Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ РОССИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ РОССИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация / обучение иностранных курсантов / принцип доступности обучения / военная субкультура / adaptation / training of foreign cadets / the principle of accessibility of training / military subculture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Измайлова Наталия Владимировна, Борисова Наталья Львовна, Малоземов Александр Владимирович

В статье рассмотрены основные педагогические проблемы, возникающие при адаптации иностранных курсантов в процессе обучения в вузах Министерства обороны Российской Федерации, пути их решения, а также приведены результаты опроса иностранных военнослужащих. Авторами делается вывод о том, что вывод о том, что процесс обучения иностранных курсантов образовательных организаций высшего образования, входящих в систему Министерства обороны РФ, имеет ярко выраженную специфику, обусловленную особенностями статуса иностранных военнослужащих в качестве субъектов образовательного процесса. Данные особенности выражаются в наличии объективных затруднений, возникающих при формировании профессиональных компетенций, преодолеть которые представляется возможным исключительно посредством осуществления адаптационных мероприятий в рамках системы личностно ориентированного педагогического сопровождения иностранных военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Измайлова Наталия Владимировна, Борисова Наталья Львовна, Малоземов Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the main pedagogical problems that arise during the adaptation of foreign cadets in the process of studying at universities of the Ministry of Defense of the Russian Federation, ways to solve them, and also provides the results of a survey of foreign military personnel. The authors conclude that the conclusion that the process of training foreign cadets of educational institutions of higher education that are part of the system of the Ministry of Defense of the Russian Federation has a pronounced specificity due to the peculiarities of the status of foreign military personnel as subjects of the educational process. These features are expressed in the presence of objective difficulties that arise in the formation of professional competencies, which can be overcome only through the implementation of adaptation measures within the framework of the system of personality-oriented pedagogical support for foreign military personnel.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ РОССИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

Конечно, у расширения вовлечения соцсетей в образовательный процесс имеется немало противников, которые видят в этом угрозу традиционным классическим методикам обучения [5, С. 68]. Но надо признать, что, несмотря ни на что, данный тренд имеет право на жизнь, т.к. является дополнительным инструментов активизации познавательной деятельности студентов вне стен образовательной организации.

И наконец, пятый тренд, отмеченный 33,2% отечественных респондентов, носит название «Автономное обучение». Данный тренд предполагает глубокую индивидуализацию обучения с большой долей ответственности за образовательные результаты на самом обучающемся, что не характерно для российских вузов, ориентированных преимущественно на коллективное обучение и контроль со стороны преподавателей. Автономное обучение предполагает самообразование и самосовершенствование, степень которых во многом зависит от желаний, устремлений и потенциальных возможностей самого обучающегося. В настоящее время существует огромное количество всевозможных открытых онлайн-курсов на различных платформах МООС (Massive Open Online Courses). При автономном обучении существенным образом меняется роль преподавателя, который превращается в преподавателя-тьютора, преподавателя-коуча и преподавателя-ментора, оказывающего содействие студентам в самостоятельном усвоении предусмотренного образовательной программой учебного материала. Продвижение автономного обучения не в малой степени зависит от развития информационных технологий, открывающих широкие возможности для совершенствования навыков самообразования. Данный навык является одним из основных в будущей профессиональной деятельности любого специалиста с высшим образованием в условиях последующего неформального образования в рамках реализации концепции «Образование через всю жизнь».

Выводы. Таким образом, рассмотрев все 5 основных мировых трендов, которые отметили отечественные респонденты, можно сделать вывод о том, что все они имеют место быть и в нашей российской действительности. Развитие данных трендов ориентировано не только на повышение качества высшего образования посредством включения дополнительных механизмов стимулирования познавательной активности обучающихся, но и является одним из конкурентных преимуществ отечественных вузов.

Литература:

1. Баклашова, Т.А. Цели и основные направления развития практической подготовки будущих учителей в нидерландских вузах / Т.А. Баклашова // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 1. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31497 (дата обращения: 03.03.2023)

2. Кутепова, О.С. Дистанционное образование как метод образования и самообразования / О.С. Кутепова, Л.М. Терентий // Профессиональное образование и общество. - 2022. - № 1 (41). - С. 209-214

3. Мировые тренды образования в российском контексте. - 2023. - URL: https://ioe.hse.ru/edu_global_trends (дата обращения: 19.02.2023)

4. Петрова, М.А. Опыт реализации Болонского процесса в Германии: подготовка бакалавров / М.А. Петрова, И.В. Цивунина // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - Т. 15, № 5. - С. 257-258

5. Романов, П.С. Социальные сети и академическая среда Северной Америки / П.С. Романов // Социально-гуманитарные технологии. - 2020. - № 4 (16). - С. 66-72

6. Шмурыгина, О.В. Базовые модели обучения на рабочем месте в профессиональном образовании европейских стран / О.В. Шмурыгина, М.А. Дремина // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория. - 2020. - № 1(1).-С. 25-32

7. Эрштейн, Л.Б. Дистанционное образование: специфика и отличия от очного образования / Л.Б. Эрштейн // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2022. - Т. 6, № 2 (22). -С. 95-101

8. Innovating Pedagogy 2022: Open University Innovation Report 10 / A. Kukulska-Hulme, C. Bossu, К. Charitonos [and others], - Milton Keynes: The Open University. - URL: https://prismic-io.s3.amazonaws.com/ou-iet/5c334004-5fB7-41f9-8570-e5db7be8b9dc_innovating-pedagogy-2022.pdf (дата обращения: 19.02.2023)

Педагогика

УДК 378

кандидат технических наук, доцент кафедры информатики и управления Измайлова Наталия Владимировна

ФГКВОУ ВО «Военный университет имени князя Александра Невского» Министерства обороны РФ (г. Москва); кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информатики и управления Борисова Наталья Львовна ФГКВОУ ВО «Военный университет имени князя Александра Невского» Министерства обороны РФ (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Малоземов Александр Владимирович

ФГКВОУ ВО «Военный университет имени князя Александра Невского» Министерства обороны РФ (г. Москва)

АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ РОССИИ КАК

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. В статье рассмотрены основные педагогические проблемы, возникающие при адаптации иностранных курсантов в процессе обучения в вузах Министерства обороны Российской Федерации, пути их решения, а также приведены результаты опроса иностранных военнослужащих. Авторами делается вывод о том, что вывод о том, что процесс обучения иностранных курсантов образовательных организаций высшего образования, входящих в систему Министерства обороны РФ, имеет ярко выраженную специфику, обусловленную особенностями статуса иностранных военнослужащих в качестве субъектов образовательного процесса. Данные особенности выражаются в наличии объективных затруднений, возникающих при формировании профессиональных компетенций, преодолеть которые представляется возможным исключительно посредством осуществления адаптационных мероприятий в рамках системы личностно ориентированного педагогического сопровождения иностранных военнослужащих.

Ключевые слова: адаптация, обучение иностранных курсантов, принцип доступности обучения, военная субкультура. Annotation. The article discusses the main pedagogical problems that arise during the adaptation of foreign cadets in the process of studying at universities of the Ministry of Defense of the Russian Federation, ways to solve them, and also provides the results of a survey of foreign military personnel. The authors conclude that the conclusion that the process of training foreign cadets of educational institutions of higher education that are part of the system of the Ministry of Defense of the Russian Federation has a pronounced specificity due to the peculiarities of the status of foreign military personnel as subjects of the educational process. These features are expressed in the presence of objective difficulties that arise in the formation of professional competencies, which can be overcome only through the implementation of adaptation measures within the framework of the system of personality-oriented pedagogical support for foreign military personnel.

Key words: adaptation, training of foreign cadets, the principle of accessibility of training, military subculture.

Введение. В условиях современных трендов развития образовательных услуг, ключевым из которых является интеграция и организация конструктивного взаимодействия различных образовательных систем, актуализируется проблема обучения в организациях высшего образования иностранных граждан. Образовательные организации системы Министерства обороны РФ не являются исключением - количество иностранных курсантов, получающих специализированное образование по различным военным специальностям в них, постоянно увеличивается Г61. По данным на 2021 г., озвученных Министром обороны Шойгу, в российских военных вузах обучалось порядка семи тысяч иностранных военнослужащих из 58 стран [1].

В этой связи в настоящее время актуализируется проблема организации подготовки иностранных курсантов в российских образовательных организациях высшего образования, входящих в систему Министерства обороны. Учитывая, что требованиями действующих федеральных образовательных стандартов регламентируется весь многоаспектный характер данной деятельности, вышеуказанная проблема также приобретает сложносоставной характер. В частности, ее конструктивное решение предполагает не только формирование у иностранных военнослужащих устойчивых когнитивных компетенций, соответствующих избранной ими профессиональной специализации, но и конструирование у них универсальных компетенций, характеризующих статус выпускников образовательных организаций высшего образования.

Цель статьи - рассмотреть основные проблемы, возникающие при обучении иностранных курсантов в вузах Министерства обороны РФ, связанные с периодом их адаптации к новым условиям.

Задачами статьи можно считать следующие:

- систематизировать основные проблемы адаптации иностранных курсантов;

- дать рекомендации по уменьшению влияния трудностей в обучении иностранных курсантов, возникающих в связи с периодом их адаптации;

- провести статистическое исследование в виде опроса иностранных курсантов относительно восприятия ими проблем обучения, связанных со сменой привычного социума.

Методы исследования включают анализ научной литературы по теме, а также аппарат математической статистики в практических исследованиях основных проблем адаптации иностранных курсантов.

Научная новизна работы определяется авторской классификацией изучаемых объектов и их систематизацией.

Теоретическая значимость статьи состоит в том, что анализ вопросов адаптации позволяет сформулировать и систематизировать основные проблемы, возникающие при обучении иностранных курсантов, с целью выработки рекомендаций по устранению этих педагогических проблем. Практическая значимость заключается в возможности дальнейшего применения результатов исследования для повышения качества образования иностранных военнослужащих в военных вузах Российской Федерации.

Изложение основного материала статьи. Процесс обучения иностранных военнослужащих во многом зависит от их адаптации на территории России, готовности получать профессиональные знания в условиях военного вуза и формировать соответствующие компетенции. При этом следует выделять три отдельных объекта такой адаптации:

- образовательный процесс;

- социокультурные характеристики российского общества;

- военная субкультура как составной элемент педагогического процесса военного вуза.

Следует отметить, что исследования особенностей адаптации иностранных курсантов в настоящее время осуществляется в противоречивом контексте.

С одной стороны, эта проблема рассматривалась в рамках достаточно большого количества исследований, а с другой стороны, наблюдается дефицит специальных исследований прикладного характера, предметом которых является специфика организации, содержания и осуществления образовательного процесса, реализуемого в военном вузе по отношению к иностранным военнослужащим.

Ключевым фактором, определяющим особенности статуса иностранных курсантов в качестве субъекта образовательного процесса на современном этапе, является их этномаргинальность. Данная характеристика подразумевает особое социальное состояние иностранного военнослужащего и возникает в связи с его длительным нахождением в социуме другого государства, в результате чего образуется своеобразный «вакуум» личностной идентичности.

Очевидно, что усвоение новых знаний, определяющих профессиональную компетентность курсантов образовательной организации высшего образования, тесным образом связан с процессом их социокультурной адаптации, которая существенно затруднена в силу того, что образовательный процесс осуществляется не на родном для иностранного курсанта

Вышеуказанное обстоятельство определяет исходную «ограниченность» образовательного воздействия на иностранного курсанта. Иными словами, иностранный курсант объективно сталкивается с невозможностью эффективного и результативного усвоения учебного материала по целому ряду причин: сложность учебного материала, большой объем новых знаний, чувство усталости, которое испытывают курсанты в результате выполнения функциональных обязанностей, связанных со службой войск и многие другие [5]. По результатам опроса иностранных курсантов, прибывших из дальнего зарубежья, на сложность учебного материала указывали 90% курсантов, на большой объем материала - 83%, на усталость -93% респондентов.(см. Табл. 1).

Отсутствие специальных адаптационных программ для иностранных курсантов приводит к возникновению каждодневных проблемных ситуаций, обусловленных затруднениями или невозможностью совершения нормальных социально-значимых действий разной степени важности.

Социокультурная адаптация иностранных курсантов, проходящая спонтанно в ходе учебного процесса, увеличивает внешнее стрессовое воздействие на них, а также нагрузку на учебно-воспитательный сектор образовательного учреждения, сотрудники которого, как правило, не имеют соответствующей профессиональной подготовки. В результате качество усвоения иностранными курсантами новых знаний значительно страдает.

Следствием отсутствия специальных адаптационных программ доя иностранных курсантов является и негативное влияние на них географического (удаленность от дома) и природно - климатического (отмечали 79% курсантов), а также временного факторов (74% курсантов).

Кроме того, на статус иностранного курсанта в образовательном процессе российского военного вуза оказывает негативное воздействие и социальный фактор, который обуславливает статусно-ролевые противоречия.

Типичным проявлением таких противоречий являются различия в социальном статусе военнослужащего иностранного государства и России, материальном обеспечении военной службы, требованиях армейских уставов и традициях военного воспитания, восприятии социальной ответственности, возникающей в процессе обучения. Ключевое значение в этой связи приобретают различия в формах организации образовательного процесса.

В результате воздействия вышеуказанных обстоятельств у иностранных курсантов, как правило, формируется «внутренняя ограниченность» при усвоении образовательных программ, которая находит проявление в спонтанном противопоставлении социокультурных сред, непонимании и отторжении российской социальной действительности.

Адаптацию иностранных курсантов к отечественному образовательному процессу, несомненно, осложняет и воздействие традиционных аспектов, характерных для процесса усвоения социальной роли курсанта.

Сложности, связанные с прохождением «основного» уровня социокультурной адаптации иностранных курсантов, обуславливают конкретные методические сложности организации образовательного процесса. В наибольшей степени они проявляются в смешанных учебных группах, состоящих из российских и иностранных курсантов.

Основные трудности проведения занятий в таких группах связаны с разным уровнем исходной подготовки иностранных курсантов, которые, в свою очередь, определяются различиями в образовательных стандартах средней школы зарубежных стран (такие отличия отмечали 89% опрошенных курсантов). Другими словами, «дифференцированность» исходного образовательного уровня иностранных курсантов также существенным образом влияет на их характеристики в качестве субъектов образовательного процесса. По уровню исходной готовности к обучению в российских военных вузах выделяют три основные группы курсантов: группа с недостаточной степенью готовности; группа с необходимой степенью готовности; группа с высокой степенью готовности [2].

В связи с наличием дифференцируемости исходного образовательного уровня преподаватель при проведении аудиторных учебных занятий вынужден уделять больше времени иностранным курсантам, а ликвидация пробелов в их знаниях приводит к отклонению от учебного плана, и в конечном итоге к ненадлежащему выполнению образовательного стандарта по отдельно взятой дисциплине.

Итак, следует еще раз подчеркнуть, что современный образовательный процесс в специализированных учебных заведениях, входящих в систему министерства обороны, с участием иностранных курсантов сопряжен с наличием многочисленных сложностей, основной из которых является отсутствие специальных программ, обеспечивающих социокультурную адаптацию курсантов, что создает при организации образовательного процесса многочисленные методические проблемы, отрицательно влияющие на его качество.

Эти проблемные аспекты образуют для иностранных курсантов военных вузов систему внутренних и внешних ограничений в процессе получения ими профессиональных компетенций. В этой связи ключевая особенность их статуса в качестве субъектов образовательного процесса определяется необходимостью организации для них педагогического сопровождения, под которым будем понимать гуманистически ориентированную, специально организованную педагогическую деятельность объединяющую всех участников педагогического процесса в военных вузах Министерства обороны РФ [3].

Это педагогическое сопровождение иностранных курсантов военных вузов РФ возможно реализовать исключительно на основе осуществления целого комплекса социально-психологических, военно-служебных и собственно педагогических адаптационных условий.

Ключевой предпосылкой практической реализации комплекса условий педагогического сопровождения иностранных курсантов в российских вузах является последовательная реализация дидактического принципа доступности обучения. Содержание данного принципа формулирует основополагающее правило обучения, в соответствии с которым устанавливается прямо пропорциональная зависимость между характером, содержанием и процессом усвоения учебного материала, и личностными характеристиками обучаемых (прежде всего, уровнем их социокультурного развития и военно-профессиональной подготовки).

Практическая реализация принципа доступности определяет специфические особенности педагогического воздействия на иностранных курсантов, которые заключаются в поэтапном и направленном формировании у них комплекса профессиональных компетенций, предусмотренных образовательным стандартом, с учетом определения оптимальной меры возможности освоения учебного материала в рамках той или иной технологии обучения. Очевидно, что указанные требования могут быть реализованы лишь в контексте обеспечения надлежащих организационно-методических условий обеспечения профессионального военного образования на всех его уровнях в рамках системного подхода.

В частности, на высшем управленческом уровне должен быть утвержден специальный образовательный стандарт подготовки иностранных курсантов, согласованный с требованиями соответствующих международных договоров о военном сотрудничестве и взаимодействии; на уровне образовательных организаций высшего военно-профессионального образования необходимо утверждение соответствующих учебных планов подготовки иностранных курсантов, а также системы профессиональной подготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, задействованного для проведения учебных занятий с иностранными курсантами; на уровне первичных учебных подразделений (кафедр) необходимо утвердить специальные рабочие программы и дидактические материалы для проведения занятий с иностранными военнослужащими; на уровне преподавания отдельных учебных дисциплин следует определить необходимый уровень сложности изучения учебного материала (то есть обеспечить адаптивный контент) с учетом исходного уровня первичных знаний по предмету и психологических особенностей иностранных военнослужащих, проявляемых в процессе обучения. Важно отметить, что педагогическое сопровождение иностранных курсантов, реализуемое на основе принципа доступности, не представляется возможным без их деятельностного участия в рамках определенной специфики учебной деятельности. Такая специфика должна предполагать большие временные затраты в процессе изучения лекций и материала учебных пособий, проявление творческой активности в ходе семинарских и практических занятий, стимулирование постоянной мотивации к саморазвитию.

Как было отмечено, в качестве отдельного объекта адаптации иностранных курсантов в образовательных учреждениях высшего образования Министерства обороны РФ следует рассматривать военную субкультуру, которая является частью военной культуры, представляющую собой «совокупность духовных и материальных ценностей, образованных в процессе воинской деятельности». При этом ее главной отличительной характеристикой является «корпоративность, заключающаяся не только в том, что можно говорить, а что нет, но и в том в каких социально-бытовых условиях проживают военнослужащие и люди, связавшие свою жизнь с военным делом» [4].

В рамках военного вуза функционирует военная субкультура, представляющая собой разновидность военной культуры, идентифицирующая группы людей по определенным признакам, ключевыми из которых являются общие групповые ценности, а также общие цели, реализуемые в рамках совместной деятельности. В рассматриваемом случае в качестве такой деятельности следует рассматривать участие в образовательном процессе военного вуза.

Выражением «наличного бытия» военной субкультуры является совокупность социально значимых признаков, таких как единая атрибутика ее представителей, корпоративные нормы, особый разговорный стиль, а также возраст субъектов, входящих в состав группы, являющейся носителем данной субкультуры.

Военная субкультура отражает сущность специфического образовательного процесса, реализуемого в образовательных организациях высшего образования, входящих в структуру Министерства обороны РФ. Его специфика, в первую очередь,

определяется его целевым назначением, которое в мирное время заключается в обеспечении поддержания высокой боевой готовности воинских частей и подразделений, обеспечении успешного решения ими разнообразных учебно-боевых задач [4]. Соответственно, в рамках данного процесса должно быть обеспечено формирование и закрепление в структуре личности каждого курсанта высоких боевых, морально-психологических и профессиональных качеств.

Отражая содержание вышеуказанного процесса, военная субкультура представляет собой объективно-субъективный социальный феномен, поскольку, с одной стороны, отдельные ее субъекты, в частности, иностранные курсанты принимают деятельностное участие в формировании его внешних атрибутивных характеристик, а с другой - эти характеристики формируют по отношению к ним внешнюю социальную реальность объективного характера. Сущность адаптационного процесса иностранных курсантов заключается в том, чтобы осуществлять свою деятельность в рамках данной реальности, преодолевая разнообразные трудности и не допуская разнообразных девиаций.

Современные исследователи выделяют несколько групп адаптационных сложностей, связанных с приспособлением к военной субкультуре. Первая группа таких сложностей обусловлена процессом становления иностранных курсантов в соответствующей должности. Вторая группа сложностей связана с многообразием психотипов обучающихся. Третья группа сложностей определяется особенностями решаемых задач, возникающих в процессе служебной деятельности [4].

Данные аспекты необходимо учитывать при построении эффективной системы обучения иностранных военнослужащих.

Для выявления проблем адаптации иностранных военнослужащих был проведен опрос среди иностранных курсантов из стран дальнего зарубежья. Им были заданы вопросы, касающиеся проблем, с которыми они сталкивались в процессе обучения. Результаты опроса отражены по степени значимости в таблице 1, а также на рисунке 1.

Таблица 1

Результаты опроса иностранных курсантов из стран дальнего зарубежья о проблемах в обучении,

обусловленных процессом адаптации

№ Проблема Процент респондентов, отмечающих проблему

1. Обучение не на родном для иностранного курсанта языке 100

2. Чувство усталости вследствие выполнения функциональных обязанностей, связанных со службой войск 93

3. Сложность учебного материала 90

4. Различие образовательных стандартов средней школы стран 89

5. Изменение социального статуса 86

6. Большой объем учебного материала 83

7. Изменение социокультурной среды 81

8. Влияние географического фактора, изменения природно-климатических условий 79

9. Влияние изменения часового пояса 74

100 90 80 70 60 50 -10 30 20 10 о

С 1 Обучение не ни родном языке

2. Чувство усталости

3. Сложно сть материала

4.Различие образ.стандарт об

5.Изменение соц.статуса

6.Большой объем материала

7.Изменение социокультурной среды

8.Влияние географического фактора

9.Влияние изменения час. пояса

Рисунок 1. Результаты опроса иностранных курсантов из стран дальнего зарубежья о проблемах в обучении,

обусловленных процессом адаптации

Итак, можно сделать вывод о том, что процесс обучения иностранных курсантов образовательных организаций высшего образования, входящих в систему Министерства обороны РФ, имеет ярко выраженную специфику, обусловленную особенностями статуса иностранных военнослужащих в качестве субъектов образовательного процесса.

Выводы. Данные особенности выражаются в наличии объективных затруднений, возникающих при формировании профессиональных компетенций, преодолеть которые представляется возможным исключительно посредством осуществления адаптационных мероприятий в рамках системы личностно ориентированного педагогического сопровождения, предполагающего, во-первых, разработку и реализацию особой системы мер педагогического воздействия, основанную на приоритете дидактического принципа доступности, во-вторых, наличие специальной профессиональной компетенции у профессорско-преподавательского состава, в-третьих, осуществление широкого спектра организационно-методических мероприятий психолого-воспитательного характера на всех уровнях образовательной организации, наконец, в-четвертых, повышенную интенсивность самостоятельной работы иностранных курсантов.

Литература:

1. В Минобороны России отмечают рост числа иностранных курсантов в военных вузах страны [Электронный ресурс] // Звезда: сайт. -2021. - URL: https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201809281441-mil-ru-lto4r.html (дата обращения: 17. 02. 2023)

2. Монахова, Л.Ю. Исследование уровней готовности иностранных курсантов к обучению в военных вузах / Л.Ю. Монахова,В.В. Танюхина//Человеки образование. -№ 1. -2012. -С. 112-115

3. Павлушкина, Т.В. Педагогическое сопровождение социальной адаптации иностранных военнослужащих в российском военном вузе: автореферат дисс... канд. пед. наук. 13.00.01 / Павлушкина Татьяна Викторовна. - Благовещенск, 2015.-23 с.

4. Савченко, В.М. Военная субкультура как составной элемент педагогического процесса военного вуза / В.М. Савченко, В.Я. Слепов // Теория и практика профессионального образования офицеров в военных вузах Российской Федерации. - М.: Военный Университет, 2018. - С. 143.

5. Тенитилов, П.С. Обучение иностранных военнослужащих на основе принципа доступности: дисс... канд. пед. наук: 13.00.08 / Тенитилов Павел Сергеевич. - Москва, 2018. - 185 с.

6. Izmaylova, N.V. Scientific worldview as a basis for foreign cadets of military institutions adaptation / N.V. Izmaylova, N.L. Borisova, I.S. Izmaylova, O.K. Shevchenko II В сборнике: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Krasnoyarsk, Russia, 2021. - C. 2365-2371

Педагогика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 373.24

кандидат педагогических наук, доцент Измайлова Рання Геннадьевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат филологических наук, доцент Шейнова Татьяна Геннадьевна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования по формированию связных высказываний у детей младшего дошкольного возраста. В теоретической части рассмотрено понятие связного высказывания и процесс его формирования и развития в дошкольном возрасте. Приведены результаты эмпирического исследования, направленного на проверку гипотезы об эффективности влияния различных форм и методов на формирование связных высказываний у дошкольников. Среди них выделены наиболее эффективные методы, формы и техники: разнообразные игры, наглядное моделирование или мнемотехника, сказкотерапия, загадки, театрализованные представления, авторские методики, нацеленные на формирование связных высказываний у младших дошкольников. Приведены результаты экспериментального исследования по формированию связных высказываний, которое было осуществлено в 2022-2023 учебном году среди 84 младших дошкольников экспериментальной группы и 92 детей контрольной группы из 6 дошкольных образовательных организаций Орехово-Зуевского городского округа. Путем эмпирического исследования подтверждена эффективность различных форм и методов работы при развитии умения у младших дошкольников составлять связные высказывания. Сделан вывод о необходимости осуществления специальной работы по формированию и дальнейшему развитию связных высказываний у младших дошкольников.

Ключевые слова: детский сад, младший дошкольный возраст, связные высказывания, формирование, развитие, педагог, родители.

Annotation. The article presents the results of theoretical and empirical research on the formation of coherent statements in children of primary preschool age. In the theoretical part, the concept of a coherent statement and the process of its formation and development in preschool age are comprehensively studied. The results of an empirical study aimed at testing the hypothesis about the effectiveness of the influence of various forms and methods on the formation of coherent statements in preschoolers are presented. Among them, the most effective methods, forms and techniques are highlighted: various games, visual modeling or mnemonics, fairy tale therapy, riddles, theatrical performances, author's techniques aimed at the formation of coherent statements in younger preschoolers. The results of an experimental study on the formation of coherent statements are presented, which was carried out in the 2022-2023 academic year among 84 junior preschoolers in the experimental group and 92 children in the control group from 6 preschool educational organizations of the Orekhovo-Zuevsky urban district. Through empirical research, the effectiveness of various forms and methods of work in developing the ability of younger preschoolers to compose coherent statements has been confirmed. It is concluded that it is necessary to carry out special work on the formation and further development of coherent statements in younger preschoolers.

Key words: kindergarten,junior preschool age, coherent statements, formation, development, teacher, parents.

Введение. Основные документы, которые регламентируют работу педагога дошкольного образования, обращают к речевому развитию как важному аспекту в общем становлении ребенка, начиная с раннего возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает педагогов на «обеспечение равных возможностей в период дошкольного детства ... независимо от ...языка» [8]. Федеральная образовательная программа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.