https://doi.org/10.24412/2412-9062-2024-3-9 УДК 159.99
АДАПТАЦИЯ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ
Константинов В.В., Максимова Н.А.
Пензенский государственный университет
ADAPTATION OF CHINESE STUDENTS AT VARIOUS STAGES OF STUDY AT A RUSSIAN UNIVERSITY
Vsevolod V. Konstantinov, Natalya A. Maksimova
Penza State University
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме исследования адаптированности иностранных студентов на разных этапах обучения в условиях получения высшего образования в России. В ходе исследования было установлено, что у иностранных студентов на начальных стадиях адаптационного процесса преобладают конфликтные и не конструктивные типы адаптации. Успешность адаптации сказывается на динамике изменений типов, проявляясь в увеличении адаптивности к третьему и четвёртому курсам, что свидетельствует о положительном влиянии на адаптацию к языковой среде и формировании социальной принадлежности, подкрепленной активным взаимодействием и стремлением к расширению социальных связей.
адаптация, адаптированность, иностранные студенты, этапы обучения.
The article is dedicated to the pressing issue of studying the adaptability of foreign students at different stages of education in the context of higher education in Russia. The study found that at the initial stages of the adaptation process, foreign students tend to exhibit conflictual and non-constructive types of adaptation. The success of adaptation is reflected in the dynamics of changes in types, showing an increase in adaptability by the third and fourth years, indicating a positive impact on adaptation to the language environment and the formation of social belonging, supported by active interaction and a desire to expand social connections.
Keywords: adaptation, adaptability, foreign students, stages of education.
Ключевые слова:
Abstract.
А
ктуальность исследования. Усиление международного сотрудничества и разнообразные программы обмена студентами позволяют расширить образовательные возможности и укрепить присутствие иностранных студентов в нашей стране. Проблемным, в условиях новой образовательной среды, является формирование адаптационного потенциала, готовности студента взаимодействовать в новых образовательных условиях, межличностных отношениях, этнокультурном своеобразии. Иностранные студенты, попадая в новую социокультурную среду, проходят длительный процесс трансформации, который включает усвоение норм, ценностей и правил, приобретение необходимых навыков и умений для успешного функционирования в новой среде. Целью данного процесса является интеграция, налаживание взаимодействия с новой средой, реализация личностного потенциала и адаптация к условиям нового социокультурного контекста. Адаптированность выступает результатом процесса адаптации в новых условиях. В этой связи значимым является оценка динамики адаптированности иностранных студентов на разных этапах обучения.
Методологическими основаниями нашего исследования выступили теории адаптации личности (Ф.Б. Березин, М.В. Григорьева, Т.Д. Дубовицкая, А.Л. Журавлев, С.А. Иванчин, В.В. Константинов А.А. Налчаджян) [2; 7; 8; 9; 10, 12; 15; 17], эмпирические исследования, посвященные адаптации иностранных студентов (Л.Ф. Анн-Вилсон, Е.А. Беляева, Е.А. Бондарь, Т.В. Самосенкова, М.И. Ситникова, Л.Н. Ваулина, Н.А. Коношенко, А.Д. Гладуш, Г.Н. Трофимова, В.М. Филиппов, Н.Ю. Иванов, М.П. Цынзак, С.С. Степанова, М.Ш. Каппушева, А.С. Байрамукова, О.П. Башкаева, Д.А. Крамаренко, М.Ю. Чибисова, Е.А. Верченова, R. An, S. Chiang, T.G. Arkadyeva, M.I. Vasilyeva,
S.S. Vladimirova, T.G. Shari, N.S. Fedotova, K.R. Barieva, T. Jay, J. Rose, L.O. Milligan) [1; 3; 4; 5; 6; 11; 14; 16; 18; 19; 20; 21; 22].
Целью нашего исследования стало изучение динамики адаптированности китайских студентов на этапах обучения в российском вузе.
Методы исследования: психодиагностическое тестирование (методика «Адаптация личности к новой социокультурной среде» Л.В. Янковского), математические методы анализа психологических данных (сравнительный анализ - t-критерий Стьюдента), интерпретационные методы.
Выборка исследования: 510 китайских студентов, обучающихся по программам высшего образования в России (65,2 % женщин, n = 333, 34,8 % мужчин, n = 177), от 18 до 28 лет (M = 23,1, SD = 3,7). База исследования - вузы, включенные в китайско-российскую программу обмена иностранными студентами: Пензенский государственный университет (ПГУ), ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет (ЧГПУ), Ганьнаньский педагогический университет (GNU), Китай. Выделены следующие этапы обучения: 0 срез - этап поступления, далее 1, 2, 3, 4 курсы обучения. С целью установления значимых различий и подтверждения гипотезы о зависимости адаптированности от этапа обучения в условиях высшего образования, был использован f-критерий Стьюдента для несвязанных выборок. Проведены парные сравнения данных. Результаты представлены в таблицах 1, 2.
Таблица 1
Динамика адаптированности китайских студентов на разных этапах обучения
№ Типы адаптации Этапы обучения
0 срез n = 102 1 курс n = 123 2 курс n = 112 3 курс n = 90 4 курс n = 83
М SD М SD М SD М SD М SD
1 адаптивность 7,4 ±2,6 6 ±2,7 8,7 ±2,8 9,7 ±2,69 9,2 ±2,9
2 конформность 5,1 ±3,2 4,3 ±2,3 5,1 ±3,1 6,2 ±2,9 5,3 ±1,3
3 интерактивность 7,88 ±2,3 6,33 ±3,5 9,7 ±2,6 10,2 ±2,4 9,34 ±2,6
4 депрессивность 1,69 ±0,9 3,1 ±2,2 4,14 ±2,17 3,28 ±2,25 2,06 ±1,2
5 ностальгия 3,2 ±2,2 5,4 ±3,06 6,5 ±2,9 5,9 ±3,2 5,3 ±3,16
6 отчужденность 1,69 ±0,67 3,6 ±2,4 2,5 ±1,8 2,09 ±1,35 1,6 ±1,19
Таблица 2
Сравнительный анализ типов адаптации иностранных студентов на разных курсах обучения
№ Типы адаптации Этапы обучения (курсы)
0-1 0-2 0-3 0-4 1-2 1-3 1-4 2-3 2-4 3-4
1 адаптивность - 3,9* 4,3* * OJ 4, 6,1* 11,7** 14,4** 3,6* 2,8* -
2 конформность - - - - - - - - - -
3 интерактивность - 6,6* 8,4* 7,4* 3,6* 12,5** 4,3* - - -
4 депрессивность 3,6* 3,7* - - - - - - 3,9* -
5 ностальгия 3,6* 3,9* - 3,9* - - - - - -
6 отчужденность 2,6* - - - - - - - - -
Примечание: * выделены коэффициент 1, имеющий значимые различия в выделенных группах.
Таким образом, в результате по парного сравнения данных, получены следующие данные:
1. Значения по типу «адаптивность» возрастает к третьему курсу обучения. Тенденция к увеличению адаптивности сохраняется и на четвёртом курсе. Значимые различия получены на всех этапах обучения. Погружаясь в языковую среду, со временем, иностранные студенты успешно адаптируются. У них формируется социальная принадлежность к учебной группе, сложившемуся в вузе окружению. Данный факт позитивно влияет на эмоциональное и социальное благополучие иностранного студента. Принадлежность к группе, чувство защищенности, удовлетворенность от занятости и включенности в учебный и социальный контекст, создают условия для межкультурной адаптации. Формируется готовность к самореализации в условиях принимающего сообщества.
2. По типу «конформность» не получено значимых различий. Общие тенденции свидетельствуют об увеличении показателей на втором курсе, с 4,3 до 6,2 баллов на третьем курсе, после чего они снижаются до 5,3 баллов на четвёртом курсе. Контекст социальной среды на
третьем курсе, нормы поведения, основные ценности и взаимодействие с окружающими оказывают существенное влияние на формирование типа адаптированности у иностранных студентов. Если принять во внимание сложность учебных задач и требований, то можно предположить, что уровень конформности может возрастать в попытке соответствовать академическим стандартам.
3. По типу «интерактивность» получены значимые различия по всем этапам обучения. Среднебальные значения увеличиваются с 6,33 на первом курсе до 10,2 на третьем курсе, с некоторым снижением к 9,34 на четвёртом курсе. Подобная динамика описывает этап интеграции иностранных студентов, который сопровождается активным взаимодействием со средой, стремлением к расширению социальных связей, ориентацией на сотрудничество с опорой на социальные, нормы и ожидания страны пребывания.
4. Динамика значений по типу «депрессивность» у иностранных студентов свидетельствует о сохранении значимости данного типа вплоть до второго, третьего курса обучения. Наблюдается увеличение депрессивности с 3,1 на втором курсе до 4,14 на третьем курсе, но с последующим снижением до 2,06 на четвёртом курсе. Данный факт может быть объяснен сочетанием разных факторов: продолжительностью адаптационного процесса, увеличением сложности академической нагрузки и трудностями, связанными с пониманием учебной программы, а также стрессовыми ситуациями.
5. По шкале «ностальгия» полученные данные возрастают с 5,4 баллов на первом курсе до 6,5 баллов на втором курсе, но затем снижаются до 5,3 баллов на четвёртом курсе. Выраженность значений находится на среднем уровне. Ностальгические тенденции становятся значимыми у иностранных студентов в силу сложных эмоционально насыщенных состояний, которые они переживают вдали от Родины, сталкиваясь с трудностями адаптации к новым условиям социального взаимодействия. Ностальгические чувства позволяют сохранять иностранным студентам характеристики своей идентичности, укреплять связь с прошлым в новых условиях пребывания.
Бальные значения по типу «отчужденность» увеличиваются с 3,6 на втором курсе до 2,09 на четвёртом курсе, показывая некоторое снижение в процессе адаптации. Различия получены на этапе культурного шока. Иностранные студенты теряют опору, характеристики идентичности, которые до этого времени выступали ресурсом для дальнейших процессов социализации и адаптации. Утрата индивидуальности, беспомощность и дезорганизация сопровождает их на первичном этапе адаптации. Также отчужденность как тип адаптации может быть следствием вынужденной изоляции студентов. Иностранные студенты оторваны от своего привычного социума, группы сверстников, друзей, близких. И в ситуации образовательной миграции, в силу сложившихся обстоятельств, им сложно адаптироваться к условиям пребывания и социального взаимодействия.
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о динамике типов адаптированности иностранных студентов на различных этапах обучения в принимающем сообществе.
В условиях адаптационного процесса, у иностранных студентов на начальных стадиях проявляются конфликтные и не конструктивные типы адаптации. Однако успешность адаптации иностранных студентов проявляется в динамике изменений типов: адаптивность иностранных студентов возрастает к третьему курсу обучения, поддерживаясь на высоком уровне и на четвёртом курсе, что свидетельствует об успешной адаптации к языковой среде и формировании социальной принадлежности. Тенденция к увеличению интерактивности сохраняется на протяжении всего периода обучения, что отражается в активном взаимодействии с окружающей средой и стремлении к расширению социальных связей. С увеличением сложности образовательной нагрузки наблюдается снижение уровня депрессивности у студентов, что свидетельствует о приспособлении к новым условиям и снижении стрессовых ситуаций.
Заключение. Адаптированность иностранных студентов увеличивается в процессе адаптации, достигая нормативных значений к третьему курсу, остается на высоком уровне на четвёртом курсе. Это указывает на успешную адаптацию студентов к языковой среде и формирование у них социальной принадлежности к учебной группе. Рост темпов интерактивности происходит на протяжении всех этапов адаптации, что свидетельствует об их активном взаимодействии с окружающей средой, стремлении к расширению социальных связей и сотрудничеству. Размерность показателей депрессивности увеличивается к третьему курсу и снижается на четвертом. Ностальгия как тип адаптированности повышается к началу обучения, но со временем ее выраженность снижается. Характеристики отчужденности у иностранных студентов снижаются после фазы культурного шока. Иностранные студенты, имеющие низкие темпы адаптации в условиях получения высшего образования в России, нуждаются в специальных средствах поддержки.
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Анн-Вилсон Л.Ф. Социально-психологические особенности межкультурной адаптации российских студентов в Германии : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. - Казань, 2003. - 174 с.
2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин; АН СССР, Дальневост. отд-ие, Ин-т биол. пробл. Севера, М-во здравоохранения СССР, 1-й Моск. мед. ин-т им. И.М. Сеченова. - Л. : Наука. Ленингр. отд-ие, 1988. - 267 с.
3. Беляева Е.А. Адаптация китайских студентов в поликультурной среде российской высшей школы в период дистанционного обучения / Е.А. Беляева // Koinon. - 2022. - Т. 3. - № 2. -С.215-226.
4. Бондарь Е.А. Освоение образовательных программ в вузах РФ: адаптационная готовность иностранных граждан : монография / Е.А. Бондарь, Т.В. Самосенкова, М.И. Ситникова. -Белгород : Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2021. -256 с.
5. Ваулина Л.Н. Межкультурная адаптация иностранных студентов / Л.Н. Ваулина, Н.А. Ко-ношенко // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2014. -№ 3. - С. 225-227. - URL : https://eJanbook.com/journal/issue/291893 (дата обращения 04.03.2024). (Режим доступа: для авториз. пользователей).
6. Гладуш А.Д. Социально-культурная адаптация иностранных граждан к условиям обучения и проживания в России : учеб. пособие / А.Д. Гладуш, Г.Н. Трофимова, В.М. Филиппов. - М. : РУДН, 2008. - 146 с.
7. Григорьева М.В. Понятийный аппарат психологии адаптации личности / М.В. Григорьева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2014. - Т. 3. - № 3. - С. 259-263.
8. Григорьева М.В. Адаптационная готовность личности в современных условиях развития общества / М.В. Григорьева, А.Р. Вагапова, Л.Е. Тарасова [и др.]; Под ред. М.В. Григорьевой. -Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2016. - 124 с. - URL : http://books.sgu.ru/monographs/978-5-292-04488-8
9. Дубовицкая Т.Д. Проблема адаптации студентов в вузе в условиях смены культурно-образовательной среды / Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова // Высшее образование сегодня. -2009. - № 11. - С. 77-80.
10. Журавлёв А.Л. Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / А.Л. Журавлёв; Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 624 с.
11. Иванов Н.Ю. Адаптация китайских студентов к российской образовательной среде (на материале авторефератов диссертаций) / Н.Ю. Иванов, М.П. Цынзак, С.С. Степанова // Профессиональное образование и рынок труда. - 2023. - Т. 11. - № 3. - С. 123-133. - URL : https://doi.org/10.52944/P0RT.2023.54.3.008
12. Иванчин С.А. Детерминанты формирования адаптационной готовности к учебной деятельности иностранных студентов / С.А. Иванчин, В.В. Константинов // Обзор педагогических исследований. - 2021. - Т. 3. - № 4. - С. 239-244.
13. Иванчин С.А. Приехавшие учиться: формирование адаптационной готовности к учебной деятельности у иностранных студентов / С.А. Иванчин, В.В. Константинов. - Пенза : Пензенский государственный университет, 2023. - 200 с.
14. Каппушева М.Ш. Педагогические условия адаптации иностранных студентов, обучающихся в российских вузах / М.Ш. Каппушева, А.С. Байрамукова, О.П. Башкаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - № 79-2. - URL : https://cyberleninka.ru/article/nZ pedagogicheskie-usloviya-adaptatsii-inostrannyh-studentov-obuchayuschihsya-v-rossiyskih-vuzah (дата обращения 14.05.2024).
15. Константинов В.В. Системно-динамический подход к социально-психологической адаптации мигрантов / В.В. Константинов // Человеческий капитал. - 2018. - № 4(112). - С. 49-62.
16. Крамаренко Д.А. Сложности адаптация иностранных студентов в российском ВУЗе / Д.А. Крамаренко // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. -2024. - № 04 (93). - URL : https://scipress.ru/pedagogy/articles/slozhnosti-adaptatsiya-inostrannykh-studentov-v-rossijskom-vuze.html (дата обращения 22.04.2024).
17. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А.А. Налчаджян. -2-е изд., перераб. и доп. - М. : Эксмо, 2010. - 368 с.
18. Чибисова М.Ю. Языковая компетентность, развитие группы и социометрический статус иностранных студентов в российском вузе (на примере исследования китайских студентов) / М.Ю. Чибисова, Е.А. Верченова // Социальная психология и общество. - 2017. - Т. 8. - № 1. -С.93-107.
19. An R. International students' culture learning and cultural adaptation in China / R. An, S. Chiang // Journal of Multilingual and Multicultural Development. - 2015. - № 36(7). - Р. 661-676.
20. Arkadyeva T.G. Models of adaptation of foreign students at the Russian university / T.G. Arkadyeva, M.I. Vasilyeva., S.S. Vladimirova, T.G. Shari, N.S. Fedotova // Education Transformation Issues. -2015. - № 1. - P. 180-191.
21. Barieva K.R. Multiculturalism in Education: Barriers of Communicative Creativity in the Case of Nonresident and Foreign Students in Group Training tasks Solving / K.R. Barieva // Social and Behavioral Sciences. - 2017. - Vol. 237. - P. 299-304. - URL : https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2017.02.081. -URL : https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042817300812
22. Jay T. Adoption, adaptation, and integration: renegotiating the identity of educational research through interdisciplinarity / T. Jay, J. Rose, L.O. Milligan // International Journal of Research and Method in Education. - 2017. - Vol. 40. - № 3. - P. 223-230.
References:
1. Ann-Wilson L.F. Social and psychological features of intercultural adaptation of Russian students in Germany : dis. ... candidate of psychological sciences: 19.00.05. - Kazan, 2003. - 174 p.
2. Berezina F.B. Mental and psychophysiological adaptation of man / F.B. Berezina; USSR Academy of Sciences, Far Eastern Branch, Institute of Biological Problems of the North, USSR Ministry of Health, 1st Moscow Medical Institute named after I.M. Sechenov. - L. : Science. Leningrad Branch, 1988. - 267 p.
3. Belyaeva E.A. Adaptation of Chinese students in the multicultural environment of Russian higher education during distance learning / E.A. Belyaeva // Koinon. - 2022. - Vol. 3. - № 2. - P. 215226.
4. Bondar E.A. Mastering educational programs in Russian universities: adaptation readiness of foreign citizens : monograph / E.A. Bondar, T.V. Samosenkova, M.I. Sitnikova. - Belgorod : Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, 2021. - 256 p.
5. Vaulina L.N. Intercultural adaptation of foreign students / L.N. Vaulina, N.A. Konoshenko // Bulletin of the Kostroma State University named after N.A. Nekrasov. - 2014. - № 3. - P. 225-227. - URL : https://eJanbook.com/journal/issue/291893 (date of application 04.03.2024). (Access mode: for authorized users).
6. Gladush A.D. Social and cultural adaptation of foreign citizens to the conditions of study and residence in Russia : tutorial / A.D. Gladush, G.N. Trofimova, V.M. Filippov. - M. : RUDN, 2008. - 146 p.
7. Grigorieva M.V. Conceptual apparatus of the psychology of personality adaptation / M.V. Grigorieva // News of the Saratov University. New series. Acmeology of education. Psychology of development. - 2014. - Vol. 3. - № 3. - P. 259-263.
8. Grigorieva M.V. Adaptation readiness of the individual in modern conditions of society development / M.V. Grigorieva, A.R. Vagapova, L.E. Tarasova [and others]; Ed. by M.V. Grigorieva. - Saratov : Publishing house of the Saratov University, 2016. - 124 p. - URL : http://books.sgu.ru/mono graphs/978-5-292-04488-8
9. Dubovitskaya T.D. The Problem of Adaptation of Students at a University in the Context of Changing Cultural and Educational Environment / T.D. Dubovitskaya, A.V. Krylova // Higher Education Today. - 2009. - № 11. - P. 77-80.
10. Zhuravlev A.L. Psychology of Adaptation and Social Environment: Modern Approaches, Problems, Prospects / A.L. Zhuravlev; Editor-in-Chief L.G. Dikaya, A.L. Zhuravlev. - M. : Publishing House «Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences», 2007. - 624 p.
11. Ivanov N.Yu. Adaptation of Chinese Students to the Russian Educational Environment (Based on Dissertation Abstracts) / N.Yu. Ivanov, M.P. Tsynzak, S.S. Stepanova // Professional Education and the Labor Market. - 2023. - Vol. 11. - № 3. - P. 123-133. - URL : https://doi.org/10. 52944/PORT.2023.54.3.008
12. Ivanchin S.A. Determinants of the Formation of Adaptive Readiness for Academic Activities of Foreign Students / S.A. Ivanchin, V.V. Konstantinov // Review of Pedagogical Research. - 2021. -Vol. 3. - № 4. - P. 239-244.
13. Ivanchin S.A. Those who came to study: the formation of adaptive readiness for educational activities in foreign students / S.A. Ivanchin, V.V. Konstantinov. - Penza : Penza State University, 2023. - 200 p.
14. Kappusheva M.Sh. Pedagogical conditions for the adaptation of foreign students studying in Russian universities / M.Sh. Kappusheva, A.S. Bairamukova, O.P. Bashkaeva // Problems of modern pedagogical education. - 2023. - № 79-2. - URL : https://cyberleninka.ru/article/nZpedagogicheskie-usloviya-adaptatsii-inostrannyh-studentov-obuchayuschihsya-v-rossiyskih-vuzah (date of application 14.05.2024).
15. Konstantinov V.V. System-dynamic approach to socio-psychological adaptation of migrants / V.V. Konstantinov // Human capital. - 2018. - № 4(112). - P. 49-62.
16. Kramarenko D.A. Difficulties of adaptation of foreign students in a Russian university / D.A. Kramarenko // The world of pedagogy and psychology: international scientific and practical journal. - 2024. - № 04(93). - URL : https://scipress.ru/pedagogy/articles/slozhnosti-adaptatsiya-inostran nykh-studentov-v-rossijskom-vuze.html (date of application 04/22/2024).
17. Nalchadzhyan A.A. Psychological adaptation: mechanisms and strategies / A.A. Nalchadzhyan. - 2nd edition, revised and supplemented. - M. : Eksmo, 2010. - 368 p.
18. Chibisova M.Yu. Language competence, group development and sociometric status of foreign students at a Russian university (based on a study of Chinese students) / M.Yu. Chibisova, E.A. Ver-chenova // Social Psychology and Society. - 2017. - Vol. 8. - № 1. - P. 93-107.
19. An R. International students' culture learning and cultural adaptation in China / R. An, S. Chiang // Journal of Multilingual and Multicultural Development. - 2015. - № 36(7). - Р. 661-676.
20. Arkadyeva T.G. Models of adaptation of foreign students at the Russian university / T.G. Arkadyeva, M.I. Vasilyeva., S.S. Vladimirova, T.G. Shari, N.S. Fedotova // Education Transformation Issues. -2015. - № 1. - P. 180-191.
21. Barieva K.R. Multiculturalism in Education: Barriers of Communicative Creativity in the Case of Nonresident and Foreign Students in Group Training tasks Solving / K.R. Barieva // Social and Behavioral Sciences. - 2017. - Vol. 237. - P. 299-304. - URL : https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2017.02.081. -URL : https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042817300812
22. Jay T. Adoption, adaptation, and integration: renegotiating the identity of educational research through interdisciplinarity / T. Jay, J. Rose, L.O. Milligan // International Journal of Research and Method in Education. - 2017. - Vol. 40. - № 3. - P. 223-230.
Информация об авторах
Константинов Всеволод Валентинович
доктор психологических наук,
Vsevolod V. Konstantinov
Doctor of Psychology, Professor,
Head of the Department of General Psychology, Penza State University [email protected]
профессор,
заведующий кафедрой общая психология, Пензенский государственный университет [email protected]
Максимова Наталья Александровна
соискатель кафедры общая психология, Пензенский государственный университет [email protected]
Natalya A. Maksimova
Applicant for the Department
of General Psychology, Penza State University
maksimOvanatalyal [email protected]