Научная статья на тему 'Адаптация общественных пространств под образовательную функцию для детей с особенностями развития'

Адаптация общественных пространств под образовательную функцию для детей с особенностями развития Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
93
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети с особенностями развития / психомодулирующее пространство / архитектура образовательных учреждений / когнитивная архитектура / дизайн / children with special needs / psychomodulating space / architecture of educational institutions / cognitive architecture / design

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Васянин Николай Игоревич

В статье рассмотрены принципы формирования образовательных учреждений для детей с особенностями развития; приводится обобщающая классификация по группам нарушений и раскрываются возможности адаптации архитектурной среды с целью привнесения коррекционной функции в образовательные пространства; формируются предпосылки рассмотрения проблемы адаптации пространств для детей с комплексными нарушениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation of public spaces to the educational function for children with special needs

The article considers the principles of formation of educational institutions for children with special needs or disabilities; the text provides a generalizing classification by groups of violations is given and the possibilities of adapting the architectural environment in order to introduce a correctional function into educational spaces are revealed; prerequisites for considering the problem of adapting spaces for children with complex disorders are formed.

Текст научной работы на тему «Адаптация общественных пространств под образовательную функцию для детей с особенностями развития»

6. Петровская, Е. И. Триединый средовой код и моделирование городской среды / Е. И. Петровская // Architecture and Modern Information Technologies. - 2020. - №3(52). - С. 205-227. - URL: https://marhi.ru/AMIT/2020/3kvart20/PDF/11_petrovskaya.pdf DOI: 10.24411/1998-4839-2020-15211 9.

7. Титов, А. Л. Современная архитектурная среда и её влияние на поведение человека / А. Л. Титов // Geoflex : [сайт]. - URL: http://www.geoflex.ru/library/publications/spatial_behaviour/ architecture-s_influence (дата обращения: 01.11.2021).

8. Шемякина, В. А. Территории жилой застройки. Современная зарубежная западноевропейская концепция «здоровый город» / В. А. Шемякина, М. Д. Рогазинская // Architecture and Modern Information Technologies. - 2022. - №1(58). - С. 195211. - URL: https://marhi.ru/AMIT/2022/1kvart22/PDF713_shem-jakina.pdf DOI: 10.24412/1998- 4839-2022-1-195-211.

9. Эллард, К. Среда обитания: как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие / К. Эллард; пер. с. англ. - Москва : Альпина Паблишер, 2018. - 288 с.

10. Barton, H. Healthy Urban Planning / H. Barton and Catherine Tsourou. - London; New York : Spon Press, 2000. - URL: http:// tehne.com/assets/i/upload/library/barton-tcuru-zdorovoe-gorod-skoe-planirovanie-2004.pdf

11. Foletta, N. Low Car(bon) Communities. Inspiring car-free and car-lite urban futures / N. Foletta, J. Henderson. - London : Rout-ledge, 2016.

12. Guidance Notes for Design Codes / Ministry of Housing, Communities and Local Government. UK : [official website ]. - URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/sys-tem/uploads/attachment_data/file/957207/Guidance_notes_for_ Design_Codes.pdf (date of access: 01.11.2021).

13. Paddison, R. Urban studies. Society. Vol. 1: Cities as social spaces / R. Paddison, W. Ostendorf. - Los Angeles, CA: Sage, 2010.

14. Sadler, B. Strategic Environmental Appraisal / B. Sadler, C. Brooke. - 1998. - Pp. 27-29.

15. Sadler, B. Strategic environmental assessment: status, challenges and future directions / B. Sadler; Ministry of Housing, Spatial Planning and the Environment of the Netherlands. - 1996.

16. The London plan. The Spatial Development Strategy for Greater London // Greater London Authority. - URL: https://www.london. gov.uk/sites/default/files/the_london_plan_2021.pdf (date of access: 01.11.2021).

17. The Sustainable Urban Site Design Manual // NYC Department of Design & Construction Office of Sustainable Design. - URL: http:// www.nyc.gov/html/ddc/downloads/pdf/ddc_sd-sitedesignmanual. pdf (date of access: 01.11.2021).

18. Urban Design and Rivers: A Critical Review of Theories Devising Planning and Design Concepts to Define Riverside Urbanity / L. Pattacini // Sustainability. - 2021. - 13(13), 7039 - URL: https://www.mdpi.com/2071-1050/13/13/7039/htm (date of access: 01.11.2021)

Н. И. Васянин 10.24412/cl-35672-2022-1-0032

N. I. Vasyanin

Адаптация общественных пространств под образовательную функцию для детей с особенностями развития

Adaptation of public spaces to the educational function for children with special needs

Ключевые слова: дети с особенностями развития, психомодулирующее пространство, архитектура образовательных учреждений, когнитивная архитектура, дизайн.

Keywords: children with special needs, psychomodulating space, architecture of educational institutions, cognitive architecture, design.

Аннотация: В статье рассмотрены принципы формирования образовательных учреждений для детей с особенностями развития; приводится обобщающая классификация по группам нарушений и раскрываются возможности адаптации архитектурной среды с целью привнесения коррекционной функции в образовательные пространства; формируются предпосылки рассмотрения проблемы адаптации пространств для детей с комплексными нарушениями.

Abstract: The article considers the principles of formation of educational institutions for children with special needs or disabilities; the text provides a generalizing classification by groups of violations is given and the possibilities of adapting the architectural environment in order to introduce a correctional function into educational spaces are revealed; prerequisites for considering the problem of adapting spaces for children with complex disorders are formed.

Современные концепции формирования образовательных учреждений дают возможность создания уникальных образовательных пространств для всех групп детей, в том числе для детей с особенностями развития. В настоящее время широко распространены проблемы коррекции поведения и формирования комплексной базы подготовки к образовательному процессу у детей дошкольного возраста и подростков. Данные осложнения свойственны как детям с нарушениями в развитии или детям с гиперактивностью, так и детям с неправильно выстроенным восприятием учебного материала. Ввиду сложной социальной экономической обстановкой в РФ, определенный процент детей не получает соответству-

ющей помощи. Именно в таких обстоятельствах архитектура, как окружающая человека среда, работает инструментом адаптации и развития ребенка. Это может достигаться через воздействие специально спроектированных пространств с включенными особенностями психомодулирующего пространственного образа.

Для исследования важно определение конкретного направления в архитектуре, методы и принципы которого станут его основой. Н. В. Лютомский в своей статье обозначает архитектуру, запрограммированную на развивающую функцию, определением - «когнитивная» [2]. Закладываемые в ней подходы к организации пространства будут корректироваться и дополняться для

ориентированности именно на образовательную функцию для детей, в том числе с ОВЗ.

Предлагается классифицировать особенности развития здоровья на следующие категории:

- нарушение слуха;

- нарушение зрения;

- нарушение речи;

- задержка психического развития;

- умственная отсталость;

- расстройство поведения и общения;

- нарушение опорно-двигательного аппарата;

- смешанные вариации.

Следует отметить важность категории смешанных проблем, ввиду факта связанности всех систем в организме. Для данной категории в научной среде присваивается специальная формулировка: «дети с множественными (комплексными/сложными) нарушениями». Условное деление на классы характеризуется тем, что каждое осложнение создает вереницу дополнительных, из-за чего мы рассматриваем проблемы человека комплексно, в частном порядке и глобально.

Дети с множественными нарушениями развития составляют в среднем до 40% контингента специальных образовательных учреждений, требуя дополнительного внимания с точки зрения организации пространства [6, с. 33; 7].

Возможность архитектуры обеспечивать коррекцию через развитие и стимуляцию компенсационных механизмов ребенка за счет психомодулирующих пространств исследуется и теоретизируется в научных исследованиях. Это способствует расширению когнитивного потенциала средств архитектуры и обеспечивает большую эффективность средового воздействия на детей с малой степенью влияния ОВЗ [3-5].

Выявление общих для детей с различными проблемами требований от архитектуры - это главная задача данной работы. Предполагается проводить когнитивный эффект архитектурной среды специализированных учреждений последовательно тремя уровнями взаимодействия ребёнка с пространством:

- компенсация - процесс возмещения серьёзно утраченной функции;

- коррекция - исправление частичных нарушений;

- развитие - расширение потенциала применения навыков и кругозора.

На настоящий момент примерами планировочных и дизайнерских решений могут быть такие здания, как например: Hazelwood School (Alan Dunlop Architect Limited), взаимодействующее с детьми со слабым зрением через сенсорные ориентиры; Центр Джеймса Ли Сорен-сона - на базе принципов Deaf Space для слабослышащих, где качества интерьера упрощают коммуникацию на языке жестов. Наличие контрастных цветов, выделяющих основные пути и конструктивные элементы пригодятся детям с расстройством поведения, общения, задержками психического развития. Любому ребенку, особенно с умственной отсталостью, будут полезны специальные тематические пространства отыгрыша в жизненные ситуации. А также, в первую очередь, детям

с нарушениями опорно-двигательной системы будут полезны мероприятия по обеспечению пространственной свободы для маломобильных групп населения. Ряд подобных решений автор планирует соединить в объемно-планировочной модели «Школа для всех».

Формирование принципов когнитивной архитектуры для детей с особенностями развития автор базирует на принципах и подходах дефектологов в формировании коррекционно-компенсирующей образовательной среды, основные направления которых В. С. Леднев сгруппировал через главенство коррекционного подхода, собирающего в себе обучение, развитие и воспитание [1, с. 52], в то время как Л. С. Выготский полагался на компенсаторные возможности организма и на раз-вивающе-социализирующий подход как на основной инструмент их активации. Оба пути обобщения и структурирования концепций подходов работают на устранение не физиологического источника отклонения здоровья, что невозможно, а на устранение последствий, выраженных в общей ограниченности развития ребенка. Целью всех педагогических мероприятий является развитие высших психических функций, познавательных процессов и личности, что позволит компенсировать сенсорные или моторные факторы, осложняющие жизнь, социализацию и познание.

Компенсация. Принципы компенсации основываются на необходимости обеспечения условий, при которых механизмы отвечающие за формирование логики функционирования и регуляции организма будут моби-лизовываться и перестраиваться альтернативным образом «в обход» существующего внутреннего нарушения.

Принцип развития познания. Здание должно стимулировать к обучению ориентированию, быть понятным в своей структуре, работать через систему ориентиров, уподобляться городской среде для прививания норм перемещения, организовывать его, при этом давать разные уровни сложности в свободе простраива-ния маршрутов. Совместно с этим должна производится выработка произвольных движений, развивающая восприятие, высшую нервную деятельность. Комбинирование этих воздействий через ориентирование в здании будет способствовать переходу от наглядно-образного к логическому мышлению, обеспечит базис для развития возможности самоорганизации.

Принцип интерактивной активности в большинстве работает с детьми через оборудование и дизайн интерьеров, заключается в способности среды реагировать, «отвечать» на действия ребенка, стимулируя его тягу к исследованию, обучению через повторение, самостоятельность в выборе досуга, а также позволяет самостоятельно проходить через полезные упражнения в игровой форме. Этот принцип может реализовываться через стимуляцию моторики и гимнастическое взаимодействие в «приглашающих» пространствах и оборудовании, или, к примеру, через различные акустические свойства помещений, давая различный речевой и слуховой опыт восприятия и самореализации.

Коррекция. Задачей коррекции является раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Она обогаща-

ет, уточняет, исправляет имеющийся опыт и формирует новый, создавая условия для психического развития как результат организованного воздействия среды.

Принципы работы с эмоционально-волевой сферой. Одним из ключевых составляющих результативной деятельности, в том числе и познания, является положительное эмоционально-волевое состояние. На основе простого механизма самовознаграждения мозга за осознание хорошего результата собственных усилий формируется отдельное поле возможностей для коррек-ционной деятельности. Получается принцип взаимозависимости: хороший результат улучшит самочувствие и повысит самооценку, в то время как поддержание хорошего самочувствия, веры в свои силы позволит мотивировать ученика на старание, внимательность и получения удовольствия от процесса, выработает мотивирующую положительную ассоциацию к труду для дальнейшего самостоятельного развития и достижения успехов. Роль когнитивной архитектуры здесь заключается в частичном воздействии на эту зацикленную систему извне, запуская и корректируя её.

Улучшения через корректирование самочувствия и мышления достигаются созданием чувства уверенности через соразмерность окружающих элементов и понятную структуру доступного пространства с пониманием границ, разномасштабность помещений во избежание монотонности, выполнение мероприятий по формированию ассоциаций богатством впечатлений. Отдельно необходимо выделить доступные приемы корректировки настроения соответственно функции помещения за счет пропорций помещений, наличия различных видов ритмических композиций, цветоте-рапевтического подхода, грамотного регулирования и направления естественного света для стимуляции выработки серотонина, использование способности мозга реагировать на ритмические воздействия, закладываемые в чередование световых проемов в линейных пространствах (по принципам АСО приборов и ЭЭГ биоуправления с упором перестраивания на альфа- либо тета-ритмы).

Дополнительно должны быть включены пространства, развивающие эмоциональное понимание как себя, так и окружающих, пространства, позволяющие определить свое эмоциональное состояние, использующие социализацию как развивающий инструмент самоконтроля, а также позволяющие устанавливать контакт через творческое самовыражение.

Принцип перекладывания ассоциаций и переключения состояний. За счет механизмов, использующихся в терапевтической методике Вольпе, возможно приучить ребенка к осознанному контролю своего эмоционального состояния, позволяя ему самому проходить через симуляцию самого процесса перехода от негативного к позитивному. Это должно осуществляться линейными связками пространств, отличающихся друг от друга по «эмоциональной образности», где процесс прохода через них будет создавать ассоциативную проекцию, обеспечивающую осознание и ощущение

каждого состояния, в том числе промежуточного переключения.

Принцип полисенсорного воздействия подразумевает обогащение сенсорного опыта с оглядкой на необходимость формирования этим опытом невыработан-ных мыслительных связей, базирующихся в том числе на единстве полисенсорного восприятия. Этот принцип предполагает два способа воздействия. Первый -статический - реализуется в специальных кабинетах 8поеге1еп-терапии. Второй - динамический - предполагает принцип сенсорной интеграции, - воспринимаемая картина мира у ребенка дополняется ощущениями при движении или динамических играх и стимулирует мышление для параллельного решения поставленных задач.

Развитие и восприятие как составляющие коррекции. Воспитание направлено на коррекцию личностных качеств, неизменяемых особенностями деятельности, познания, позволяющих социализироваться, в то время как развитие корректирует умственное и физическое состояние, сохранные сенсорные способности и нейро-динамические механизмы компенсации.

Принцип коллективного развития. Создание условий интенсивной социализации заключается в большом выборе пространств для коммуникации групп разного размера с различной тематической деятельностью. Необходимо вырабатывать привычку искать полезные и интересные занятия (для расширения кругозора - мини-библиотеки, кафетерии и мини-трибуны с экранами с познавательными фильмами). Также необходимы миниатюрные ролевые пространства, позволяющие овладевать основными бытовыми и коммуникативными навыками (кафе, магазины, театральные сцены и пр.)

Важность выстраивания предметно-пространственной коррекционной базы для детей с комплексными особенностями заключается в малой исследованности феномена и отсутствия комплексно оборудованной площадки для проведения образовательных, педагогических, социализирующих и исследовательских мероприятий, позволяющих методологически сфокусировано, обособленно от детей с серьезными отклонениями, работать с комплексными особенностями как с отдельно выявленным типом детей при разработке индивидуальных программ. Помимо этого, проработанные принципы сформируют шаблон площадки, обладающей свойствами комфортной комплексно поддерживающей среды, способной стать важным социализирующим элементом с возможностью инклюзивного обучения через адаптацию, коррекцию и развитие вливаться в смешанное детское сообщество. Подразумевается, что представленные шаблоны дадут возможность не только выстраивать проекты школ и детских садов с нуля, но и адаптировать существующие образовательные пространства, создавая здания с гибкой адаптивной и разнообразно-организованной архитектурной средой.

Список цитируемой литературы:

1. Леднев, В. С. Содержание образов / В. С. Леднев. - Москва :

Высшая школа, 1989.

2. Лютомский, Н. В. Когнитивная архитектура образовательных

учреждений на примере международной гимназии Сколково /

Н. В. Лютомский // Architecture and Modern Information Technologies. - 2018. - №3(44). - С. 147-166. - URL: http://marhi.ru/ AMIT/2018/3kvart18/08_lyutomsky/index.php (дата обращения: 05.04.2022).

3. Садыкова, Л. Р. Архитектурные принципы организации сенсорно-стимулирующих пространств дошкольных учреждений / Л. Р. Садыкова, И. И. Ахтямов, Р. Х. Ахтямова // Architecture and Modern Information Technologies. - 2021. - №2(55). -С. 320-336. - URL: https://marhi.ru/AMIT/2021/2kvart21/ PDF/22_sadykova.pdf (дата обращения: 05.04.2022).

4. Соколова, М. А. Формирование образовательных пространств при проектировании университетских кампусов / М. А. Соколова // Architecture and Modern Information

Technologies. - 2018. - №4(45). - С. 377-401. - URL: http:// marhi.ru/AMIT/2018/4kvart18/27_sokolova/index.php (дата обращения: 05.04.2022).

5. Соколова, М. А. «Школа средового существования»: пространство, как главный фактор обучения / М. А. Соколова // Architecture and Modern Information Technologies. - 2018. - №3(44). -С. 362-376. - URL: http://marhi.ru/AMIT/2018/3kvart18/22_so-kolova/index.php (дата обращения: 05.04.2022).

6. Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. - М., 2001.

7. Чулков, В. Н. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития / В. Н. Чулков. - Москва, 2007.

А. В. Крашенинников, Н. Н. Жеблиенок 10.24412/cl-35672-2022-1-0033

A. V. Krasheninnikov, N. N. Zheblienok

Профессиональная терминология и семантическое поле пешеходных пространств Professional terminology and the semantic field of pedestrian spaces

Ключевые слова: профессиональная терминология, градостроительные исследования, когнитивная урбанистика, пешеходные пространства.

Keywords: professional terminology, urban planning research, cognitive urbanizm, pedestrian spaces. Аннотация: Тезаурус современных градостроительных исследований в области пешеходной мобильности дополняется новыми понятиями («когнитивные модели» городской среды, «прогулочность», «переживание города», «культура пеших перемещений» и др.). Это связано с новыми представлениями о роли средового поведения: оно рассматривается как важнейший компонент здорового образа жизни, инструмент поддержания психологического комфорта и основа инклюзивных пространственных решений. Обновление профессионального словаря свидетельствует о новых подходах к созданию и мониторингу пешеходных пространств. Abstract: The thesaurus of modern urban planning research in the field of pedestrian behavior is supplemented by new concepts (walkability, experiencing the city, walking culture, etc.). This is due to new ideas about the role of walking: it is seen as an essential component of a healthy lifestyle, a tool for maintaining psychological comfort and the basis of inclusive spatial solutions. The update of the professional vocabulary indicates new approaches to creating and monitoring pedestrian spaces.

Семантическое поле градостроительных исследований -мало изученное, но представляющее огромный научный интерес направление. Применение тех или иных понятий, трансформация содержания и смысловых интонаций в профессиональном языке - своего рода индикатор, чутко указывающий на появление новых ориентиров при осмыслении, казалось бы, хорошо изученных городских процессов.

Пешеходная мобильность и связанные с нею городские пространства в постпандемийном мировом градостроительстве привели к активному расширению профессионального словаря. Что это за термины и на какие изменения в профессиональной культуре современных планировщиков и градостроителей они указывают? Данная статья посвящена обзору некоторых новых терминов будучи применяемыми в стратегических градостроительных документах они указывают на смену идеологии в отношении пешеходной мобильности,

1 Некоторые из исследований основываются на промежуточных результатах НИР 121110900124-0 («Формирование профессионального института современного градостроительства в разных странах мира»; рук. темы академик РААСН, профессор Бочаров Ю. П.; отв. исп. Жеблиенок Н. Н.).

комфортности городской среды, документов градостроительного планирования и демонстрации. Заявленное обновление терминологического аппарата может рассматриваться одновременно по нескольким направлениям: топологическое описание городской среды; муль-тимодальные, в том числе пешеходные и велосипедные маршруты индивидуальной мобильности; более детальное изучение моделей восприятия среды и поведения людей в городском пространстве; появление новых терминов в отношении новых объектов на пешеходной инфраструктуре.

Первая группа новых терминов связана с возросшим вниманием к личности горожанина, пешехода или велосипедиста. В качестве примера могут быть приведены термины pedestrian behavior (в ряде исследований также bicycling behavior). Подразумевается наличие специфических черт поведения, коммуникативных установок, реакций, определенного набора мотиваций и потребностей, которые присущи людям, совершающим перемещения в городской среде пешком (или с помощью велосипеда). Рассмотрение поведенческих установок пешехода (или велосипедиста) как целостного и самостоятельного объекта для исследований указывает как сдвиг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.