Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ, КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ЛИЦЕИСТОВ - БУДУЩИХ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОСОБЕННОСТЯМ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА'

АДАПТАЦИЯ, КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ЛИЦЕИСТОВ - БУДУЩИХ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОСОБЕННОСТЯМ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СХЕМЫ / ГРАФИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАТОРЫ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ ЛИЦЕЯ / УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯ / НАПИСАНИЕ ДОКЛАДОВ / ПРОИЗВОЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ (ЭССЕ) / ФОРМАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННАЯ АДАПТАЦИЯ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атаева М.Дж.

В статье показана работа преподавателей лицея при филиале МГУ в г.Душанбе им.М.В.Ломоносова, где готовят учащихся к последующей учёбе в вузах, к жизни, знаниям, умениям и навыкам. Также в статье показана система адаптации, руководимая и контролируемая коллективом учителей и руководством лицея. Многие учащиеся, поступившие в лицей филиала МГУ им.М.В.Ломоносова в г.Душанбе не знакомы с теми способами, которые позволяют запомнить лучше информацию, поэтому в лицеи преподаватели в процессе занятий учат своих учеников многим способам, методам обучения и выполнению самостоятельных работ в разных формах. Отмечается, что успешностью адаптации, поступивших лицеистов, является тот факт, что они успешно сдают первую сессию в вузах, в том числе и все другие на высоком уровне, причём, чаще всего сильного стресса это не вызывает.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION AS PSYCHO-PEDAGOGICAL PROBLEM OF STUDENTS OF LYCEUM - FUTURE FIRST-YEAR STUDENTS TO THE PECULIARITIES OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

This article deals with the work of teachers of the Lyceum at the branch of Moscow state University in Dushanbe City named after M.V Lomonosov, where students are prepared for further study, life, knowledge, skills in universities. The article also shows the system of adaptation, led and controlled by a team of teachers and the leadership of the Lyceum. Many students enrolled in the Lyceum branch of Moscow state University.MV Lomonosov in Dushanbe are not familiar with the ways that allow you to remember better information, so the Lyceum teachers in the classroom teach their students many ways, methods of teaching and performing independent work in different forms. It is noted that the success of adaptation received Lyceum students is the fact that they successfully pass the first session at universities, including all others at a high level, and, most often, it does not cause severe stress.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ, КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ЛИЦЕИСТОВ - БУДУЩИХ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОСОБЕННОСТЯМ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА»

organization of the collective work, ensuring stability and coherence of collective work, educational work withpeople, etc. These common features of management activities apply to both lower and senior managers.

Keywords: team, requirements, leaf, Manager, character, work, cooperation, mutual assistance.

Сведение об авторе:

Латипов Сафар - декан математического факультета Таджикского государственного педагогического университета им.С.Айни Тел. (+992) 915535735

About the author:

Latipov Safar - Dean of the Faculty of Mathematics of Tajik State Pedagogical University namedafter S. Aini. Tel.- (+992)915535735

АДАПТАЦИЯ, КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ЛИЦЕИСТОВ - БУДУЩИХ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОСОБЕННОСТЯМ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА

Атаева М.Дж

Филиала Масковский государственный университет им. МВЛомоносов в г. Душанбе

Адаптация студента в ВУЗе - это сложный психолого-педагогический, динамичный, многоуровневый и многосторонний процесс перестройки потребностно-мотивационной сферы, комплекса имеющихся умений, навыков и привычек в соответствии с новыми задачами, целями, перспективами и условиями учебной и внеучебной деятельности.

В психолого-педагогических исследованиях в настоящее время данная проблема студентов -первокурсников, окончивших лицей на начальном этапе профессиональной подготовки, занимает одно из главных и центральных мест, т.к. личностное развитие специалиста и его дальнейшая профессиональная карьера во многом зависят от успешности адаптации, дальнейшего обучения и нахождения в вузе.

Чрезвычайно важной задачей является насколько быстро первокурсник адаптируется к новому для него распорядку дня и образу жизни. Процесс профессионального становления студента-первокурсника и предстоящие успехи зависят от того, насколько трудно, затратно и долго будет происходит процесс адаптации.

Различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза:

■ формальная адаптация касается требований к своим обязанностям, структуры высшей школы, содержания обучения в данной структуре и, конечно же, познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению;

■ общественная адаптация, т.е. интеграция или объединение групп студентов-первокурсников со студенческим окружением в целом и процесс внутренней интеграции групп студентов-первокурсников;

■ дидактическая интеграция касается новых методов и форм учебно-воспитательной работы в вузе при подготовке студентов к профессиональной деятельности.

Слабая преемственность средней школы и вуза является одной из не маловажных причин, которые порождают главную проблему адаптации студентов к условиям обучения и воспитания в вузе:

■ психологические напряжения;

■ отсутствие навыков самостоятельной учебной работы;

■ большой объём учебной информации;

■ своеобразие методики и организации учебно-воспитательного процесса в вузе, не редко вызывает у студентов-первокурсников разочарование в выборе будущей профессии.

Необходимо также отметить, что выпускники, окончившие среднюю школу на отлично, тоже не сразу адаптируются и обретают уверенность в своих силах.

Многие исследования учёных - педагогов и психологов показали, что большинство первокурсников не сразу и не быстро овладевают знаниями при обучении в вузе.

Это связано, прежде всего, не с тем, что у них была слабая подготовка в школе, а с тем, что у них ещё не сформировались некоторые черты личности, необходимые для обучения в вузе:

■ готовность к учению в вузе;

■ владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности;

■ умение правильно распределять своё рабочее время для самостоятельной подготовки;

■ способность учиться самостоятельно;

■ контролировать и оценивать себя.

С переходом в новый статус, первокурсники сталкиваются с изменениями подхода к учебному процессу, что вызывает во многом проблемы.

Одной из главных задач, успешной адаптации будущих первокурсников, решаются преподавателями лицея при МГУ им. М.В.Ломоносова в г.Душанбе. Факт успешности адаптации отмечается тем, что лицеисты поступают не только в МГУ им. М.В.Ломоносова в г.Душанбе или МГУ Москвы, но и в другие вузы за рубежом, и тот факт, что они успешно сдают первую сессию, в том числе и все другие на высоком уровне, причём, чаще всего сильного стресса это не вызывает.

Так, как нашим лицеистам удаётся адаптироваться к переходу в статус студента?

Во-первых, учебный корпус МГУ им. М.В.Ломоносова в г.Душанбе и лицея находятся в одном здании и занятия здесь же. Переход в новую среду, в том числе и пространственную является одной из причин страха и не уверенности первокурсников. Выпускники лицея при МГУ им. М.В.Ломоносова в г.Душанбе знают, что нет ничего страшного в вузовских корпусах.

Во-вторых, лицеисты активно участвуют в разных видах учебной деятельности, достаточно комфортно чувствуют себя на учебных занятиях, проводимые в корпусе вуза.

Они получают высокий уровень знаний, необходимый для будущего успешного обучения в вузе, а также понимают, что необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности:

■ восприятие учебного материала окружающей среды;

■ памяти для получе

ния учебной информации;

■ критического, активного мышления;

■ внимания к способам объяснения и высказывания мнений при обсуждении в процессе обучения;

■ эрудированности в процессе активной учебной деятельности;

■ широты познавательных интересов, необходимых для поиска новой информации, в том числе и учебной;

■ уровень владения определённым кругом логических операций в процессе индивидуальной и групповой работе.

Обучение в лицеи ведётся профессорско-преподавательским составом МГУ им. М.В.Ломоносова в г.Душанбе.

В-третьих, проводится огромная работа по привитию лицеистам трудолюбия в учёбе.

При сниженном уровне интеллектуального развития возможно компенсировать работу учащегося за счёт его качеств, таких как:

■ повышенной работоспособности;

■ усидчивости в его уровне интеллектуального развития;

■ самореализацию, которые могут повысить его тщательность и аккуратность в учебной деятельности.

Многие учащиеся, пришедшие в лицей, к сожалению, сталкиваются с большими трудностями, так как не приучены трудиться и ориентированы только в основном на получение оценки, а не знаний, что происходит в большинство школах.

В-четвёртых, многие учащиеся не знакомы с теми способами, которые позволяют запомнить лучше информацию, поэтому в лицеи преподаватели в процессе занятий учат своих учеников многим способам и методам обучения:

■ учат составлять различные схемы в виде графических организаторов;

■ всевозможные таблицы;

■ план-конспекты, систематизирующие полученный материал.

После двухлетней работы учителей лицея в таком направлении, многие выпускники отмечают, что им легко учиться в университетах, институтах, выполняя задания, в том числе и самостоятельные, т.к. у них уже сформирован навык постоянной учебной деятельности.

В-пятых, в лицеи учащихся адаптируют к разным видам деятельности в процессе учебной деятельности.

Одна из самых применяемых и распространённых форм обучения в лицеи является — урок-лекция, которая позволяет тренировать у учащихся:

■ длительность произвольного внимания;

■ учит техники составления конспекта лекции;

■ повышает скорость фиксирования материала;

■ занятия в форме семинара в подгруппах по профильным предметам.

В-шестых, используется такая форма работы, как написание докладов и произвольных сочинений (ЭССЕ).

Такая работа позволяет:

■ сформировать у учащихся навыки выбора темы;

■ самостоятельного поиска;

■ отбора и аналитического представления информации;

■ учатся работать как с современными электронными поисковыми системами, так и с обычными книжными каталогами и, соответственно с книгами.

В-седьмых, в процессе учебной, внеучебной деятельности и мероприятий преподавателями лицея, кураторами классов, предметниками, преподавателями профильных курсов, постоянно осуществляется профориентационная деятельность, которая помогает сделать свой правильный выбор и настроиться на активную учебную деятельность в выбранном вузе или институте. В основном в этой деятельности помогают и выпускники лицея, особенно первокурсники, которые приходят в лицей и делятся с лицеистами особенностями вузовского обучения.

Всё выше перечисленное помогает выпускникам лицея МГУ им. М.В.Ломоносова в городе Душанбе достаточно успешно адаптироваться к обучению в вузе.

АДАПТАЦИЯ, КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ЛИЦЕИСТОВ -БУДУЩИХ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОСОБЕННОСТЯМ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА

В статье показана работа преподавателей лицея при филиале МГУ в г.Душанбе имМ.В.Ломоносова, где готовят учащихся к последующей учёбе в вузах, к жизни, знаниям, умениям и навыкам.

Также в статье показана система адаптации, руководимая и контролируемая коллективом учителей и руководством лицея. Многие учащиеся, поступившие в лицей филиала МГУ им.М.В.Ломоносова в г.Душанбе не знакомы с теми способами, которые позволяют запомнить лучше информацию, поэтому в лицеи преподаватели в процессе занятий учат своих учеников многим способам, методам обучения и выполнению самостоятельных работ в разных формах. Отмечается, что успешностью адаптации, поступивших лицеистов, является тот факт, что они успешно сдают первую сессию в вузах, в том числе и все другие на высоком уровне, причём, чаще всего сильного стресса это не вызывает.

Ключевые слова: схемы, графические организаторы, преподаватели лицея, успешная адаптация, написание докладов, произвольные сочинения (ЭССЕ), формальная адаптация, общественная адаптация, дидактическая интеграция.

ADAPTATION AS PSYCHO-PEDAGOGICAL PROBLEM OF STUDENTS OF LYCEUM -FUTURE FIRST-YEAR STUDENTS TO THE PECULIARITIES OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

This article deals with the work of teachers of the Lyceum at the branch of Moscow state University in Dushanbe City named after M.VLomonosov, where students are preparedfor further study, life, knowledge, skills in universities.

The article also shows the system of adaptation, led and controlled by a team of teachers and the leadership of the Lyceum. Many students enrolled in the Lyceum branch of Moscow state University.MV Lomonosov in Dushanbe are not familiar with the ways that allow you to remember better information, so the Lyceum teachers in the classroom teach their students many ways, methods of teaching and performing independent work in different forms. It is noted that the success of adaptation received Lyceum students is the fact that they successfully pass the first session at universities, including all others at a high level, and, most often, it does not cause severe stress.

Keywords: schemes, graphic organizers, teachers of lyceum, successful adaptation, writing of reports, any compositions (ESSAY), formal adaptation, public adaptation, didactic integration..

Сведения об авторе:

Атаева М.Дж - главный специалист учебно-методического отдела филиала МГУ им.

М.В.Ломоносова в г. Душанбе

Abaut the author:

Ataev M.J. - the chiefspecialist in the Department of educational and methodical of the Branch

of Moscow State University named after M. V. Lomonosov in Dushanbe city.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.