Научная статья на тему 'Адаптация иностранных студентов к жизнедеятельности в вузе'

Адаптация иностранных студентов к жизнедеятельности в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ГОМЕОСТАЗ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ADAPTATION / HOMEOSTASIS / FOREIGN STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дацишин Павел Трофимович, Николаенко Оксана Александровна, Стельмощук Павел Олегович

В статье анализируются вопросы адаптации иностранных студентов в Винницком медицинском вузе в новой стране. Исследование показало социально-психологические факторы, определяющие эффективность процесса адаптации иностранных студентов к учебно-воспитательному процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дацишин Павел Трофимович, Николаенко Оксана Александровна, Стельмощук Павел Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация иностранных студентов к жизнедеятельности в вузе»

Thus, the implementation of aspects of academic literacy in the universities of Kazakhstan faces a number of important and urgent problems, creating unwieldy given direction. In this context, first of all, it is necessary to revise the very structure of the teaching of disciplines, as well as the approach of teachers to conduct classes. The main burden in training the student should carry appropriate and independently under the guidance of his mentor. Perhaps rethinking approaches to the education system will create favorable conditions for the realization of the academic literacy in high schools of Kazakhstan.

References

1. Krutikova O. N. Academic Writing in conditions of «academic capitalism» // Higher education in Russia, 2012. - № 5. - P. 43-47.

2. Mironov E. V. Formation academic literacy of students: the experience of the Faculty of Public Administration // Higher education in Russia, 2013. - № 7. - P. 101.

3. Korotkina I. B. From language center to the center of academic writing // Higher education in Russia, 2013. - № 8-9. - P. 120-124.

Adaptation of foreign students to vital activity in the high school Datsyshyn P.1, Nikolaenko O.2, Stelmoshchuk P.3 (Ukraine) Адаптация иностранных студентов к жизнедеятельности в вузе Дацишин П. Т. , Николаенко О. А. , Стельмощук П. О. (Украина)

2Дацишин Павел Трофимович / Datsyshyn Pavel - кандидат медицинских наук, доцент;

2Николаенко Оксана Александровна / Nikolaenko Oksana - кандидат биологических наук,

доцент,

кафедра нормальной физиологии;

3Стельмощук Павел Олегович / Stelmoshchuk Pavel - ассистент, кафедра нормальной анатомии,

Винницкий национальный медицинский университет им. Н. И. Пирогова, г. Винница, Украина

Аннотация: в статье анализируются вопросы адаптации иностранных студентов в Винницком медицинском вузе в новой стране. Исследование показало социально -психологические факторы, определяющие эффективность процесса адаптации иностранных студентов к учебно-воспитательному процессу.

Abstract: the article analyzes the problem of adapting of foreign students at the medical university in Vinnitsa. Sociological research has revealed socio-psychological factors that determine the effectiveness of the adaptation process of foreign students to the educational process.

Ключевые слова: адаптация, гомеостаз, иностранные студенты.

Keywords: adaptation, homeostasis, foreign students.

Адаптация (от лат. adapto - приспособляю) - приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза [3, c. 10].

Вопросы адаптации постоянно используются преподавателями университета, работающими с иностранными студентами младших курсов и деканатом по работе с иностранными студентами. Каждый год в университет приезжают иностранные граждане для учёбы на подготовительном факультете и основных факультетах: медицинском, стоматологическом и фармацевтическом. В настоящее время обучаются

218

студенты из 62 стран. Понимая, что мы настолько радикально изменили окружающую среду, для того, чтобы существовать в этой среде мы должны изменить себя.

Иностранные граждане приезжают из разных стран Африки, Азии, Латинской Америки и стран Европы. У всех были свои устои жизни, питания, учёбы и культуры.

Фундаментальная наша задача сегодня - достичь существенного взаимодействия иностранных студентов с окружающей новой средой их жизни, учёбы, чтобы это взаимодействие не принесло вреда их здоровью. Адаптация происходит не сразу, идёт длинная цепь реакций разных систем, одни из которых должны видоизменять свою деятельность, другие регулировать эти изменения [1, с. 20].

Начинается адаптация с жилья. Мы должны поселить в комнату общежития, стараемся поселить со своими земляками. Тут будет не только встреча сограждан, а также одна религия и привычки. А дальше вызываем ломку стереотипа. Дома в это время был день, различные развлечения, гулянья. У нас же ночь необходимо спать. На ранних этапах пребывания в Украине необходимо адаптироваться к новым условиям жизни. Наступает ломка стереотипа: нервная система и железы внутренней секреции с их гормонами должны работать в новых условиях. Гормоны гипофиза и коры надпочечников начинают секретироваться в данных условиях. На начальных стадиях действия на организм происходит изменение деятельности всех систем организма, изменяются некоторые его константы. Гомеостаз перестраивается на новый уровень, наиболее адекватный для конкретных условий [4, с.32]. Это может быть подтверждением того, что иностранным студентам трудно лечь отдыхать, а утром встать на занятия. Во время занятий быстро наступает утомление. После занятий студенты отдыхают, а потом начинают учить предметы на следующий день. Начиная с III курса и дальше, количество таких студентов уменьшается, что говорит о том, что у этих студентов наступает адаптация.

Это зависит от типа темперамента. Разные темпераменты по-разному реагируют на такие изменения в жизни. Студенты холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики реагируют не одинаково. Это особенно проявляется на взаимоотношениях с преподавателем во время практических занятий, на лекции или при посещении деканата по работе с иностранными студентами.

Эти моменты зависят также от физического состояния здоровья, которое зависит как от биологических факторов (наследственность), так и от сложного комплекса социальных, экономических, гигиенических, климатогеографических и других условий окружающей среды [2,с. 43].

Под влиянием неблагоприятных факторов среды уровень физического состояния здоровья снижается, а улучшение условий способствует его повышению.

Поселение иностранных студентов в общежитие - одна из составляющих улучшения здоровья при адаптации.

Здоровье иностранного студента, сопротивляемость его организма к новым условиям проживания в Украине, трудоспособность зависит от питания. Правильное и рациональное питание тоже является одним из условий адаптации иностранных студентов в другой стране. Университет тоже уделяет большое значение питанию студентов. В каждом общежитии оборудованы буфеты, в морфологическом корпусе значительно расширили буфет для приёма пищи. Отремонтирована столовая университета, где есть первые блюда, гарниры, сладкие блюда и различные соки. Есть специальные блюда для студентов, которые не употребляют свинину и диетическое питание для тех, у кого проблемы с пищеварительной системой. Для этого используют куриное мясо.

За здоровьем иностранных студентов следят врачи медицинского пункта, которые ведут амбулаторные карты на каждого студента, куда включены листы осмотра у разных специалистов. С одной стороны это профилактика, а с другой стороны лечение возникшего заболевания.

219

Каждый иностранный студент оформляет медицинский сертификат, который помогает ему в лечении возникшего заболевания или обострении хронического.

Для поддержания здоровья созданы условия для занятий спортом, участия в различных секциях при кафедре физического воспитания. Многие студенты участвуют в чемпионате университета по различным видам спорта, в том числе и в национальных видах игр.

Преподаватели университета всегда настраивают иностранных студентов на умелую мобилизацию резервов своего организма, на преодоление неприятных моментов жизненного характера, на уменьшение возможности заболевания.

Литература

1. Березин В. Г. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. М.: Наука, 2002. 270 с.

2. Витенберг Е. В. Социальные адаптации личности в условиях межкультурного общения. Авт. дисс. канд. псих. наук. СПб., 1999. 16 с.

3. Карпенко Л. А. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». 1998. 380 с.

4. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности. Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1988. 263 с.

The organization of family reading for junior schoolchildren Umarbekova A. (Republic of Kyrgyzstan)

Организация семейного чтения для младших школьников Умарбекова А. А. (Кыргызская Республика)

Умарбекова Анара Анарбаевна / Umarbekova Anara - старший преподаватель, кафедра педагогики, естественно-педагогический факультет,

Таласский государственный университет, г. Талас, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной статье рассмотрены значение, цели и задачи семейного чтения для младших школьников и методика его организации для родителей.

Abstract: the value, the purposes and problems of family reading for junior schoolchildren and a technique of its organization for parents are considered in this article.

Ключевые слова: семья, книга, формирование, воспитание ребёнка, мировоззрение ребёнка, правильный ориентир, жизненные ценности, социальный институт, любовь к чтению, потенциал ребенка, семейное чтение.

Keywords: family, book, formation, education of the child, outlook of the child, correct reference point, vital values, social institute, love to reading, child's potential, family reading.

В данное время особое внимание обращается на организацию семейного чтения. Так как снижение интереса школьников к чтению обретает в последнее время массовый и тенденциозный характер. Такая ситуация, в свою очередь, негативно влияет на качество обучения. Каким образом можно пробудить интерес ученика к чтению? Как нам представляется, один из возможных путей решения проблемы - это организация семейного чтения. Правильная организация семейного чтения способствует духовному, интеллектуальному развитию школьника, развивая в нём любовь и интерес к чтению. По результатам специальных исследований было доказано, что семейному чтению в семьях, особенно в сельской местности, не придаётся значения на должном уровне. 82 % родителей на вопрос анкетирования об

220

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.