Научная статья на тему 'Адаптация методики «Religious Emphasis Scale» / шкала религиозного Акцентирования'

Адаптация методики «Religious Emphasis Scale» / шкала религиозного Акцентирования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
529
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RELIGION PSYCHOLOGY / RELIGIOUS EMPHASIS SCALE / RELIGIOUS / RELIGIOUS UPBRINGING / ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ / ШКАЛА РЕЛИГИОЗНОГО АКЦЕНТИРОВАНИЯ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фолиева Татьяна Александровна

В статье публикуются результаты апробации методики «Religious Emphasis Scale» / Шкала Религиозного Акцентирования. Эта методика канадского психолога Р.А. Альтемейера, измеряющая, в какой степени родители делали акцент на религии во время взросления ребенка и насколько позиция детей по данному вопросу совпадает с позицией родителей. Во время работы в опрос был также включен авторский опросник И.М. Марковской «Взаимодействие родитель ребенок» (вариант для подростков и родителей), который затрагивает отношения в семье. Для определения уровня религиозности в анкету были включены авторский стандартный опросник, который применялся автором в нескольких социологических и социально-психологических исследованиях. Всего в исследование приняло участие 359 человек. Результаты апробации опросника «Шкала Религиозного Акцентирования» позволяют рассматривать его как надёжное и валидное диагностическое средство, он полностью удовлетворяет современным требованиям психодиагностики. Использование опросника наиболее оптимально будет проходить среди респондентов с высоким уровнем религиозности. При этом опросник универсален и эффективен для работы с любыми религиозными организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adapting techniques “Religious Emphasis Scale” / Religious Accentuation Scale

The results of the testing of the “Religious Emphasis Scale” methodology are being published in this article. This technique of the Canadian psychologist Bob Altemeyer measures the extent to which parents placed emphasis on religion while bringing up their children and how the children’s position on this issue coincides with the position of the parents. During the work on the survey, we also included the author’s questionnaire of Irina Markovskaya “Interaction parent child” (a variant for teenagers and their parents) which deals with relations within the family. In order to determine the level of religiosity, we included the author’s standard questionnaire, which was used by the author in several sociological and social and psychological researches, into the questionnaire. This study involved in total 359 people. The results of testing of the questionnaire “The Religious Emphasis Scale” allow considering it as reliable and valid diagnostic tool; it fully meets the modern requirements of psychodiagnostics. The use of the questionnaire will be the most optimal while conducting surveys among the respondents with high level of religiosity. At that, the questionnaire is universal and effective for work with all and any religious organisations.

Текст научной работы на тему «Адаптация методики «Religious Emphasis Scale» / шкала религиозного Акцентирования»

УДК 21:159.9

Фолиева Татьяна Александровна

кандидат философских наук Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, г. Москва

tatiana_folieva@yahoo.com

АДАПТАЦИЯ МЕТОДИКИ «RELIGIOUS EMPHASIS SCALE» / ШКАЛА РЕЛИГИОЗНОГО АКЦЕНТИРОВАНИЯ*

В статье публикуются результаты апробации методики «Religious Emphasis Scale» / Шкала Религиозного Акцентирования. Эта методика канадского психолога Р.А. Альтемейера, измеряющая, в какой степени родители делали акцент на религии во время взросления ребенка и насколько позиция детей по данному вопросу совпадает с позицией родителей. Во время работы в опрос был также включен авторский опросник И.М. Марковской «Взаимодействие родитель - ребенок» (вариант для подростков и родителей), который затрагивает отношения в семье. Для определения уровня религиозности в анкету были включены авторский стандартный опросник, который применялся автором в нескольких социологических и социально-психологических исследованиях. Всего в исследование приняло участие 359 человек. Результаты апробации опросника «Шкала Религиозного Акцентирования» позволяют рассматривать его как надёжное и валидное диагностическое средство, он полностью удовлетворяет современным требованиям психодиагностики. Использование опросника наиболее оптимально будет проходить среди респондентов с высоким уровнем религиозности. При этом опросник универсален и эффективен для работы с любыми религиозными организациями.

Ключевые слова: психология религии, шкала религиозного акцентирования, религиозность, религиозное воспитание.

Введение

Отечественная психология религии, хотя и имеет свою уникальную историю, в некоторых своих разделах находиться в зачаточном состоянии. Это, прежде всего, касается инструментария исследования проблем связанных с религией. В отличие от зарубежной науки, где общая совокупность методик позволяет опубликовывать целые сборники, связанные с измерением религиозности [3], российский кейс методик скуден и во многом ориентирован на адаптацию западных психодиагностических методик [6]. Впрочем, как представляется, путь перевода и адаптации является перспективным, поскольку позволяет решить сразу две задачи, которые стоят перед современной отечественной психологией религии. Во-первых, тем самым идет интеграция российской и зарубежной научной традиции, что в современных научных и социальных условиях является требованием, которое вряд ли кем-то ставится под сомнение. Во-вторых, прежде чем разрабатывать новые методики, следует понять насколько тот или иной подход, та или иная проблема были отражены в исследованиях других специалистов. Именно зарубежная психодиагностическая традиция, позволяет заложить основу, на которой будет возможно создание самостоятельных отечественных методик.

Среди всего разнообразия методик мы остановились на методике канадского психолога Роберта Антони «Боба» Альтемейера (Robert Anthony «Bob» Altemeyer) «Religious Emphasis Scale» / Шкала Религиозного Акцентирования [4]. Эта шкала измеряет, в какой степени родители делали акцент на религии во время взросления ребенка. Роберт Альтемейер разработал эту методику для своей

книги об авторитаризме [2], а затем ее доработал в 1988 году (именно этот вариант был нами использован) [1]. Цель его исследования - было посмотреть, как правовой авторитаризм связан с религией, насколько он укоренен в семьях и воспитании. Эта методика, ориентированная и на родителей, и на ребенка, позволяет отследить влияние религиозного воспитания на дальнейшее развитие индивида и его социальную активность. Именно по этой причине, мы остановили на ней свой выбор. Целью нашего исследования являлась стандартизация на русской выборке Шкалы Религиозного Акцентирования, а так же изучение корреляции высокой/низкой религиозности с акцентуацией религиозного воспитания и авторитаризма в семье.

Методы исследования

Описание выборки. Всего в исследовании приняло участие 359 человек. Из них 142 студента - добровольца ГБОУ СПО «Волгоградский технологический колледж» от 16 до 18 лет, из них 79 девушек и 63 юноши. Студенты, участвующие в исследовании, обучаются по специальностям «40.02.01 Право и организация социального обеспечения», «40.02.02 Правоохранительная деятельность», ««09.02.02 Компьютерные сети», «23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Методика подразумевает опрос и родителей и детей, поэтому в опрос были включены семьи студентов. У 47% студентов семьи являются не полными - родители находятся в разводе, поэтому у 67 студентов анкеты заполняли только матери. У 75 студентов анкеты заполнили и матери, и отцы (итого 150 человек). Возраст родителей варьируется от 34 до 68 лет.

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РНФ, грант «Современная западная психология религии: адаптация в российском контексте», 14-18-03771. Организация - адресат финансирования - ПСТГУ.

© Фолиева Т. А., 2015

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика Jii- № 4

101

Инструменты. Опросник Religious Emphasis Scale» / Шкала Религиозного Акцентирования состоит из 10 вопросов, утверждения оцениваются по 6-балльной шкале Лайкерта. Варианты ответа включали 0 (не накладывалось никакого акцента на поведение), 1 (слабый акцент), 2 (мягкий акцент), 3 (умеренный акцент), 4 (сильный акцент) и 5 (очень сильный акцент). Общая итоговая оценка определяется путем суммирования баллов за 10 вопросов. На вопросник отвечали и дети, и родители. Опросник общий, без вариаций для двух поколений. При исследовании сам Роберт Альтемейер получил средние баллы в шкале 17,7 для студентов и 25,0 для родителей; отклонение составило 161 и 186 соответственно. Средняя корреляция инструментов для этих 10 вопросов была 0,55 с результирующим коэффициентом альфа Кронбаха равным 0,92, совпадающим для студентов университета и их родителей. В работе 1988 года Р. Альтемейер приводит данные о корреляциях между Шкалой Религиозного акцентирования и другими системами измерений религии и авторитаризма. Как указывает сам автор, и исследователи, которые использовали эту методику позже, эти соотношения находятся в ожидаемых направлениях [1, с. 34]. Однако те методики, с которыми происходит корреляция, не адаптированы и переведены на русский язык. Это подтолкнуло нас к использованию отечественной методики - авторского опросника И.М. Марковской «Взаимодействие родитель - ребенок» (вариант для подростков и родителей). Он состоит из двух вариантов, по 60 вопросов в каждом, утверждения оцениваются по 6-балльной шкале Лайкерта. При заполнении, каждый родитель заполнял одну анкету на одного ребенка, ребенок оценивал отдельно мать и отдельно отца. Все формы опросника (детская и взрослые) обрабатываются по сходной схеме. Подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается, прямые это утверждения или обратные [5].

Для определения уровня религиозности в анкету были включены авторский стандартный опросник, который применялся автором в нескольких социологических и социально-психологических исследованиях [7]. Опросник включает в себя вопросы, связанные с религиозной самоидентификацией респондента, знанием вероучения, количественными показателями интенсивности религиозной жизни.

Статистическая обработка данных проведена в программе SPSS 22.0 с применением факторного анализа (метод главных компонент), коэффициента Кронбаха, непараметрического критерия Краскала-Уоллиса для двух выборок и критерия Манна-Уитни для сравнения выборок.

Результаты исследования и обсуждение

Большая часть студентов (79%) идентифицирует себя как верующие, 21% заявили, что они не ве-

рят в Бога. Из «верующих» 58% идентифицируют себя с Русской православной церковью; 5,5% с исламом; 2% с Армянской апостольской церковью; 4% с протестантизмом (из них 2% представители церкви «Адвентисты седьмого дня», 2% из церквей Российского объединенного союза Христиан Веры Евангельской); 2% с религиозной организацией «Свидетели Иеговы»; 1% с буддизмом. 6% выбрали ответ «Я человек верующий, но не отношу себя ни к одной конфессии»; 8,5% колеблются между верой и неверием, 4,5% выбрали ответ «нахожусь в состоянии религиозного поиска», 8,5% выбрали пункт «другое» (наиболее типичным ответом в этом открытом вопросе является «верю в Судьбу/Абсолют/ Дух», «верю в Бога, но в церковь не хожу»).

Данные по уровню религиозности родителей, хотя и коррелируют с ответами детей, все же отличаются по некоторым показателям. Так, 84% указали, что они верующие и 16% указали, что они не верят в Бога. Из идентифицирующих себя как «верующие» - 64% связывают себя с Русской православной церковью; 6,5% с исламом; 2% с Армянской апостольской церковью; 4% с протестантизмом, 2,5% с религиозной организацией «Свидетели Иеговы». 8% выбрали ответ «Я человек верующий, но не отношу себя ни к одной конфессии»; 9% колеблются между верой и неверием; 4% ответили «другое». Эти результаты оказались вполне прогнозируемыми и ожидаемыми и соотносятся с исследованиями, которые проводились ранее [7].

Для исследования интенсивности религиозности нами было взято два блока вопросов, связанных с поведением респондентов и их религиозными представлениями. Большая часть респондентов не обладают высокой религиозностью: 20% среди родителей и 18% среди детей посещают «церковь, мечеть, Зал царств», читают молитвы, общаются со священным лицом и т.д. не реже одного раза в месяц. Это позволило нам выделить для анализа две группы: «А», в которую мы включили всех интенсивно верующих («воцерковленных») и «Б» -респонденты с невысокой религиозностью.

В группе «А», в соответствии с методикой И.М. Марковской, отношения между родителями и детьми имеют более гармоничный характер. В шкалах доминируют мягкость, последовательность, близость и сотрудничество. В то же время велика тревожность за ребенка со стороны родителей, по сравнению с группой «Б» большой уровень контроля и требовательности. В группе «Б» доминируют автономность, строгость, согласие, принятие и непоследовательность. В группе «А» среди нехристианских деноминаций (ислам, буддизм) выявлен высокий уровень контроля, среди родителей-христиан повышенная тревожность. Среди детей группы «А» наблюдается мягкость, последовательность и сильные положительные чувства, исходящие от ребенка к родителям. Среди

102

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Jij- 2015, Том 21

Таблица 1

Результаты исследования Р. Альтемейера (1988)

Средний ранг Отклонение Средняя корреляция Альфа Кронбаха

Дети/студенты Родители Дети/студенты Родители

17,7 25,0 161 186 0,55 0,92

Результаты адаптации методики

Средний ранг Отклонение Средняя корреляция Альфа Кронбаха

Дети/студенты Родители Дети/студенты Родители

15,7 23,0 151 176 0,54 0,90

группы «Б» доминирует согласие, принятие и средние положительные чувства к родителям. Ни в первой, ни во второй группе не наблюдаются сильные и / или средние исходящие отрицательные чувства. В группе «А» у родителей показатель «контроля» немного сильнее коррелирует с показателями «близости» (г = 0,77) и «сотрудничества» (г = 0,79), чем два последних друг с другом (г = 0,70). На выборке студентов все 3 коэффициента корреляции почти не отличались (0,69 < г < 0,72). В группе «Б» у родителей «согласие» коррелирует с показателями «принятия» (г = 0,79), у студентов сильнее видна корреляция между понятиями «непоследовательность» и «строгость» (г = 0,76). Все распределения были близки к нормальным (показатели асимметрии на обеих группах лежали в пределах [-0,60; -0,18], эксцесса - [-0,34; -0,01]).

Сопоставительный анализ отдельных показателей религиозности (независимо от интенсивности религиозной жизни) у христиан и мусульман выявил существенные межгрупповые различия на уровне р < 0,01 по всем показателям, ниже всех данный показатель среди респондентов идентифицирующих себя как «буддист».

Что касается непосредственно Шкалы Религиозного Акцентирования, то в группе «А» религиозному воспитанию уделяется большое внимания, что, конечно, является вполне ожидаемым явлением. На уровне р < 0,01 проявляется связь между контролем со стороны родителей и их ожиданию от приложенных усилий во время религиозной социализации. В этой группе у родителей показатель «контроля» коррелирует с такими явлениями как «посещение Воскресной школы» и «Обсуждение нравственных «можно» и «нельзя»» (г = 0,81). Студенты группы «А» не рассматривают такой контроль со стороны родителей, как авторитаризм, воспринимая ситуацию, как нормальную. Наибольшее влияние на детей, по мнению родителей, оказало «посещение храма» (г = 0,86) и «изучение религиозного знания» (г = 0,81).

В группе «Б» религиозному воспитанию не уделяется должное внимание, «согласие» и «принятие» коррелирует с понятиями «Соблюдение религиозных праздников» и «Быть хорошим представителем своей веры» (г = 0,72). Наибольшее влияние на детей, по мнению родителей этой группы, оказало по-

сещение «Воскресной школы» (r = 0,75).

Средние балы в шкале 15,7 для студентов и 23,0 для родителей; отклонение составило 151 и 176 соответственно. Средняя корреляция инструментов для этих 10 вопросов была 0,54 с результирующим коэффициентом альфа Кронбаха равным 0,90, совпадающим для студентов и их родителей. Эти данные практически не отличаются от результатов, полученных автором методики Р. Альтемейром в 1988 году (см. табл. 1).

Были проверены внутренняя консистентность и ретестовая надежность шкалы. Первый показатель определялся на основной выборке, второй - определялся на выборке 49 студентов и 60, опрошенных с интервалом 3-4 недели. Значения коэффициента альфы Кронбаха достаточно высокие и свидетельствуют о внутренней надёжности шкалы высокой устойчивости диагностируемых показателей. Анализ показал наличие тесных корреляций между показателями шкал в методике, с одной стороны, и показателями методики И.М. Марковской «Взаимодействие родитель -ребенок», с другой. Коэффициент корреляции результатов rs Спирмена составил 0,680 при уровне значимости p<0,01. Результаты, полученные в ходе опроса, данные, характеризующие внутреннюю и ретестовую надежность, дают основание использовать методику в исследованиях.

Заключение

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.

1. Результаты апробации опросника «Religious Emphasis Scale» / Шкала Религиозного Акцентирования позволяют рассматривать его как надёжное и валидное диагностическое средство, он полностью удовлетворяет современным требованиям психодиагностики.

2. Использование опросника наиболее оптимально будет проходить среди респондентов с высоким уровнем религиозности. При этом опросник универсален и эффективен для работы с любыми религиозными организациями.

3. Опросник будет эффективен при исследовании религиозной социализации, религиозного образования и воспитания, в комплексных исследованиях семей.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика Jii- № 4

103

Несомненно, что представленные в этой статье данные и результаты, представляют собой необходимый минимум, предъявляемый к апробации методики. Широкое ее применение в эмпирических исследованиях и при решении прикладных задач -дело будущего.

Библиографический список

1. Марковская И.М. Взаимодействие родитель -ребенок // Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь, 2005. - 150 с. - С. 29-39.

2. Медведева Е.Н. Проблема методологии исследования в отечественной психологии религии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. -2014. - Т. 14. - Вып. 4. - С. 78-83.

3. Фолиева Т.А. На грани: формирование идентичности и религиозности в приграничных рай-

онах // Межкультурный диалог в современном российском регионе: историческая ретроспектива и проблема построения. - Волгоград, 2013. -С. 40-52.

4. Altemeyer B. Enemies of freedom: understanding right-wing authoritarianism. - San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1988. - 378 p.

5. Altemeyer B. Right-wing authoritarianism. -[Winnipeg]: University of Manitoba Press, 1981. -352 p.

6. Measures of religiosity / edited by Peter C. Hill and Ralph W. Hood, Jr. - Birmingham, Ala.: Religious Education Press, 1999. - 531 p.

7. The Religious Emphasis Scale // Measures of religiosity / edited by Peter C. Hill and Ralph W. Hood, Jr. - Birmingham, Ala.: Religious Education Press, 1999. - P. 208-210.

УДК 159.9:62

Масаева Зарема Вахаевна

кандидат психологических наук, доцент Чеченский государственный университет, г. Грозный

Кагермазова Лаура Цраевна

доктор психологических наук, профессор Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова

masaeva-2009@mail.ru, laura07@yandex.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье раскрывается психологическая оценка организации труда в педагогическом коллективе дошкольного образовательного пространства. Педагогический коллектив, выступая в качестве субъекта собственного развития, является для дошкольников ближайшим трудовым коллективом. Он служит им своеобразной моделью, по которой они составляют свои представления о других объединениях взрослых. Профессиональная компетентность педагогического работника по-разному проявляется и реализуется в зависимости от его ближайшего окружения, прежде всего от психологического климата в дошкольной образовательной организации. Благоприятный социально-психологический климат педагогического коллектива является основой для эффективной деятельности педагогических работников и повышения их творческой активности. Существенное влияние климат оказывает на удовлетворённость трудом педагогов. Полученные результаты в процессе проведенного исследования по изучению психологической оценки организации труда в педагогическом коллективе системы дошкольного образования показали, что имеется потребность в корректировке психологической атмосферы в педагогическом коллективе.

Ключевые слова: педагогический коллектив, социально-психологический климат коллектива, дошкольное образование, психологическая оценка организации труда, удовлетворенность и неудовлетворенность трудом, локус контроля, профессионально-важные качества.

Социально-экономические преобразования, идущие в обществе, неизбежно ведут к ломке устоявшихся стереотипов в сознании, деятельности, отношениях и общении людей. Трудности, связанные с ломкой этих стереотипов, нежелание части людей приобретать новые, порождают социальную и психологическую напряженность, конфликтность, непонимание и другие негативные явления.

Проблема развития сплоченности педагогического коллектива теоретически актуальна и практически значима. Существует простая истина: успешная совместная работа возможна лишь тогда, когда её участники могут прийти к согласию, найти общий язык. Поэтому в педагогическом кол-

лективе благоприятный психологический климат крайне необходим. Основными слагаемыми психологического климата выступают взаимоотношения педагогов в коллективе, их настроение, удовлетворенность работой.

На стадии усвоения нравственных норм через систему личностных ценностей человек, используя все механизмы порождения смыслов, приходит к «полаганию» смыслов - когда смысл постигаемого содержания раскрывается через особый экзистенциальный акт, в котором субъект своим сознательным и ответственным решением устанавливает значимость чего-либо в своей жизни [1, с. 4].

Современная жизнь требует от человека любой профессии напряжения всех нравственных и фи-

104

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21

© Масаева З.В., Кагермазова Л.Ц., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.