КЛУНКО Н.С.
АДАПТАЦИЯ К УСЛОВИЯМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
Аннотация. В статье исследуется проблема адаптации современного фармацевтического комплекса России к условиям внешней среды. Актуализируется необходимость формирования механизма адаптации с целью повышения эффективности фармацевтического комплекса. При формировании данного механизма должна быть учтена отраслевая специфика фармкомплекса, а также структурно-организационная (или принципиальная ) схема подготовки и реализации механизма. Рассмотрена последовательность и содержание процедур адаптации фармацевтического комплекса к условиям внешней среды. Предложены пути повышения эффективности деятельности фармацевтического комплекса России в нестабильных условиях среды ведения хозяйства. Подчеркнута необходимость реализации, в рамках сформулированных программных путей, аналитических процессов относительно существующих конкурентных позиций предприятий фармацевтического комплекса. Представлено авторское видение последовательности этапов адаптивного управления фармацевтическим комплексом страны.
Ключевые слова: Фармацевтический комплекс, внешняя среда, факторы внешней среды, эффективность, стратегия развития.
_KLUNKO N.S.
ADAPTATION TO EXTERNAL ENVIRONMENTAL CONDITIONS AS A FACTOR OF IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF MODERN PHARMACEUTICAL COMPLEX OF RUSSIA
Abstract. The article studies the problem of adaptation of the modern pharmaceutical complex of Russia to the conditions of the external environment. The need to form the mechanism of adaptation in order to improve the effectiveness of the pharmaceutical complex emerges. When forming this mechanism, the industry specifics of the pharmcom-plex should be taken into account, as well as the structural-organizational (or principal) scheme of preparation and implementation of the mechanism. The sequence and contents of adaptation procedures of the pharmaceutical complex to the conditions of the external environment has been taken into consideration. The ways of improving the effectiveness of activity of the pharmaceutical complex of Russia in unstable conditions of the economic environment have been suggested. The need of implementation is emphasized within the formulated program ways, analytical processes relative to the existing competitive positions of enterprises of the pharmaceutical complex. The author's view of the sequence of stages of adaptive management of the pharmaceutical complex of the country is suggested. Keywords: Pharmaceutical complex, external environment, factors of external environment, effectiveness, strategy of development.
Фармацевтический комплекс характеризуют такие же социально-экономические отношения, внутренние и внешние, как и любую другую экономическую систему, в ней процессы функционирования и развития также будут проходить по тем же законам. На наш взгляд, необходимо обратить внимание на системообразующие и системосохраняющие составляющие, с помощью которых система развивается. Развитие системы по большей части происходит неравномерно, потому управление такими системами осуществляется ситуативно, и привлекаются методы управления в нестабильных ситуациях, которые требуют адаптивного подхода к управлению. Условием успешного развития современного фармацевтического комплекса России является ориентация на постоянное повышение эффективности, улучшение условий и результатов деятельности.
Российские исследователи [5, 7, 11] рассматривают такие модели управления фармацевтическим комплексом, как логистический подход, управление процессами, внедрение системы управления качеством и интегрированных систем управления, внедрения международных стандартов. Активно обсуждаются также отдельные управленческие технологии, в частности, планирование деятельности предприятия, прогнозирование влияния факторов макросреды и адаптивное управление, управление рисками, особенности антикризисного управления, внедрение системы контроллинга, управление товаропродвижением, трудовым потенциалом предприятия, создание сбалансированной системы показателей и т. д.
При этом большинство исследователей актуализируют решения актуальных задач, направленных на дальнейший рост и развитие всех экономических субъектов фармацевтического рынка. У каждого такого субъекта существуют свои механизмы адаптивного управления, способы адекватно реагировать на изменения во внешней и внутренней среде и гарантированно добиваться поставленных целей развития.
Глобальные перспективы развития фармацевтического рынка определяются новейшими достижениями химии, биологии и медицины, наукоемкими био- и нанотехнологиями, а также развитием инновационной системы, включающей в себя крупные фармацевтические компании и их окружение различными малыми формами инновационного бизнеса, который берет на себя наиболее рискованные этапы разработки новой продукции.
Однако, несмотря на то что в последние годы государство значительно увеличило финансирование в развитие здравоохранения (в т. ч. лекарственное обеспечение), современное состояние отечественного фармацевтического рынка остается нестабильным, а по многим характеристикам достигает критического уровня, что позволяет отнести фармацевтический комплекс и систему лекарственного обеспечения в стране к разряду факторов национальной, в т. ч. лекарственной, безопасности.
Отставание отечественного фармацевтического комплекса от уровня развитых стран ощущается значительно сильнее, чем во многих других ключевых отраслях экономики. Чтобы противостоять новым вызовам, необходимо создать новую систему управления развитием отрасли, повысив ее технологический и организационный уровень. Особо остро перед российской фармацевтической промышленностью стоит проблема инноваций. Страна не выдерживает конкуренцию с мировыми лидерами в производстве лекарственных средств.
Для успешного адаптивного функционирования фармацевтического комплекса России необходима разработка и реализация специального механизма, при формировании которого непременно должна быть учтена отраслевая специфика фармкомплекса, а также структурно-организационная (или принципиальная) схема подготовки и реализации этого механизма.
Процедуры адаптации фармацевтического комплекса к условиям внешней среды могут быть представлены в таком модифицированном виде, что, в целом, отображает последовательность решения комплексной задачи адаптивного управления фармацевтическим комплексом (рис. 1).
На каждом шагу приведенной последовательности анализируется возможность дальнейшей реализации: негативный ответ на поставленный вопрос дает указание на недостаточно полное выполнение предыдущих позиций алгоритма.
Для первого уровня негативный ответ означает недостаточность исходной информации не столько для принятия управленческого решения о целевом назначении адаптации, сколько для определения ее необходимости в принципе. Однако в ходе реализации процесса адаптации целевые установки управления могут испытывать изменение в зависимости от условий решения тех или иных заданий в рамках адаптационного процесса [10]. Имеется в виду, что любая адаптивная модель управления устанавливается на длительный период, в течение которого организация может временно изменить тактику своей оперативной деятельности, то есть на основании такого механизма поведения, который не сочетается с сформулированными ранее стратегическими принципами, что означает определение новых ключевых факторов успеха инновационной деятельности.
С изменением условий ведения хозяйства фармацевтический комплекс возвращается к разработанной сначала схеме деятельности, при этом она может испытать некоторые модификации, по существу оставаясь неизменной.
Когда фармацевтический комплекс не определяет базовые принципы своей деятельности, не формулирует критерии успешной деятельности, не занимается разработкой адаптивной модели управления, однако принимает правильную рыночную модель, то этот случай следует воспринимать как исключение, а не научный подход к управлению [4; 5; 7]. Следовательно, такой опыт на внимании многообразия сопутствующих условий носит избирательный характер и имеет небольшую вероятность повторения.
При этом необходимо понимать, что показатели, которые характеризуют результат деятельности фармацевтического комплекса, а следовательно, отображают эффективность этой
Адаптация фармацевтического комплекса к условиям внешней среды
—► Выработка целевой ориентации процесса адаптации
—► Выбор объекта адаптации: весь комплекс или его отдельные предприятия, или подсистемы (производство, логистика, маркетинг, финансы, контроллинг, общее стратегическое управление), система управления, организационная или отдельные структурные подразделения, персонал и др.
—► Принятие решения о дальнейшем функционировании объекта адаптации: ликвидация (в т. ч. и его реализация), консервация, продолжение функционирования — определение условий
—► Выбор содержания осуществления изменений: реструктуризация или реорганизация, модернизация оборудования или переквалификация персонала, реализация коммерческих (например инновационных или инвестиционных) или некоммерческих (например социальных) проектов
- Формирование системы показателей ожидаемых результатов с учетом отраслевого и регионального влияния: экономических, социальных и др.
—► Разработка конкретного практического механизма достижения цели: на базе теории применения заложенного в существующий механизм адаптивного управления; на основе практики используется информация о существующих технологиях управления и условия их применения
—► Определение комплекса плановых работ, оптимизация их выполнения по критерию «длительность»
► Определение необходимых ресурсов для выполнения комплекса запланированных работ со следующей их оптимизацией: кроме трудовых и финансовых ресурсов
Определение оптимальной схемы привлечения исполнителей с параллельным распределением ответственности для выполнения как всего комплекса запланированных работ, так и отдельных этапов и видов работ
—► Проработка финансовой реализованности проекта: составление сметы и бюджета проекта адаптации, определение схемы и условий финансового обеспечения проекта
—► Оценка перспективного состояния объекта адаптации, определения условий, которые требуют инициации нового процесса адаптации
Рис. 1. Последовательность и содержание процедур адаптации фармацевтического комплекса к условиям внешней среды
деятельности, могут быть разные, то есть нет необходимости устанавливать загодя какой-то определенный показатель.
На практике выбор того или иного показателя зависит от поставленного задания или решаемой проблемы, а также отображает специфику деятельности фармацевтического комплекса, что позволяет абстрагироваться в теории от конкретных показателей эффективности и непосредственно рассмотреть и рассчитать их уже в практическом приложении.
Для рассмотрения предлагается несколько путей повышения эффективности деятельности фармацевтического комплекса России в нестабильных условиях среды ведения хозяйства (табл. 1).
Таблица 1
Пути повышения эффективности деятельности фармацевтического комплекса России в нестабильных условиях среды ведения хозяйства
Пути Подходы, направления, инструменты, их преимущества
Использование традиционных методов и подходов повышения эффективности деятельности — теории: жизненного цикла, мотивации, конкуренции, маркетинга и стратегическое управление; — подход, который основывается на расчете производственной функции предприятия (например, функция Кобба-Дугласа); модернизация, переквалификация и учеба
Использование матричных методов моделирования структуры имущества предприятия — планирование календарной производственной деятельности предприятия, которое базируется на методике сетевого планирования (сетевое моделирование) в стабильных условиях ведения хозяйства; — применение известных методов оптимизации построенного сетевого графика в условиях неопределенности, а также соответствующее имитационное моделирование производственной деятельности; — оптимизация производственной программы предприятия, в основе которой лежит построение целевой функции и ограничений — соответственно по методу линейного программирования или с использованием динамического программирования
В целом, отмеченные выше пути вместе могут быть представлены как набор возможных подходов к эффективной реализации комплексной методики адаптации фармацевтического комплекса России к динамичным условиям функциональной среды, причем речь идет не только о факторах внешней, но и внутренней среды.
Кроме выбора из возможных путей улучшения результатов деятельности фармкомплекса, которые представляют собой платформу для принятия управленческих решений, также необходимы аналитические процессы относительно существующих конкурентных позиций предприятий фармацевтического комплекса, достижения цели и решения поставленных заданий, осуществляемых в рамках сформулированных программных путей (или пути) развития.
Согласно технологии адаптивного управления, на наш взгляд, стоит выделить в самостоятельную процедуру такие этапы адаптивного управления фармацевтическим комплексом страны:
1. Формулировка актуальных проблем, изучение «портфеля возможностей предприятия» — диагностика.
2. Выбор направлений его развития — анализ.
3. Установление допустимых отклонений и существующих ограничений их реализации — прогнозирование.
4. Формулировка цели, заданий и выработка программы-проекта по их реализации — планирование.
5. Разработка проектов относительно основных (приоритетных) направлений — проектирование.
6. Организация и обеспечение их выполнения в соответствии с установленными требованиями — организация и руководство.
7. Сбор и обработка проектной информации о внешней и внутренней среде для своевременного оперативного реагирования на влияние неблагоприятных факторов — контроль и координация.
8. Оценка результатов и выявление новых проблем.
Интеграция управления производством на системном уровне позволяет осуществлять важные мероприятия для эффективного использования всех звеньев производства, начиная с подготовительных процессов и заканчивая системой организации производства [1; 3]. Процесс интеграции управления производством охватывает практически все уровни управления. С одной стороны, процесс интеграции управления производством позволяет решать такие глобальные задания, как оперативная адаптация основных технико-экономических параметров к внешним условиям, перераспределение технологических нагрузок внутри производства, динамический учет производственных потерь на всех уровнях производства, с другой стороны — резко повышает объемы обрабатываемой информации во внутренних и внешних контурах управления производством.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ, №4, 2014
При исследовании сложных динамических систем управления большое внимание следует уделять анализу устойчивости функционирования системы относительно поставленной цели. Известно, что любая динамическая система имеет некоторое свойство инертности. Вследствие увеличения размеров системы быстродействие исполнительного механизма (обратной связи) снижается и возникает угроза потери стойкости системы, потому что за определенными задержками негативная обратная связь превращается в позитивную, что, как известно, ухудшает стойкость системы. Таким образом, любая динамическая система с обратной связью имеет свои пределы стойкости, которые определяют границу эффективности системы управления.
Для описания процессов управления в сложных экономических системах удобно использовать модели материально-финансовых потоков. В них динамика параметров состояния определяется управляющими влияниями, которые изменяют интенсивность движения активов и пассивов предприятия. Детальный анализ внутренних и внешних факторов и формирование четкой системы критериев адаптивности системы управления стратегическим развитием фармацевтического комплекса предоставляют возможность сформировать механизм реализации данной концепции на практике.
Внешнее окружение такой экономической системы, как фармацевтический комплекс имеет трехуровневую структуру: макро-, мезо- и микроуровня. Выделяют также объективно существующие факторы внешней среды (законы общества, правительственные решения, налоговая ставка, состояние международного рынка, состояние национального и регионального рынка, и др.) и субъективно существующие (распоряжение высших органов управления, позиция конкурентов и др.).
К факторам внешней среды обычно относят технические, социальные, демографические, экономические, экологические, правовые, международные и др.
Большинство авторов, которые изучали эти вопросы, относят их к макроуровню и считают, что они имеют одностороннее влияние на предприятия. В то же время следует отрицать это утверждение, потому что с позиции кибернетики фармацевтическое предприятие как открытая социально-экономическая система является элементом совокупного массива предприятий фармацевтического комплекса, который представляет объект индикативного государственного регулирования.
При влиянии на объект субъект изменяется также согласно принципу обратной связи. То есть устойчивое развитие и повышение конкурентоспособности предприятий положительно отражается как на уровне развития фармацевтического комплекса, так и на уровне социально-экономического развития государства. То есть фармацевтическое предприятие имеет возможность влиять на факторы внешней среды.
Мы вкладываем в понятие «внешние ресурсы предприятия» возможность использования результатов этого влияния на факторы внешней среды. Таким образом, фармацевтическое предприятие имеет как внутренние, так и внешние ресурсы. Во время функционирования предприятие разрабатывает стратегию позиционирования на рынке согласно собственным конкурентным преимуществам. Стратегические действия необходимы для деятельности фармацевтического предприятия, чтобы повысить его конкурентоспособность и обеспечить устойчивое развитие. Условия и приоритеты формирования конкурентных преимуществ предприятия почти всегда носят загодя неопределенный характер, который отрицает возможность экстраполяции прошлых тенденций развития предприятия при планировании уровня конкурентоспособности. Основным принципом формирования конкурентных преимуществ в таких условиях становится «движение от будущего к нынешнему состоянию».
Определение приоритетов обеспечения конкурентоспособности и достижения конкурентных преимуществ базируется на последовательном сопоставлении и установлении соответствия комплексных релевантных характеристик внутренней среды предприятия к требованиям его внешнего окружения, а также на обосновании оптимальных способов адаптации предприятия к окружающим условиям.
После выбора стратегии наступает этап ее реализации. В процессе реализации стратегии предприятие может столкнуться с проблемами, которые необходимо решать путем стратегических изменений. Поэтому разработанная система стратегического планирования предусматривает постоянную проверку, оценку и, при необходимости, корректировку стратегии пред-
приятия. Оценку примененных стратегий следует осуществлять на основе результатов их реализации. Эта оценка стратегии предприятия предусматривает определение успешности ее внутренних и внешних показателей. Степень достижения предприятием запланированных целей определяет его успешность.
Оценка внутренней и внешней успешности стратегии осуществляется путем сравнения плановых и фактических показателей деятельности предприятия и формирования на этой основе ее интегральных показателей. На основе сочетания этих оценок строится матрица «интегральной оценки стратегии» (табл. 2).
Таблица 2
Матрица оценки успешности стратегии
Внутренняя успешность стратегии
Внешняя успешность стратегии
Низкая Средняя Высокая
Высокая Корректировка с акцентом на внешнюю среду Корректировка с акцентом на внешнюю среду Продолжение реализации стратегии
Средняя Пересмотр стратегии Корректировка во внутренней и внешней среде Корректировка с акцентом на внутреннюю среду
Низкая Пересмотр стратегии Пересмотр стратегии Корректировка с акцентом на внутреннюю среду
В результате формируется вывод об успешности стратегии, который отображает варианты событий:
- продолжение реализации избранной стратегии;
- корректировка стратегии, которая предусматривает изменения внешних и внутренних ресурсов.
Внутренние изменения могут касаться работы всех функциональных подразделений предприятия и его структуры вообще. Внешние ресурсы предприятия и внутренние ресурсы предприятия создают систему стратегических ресурсов предприятия.
Во время адаптивного управления объектом выступает уровень развития предприятия или его потенциал, субъектом — генеральная цель стратегического управления и ее детализация на составляющие подцели. Схема разработки и оценки стратегии развития фармацевтического комплекса путем повышения его адаптивных свойств показана на рис. 2.
Выявление и обоснование необходимости адаптации к условиям внешней среды
Выбор стратегии среди базовых стратегий достижения конкурентных преимуществ
1
Реализация выбранной стратегии
1
Оценка стратегии с использованием «матрицы оценки успешности стратегии»
*
Проверка на соответствие результатов оценки прогнозным значениям
* +
Продолжение реализации стратегии при Корректировка стратегии в случае подтверждения
подтверждении соответствия результатов оценки соответствия результатов оценки прогнозным
прогнозным значениям значениям
Рис. 2. Схема разработки и оценки стратегии развития фармацевтического комплекса путем повышения его адаптивных свойств
Уместно адаптивное управление развитием фармацевтического комплекса РФ разделить на такие составляющие:
1) управление уровнем развития предприятия (пассивная адаптация);
2) управление стратегическим потенциалом предприятия при привлечении стратегических ресурсов (активная адаптация).
Таким образом, одной из наиболее существенных проблем, присутствующих как в условиях рыночных отношений, так и в условиях перехода к рынку является проблема приспособления субъекта ведения хозяйства своей деятельности к условиям внешней среды, динамизм которых зависит, в свою очередь, от факторов микро- и макросреды.
На уровне фармацевтического комплекса эта проблема трансформируется в проблему оптимального управления, то есть выбора оптимальных путей развития, основывается на решении задач прогнозирования и внутрифирменного планирования результатов своей деятельности. В статье указанные пути развития предлагается сформулировать следующим образом: использование традиционных методов и подходов повышения эффективности деятельности, а также использование матричных методов моделирования структуры имущества предприятия. С целью эффективной реализации на практике данных путей в статье сформированы подходы, направления, инструменты реализации путей развития, охарактеризованы их преимущества для использования в фармацевтическом комплексе.
Важным условием достижения устойчивого развития фармацевтического комплекса России в современных условиях является его адаптация к возможным трансформациям внешних факторов. Адаптация, таким образом, формирует систему координат, которая определяет поведение как фармкомплекса в целом, так и конкретного фармацевтического предприятия, согласование цели развития предприятия с факторами внешней и внутренней среды. Практически осуществлению данной адаптации помогают представленные в статье инструменты: матрица оценки успешности стратегии и схема разработки и оценки стратегии развития фармацевтического комплекса путем повышения его адаптивных свойств.
Литература
1. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия ; пер с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. — СПб. : Питер, 1999.
2. Бушмелева, Г. В. Адаптивное управление промышленными предприятиями в конкурентной среде : автореф. дис... д-ра экон. наук — Ижевск, 2009.
3. Клейнер, Г. Б. Предприятие в нестабильной экономической среде : риски, стратегия, безопасность ; [Текст] /Г.Б. Клейнер, В.Л Тамбовцев, P.M. Качалов. — М. : Экономика, 1997.
4. Колипова, Ю. В. Стратегия интеграции механизмов управления фармацевтическим производством : дис... канд. экон. наук : 08.00.05/Ю. В. Колипова. — М., 2005.
5. Нилова, Е. И. Саморегулирование на фармацевтическом рынке // Фармация. 2007. № 7. С. 3-5.
6. Новоселов, А. Л. Экономико-математические основы адаптации предприятия к изменению внешней среды // Организационно-экономические проблемы управления предприятием в рыночной экономике ; под ред. А. Я. Кибанова. — М. : ГАУ, 1995.
7. Рыжкова, М. В. Разработка стратегии антикризисного управления фармацевтической организацией : дис ... д-ра фарм. наук : 15.00.01 /М. В. Рыжкова. — Санкт-Петербург, 2004.
8. Скурихин, В. И., Забродский, В. А., Копейченко, Ю. В. Проектирование систем адаптивного управления производством. — Харьков : Вища школа,1984.
9. Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. — URL : http://www.oncology.ru/law/2009/development_strategy.pdf.
10. Усанов, Г. И. Рыночный потенциал предприятия : диагностика состояния, стратегия адаптации и развития ; монография. — Владивосток : Изд-во Дальневосточного ун-та, 2002.
11. Чупандина, Е. Е. Состояние и перспективы развития фармацевтического менеджмента в России / Е. Е. Чупандина, Е. Ф. Сафонова, А. И. Сливкин // Фармация. 2006. № 5. С. 16-18.
12. Швиндина, А.А. Адаптация организационных структур управления к современным рыночным условиям //Вестник СумДУ. Сер. Экономика. 2008. № 1. С. 20-25.
13. Ternes, T. A. Management wastes ofpharmaceutical sector of economy. — N.Y. : Queens College, Center for the Biology of Natural Systems, 2011. С. 34.
References
1. Ansoff I. The New Corporate Strategy / translated from English under the editorship of Yu.N. Kapturevsky. -SPb: «Piter» publishing, 1999. - 416p
2. Bushmeleva G. V. Adaptive Management of Industrial Companies in the Competitive Environment. Autoab-stract of the thesis seeking the scientific degree of Doctor of Economic Sciences Izhevsk, 2009.
3. Kleiner, G.B. Enterprise in Unstable Economic Environment: Risks, Strategy, Security [Text] / G.B. Kleiner, V.L. Tambovtsev, R.M. Kachalov. -M.: Economics, 1997. - 391 p.
4. Kolipova Yu. V. Strategy of Integration of Mechanisms of Management of Pharmaceutical Production: Thesis ... of the Candidate of Economic Sciences : 08.00.05 / Yu. V. Kolipova. - M., 2005. - 170 p.
5. Nilova E. I. Self-regulation in the Pharmaceutical Market //Pharmacy. - 2007. - No. 7. - P. 3-5.
6. Novoselov A.L. Economical-mathematical Foundations of Adaptation of an Enterprise to the Change in the External Environment // Organizational-economic problems of management of a company in market economy/ A collection of scientific writings under the editorship of A. Ya. Kibanova-M.: GAU, 1995. -162p.
7. Ryzhkova M. V. The Development of a Strategy of Anti-crisis Management of a Pharmaceutical Organization : thesis of... Doctor of Pharmaceutical Sciences : 15.00.01 / M. V. Ryzhkova. - Saint-Petersburg, 2004. -289 p.
8. Skurikhin V. I., Zabrodskiy V. A., Kopeychenko Yu. V. Designing of Systems of Adaptive Management of Production. — Kharkov: Visha shkola,1984.-384p.
9. Strategy of Development of Pharmaceutical Industry of the Russian Federation for the Period of up to 2020. - Retrieved from: http://www.oncology.ru/law/2009/development_strategy.pdf
10. Usanov G. I. Market Potential of an Enterprise: Diagnostics of the State, Strategy of Adaptation and Development. Monography Vladivostok: Publishing of Far-East University, 2002 - 250 p.
11. Chupandina E. E. State and Perspectives of Development of Pharmaceutical Management in Russia / E. E. Chupandina, E. F. Safonova, A. I. Slivkin // Pharmacia. - 2006. - No.5. - P. 16-18.
12. Shvindina A.A. Adaptation of Organizational Structures of Management to Modern Market Conditions// Vestnik SumDU. (Herald of SumDU). Economic Series.2008 No.1. P. 20-25
13. Ternes T.A., Management wastes of pharmaceutical sector of economy. - N.Y., Queens Collegs, Center for the Biology of Naturale Systems, 2011. - С. 34.