деловую игру «Учись учиться», предназначенную для формирования у студентов умений и навыков самостоятельной работы в процессе изучения программного материала дисциплины.
Для выработки тактики и стратегии, обеспечивающих оптимальную адаптацию студента к учебе в вузе, куратору необходимо оперативно пополнять базу данных, где фиксируется информация о студентах (их жизненные планы и интересы, система доминирующих мотивов, уровень притязаний, самооценка, способность к сознательной регуляции поведения и т.д.). Создание в группе атмосферы доброжелательности, товарищества и взаимопомощи, выявление организационного и творческого актива группы относятся к положительным и продуктивным моментам как в процессе социализации студентов-первокурсников, так и в их будущей научной, творческой деятельности в рамках высшего учебного заведения.
Используя новые коммуникативные технологии обучения, ролевые игры, методики проектов, куратор выступает в качестве партнера, облегчающего диалог, что обеспечивает преобразование позиции «учитель - ученик» в позицию сотрудничества [4]. Куратор не учит, не воспитывает, а активизирует и стимулирует стремление студента раскрыть свои потенциальные возможности, формирует мотивацию к саморазвитию. Перечисленные условия особенно важны для студентов первого курса, поскольку позволяют ощутить удовлетворение от осознания собственного роста, достижения собственных целей и разработать дальнейшую стратегию своего совершенствования.
Литература
1. Гингель Е. Диалог как фактор адаптации
первокурсников // Высшее образование в России. 2007. № 9. С. 158-160.
2. Зарипов Р.Н. Адаптация студентов в тех-
нологическом вузе: психолого-педагогический аспект // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 24. С. 236-242.
3. Анфиногенова О.И. Особенности адапта-
ции студентов-первокурсников к условиям обучения в университете // Новые исследования. 2011. Т. 1. № 26. С. 55-59.
4. Рыскулова М.Н. Многоаспектная модель
системы педагогического сопровождения процесса творческого саморазвития студентов вуза // Высшее образование сегодня. 2014. № 3. С. 73-75.
Статья поступила в редакцию 16.05.16.
ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS TO THE EDUCATIONAL PROCESS
GEBEL Elena S. - Cand. Sci. (Technical), Assoc. Prof., Omsk State Technical University, Omsk, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. The article discusses the topical problem of adaptation of first-year students to the demands ofhigher education institution. The author dwells on the basic aspects of the development and formation of student's personality that have a decisive influence on first-year student's success in the formation of professional competencies and in future employment.
Социология образования
147
Basing on the results of the statistical surveys the author proposes the tactic and strategy for students' optimal adaptation to study at university.
Keywords: first-year student, adaptation, personality, professional competencies, educational environmental
Cite as: Gebel, E.S. (2016). [Adaptation of First-Year Students to the Educational Process]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 10 (205), pp. 144-147.
References
1. Gingel, E. (2007). [Dialogue as a Factor of Adaptation of First-Year Student]. Vysshee obrazovanie
v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 9, pp. 158-160. (In Russ.)
2. Zaripov, R.N. (2011). [Adaptation of Technology Students at Higher School: The Psychological
and Pedagogical Aspects]. Vestnik Kazanskogo Tekhnologicheskogo Universiteta [Bulletin of Kazan Technological University]. No. 24, pp. 236-242. (In Russ.)
3. Anfinogenova, O. (2011). [Features of Adaptation of First-Year Students to Training Conditions in
the University]. Novye issledovaniya [New Investigations]. No. 26, Vol. 1, pp. 55-59. (In Russ.)
4. Ryskulova, M. (2014). [Multidimensional Model of Pedagogical Support of Student's Creative Self-
Development at Higher Educational Institution]. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher Education Today]. No. 3, pp. 73-75. (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 16.05.16.
THE World University Rankings (21 сентября 2016 г.)
2016/17 2015/16 Университет
=188 =161 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
301-350 501-600 Московский физико-технический институт
351-400 вне рейтинга Университет ИТМО
401-500 вне рейтинга Высшая школа экономики
401-500 301-350 Казанский федеральный университет
401-500 251-300 Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
401-500 401-500 Новосибирский государственный университет
401-500 401-500 Санкт-Петербургский государственный университет
501-600 251-300 Томский политехнический университет
501-600 601-800 Томский государственный университет
601-800 501-600 Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана
601-800 201-250 Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого
801+ вне рейтинга Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского
801+ вне рейтинга Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники» (МИЭТ)
801+ вне рейтинга Саратовский национальный исследовательский государственный университет
801+ 601-800 Национальный исследовательский технологический университет (МИСиС)
801+ вне рейтинга Новосибирский государственный технический университет
801+ вне рейтинга Российский университет дружбы народов
801+ вне рейтинга Самарский государственный аэрокосмический университет
801+ вне рейтинга Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
801+ вне рейтинга Сибирский федеральный университет
801+ 601-800 Южный федеральный университет
801+ 601-800 Уральский федеральный университет
801+ вне рейтинга Воронежский государственный университет