Научная статья на тему 'Адаптация коррекционно-развивающих программных комплексов для реабилитации лиц с последствиями острого нарушения мозгового кровообращения'

Адаптация коррекционно-развивающих программных комплексов для реабилитации лиц с последствиями острого нарушения мозгового кровообращения Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
176
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Auditorium
Ключевые слова
ОСТРОЕ НАРУШЕНИЕ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ / РЕЧЕВОЕ НАРУШЕНИЕ / ИНВАЛИДНОСТЬ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Тверская О.Н., Сычева Т.С.

В статье рассматриваются возможности восстановления речевой функции у лиц с последствиями острого нарушения мозгового кровообращения средствами коррекционно-развивающих программных комплексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Тверская О.Н., Сычева Т.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация коррекционно-развивающих программных комплексов для реабилитации лиц с последствиями острого нарушения мозгового кровообращения»

УДК 616.89-008.434.5

АДАПТАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММНЫХ КОМПЛЕКСОВ ДЛЯ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ОСТРОГО НАРУШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ

© 2019 О. Н. Тверская1, Т. С. Сычева2

1канд. пед. наук, завкафедрой логопедии и коммуникативных технологий

e-mail: tveron @ rambler. ru

2обучающаяся 4 курса, направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия e-mail: tata.sycheva11 @gmail.com

Россия, Пермь, ФГБОУВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

В статье рассматриваются возможности восстановления речевой функции у лиц с последствиями острого нарушения мозгового кровообращения средствами коррекционно-развивающих программных комплексов.

Ключевые слова: острое нарушение мозгового кровообращения, речевое нарушение, инвалидность, реабилитация, коррекционно-развивающий программный комплекс.

На сегодняшний момент на территории Российской Федерации сохраняется тенденция к увеличению числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, среди как детского, так и взрослого населения. Одним из часто встречающихся инвалидизирующих факторов взрослого населения является острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК) [Ковальчук 2013], которое влечет за собой серьезные нарушения двигательных, речевых и когнитивных функций. Чаще всего нарушение речи при ОНМК проявляется по типу афазии (различных форм и степени выраженности).

Под афазией понимается системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях головного мозга, охватывает разные уровни организации речи, влияет на ее связи с другими психическими процессами и приводит к расстройству всей психической сферы человека, нарушая прежде всего коммуникативную функцию речи [Цветкова].

Последствия ОНМК могут быть настолько серьезными, что приводят к социальной дезинтеграции человека, потере трудоспособности, что впоследствии может привести к выведению человека на группу инвалидности [Ковальчук 2013]. Поэтому восстановительное обучение пациентов с последствиями ОНМК является большой социальной проблемой. Разработка и совершенствование методов для восстановления речевой функции у пациентов с последствиями ОНМК на сегодняшний момент становится актуальным и приоритетным направлением развития логопедической помощи в системе как здравоохранения, так и социальной защиты (согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. № 928н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения» логопед входит в состав мультидисциплинарной бригады медицинской реабилитации) [Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.11.2012 г.].

Раздел 2. ВАРИАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С ОВЗ

Традиционно занятия по восстановлению речевой функции при афазии логопеды здравоохранения и социальной защиты выстраивают на основе методик Т.Г. Визель, М.К. Шохор-Троцкой (Бурлаковой), В.М. Шкловского, Л.С. Цветковой Л.С., Л.Б. Клепацкой, Н.В. Кошелевой и др. Данные методики зарекомендовали себя как успешные и эффективные, но в практике работы логопедов, работающих с данной категорией пациентов, недостаточно применяются технические средства обучения (ТСО).

В рамках исследовательской работы нами был проведен анализ программно-методического обеспечения центров реабилитации инвалидов г. Перми и Пермского края, который также показал, что в центрах практически отсутствуют коррекционно-развивающие программные комплексы для восстановления речевой функции у пациентов с последствиями ОНМК.

Однако в центрах имеются коррекционно-развивающие программы и тренажеры, предназначенные для коррекции речевых нарушений у детей: аппаратно-программный комплекс «Дельфа-142», коррекционно-развивающий программный комплекс «Живой звук 3.01», тренажер мультисенсорный «ИНТОН-М», программно-индикаторный комплекс БОС (Речь. Развитие речи) и др.

Изучив методические рекомендации к коррекционно-развивающим программным комплексам: «Дельфа-142», «Живой звук 3.01», «ИНТОН-М», БОС (Речь. Развитие речи), мы предположили, что для работы с пациентами с последствиями ОНМК можно адаптировать коррекционно-развивающий программный комплекс для неслышащих и слабослышащих детей с нарушениями речи «Живой звук 3.01», так как программный комплекс направлен на коррекцию нарушения речи разной степени тяжести и различных структурных компонентов речи (голоса, дыхания, звукопроизношения), а также устранение таких речевых нарушений как ринолалия, алалия, афазия, заикание [Овсяник, Мороз 2013].

Программа «Живой звук 3.01» состоит из 12 модулей, плюс модуль «База данных». Изучив каждый модуль программы, мы считаем, что для работы с пациентами с последствиями ОНМК можно адаптировать следующие модули: «Водопад», «Дом», «Животные», так как данные модули предназначены для работы над речевым дыханием, голосом и ритмико-интонационной стороной речи; «Профили», так как с помощью данного модуля можно наглядно увидеть расположение органов артикуляции каждого звука, его можно использовать при постановке, автоматизации и дифференциации звуков; «Учись произносить звуки» модуль направлен на формирование звукопроизношения и включения изученных звуков в речь; «Автоматизация произношения», т.к. в модуле представлены стихи, поговорки, скороговорки, с помощью которых отрабатывается темп и ритм речи, логическое ударение, звукопроизношение [Овсяник, Мороз 2013]. Модуль «База данных» останется неизменным. Сюда вносятся данные о пациенте, даты занятий, виды и результаты работы. База данных позволит систематизировать материал, касающийся одного пациента, и отслеживать результаты коррекционной работы.

Несмотря на то что программа предназначена для коррекции афазии, однако в речевом материале не учтены потребности взрослых пациентов с данным нарушением. Но так как программа позволяет вносить изменения в каждый модуль и дополнять его, мы адаптировали обучающий материал под возрастные особенности пациентов.

Например, в модуле «Автоматизация произношения» мы заменили речевой материал, подобрав скороговорки, поговорки и стихи в соответствии с возрастом и возможностями пациентов. Кроме того нами разработаны подробные конспекты логопедических занятий с технологическими картами применения адаптированных модулей программы на разных этапах логопедического воздействия с учетом формы

Auditorium. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 2 (22)

Тверская О. НСычева Т. С.

Адаптация коррекционно - развивающих программных комплексов для реабилитации лиц с последствиями острого нарушения мозгового кроообращения

афазии, степени ее выраженности и этапа восстановительного обучения.

На сегодняшний момент адаптированный коррекционно-развивающий программный комплекс «Живой звук 3.01» апробируется в работе с пациентами с последствиями ОНМК в КГАУ «Центр комплексной реабилитации инвалидов» г. Перми. И мы наблюдаем высокий интерес пациентов к занятиям с использование данного комплекса, а также положительную динамику коррекционно-восстановительного обучения.

В дальнейшем планируется выпустить подробные методические рекомендации применения данной адаптированной программы в реабилитационных центрах для восстановления речевой функции у пациентов с последствиями ОНМК.

Библиографический список

Ковальчук В.В. Инсульт. Причины и профилактика. Осложнение и восстановление. М.: Медицина, 2013.

Овсяник В.П., Мороз Б.С. Мультимедийное обеспечение для неслышащих и слабослышащих детей с нарушением речи «Живой звук 3.01». Описание и инструкция по эксплуатации. К.: НПП «ВАБОС», 2013 3 с.

Овсяник В.П., Мороз Б.С. Мультимедийное обеспечение для неслышащих и слабослышащих детей с нарушением речи «Живой звук 3.01». Методические рекомендации по использованию программы. К.: НПП «ВАБОС», 2013. 25 с.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. № 928н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения». [Электронный ресурс: http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/70234856/1 (дата обращения: 22.02.2019).

Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение: учеб. ... пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/7/0270/7 0270-1.shtml (дата обращения: 05.02. 2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.