Научная статья на тему 'Адаптация иностранных участников международного рынка к условиям ведения бизнеса в России'

Адаптация иностранных участников международного рынка к условиям ведения бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
484
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бизнес в России / 5 сил Хофстеда / индивидуализм / коллективизм / мужественность / женственность / избегание неопределенности / дистанция власти / краткосрочная ориентация / долгосрочная ориентация / business in Russia / 5 dimensions of Hofstede / Individualism / collectivism / masculinity / femininity / uncertainty avoidance / power distance / short-term orientations / long-term orientations

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тригубец С. Ю.

В статье рассматриваются основные моменты ведения бизнеса с русскими, используя которые можно многое узнать о ведении бизнеса на территории Российской Федерации. А так же идет речь о том, как стать успешным среди русских. В данном исследовании используется модель, придуманная Хофстедом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация иностранных участников международного рынка к условиям ведения бизнеса в России»

Адаптация иностранных участников международного рынка к условиям ведения бизнеса в России

Тригубец С. Ю.

Аннотация

В статье рассматриваются основные моменты ведения бизнеса с русскими, используя которые можно многое узнать о ведении бизнеса на территории Российской Федерации. А так же идет речь о том, как стать успешным среди русских. В данном исследовании используется модель, придуманная Хофстедом.

Ключевые слова: бизнес в России, 5 сил Хофстеда, индивидуализм, коллективизм, мужественность, женственность, избегание неопределенности, дистанция власти, краткосрочная ориентация, долгосрочная ориентация;

Keywords: business in Russia, 5 dimensions of Hofstede, Individualism, collectivism, masculinity, femininity,

uncertainty avoidance, power distance, short-term orientations, long-term orientations.

Сегодня мы живем в новом веке — веке глобализации и новых технологий. Это такое время, когда все границы убраны, когда можно беспрепятственно проводить коммуникацию с людьми из разных стран. Можно с легкостью перемещаться из одной страны в другую. Вести бизнес с зарубежными партнерами. Технологии нам помогают поддерживать связь со своими партнерами. Мы можем осуществлять коммуникацию со своими партнерами, как назначая встречу лицом к лицу, так и общаясь, используя различные технологии: общение по e-mail, skype, либо общаясь по телефону. Конечно же у каждого из способов общения есть свои положительные и отрицательные стороны. Все это помогает людям из разных стран вести бизнес друг с другом. Но не стоит забывать и о том, что мы все разные. Мы живем в разных странах, у нас разное воспитание, разное представление о хорошем и плохом, разные ценности, религия, разные привычки, ну и конечно же разные представления о ведении бизнеса. Но в условиях современного мира, мы просто обязаны уметь работать в международном сообществе. Ведь порой очень трудно адаптироваться в чужой, иностранной атмосфере. Для благополучной адаптации нужно владеть необходимыми знаниями о правилах поведения и о правилах ведения бизнеса в конкретной стране. От незнания правил поведения и менталитета общества, по приезду у человека может произойти культурный шок. Я приведу пример: Наш мир можно рассмотреть как множество аквариумов, где каждый аквариум — это страна, со своими правилами, законами, нормами, религией и своими жителями т.д. и т.п. И вдруг одну рыбку берут и из одного аквариума перемещают в другой, где свои правила, своя атмосфера, другие рыбки, все по-другому. И в таких условиях нужно уметь успешно вести свою деятельность, принимать верные решения. Я для этого мы должны быть хорошо подготовлены. Эту статью будет интересно почитать, как иностранцам, которым интересно узнать о культурной стороне ведения бизнеса в России, так и россиянам, для того, чтобы проанализировать свою работу с представителями иностранных государств.

Мы проанализируем Россию и взаимоотношение ее с другими культурами. Для нашего исследования мы используем труды очень известного всему научному миру ученого — Хофстеде. Этот анализ, нам должен помочь сделать выводы о русском человеке, о его менталитете, о том как вести бизнес с русским человеком, помогут грамотно проводить коммуникацию с русскими

Экономические науки

и организовать свой бизнес на территории России, так сказать адаптироваться к чужой и незнакомой среде.

Мы исследуем Россию, через придуманную Хофстедом модель, которая состоит из 5 сил. Через них мы будем постепенно получать больше информации о России относительно других культур. Хофстеде разработал свою модель специально, чтобы представители из разных культур могли с наибольшей эффективностью коммуницировать друг с другом. Мы можем проанализировать показатели по России, разработанные Хофстедом и сделать важные выводы о российской деловой культуре. С помощью данного исследования можно избежать грубых ошибок при общении с представителями разных культур. А соответственно это повлияет на эффективность ведения бизнеса с различными странами. 5 сил по Ховстеду включают себя: дистанция власти, индивидуализм

— коллективизм, мужественность — женственность, избежание неопределенности, долгосрочная — краткосрочная ориентация.

Источник: [1]

В таблице представлены социально-культурные данные по России относительно других стран, разработанные Хофстедом.

Итак, начнем с первой силы — это Дистанция власти. Данный показатель у России находится на очень высоком уровне, аж 93 из 100. Этот аспект имеет место, когда люди в обществе не равны. Те. власть в стране распределена неравномерно. Россия имеет индекс 93, а это значит, что она входит в 10% стран с самой большой дистанцией власти в мире. Это подчеркивает тот факт, что в самой большой стране в мире 2/3 всех иностранных инвестиций сосредоточено в столице России — в Москве. А так же весь финансовый потенциал на 80% сосредоточен в Москве. Имеет место большое разделение людей, которые имеют очень большую власть в своих руках и тех, кто не имеет ни малейшего намека на власть. Благодаря этому придается большое значение статуса в России. Статус очень важен в России. Порой он важнее даже чем деньги, хорошая работа. Если в России, ты занимаешь очень высокий пост, то решить вопросы будет гораздо проще. Статусу в России отдается предпочтение перед заработной платой. К человеку, который занимает высокий статус, подчиненные, окружающие люди будут относится с уважением и почестями. Так же проявление статуса в бизнесе должно отражаться во всех сферах, будь это визиты, переговоры, сотрудничества. Присутствует четкая иерархия сверху — вниз.

Следующая сила по Хофстеду — это Индивидуализм/ Коллективизм. Индекс России — 39 из 100, это значит, что общество в России более коллективистское, нежели индивидуалистическое. Общества в странах можно поделить либо на индивидуалистические, либо на коллективистские. Индивидуалистические общества рассматривают себя в обществе с позиции «Я». А коллективистские с позиции «Мы». В индивидуалистических обществах человек сначала заботится о себе и о своих проблемах. В коллективистских обществах, человек принадлежит к определенной группе, которые заботятся друг о друге. Дети в индивидуалистических обществах после совершеннолетия переезжают от родителей, и связь с ними становится очень низкой. В коллективистских же обществах, а Россия считается больше коллективисткой, нежели индивидуалистской, приняты очень крепкие связи с родственниками, друзьями. Как говорится: «Один за всех и все за одного». В России принято говорить. Когда россияне планируют прогуляться с друзьями, они говорят: «Мы с друзьями», вместо «Я и мои друзья». В России имеет огромное значение взаимоотношение с людьми. Имеет место быть, так называемые «связи». Если ты имеешь связи, то решить многие вопросы можно будет гораздо проще. Будет иметь место, так называемый «блат». «Блат» - это помощь в решении проблем от хорошо знакомых людей, либо значительная скидка, либо еще какие-то привилегии, которые ты получаешь благодаря «связям». Тебе будет гораздо проще получить нужную информацию, благодаря успешному общению с нужными людьми. Мое личное мнение, что в ближайшем будущем российское общество станет более индивидуалистическим, т.к. люди начинают больше заботится о себе. Люди начинают брать пример с запада, где человек — индивидуалист показывает себя как успешного и независимого человека.

Следующая сила, обозначенная Хофстедом — коэффициент мужественности/женственности в конкретной стране. Высоким балом — будет означать, что общество более мужественное. Мужественное общество будет зависеть от конкурентности, победы и успеха. Те. успех будет определяться лучшими, лидерами. Такая система начинает стартовать еще в школе и продолжаться в течении организационного периода. Низкий бал будет означать, что общество более женственное. Это означает, что в обществе действуют такие ценности, как забота о других и качество жизни. Главным моментов здесь является то, что мотивирует людей. Если это желание быть лучшим, значит общество мужественное. Если любовь к тому, что ты любишь делать — тогда общество является женственным. Росиия характеризуется достаточно невысоким баллом — всего лишь 36 из 100. Это значит, что Россия принадлежит больше к женственному обществу. Русские при встрече с незнакомыми людьми и разговоре на профессиональные, рабочие, либо личные темы, обычно занижают свои личные достижения, возможности или способности. Они говорят очень скромно о себе. Та же можно заметить тот факт, что ученые, врачи, научные деятели живут на достаточно скромном уровне жизни. Доминирующее поведение может иметь место, когда оно исходит от босса, но оно не оценивается среди сверстников.

Всероссийский журнал научных публикаций

№ 1(16) 2013

41

Избегание неопределенности. Эта сила имеет место быть тогда, когда общество считает, что люди никогда не смогут знать свое будущее, то что произойдет в будущем, так называемая неопределенность. При наименьшем балле избегания неопределенности, человек будет испытывать огромный дискомфорт при существовании неопределенности. В таких обществах люди стараются всеми возможными способами снизить уровень неопределенности. В таких обществах люди привыкли жить по правилам, и отсутствие таковых приводит человека в некий ступор и появлению неопределенности в будущем. Все тщательно планируется до мелочей, чтобы исключить появление непредвиденных ситуаций. Люди очень тяжело реагируют на появление изменений. В культурах с наибольшим баллом наоборот, люди сходят из такого мышления, что все предугадать нельзя, и люди предпочитают действовать на месте. В таких обществах люди любят импровизировать. Россия имеет 95 баллов из 100 (высокая степень избегания неопределенности). Россия основала одну из самых сложных бюрократических систем в мире. Русские очень любят импровизировать и действовать на месте, ничего не планируя. Детальный брифинг в России считается очень распространенным явлением. Русские предпочитают иметь контекст и справочную информацию. Русские не боятся перемен, так как большинство из них считают, что хуже уже не будет.

Краткосрочная или долгосрочная ориентация означает то, на что направлено общество. Долгосрочное видение ситуации это терпеливое ожидание результатов, инвестирование в будущее. При долгосрочно ориентации люди склонны к сбережениям, экономны, склонны к инвестициям в недвижимость. Напротив — краткосрочная ориентация общества говорит о том, что люди склонны жить «одним днем». В таких обществах люди ожидают быстрого результата. Люди привыкли быстро зарабатывать и быстро тратить. Люди не склонны к сбережениям и накоплениям. В таких обществах выстраивание отношений между людьми происходит с помощью всевозможных подарков и презентов. К сожалению, данных по уровню краткосрочной/ долгосрочной ориентации у Хофстеда по России нет. Но мое мнение, что российское общество относится больше ко второму типу — краткосрочно-ориентированное общество. Так как русский человек привык жить сегодняшним днем и не смотреть в прошлое и будущее. Такое мышление появилось еще со времен перестройки. Из-за нестабильности, существующей в то время, люди не привыкли скапливать денежные средства и радоваться тому, что сегодня жив, здоров и все хорошо. Русские привыкли жить сегодня и сейчас, так же и в бизнесе они привыкли поддерживать настоящие доходы, успехи компании и с недоверием относятся ко всему долгосрочному.

В завершении статьи, хотелось бы сказать о том, что в каждой стране, с каждой культурой есть определенные нюансы ведения бизнеса. И для успешного ведения бизнеса, дел, переговоров в чужой стране стоит предварительно подготовиться, узнать культурные, социальные и экономические стороны выбранной страны. Так же и Россия не исключение. Данная страна, народ в ней имеет определенные особенности, отличные от других стран, людей. Выше по тексту, мы разобрали

основные характеристики данной страны, те параметры, которые необходимо знать при ведении бизнеса в России. Надеюсь, что данная статья поможет получше узнать о России и о людях, живущих в данной стране, а самое главное — поможет в ведении бизнеса на территории Российской Федерации.

Список использованных источников

1. Официальный сайт Хофстеде - http://geert-hofstede.com/ russia.html

2. Geert Hofstede, Gert Jan Hofstede, Michael Minkov, Cultures and Organizations: Software of the Mind. 3rd Edition, McGraw-Hill USA, 2010;

3. Geert Hofstede, Masculinity and Femininity: The Taboo Dimension of National Cultures. Thousand Oaks CA: Sage Publications, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.