Научная статья на тему 'Адаптация методики теста индивидуальной минуты для экспресс-диагностики психосоматического состояния детей младшего школьного возраста'

Адаптация методики теста индивидуальной минуты для экспресс-диагностики психосоматического состояния детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
604
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МИНУТА / ТЕСТИРОВАНИЕ / АДАПТАЦИЯ / INDIVIDUAL MINUTE / TESTING / ADAPTATION
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация методики теста индивидуальной минуты для экспресс-диагностики психосоматического состояния детей младшего школьного возраста»

УДК. 371.7

1 17

Громова В.В. , Аптуков М.И. , Тябут А.А.

АДАПТАЦИЯ МЕТОДИКИ ТЕСТА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МИНУТЫ ДЛЯ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА8

1 Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Приморского района Санкт-

Петербурга, Санкт-Петербург, Россия, victoriagr@mail.ru Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 246 Приморского района Санкт-Петербурга,

Санкт-Петербург, Россия

Под индивидуальной минутой (ИМ) понимают отрезок времени, который человек отсчитывает за минуту без сверки с часами [2]. По команде испытующего диагностируемый начинает счёт секунд про себя (от 1 до 60), число 60 произносит вслух. Истинное время фиксируют при помощи секундомера. Показатель ИМ величина не постоянная, зависящая от возраста, пола, общего состояния организма [1]. Целью нашей работы была адаптация методики теста ИМ для детей младшего школьного возраста. Наш опыт применения стандартной методики, описанной Губаревой Л.И., Чуриловой Т.И. [3] с использованием секундомера, показал, что дети младшего школьного возраста довольно медленно произносят числительные вслух, быстро теряют интерес к самому процессу счета, что приводит к погрешностям эксперимента. Нами был разработан прибор измеритель индивидуальной минуты «ИЗИМ -1». Конструкция прибора представляет собой печатную плату, на которой находятся центральный процессор, таймер, дисплей и вспомогательные элементы. При первом нажатии на кнопку «Старт/Стоп» сигнал идёт на

8 Gromova V.V1., Aptukov М.I.1, Tyabut A.A2Ädopting a procedure personality test minute for express diagnostics psychosomatic condition of children of primary school age. 1State budget educational institution of additional education for children Children's Art House Primorsky district of St. Petersburg, Saint Petersburg, Russia, Gosudarstvennoe budget educational institution Secondary School 246 Primorsky district of St. Petersburg, Russia

центральный процессор, который запускает таймер времени и включает зелёный светодиод (отсчёт времени начался). При втором нажатии на кнопку «Старт/Стоп» - центральный процессор останавливает таймер, выводит на дисплей истинное время и включает красный светодиод (отсчёт времени закончен). Третье нажатие на кнопку «Старт/Стоп» обнуляет таймер, отключает красный светодиод. Специальное оборудование «ИЗИМ-1» готово к новым измерениям. Преимущества разработанного прибора: не требует от диагностируемого произнесения начала и окончания отсчёта вслух; не требует от испытующего следить за временем; при нажатии на кнопку прибора, ребенок чувствует свою причастность к исследованию; внешний вид прибора, наличие светоэффектов вызывает интерес у детей; «ИЗИМ-1» имеет небольшие размеры, маленькую массу и прибором легко пользоваться. Проведен ряд экспериментов:

1. Сравнение групп теституемых в первом случае с секундомером, во втором с прибором, при свободном выборе метода измерения ИМ. Результаты показали, что при использовании «ИЗИМ-1» количество детей готовых пройти тестирование, увеличилось в 2 раза.

2. Определение длительности ИМ до и после контрольной работы по математике. При сравнении полученных результатов нами было отмечено, что после учебной нагрузки длительность ИМ у детей сокращается, что говорит о понижении уровня адаптационной способности организма, что соответствует литературным данным [2]. Измерения не вызывают отторжения у детей, выполнимы за небольшой промежуток времени.

Данная методика теста ИМ может быть использована для экспресс-диагностики психосоматического состояния детей в процессе обучения, как индикатор готовности детей к учебной нагрузке, а также оценки их состояния после неё.

Литература:

1. Безруких М.М., Сонькин В.Д. // Физиолого-гигиеническое и психофизиологическое сопровождение модернизации образования М, 2003.

2. Мельникова С.Л., Мельников В.В. // Показатели индивидуального восприятия времени, как характеристика общего состояния организма. -Вестник новых медицинских технологий, 2002.

3. Губарева Л.И. // Индивидуальная минута как один из критериев развития

утомления у школьников. - Человек, здоровье, физическая культура в изменяющемся мире, 1994.

Ключевые слова: индивидуальная минута, тестирование, адаптация.

Keywords: individual minute , testing , adaptation.

УДК. 371.3

Евстигнеева С.А.

УРОК ХИМИИ - УРОК ЗДОРОВЬЯ9

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 201 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения гласит: «.. .школьник на уроке должен не только получать знания по предмету, но и при этом еще сохранять свое здоровье.». Таким образом, приоритетным направлением деятельности образовательного учреждения становится сегодня сохранение и укрепление здоровья школьников. Образование должно позволить не только сберечь здоровье, но и улучшить его. Образовательная среда должна стать здоровьесозидающей, должна стать совокупностью компонентов, в которых реализуется обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, повышения культуры их здоровья и формировании на ее основе здорового образа жизни.

Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесозидающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесозидающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования. Поэтому важнейшим направлением деятельности педагога становится рациональная организация учебного процесса и использование здоровьесозидающего потенциала школьного урока.

9 Evstigneeva S.A. Chemistry lesson - health lessons, State budget educational institution Secondary School 201 Frunze district of St. Petersburg, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.