УДК 796 Лукьяшко А.Г., Колган А.А., Пархоменко Е.С.
Лукьяшко А.Г.
старший преподаватель Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Россия)
Колган А.А.
студент 3 курса юридического факультета Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Россия)
Пархоменко Е.С.
студентка 3 курса юридического факультета Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Россия)
АДАПТАЦИЯ К ФИЗИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ У СТУДЕНТОВ
В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Аннотация: в данной научной статье рассматривается вопрос об адаптации к физическим упражнениям у студентов. Благодаря, адаптации у человека развиваются важные качества: сила воли, стойкость характера и многое другое.
Ключевые слова: тренировка, спорт, адаптация, физические нагрузки, упражнения, сила воли.
Любой человек на разных возрастных этапах своей жизни может захотеть начать заниматься спортом и зачастую люди начинают заниматься спортом только в студенческие годы,18-22 года. А в этом возрасте сделать это уже сложнее, и требуется более длительная адаптация.
Что же такое адаптация?
Адаптация - это способность человека приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям, а также к различным спортивным нагрузкам и упражнениям. Адаптация к физическим нагрузкам, на разных возрастных этапах происходи по-разному, это и является особенностью стадий жизни человека. Способность человеческого организма хорошо функционировать в новых для него условий, сохранять отличное состояние и высокую работоспособность. Это и будет положительным результатом адаптации.
Существует три механизма адаптаций:
1) пассивный путь адаптации - по типу толерантности, выносливости,
2) адаптивный путь действует на клеточно-тканевом уровне,
3) резистентный путь - сохраняет относительное постоянство внутренней
среды.
Адаптационные реакции человеческого организма осуществляется в два
этапа:
1) начальный этап срочной адаптации,
2) этап совершенной долговременной адаптации.
Срочная адаптация к физической нагрузке - это приспособительные изменения, возникающие как ответная реакция организма на непрерывно меняющиеся условия внешней среды. Это ответ организма на однократное воздействие тренировочной нагрузки.
Долговременная адаптация - это совокупность структурных и функциональных изменений клеток и органов, возникающий в ответ на регулярную нагрузку, т. е. многократная реализация срочной адаптации. Такие изменения обеспечивают развитие физических способностей, необходимых для развития физических качеств.
Если нагрузка повторятся регулярно в организме происходит перестройка - как общие, системные, так и местные, и локальные.
Существует три механизма адаптаций:
1. Пассивный путь адаптации - по типу толерантности, выносливости,
2. Адаптивный путь действует на клеточно-тканевом уровне,
3. Резистентный путь - сохраняет относительное
постоянство внутренней среды.
Начало обучения в ВУЗе — это один из наиболее важный, сложный и ответственный момент в жизни студента. Поступление в университет для многих стрессовая ситуация: меняется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.
В педагогике физическая культура рассматривается как одно из средств решения проблемы адаптации молодежи. Роль физического воспитания в формировании и развитии социально активной личности также признается специалистами физической культуры. Однако современная система образования не в полной мере использует возможности физической культуры в процессе адаптации и личностного развития человека с целью преодоления сложной кризисной ситуации.
Эффекторное звено функциональной системы адаптации включаете себя скелетные мышцы, органы дыхания, кровообращения, кровь и другие вегетативные системы.
Приспособление студентов к физической нагрузке зависит от того, как они реагируют на изменения окружающей среды, их энергетического потенциала, физических возможностей человека.
Хочется сделать вывод о том, что адаптация к физическим упражнениям
является ключевым моментом для достижения максимальных результатов и поддержания здоровья на протяжении всей жизни. Студенты-спортсмены, имеющие опыт в спортивной и физической культуре, легче переносят смену обстановки, быстрее адаптируются к новым условиям и изменениям.
Адаптация организма к физическим нагрузкам происходит при занятиях физическими упражнениями. Каждый человек перед занятиями должен поставить перед собой цель чего он должен достигнуть улучшить свое здоровье, укрепить сердечно - сосудистую систему, сбросить лишний вес и т.д. От этого и будет зависеть, какую нагрузку надо использовать для достижения цели. С этим и будет связана адаптация организма к физическим нагрузкам.
Спортивная тренировка - это и будет активная адаптация, которая помогает человеку в любом возрасте, приспособиться к активным физическим упражнениям, позволяющее выполнить как можно больше разнообразных тренировок. TT#
Важность адаптации в физических нагрузках связана с тем, что организм спортсмена должен приспосабливаться к физическим нагрузкам в относительно короткое время. Скорость наступления адаптации и её длительность определяют состояние здоровья и тренированность спортсмена.
Для ускорения адаптации спортсменов к физическим нагрузкам, достижения высшего спортивного мастерства и предупреждения дизадаптационных расстройств ведущая роль принадлежит методам и средствам повышения общей неспецифической реактивности организма. К ним относят рациональный режим тренировок и отдыха, сбалансированное питание, общеукрепляющие физические упражнения, гипербарическую оксигенацию, закаливание, гипоксическую тренировку, водные процедуры, ультрафиолетовое облучение, биологические стимуляторы и другие.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Мезер Т.А., Мартыненко Н.В. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017040592 (дата обращения: 03.05.2024);
2. Беляев, К.Н., Ермакова, В.М. Планирование тренировочного процесса квалифицированных пловцов-марафонцев на базовом этапе подготовки // Вопросы педагогики. 2021. № 12-1. С. 59-63;
3. Волков, Н.И. Закономерности биохимической адаптации в процессе спортивной тренировки: Учебн. пос. для слушат. высш. шк. тренеров ГЦОЛИФКа. М., 2015. - 63 с;
4. Бутенко Т.В., Колган А.А., Пархоменко Е.С. АДАПТАЦИЯ К ФИЗИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМНА РАЗНЫХ ВОЗВРАТНЫХ ЭТАПАХ // Вестник науки №10 (67) том 3. С. 461 - 464. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/artide/10301 (дата обращения: 02.05.2024 г.);
5. Удалова, Е. П. Занятия по физической культуре как средство социальной адаптации студентов-первокурсников / Е. П. Удалова, Е. Н. Кокурина, Е. А. Лихоманов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 679-681. — URL: https://moluch.ru/archive/149/42118/ (дата обращения: 05.05.2024)
Lukyashko A. G., Kolgan A.A., Parkhomenko E.S.
Lukyashko A.G.
Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russia)
Kolgan A.A.
Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russia)
Parkhomenko E.S.
Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russia)
ADAPTATION TO PHYSICAL EXERCISES FOR STUDENTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
Abstract: this scientific article examines the issue of adaptation to physical exercises in students. Thanks to adaptation, a person develops important qualities: willpower, perseverance of character and much more.
Keywords: training, sports, adaptation, physical activity, exercises, willpower.